Снятие агрессии и управление гневом. Совместные настольные игры.

Какими могут быть причины детской агрессии? Что делать, если ребенок ведет себя агрессивно?

«Он подрался!» — драматичным голосом восклицает воспитательница в детском саду. Под едва сдерживаемую материнскую досаду маленький человек возвращается домой. Там на семейном совете решится его судьба: судьба человека, совершившего непростительный агрессивный поступок.

Современное общество диктует нам свои правила игры. И то за что 100 лет назад отец бы похвалил, сегодня вызывает у родителей панику. Что такое детская агрессия? Стоит ли с ней бороться? И если стоит, то каким образом.

Виды агрессии у детей

Согласно самому распространенному толкованию, детская агрессия - это поведение, направленное на других или на себя, и связанное с нанесением вреда. В зависимости от того, как проявляется данное поведение выделяют следующие виды агрессии:

  • Вербальная - ребенок кричит, ругается, обзывается, словесно оскорбляет. В зависимости от того выговаривает ли малыш тому человеку, который его разозлил, или жалуется третьему лицу, не имевшему отношения к конфликту, агрессия разделяется на прямую и косвенную соответственно.
  • Физическая - здесь имеет место причинение материального вреда объекту злости.

Такая агрессия может быть:

  • прямой - дети дерутся, кусаются, стукают, царапаются. Цель такого поведения — причинить боль другому человеку;
  • косвенной - в ход идет причинение вреда вещам обидчика. Ребенок может порвать книжку, сломать игрушку или разрушить чужой песочный замок.
  • символическая - представляет собой угрозы применения силы. Часто эта разновидность агрессии перерастает в прямую. Например, ребенок кричит, что укусит вас и, если запугивание не сработало, воплощает его в жизнь.

Как бы не проявлялось детское агрессивное поведение, у родителей оно всегда вызывает ступор и недоумение. Откуда это взялось? Что с этим делать? Обычные разговоры о том, что драться и ругаться плохо, не помогают.

Причины вспышки агрессии и агрессивного поведения у детей и подростков

Особенно болезненно члены семьи воспринимают агрессию, направленную на них. Почему ребенок агрессивен с другими детьми можно понять, но ведь дома к ребенку относятся хорошо. Так что же служит причинами вспышек агрессии и агрессивного поведения у детей и подростков?

  1. Наиболее часто встречающуюся группу причин можно квалифицировать как «Проблемы в семье». Причем это могут быть как сложности во взаимоотношениях между родителями и ребенком, так и проблемы взрослых, которые непосредственно к малышу не имеют отношения: развод, смерть близкого родственника
  2. Дети так же как и взрослые имеют свои индивидуальные особенности. Поэтому вторую группу причин можно отнести к «Личным особенностям». Ребенок может быть легко возбудимым, тревожным, раздражительным. Ему трудно контролировать свои эмоции, поэтому любая мелочь может привести его в ярость
  3. И последнюю группу можно охарактеризовать как «Ситуативные причины». Усталость, плохое самочувствие, жара, длительное монотонное времяпрепровождение, некачественная еда. Такие вещи могут вывести из себя не только ребенка, но и взрослого

Диагностика агрессии у детей

Все эти факторы могут пересекаться, накладываться друг на друга. Выявить, что послужило причиной агрессивного поведения ребенка в конкретном случае, поможет квалифицированный психолог. Диагностику агрессии у детей проводят за несколько встреч, по результатам которых специалист дает анализ проблемы и предлагает пути ее решения

Выбор методов коррекции агрессии зависит от множества моментов. Но родителям нужно быть готовыми к тому, что не существует простого способа лечения агрессии. Чтобы помочь ребенку придется немало потрудиться, и над собой в том числе

На что же обратить внимание в первую очередь, какими рекомендациями родителям агрессивных детей следует руководствоваться? Здесь много зависит как от причин подобного поведения ребенка, так и от его возраста

Агрессия у детей в 2-3 года

На этот период приходится кризис 3-х лет. Малыши эгоистичны, не привыкли делиться. В случает несогласия с чем-то они могут ударить, закричать или сломать что-то не принадлежащее им.

Следует помнить, что пока дети не умеют контролировать свои эмоции, поэтому такое поведение является скорее нормой, чем отклонением. Не ругайте ребенка, лучше попробуйте чем-то отвлечь от объекта его плохого настроения.

Излишняя строгость может привести к усугублению проблемы. Отведите малыша в сторону, мягко скажите, что так нельзя себя вести и предложите новое занятие.

Агрессивные дети дошкольного возраста

Чаще всего агрессия у детей по разным причинам возникает именно в дошкольном возрасте. В этом время маленький человечек еще не умеет выражать свои эмоции и чувства и пробует их выражать именно как агрессию.

Агрессия у детей в 4-5 лет

В этом возрасте ребенок начинает осваиваться в социуме. Он проверяет, исследует то, как его поведение влияет на других людей, в том числе и на родителей.

Если его действия не наносят вреда другим, дайте ему возможность выстроить границы своего «Я». Следует понимать, что это не означает вседозволенность. Нужно четко дать понять ребенку, что можно, а что нет. Как он может выражать свою злость (словами), а как нет (физически).

Агрессия у детей 6-7 лет

Дети старшего дошкольного возраста не слишком часто бывают агрессивными. Они уже научились контролировать себя, понимают что хорошо, а что плохо. Если ребенок ведет себя агрессивно и жестоко, следует задуматься о причинах.

Возможно ему не хватает самостоятельности или сложно общаться со сверстниками. Сейчас взаимодействие с другими детьми для малыша на первом месте.

Агрессия у школьников

Школьники тоже не имеют еще сформированной до конца психики и чаще всего выражают свои чувства на сверстников и учителей как агрессивную самозащиту.

Агрессия у детей в 8-9 лет

Ребенок активно растет, расширяет свои знания о мире и о себе. И мальчики, и девочки начинают обращать внимание на противоположный пол. Авторитет взрослого подвергается сомнению.

Родителям важно понять, что ребенок перестал быть малышом. Отныне дети требует к себе отношения как к равным. Агрессия школьников часто связана с неприятия взрослыми этого факта.

Агрессия у детей в 10-12 лет

Младший подростковый возраст готовит родителей к кризисному и сложному подростковому. Уже сейчас авторитет сверстников для ребенка важнее родительского. Агрессивных вспышек сейчас не избежать.

Важно не отвечать агрессией на агрессию и не вступать на скользкую дорожку противостояния. Лучше постараться выстроить партнерские отношения с ребенком. Проводите с ним больше времени, беседуйте на взрослые темы. Безусловно рамки и границы должны быть. Все-таки вы родитель, а не приятель своего ребенка.

В любом из этих периодов следует понимать, когда агрессия является лишь временной, ситуативной, а когда грозит превратиться в акцентуацию характера. Если проблема детской агрессии в вашей семье стоит достаточно остро, и вы чувствуете, что не справляетесь с ситуации, не бойтесь обратиться за помощью. Воспитание агрессивных детей непростая задача. И работа психолога тут не будет лишней.

Как снять агрессию у ребенка? Лечение агрессии у детей

Существуют различные методики, как снять агрессию у ребенка. В сети есть большое количество информации по данному вопросу.

Видео: Детская агрессия. Как помочь ребёнку избавиться от нее?

Все эти занятия и наработки можно пробовать применять в жизнь. Кто-то из детей не любит рисовать, но с удовольствием сочинит историю с вымышленными персонажами. Какие-то ребята любят строить и ломать. А кто-то просто испытывает потребность прокричаться, выпустив таким образом гнев.

Агрессивный ребенок рекомендации родителям

Какой бы способ вы не выбрали, следует понимать, что это лишь переходный этап для вашего ребенка.

  • Посредством игр и упражнений можно снять напряжение, но они не являются панацеей
  • Ребенок должен научиться справляться со своими эмоциями конструктивно, выражая их словами. Проговорив истинную причину своего расстройства, он испытает облегчение и сможет заняться поиском вариантов решения своей проблемы. Согласитесь, когда внутри все клокочет от злости трудно найти выход
  • Возможно, в ходе занятий со своим ребенком вы поймете, что проблема детской агрессии кроется в вас самих, в родителях
  • Признать такое тяжело, но это не показатель того, что вы плохая мать или плохой отец. Это говорит о вас как о взрослом, ответственном человеке. Совершив определенные усилия, вы сможете изменить ситуацию. И что бы не натворил ваш ребенок, помните, он ждет, что вы будете его любить не смотря ни на что
  • Уверенность в своей нужности, ценности для самых главный в своей жизни людей - родителей — способна творить чудеса даже с самыми отъявленными хулиганами

Видео: Как научить ребенка управлять своими эмоциями и выражать свои чувства?

Игры для агрессивных детей

  • Жизнь детей, особенно младшего возраста, на 90% состоит из игр. Посредством них ребенок познает мир и учится в нем жить. Поэтому часто, когда слов для того, чтобы объяснить малышу, как справиться с бушующими в нем страстями не хватает, можно и нужно использовать игровые ситуации
  • Поколотите друг друга подушками, устройте «войну» снежками зимой и водяными пистолетами летом, поиграйте в дартц, громко ликуя при каждом попадании, побегайте наперегонки, поиграйте в морской бой
  • Это поможет ребенку сбросить внутреннее напряжение. Вспомните фильмы, в которых герой, разозлившись, кидал своему противнику в лицо торт, а заканчивалось все смехом и дружным доеданием остатков сладостей

Упражнения для агрессивных детей

Кроме простых, известных всем с детства игр, во взаимодействии с детьми, склонными часто проявлять агрессию, применяют разработанные психологами упражнения.

Видео: Игры для уменьшения детской агрессии

Занятия с агрессивными детьми

  • Во время всех игр и упражнений, о которых говорилось выше, важно давать ребенку понять, что с их помощью он может справляться со своими эмоциями и без вашей непосредственной помощи
  • Во время ссоры можно, например, сказать: «Мы оба сейчас очень разозлились, давай возьмем подушки и будет драться до тех пор, пока не простим друг друга». Таким образом, вы не только снимете напряжение, но и покажете, каким образом можно решить конфликт без жертв
  • Еще одним важным моментом в любых занятиях с ребенком является выстраивание границ дозволенного: во время боя подушками нужно оговорить, что бить можно только подушкой, без участия ног. Если же необходимо справиться с вербальной агрессией, то можно пообзываться, но не обидно, например, названиями овощей

Воспитание агрессивных детей

Необходимыми составляющими воспитательного процесса детей, не умеющих конструктивно выражать свои эмоции являются рефлексия и личный пример.

Понятие рефлексии подразумевает умение анализировать свои чувства. Когда ребенок кричит или бьет других детей, он не всегда понимает что с ним происходит. Важно поговорить с ним об этом, чтобы он почувствовал ваше участие и поддержку в трудной для него ситуации.

Все способы своего взаимодействия с другими людьми дети усваивают прежде всего в семье. Обратите внимание, как вы и ваши близкие справляются со злостью. Может быть ваш малыш просто копирует взрослых? И прежде чем изменить его поведение, нужно измениться самим?

Видео: Детская злость и агрессия. Отчего становятся злыми наши дети?

Почему ребенок агрессивен с другими детьми

  • Нередка ситуация, когда о том, что ребенок агрессивно себя ведет, родители узнают от третьих лиц. Жалобы учительницы или воспитателя вызывают недоумение. Как правильно поступить в этой ситуации? Какие меры следует принять
  • Прежде всего нужно глубоко вздохнуть и вникнуть в ситуацию. Что именно произошло? При каких обстоятельствах? Ребенок проявляет агрессию к кому-то конкретному или ко всем детям
  • Так же немаловажно узнать мнение ребенка по этому вопросу. Попробуйте расспросить его. Но не давите. Малыши не всегда могут рассказать о своих переживаниях
  • Следует обратить внимание на то, чем он займется вечером. Оторвал кукле голову? Поговорите о том, что сделала кукла, хорошая она или плохая, почему ее нужно было наказать. Можно порисовать вместе и посредством рисунка разыграть ситуацию, произошедшую днем

Работа психолога с агрессивными детьми

Если разобраться с причинами постоянных агрессивных вспышек ребенка самостоятельно не получается, не нужно отпускать ситуацию на «самотек». В ряде случаев консультация у психолога бывает одинаково полезна как для родителей, так и для ребенка.

Специалист поможет разобраться что стоит за подобным поведением и даст рекомендации по воспитанию вашего малыша. В ряде случаев бывает необходима психокоррекционная работа.

Коррекция агрессии у детей

При упоминании слова «психокоррекция» у многих родителей случается приступ паники: с моим ребенком что-то не то, он не нормальный, как так вышло, что подумают окружающие, вдруг подумают, что мой ребенок — псих. Но не стоит избегать обращения за помощью из-за собственных страхов.

Благодаря тому что вы и ваш ребенок не будете посещать психолога, проблема не исчезнет. Подумайте, что важнее: то как вы будете выглядеть в глазах окружающих или здоровье вашего малыша.

В зависимости от того, какого рода детская проблема, коррекционная работа может быть:

  • индивидуальной — ребенок занимается с психологом один на один. Больше подходит для старших подростков, не готовых к групповой работе
  • семейной — когда занятия с психологом посещает вся семья или кто-то из членов семьи и ребенок. Этот вид работы идеален для детей младшего возраста. Он способен научить не только самого малыша справляться с сильными эмоциями, но и помочь маме с папой правильно понимать и реагировать на эмоциональные вспышки своего ребенка
  • групповой — ребенок посещает занятия вместе со сверстниками. Через игровые ситуации, общение он учиться лучше понимать себя и вести себя в обществе приемлемым способом, не унижая и не обижая других

Профилактика агрессивного поведения детей

Далеко не всегда опасения родителей по поводу того, что у их ребенка серьезные проблемы бывают оправданы. Часто кажущаяся неразрешимыми сложности на деле оказываются не так страшны.

И все же важно прислушиваться к своим детям и понимать, что сейчас происходит в их жизни. При правильном отношении можно легко предотвратить агрессивную вспышку, направить сильные эмоции в нужное русло и примирить ребенка с собственными чувствами, а значит и со всем миром!

В целом, агрессия – это попытка выражения своих эмоций и является нормальной реакцией на различные негативные факторы. Она заключается в негативной реакции человека на созданную кем-либо ситуацию, когда ущемляются его интересы, или возникают преграды, препятствующие достижению цели. Как правило, агрессия направлена на причинение вреда человеку, благодаря которому возникла данная ситуация. В нашей статье мы поговорим о том, стать спокойнее и избавиться от агрессии, чтобы она не доставляла неприятностей.

Как стать спокойнее? Избавьтесь от агрессии

Агрессия – это негативное состояние, от которого следует избавляться. Причиной большинства стрессов и разных заболеваний является агрессивное поведение. Оно лишает человека нормальных отношений, уверенности и самоуважения. Как стать спокойнее и избавиться от агрессии, а если возможно, то предупредить ее?

Начинать избавляться от агрессии следует с определения причин. Страхи и внутренние комплексы заставляют людей вести себя агрессивно. Также враждебность к людям может проявлять слишком избалованный человек, который не способен контролировать свое поведение. Давайте рассмотрим причины агресии.

Переутомление

От переутомления часто страдают нервы. В современном ритме жизни существует много предпосылок для переутомления. Множество обязанностей дома и на работе не дают расслабиться. Поэтому важно иметь любимое дело, способное отвлечь и успокоить. При появлении агрессии следует взять отпуск или хотя бы несколько отгулов. В идеале следует сменить обстановку. Чаще агрессия возникает у женщин.

Если не получается взять отпуск, необходимо просто посвятить день себе, заранее предупредив домочадцев. Чтобы стать спокойнее и избавиться от агрессии, можно заняться собой, своей внешностью. Еще ни кому не навредило ничегонеделанье. Расслабляющая ванная с добавлением аромамасел как ни что другое обладает успокаивающим эффектом. Маски побуждают находиться определенный период времени в расслабленном состоянии. Часто одного дня, посвященного себе, достаточно, для восстановления нервной системы.

Депрессия

Депрессия – это психическое заболевание, симптомом которого в большинстве случаев является агрессия. На начальном этапе развития депрессии можно попить успокоительные препараты, выполненные на основе трав, заняться физическими упражнениями, нормализовать распорядок дня и обеспечить хороший сон. Однако в более серьезных случаях следует обратиться к психологу.

Раздражитель

Иногда агрессия возникает не на пустом месте. Для нее существует повод и данное поведение направлено непосредственно на раздражитель. Как стать спокойнее и избавиться от агрессии? Следует изменить свое отношение, перестать замечать проблему и понять, что проявление агрессии не способно изменить сложившуюся ситуацию.

Как стать спокойнее и избавиться от агрессии

Главное, что необходимо сделать индивиду, чтобы стать спокойнее и избавиться от агрессии – полюбить окружающий его мир и людей, который в нем живут. Именно любовь является универсальным лекарством от ненависти и гнева. Человек, который не любит самого себя, не сможет полюбить кого-то другого. Вместе с этим приходит самоконтроль и уважение, без которых гармоничные отношения в социуме невозможны. Как победить агрессию в таком случае? Только тот, кто искренне любит людей, а не просто живет по принципу «не причинить зло», может достичь истинного счастья и покоя.

Как преодолеть агрессию

Причин для возникновения агрессивной реакции может быть много, начиная от социального неравенства и заканчивая другими комплексами человека. Но основа заключается в инстинкте самореализации и самосохранения.

Таким образом, неудовлетворение элементарных жизненных доминант (жизнь в достатке, хорошая работа, полноценная счастливая семья и т. п.) может толкнуть человека на самые крайние поступки. Объясняется такое порой достаточно просто: «чем я хуже?», а поступок олицетворяет собой самоутверждение.

Но в то же время «полезная» агрессия, направленная на благие цели движет человеком, давая возможность защитить себя от опасности или воспитать в себе целеустремленность и волю. Как стать спокойнее и избавиться от агрессии и превратить ее в полезную энергию:

Нужно отдавать себе отчет в том, что проявляя агрессию, вы не решите свои проблемы, а скорее всего даже усугубите.

Вместо отрицательных эмоций, рождающих агрессивную реакцию, обдумывайте, что вы можете сделать в данном случае для самореализации. Стройте планы, определяйте приоритеты и добивайтесь поставленных целей.

Старайтесь вести активный образ жизни. Спорт, труд и любые другие физические нагрузки помогают в преодолении негативных эмоций.

Любимые занятия, увлечения снимают стресс и агрессию, вызывая положительный настрой.

Немаловажный шаг в том, чтобы стать спокойнее и избавиться от агрессии – это самосовершенствование. Человек должен переосмысливать себя, свое отношение к миру и к людям, очищать сознание от негатива. Для развития духовности можно читать соответствующую литературу, посещать йогу или ушу и т. п.

И наконец, не забывайте, что вам всегда может прийти на помощь психолог.

8 способов избавиться от агрессии

Агрессивное поведение проявляется различными способами: от высказывания в сторону своего собеседника прямых угроз до непосредственно агрессивных действий. Подавлять внутри себя приступы агрессии бесполезно, ведь если накапливать и сдерживать гнев, он может вылиться в неконтролируемую вспышку агрессии. Поэтому лучше овладеть искусством стать спокойнее и избавиться от агрессии.

У каждого человека в определенные моменты жизни возникают приступы агрессии. В такие моменты человеку свойственно чувствовать ненависть к себе и могут развиться комплексы. Поэтому это важно понять своевременно и задуматься о том, как побороть агрессию, которая доставляет проблемы не только определенному человеку, но и окружающим людям.

Агрессия – это психическое состояние человека, которое возникает из-за переутомления, появления стрессовой ситуации и при неврозах. Агрессивное отношение к людям порождает в ответ такое же отношение, нарушает баланс между людьми. Особенно опасно проявление агрессии среди членов семью. Для детей такой пример может оказаться фатальным. Поведение родителей в раннем возрасте воспринимают как правильное и с возрастом начинают вести себя подобным образом.

Если вы не знаете, как стать спокойнее и избавиться от агрессии, воспользуйтесь следующими советами:

1. Необходимо найти источник проблемы

Определите, что именно вас так сильно раздражает, это поможет вам быстрее и легче справиться с проблемой.

2. Признайтесь самому себе в том, что вы чрезвычайно раздражены и злы

Даже если проговорить эту фразу мысленно, обязательно станет легче.

3. Постарайтесь отвлечься от проблемы

К примеру, зная свою раздражительность и вспыльчивость, можно завести специальный стакан с карандашами и ломать их во время вспышек агрессии. Чьтобы стать спокойнее и избавиться от агрессии, можно написать на бумаге адресованную обидчику гневную тираду. Таким образом, ваш ответ как бы «овеществится» и гнев выплеснется, тем самым избавляя вас от избытка отрицательных эмоций.

Рассказав о своих негативных эмоциях, вам сразу станет легче. Однако тем самым вы нагружаете проблемами своих близких. Чтобы избежать этого, попробуйте справиться самостоятельно, отвлекитесь и переключите свое внимание – выпейте кофе, прогуляйтесь и т. п.

5. Выплесните эмоции

Это один из самых популярных способов: обругайте вашего обидчика любыми словами, обращаясь при этом к какому-либо предмету. Найдите для этого уединенное место, где вам никто не помешает.

6. Считайте свои шаги

Начните считать собственные шаги во время ходьбы. Чтобы стать спокойнее и избавиться от агрессии, данное упражнение весьма эффективно, так как, сконцентрировавшись на счете, вам удастся быстрее забыть о той неприятной ситуации, которая заставила вас разозлиться.

7. Займитесь спортом

Разнообразные физические нагрузки, а спорт в особенности, являются наиболее эффективным способом избавления от агрессии.

8. Освойте что-то новое

Можно также обратиться к духовным практикам, это поможет стать спокойнее и избавиться от агрессии. Некоторые религии, к примеру, буддизм, являются отличным способом отвлечься от земных проблем, сосредотачиваясь только на духовных ценностях. Займитесь йогой, медитацией. Кроме того, старайтесь не употреблять слишком много мяса, поскольку оно повышает агрессивность личности. Любите природу, она имеет прекрасную способность расслаблять и придавать чувство блаженного спокойствия.

Когда вы злитесь, учащается сердцебиение, повышается артериальное давление. Все это очень опасно для здоровья, особенно для тех, кто имеет проблемы с сердечно-сосудистой системой. Головные боли, раздраженность, истощенность – тоже являются последствием проявления агрессии.

Не ожидайте много от людей, тогда вам не придется разочаровываться и злиться на них. Попадая в конфликтную ситуацию, старайтесь перевести тему, не подливайте масло в огонь. Просто закройте глаза и представьте райское местечко, где вы давно мечтали побывать.

Чтобы стать спокойнее и избавиться от агрессии, поомните, нельзя отвечать грубостью на грубость, станьте мудрее. Трансформируйте зло в добро. Духовное совершенствование – это особо важная часть борьбы с агрессией. Оно сделает вас мягче и сдержаннее, подарив вашему характеру гармонию.

ИГРЫ НА СНЯТИЕ АГРЕССИИ У ДЕТЕЙ

ЗЛЫЕ - ДОБРЫЕ КОШКИ

Детям предлагается образовать большой круг, в центре которого на полу лежит физкультурный обруч - это «волшебный круг», в котором будут совершаться превращения.

Ребенок входит внутрь обруча и по сигналу ведущего (например, хлопок в ладоши, звон колокольчика, звук свистка) превращается в злющую - презлющую кошку: шипит и царапается. При этом из «волшебного круга» выходить нельзя. Дети, стоящие вокруг обруча, хором повторяют вслед за ведущим: «Сильнее, сильнее, сильнее…»- и ребенок, изображающий кошку, делает все более «злые» движения.

По повторному сигналу ведущего «превращения» заканчивается, после чего в обруч входит другой ребенок и игра повторяется.

Когда все дети побывают в «волшебном круге», обруч убирается, дети разбиваются на пары и опять превращаются в злых кошек по сигналу взрослого. Категорическое правило: не дотрагиваться друг друга! Если оно нарушается, игра мгновенно останавливается, ведущий показывает пример возможных действий, после чего продолжает игру.

По повторному сигналу «кошки» останавливаются и могут поменяться парами.

На заключительном этапе ведущий предлагает «злым кошкам» стать добрыми и ласковыми. По сигналу дети превращаются в добрых кошек, которые ласкают друг друга. Прикасаться друг к другу тоже нельзя.

КАРАТИСТ

Игра направлена на снятие физической агрессии.

Как и в предыдущей игре, дети стоят в кругу, в центре - обруч. Только на этот раз в ""волшебном круге"" происходит превращение в каратиста.

Как и прежде дети кричат: ""Сильнее….""-помогая этим игроку выплескивать агрессивную энергию максимально интенсивными действиями.

БОКСЕР

Это вариант игры ""Каратист"", и проводится он аналогично, но действия в обруче можно производить только руками. Поощряются движения быстрые, сильные

КАПРИЗНЫЙ РЕБЕНОК

Игра направлена на преодоление упрямства и негативизма.

Дети, стоящие в кругу, по очереди показывают капризного ребенка (можно в обруче). Все помогают словами ""сильнее, сильнее…."", затем дети разбиваются на пары ""родитель"" и ""ребенок"": ребенок капризничает, родитель его уговаривает и успокаивает. Каждый играющий должен побывать в роли капризного ребенка и в роли уговаривающего родителя.

Практика показывает, что если организовать для детей регулярный курс игровых занятий, то каждый ребенок постепенно улучшает качество выполнения упражнений. При этом его эмоциональное состояние в реальной жизни становится более стабильным и позитивным.

МАЛЕНЬКОЕ ПРИВИДЕНИЕ

Цель: научить в приемлемой форме «выплескивать» накопившийся у агрессивного ребенка гнев.

""Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного по хулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук ""У"", если я буду тихо хлопать,вы будете тихо произносить ""У"", если я буду громко хлопать,вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим слегка пошутить"". Затем педагог хлопает в ладоши. «Молодцы! Пошутили достаточно. Давайте снова станем детьми».

СОРОКОНОЖКА

Цель: научить детей взаимодействию со сверстниками, способствовать сплочению детского коллектива.

Несколько детей(5-10) встают друг за другом, держась за талию впереди стоящего. По команде ведущего Сороконожка начинает сначала просто двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями (это могут быть стулья, строительные блоки и т. д.) и выполняет другие задания. Главная задача играющих - не разорвать единую ""цепь"", сохранить Сороконожку в целости.

ВОЛШЕБНЫЕ ШАРИКИ

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Дети сидят в кругу. Взрослый просит их закрыть глаза и сделать из ладошек ""лодочку"". Затем он вкладывает каждому в ладошки стеклянный шарик -""болик""- и дает инструкцию ""Возьмите шарик в ладошки, согрейте его своим дыханием, отдайте ему часть своего тепла и ласки. Откройте глаза. Посмотрите на шарики, и теперь по очереди расскажите о чувствах, которые возникли у вас во время выполнения упражнения.

МОЙ ХОРОШИЙ ПОПУГАЙ

Игра способствует развитию чувства эмпатии, умения работать в группе.

Дети стоят в кругу. Затем взрослый говорит: ""Ребята! К нам в гости прилетел попугай. Он хочет с вами познакомиться и поиграть. Как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы ему понравилось у нас, чтобы он захотел прилететь к нам снова?"" дети предлагают: ""Говорить с ним ласково"", ""Научить его играть"" и т.д. взрослый бережно передает кому-либо из них плюшевого попугая (мишку, зайчика). Ребенок, получив игрушку, должен прижать ее к себе, погладить, сказать что-то приятное, назвать ласковым именем и передать (или перебросить) попугая другому ребенку. Игру лучше проводить в медленном темпе.

ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК

Игра помогает детям оценить свое состояние, проанализировать поведение.

Взрослый заранее заготавливает из картона цветы. На каждом из 7 лепестков нарисованы лица, выражающие эмоции. Ребенок, смотрит на лепестки, называет эмоцию и говорит, когда он находился в том или ином состоянии. В течение года можно провести подобные занятия многократно, а в конце года обсудить с ребенком, изменились ли его взгляды на окружающих и на себя. Например, если ребенок в начале года говорил, что он счастлив, когда ему дарят подарки, а через 2-3 месяца заявил, что чаще всего он бывает счастлив, когда другие дети принимают его в игру, то можно поговорить об этом и спросить, почему у него изменились представления.

В ТРИДЕВЯТОМ ЦАРСТВЕ

Игра способствует формированию чувства эмпатии, установлению взаимопонимания между взрослым и ребенком.

Взрослый и ребенок (мама и ребенок, воспитатель (учитель) и ребенок и т.д.) прочитав какую-либо сказку, рисуют ее на большом листе бумаги изображая героев и запомнившиеся события, затем взрослый просит ребенка пометить на рисунке, где бы он (ребенок) хотел оказаться. Ребенок сопровождает рисунок описанием своих похождений ""в сказке"", взрослый же в процессе рисования задает вопросы: ""А что бы ты ответил герою сказки, если бы он спросил тебя? А чтобы вы сделал на месте героя? А что бы ты ощутил, если бы герой сказки появился здесь?""

ЭМОЦИИ ГЕРОЕВ

Игра способствует формированию эмпатии, умению оценивать ситуацию и поведение окружающих.

Взрослый читает детям сказку. Ребенку заранее выдаются маленькие карточки с изображениями различных эмоциональных состояний. В процессе чтения ребенок откладывает на парте несколько карточек, которые, на его взгляд, отражают эмоциональное состояние героя в различных ситуациях. По окончании чтения каждый ребенок объясняет, в какой ситуации и почему ему кажется, что герой был весел, грустен, подавлен… в эту игру лучше играть либо индивидуально, либо в малой подгруппе. Текст сказки не должен быть очень большим, должен соответствовать объему внимания и памяти детей определенной возрастной группы.

ЛИПУЧКА

Игра способствует развитию взаимодействовать со сверстниками, снятию мышечного напряжения, сплочению детской группы.

Все дети двигаются по комнате, желательно под быструю музыку. Двое детей, держась за руки, пытаются поймать сверстников. При этом приговаривают ""Я - липучка - приставучка, я хочу тебя поймать"". Каждого пойманного ребенка ""липучка"" берут за руки, присоединяя его к своей компании. Затем они все вместе ловят в свои ""сети"" других. Когда все дети станут ""липучками"", они под спокойную музыку танцуют в кругу, держась за руки. Если музыкальное сопровождение невозможно осуществить, взрослый задает темп игре, хлопая в ладоши. В этом случае темп, быстрый в начале игры, замедляется по мере ее проведения.

КОТИК

Цель: снятие эмоционального, мышечного напряжения, установление положительного эмоционального настроя в группе.

Дети находятся на ковре. Под спокойную музыку придумывают сказку про котика, который:

· Нежится на солнышке (лежит на ковре);

· Потягивается;

· Умывается;

· Царапает лапками с коготками коврик и т.д.

В качестве музыкального сопровождения можно воспользоваться записями аудиокассеты ""Волшебные голоса природы»: «Малыш в лесу», «Малыш у реки», «Малыш и птичка» и др.

СЕРЕБРЯННОЕ КОПЫТЦЕ

Игра способствует как снятию излишнего мышечного напряжения, так и возникновению доверия к окружающим, сплочению детей.

Представь себе, что ты - красивый, стройный, сильный, спокойный, мудрый олень с гордо поднятой головой. На твоей левой ножке - серебренное копытце. Как только ты трижды стукнешь копытцем по земле, появляются серебренные монеты. Они волшебные, невидимые с каждой вновь появляющейся новой монетой ты становишься добрее и ласковее. И хотя люди не видят этих монет, они чувствуют доброту, тепло и ласку, исходящую от тебя. Они тянутся к тебе, любят тебя, ты им все больше и больше нравишься.

Примечание: данная игра может стать групповым ритуалом в детском коллективе, одним из способов разрешения конфликтов в группе.

МАСКИ

Цель : научить в приемлемой форме, выплеснуть накопившийся у агрессивного ребенка гнев.

Необходимы краски и бумага, липкая лента. На бумаге рисуются страшные маски, затем каждый участник примеряет себе любую, остается в ней какое-то время. Можно потанцевать «дикие» танцы, побегать, погоняться друг за другом. Затем происходит ритуал снятия масок, все берутся за руки, улыбаются друг другу, можно плавно потанцевать.

Чтобы закрепить маски на лице, лучше использовать липкую ленту или пластырь.

ОБЗЫВАЛКИ

Эта игра вносит оживление в группу, помогает выплеснуть гнев в приемлемой форме, полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей. Кроме того, игра может помочь воспитателю провести занятие по классификации.

Игра проходит в два этапа. На первом этапе участники игры, передавая мяч по кругу, называют друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться, это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели), но говорят эти слова друг другу сердито, с недовольством - ругаются. Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты, …морковка!». На втором этапе дети, передавая мяч, говорят своему соседу то же слово только в уменьшительно-ласкательной форме: «Ах ты, морковочка!».

Игра будет полезна, если проводить ее в быстром темпе, а пред началом следует предупредить детей, что это только игра и обижаться друг на друга не надо.

Не следует начинать коррекционную работу с этой игры, если в группе играющих присутствуют дети со склонностью к кривлянию, «дурашливому» поведению.

СНЕЖКИ

Игра способствует снятию мышечного напряжения, дает возможность в приемлемой форме выплеснуть свой гнев.

Для проведения игры необходимо сделать «снежки» из ваты и бумаги (по 4-5 на каждого участника). В просторном помещении (лучше в спортивном зале) все «снежки» рассыпаются по полу. В «снежной битве» участники игры пытаются нападать и защищаться. Необходимо объяснить, что попадание «снежком» - это может быть немного больно, но таким образом можно стать отважным, сильным, смелым победителем.

ГНОМИКИ

Игра способствует развитию чувства эмпатии, сочувствия и желания помочь.

Для игры нужны колокольчики по числу участников (5-6 штук). Один колокольчик должен быть испорчен (не звенеть).

Взрослый предлагает детям поиграть в гномиков. У каждого гномика есть волшебный колокольчик, и, когда он звенит, гномик приобретает волшебную силу - он может загадать любое желание, которое когда - нибудь исполнится. Дети получают колокольчики (одному из них достается испорченный). «Давайте послушаем, как звенят ваши колокольчики! Каждый из вас по очереди будет звенеть своими колокольчиками и загадывать свое желание, а мы будем слушать». Дети по кругу звенят своими колокольчиками, но вдруг оказывается, что один из них молчит. «Что же делать? У Коли не звенит его колокольчик! Это такое несчастье для гномика! Он теперь не сможет загадать себе желание… Может, мы его развеселим? Или подарим что - нибудь вместо колокольчика? Или попробуем выполнить его желание? (Дети предлагают свои решения.) А может, кто-нибудь уступит на время свой колокольчик, чтобы Коля мог позвенеть им и загадать свое желание?»

Обычно кто-нибудь из детей предлагает свой колокольчик, за что, естественно, получает благодарность товарища и одобрение взрослого.

ДА И НЕТ (К. Фобель)

Игра направлена на снятие у детей состояния апатии и усталости, на побуждение их жизненных сил. Самое замечательное в этой игре то, что в ней задействован только один голос.

Разбейтесь на пары и встаньте друг перед другом. Сейчас вы проведете воображаемый бой словами. Решите, кто из вас будет говорить слово «да», а кто - «нет». Весь ваш спор будет состоять лишь из этих двух слов. Потом вы будете ими меняться. Вы можете начинать их очень тихо, постепенно увеличивая их громкость до тех пор, пока один из вас не решит, что громче уже некуда. Услышав сигнал ведущего (например, колокольчик), остановитесь, сделайте несколько глубоких вдохов. Обратите внимание на то, как приятно находиться в тишине после такого шума и гама.

Игра может оказаться особенно полезной для тех детей, которые еще не открыли для себя свой собственный голос как важный способ самоутверждения в жизни.

ТУХ - ТИБИ - ДУХ (К. Фобель)

Эта игра - еще один рецепт снятия негативных настроений и восстановления сил в голове, теле и сердце. В этом ритуале заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово «тух-тиби-дух» сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.

Я сообщу вам сейчас особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований, против всего, что портит настроение. Чтобы это слово подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Начните ходить по комнате, ни с кем не разговаривая.

Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из детей и произнесите волшебное слово: «Тух-тиби-дух!». После этого продолжайте прогуливаться по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово.

Чтобы волшебное слово действительно подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а определенному человеку, стоящему перед вами.

СОВМЕСТНЫЕ НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ

Для работы с агрессивными детьми могут с успехом пользоваться различные настольные игры, которые предусматривают игру как поодиночке, так и совместно. Например, игра «Конструктор». Детям предлагается вдвоем или втроем собрать какую-нибудь фигуру из деталей «Конструктора». По ходу игры взрослый помогает детям решить возникающие конфликты и избежать их. После игры возможно проигрывание конфликтных ситуаций с нахождением путей выхода из них.

В ходе совместных настольных игр дети овладевают навыками совместного бесконфликтного общения.

Можно поступить двумя способами – подавить их или выразить. В первом случае накапливающиеся внутри эмоции превращаются в большой ком, который однажды прорвется наружу, да так, что мало не покажется. Поэтому для сохранения агрессию, как и любые другие негативные переживания, следует выражать, то есть, давать ей выход. Не всегда это можно сделать прямо в момент возникновения агрессии, когда она захлестывает вас, но лучше стараться отпускать ее сразу, иначе есть риск потерять немало нервных клеток. Сегодня я расскажу о том, как снять агрессию.

Упражнение на снятие агрессии

Одно из самых эффективных упражнений для снятия агрессии позаимствовано из йоги и называется «Улыбка Будды». Его можно использовать каждый раз, когда вы чувствуете прилив агрессии и хотите быстро с ним справиться.

  • Расслабьтесь. Пусть поток мысли постепенно замедляется, а затем прекратится совсем. Полностью расслабьте лицевые мышцы (в этом может помочь ), почувствуйте, как они наливаются теплом и тяжестью. Мышцы лица как будто теряют упругость и стекают вниз подобно густой патоке.
  • Теперь сосредоточьтесь на уголках губ: представьте, как ваши губы слегка раздвигаются в стороны и образуют легкую улыбку. Не нужно напрягать мышцы лица, улыбка появится сама собой, а вместе с ней и зарождающееся внутри вас чувство безграничной радости. Наслаждайтесь им некоторое время, прежде чем закончить упражнение.

Упражнения и игры на снятие агрессии в команде

Групповые процессы часто оказываются эффективнее, нежели индивидуальные, особенно, если причина возникновения вашей агрессии – в одном или нескольких участниках группы. Вы можете предложить эти игры на снятие агрессии организатору корпоративных мероприятий в вашей компании или самостоятельно инициировать их проведение на работе. Также эффективны упражнения на снятие агрессии в группе друзей или семье.

  1. Группа образует круг, выбирается один водящий участник, которому завязываются глаза, далее один из участников (или ведущий) указывает дезориентированному водящему направление (на одного из круга), в котором нужно излить всю свою агрессию, ярость и гнев. Излив негативные эмоции, водящий снимает повязку и извиняется перед «жертвой». Казалось бы, элементарное упражнение на снятие агрессии, а работает очень эффективно. Получается интересно, когда ведущий указывает на самого водящего.
  2. Упражнение «Верблюд». Это довольно жесткий способ снять агрессию, и очень важно, чтобы ведущий, на которого эта агрессия перенаправится, был способен ее проанализировать и сделать так, чтобы группа не осталась на него в обиде. Все участники встают в круг и кладут руки на плечи соседям слева и справа. Ведущий говорит, что каждому из участников на ухо скажет название животного, и, когда оно прозвучит вслух, тот должен будет пождать ноги и повиснуть на руках. Затем ведущий очень аккуратно и незаметно для остальных каждому участнику говорит на ухо: «верблюд».

    Затем ведущий просит всех быть очень внимательными, и не пропустить своей животное: «Собака, крокодил, верблюд!». Важно помнить, что реакция группы на такую «подставу» может оказаться разной, поэтому еще раз повторю – ведущий должен суметь разобраться с выплеснутой в его сторону агрессией.

Снятие агрессии

Любые игры и упражнения, как вы понимаете, не устраняют причину возникновения агрессии, а лишь снимают последствия. Поэтому хоть заулыбайтесь Буддой, но если изо дня в день один и тот же человек или ситуация приводят вас в бешенство, нужно работать именно с причиной возникновения агрессии. Один из способов – завести дневник. Записывайте все, что вызывает в вас ярость в течение дня, и подробно описывайте свои чувства при этом. Уже через неделю можно будет проанализировать написанное и сделать выводы.

Помните, что люди – зеркала друг для друга, поэтому то, что бесит вас в окружающем мире и людях, есть внутри вас. Возможно, вы не принимаете себя таким, какой вы есть, и поэтому срываетесь на других? Или кто-то с удовольствием делает то, что вы себе запрещаете, но на самом деле хотите делать, и становится мишенью вашей агрессии? Подумайте об этом.

Мне очень трудно сказать человеку, который меня обидел или довел до деструктивного состояния, все, что я думаю о нем и об этой ситуации. Да что там «трудно», это практически невозможно! Но копить в себе невыраженный негатив я тоже не могу, поэтому пользуюсь следующим нехитрым приемом: в абсолютном одиночестве я закрываю глаза и представляю перед собой того, на кого злюсь, а затем высказываю вслух все, что есть на душе. Могу кричать, могу плакать, могу повторять одно и то же, пока источник агрессии не иссякнет. Тогда наступает освобождение, и я снова могу нормально функционировать.

Безусловно, древние учения, такие как йога, даосские практики, буддийские медитации, помогают снять не только агрессию, но и растворить ее источники. Знаю, что еще помогает искусство бесконтактного боя. Кому-то помогает просто работа в саду, а кому-то – ! Поэтому найдите свой способ снятия агрессии, и ни в коем случае не копите ее в себе.

Такие термины, как агрессия , насилие, преступность, и враждебность часто встречается не только в медицинской литературе. Термин «агрессия » используется в качестве определения особого типа поведения как для людей, так и для животных. У людей, агрессия может обозначать вербальную агрессию , физический акт агрессии против объектов или людей. Время от времени, этот термин может быть использован по отношению к себе (членовредительство, суицидальные жесты или действия).

Насилие используется только при описании человеческого поведения и обозначает физическую агрессию со стороны одного человека против другого.

Преступление определяется как преднамеренное нарушение уголовного права.

Враждебность широкое определение термина и может относиться к агрессии , раздражительности, подозрительности, недостаточного сотрудничества, или ревности.

Происхождение термина АГРЕССИИ от латинского aggressio - атака, и aggredi – атаковать.

1. Ничем не спровоцированное нападение, когда оно предназначено, чтобы доминировать.

2. Атака или посягательство на нарушение имеющихся свобод другого.

3. Враждебное или разрушительное поведение.

Информация для пациентов по агрессивному поведению

Эта статья нацелена на оценку и управление агрессией , связанных с основными психическими расстройствами.

Практикующий врач-психотерапевт время от времени сталкиваются с оценкой жертв насилия в семье. Обзор домашнего насилия раскрывает некоторую отрезвляющую статистику: каждый год 1 из 10 женщин подвергается физическому насилию со стороны партнера или бывшего партнера. Агрессия и агрессивное поведение со стороны супруга или супруги имеет разрушительные последствия для всей семьи, а дети часто становятся не только очевидцами этих событий, но и не редко вовлекаются в само действие.

Программа лечения агрессивного поведения в клинике Роса направлена на обеспечение безопасности и устранение причин возникновения агрессии .



Тема агрессии сейчас весьма популярна и не редко обсуждается в новостях периодических изданий и на телевидении, предоставляется множеством различных мнений, предлагаются множества всевозможных путей решения, в том числе курсы самопомощи, обучающие управлению гневом в обществе включая в себя как дидактические, так и эмпирические компоненты, а также домашние задания.

Однако, необходимо четко понимать, что проявление агрессии , гнева, агрессивного поведения является одной из разновидностей психических реакций, т.е. это продукт высшей нервной деятельности. Это говорит о том, что данные психические реакции являются медицинской проблемой и решать её нужно с врачом-психотерапевтом или с врачом-психиатром, со специалистом, который имеет высшее медицинское образование, а не с психологом, который имеет педагогическое образование.

История исследований агрессивного поведения и иных расстройств поведения говорят о высоко возможном факторе риска насилия со стороны интимного партнера. Это указывает на необходимость и стратегию лечения, которые способствуют здоровым интимным отношениям и, в частности борьбы с рисками к насилию еще в молодости, работая с подростками у которых наблюдаются расстройства поведения.

Многочисленные книги и статьи предлагают хорошие практические советы по вопросам психологического обучения – работа с психологом. Другие сосредоточены на ограничениях свободы и изоляции – стационарном лечении. Все эти методики давно устарели и не могут отвечать последним данным по изучению агрессивного поведения .

Сейчас не много качественных методик ориентированных на проведение поведенческой коррекции, психотерапевтического и фармакологического вмешательства которые рационально использовать одновременно, и рекомендованы международной организацией здравоохранения.

Импульсивная агрессия характеризуется неспособностью её регулирования усилиями собственной воли. Кроме того, агрессивные импульсы часто могут сопутствовать другим психическим расстройствам, куда включаются такие расстройства как депрессия, неврозы, эндогенные психические заболевания, токсикомания, алкоголизм и наркомания, включая расстройства поведения и личностные расстройства.

Большинство пациентов с психическими расстройствами - не агрессивны . Тем не менее, эпидемиологические данные указывают на повышенный риск насилия среди лиц с психическими расстройствами по сравнению с населением в целом. В этой статье рассматриваются эти доказательства и служат основой для оценки и лечения агрессивных состояний.




Агрессивное поведение у пациентов с психическими расстройствами имеет много возможных причин.

  • Наиболее важными причинами являются наличие сопутствующего злоупотребления психоактивными веществами (алкоголизм , наркомания, токсмкомания и др.).
  • Кроме того, в патологический процесс возникновения гневливости и агрессии само по себе может вызваться наличием галлюцинаций и бреда, что может спровоцировать насилие.
  • Часто и другие различные психоневрологические заболевания, связанные с дефицитом или недостаточностью серотонинового и дофаминового обмена может содействовать возникновению агрессивных тенденций в поведенческих реакциях.
  • Наконец, лежащие в основе личностных характеристик, таких как антиобщественные черты личности, также могут влиять на возникновение насильственных действий в качестве средства для достижения определенных целей.
  • Экологические факторы, связанные с агрессивным поведением , включают хаотические или нестабильные ситуации дома или на работе.
  • Люди могут стать агрессивными и проявлять агрессивное поведение по разным причинам и в разное время.

    Описание некоторых психических расстройств, при которых может проявляться агрессивное поведение .

    Большинство больных шизофренией живут в обществе обыденной жизнью и обычно не попадают в категорию опасных, в отношении насильственных действий. Однако периоды агрессии могут проявляться в острых психотических фазах данного заболевания. Агрессия у таких пациентов обычно проявляется в выраженном насильственном поведении. Это может быть связано с острой декомпенсацией психического заболевания, либо быть вторичной при скрытом или явном несоблюдении режима медикаментозной терапии. Декомпенсация также может быть связана с недостаточностью текущего режима лечения. Исследования сообщают, что большинство агрессивных действий, совершенных лицами с шизофренией, происходят во время острой фазы болезни.

    Проявление агрессивного поведения часто проявляется среди больных с наличием зависимости, у которых сопутствующие психоневрологические заболевания связаны со злоупотреблением психоактивных веществ (наркотики, алкоголь, спайс, иные токсические вещества). Агрессивность и агрессивное поведение у таких больных может быть непосредственно спровоцирован как приемом алкоголя, кокаина, амфетамина и иных психоактивных веществ, так и абстинентным синдромом при отсутствии или выводе из организма психоактивных и токсических веществ. Не редко в связи с целенаправленной терапией наркомании или алкоголизма у людей возникает поведение в виде проявления паранойи, крайнего беспокойства и агрессии .

    Такие как травма головного мозга, опухоли мозга, или метаболические нарушения могут спровоцировать агрессивное поведение у пациентов, чаще, в виде насилия. Последние данные свидетельствуют о том, что насилие больше ассоциируется с психопатологией и умственной отсталостью, чем с эпилептиформной активностью (интериктальный - имеющий отношение к психическим и поведенческим расстройствам, возникающим у пациента между приступами эпилепсии) или других переменных причин.

    и болезнь Альцгеймера

    Пациенты с деменцией могут быть эмоционально лабильны или склонны к отсутствию контроля или плохому контролю поведения, склонны к импульсивности, агрессии не обдуманности поступков. Чаще могут появиться в виде серьезных травм себе и другим, что происходит со злости или в виде острой реакции на воспринимаемую (с их точки зрения) угрозу. Как правило, при правильном сборе анамнеза, который уточняет диагноз, такие реакции могут предупреждаться врачом, но такая возможность не всегда может быть доступна в отделении неотложной помощи или окружающим людям.

    Антисоциальное расстройство личности может обуславливать другие психические заболевания, включая и шизофрению. Антисоциальное черты личности могут присутствовать даже в том случае, если полный диагноз не может быть установлен по какой-либо причине. Антисоциальное расстройство личности или черты могут быть оценены путем изучения в контексте агрессивных инцидентов. Запугивание может быть фактом агрессивного поведения . Например, борьба за деньги, сигареты, доступ к сексуальным партнерам, нападения на окружающих которые отрицают просьбы или требования больного или пытаются установить границы поведения пациента (например, обеспечение соблюдения запрета на курение).

    Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) часто связано с гневом, враждебностью и насилием. Особо выражено при наличии сопутствующих заболеваний, таких как расстройства настроения и расстройства личности, злоупотребление психоактивными веществами, могут быть и смешанные факторы. Эти искажающие факторы исследовали у амбулаторных больных, ветеранов войны с посттравматическим стрессовым расстройством. Так же выявлены случаи агрессии у пациентов с паническими расстройствами. Пациенты жаловались на значительные нарушения настроения и импульсивное, не регулируемое поведение.



    Для лечения острых психических состояний с проявлением агрессии часто используются лекарственные препараты. К ним относятся бензодиазепины (например, лоразепам) и нейролептики (например, галоперидол).

    Международная психиатрическая ассоциация одобрила новую схему применения антипсихотических препаратов второго поколения, которые можно использовать, чтобы успокоить возбужденных пациентов. Зипразидон внутримышечные иньекции, предназначеные для использования в агитации связанных с шизофренией, и оланзапин внутримышечно, арипипразола внутримышечно - одобрены для использования в агитации связанных либо с шизофренией или биполярной мании. В общем, внутримышечные инъекции имеет более быстрое действие, чем при приеме внутрь. Однако, пациент может легко успокоиться после перорального применения препаратов, если он или она понимает, что меры были приняты и помощь оказывается. Сублингвальное введение может иметь более быстрое начало действия, чем пероральный прием, так как имеет дополнительное преимущество для пациентов с наличием критики к своему состоянию, имея отвлекающий эффект для взволнованного пациента, в тот момент, пока таблетка растворяется. Это говорит о наличии позитивного эффекта психотерапевтического воздействия на пациентов, которые не находятся в остром психотическом состоянии.

    Острое Агрессивное поведение

    Очень важно, чтобы пациенты с агрессивным поведением в первую очередь должны быть оценены на предмет возможности сопутствующих заболеваний. При этом, острые психотические состояния, в том числе наличие острых абстинентных синдромов при отмене алкоголя, наркотиков или седативных средств, должны быть исключены. Помимо острого управления агрессивным эпизодом, долгосрочное управление зависит от характера насилия, временными или постоянными.

    Необходимые действия после снятия острого эпизода Агрессивного состояния

    После снятия острого психомоторного возбуждения требуются долгосрочные стратегии управления психическим состоянием. В этот период не рекомендуется применение средств применяемых для снятия острого состояния. Необходимы профилактические меры предотвращения агрессии в форме амбулаторного лечения, которые могут быть использованы в качестве альтернативы стационарному лечению. При использовании инновационных альтернативных амбулаторных программ, в сочетании с психотерапевтической модификацией поведения, пациенты отлично реагируют на проводимую терапию, при которой госпитализация не требуется.

    Фармакотерапия долгосрочного управления агрессивным поведением зависит от основной клинической проблемы конкретного пациента. Лечение основного расстройства является ключевым фактором. Часто, когда основная психиатрическая проблема успешно лечится, степень агрессивного поведения уменьшается. К сожалению, возможно, одна треть пациентов с шизофренией не реагирует на антипсихотическое лечение или позитивно на него отвечает лишь частично. У некоторых пациентов с шизофренией высокие дозы нейролептиков на самом деле могут в дальнейшем увеличить риск возникновения агрессивного поведения .

    НЕКОТОРЫЕ СОВЕТЫ, если Вы заметили агрессивное поведение у кого-либо.


    Основные элементы управления не фармакологического агрессивного поведения включают в себя следующее:

  • Оценка потенциальной опасности (например, объекты, которые могут быть использованы в качестве нападения).
  • Оцените физическое поведение пациента (например, многие пациенты показывают кулак или стучат ногами).
  • Всегда держать пациента в поле зрения, контролируя его поведение (например, не поворачивайтесь спиной).
  • Принимайте словесные угрозы всерьез.
  • Держите безопасную дистанцию.
  • Не стесняйтесь попросить дополнительной помощи, не время проявлять героизм.
  • Сохраняйте спокойствие, держитесь уверенно и компетентно, пытайтесь путем привлечения в спокойный разговор снять агрессию .
  • Избегайте споров с пациентом.
  • В повседневной жизни люди, достаточно часто сталкиваются с агрессивным поведением окружающих. Это может происходить в семье, на работе, на улице, в общественных местах. Само слово агрессия переводиться с латыни как «нападать».

    Агрессивное поведение может быть обусловлено различными факторами и входить в структуру различных типов девиантного поведения.

    Агр ессивные дейс тви я могут носить характер как криминального поведения, так и являться проявлением (симптомами) какого-либо психического расстройства.

    Основным различием этих двух форм агрессии , являются причины мотивации агрессивных действий и возможности или невозможности их контроля.

    Как правило, основной базой для агрессивного поведения , являются отрицательные эмоции (злость, ненависть, гнев и.т.д.) вызванные какими-либо, внешними раздражителями. Этим раздражителем может быть как один фактор, так и целая совокупность.

    Ученые рассматривают мотивацию агрессивного поведения по-разному. Например, известный этолог К.Лоренц рассматривал агрессию , как один из основных стержней для выживания человека.


    З.Фрейд говорил об агрессии , как об инстинктивном влечении и отводил агрессии важную роль в психосексуальном развитии ребенка; многие современные психологи рассматривают агрессивное поведение как результат общественного влияния.


    Важно знать, что агрессивное поведение может быть подконтрольно человеку и направленно в мирное русло, например в спорт, творчество, науку.

    Более подробно о враждебности и агрессии в статьях:



    Похожие публикации