Речевая активность детей снижается потому что. Доклад: "Развитие познавательно - речевой активности ребенка через использование развивающих игр". Игровое упражнение «Если бы…»

Речь – чудесный дар природы, не дается человеку от рождения.

Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые: родители, педагоги должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

Как часто мы слушаем выступления разных людей, и вот парадокс: одних ораторов слушаешь со всем вниманием, осмысливая каждое выданное слово; на выступлениях же других, с трудом воспринимаешь суть сказанного.

Участие детей в планировании фестивалей, экскурсий и других мероприятий должно дать им ощущение, что их воспринимают серьезно с их пожеланиями и идеями. Спонтанно возникающие события и ситуации, а также особые интересы детей должны быть интегрированы в соответствующую групповую программу и могут быть связаны с текущими темами, такими как, Например, сезонные мероприятия, фестивали, экскурсии и языковое продвижение.

Обеспечение безопасности фиксированными справочными лицами. Важнейшим фактором для здорового психического развития ребенка является безопасность в привязанности к его или ее справочным лицам. Это в первую очередь родители, в первые годы жизни, особенно мать, которая дает ребенку внутреннюю безопасность и безопасность благодаря ее любящему вниманию, благодаря большому контакту с телом и надежному присутствию. Исследования показали, что малыши, которые имеют надежную связь со своими родителями, проявляют больше сострадания к другим людям, проявляют более выраженное социальное поведение, позже более устойчивы в конфликтных ситуациях и более независимы.

Отчего это зависит? Думаю, не ошибусь, если скажу, что от качества и количества словаря оратора, правильного подбора им слов и организации их в предложении, умения точно, последовательно, содержательно с интонационной выразительностью, эмоциональной окраской передавать содержание своего выступления.

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

Мы также хотели бы предоставить нашим детям возможность наладить хорошую связь со своей детской, которая берет на себя материнскую роль для них несколько часов в день. Это включает в себя тот факт, что ребенок воспитывает детей с любовью и с большим терпением, обеспечивает помощь и комфорт, когда дети нуждаются в этом, и дополняет пространственную безопасность объекта эмоциональной безопасностью.

Важным для начала детского сада является ознакомление детей. Это должно быть осторожным и дать каждому ребенку время, необходимое для того, чтобы привыкнуть к новой среде и установить отношения с опекунами. Период акклиматизации не ограничен во времени и может занять несколько недель, когда родитель присутствует или по вызову. Время, в которое ребенок желает отделиться от родителей, имеет решающее значение.

Развитие познавательно - речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлен он на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.

В домашних условиях дети много времени проводят около телевизора, компьютера, часто свободное время старших дошкольников отведено посещению различных кружков и студий. Чаще всего родители отмахиваются от детских вопросов, художественная и энциклопедическая литература если даже и читается, то очень редко обсуждается. И поэтому формирование познавательно-речевой деятельности в основном ложится на плечи воспитателей.

Для облегчения акклиматизации каждый ребенок получает ребенка от пяти до шести лет. Большие учатся ухаживать за другим ребенком, а новые интегрируются в группу быстрее и чувствуют себя принятыми. Мотивация и уверенность в себе благодаря положительному подкреплению.

Мы хотим поощрять и мотивировать их посредством положительной обратной связи во всех мероприятиях, где дети пытаются, потому что позитивное признание их действий играет ключевую роль в мотивации и делает что-то хорошее. Интерес и позитивное отношение взрослых к действию детей поощряют их в их уверенности в себе. Эта оценка проводится независимо от того, достигает ли ребенок определенной цели эффективности.

Проблема развития речи у детей особенно актуальна в настоящее время, так как из жизни ребенка уходит речь.

Речь неотделима от мира мыслей: в ней отражаются логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логической речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.

Многоязычие в детском саду. Наша цель - наилучшим образом содействовать языковому развитию каждого ребенка в соответствии с их лингвистической ситуацией и в соответствии с лингвистическими требованиями в начале начальной школы. Большинство детей, которые посещают наш питомник, будут говорить на родном языке в семьях, они также говорят на немецком или другом языке. Чтобы ценить и продвигать эти языки, в соответствии с которыми всем детям можно доверять многоязычие других людей, это еще одна важная цель языкового образования и является частью межкультурного подхода нашей образовательной концепции.

Умение общаться со сверстниками и другими людьми – одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребенка. Чем лучше будет развита его речь, тем выше гарантия успешного его последующего обучения.

Достижения ребенка в познании окружающего мира не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи.

Цель языкового образования состоит в том, чтобы достичь не только хороших знаний немецкого языка, но и развивать общую лингвистическую компетенцию детей, которая является основой для изучения всех языков и влияет на познавательное и социальное развитие детей. Многие компетенции способствуют этой общей языковой компетенции: слушать звуки, чувство ритма, способность общаться с другими, понимание фактических отношений, родной язык и второй язык.

Немецкий язык является общим языком общения всех детей и взрослых нашего учреждения. Это будет образовательный язык детей в школе. Поэтому продвижение способности детей выражать себя на немецком языке является главной целью нашей работы в детском саду.

Критическая ситуация в развитии речевой активности детей обусловлена рядом негативных факторов:

Ухудшение состояния здоровья детей

Существенное снижение объема «живого» общения родителей и детей

Глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе

Дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованной интенсификации (стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной), либо в равнодушном к нему отношении.

Успех многоязычного образования требует тесного сотрудничества с родителями. Главная ответственность за образование на семейном языке всегда будет с родителями. Однако, используя многоязычный персонал, у нас есть возможность интегрировать их в работу детского сада. Мы хотим поощрять и поощрять творческие и языковые способности наших детей во время пения, ремесел, ремесел и театральной игры. Религия в жизни детей и в повседневной жизни детского сада.

Религиозное воспитание детей является обязанностью родителей. Детская школа может быть дополнением к этому и, при необходимости, оказывать помощь, если родители этого пожелают. Предпосылкой для хорошего дополнения религиозного образования является взаимное признание ценностей и позитивное, терпимое отношение родителей к исламскому образованию.

Развитие речи – процесс сложный, творческий. Здесь необходимо вести целенаправленную, последовательную педагогическую работу, предполагающую использование арсенала специальных методов и собственных речевых упражнений ребенка.

Поэтому, я считаю, что речевое развитие было и остается главной задачей в деятельности педагогов ДО.

Религия и реальность не разделены. Вера пронизывает повседневную жизнь и может быть решена на месте. Природа, погода, общая еда, общая молитва, чистота, религиозные праздники и т.д. Это делает веру в Бога естественной частью реальности ребенка. Ребенок узнает, что Бог любим, что Он дает нам все, что нам нужно для жизни, и что Он создал природу в ее красоте. Дети должны научиться ценить творение как дар Бога.

Через религиозные истории, песни, молитвы и празднование исламских фестивалей дети изучают основы исламской веры и жизни. Когда мы молимся, дети узнают, что Бог слышит нас, что Он доступен, даже когда мы не можем Его видеть. Мы можем просить Его о чем-то и поблагодарить Его за все, что Он дал нам.

В текущем учебном году в ДО продолжается работа по созданию оптимальных условий для развития речевой компетенции воспитанников. Большое внимание уделяется методическому обеспечению педагогического процесса по данному разделу, использованию инновационных технологий, новейших методик.

Одной из годовых задач стала:

Ислам - очень социальная религия. Социальные и человеческие ценности, такие как сострадание, готовность помочь, терпимость, щедрость, честность, чувство ответственности и уважение к окружающим людям и творение, являются неотъемлемой частью исламской практики веры и к детям должны с любовью и состраданием обращаться к детям. Учитель берет примерную роль.

На исламских фестивалях и приготовлениях к этому мы хотели бы с нетерпением ждать детей и их семей. Для наших детей - ежегодный ритм Рамадана и жертвенного фестиваля. Мы также хотели бы помочь нашим соседям, Например, поблизости детская школа или начальная школа.

Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов у детей, проявления самостоятельности в их познавательно-речевом развитии.

Развивать речь ребенка, не включая его в познавательную деятельность невозможно, т.к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной.

Большинство мусульманских детей происходят из семей мигрантов и растут в своей собственной культуре. Поэтому продвижение интеграции, как уже упоминалось, является важной целью нашего детского сада. Два важных основных аспекта - часть интеграционной работы. Во-первых, познакомиться с культурой окружающей среды, в том числе с другими религиозными традициями, и в то же время оценить свое собственное культурное происхождение. Второе - это изучение общего языка, немецкого. Мы хотели бы подготовить наших детей к справедливому совместному проживанию в поликультурном обществе.

Поэтому приоритетом своей работы по развитию познавательно-речевой деятельности я выбрала развивающие игры.

Содержание познавательно-речевой деятельности в сочетании с игровой содействует обогащению словаря, раскрытию ретроспективного и перспективного взгляда на предметное окружение, расширению представлений о целесообразности создания человеком различный предметов, т. е. создает необходимые условия для формирования базиса личностной культуры ребенка.

С этой целью наш детский сад может внести ценный вклад из-за разнообразия его национальностей, поскольку наши дети не только из чистых семей мигрантов, но и из двояких браков с немецким или европейским супругом. Сотрудничество с родителями играет здесь важную роль, а также в других областях, поскольку они должны участвовать в процессе интеграции. Только если педагогические цели родительского дома поддерживаются, они являются многообещающими.

Кита-Патенкрейс, упомянутый выше, играет важную роль в этом контексте. Он создает прямую связь с немецкой культурой и гражданами Германии. На горизонте детского опыта также расширены посещения других детских садов, начальных школ, магазинов, церковных общин и т.д. и их приглашение. Контакт с немусульманскими детьми является важной частью межкультурного образования.

Положительное влияние игр развивающего характера обусловлено их особенностями - в них ярко проявляется взаимосвязь увлекательной игровой деятельности и процесса усвоения представлений и знаний детьми. В играх ребенок, без нажима и нарочитой тренировки, учиться наблюдать, выделять особенности различных предметов. Наличие познавательно-речевой задачи подчеркивает направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей. Задачи мною построены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни. Развивается способность аргументировать свои утверждения, дается возможность детям самим найти ответ, вспомнить, догадаться, сделать собственное умозаключение, используя свой прежний опыт и знания.

Через межрелигиозный диалог спонсирующая компания имеет широкий круг контактов с церквями Майнца и хотела бы распространить эти контакты на христианские образовательные учреждения. Дидактические методологические подходы. . Самость малыша еще не отделена от его внешнего мира. Все внешние воздействия действуют положительно или отрицательно непосредственно на душу ребенка. Он еще не может быть разделен эмоционально между собой и другим, все втекает в его мир чувств. Эта чувствительность также должна учитываться при дизайне комнат и выборе игрушек.

Сотрудничество детей во время игр создает благоприятные условия для развития их коммуникативных качеств, умение вести диалог, видеть и понимать позицию партнера, согласовывать свои действия. Дети начинают творчески мыслить, содержательно спорить, становятся инициативными в получении знаний, умений и навыков.

Сегодня к таким играм можно отнести Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Воскобовича, кубики Никитина, круги Луллия. Играя, ребенок без усилий, познает все сенсорные эталоны. Каждый раз, включаясь в игру, ребенок "открывает" маленькие истины, не получая при этом готовые рецепты.

В дизайне комнаты дети должны испытывать порядок и комфортное чувство безопасности. потому что ребенок может играть только расслабленно и творчески. Стены оформлены в теплых тонах, а также мебель и пол. Шторы, игровые салфетки или игровые карты гармонично вписываются в эту структуру и снабжены цветами, которые имеют мягкий, живой оттенок. Детский сад четко структурирован. Каждая игрушка имеет свое место. Этот внешний порядок дает детям безопасность и поддержку.

Все пространство живет в настроении соответствующего года или праздника. По сезону, событие моделируется по своему характеру или фестивалю. Мебель изготовлена ​​из дерева, и, по возможности, вся посуда изготовлена ​​из натурального материала. Каждый материал, такой как камень, оболочка, дерево, ткань или сосновые шишки, имеет свой особый внешний вид, удельный вес и типичный запах. Мы хотим добиться того, чтобы дети получали живое ощущение от разных натуральных материалов.

Развивающая игра влияет на совершенствование разных сторон речи детей, и, прежде всего, словаря. Дети знакомятся с понятиями «низкий - высокий», „узкий - широкий“, „длинной- короткий“ и др. Например, осваивая пространственное расположение предметов (относительно друг друга), дети обязательно усваивают их словесное обозначение (выше всех - ниже всех, медленно –медленнее, быстро–быстрее).

Как уже упоминалось, маленький ребенок реагирует непосредственно, физически и эмоционально, на все сенсорные впечатления, а не только на ум. Сложное чувственное впечатление, обладающее многими качествами, приводит к дифференцированной сети в мозге, в которой также участвуют чувства. Это имеет большое значение для более поздних познавательных и социальных способностей. Как правило, игрушка состоит из объектов, которые структурированы настолько просто, насколько это возможно, чтобы стимулировать воображение детей и, благодаря их простоте, оставляют место для самых разных целей.

Развивающие игры занимают особенно важное место в моей работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательно - речевое содержание и умственные задачи. Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно осваивает знания, которыми он оперирует. А, решая умственную задачу в игре, ребёнок научится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам. Этому виду игры я уделяю большое внимание, т.к. она развивает речевую активность ребенка. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задач. В этой игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. У дошкольников развиваются познавательные процессы и способности, они усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности.

Есть ткани, доски, деревянные блоки, корзины, раковины, каштаны, яблоки для фруктов, желуди, камни, сосновые шишки, несколько трикотажных или резных животных, несколько простых тканевых кукол, мебель для мастерской кукол, шерсть, игровые подставки, стулья и столы. Это, так сказать, «изначальный материал», из которого можно производить почти все. Например, как дерево в театре кукол или овощи в магазине. Тряпки - это все виды облицовки, стены дома, бинты для больных, парашют, подушка, одеяло. Строительные блоки имеют разную ширину и высоту, некоторые из которых также слегка наклонены от ветвей.

Сущность развивающей игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает его познавательную, речевую и умственную активность. В развивающей игре формируется познавательная деятельность ребенка, активизируется его речь.

Развивающие игры - особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а так же интересны и увлекательны для старших дошкольников, т.к. при этом они имеют возможность научиться видеть проблему, решать её, анализировать и сопоставлять факты, делать выводы, и добиваться результата.

В замысле, содержании развивающих игр заключена та или иная умственная задача, решение которой требует предварительного обдумывания.

Развивающие игры, обыгрываемые сюжеты активизируют речь детей. Дети рассматривают разные предметы, определяют их цвет и размер, местоположение, а затем закрепляют полученную информацию.

Осваивая игровые задачи, дети сопровождают свои действия объяснениями. Это положительно влияет на развитие речи, готовит их к усвоению сложного типа монолога - рассуждения. Можно использовать работу парами, задания, построенные на вопросах воспитателя детям и вопросах детей друг другу. Подобные формы работы способствуют развитию коммуникативной функции речи.

Под моим руководством дети овладевают словарем, то есть обогащается речь, выражающая названия геометрических тел, пространственных отношений: высоко - низко, направо - налево, вверх-вниз, длинный - короткий и т.д.

В группе предоставлены для детей разнообразные игры, большая часть которых сделана своими руками и руками родителей. Это такие игры как планшет «Валентинка», игровой коврограф «Четыре времени года», «Пальчиковый твистер», конструктор «Велькрошка», «Веселый рыболов» и т.д.

Это настольные развивающие игры, которые очень привлекают детей. То, что в обычной речи могло остаться незамеченным, в процессе игры со словом откладывается в памяти, запоминается без напряжения. Дети-дошкольники хорошо воспринимают ритмичные повторы и созвучия. Эти игры дают возможность уделить внимание каждому ребенку.

В группе оформлен уголок для познавательно-речевого развития детей. Он охватывает разнообразное содержание и предусматривает разные виды детской активности, предоставляет возможность ребенку действовать индивидуально или вместе со сверстниками. Главный принцип его оформления - доступность. Всё, что в нем представлено, находится в полном распоряжении детей. Материал этой зоны содержит в себе: развивающие и настольно-печатные игры разной направленности.

В процессе деятельности я разработала дидактико – методическое обеспечение для работы по познавательно – речевому развитию дошкольников: картотеки развивающих игр, развивающие игры, пособия, способствующие развитию речи детей, материалы позволяющие детям воспроизводить, продолжать то, что они делали на занятиях и в совместной деятельности с воспитателем.

Работа по познавательному речевому развитию детей тесно связана с развитием всех сторон речи. В процессе обогащения сознания детей различным познавательным содержанием, происходит расширение, закрепление и активизация словаря, совершенствуется грамматически строй речи, дети общаются друг с другом и с воспитателями, оформляют свои мысли в связанные высказывания.

Большое значение отводится обогащению не только сознания детей познавательным содержанием, но, самое главное, их активной позиции в познании мира. Дети много наблюдают, экспериментируют, рассматривают, создают своими руками. Им предоставляет возможность высказывать свои соображения, сомнения, предположения, пожелания. Я всегда готова выслушать ребенка, ответить на его вопросы, совместно обсудить и решить познавательные проблемы. Такой подход создает максимально благоприятные условия для развития всех сторон речи детей.

Работая по познавательно-речевому направлению, мною, обязательно учитывается возрастной и индивидуальный подход к детям, наблюдается преемственность в развитии речи между возрастными группами.

В результате использования развивающих игр в познавательно – речевом развитии, я добилась положительных моментов:

    Возросла речевая активность во всех видах деятельности.

    В речи детей все чаще стали появляться распространенные, сложноподчиненные и сложносочиненные предложения, более полные и точные ответы на вопросы педагога.

    Дети охотно вступают в диалог со сверстниками и взрослыми.

    У большинства детей возникло желание чаще вместе играть, самостоятельно разворачивать сюжеты игры, активно включаться в игру и уметь договариваться.

    У малоактивных детей стал проявляться интерес к дидактическим играм.

    Повысилась компетентность родителей при выборе развивающей игры.

В заключении, можно сделать вывод о том, что познавательно речевая деятельность в процессе развивающих игр, во-первых, способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности; во-вторых, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового; в-третьих, облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности.

Все выше сказанное способствует возникновению речевой активности у детей.

Развитие речевой активности детей дошкольного возраста

Слайд 1

Дошкольный возраст, как известно, период интенсивного развития ребенка, а своевременное овладение правильной речью, в том числе и активное пользование ею, является одним из основных условий нормального психофизического развития ребенка, формирования полноценной личности, подготовки к обучению в школе.… «Чтобы научиться говорить, надо говорить» М.Р. Львов

Что такое речевая активность? (ответы команд)

Слайд 2

Речевая активность - это свойство личности, проявляющее в способности высказываться и воспринимать речь другого субъекта речевой коммуникации.

Речевая активность – это качественно-количественная характеристика речевой деятельности.

Слайд 3

Речевая активность, ее объем и характер становятся главными показателями успешности учебно-познавательной, игровой, трудовой, коммуникативной и других видов деятельности.

Все достижения ребенка в ознакомлении с окружающем миром не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи .

Мы живем во время, когда окружающий нас мир активно меняется. И система образования не остается в стороне от перемен, в настоящее время она также претерпевает изменения и активно обновляется. Современная система дошкольного образования постепенно уходит от учебно-дисциплинарной системы воспитания, становится более ориентированной на личность ребенка. Это значит, что цель ее уже не только вложить в ребенка необходимые навыки и умения, но и воспитать в нем гармоничную личность, создав для этого максимально комфортные условия. Осуществление этой задачи реализуется посредством развития интегративных качеств дошкольников, то есть тех его качеств и свойств, которые в своей совокупности и создают его индивидуальность.

Так какие же это интегративные качества?

Слайд 4

  • Физически развит
  • Любознателен, активен
  • Эмоционально отзывчив
  • владеет средствами и способами общения со сверстниками и взрослыми
  • Владеет необходимыми умениями и навыками
  • Способен управлять своим поведением и планировать свои действия
  • Способен решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту
  • Имеет первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире, природе
  • владеет универсальными предпосылками учебной деятельности

Для того чтобы ребенок смог овладеть данными качествами его речь должна быть достаточно хорошо развита. Лучший период развития речи – дошкольное детство.

В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию:

Слайд 5

Перечислите причины снижения речевой активности детей.

  • Ухудшение состояния здоровья детей;
  • Глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе;
  • Существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей;
  • Недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребенка;

Чем лучше будет развита речь ребенка в дошкольные годы, тем выше гарантия успешного его школьного обучения. Не всегда мы добиваемся высокого уровня развития речи детей, используя традиционные методы и формы организации работы. Особенно это актуально в настоящее время, так как из жизни ребенка уходит речь. Дети много времени проводят перед телевизором, компьютером, некоторые дети порой загружены различными «престижными» студиями, «школами грамотности». Взрослые отмахиваются от детских вопросов, редко выслушивают, не перебивая. Используют в общении с ребенком не всегда правильную речь. Книги, если и читают, то не обсуждают. А ведь ребенку крайне необходимо общение. Бедная речь ведет к агрессии, так как ребенок не всегда может выразить словами то, что он хочет сказать. Отсюда проблема словаря, проблема произношения, проблема выразительности речи. И нельзя не учитывать культурный кризис общества и, как его следствие, низкий уровень культуры отдельного человека, семьи, воспитательного пространства в целом. Безграмотные выражения, небрежная речь, сокращение словаря, утрата самого понятия – культура речи.

Слайд 6

С чего начинать речевое воспитание ребенка?

Конечно, с изучения проблем малыша, особенностей его семейного воспитания, развития его личности, коммуникативных речевых навыков.

Основной метод обследования , как известно, наблюдение. Нужно пообщаться с ребенком, понаблюдать, как общается с другими:

  • умеет ли налаживать отношения, контакты со сверстниками, со старшими и младшими детьми, со взрослыми;
  • выяснить, почему это у него хорошо или, наоборот, плохо получается, в чем причина;
  • установить, каков уровень его речевого развития;
  • обдумать, посовещаться с коллегами и определить, как мы сумеем помочь ребенку преодолеть его трудности.

Нужно понаблюдать за детьми, попробовать определить, какие варианты отклонений в речевом развитии проявляются у детей.

Обязательно сравнить, как отличается речь ребенка, если он обращается к нам, взрослым, и сверстникам.

Если мы определили проблемы ребенка, выяснили их причины, истоки, то теперь наметим индивидуальную программу его речевого развития, его «зоны ближайшего развития» и перспективы.

Но не надо торопиться – надо верить и стимулировать, поступать так, словно у ребенка уже имеется то качество, которого мы ждем. Надо создать для него ситуации успеха. Ни в коем случае не «зацикливать» малыша на его речевых несовершенствах, неудачах

Слайд 7

Стимулирование речи детей раннего возраста

Оказать реальную и полноценную помощь по развитию речи детей 2-3 летнего возраста, нам помогают специальные приемы стимуляции речевой активности.
Какие приемы вы знаете? (ответы команд)
Разговор с самим собой . Например, когда тот или иной ребёнок находится недалеко от вас, манипулируя с игрушками или просто задумчиво сидит, можно начать говорить вслух о том, что видите, слышите, думаете, чувствуете. Говорить нужно медленно (но не растягивая слова) и отчетливо, короткими, простыми предложениями - доступными восприятию ребёнка. Например: "Где чашка?", "Я вижу чашку", "Чашка на столе", "В чашке молоко"
Параллельный разговор . Этот прием отличается от предыдущего тем, что мы описываем все действия ребенка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя «параллельный разговор», мы как бы подсказываем ребенку слова, выражающие его опыт, слова, которые впоследствии он начнет использовать самостоятельно.

Провокация, или искусственное непонимание ребенка . Например, если ребёнок показывает на полку с игрушками, просительно смотрит, а мы хорошо понимаем, что нужно ему в данный момент, и даём ему… не ту игрушку.

Приговоры. Использование игровых песенок , потешек , приговоров в совместной деятельности с детьми доставляет им огромную радость.. Большинство произведений устного народного творчества как раз и создавалось с целью развития двигательной активности ребёнка, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности . Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность ребёнка в эмоциональном и тактильном (прикосновения, поглаживания) контакте со взрослыми. Большинство детей по своей природе - кинестетики : они любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки.

Выбор. Предоставлять ребенку возможность выбора – это ещё один приём. Например: "Тебе яблоко целиком или половинку?", "Ты хочешь играть с куклой или медвежонком?".

Замещение. "Представь, что..." - эти слова наполнены для ребенка особой притягательной силой. В возрасте двух-трёх лет ребёнок с удовольствием представляет, что кубик - это пирожок, а коробка из-под обуви - печь.. Игры-пантомимы и игры-имитации являются первой ступенькой театрализованной и сюжетно-ролевой игры.

Ролевая игра. Например, игра в телефон, когда ребенок, используя игрушечный аппарат, может звонить маме, папе, бабушке, сказочным персонажам. Игра в телефон стимулирует речевое развитие ребенка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность.

Музыкальные игры. Значение музыкальных игр в речевом развитии ребенка трудно переоценить. Малыши с удовольствием подпевают, обожают шумовые музыкальные инструменты, ритуальные игры типа "Каравай", "По кочкам", "Баба сеяла горох" и др.

Слайд 8

Условия успешного речевого развития.

1 . В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками:

Сотрудники побуждают детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями;

Сотрудники побуждают детей к речевому общению между собой.

Задания для команд.

Что такое диалог, диалогическая речь?

Диалог - это разговор между двумя или несколькими лицами, собеседниками, это сменяющиеся вопросы и ответы на них.

Формирование речи происходит прежде всего в диалоге. Говорящий и слушающий все время меняются ролями, соблюдая принцип кооперации: каждый стремится понять, что хочет сказать другой. Первый партнер ребенка в диалоге - взрослый. Необходимо «провоцировать» ребенка на высказывание, на ответ.

Что помогает развитию диалога?

Это - инсценировки, вопросы, театрализованная деятельность:

2. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи:

Речь сотрудников четкая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная;

(чистоговорки)

В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

Слайд 9

Формула речевого этикета:

Думай,

  • кому говоришь,
  • что говоришь,
  • где говоришь,
  • зачем говоришь,
  • какие из этого будут последствия.

Дети, как губки впитывают в себя решительно все, что их окружает, поэтому контролируйте свою речь, поведение, потому что личный пример для ребенка убедительней тысячи слов. Ребенок усваивает речь так называемым «материнским способом», подражая взрослым, поэтому важно, чтобы он слышал не только правильную, но и вежливую речь.

Игра «Вежливые слова»

Растает ледяная глыба, от слова теплого (спасибо).

Зазеленеет старый пень, когда услышит (добрый день).

Если больше есть не в силах, скажем маме мы (спасибо).

Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь (здравствуйте).

Когда бранят за шалости, говорят (прости, пожалуйста).

Всем вам с большой любовью, желаю крепкого (здоровья).

Какие разделы по развитию речи вы знаете? (ответы команд)

(звуковая культура речи, словарный строй, грамматический строй, связная речь)

Раздача листков с разделами речи. Придумайте одну – две игры на развитие этого раздела речи

Слайд 10

3 . Сотрудники обеспечивают развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями:

Следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения);

Наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправляют их.

Выбор формы проведения артикуляционной гимнастики для группы: средней, старшей, подготовительной (по образцу, под счет, по картинкам, названиям, в контексте сказки).


4. Сотрудники обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей:

Сотрудники обеспечивают детям условия для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность;

Помогают ребенку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывают о них;

Обеспечивают развитие образной стороны речи (переносный смысл слов);

Знакомят детей с синонимами, антонимами, омонимами.

Слайд 11

5. Сотрудники создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи:

Учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами;

Учат формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.

6. Сотрудники развивают у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей:

Поощряют детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания;

Организуют диалоги между детьми и со взрослыми.

Слайд 12

7. Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.

8. Сотрудники создают условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями:

Стимулируют детей комментировать свою речь;

Упражняют в умении планировать свою деятельность.

9. Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы.

Слайд 13

10. Сотрудники поощряют детское словотворчество.

Одной из таких технологий являются игры на развитие фантазии и словесного творчества. К вашему вниманию, я хочу предложить Вам поиграть в игры

Игра " увеличение - уменьшение".

Представьте, что у вас есть волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, что вы захотите. Одна команда будет рассказывать о том, что бы они хотели у увеличивать. А другая команда, о том, что бы они хотели уменьшить. (Ответы взрослых).

А вот как отвечали дети:

Хотел бы уменьшить зиму, а увеличить лето.

Хочу увеличить конфету до размера холодильника, чтобы можно было отрезать куски ножом.

Пусть руки на время станут такими длинными, что можно будет достать с ветки яблоко, или поздороваться через форточку, или достать с крыши мячик.

Игра «Оживи предмет».

Эта игра предполагает придание объектам неживой природы способностей и качеств живых существ,а именно: способности двигаться, думать, чувствовать, дышать, расти, радоваться, размножаться, шутить, улыбаться.

Листки с заданиями.

В какое живое существо вы бы превратили воздушный шарик? (Ответы 1 команды)

О чем думает ваша обувь? (Ответы педагогов 2 команды)

11. Сотрудники создают речевые центры в группе.

12. Сотрудники проводят регулярную просветительскую работу с родителями по вопросам развития речи воспитанников группы.


Овладение речью происходит в процессе общения и в ходе познания ребенком действительности. Взрослый организует и материальную, и языковую среду, увлекает в совместную деятельность и выступает как образец, живой носитель тех способностей, которыми малышу предстоит овладеть. Педагог – образец речевой культуры. Замечательно, если он обладатель таланта общения – главного таланта в жизни (такой вывод сделали современные исследователи, изучая биографии «успешных» людей). При этом для педагога развитие речи детей – одна из важнейших целей работы, но у самих детей такой цели нет. Для них речь не цель, а средство реализации своих потребностей в общении, в игре, в познании.

Поэтому и основной формой обучения будут не столько специальные занятия, сколько естественная жизнь детской группы. Но жизнь эта также организуется и протекает в различных формах. Перечислим основные.

Слайд 14

  1. Общение: неподготовленное и подготовленное. «Живое» общение с правилами, так называемое этикетное. Общение по телефону. Общение через письма. Расширение круга знакомств детей.
  2. Учебно-игровые ситуации, возникающие по инициативе взрослого или ребенка, где ребенок может проявить речевую активность
  3. Игры. Речевые действия как часть речевого поведения. Ролевые игры. Речевое поведение ребенка в сюжетно- ролевых и театрализованных играх. Театрализованные игры как средство развития связной речи.
  4. Труд: трудовые и речевые действия.
  5. Досуг. Пение.Праздники и развлечения как эффективная форма обучения речи.

Слайд 15

  • Игра. Одним из самых действенных средств познавательно-речевого развития дошкольников является игра. Почему? (ответы команд)
  • Игра – ведущая деятельность, в процессе которой возникают психические новообразования
  • Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности
  • Игра – способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений и знаний
  • В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает!
  • Игры и игровые упражнения активизируют речь детей
  • Игра – одно из самых действенных средств познавательно-речевого развития

Слайд 16

Отдельные виды игр по-разному действуют на познавательно-речевое развитие.

Назовите виды игр. (ответы команд)

Игры-драматизации способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь.

Сюжетно-ролевые игры расширяют представления об окружающем мире, способствуют развитию речевого диалога.

Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно осваивает знания, которыми он оперирует. А, решая умственную задачу в игре, ребёнок научится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам.

Строительно-конструктивные развивают конструктивные способности, расширяют знания о геометрических формах и пространственных отношениях.

Игры-эксперименты - особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а так же интересны и увлекательны для старших дошкольников, т.к. при этом они имеют возможность научиться видеть проблему, решать её, анализировать и сопоставлять факты, делать выводы, и добиваться результата.

Слайд 17

. Типичные ошибки в работе педагога:

Педагоги излишне много говорят сами, не обеспечивают активную речевую практику детей. Часто, ставя вопрос, они не дают ребенку подумать, торопятся ответить сами или наоборот "вытягивают" ответ. Важно обеспечивать речевую активность всех детей;

У детей не формируется, в должной мере, умение слушать других. Речевая активность это не только говорение, но и слушание, восприятие речи. Важно приучать детей слушать и понимать речь, обращенную ко всем, слышать педагога с первого раза. Не следует повторять один и тот же вопрос несколько раз;

Педагоги повторяют детские ответы, и дети не привыкают говорить ясно, достаточно громко, понятно для слушателей;

Очень часто педагоги требуют от ребенка только "полных" ответов. Ответы детей могут быть и краткими, и развернутыми. Характер ответа зависит от вопроса: репродуктивный вопрос, поисковый вопрос или проблемный.

  • педагоги запрещают разговаривать во время лепки, рисования, выполнения любой работы.

Слайд 18

А для дошкольников очень трудно выполнять работу молча. Психологи утверждают, что речевое сопровождение собственных действий имеет важное значение для психического развития ребенка. Речь малыша как бы становится слепком с его деятельности, берет на себя ее самые существенные моменты. На основании такой речи-сопровождения потом окажется возможным «составление рассказа» о прошедших событиях, в которых ребенок не участвовал, сформируется и внутренняя речь (разговор с собой), которая составляет важную часть умственных операций. Значит, не стоит останавливать речь малышей, сопровождающую их действия.

Надо прислушаться: вот дети уже не только комментируют свою работу, но и начали предполагать, описывать результат, планировать будущие действия. Только став старше, они научатся делать это не вслух, для другого, а внутреннее, для себя.

Развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно!

Исходя из этого положения, сделаем вывод, что в речевой работе основной целью будет не только обучение новым словам, понятиям и не требование, чтобы ребенок пересказал прочитанное, а использование речи как средства любой важной и интересной для него деятельности.

Ребенок развивается в деятельности, его речь тоже развивается только в деятельности. Ребенок – самое трудолюбивое и деятельное существо на свете – так утверждают все исследователи дошкольного детства.

Слайд 19

Перечислите функции речи старшего дошкольника.

■ Речь служит для установления контактов с окружающими, привлечения внимания к себе, своим делам, переживаниям.

■ Речь служит важным источником знаний об окружающем мире, средством их фиксации.

■ Речь - как область объективных отношений, которые позна​ет ребенок.

■ Речь - как область удовлетворения деловых, познавательных, личностных потребностей ребенка и т.д.

А теперь небольшой кроссворд на тему «образовательная область коммуникация»

Слайд 20

Слайд 21

Как говорил Гегель: РЕЧЬ – удивительно сильное средство, но
нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им.

Юмористическая минутка:

Переведи пословицы на русский язык.

Сын леопарда - тоже леопард (Африка)
/яблоко от яблони недалеко падает/

1 команда

Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан)
/шила в мешке не утаишь/

2 команда

Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция)
/В тихом омуте черти водятся/

Молчаливый рот - золотой рот (Германия)
/Слова - серебро, а молчание - золото/

ошпаренный петух от дождя убегает. (Франция)
/Обжегшись на молоке, дует на воду/




Похожие публикации