Роль этикета в человеческом общении. Этикет- регулятор внешних форм общения и поведения. Этикет и его роль в обществе. Основные нормы этикета юриста

Правила поведения порой напоминают ритуальные обряды: они кажутся бессмысленными, но они воспитывают людей.

А. де Сент-Экзюпери

В системе важных законов управления, регламентирующих процедуру общения людей друг с другом, прочное место занимает этикет, т.е. правила поведения в обществе. Средства массовой информации и специальная литература все чаще обращаются к проблеме этикета. Этот повышенный интерес к вопросам этикета объясняется не только ностальгией по "доброму старому времени", не только участившимися поездками руководителей государства за рубеж, но и более прагматичными причинами. Часто, слишком часто, умные, энергичные русские предприниматели терпели фиаско при общении с иностранными партнерами из-за своих дурных манер и неумения держаться в обществе. Попытки оправдать свою невоспитанность особыми, якобы чисто русскими принципами гостеприимства и "современными" манерами не выдерживают никакой критики.

Давайте немного поговорим. Легче говорить о бизнесе в непринужденной обстановке, и это то, что мы будем делать, когда узнаем нового партнера и выиграем его симпатию. Не забывайте внимательно слушать и активно разговаривать. Давайте приложим все усилия, чтобы сделать интервьюера важным для нас и понять. Мы не начинаем разговоры по тривиальным, спорным и личным темам. Чтобы сделать разговор естественным, давайте поговорим о том, что действительно заинтриговало нас, например, интерьер ресторана, или то, что в настоящее время важно и интересно для всего общества.

Известно, что основы европейского этикета были заложены при блестящем дворе короля Франции Людовика XIV, когда были продуманы до мельчайших подробностей правила поведения придворных, сановников и гостей на государственных церемониях, праздниках и балах. Приглашенные на такие торжества получали специальные билеты (этикетки) с указанием времени и места организации приема, а также рекомендации по регламенту и особенностям костюма. Хотя, несомненно, во все времена и у всех народов были свои установленные правила и нормы поведения для различных социальных кругов, но современные основы этикета были регламентированы французскими придворными "этикетками".

Давайте активно слушаем собеседника, прося его выработать выраженное им выражение, ссылаться в наших заявлениях на утверждение предшественника. Это сильно повлияет на наш образ. В конце встречи проходит «церемония» вручения визитных карточек. Убедитесь, что визитные карточки легко доступны для нас и содержатся в отличном состоянии. Если мы все еще сидим за столом, давайте остановимся на контакте, пока не встанем со стола. Уважая нашего гостя, позвольте ему первыми передать вашу визитную карточку.

В этот момент нет необходимости скрывать ее небрежно и без задумчивости, но чтобы дать ей мгновенное внимание и спрятаться в месте, где она не рассердится. Человек с более низким ранга сначала прощается, но не должен выполнять прощальные жесты одновременно. Обратите внимание, что ярлык статуса бизнеса не представляет возраст или пол, а занимает позицию в компании.

Отношение общества к этикету, особенно тех социальных слоев, которые не следовали его правилам, часто бывало скептическим, еще чаще - ироническим, а иногда и откровенно враждебным, критическим. С начала XIX века и до 1917 г. либеральная разночинная интеллигенция России настойчиво противопоставляла образование как истинную, действительную ценность воспитанию как ценности, по их мнению, мнимой, иллюзорной и уж несомненно второстепенной. Старый спор из теории утилитаризма - форма и содержание! В советских энциклопедических словарях этикет отвергался категорически, как "форма поведения, обхождения в высших слоях дворянско-буржуазного общества".

В рассмотренном выше случае роль гостя или хозяина играет ключевую роль, поскольку она всегда должна была платить должную дань. Большинство из них по факту эволюции и развития европейской культуры очень интуитивно и бессознательно используются нами, поэтому самым важным принципом, которым мы должны следовать, является уважение к другому человеку. Не удалось добавить комментарий. Повторите попытку через некоторое время.

Комментарий должен быть длиннее 5 символов. Работа написана на основе обсуждений в «Л.». «Под Улемом», мои наблюдения в результате этих обсуждений и моих собственных взглядов. Надеюсь, что этот текст инициирует интересное и предметное обсуждение. Первым рифом, на котором основана дискуссия о роли масонства, является основной вопрос. Что такое масонство и какие формы действий разрешены.

Однако жизнь убедительно доказала, что правила поведения в обществе существуют и эти правила необходимо выполнять, чтобы не быть изгоем. Многим уже стало ясно, что если одеваться неопрятно, есть руками, сморкаться пальцами, употреблять нецензурные слова, то двери многих домов и учреждений закроются перед ними, деловые и дружеские контакты станут невозможными. Какой стиль поведения взять за основу, ведь каждый слой общества имеет свои обычаи, свои негласные правила поведения, - задача не такая уж простая, и каждый решает ее согласно виденным эталонам, обычаям своего привычного социума в соответствии с уровнем своей культуры, интеллектуальным багажом и воспитанием.

Что такое масонство? У Ордена есть своя система морали, скрытая в аллегориях и представленная в символах. Цель этой системы - стремиться к тому, чтобы индивидуальные достижения проявлялись в братской жизни монахов Ордена, чтобы иметь возможность полностью и неограниченно делиться со всем этим Ритуал - это драматизация символов знания Закона о жизни и человеке.

Прежде всего, влияние Ордена на жизнь в мире зависит от примера актуализации в собственной жизни великих лозунгов Ордена. Не ограничиваясь резолюциями о том, как мы проводим нашу жизнь за пределами Ордена, мы всегда будем получать положительные результаты творческого влияния наших идей на жизнь вокруг нас, если эти идеи живут в нас в реальной реализации их в повседневной практике нашей жизни.

К примеру, насмешники уверяют, что в среде художников необходимо быть неопрятным, носить нестиранные темные, желательно клетчатые рубахи, обязательный свитер и мешковатые брюки, туманно рассуждать об экспрессии, пропавшем свете, о своем непризнанном "видении", быть непременно волосато-бородатым и с отвращением пить водку. Актеры и особенно режиссеры должны обладать потрепанной кожаной курткой и кепкой, быть предельно раскованными, мастерски рассказывать анекдоты и охотно принимать приглашения поклонников "посидеть" в ресторане: Многие "новые русские" легко распознаются по красным пиджакам, одуряющему аромату одеколона и бегающим глазам. Своим правилам поведения и весьма своеобразному "кодексу чести" подчиняются путаны, "крутые парни", депутаты и политические лидеры.

Мы хотим расти и становиться в сообществе нашего народа и Польской Республики краеугольным камнем Истины, Мудрости и Крестного Слуги всего, что живет, чтобы жить этой Землей в Великой Семье Наций и быть свободными как свободными и равными на примере братской реализации. Твоя Любовь ко всем, Свидетельствующая истине.

«Масонство нацелено на духовное совершенствование личности и братства людей разных религий национальности и взглядов». Он основан на этической системе, выраженной в обрядах посвящения. Эти две цитаты показывают, что современному человеку нелегко понять как форму, так и роль масонства.

Но если отбросить иронию и задуматься об этикете предпринимателя, служащего госаппарата или руководителя любого уровня, то его поведение в обществе достаточно строго регламентировано, хочет он этого или нет, и это не только умение зевать с закрытым ртом. Несомненно, что требования этикета в настоящее время стали более "демократичными", хотя и сейчас воспитанный и вежливый человек должен уверенно ориентироваться в сложных иерархических взаимоотношениях и следовать стереотипам, отработанным моделям поведения.

Как организация - как Орден - мы существуем внутри. Наша работа, форма работы и успех ограничивают священный район ритуальной работы. Успех масонства - это успех самосовершенствования в «Братьях и сестрах». Вспомним, что у Лозача нет депутатов, сенаторов, президентов. Братья и сестры равны - как в правах, так и в обязанностях. Мы улучшаем единицу, а не ту функцию, которую он выполняет в мире профанов.

Мы окружены потоком информации, сформированной медиа-миром полуправды. Для нас сегодня, привыкший в лучшем случае выбирать информацию, а не искать ее, форма масонства часто непостижима и чужда. Каждый хотел бы сформировать свою индивидуальность, стать внутренне лучше, но для всего остального мы хотели бы получить готовые рецепты, руководство по эксплуатации с акцентом на словосочетание и рамку для запоминания. Это вечная система Учителя и Дисциплины. Есть символ и ритуал, есть способ найти сущность и сущность понимания, которые мы должны найти, но в нас самих.

Весьма популярна за последние годы ориентация на американских бизнесменов, на их своеобразный этикет. Многим импонирует совершенно раскованная манера поведения американцев, подчеркнутая приветливость, доброжелательность и оптимизм, умение быстро перейти на дружелюбный, заинтересованный тон беседы. Однако простота и демократичность манеры поведения американского делового человека также достаточно жестко формализована и подчиняется непростому этикету. Да, американец считает возможным иногда развалиться в кресле, задрав ноги на стол, разговаривать с женщиной, держа руку в кармане, похлопать приятеля по плечу, но наряду с этой внешней демократичностью, даже простоватостью поведения пресловутый "американский образ жизни", воспитание, полученное в семье и колледже, опыт общения с деловыми партнерами требуют весьма строгого соблюдения делового этикета. Точность, аккуратность, умение держать данное слово, опрятность в одежде, четкая регламентация поведения в стандартных ситуациях определяют стиль служебного и дружеского общения деловых людей Америки.

«Особое внимание следует уделять тому, что является особенно видом ненормативной лексики, но форм нет». Сама среда - это сообщение. Масонство - это среда, язык, который, конечно же, переводится на другие языки. Для старшего поколения польское масонство является продолжением деятельности в межвоенный период, когда братья основали кооперативы, они принимали участие в стационарной помощи.

Однако мы должны признать, что это успехи масонства! Путь масонов похож на японский самурай. В своей трудной работе с мастером самураев он формирует свое тело и ум. Обучая боевым искусствам - это становится угрожающей военной машиной. Его разум острый, как его меч. Но после окончания обучения самурай отправился к феодалу-лорду Господа и сражался за различные противоречивые цели. Это было правило новобранец - он собирался забыть о том, что узнал, когда был на дуэли. Именно его тело и инстинкт были основным мотивом победы.

Несомненна, что много привлекательного есть в деловом этикете и других стран: корректность и безупречные манеры английских джентльменов, приветливость и невозмутимость японцев, подчеркнутая галантность французов, надежность и пунктуальность немцев, но хотелось бы подробнее остановиться на этикете русского дворянства - сословия, которое еще недавно составляло гордость России и так безжалостно ошельмованного и забытого в последнее время. Русский аристократ (в истинном, неискаженном смысле этого слова) был носителем традиций и духовных ценностей дворянской культуры, его манера поведения, особый тип личности отражал неподдельное единство высоких этических и этикетных норм. Несомненно, что этикет русского дворянства формировался с середины XVIII века под значительным воздействием европейского и особенно французского этикета, но его дальнейшее развитие было настолько своеобразным и плодотворным, что русский дворянин - офицер, помещик, дипломат, писатель - благодаря воспитанию, манерам, высокой нравственности пользовался искренним уважением в любой стране. В этом выводе нет ура-патриотизма, автору посчастливилось жить среди этого угасающего сословия и встречаться с истинными русскими аристократами за рубежом.

Подобным образом, масоном применяется принцип дебютанта в нечестивой жизни. Ему не нужно помнить, что он обещал, или того, к чему он привык в Ложе. В нечестивой жизни в ней должны быть некоторые ценности, определенные поведения. И тогда это должно быть узнаваемо.

Итак, как определить роль современного масонства? Прежде всего - фундаментальная роль, которая не изменилась на протяжении веков - деятельность и развитие масонства. Обучение братству, смягчение конфликтов. Домик - это место особого опыта. Этот общий опыт позволяет людям собираться вместе по-разному. Хорошо организованная церковь - это та, в которой католик встречает протестанта, социалиста с либералом. Это должно быть оазисом толерантности и сосуществования, братства и равенства, способствовать индивидуализму и критике, быть убежищем старых ценностей в их основных смыслах.

Для русского дворянина этикет никогда не был самоцелью, соблюдение правил этикета было естественным и не обременительным следствием воспитания. С самого раннего детства ребенок должен был усвоить на всю жизнь, что он - дворянин, а это налагает на него особую ответственность за каждый свой поступок. La noblesse oblige, т.е. дворянство, благородное происхождение, положение обязывает - один из центральных постулатов дворянства. "Кому много дано, с того много и спросится" - часто повторял своим детям великий князь Константин Романов (известный поэт, писавший под псевдонимом К. Р.).

Инструмент для формирования себя. Найти искру Бога - то, что в наших лучших и индивидуальных. Изучить критику с самого начала. Но для того, чтобы инструменты работали хорошо, вам нужно позаботиться. Цель состоит в том, чтобы сохранить кладку в нетронутой форме. Мир вокруг нас изменился и те же инструменты, которые используются сегодня для других материалов, для строительства других зданий. Нам нужно написать руководство для другого современного языка. Это самая трудная и самая неблагодарная роль современного масонства.

Введение масонства в неизменную историческую формулу со всем багажом разработанных способов воплощения в новую реальность. Покажите оскверненным, что ритуал, являющийся сущностью нашего знания о человеке, который проявился как проявление оппозиции к тирании правителей и диктатур, против религиозной и социальной нетерпимости, против цензуры мысли и знания - имеет смысл.

Самым ранимым в сложном организме дворянства любой страны и самым большим достоянием дворянина, оберегаемым с особой тщательностью, являлась дворянская честь. Привитое с младенческих лет понятие чести дороже любых мыслимых ценностей: выгоды, успеха, даже безопасности, принципы всегда были дороже любых результатов. Именно принципы чести и достоинства вознесли дворянство над всеми другими сословиями, но именно они часто бывали причиной жизненных неудач, срывов в служебной карьере и стоили жизни тысячам его представителей при всей строгости запрета на дуэль. Причем сама дуэльная ситуация была парадоксальной: принять вызов - уголовное наказание неминуемо; отказаться - судом чести офицер изгонялся из полка. Строгость кодекса чести одинакова для дворянства всех народов: для японских самураев, для испанских идальго, для дворян Англии, Франции, Германии, России.

Все угрозы были - диктатур и тирания правителей изменили силу международных корпораций и денег, религиозной нетерпимости и культурного империализма на всех областях коммерциализации, а также знания и человеческий ум медленно заменяется медиа фантастике и информационного шума. Без сознания нет свободы. Во времена некритического господства СМИ вездесущее «приобретенное» сознание, показывающее путь критики, толерантности, независимого объективного мышления, восстанавливает людей к свободе.

Мы живем во времена смешанных культур и глобального блуждания рас и народов. Способность быстро перемещаться непропорциональна способности и способности ассимилироваться. Есть цыгане или мусульманские гетто, конфликты и беспорядки. Братство в плоскости тотальности - огромная проблема. Легко предлагайте меч или белые перчатки - знак равенства, основанный на наших ценностях. В сегодняшних великих агломерациях равенство и братство очень разные. Различные зависимости от того, как далеко от центра.

Нет, пожалуй, более распространенного, более нелепого и несправедливого убеждения, что дворянству свойственна надменность, родовое чванство. Наоборот, отличительной чертой аристократа, как и любого хорошо воспитанного человека, является естественная скромность, невозмутимое спокойствие, сдержанность, даже простота в общении со всеми, независимо от их общественного положения. Лорд Честерфилд советовал своему сыну: "Если бы даже тебе пришлось разговаривать с самим королем, ты должен держать себя столь же легко и непринужденно, как и с собственным камердинером". А. С. Пушкин пишет своей жене, чтобы никогда не изменялся ее "милый, простой аристократический тон", обоснованно поставив знак равенства между простотой и аристократичностью. Непросто, конечно, достичь этой естественности и непринужденности, и решающая роль воспитания из поколения в поколение здесь очевидна (невольно вспоминается известная английская притча о том, что газон будет ухоженным, если его "всего лишь" регулярно поливать, очищать от сорняков, аккуратно стричь... не менее 300 лет!).

Современной особенностью основных социальных проблем является их неспособность. Явления, которые нас окружают, часто пропускают внимание, имеют сложную структуру, прячутся за другими. Настало время расширить сферу интересов масонства. Выходите за рамки секуляризации общественной жизни или прав человека - эти случаи имеют своих законных защитников. Стоит рассмотреть проблемы современности как коммерциализацию науки, особенно медицины, которая ведет в величии закона и международных договоренностях о грубой неправедности и человеческом вреде.

У русского дворянства есть свои особые и весьма привлекательные черты, нашедшие отражение и в правилах этикета. Многие дворяне получали не только хорошее воспитание, но и весьма глубокое образование (не все, конечно, не нужно идеализировать дворянство, вспомним хотя бы героев бессмертного Гоголя!). Гувернеры, бонны закладывали с детства основы свободного владения европейскими языками и правилами этикета, гимназии, университеты, сеть закрытых специальных учебных заведений открывали доступ к знаниям не только детям из обеспеченных семей. Владеть классической и современной литературой и философией, "вызывать улыбки дам огнем нежданных эпиграмм" без серьезного образования вряд ли возможно. Поэтому в дворянском обществе непринужденный светский разговор часто затрагивал глубокие нравственные, философские и политические темы.

Средства массовой информации, которые находятся в коммерческом ощущении триллера, не могут использовать сбалансированный подход к этому типу темы. Круг Братьев и Сестер - подходящая среда для обсуждения и выработки некоторых выводов и представлений о дальнейших действиях.

Как из-за необходимости тщательного и тщательного наблюдения, так и уровня международного соглашения, которым он обладает. Для многих масонов, особенно тех, которые подняты в классических ценностях, сегодняшняя жизнь - это компромисс между бытием и бытием. Осознание миссий, особенно социальных миссий, должно идти рука об руку с возможностью иметь отношения. Снова сумасшедший мир вокруг нас требует фотографии группы и поиска компромисса и золотой середины. Быть социально полезным - искусство. Это искусство также учит классическому масонству.

Обязательным требованием этикета русского дворянства была высокая, принципиальная физическая чистоплотность. Абсолютно чистым и ухоженным должно быть не только тело, одежда и обувь воспитанного человека, но и его жилище, чего, увы, хроники двора Людовика XIV не отмечают. Прочитав у И. Ильфа и Е. Петрова, что "в дворницкой стоял запах гниющего навоза, распространяемого новыми валенками Тихона. Старые валенки стояли в углу и воздуха тоже не озонировали", можно обоснованно предположить, что Тихон не был дворянином. Удивительно прочная, кровная связь с простым народом весьма характерна для русского дворянства. Л. Н. Толстой говорит о Наташе Ростовой: "Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала - эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, этот дух, откуда взяла она эти приемы...?" Безупречно светская Татьяна Ларина всей душой любила обычаи и преданья "простонародной старины". В русской дворянской среде нашли прочное и постоянное место народные сказания и поверья, широко использовались народные поговорки и пословицы, хотя английский джентльмен счел бы это дурным тоном. У дворян никогда не было проблем в общении с народом, так как связь с ним никогда не прерывалась, среди него они жили - иногда круглый год, чаще во время каникул. Эти проблемы характерны для разночинной интеллигенции, хотя именно они искренне хотели для народа счастья и благополучия и претендовали на знание его души. Этот затянувшийся реквием традициям угасающего русского дворянства имел основной целью доказать, что за образцами высокой нравственности, духовности, строгих правил этикета не нужно ездить далеко, тем более за океан.

Мир вокруг масонства изменился. Эти несколько сотен лет формы масонства, которую мы знали, были самыми бурными в истории. Отметим, что ценности, которые мы считаем наиболее важными на протяжении веков, сохраняются людьми, которые приспосабливают форму к реальности. Через религии, которые провозглашают чистое добро и равенство через отношения алхимиков, работающих индивидуально, а затем коллективно для развития науки и т.д. масонство было, несомненно, продуктом его времени. Проблемы, с которыми она столкнулась, были очевидны.

Семя, которое прорастало в Лозаче, начало приносить плоды. Великое масонство принес свет в мир профанов. Храм стал виден. У гордого фасада были глаза и души. Но мир пошел вперед, а на стройке все меньше и меньше движения. Означает ли это далеко идущие изменения? Правильно ли пользуются ритуализмом?

Теперь о самом этикете. Главная особенность этикета - его разумность, основы - нравственные нормы, его цель - не усложнить, а облегчить поведение человека в обществе. Можно, конечно, есть и руками, но это неразумно и непрактично, можно пить шампанское из алюминиевой кружки, но ведь, согласитесь, вкуснее, приятнее и торжественнее пить его из красивого бокала. Безнравственно смеяться над калекой, ударить женщину, грубить старику, глумиться над беззащитным и слабым - все это, естественно, осуждается правилами этикета. Людовик XIV, желая проверить воспитанность вельможи, известного своими безупречными манерами, предложил ему первому войти в карету и вельможа принял приглашение без всяких колебаний. "Вот действительно учтивый человек!" - сказал король: этикет требует упрощать, а не усложнять отношения между людьми. Жизнь многообразна, но и она состоит из отдельных, часто стандартных ситуаций, и этикет за многие века своего существования отработал безупречно разумные реакции человека на эти типовые ситуации.

Литература по правилам этикета подробно описывает что, как, где, когда должен делать воспитанный человек, хотя жизненных коллизий бесконечно много и учесть все нюансы поведения при бесчисленных комбинациях жизненных ситуаций совершенно безнадежно. Считается, что этикет лишь формализует отношения между людьми и не ставит перед человеком проблемы выбора между добром и злом, между справедливостью и несправедливостью. Однако, чтобы в совершенстве овладеть этикетом, необходимо в первую очередь непрестанно совершенствовать самого себя, чтобы иметь благородные манеры, нужно быть самому благородным и порядочным человеком, хотя, увы, известны и досадные исключения. Воспитание, честь, достоинство - главные и непременные основы этикета. Тот, кто не обладает этими основами, обречен каждый раз мучительно искать верное решение, постоянно ошибаться и в итоге, пытаясь утешить свое уязвленное самолюбие, заявить, что "все эти церемонии" совершенно излишни.

Современные образованные и культурные люди начинают все большее внимание уделять своим манерам, внешности, но чаще всего из этикета берутся лишь внешние его атрибуты: мужчины спешат целовать дамам ручки, вытягиваться "во фрунт" при знакомстве, мучительно стираются есть только левой рукой, носить непривычную "бабочку" и платочек в нагрудном кармане пиджака. Да, важны и внешние проявления хорошего воспитания, всем нужно учиться самим и учить своих детей, но главное - непринужденность, естественность поведения и доброжелательное, уважительное, предупредительное отношение ко всем окружающим.

Некоторые советы современных специалистов по этикету вызывают невольное удивление. Как должна одеваться женщина в различных ситуациях - и дается подробная рекомендация (особенно жестко регламентирован костюм деловой женщины в США). "Деловая женщина прийти на работу в брючном костюме - может, а в обычной кофточке и брюках в различных ситуациях не может". И "без чулок прийти на работу - не может". А если бедная женщина вышла из дома "в тот час, когда уже кажется, и сил не было дышать, когда солнце, раскалив Москву, в сухом тумане валилось куда-то за Садовое кольцо" (М. А. Булгаков) - ей все-таки нужно быть в чулках?

Что должен носить современный мужчина - и опять дается конкретная рекомендация: "к серому костюму можно надеть красный галстук, а к коричневому - зеленый, платок во внешнем кармашке пиджака принято носить из одной материи, что и галстук или носки" (?) и т.д. Такие советы при всей их спорности несомненно полезны, но давать их уместнее в журналах мод, а не литературе по этикету. Правила этикета лишь подразумевают, что женщины и мужчины должны быть одеты хорошо, а вот как - дело вкуса, стиля, манеры каждого, важно только, что человек должен быть одет безупречно.

В рамках этой книги нас интересует в первую очередь этикет и, в частности, костюм современного делового человека: государственного служащего, бизнесмена, предпринимателя. За последние десятилетия во всем мире определилась своеобразная униформа "белых воротничков" - так называют чиновников различных уровней. Да, действительно, обычно деловой человек одевает на работу костюм, белую рубаху и черные туфли. Этот стиль одежды пришел на смену чиновничьему вицмундиру, который раньше выгодно выделял человека в толпе, многое мог рассказать о месте человека в обществе, его корпоративной принадлежности и был весьма практичен.

Слава Богу, что канул в Лету полувоенный костюм с накладными карманами, в 50-е годы его носили все начальники, от Вождя и Учителя до директора банно-прачечного комбината. Ушла в прошлое и такая деталь костюма интеллигентного человека, как фетровая или велюровая шляпа, после того как эти шляпы стали обязательным атрибутом скотоводов азиатских республик. Очень выручает обедневших служащих невысокого ранга устоявшаяся мода на композицию из пиджаков и брюк разного цвета (очень просто объясняется появление и устойчивость этой моды - брюки изнашиваются быстрее пиджаков!). "Деловой человек подходит к лифту и обязательно здоровается с людьми, ожидающими лифт. Входящий в лифт должен сказать: "Добрый день". Первым в лифт, так же как и в ресторан, входит мужчина, так как лифт - это зона повышенной технической опасности". Мудро, но попробуйте проявить учтивость в лифтах Государственной Думы, "Белого Дома" или высотного здания МГУ, правильно ли там поймут вас? А в других "зонах повышенной технической опасности" типа электрички, трамвая, метро мужчина тоже должен стараться войти первым? "Женщина должна идти справа от мужчины" - верно, но если справа от тротуара едут по лужам грязной дороги автомашины? "Если в кабинет начальника вошла сотрудница, то мужчина, приветствуя ее, может не вставать". А вот король - вставал, так как он всего лишь король, а женщина обладает еще более высоким титулом - Женщина.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Теория, практика и искусство управления

На сайте сайт читайте: "Теория, практика и искусство управления"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Æ Этикет – слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе.

Сложившиеся нормы нравственности являются результатом длительного процесса становления взаимоотношений между людьми. Без соблюдения этих норм невозможны политические, экономические, культурные отношения, ибо нельзя существовать, не уважая друг друга, не налагая на себя определенных ограничений.

Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от седой древности до наших дней. В основе своей эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире. Народы вносят в этикет поправки и дополнения, обусловленные общественным строем своей страны, спецификой ее исторического развития, национальными традициями и обычаями.

Различают несколько видов этикета, основными из которых являются:

придворный (государственный) этикет – строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов (глав государств);

дипломатический этикет – правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах друг с другом на различных приемах, визитах, переговорах;

воинский этикет – свод общепринятых правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности;

религиозный этикет – правила общения с представителями культа той или иной конфессии и нахождения в храмах;

общегражданский этикет – совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.

Общегражданский этикет, в свою очередь, разделяется на несколько подвидов: делового и неделового общения; обрядовый; застольный; беседы – визуальной, телефонной, электронной и др.

Большинство правил дипломатического, воинского и общегражданского этикета в той или иной мере совпадают. Отличие между ними состоит в том, что соблюдению правил этикета дипломатами придается большее значение, поскольку отступление от них или нарушение этих правил может причинить ущерб престижу страны или ее официальным представителям и привести к осложнениям во взаимоотношениях государств.

Что касается общегражданского этикета, то по мере изменений условий жизни людей, роста образования и культуры одни правила поведения сменяются другими. То, что раньше считалось неприличным, становится общепринятым, и наоборот (например, такой наряд, как штаны, в Средние века мог стоить женщине жизни). Но требования этикета не являются абсолютными: соблюдение их зависит от места, времени и обстоятельств. Поведение, недопустимое в одном случае, может быть уместным в какой-то другой ситуации.

Нормы этикета, в отличие от норм морали, являются условными, они носят как бы характер неписаного соглашения о том, что в поведении людей является общепринятым, а что – нет. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений. Манеры во многом отражают внутреннюю культуру человека, его нравственные и интеллектуальные качества. Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения.

Следует отметить, что тактичный и воспитанный человек ведет себя в соответствии с нормами этикета не только на официальных церемониях, но и дома. Подлинная вежливость, в основе которой лежит доброжелательность, обуславливается чувством меры, подсказывающим, что можно, а чего нельзя делать при тех или иных обстоятельствах. Такой человек никогда не нарушит общественный порядок, ни словом, ни поступком не обидит другого, не оскорбит его достоинства. К сожалению, встречаются люди с двойным стандартом поведения: один – на людях, другой – дома. На работе, со знакомыми и друзьями они вежливы, предупредительны, а с близкими людьми не церемонятся, грубы и нетактичны. Это говорит о невысокой культуре человека и плохом воспитании.

Современный этикет регламентирует поведение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях – приемах, церемониях, переговорах.

Итак, этикет – очень важная часть общечеловеческой культуры, выработанная на протяжении многих веков всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, нравственности, а также о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности.È

Æ Истинная вежливость – одно из проявлений искренней, бескорыстной благожелательности по отношению ко всем другим людям, с которыми человеку приходится встречаться. С товарищами по работе, со многими знакомыми в быту вежливость может перейти в дружбу, но органическое, ровное отношение к людям вообще – обязательная база вежливости. Подлинная культура поведения там, где поступки человека во всех ситуациях вытекают из нравственных принципов. В отличие от невежды, который выплескивает свои негативные эмоции на окружающих, вежливый человек умеет их сдерживать.

Быть вежливым – вовсе не значит лебезить и заискивать. Вежливость не только располагает, но и позволяет держать человека на расстоянии.

Тактичность и чуткость по отношению к окружающим – непременное условие плодотворного сотрудничества начальника и подчиненного, коллег по работе. Содержание этих двух благородных человеческих качеств – внимание, глубокое уважение к внутреннему миру тех, с кем мы общаемся, желание и умение их понять, почувствовать, что может доставить им удовольствие, радость или, наоборот, вызвать у них раздражение.

Тактичность и чуткость на самом деле неразрывно связаны с нормальным трудовым процессом в коллективе. Учреждение, в котором работают воспитанные люди, работает как часы: профессиональные проблемы решаются быстро, личные проблемы отступают, если члены коллектива принимают в них участие. Проявите бестактность и хамство по отношению к подчиненному, и его обида немедленно выльется в самых непредсказуемых формах.

Тактичность – это и чувство меры, которую следует соблюдать в разговоре, личных и служебных отношениях; это умение чувствовать границу, которую никто не вправе переступать. Тактичный человек всегда учитывает конкретные обстоятельства: разница в возрасте, пол, общественное положение, место разговора, наличие или отсутствие посторонних.

Впрочем, культура поведения в равной степени обязательна и со стороны нижестоящего по отношению к вышестоящему. Она выражается прежде всего в честном отношении к своим обязанностям, в строгой дисциплинированности, а также в уважении по отношению к руководителю и к сослуживцам. Требуя уважительного отношения к себе, задавайтесь почаще вопросом: отвечаете ли вы тем же своему окружению?

Тактичность и чуткость подразумевают также способность быстро и безошибочно определять реакцию собеседников на наше высказывание, поступки и в нужных случаях самокритично, без чувства ложного стыда извиниться за допущенную ошибку. Это не только не умалит вашего достоинства, но, наоборот, укрепит мыслящих людей во мнении о вашей скромности – исключительно ценной человеческой черты.

Скромность не должна ассоциироваться ни с робостью, ни с застенчивостью. Это совершенно различные категории. Очень часто в критических обстоятельствах скромные люди оказываются намного решительнее и активнее.

Скромный человек никогда не стремится показать себя лучше, способнее, умнее других, не подчеркивает свое превосходство, не требует для себя никаких привилегий. Слово «скромный» родственно словам «укромный» (скрытый) и «сокровенный» (под покровом тайны). Все эти слова связаны одним общим значением – скрыть от глаз людских. Скромный, не обнажающий свой внутренний мир человек является наиболее защищенным.

Спокойствие, дипломатичность, глубокое понимание аргументации собеседника, хорошо продуманная контраргументация, основанная на точных фактах, – вот решение этого противоречия между требованиями хорошего тона при дискуссиях и твердости в отстаивании своего мнения.

В наше время почти повсеместно отмечается стремление к упрощению многих условностей, предписываемых общегражданским этикетом. Это – одно из знамений времени: темпы жизни, текущие изменения социально-бытовых условий сильнейшим образом влияют на этикет. Поэтому очень многое из того, что было принято еще в начале или середине XX в., может сейчас показаться абсурдным. Тем не менее лучшие традиции общегражданского этикета, даже изменившись по форме, сохранились.

Непринужденность, естественность, чувство меры, вежливость, тактичность, а главное, благожелательность по отношению к людям – вот качества, которые безотказно помогут в любых жизненных ситуациях, даже если вы не знакомы со всеми правилами общегражданского этикета, которые существуют в великом множестве.È

В.Южин. Энциклопедия этикета. Электронный ресурс http://www.e-reading.org.ua/bookreader.php/148062/Yuzhin_-_Enciklopediya_etiketa.html, режим доступа свободный.

Æ Способ держать себя в обществе, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми, употребляемые в речи выражения, тон, интонация, характерные для человека походка, жестикуляция и даже мимика – все это называется манерами.

В обществе ценятся скромность и сдержанность человека, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с другими людьми – именно на этих качествах и базируются хорошие манеры.

Дурными манерами принято считать привычку громко говорить, не стесняясь в выражениях, развязность в жестикуляции и поведении, неряшливость в одежде, грубость, откровенную недоброжелательность к окружающим, пренебрежение к чужим интересам и запросам, беззастенчивое навязывание другим людям своей воли и своих желаний, неумение сдерживать свое раздражение, намеренное оскорбление достоинства окружающих людей, бестактность, сквернословие, употребление унизительных кличек и прозвищ.

Манеры относятся к культуре поведения человека и регулируются этикетом. Этикет подразумевает благожелательное и уважительное отношение ко всем людям, безотносительно к их должности и общественному положению. Он включает в себя учтивое обращение с женщиной, почтительное отношение к старшим, формы обращения и приветствия, правила ведения разговора и поведения за столом. В целом этикет в цивилизованном обществе совпадает с общими требованиями вежливости, в основе которых лежат принципы гуманизма.

Обязательным условием общения является деликатность, которая не должна быть излишней. Не принимайте за это качество льстивость и ничем не оправданное восхваление увиденного или услышанного. Не надо усиленно скрывать, что вы впервые что-то видите, слушаете, пробуете на вкус, боясь показаться невеждой. Любое притворство отталкивает.

Умение правильно себя вести в различных ситуациях может оградить вас от недружелюбного отношения, что, безусловно, важно для любого человека, и особенно если речь идет о его деловых отношениях. Обмен формальными любезностями (если только это не откровенный подхалимаж) на самом деле не такая уж банальная вещь, как кажется на первый взгляд. Проявляя должный такт, вы располагаете к себе собеседника и оставляете приятное впечатление – вот и вся аксиома.

Будьте предупредительны по отношению к женщине или человеку преклонного возраста. Проявите свою заботу в форме простого и незатейливого ухаживания. Подайте женщине пальто, пропустите ее вперед, посадите ее за стол в кафе, пододвинув ей кресло, предложите ей первой взглянуть на меню. Для того чтобы так себя вести, совершенно не обязательно заканчивать школу дипломатов. Достаточно быть просто вежливым и усвоить, что люди, окружающие вас, заслуживают не меньшего уважения и внимания, чем вы сами. А проще говоря, выполняйте древнейшее золотое правило: относись к другим людям так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе.

Представление об излишней сложности правил этикета и стремление к упрощению отношений весьма спорно. Перестать выказывать друг другу знаки уважения – это еще не значит относиться к жизни проще.È

В.Южин. Энциклопедия этикета. Электронный ресурс http://www.e-reading.org.ua/bookreader.php/148062/Yuzhin_-_Enciklopediya_etiketa.html, режим доступа свободный.

Æ Очень важно найти собственный, неповторимый имидж. Не забывайте постоянно и неусыпно заботиться о своем внешнем облике.

Придирчиво изучайте себя в зеркале и наведите лоск в одежде. Однако заниматься этим можно только дома или в местах, где нет посторонних.

При выборе цветов в одежде следует учитывать следующие закономерности:

Красный цвет в одежде подчеркивает естественную белизну лица;

Синий цвет больше подходит к светлым волосам;

Желтый цвет придает белизне лица фиолетовый оттенок, подходит к темным волосам;

Белый цвет идет людям с розовым оттенком кожи лица;

Черный цвет поглощает блеск других цветов.

Не носите одежду чересчур ярких цветов или слишком пеструю. Выбирайте спокойные тона и фасоны, которые более всего подходят и вам, и мероприятию, в котором вы участвуете.

Не пренебрегайте деталями своего туалета. Мятый костюм, невыглаженная рубашка, линялый галстук скажут о вас больше, чем самый злостный сплетник.

Если вам захочется привести в порядок свой костюм, причесаться, почистить ногти и т. п., выбирайте для этого места, где вас не видят.

Не кладите в наружные карманы ручку, карандаш, очки, расческу и другие предметы.

Всегда крайне важно, чтобы одежда и обувь были чистыми и аккуратными. Состояние обуви характеризует человека. Не выходите на улицу в нечищеной обуви. Войти в общественное место босиком или в грязных ботинках – в равной степени неуважительно.

Не носите шляпу натянутой на глаза (как мафиози) или сдвинутой за затылок (как деревенщина).

В халате или домашних туфлях нигде, кроме спальни или ванной комнаты, появляться не следует.

Какой бы роскошный спортивный костюм у вас ни был, его следует оставить исключительно для занятий спортом. К тому же в недавнем прошлом спортивный костюм в сочетании с кожаной курткой, как и пресловутый красный пиджак, служил традиционным нарядом русских мафиози, членов преступных группировок.

Драгоценности служат не только для украшения. Можно носить булавку для галстука, цепочку для часов, брошь, заколку и др., потому что эти вещи полезны. Но чем они проще, тем лучше. Женщины должны быть особенно внимательны к своим украшениям и не перегружать свой образ их чрезмерным количеством.

Следите за своей походкой. Ходить следует не вразвалку, а твердо, не сгибаясь и с достоинством.

Всегда держите под контролем свои руки. Не жестикулируйте ими без необходимости и не кладите их часто в карманы.

Не свистите на улице и в обществе. Недаром говорится: «Все деньги просвистишь».

Не смейтесь слишком громко, даже если вам очень смешно.

Не курите, если это неприятно другим.

Никогда не забывайте, что на ваш внешний вид и на ваши манеры обращают внимание окружающие.È

В.Южин. Энциклопедия этикета. Электронный ресурс http://www.e-reading.org.ua/bookreader.php/148062/Yuzhin_-_Enciklopediya_etiketa.html, режим доступа свободный.

Æ На улице мужчина, как правило, идет слева от дамы. Справа идут только военные, которые должны быть готовы отдать честь.

Сопровождающий даму мужчина не должен курить. Если курят оба, то им имеет смысл для этого остановиться.

Перед входом в помещение мужчина открывает для женщины дверь, а сам входит после нее.

Если мужчина и женщина отправляются куда-либо на такси, то мужчина, подойдя к машине. открывает правую заднюю дверцу. Первой садится женщина, мужчина садится рядом с ней.

Из автомашины мужчина выходит первым и помогает выйти женщине.

Если мужчина управляет машиной сам, то вначале он помогает женщине сесть на переднее сиденье, а потом сам садится за руль.

Спускаясь по лестнице, мужчина идет на одну-две ступеньки впереди женщины, а поднимаясь – на пару ступенек сзади, чтобы, если женщина оступится или поскользнется, он успел ее поддержать.

В гардеробе мужчина помогает женщине раздеться, а выходя, подает ей пальто.

Настоящий джентльмен всегда помогает даме любого возраста нести тяжелые вещи или уступает ей место в общественном транспорте. Но это правило не распространяется на меховую накидку или манто, кроме случаев, когда дама плохо себя чувствует.

Воспитанный мужчина никогда не станет откровенничать по поводу своих отношений с девушкой или женщиной с другим человеком (это называется сплетней и унижает и рассказчика, и слушателя).

Воспитанный мужчина никогда не позволит себе войти в комнату впереди женщины, если только там не темно и ему не нужно включать свет, чтобы она могла войти.

Воспитанный мужчина никогда не станет сидеть в присутствии стоящей дамы или садиться без приглашения.

Не стоит начинать разговор с женщиной или кланяться ей, пока она вас не узнала. Хотя из этого правила есть исключения. Если мужчина желает обратить на себя внимание некоей знакомой, он может догнать ее и осторожно коснуться ее руки или негромко позвать ее по имени-отчеству (но ни в коем случае не по фамилии).

Воспитанный мужчина никогда не станет говорить с женщиной о ее возрасте, если он не три исполнении служебных обязанностей. Априори тут следуют правилу: женщине столько лет, на сколько она выглядит.

Никогда не следует прикасаться к женщине без ее желания, брать ее за руку, притрагиваться к ней во время разговора, толкать ее или брать за руку выше локтя, кроме случаев, когда вы помогаете ей войти в транспорт или выйти из него, а также перейти улицу. Если вы полагаете, что ваши чувства позволяют вам объятия и поцелуи, то в любом случае не стоит этого десть на улице и в присутствии незнакомых людей.

Даже если дама курит, мужчина не должен закуривать, не предложив сначала сигарету той, которую он сопровождает, и без ее разрешения, если она отказалась курить.

В поезде, в толпе у бара не курите, стоя слишком близко к женщине: дым может вызвать у нее отрицательную реакцию. Не курите трубку или сигару в тесном помещении, не спросив разрешения у присутствующих женщин, – ароматы, которые вам кажутся неземными, другим могут показаться омерзительными.

Мужчина не должен говорить за столом о неприятных вещах, затрагивать двусмысленные, обижающие других, и особенно дам, темы.

Джентльмены не опаздывают. Если мужчина встречается с дамой в условленном месте, опоздание на 5-10 минут допустимо, но… крайне нежелательно.

По правилам хорошего тона мужчина приходит на место свидания на несколько минут (но не секунд!) раньше. Его опоздание может поставить даму в неловкое положение; в случае непредвиденных обстоятельств нужно постараться сообщить ей об этом.

Женщина ожидает возлюбленного, пока позволяет сила ее чувства.

Женщина может опоздать на свидание на несколько минут: Но не стоит устраивать испытания возлюбленному на устойчивость и выдержку под дождем или в непогоду.

Влюбленный мужчина никогда не забывает договориться о следующей встрече и не прощается первым. Если ваш друг ведет себя по-другому, то обольщаться на его счет не стоит.È

В.Южин. Энциклопедия этикета. Электронный ресурс http://www.e-reading.org.ua/bookreader.php/148062/Yuzhin_-_Enciklopediya_etiketa.html, режим доступа свободный.

ÆТест: насколько вы тактичны?

1. Если друг расскажет вам о том, что его роману пришел конец или что его брак распался, то вы:

а) спросите его, что же произошло (3);

б) скажете, что вам не хотелось бы вмешиваться в это дело (0);

в) выслушаете все, что он захочет вам рассказать (10).

2. Если вы встретитесь с другом, с которым долго не виделись, и окажется, что он сильно располнел, то вы:

а) скажете ему, что он здорово растолстел (0);

б) скажете ему что-нибудь приятное о том, как он хорошо выглядит (0);

в) ничего не скажете (10).

3. Сосед сообщает вам о своей удачной покупке. Если вы знаете место, где эту вещь можно купить за меньшую сумму, то:

а) скажете вашему соседу, что он сделал ошибку

б) посоветуете ему заходить и в другие магазины

в) не станете распространяться о том, была ли эта покупка, по вашему мнению, удачной (10).

4. Вы с группой коллег отправились на загородную прогулку. Выясняется, что один из них забыл дома деньги. Вы:

а) гордо объявите, что заплатите за него (0);

б) ничего не скажете (3);

в) тихо скажете ему, что у вас хватит денег, чтобы оплатить его расходы (10).

5. Для того чтобы устроиться на работу, вам предстоит пройти собеседование. Зная, что работодатель придерживается консервативных взглядов, вы:

а) все равно оденетесь непринужденно (0);

б) наденете очень солидный, вышедший из моды костюм (3);

в) оденетесь в модный деловой костюм, сшитый в строгом стиле (10).

6. Вас пригласили на званый обед. Когда подали второе, оно вам показалось невкусным. Вы:

а) отодвинете свою тарелку в сторону (0);

б) скажете, что сидите на диете (3);

в) беседуя о чем-нибудь интересном, съедите лишь небольшую часть блюда (10).

Результаты теста. Если вы набрали

50–60 очков. Вы легко находите новых друзей и благодаря своей предупредительности по отношению к другим редко оказываетесь объектом нападок.

30–49 очков. В общем и целом вы откровенный человек. Иногда вы наступаете на чужие мозоли, но делаете это без злого умысла.

0-29 очков. Похоже, вам совсем безразлично, что чувствуют другие. Это не лучший путь к налаживанию контактов.È

В.Южин. Энциклопедия этикета. Электронный ресурс http://www.e-reading.org.ua/bookreader.php/148062/Yuzhin_-_Enciklopediya_etiketa.html, режим доступа свободный.


Полностью это изречение звучит так: «Noscitur ex socio, qui non cognoscitur ex se» - «От самого человека не узнаем того, что узнаем о нем от его товарища».



Похожие публикации