Индивидуальная программа сопровождения замещающей семьи пример. Индивидуальная программа сопровождения замещающей семьи

Социально-экономические переустройства общества, происходящие в нашей стране, повлекли за собой изменения привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентаций и не могли не отразиться на воспитании и развитии детей в семье. В настоящее время наблюдаются ухудшение физического, психического, психологического и социального здоровья детей; увеличение процента социально незащищённых детей и родителей, рост социально-психологической тревожности, усталости людей разных возрастных категорий и многое другое.

Данные тенденции требуют внимания, в том числе со стороны специалистов (психологов, педагогов, дефектологов). Семья нуждается в поддержке и сопровождении. В сложившихся социально-культурных и экономических условиях взаимодействия с семьёй является важным направлением деятельности образовательного учреждения.

Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании детей рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на ведение детей в культуру, постижение её смысла и ценностей. Взаимодействие по решению актуальных проблем воспитания и развития ребёнка при обоюдной готовности взрослых является поддерживающим взаимодействием. Взаимодействие в зоне ближайшего развития детско-родительских отношений в семье, предупреждающее возникновение проблем “отцов и детей” и направленное на освоение продуктивных способов взаимодействия педагогов и родителей, является развивающим.

Преобразования в нашей стране сформулировали в обществе устойчивый запрос на человека, способного активно и творчески строить свою жизнь, человека, способного стать субъектом по отношению к своей деятельности и жизни в целом.

Субъетная проблематика в настоящее время занимает центральное место в исследованиях всех наук о человеке и является приоритетным направлением в изучении психолого-педагогических механизмов личностного развития человека.

Субъект в философии и психологии определяется как носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на объект. Понимание субъект в психологии тесно связано с понятием “деятельность”. Б.Г.Ананьев использовал категорию “субъект” в следующем контексте: “Стать субъектом определённой деятельности – значит освоить эту деятельность, то есть определённым образом относиться к ней, определять для себя смыслы, оценивать и выбирать способы деятельности, контролировать ход и результаты, творчески её преобразовывать” [Носова Е.А., Швецова Т.Ю. Семья и детский сад: педагогическое образование родителей. СПб, 2009. – 80с – с.13].

Таким образом, понятия “субъект” и “деятельность” являются взаимосвязанными. Быть субъектом – значит занимать деятельностную позицию по отношению к себе и к миру. Любой человек становится субъектом в процессе своей деятельности, общения и других видов активности.

С чего же начать развитие субъектности детей? Конечно, с формирования субъектной позиции их родителей. Какой бы ни была в жизни ребёнка роль его воспитателей, учителей и других взрослых, сверстников, именно психологический климат в семье, стиль общения и взаимоотношения родителей с ребёнком являются определяющими в воспитании и развитии его личности.

Однако недостаток в знаниях родителей основ педагогики и психологии, их одностороннее представление на современном этапе способов и методов социального воспитания и социальной адаптации мешает развитию ребёнка, раскрытию его творческого потенциала и сохранению психологического здоровья. Поэтому в настоящий момент необходимо совершенствовать способы и формы взаимодействия семьи и образовательного учреждения, повышать ответственность отцов и матерей за воспитание детей. В связи с этим возрастает значение работы педагога, психолога и других специалистов по организации этой деятельности, от которой зависит успех решения многих проблем и вопросов.

Педагог, непосредственно работающий с детьми, может по сути своей профессиональной деятельности внести посильный вклад в дело укрепления семьи, организуя в образовательном учреждении совместную деятельность взрослых и детей, он стремится к достижению конечной цели - обеспечению оптимального личностного развития каждого ребенка, его творческих способностей и формированию детско-взрослой общности.

В последние годы ученые убедились на опыте, что любовь родителей, их постоянное общение с детьми имеет для малыша очень существенное значение, не менее важное, чем воздух и солнечный свет.

Гармоническое развитие личности немыслимо без семейного воспитания, которое должно сочетаться и подкрепляться общественным. В настоящее время специалисты утверждают, что даже несколько месяцев лишения любви и общения с ребёнком наносят непоправимый ущерб его умственному, нравственному и эмоциональному развитию, всей последующей духовной жизни человека, отрицательно влияют на физическое и психологическое здоровье. Без родительской любви, ребенок даже при живых отце и матери – сирота, поэтому ему совсем не безразличны и их отношения между собой. Вот мнение доктора педагогических наук В.И.Кочетковой: "Любовь родителей друг к другу может стать главным воспитательным фактором, воздействующим на ребенка. Когда мать и отец любят друг друга, больше всего от их любви получает ребенок. Без неё весь мир бледнеет, и никакие педагогические меры не могут восполнить ее влияние на ребенка" [Педагогика межнационального общения. http://spb-tei.ru/referats/1338-pedagogika-mezhnac.obshhenija..html].

Ведь цель и смысл семейного воспитания в создании духовной и эмоциональной основы личности. В.А.Сухомлинский считал, что научить ребенка любить, это научить самому важному в жизни.

Переосмысление природы и назначения человека пробуждает психологов и педагогов пересмотреть привычные стереотипы мышления, традиционные подходы в воспитании и развитии ребёнка.Одно из самых серьезных испытаний на пути поиска продуктивного контакта семьи и образовательного учреждения - это плюрализм мнений, необходимость принимать иной образ мыслей и образ жизни, как для педагогов, так и для родителей. Это может быть нелегко, однако без конструктивного диалога сотрудничество между ними не возможно.Чтобы помочь родителям, испытывающим трудности в воспитании детей, учителям, социальным педагогам нужно понять, что именно хотят они воспитывать в своих детях, какими средствами пользуются, то есть понять их установки.

Различные установки родителей находят свое воплощение в стилях семейного воспитания.Под стилем семейного воспитания психологи и социальные педагоги подразумевают те аспекты воздействия взрослых на детей, которые в наибольшей степени оказывают влияние на психическое развитие ребенка и развитие его личности: отношение родителей к ребенку, характер контроля за его действиями, способ предъявления требований, формы поощрения и наказания.

Родители, которые предоставляют своим детям определенную самостоятельность, относятся к ним с теплом и уважением, применяют минимум наказаний, часто предоставляют самим детям регулировать свое поведение - это демократичные родители.Они воспитывают социально-адаптированных, независимых детей, активных, творческих, способных к сотрудничеству с другими детьми.

Авторитарные родители требуют от детей беспрекословного послушания, соблюдения порядка, подчинения традициям и авторитетам. Если авторитарность сочетаться с холодностью родителей, это вызывает у детей стремление к самоутверждению, агрессивность, конфликтность. Такие дети с трудом адаптируются к новым условиям.У родителей, которые относятся к своим детям с теплотой, но контролируют каждый шаг, опекают их, вырастают зависимые, нерешительные, необщительные, инфантильные, эгоцентричные дети.

Если родители равнодушны к детям, не дают им ни тепла, ни внимания, не контролируют их, у таких детей возможны серьезные нарушения поведения вплоть до противоправных действий. Среди малолетних преступников немало детей, положение которых в семье можно охарактеризовать как безнадзорное.

Контроль со стороны взрослого необходим для развития у ребенка собственного контроля над своими действиями, но при этом он не должен подавлять личность ребенка. Перед взрослым стоит задача - поиск развивающего контроля.

Американские психологи и педагоги предлагают родителям заменить директивный контроль, который используют авторитарные родители, использовать инструктивный контроль: "Может сделать так, как я предложу".Инструктивный контроль применяют демократичные родители. Он развивает у детей инициативу, трудолюбие, самодисциплину.

Таким образом, привлечение семьи к деятельности образовательного учреждения и взаимодействие родителей и педагогов позволяет организовать и направить учебно-воспитательный процесс с учётом основных положений закона “Об образовании" [Закон “Об образовании” от 10.07.1992.№3266-1].

Цель: Создание условий для формирования субъектной позиции родителей.

  1. Повышение психологической компетентности родителей путём расширения психолого-педагогических знаний.
  2. Создать условия для формирования навыков конструктивного взаимодействия и общения, способствующих оптимизации детско-родительских отношений.
  3. Улучшение рефлексии своих взаимоотношений в семье, выработка новых навыков взаимодействия
  4. Развивать способность принимать, понимать и доверять друг другу, осознавать важность родительского внимания и воспитания.
  5. Помочь родителям найти среди членов клуба единомышленников, оказать психологическую поддержку в воспитании и развитии ребёнка.
  6. Создание партнерских отношений педагоги-родители– воспитанники Центра.

Организация и содержание деятельности. Программа психолого-педагогического сопровождения семьи “Мы вместе” рассчитана на 2 года для родителей детей дошкольного возраста, занимающихся в студиях учреждения дополнительного образования. Комплектация групп для занятий в родительском клубе происходит в сентябре, с окончанием комплектации групп в студиях.

Занятия родительского клуба проводятся 1 раз в неделю с каждой группой родителей, по времени занятия совпадают с занятиями детей, посещающих студии. Это позволяет родителям с пользой использовать своё личное время на посещение клуба, не испытывая волнение, где находится и чем занимается их ребёнок.

В программе психолого-педагогического сопровождения семьи “Мы вместе - мы рядом” сочетаются 2 направления деятельности педагога-психолога:

  1. Организация и проведение занятий с родителями и детьми в рамках родительского клуба.
  2. Психолого-педагогическое сопровождение семьи.

Данные направления взаимодействия с родителями могут осуществляться как самостоятельно, так и во взаимосвязи. Продолжительность каждого мероприятия – 1–1,5 часа в зависимости от формы проведения занятия. Занятия проводятся 2-4 раза в месяц (дополнительно могут проводиться по запросу педагогов или родителей). Группы открыты для новых участников на протяжении всего года. В работе групп участвуют все желающие участники образовательного процесса.

В сентябре каждого года с родителями проводится вводное занятие, на котором определяется расписание и режим работы родительского клуба, а в конце года на итоговом занятии проводится беседа о работе клуба за год и определения планов на следующий учебный год.

Для формирования понимания у родителей важности взаимодействия семьи и образовательного учреждения в нашем Центре организована специальная работы педагогов и родителей. Наиболее целесообразное проведение подобной работы представляется в форме организации родительского клуба, в заседания которого включаются элементы тренинга и деловых игр, беседы и консультации, лекции и семинары, круглые столы и другие традиционные формы взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса.

Эффективным методом в педагогическом просвещении родителей выступают дифференцированные беседы и консультации теоретического и практического направления.

Педагогами и психологами Центра проводятся открытые и совместные занятия родителей и воспитанников кружков и секций, внеклассные досуговые мероприятия. Для определения собственной проблематики, постановки целей на ближайший цикл занятий родителям предлагаются анкеты и опросы. В организации практических занятий участвуют сами родители, в том числе специалисты педагогики, психологии и медицины.

Данная форма применима в построении совместной деятельности, как с педагогами, так и с родителями.

Прогнозируемые результаты. В программе психолого-педагогического сопровождения семьи построение деятельности опирается на общие критерии эффективности воспитания дошкольников в семье:

  • Понимание родителями целей и задач семейного воспитания.
  • Осознание родителями социальной ответственности.
  • Положительное отношение родителей к сотрудничеству с педагогическим коллективом центра.
  • Единство и согласованность образовательного учреждения и семьи в воспитании детей.
  • Систематическое повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей, умение применять их в практике семейного воспитания.

На основе этих критериев определены уровни выполнения родителями воспитательной функции семьи.

Первый уровень. Родители понимают требования к воспитанию детей, цели и задачи семейного воспитания положительно воспринимают педагогическую помощь, работают над повышением уровня психолого-педагогических знаний.

Второй уровень. Родители понимают цели и задачи воспитания, положительно реагируют на сотрудничество с образовательным учреждением, стремятся получать знания в области педагогики и психологии. Однако не всегда правильно применяют педагогические знания в практике семейного воспитания, не всегда согласуют свои воздействия с требованиями педагогов.

Третий уровень. Родители не поддерживают должных контактов с педагогами, нередко безответственно относятся к воспитанию, низкий уровень педагогических знаний. Такой уровень особенно характерен для неблагополучных семей.

Соответственно уровням выделяются три группы родителей:

  • Родители первой группы
  • ответственны за воспитание детей, у них хорошая психолого-педагогическая готовность.
  • Родители второй группы
  • ответственны за воспитание детей, но в силу недостатка педагогических знаний и умений не всегда правильно воздействуют на ребенка. Эти родители нуждаются в помощи через лекции, беседы, индивидуальные консультации по вопросам воспитания.
  • Родители третьей группы
  • встречаются с трудностями при выполнении родительских обязанностей. Эта категория родителей нуждается в постоянном внимании. При этом необходима системная согласованная работа психологов, социальных педагогов, педагогов по выявлению истинных причин неблагополучия в семье, исходя из которых, строиться психолого-педагогическое сопровождение родителей этого уровня.

I. Организационно-деятельностная карта

II. Учебно-тематический план

III. Учебно-методическое обеспечение

Условия реализации программы.

а). Материально- технические условия.

  1. Наличие помещения, предназначенного для лекционных, тренинговых и релаксационных занятий, в соответствии с требованиями к естественному и искусственному освещению, к воздушно-тепловому и температурному режиму.
  2. Наличие удобных рабочих столов и стульев.
  3. Наличие методического, дидактического и раздаточного материалов (пособия, литература и т.д.).

б). Организационные условия.

Наполняемость групп:

  • 1 год занятий – 8–10 человек;
  • 2 год занятий – 8–10 человек (для совместных занятий детей и родителей – не более 10 пар).

Количество часов занятий в год:

Групповых занятий:

  • 1 год – 64 занятия;
  • 2 год – 64 занятия.

Список литературы

  1. Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья. М., 2008. – 144с.
  2. Закон “Об образовании” от 10.07.1992.№3266-1.
  3. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М., 1997.
  4. Мелентьева Е.В. Авторская программа родительского клуба-лектория “Уроки психологии”. М., “Первое сентября”, 2010.
  5. Носова Е.А., Швецова Т.Ю. Семья и детский сад: педагогическое образование родителей. СПб, 2009. – 80с.
  6. Развитие социальной уверенности у дошкольников. М., 2002. – 224с.
  7. Слободчиков В.И., Шувалов А.В. Психология и педагогика безопасного образования.// Слободчиков В.И. Очерки психологии образования. – Биробиджан, 2005. – 207с. – с.122 – 148.
  8. Стожарова М.Ю. Формирование психологического здоровья дошкольников. Ростов-на –Дону. 2007. – 208с.
  9. Милкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы детства. М., 2004. – 384с.
  10. Лапаева Н.В. Программа-проект “Семья”. М., “Первое сентября”, 2003-2010.
  11. Вервекина Ю.Г. Родительский клуб “Мы вместе”. Ростов-на-Дону, http://test.eurekanet.ru/ewww2007/info/1300.html.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Г. Владимира

«Детский образовательно-оздоровительный (социально-психологический) центр»

Индивидуальная программа сопровождения замещающей семьи

Голованова Е.Н.

Социальный педагог

г. Владимир, 2014

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
СОПРОВОЖДЕНИЯ ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬИ

    Пояснительная записка

    Тематическое планирование

    Литература

Данная программа посвящена конкретным вопросам воспитания и обучения детей, проживающих в замещающих семьях. Программа составлена с учетом тех проблем, с которыми сталкивается семья, приняв ребенка.

Граждане, решившие создать замещающую семью, проходят поэтапную подготовку. Если ранее это ограничивалось обращением в органы опеки и попечительства с просьбой подготовки заключения, то сейчас граждане, желающие создать замещающую семью, проходят социально–психолого-педагогическую подготовку в службе по устройству детей в семью. В данной службе с кандидатами работают специалисты, деятельность которых направлена на психологическую подготовку каждой семьи и её членов. Но как показывает практика, это остаётся недостаточным, так как замещающие семья сталкиваются с вопросами воспитания и обучения детей после принятия их в семью, т.е. семья нуждается в дальнейшем сопровождении специалистов: психологов, соц. педагогов, которые находят индивидуальный подход к решению конкретных вопросов, волнующих семью. Эти вопросы и проблемы решаются в индивидуальной форме с каждой семьёй.

Данная работа достигла того этапа, когда возникла необходимость решать эти проблемы в определённой системе т.е. возникла необходимость создания программы, в которую будут включены все темы, волнующие замещающие семьи. И каждая семья, независимо от того, нуждается ли она в данный момент в помощи по решению определённой проблемы, предварительно сможет пройти по пути её решения.

Программа составлена с учётом тех вопросов, решением которых занимается социально-психологическая служба после того, как ребенок попадает в приемную семью, обучаясь в данной школе, или принимается в данную школу.

Программа включает рассмотрение некоторых тем из возрастной психологии, которые познакомят родителей с особенностями психического развития детей. Что сможет объяснить причины возможных проблем в воспитании и развитии приемных детей.

Программа рассматривает проблемы социализации детей в обществе. Темы социализации даются замещающим родителям в помощь при подготовке приемных детей к самостоятельной жизни.

Программа разработана в соответствии с международными документами: Конвенцией о правах ребенка, Декларацией прав ребенка, Декларацией о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновление на национальном и международном уровнях; в соответствии с Конституцией РФ, Семейным кодексом РФ, с законом Об образовании.

Тематическое планирование учитывает все виды работ по сопровождению:

Изучение и исследование замещающей семьи

Консультирование

Коррекционная работа

Психолого-педагогическое просвещение и образование

Данные направления работы являются основными разделами программы.

Цель программы:

Обеспечение условий, способствующих социально-психолого-педагогическому сопровождению замещающих родителей.

Оказание помощи семьям в воспитании приёмных детей.

Задачи программы:

Социально-психолого-педагогическое исследование замещающих семей;

Формирование у родителей мотивации получения знаний в области воспитания и обучения приёмных детей;

Повышение психолого-педагогической компетентности замещающих родителей;

Психолого-педагогическое, социальное сопровождение учебно-воспитательного процесса детей, воспитывающихся в замещающих семьях;

Помощь замещающим родителям в корректировке развития, воспитания, обучения приёмных детей

Направления деятельности

Программа включает в себя следующие направления работы:

Изучение и исследование замещающей семьи

Выявление и изучение причин возникновения проблем в воспитании приёмных детей; изучение внутрисемейного статуса и социальной роли замещающих родителей в семье, внутрисемейных отношений, принципов воспитания.

Просветительская работа

Повышение компетентности замещающих родителей; популяризация психолого-педагогических знаний среди замещающих семей, правовое просвещение.

Досуговые мероприятия

Вовлечение в жизнь класса и школы, участие в конкурсах городских и областных;

Коррекционная работа

- оказание социально-педагогической, психологической помощи и поддержка замещающих родителей в решении внутрисемейных и личностных проблем приёмных детей;

Консультативная работа

Адаптация ребенка в новых условиях, формирование привязанности, коррекция поведения, межличностных отношений, правовое консультирование.

Этапы:

Психодиагностическое взаимодействие

Непосредственная работа над темами программы

Ожидаемые результаты

В результате реализации программы, замещающие родители должны:

Эффективно сотрудничать со специалистами служб по работе с замещающими семьями, с организациями дополнительного образования, с правоохранительными органами;

Формировать благоприятный социально-психологический климат семьи;

Содействовать развитию и социальной зрелости приёмных детей;

Стремиться повышать свою собственную компетентность.

Планирование

Направления

Формы

Сроки

Периодичность

Исполнители

Изучение и исисследование замещающей семьи

Посещение семьи

Обследование условий жизни и воспитания

2 раза в год

По необходимости

Соц. педагог

Кл.руководитель

Мониторинг успеваемости

Ведение табеля успеваемости

1 раз в четверть

Соц. педагог

Кл.руководитель

Мониторинг посещаемости

Ведение табеля посещаемости

1 раз в четверть

Зам. по безопасности

Соц. педагог

Кл.руководитель

Мониторинг занятости

Знакомство с досуговой инфраструктурой школы и микрорайона

Привлечение к участию во внеклассной жизни

Организация досуга и отдыха в период каникул

По полугодиям

Зам. по ВР

Соц. педагог

Кл.руководитель

Мониторинг здоровья

Группа здоровья

Диспансеризация

2 раза в год

Фельдшер школы

Соц. педагог

Кл.руководитель

Социальная и психологическая диагностика

Индивидуальные беседы и занятия с психологом (адаптация, мотивационная сфера, способности, индивидуальные и возрастные особенности)

Анкетирование, тестирование (ЗОЖ, отношение к ПАВ, психолого-педагогические аспекты отношений в приемной семье, удовлетворенность, «родительское выгорание» и др.

По необходимости

Соц. педагог

Психолог

Просветительская работа

Индивидуальные беседы с ребенком

Беседы по вопросам проблем в обучении

Межличностные отношения

Правовое просвещение

1 раз в месяц

Соц. педагог

Психолог

Кл.руководитель

Индивидуальные беседы с замещающими родителями

Организационно-правовые аспекты деятельности замещающей семьи

Адаптация детей в замещающей семье

Индивидуальные беседы в кризисные возрастные периоды

Индивидуальные беседы по вопросам проблем в обучении, воспитании, охраны личных и имущественных прав детей-сирот

Оценка развития приёмного ребёнка замещающими родителями. Особенности общения и взаимодействия в приемной семье

1 раз в месяц

Соц. педагог

Психолог

Кл.руководитель

Оформление информационных буклетов и памяток

Вопросы и проблемы, особенности замещающих семей

По необходимости

Соц. педагог

Психолог

Информационные собрания опекунов

Лекции специалистов отдела опеки УО

Занятия «Школы успешного родительства» ДООспЦ

Не реже 4 раз в год

Соц. педагог

Сотрудники УО, ДООспЦ

Досуговая деятельглсть

Работа в классе

Классные часы

Организация и участие во внеклассной работе

В течение года

Соц. педагог

Кл.руководитель

Общешкольные мероприятия

Привлечение учащихся и родителей из замещающих семей к работе (по плану школы).

В течение года

Соц. педагог

Кл.руководитель

Зам. директора по ВР

Привлечение к участию в городских мероприятиях

Мероприятия на базе ДООспЦ для опекунов и опекаемых: выставки семейных фотографий, результатов совместной деятельности, праздники, концерты

В течение года

Соц. педагог

Кл.руководитель

Психолог

Сотрудники ДООспЦ

Коррекционная работа

Психологическая коррекция

Принятие и усвоение семейных правил, традиций.

Включенность в социально-бытовую жизнь семьи.

Психологическое благополучие

Не реже 1 раза в квартал

Психолог

Социальная коррекция:

беседы,

лекции специалистов,

индивидуальные и групповые занятия,

деловые игры

Профилактика конфликтных ситуаций

Профилактика безнадзорности и правонарушений

1 раз в месяц

Соц. педагог

Кл.руководитель

Специалисты УО, правоохранительных органов, системы доп. образования

Консультативная работа

Индивидуальные консультации с детьми

По правовым вопросам, проблемам межличностных отношений в семье и школе

1 раз в месяц

По запросу

Соц. педагог

Психолог

Кл.руководитель

Индивидуальные консультации с опекунами

Правовая тематика,

Возрастные особенности

Пути преодоления дезадаптации ребёнка

Компенсаторные возможности семейной заботы

Приёмы формирования привязанности

Нарушения в поведении ребёнка

1 раз в месяц

По запросу

Соц. педагог

Психолог

Кл.руководитель

Групповое консультирование:

собрания опекунов,

родительские собрания

Родительские собрания

Совещания опекунов на базе отдела опеки и ДООспЦ

4 раза в год

Администрация

Соц. педагог

Психолог

Специалисты УО, доп. образования

Заочное консультирование

Буклеты, памятки, сменные стенды

В течение года

Зам. по ВР

Соц. педагог

Психолог

Литература

Антоненко Н. Школа приемных родителей. Вопросы социального обеспечения 2008

Арефьева Л. Замещающая семья от А до Я. Сургут 2013

Гринберг С.Н., Савельева Е.В. Приемная семья: психологическое сопровождение и тренинги. С-Пт, Речь, 2007

Иванова Н.П. Замещающая семья как социальное явление. Социальная педагогика. 2008

Володина Л.О. Духовно-нравственные ценности воспитания в русской семье. Педагогика. 2011

_______

6. Психологическая атмосфера в биологической семье: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Травмы, пережитые в прошлом:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Информация по результатам первичного визита замещающей семьи.

Дата визита семьи «____»_________________20____г.

Фамилия, имя, отчество, должность специалиста, проводящего первичную встречу с семьей ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Цель визита семьи_____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1. Сведения о замещающих родителях

Мать________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Домашний адрес______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контактный

телефон _________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Участие матери в воспитании и содержании ребенка (как складываются отношения с подопечным ребенком; какой выбран стиль воспитания; проявляет ли признаки привязанности к подопечному ребенку; пользуется ли расположением и уважением подопечного ребенка; обеспечивает ли физиологические потребности подопечного ребенка и т. д.)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Получить полный текст

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отец________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата рождения__________________________________________________________________________

Домашний адрес ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контактный

телефон ____________________________________________________________________

Сведения о трудовой деятельности (работает/ не работает (причина); указать должность и место работы; режим и характер работ)_____________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Участие отца в воспитании и содержании ребенка (как складываются отношения с подопечным ребенком; какой выбран стиль воспитания; проявляет ли признаки привязанности к подопечному ребенку; пользуется ли расположением и уважением подопечного ребенка; обеспечивает ли физиологические потребности подопечного ребенка и т. д.)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Собственный детский опыт (как складывались отношения с родителями, братьями и сестрами; какой была структура родительской семьи; какой был стиль воспитания; какое в целом отношение к своему детству и к влиянию родителей на формирования своей личности; какие неприятные и позитивные воспоминания и переживания имеются)____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Родители состоят/не состоят в зарегистрированном браке; проживают совместно/раздельно__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Сведения о подопечном ребенке (детях)(Ф. И.О. ребенка, дата рождения, место учебы)

Визуальная оценка общего состояния ребенка (визуальная оценка уровня физического развития и его соответствия возрасту ребенка; наличие/отсутствие признаков физического насилия над ребенком)___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Внешний вид (соблюдение норм личной гигиены, наличие и состояние одежды и обуви, их соответствие сезону, возрасту, полу ребенка и т. д.)______________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Социальная адаптация (наличие навыков самообслуживания, общения с окружающими в соответствии с возрастом; адекватность поведения при появлении в доме постороннего и т. д.)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Получить полный текст

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Воспитание и образование (посещение образовательных учреждений, в том числе учреждений дополнительного образования ; успехи и проблемы в освоении образовательных программ в соответствии с возрастом; организация свободного времени и отдыха; наличие дома развивающей и обучающей среды) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Уровень детско-родительских отношений (Что родители считают важным в воспитании, какие качества в своем ребенке ставят на первый план? Как они отзываются о своих детях? Как оценивают себя в отношениях с ними? Каким образом в семье поддерживается дисциплина? Какие способы наказания используются? Считают ли родители, что справляются с воспитанием детей?) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Семейное окружение

Состав семьи (лица, проживающие совместно с ребенком)

год рождения

Степень родства с ребенком

Проживает постоянно/временно

Участвует/не участвует в воспитании ребенка

Внутрисемейные отношения (родители общаются между собой и с детьми в спокойном, доброжелательном тоне; особенности общения с детьми, детей между собой; в семье установлены границы и правила поведения; существует формы совместной деятельности детей и родителей; общение между членами семьи имеет конструктивный характер и т. д.)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сведения о биологических родителях и близких родственниках подопечного ребенка (Ф. И.О., дата рождения, документ, свидетельство о смерти, решение суда, место проживания, род деятельности, контактная информация) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Социальные связи семьи (отношения с родственниками, друзьями, знакомыми, соседями, педагогам ит. д.)________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Получить полный текст

Подпись специалиста _____________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

ДОГОВОР № __________

О СОПРОВОЖДЕНИИ ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬИ.

г. Чебоксары « » ___________2014 г.

БОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики, именуемый в дальнейшем «Центр», действующего на основании Устава, с одной стороны, и гражданином(ой) _____________________________________________, именуемой в дальнейшем «Гражданин», с другой стороны, руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 01.01.2001 г. N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, законом Чувашской Республике от 01.01.2001 г. N 5 (ред. от 01.01.2001 г.) "Об опеке и попечительстве", Положением "Об организации сопровождения замещающей семьи в Чувашской Республике", утвержденным приказом №_____от _________2014 г., заключили настоящий договор о нижеследующем:

1. Предмет договора.

1.1. Центр организует сопровождение замещающей семьи Гражданина.

2. Обязанности сторон.

2.1. Обязанности Центра:

2.1.1. Организовать в пределах своих полномочий услугу «сопровождение опекунской и приемной семьи»:

· Психологическая диагностика индивидуальных особенностей и сети социальных контактов.

· Исследование особенностей функционирования семейной системы.

· Информирование опекуна/приемного родителя об особенностях познавательной и эмоционально-волевой сферы ребенка с рекомендациями по его обучению и воспитанию.

· Осуществление образовательных программ для опекунов/приемных родителей, направленных на повышение их родительской компетентности и индивидуальных консультаций по вопросам педагогической поддержки ребенка.

· Организация условий для неформального общения опекаемого/приемного ребенка и членов опекунской семьи в рамках клубной деятельности.

· Коррекционно-развивающие занятия с детьми по развитию навыков саморегуляции и самоконтроля.

· Организация социальной и правовой поддержки семьи.

· Мониторинг динамики изменений в семье и поддержка позитивных изменений.

2.1.2. Обеспечить доступность реализации индивидуальной программы сопровождения замещающей семьи.

2.2. Обязанности Гражданина:

2.2.1. Предоставлять достоверную информацию о себе, своей семье и ребенке (детях) в объеме необходимом для организации сопровождения замещающей семьи.

2.2.2. Своевременно сообщать об изменениях контактной информации подопечного и семьи.

3. Ответственность сторон.

3.1. Ответственность Центра.

3.1.1. Центр несет ответственность за неразглашение полученных от Гражданина конфиденциальных сведений , касающихся Гражданина, членов его семьи и ребенка (детей) принятых на воспитание в семью.

3.1.2. Центр несет ответственность за качество и своевременность исполнения индивидуальной программы сопровождения замещающей семьи.

3.2. Ответственность Гражданина.

3.2.1. Гражданин несет ответственность за достоверность предоставленной информации.

3.2.3. Гражданин несет ответственность за соблюдение и выполнение рекомендаций Центра, индивидуальной программы сопровождения замещающей семьи.

4. Срок действия соглашения.

4.1. Настоящий Договор вступает в силу с момента его подписания и действует до момента исполнения Сторонами своих обязательств по Договору.

4.2. Любые изменения и дополнения к настоящему Договору действительны лишь при условии, что они совершены в письменной форме и подписаны сторонами. Приложения к настоящему Договору составляют его неотъемлемую часть.

4.3. Настоящий Договор составлен в двух подлинных экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному для каждой из Сторон.

4.4. В случаях, не предусмотренных настоящим Договором, Стороны руководствуются действующим гражданским законодательством.

5. Реквизиты и подписи сторон :

Гражданин

БОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики

Адрес: г Чебоксары, ул. Семашко, д. 1

Реквизиты банка ГРКЦ НБ Чувашской Республики Банка России г. Чебоксары

Наименование получателя Минфин Чувашии, БОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»

л/с № 000Б00951

р/с №

ФИО: ___________________________________

Дата рождения: __________________________

Паспорт: серия ______ _____________

Выдан: _________________________________

Дата выдачи: ______________

Зарегистрирован по адресу: ______________________

Родители объективно оценивают личностные особенности ребенка (детей)

Подписи специалистов, проводивших социально-психолого-педагогическое обследование семьи

Заполнение столбца «степень выраженности показателя» производится использованием обозначений:

«+» - данный показатель выражен значительно

«- « - данный показатель не выражен

«0» - данный показатель выражен незначительно

2. Социально-психолого-педагогическая характеристика подопечного ребенка. В случае, если детей несколько, на каждого из детей заполняется отдельно.

Дата проведения социально-психолого-педагогического обследования подопечного ребенка

«_____________»______________________20_____г.

Наименование показателя

Степень выраженности показателя

Наблюдаются положительные изменения в соматическом здоровье ребенка

Наблюдаются положительные изменения в формировании чувства привязанности в семье

Наблюдается повышение уровня оценки субъективного эмоционального благополучия

Наблюдается выбор положительных ролей в семье и школе

Наблюдается возникновение развернутой временной перспективы с положительно окрашенным будущим

Наблюдается повышение социально-направленной активности

Наблюдается включение членов семьи в образ идеальной семьи

Наблюдаются положительные изменения в формировании игровой деятельности (в соответствии с возрастом ребенка)

Наблюдаются положительные изменения в формировании культурно-гигиенических навыков (в соответствии с возрастом)

Наблюдаются положительные изменения в формировании положительного отношения к учебе

Наблюдаются положительные изменения в учебной деятельности

Наблюдаются положительные изменения в формировании навыков совместной деятельности (в соответствии с возрастом)

Наблюдаются положительные изменения в формировании трудовых навыков (в соответствии с возрастом)

Наблюдаются положительные изменения в формировании навыков общения

Подпись специалистов, проводивших социально-психолого-педагогическое обследование подопечного ребенка ______________________________________________________________

Получить полный текст

ПРИЛОЖЕНИЕ 6.

Характеристика замещающей семьи.

_________________________________________________________________________________________

проживающей по адресу:____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

Структура семьи.

Что известно о семейных ролях? Насколько они эффективны? Семейные роли, возлагаемые на детей.

Семейные связи.

Что известно о семейных связях? Являются ли они продуктивными? Используются ли как средство уклонения, манипуляции, управления, запугивания?

Организация и стабильность семьи.

Что известно о сплоченности семьи, семейном климате, решении задач. Характер бытовых взаимоотношений и норм; характер разрешения семейных конфликтов, форма и характер взаимоотношений с окружающими.

Семейные отношения.

Качество отношений, привязанности внутри семьи. Отношения семьи с родственниками; характер супружеских отношений. Чувствуют ли все члены семьи своё единство; стиль общения в семье, наличие семейных традиций, праздников.

Как семья реагирует на кризисы, проблемы. Качество детско-родительских отношений, вовлеченность родителей и других членов семьи в проблемы детей. Формы наказаний, поощрений, практикующиеся в семье.

Интеграция семьи в общество.

Открытая-закрытая система, как реагирует на советы, замечания. Уровень социализации семьи, качество жизни (как общаются с внешним миром, ходят ли на родительские собрания, вид отдыха семьи и т. д.). Есть ли у членов семьи друзья, в том числе и общие друзья семьи. Способность семьи обращаться самостоятельно в различные учреждения, отстаивать свои права и интересы.

Идет ли семья на контакт со специалистами центра социальной помощи семье и детям. Готова ли семья предоставить о себе достоверные сведения? Как сама видит разрешение своих проблем (варианты).

Какие ресурсы для изменения ситуации видит семья и специалист?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

* характеристика семьи составляется на период действия индивидуальной программы сопровождения. При необходимости осуществляется корректировка характеристики.

ПРИЛОЖЕНИЕ 7.

Заключения по результатам реализации индивидуальной программы социально-психологической реабилитации замещающей семьи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ*

по результатам реализации индивидуальной программы социально-психологической реабилитации замещающей семьи, ________________________________________________________________________________________

проживающей_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________в период с__________________________ по _________________________________________________________________________________________

1. Формы и направления работы с семьей в период с __________ по _________:

Оказанные услуги (какую конкретную помощь семья получила)*:

1. Информационная: _________________________________________________________________________________________

2. Материальная: _________________________________________________________________________________________

3. В трудоустройстве: _________________________________________________________________________________________

4. Правовая: ______________________________________________________________________________

5.Педагогическая: _________________________________________________________________________________________

6. Медицинская: _________________________________________________________________________________________

7. Психологическая: _________________________________________________________________________________________

2. Результат работы.

Какие положительные изменения в процессе оказания социальных услуг наблюдаются в семье (повышение уровня эмоционального благополучия, привязанность в семье, повышение социально – направленной активности, преобладание позитивных высказываний при характеристике ребенка (детей), изменение в формировании навыков общения и т. д.)

_________________________________________________________________________________________

3.1. Снять с сопровождения семью ___________________________________________________________

3.2. Продолжить работу с семьей_____________________________________________________________

Специалист _____________________________________________________________________________

Директор

*Заключение составляется на основе и по результатам проведения социально-психолого-педагогического обследования семьи и ребенка.

*В перечень оказанных услуг необходимо включать те услуги, которые являлись значимыми для решения конкретных проблем, актуальных для семьи на данном этапе сопровождения.

ПРИЛОЖЕНИЕ 8.

Заключения по результатам психологического обследования замещающей семьи.

Заключение

по результатам психологического обследования

_______________________________________________________________

(фамилия)

Даты обследования:

Цель обследования:

В процессе работы были использованы следующие методы и методики:

По результатам обследования ____________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«УТВЕРЖДАЮ» ПРИНЯТО

Директор ГБУ СО «Центр ППМС» решением педсовета №__

п.Модин Озинского района от «__» ____________20__г.

Романюта О.В.

«__» __________________20__г.

Индивидуальная программа сопровождения замещающей семьи

п.Модин

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
СОПРОВОЖДЕНИЯ ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬИ

Содержание

    Пояснительная записка

    Содержание

    Тематическое планирование

    Литература

Данная программа посвящена конкретным вопросам воспитания и обучения детей, проживающих в замещающих семьях. Программа составлена с учетом тех проблем, с которыми сталкивается семья, приняв ребенка.

Граждане, решившие создать замещающую семью, проходят поэтапную подготовку. Если ранее это ограничивалось обращением в органы опеки и попечительства с просьбой подготовки заключения, то сейчас граждане, желающие создать замещающую семью, проходят социально–психолого-педагогическую подготовку в службе по устройству детей в семью. В данной службе с кандидатами работают специалисты, деятельность которых направлена на психологическую подготовку каждой семьи и её членов. Но как показывает практика, это остаётся недостаточным, так как замещающие семья сталкиваются с вопросами воспитания и обучения детей после принятия их в семью, т.е. семья нуждается в дальнейшем сопровождении специалистов: психологов, соц. педагогов, которые находят индивидуальный подход к решению конкретных вопросов, волнующих семью. Эти вопросы и проблемы решаются в индивидуальной форме с каждой семьёй.

Данная работа достигла того этапа, когда возникла необходимость решать эти проблемы в определённой системе т.е. возникла необходимость создания программы, в которую будут включены все темы, волнующие замещающие семьи. И каждая семья, независимо от того, нуждается ли она в данный момент в помощи по решению определённой проблемы, предварительно сможет пройти по пути её решения.

Программа составлена с учётом тех вопросов, решением которых занимается социально-психологическая служба после того, как ребенок попадает в приемную семью, обучаясь в данной школе, или принимается в данную школу.

Программа включает рассмотрение некоторых тем из возрастной психологии, которые познакомят родителей с особенностями психического развития детей. Что сможет объяснить причины возможных проблем в воспитании и развитии приемных детей.

Программа рассматривает проблемы социализации детей в обществе. Темы социализации даются замещающим родителям в помощь при подготовке приемных детей к самостоятельной жизни.

Программа разработана в соответствии с международными документами: Конвенцией о правах ребенка, Декларацией прав ребенка, Декларацией о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновление на национальном и международном уровнях; в соответствии с Конституцией РФ,

Семейным кодексом РФ, с законом Об образовании.

Тематическое планирование учитывает все виды работ по сопровождению:

Изучение и исследование замещающей семьи;

Консультирование;

Коррекционная работа;

Психолого-педагогическое просвещение и образование;

Данные направления работы являются основными разделами программы.

Цель программы:

Обеспечение условий, способствующих социально-психолого-педагогическому сопровождению замещающих родителей.

Оказание помощи семьям в воспитании приёмных детей.

Задачи программы:

Социально-психолого-педагогическое исследование замещающих семей;

Формирование у родителей мотивации получения знаний в области воспитания и обучения приёмных детей;

Повышение психолого-педагогической компетентности замещающих родителей;

Психолого-педагогическое, социальное сопровождение учебно-воспитательного процесса детей, воспитывающихся в замещающих семьях;

Помощь замещающим родителям в корректировке развития, воспитания, обучения приёмных детей

Направления деятельности

Программа включает в себя следующие направления работы:

Изучение и исследование замещающей семьи

Выявление и изучение причин возникновения проблем в воспитании приёмных детей; изучение внутрисемейного статуса и социальной роли замещающих родителей в семье, внутрисемейных отношений, принципов воспитания.

Просветительская работа

Повышение компетентности замещающих родителей; популяризация психолого-педагогических знаний среди замещающих семей, правовое просвещение.

Досуговые мероприятия

Вовлечение в жизнь класса и школы , участие в конкурсах городских и областных;

Коррекционная работа

- оказание социально-педагогической, психологической помощи и поддержка замещающих родителей в решении внутрисемейных и личностных проблем приёмных детей;

Консультативная работа

Адаптация ребенка в новых условиях, формирование привязанности, коррекция поведения, межличностных отношений, правовое консультирование.

Этапы:

Психодиагностическое взаимодействие

Непосредственная работа над темами программы

Ожидаемые результаты

В результате реализации программы, замещающие родители должны:

Эффективно сотрудничать со специалистами служб по работе с замещающими семьями, с организациями дополнительного образования, с правоохранительными органами;

Формировать благоприятный социально-психологический климат семьи;

Содействовать развитию и социальной зрелости приёмных детей;

Стремиться повышать свою собственную компетентность.

Посещение семьи

Обследование условий жизни и воспитания

2 раза в год

По необходимости

Соц. педагог, воспитатели

Социальная и психологическая диагностикаИндивидуальные беседы и занятия с психологом и социальным педагогом, анкетирование, тестирование

По необходимости

Соц. педагог,

педагог - психолог

Привлечение к участию во внеклассной жизни

Выбор секций и кружков по интересам

По необходимости

Соц. педагог

Индивидуальные беседы с ребенком

Беседы по вопросам проблем в обучении

Межличностные отношения

Правовое просвещение

1 раз в месяц

Соц. педагог

Психолог

Воспитатели

Индивидуальные беседы с замещающими родителями

Организационно-правовые аспекты деятельности замещающей семьи

Адаптация детей в замещающей семье

Индивидуальные беседы в кризисные возрастные периоды

Индивидуальные беседы по вопросам проблем в обучении, воспитании, охраны личных и имущественных прав детей-сирот

Оценка развития приёмного ребёнка замещающими родителями. Особенности общения и взаимодействия в приемной семье

По необходимости

Соц. педагог

Психолог

Мероприятия на базе Центра для опекунов и опекаемых: выставки семейных фотографий, результатов совместной деятельности, праздники, концерты

В течение года

Соц. педагог, педагог-психолог, администрация Центра

Психологическая коррекция

Принятие и усвоение семейных правил, традиций.

Включенность в социально-бытовую жизнь семьи.

Психологическое благополучие

(беседы,лекции специалистов,индивидуальные и групповые занятия,деловые игры)

В течение года.

Соц. педагог, педагог – психолог, воспитатели

Профилактика конфликтных ситуаций

Профилактика безнадзорности и правонарушений

В течение года.

Соц. педагог, педагог - психолог

Индивидуальные консультации с детьми

По правовым вопросам, проблемам межличностных отношений в семье и школе

В течение года

Соц. педагог, педагог – психолог

Индивидуальные консультации с опекунами

Правовая тематика,

Возрастные особенности

Пути преодоления дезадаптации ребёнка

Компенсаторные возможности семейной заботы

Приёмы формирования привязанности

Нарушения в поведении ребёнка

В течение года

Соц. педагог, педагог – психолог, воспитатели, правоохранительные органы

Заочное консультирование

Буклеты, памятки, сменные стенды

В течение года

Специалисты Центра, соц. педагог

Литература

Антоненко Н. Школа приемных родителей. Вопросы социального обеспечения 2008

Арефьева Л. Замещающая семья от А до Я. Сургут 2013

Гринберг С.Н., Савельева Е.В. Приемная семья: психологическое сопровождение и тренинги. С-Пт, Речь, 2007

Иванова Н.П. Замещающая семья как социальное явление. Социальная педагогика. 2008

Володина Л.О. Духовно-нравственные ценности воспитания в русской семье. Педагогика. 2011



Похожие публикации