Культурные нормы определяют. Почему культура поведения так важна? Внутренняя культура поведения

В цивилизованном обществе предполагается знание правил этикета и поэтому их соблюдение необходимо. Эти нормы и правила складывались на протяжении длительного времени в процессе совместной жизни и дея­тельности многих поколений. Их основу составляет многовековая мудрость, которая передавалась от старшего поколения младшему. Сегодня перед российским обществом выдвигаются новые требования к личности, ее мо­рали, поведению и поступкам. В этой связи большое значение приобрета­ют профессиональная этика и деловая культура. Ведь там, где деловые отношения строятся на основе взаимопомощи, взаимоуважения и внима­ния к каждому человеку, велика гарантия успеха и надежности. Деловой этикет - важная составляющая деловых отношений, это внешнее прояв­ление внутренней морали и культуры человека.

Культура - это сельское хозяйство, но также и «поклонение». Большая часть его была произведена самим человеком, но не все: «культура жизни» - это культурное удовлетворение естественных потребностей. После обеда речь идет о еде. С незапамятных времен культура религиозных коммуникаций помогла организовать человеческое сосуществование культивируемым образом: в Отце мы просим хлеб насущный и прощение грехов.

Культура и ее биологическое наследие. Культура является антитезой к природе только с высокомерной точки зрения человека. Именно желание подчинить все, что кажется чужой волей, является естественным инстинктом. Страшная агрессия против всего иностранного всегда была мотивом цивилизационного прогресса - как техника войны, техники и стремления к знаниям и науке.

Вопросы и задания

1. Дает ли этика ответ на вопрос: «Что мы должны делать, чтобы совер­шать нравственные поступки»? Ответ поясните.

а) да; б) нет.

2. Кем был впервые введен термин «этика»:

а) Цицероном;

б) Архимедом;

в) Аристотелем;

г) Сократом?

3. Важнейшими категориями этики являются: «добро», «зло», «спра­ведливость», «благо», «долг», «совесть» и т.п. А что означает термин «ка­тегория»? (Ответ на данный вопрос найдите в философском словаре или учебнике по философии.)

В своих самых высоких, самых заветных, формах как чистое искусство, культура кажется немного непослушной - и все же только имитирует павлинов. Нет вопросов: даже у обезьян бонобо есть культура. Мать обезьяны Бонобо играет со своим ребенком. Они обмениваются данными с помощью прямых сигналов тела: жесты, жесты.

Внешняя культура поведения

Выглядит, а также звуки удовольствия или предупреждения. Их групповые иерархии, их ролевые игры и их тонкое социальное воплощение сексуального желания могут быть описаны только как особая культура жизни. Только о чем-то, что было бы похоже на человеческий язык, у них их нет.

4. Из предложенных определений выберите те, которые по смыслу под­ходят к понятиям:

а) «этика»;

б) «нравственность»;

в) «мораль».

А. Устоявшиеся в обществе принципы, нормы, правила поведения.

Б. Осмысление ценности не только самого себя, но и других.

В. Наука, изучающая нравственность.

5. Сформулируйте «золотое» правило нравственности и объясните, почему его назвали «золотым»?

Для сравнения, бонобо - скорее хиппи культуры обезьян. И высокая культура, искусство? Более крупные художники, чем бонобо и шимпанзе, являются древесными птицами. Самцы этого аборигенного вида птицы в Азии строят для ухаживания на полу ветвей, накладывая арбовые конструкции, которые они украшают раковинами, листьями или цветами - недавно также с собранными пластиковыми частями, монетами или чайными ложками. Фактическое гнездо становится менее великолепным после оплодотворения самок, вместо того, чтобы быть построенным в защищенном месте в соседнем дереве.

6. Потребность вести себя нравственно выступает в виде таких поня­тий, как «долг», «совесть», «честь», «достоинство». Какие понятия прояв­ляются в следующих ситуациях:

а) коммерсант заботится о своем добром имени, авторитете коллек­тива, престиже своей профессии;

б) грубость коллеги по работе вызывает у членов коллектива чувство стыда перед клиентами не меньше, чем собственная вина.

Жаворонок, поющий в небе, сигнализирует о своей «красоте» потенциальным партнерам-партнерам через их пение. У опосредованного сигнала нет содержимого - его форма - это содержимое. Настолько, что даже люди, которые не могли чувствовать себя непосредственно, ощущали «красивые» крипы. Все культурные явления, такие как мифы, музыка или искусство, связаны с тем, что они не только «дорогие», но и стройные. Высокое искусство не только работает для павлинов, очевидно, в соответствии с принципом гандикапа. «В некоторых случаях простое новизна, похоже, действовало как заклинание», - знал Чарльз Дарвин, интерпретируя наблюдаемую «способность петь или развязывать чужие призывы или производить инструментальную музыку» как ясную попытку произвести впечатление на женщин каждого рода.

7. В каких правилах и нормах раскрывается принцип добросовестного отношения к труду?

8. Согласны ли вы с утверждением: «Совесть - моральное осознание человеком своих действий»? Ответ поясните на примере.

а) да; б) нет.

9. Как можно сформулировать «золотое» правило этики общения в от­ношении руководителя к подчиненному и наоборот - подчиненного к руководителю?

Основные правила культуры поведения

Бошенштейн по формам социального мышления у приматов. Джейн Гудолл, исследователь приматов, которая много лет наблюдала за группами шимпанзе, рассказывает историю Майка, маленькой, довольно слабой, но умной молодой шимпанзе. Однажды Майк взял два металлических контейнера, в которых Джейн Гудол оставила свое топливо для приготовления пищи и стала привлекать внимание. Майк шумел с керосиновыми контейнерами и сумел заставить его принять других мужчин в качестве верхнего шумоподавителя. Ему удалось завоевать доминирующее положение в мужской иерархии.

10. Докажите правоту (или неправоту) высказывания специалистов ве­дущих фирм, считающих, что знание этикета и культуры поведения яв­ляется важным условием успешной работы в любой организации.

11. К профессиональному поведению предъявляются нравственные кри­терии: «вежливость», «тактичность», «деликатность», «доброжелатель­ность».

Майк, очевидно, был умной обезьяной. Что Майк должен был подумать, чтобы спланировать свою стратегию? Перед тем, как Майк превратил канистры в сигнал мощности, другие шимпанзе уже играли с пустыми барабанами. Но Майку удалось понять, какой эффект он мог бы достичь с помощью своего «дисплея», со своим событием. Он планировал свое действие и мог предсказать последствия. Он мог представить, как его действие повлияет на других, он мог представить реакцию других. Социальное восприятие восприятия читается в основе социального интеллекта шимпанзе, - пишет Мерлин Дональд в своей книге о происхождении ума современного человека.

Какие нравственные критерии проявились в следующих ситуациях:

а) женщина в возрасте, полной комплекции выбирает себе джинсы для отдыха. Продавец осторожно, чтобы не обидеть, порекомендовал ей купить красивый спортивный костюм, рассказав о его преимуществах перед джинсами. Покупательница согласилась и купила спортивный костюм;

Вопросы и задания

Способность воспринимать события как единицы и планировать такие события в основе лежит в основе социального интеллекта шимпанзе. Из этой способности культура может расти, выученные и традиционные знания группы. Мозги этих предков могли хранить «эпизоды», целые последовательности событий, и они могли использовать эти исходы воспоминаний, чтобы отразить их, они могли организовать свой опыт в соответствии со стандартами их языка эмпатии. Они научились ценить опыт, и они ценили общий порядок ценностей: баланс, равновесие, равенство, единство, совместное проживание, совместное проживание, радость, траур, смех, плач вместе.

б) в сберегательном банке к «окошку» оплаты за коммунальные услу­ги подходит очень раздраженный посетитель, не сумевший разобраться в заполнении квитанции нового образца. Кассир сберегательного банка го­ворит: «Не волнуйтесь, сейчас я вам все объясню»?

12. Как вы понимаете высказывание М.Сервантеса: «Ничего не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость»?

«Культура» - это коммуникативное действие, с помощью которого человек присваивает смысл и смысл вещам. Из лингвистически представленной культуры чувств он формирует самосознание и идентичность. Следуя Максу Веберу, Клиффорд Гертц определяет культуру как искусственную «самоназванную ткань смысла»: культура - это исторически передаваемая система значений, которые появляются в символической форме, система устаревших идей, выражающих себя в символических формах, систему что помогает людям общаться, поддерживать и развивать свои знания о жизни и их отношении к жизни.

13. Этикет- это:

а) наука о морали;

б) манера поведения;

в) общая культура.

14. Нормами этикета являются:

а) упорство, настойчивость;

б) принципиальность, беспрекословность;

в) вежливость, тактичность.

15. На нормах морали основаны традиции, обычаи, привычки. Дайте оп­ределение этим понятиям (для этого воспользуйтесь словарями, например словарем русского языка или Российским энциклопедическим словарем).

Правила поведения на улице

Культура выступает за адаптацию человека к общению со стороны других людей. Чувства, мысли и поведение человека укрепляются в культурных образцах и их структурах социальной роли. Предпосылкой развития культуры человека является язык. Это позволяет сохранять опыт, сохранять в памяти и передавать потомство. У животных с развитым социальным чувством сообщества обычно нет изменений в поведении в отношении изменения поколений. Люди передают свои культурно приобретенные знания, и новое поколение может опираться на то, что древние мысли думали, изобретали и лингвистически фиксировали.

Объясните, почему важно знать традиции и обычаи.

16. Есть ли разница между деловым и бытовым этикетом?

17. Предупредительность - это:

а) галантность по отношению к дамам;

б) подобострастность;

в) умение оказать небольшую услугу;

г) льстивость;

д) приветливость по отношению к старшему;

е) умение вовремя сгладить неловкость.

В животных обществах есть изменения как адаптация к изменениям окружающей среды, у людей есть история. Майкл Томаселло называет это «эффектом джек-лифта» человеческой культурной эволюции. Предпосылки для культурного развития человека включают в себя больше. Говоря, дети учатся называть вещи по имени и различать я и «ты». Дети-дети обладают чрезвычайной способностью к расширению прав и возможностей, их имитационные игры не ограничиваются мимикой, но учатся воспринимать намеренную перспективу других.

Они могут не только играть грабителей и жандармов, охотников и охотников, но и «превращаться» в машины и самолеты. В возрасте от трех до пяти они учатся погружаться в умы других и могут «притворяться» и думать так. «Именно эта отстраненная и упругая трактовка пропозициональных истин сделала человека эволюционной моделью эволюции».

18. Укажите правильный ответ. Соблюдение чувства меры в разговоре - это:

а) вежливость;

б) дипломатичность;

в) тактичность;

г) предупредительность;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

19. Какие профессиональные моральные нормы нарушены в следую­щих примерах:

а) «Что же вы, дедушка, дожили до старости, а считать не научи­лись?!» - сказала кассир сберегательного банка клиенту;

Момент паузы - это предпосылка для сознания и размышления. Мало того, что люди могут хранить и обмениваться информацией, они также могут предоставить дополнительную информацию: при каких обстоятельствах или с чьей точки зрения это так и так? Запасы «условно достоверной информации» делают запас знаний гибким и означают огромный запас вариантов действий.

Эмоции также не просто провоцируют рефлексы: самовосприятие и оценка могут фильтровать их до того, как будет выбран культурно сформированный образец действия. Язык - дешевый сигнал. Он говорит, что он сильный, сильный герой? Каждый может сказать, что это пресловутая разоблачение дешевого высказывания. По крайней мере эмоционально заряженный язык должен быть для того, чтобы завоевать доверие. Дорогие сигналы убеждают больше. Запугивание контрагентов - рев гориллы, слюнявые трещины, барабанные рулоны, боевой танец - работает так же, как и реклама партнера. «Балансирование» было бы наименее.

б) «Я не желаю слушать ваши возражения. Мне нет дела до того, что Вы дома обнаружили дефект на рукаве. Была примерка, надо лучше смот­реть на готовое изделие, а не собой в зеркале любоваться» (из монолога приемщицы трикотажного ателье).

20. Являются ли «скромность» и «застенчивость» синонимами? Ответ поясните.

21. Вежливость предполагает приветствие. Как надо поздороваться, ока­завшись первый раз в незнакомом коллективе?

Кто может говорить развлекательно, имеет больше успеха в женщинах, в альтернативе, только помогает что-то плохое, как кабриолет. В то же время он позволяет говорить с его объективационными эффектами, чтобы сообщить об отсутствии и отсутствии. Речь и, прежде всего, язык, культивируемый письмом, позволяет уйти от мысли о нынешней ситуации. Письменный язык позволяет абстрактное мышление. Только так мы можем говорить о прошлом и будущем. И поскольку есть сознание своего восприятия, мы можем думать о мифе и истине.

Из культурного смысла игры. Этот промежуточный мир не является произвольной конструкцией, которая удерживает человеческое самовосприятие в плену, это мир «для нас». Нестабильные культурные межгосударственные конструкции всегда должны быть вновь подтверждены и обновлены. Поэтому каждое повторение делает нас счастливыми - это подтверждает. И мы рады, что успешные действия подтверждают наше мировоззрение как «правильное», когда наши предположения о нашей среде оказываются последовательными.

22. Чего нельзя делать во время приветствия?

23. Из предложенных вариантов выберите правильные. Кто и кого пер­вым должен приветствовать в следующих парах: старший-младший, жен­щина-мужчина, начальник-подчиненный, пожилой мужчина-девушка?

24. Инициатором рукопожатия в большинстве случаев должны быть:

а) женщины;

б) мужчины;

Больше реальности нельзя разумно ожидать. Эйбл видит в игре двигатель человеческого культурного развития. В отличие от животных, есть желание поиграть у людей до старости. И есть универсальные шаблоны - например, в пьесе со словами или магическая потребность играть с огнем. Люди любят играть роли, наслаждаться ролевой игрой на сцене.

Это игровое поведение также характеризует современный медиа-мир. Желание фильма ужасов напоминает образцы плейстоцена, с которыми охотники на мамонтов стремились поразить женщин. Как правило, многие фильмы ужасов используют реквизит из мира динозавров. Опасные прототипы также можно встретить непропорционально в призрачных поездах, которые дают молодым людям возможность защищать своих возлюбленных на руках.

в) младшие по возрасту;

г) младшие по положению (подчиненный).

25. Прокомментируйте высказывание Саади: «Умен ты или глуп, ве­лик ты или мал, не знаем мы, пока ты слова не сказал».

26. Хороший вкус - это:

а) стиль;

б) элегантность;

27. Из приведенных примеров выберите те, которые соответствуют этическим запретам на некоторые ответы и вопросы в процессе телефон­ного разговора.

Культура поведения в транспорте

Люди не просто узнают, как маленькие львы в игре оценивают свою силу тела. Они также любят память или настольные игры. По-видимому, сложные функции мозга тестируются и развиваются в игре - и сохраняются свежими. Необычайно трудоемкое потребление телевидения, которое намного превышает медиальный временной бюджет романов или посещение театрами более ранних поколений, также объясняет себя как своего рода игру - как эмоциональная репетиция, которая отнимает культуру деревенских общин с их обрядами и популярными фестивалями.

а) «Алло, это кто?»

б) «Петрова сейчас нет. Чем я могу вам помочь?»

в) «Иванова нет на месте, не знаю, где он!»

г) «Лады, договорились. Пока»

д) «Куда я попала?»

е) «Иванова сейчас нет. Будет в 14.30. Может быть, ему что-нибудь передать?»

28. При завершении разговора первым кладет трубку тот, кто позвонил. А как поступить мужчине, который позвонил женщине?

29. Почему деловую переписку называют общением в миниатюре?

30. При обмене визитными карточками получивший сразу же убрал ее в кейс. Какие правила этикета он нарушил?

31. Отличаются ли визитные карточки женщин от визитных карточек мужчин? Выберите правильный ответ:

а) отличаются по размеру;

б) не отличаются;

в) отличаются по цвету;

г) отличаются за счет «украшательств».

32. Укажите правильный ответ. Деловой протокол - это:

а) осознание добросовестного исполнения сотрудниками своих обя­занностей;

б) свод правил в деловых и служебных отношениях;

в) правила, регламентирующие порядок встреч и проводов, проведе­ние бесед и переговоров, организацию приемов и деловой переписки;

г) все ответы верны;

д) все ответы неверны.

33. Укажите, какие позиции делового взаимодействия соответствуют нравственным критериям:

а) современный коммерсант при совершении сделки должен быть убеж­ден, что честь превыше прибыли;

б) не доверяй никому и уважай себя;

в) нужно быть внимательным и вежливым в общении, корректным с окружающими (коллегами, начальством и клиентами, партнерами по общению), уметь щадить самолюбие собеседников;

г) принципом деловых отношений должна быть только конкуренция (противоборство);

д) следует быть тактичным в общении, т.е. предоставлять возможность партнеру выйти из затруднений с честью и достоинством, не потеряв своего «лица»;

е) всегда нужно ориентироваться на конечную цель (например, полу­чение прибыли, заключение крупного контракта). Следовательно, цель оправдывает средства.

34. Какие «заповеди», сформулированные Дж.Ягер, относятся к дело­вому этикету.

а) делайте все вовремя;

б) громко не смейтесь;

в) сдерживайте свое раздражение;

г) не болтайте лишнего;

д) будьте любезны, доброжелательны и приветливы;

е) думайте о других, а не только о себе;

ж) не будьте неряшливы;

з) одевайтесь как положено;

и) говорите и пишите хорошим языком?

35. Знакомство с организацией (фирмой) начинается с интерьера по­мещения. Относится ли интерьер рабочего помещения к области делового этикета?

а) да; б) нет.

36. Укажите, какие позиции при проведении деловой беседы необхо­димо учитывать:

а) этические нормы и правила;

б) помещение не должно препятствовать установлению атмосферы доверия;

в) начальная фаза беседы задает тон всей дальнейшей беседы;

г) все позиции верны;

д) все позиции неверны.

37. Укажите правильный ответ. Атмосфера доброжелательности во вре­мя деловой беседы зависит от:

а) пунктуальности;

б) правильного выбора места проведения беседы;

в) интерьера помещения;

г) установления контакта с партнером;

д) первых фраз во время беседы;

е) использование обращения по имени;

ж) все ответы верны;

з) все ответы неверны.

38. Опишите последовательность приготовления бутерброда.

39. Груши и яблоки едят:

а) с помощью ножа, разрезая плод на несколько частей;

б) откусывают от целого плода;

в) вначале очищают от кожуры, а затем откусывают от целого плода.

40. Укажите правильный ответ. Ножом принято чистить:

а) мандарины;

б) апельсины;

в) все ответы верны;

г) все ответы неверны.

41. Куски сахара из сахарницы берут:

а) руками;

б) щипчиками;

в) чайной ложкой.

42. Салфетку за столом принято:

а) повязывать вокруг шеи;

б) засовывать за воротник;

в) раскладывать на груди;

г) класть на колени.

43. По завершении трапезы вилку и нож следует положить:

а) параллельно друг другу на тарелку ручками вправо;

б) по обе стороны тарелки;

в) на тарелку крест-накрест.

44. Хлеб с общей тарелки берут:

а) руками;

б) вилкой, которую держат в правой руке;

в) вилкой, которую держат в левой руке;

г) специальной вилкой, лежащей на общей тарелке с хлебом.

45. Почему подарок может многое рассказать о его дарителе?

46. Что главное в подарке:

б) искренность;

в) намек;

г) желание доставить радость?

Ответы

Этика - наука о морали (нравственности). Мораль дает человеку воз­можность оценивать поступки окружающих людей, понять себя и осмыс­лить, правильно ли он живет, как надо жить, к чему необходимо стре­миться.

Термин «этика» впервые употребил Аристотель для обозначения прак­тической философии, которая должна дать ответ на вопрос: «Что мы дол­жны делать, чтобы совершать нравственные поступки?»

3. Категория (греч. - высказывание, свидетельство) - форма осозна­ния в понятиях всеобщих способов отношения человека к миру, отража­ющие наиболее общие и существенные свойства, законы природы, об­щества и мышления (Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова. - М, 1991).

5. «Золотое» правило нравственности: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».

«Золотым» оно стало именоваться потому, что ему придавалось очень большое значение и оно прочно укрепилось в общественном сознании. Например, русская пословица гласит: «Чего в другом не любишь, того сам не делай».

6. а) честь; б) совесть.

7. Добросовестное отношение к труду раскрывается в нормах и прави­лах: любовь к избранной профессии, стремление к совершенствованию мастерства, соблюдение дисциплины труда, аккуратность в выполнении своих обязанностей, бережное отношение к орудиям труда, желание по­делиться секретами своего труда (наставничество) и т. п.

9. В отношении руководителя к подчиненному: «Относитесь к своему подчиненному так, как вы хотели бы, чтобы к вам относился руководи­тель».

В отношении подчиненного к своему начальству: «Относитесь к свое­му руководителю так, как вы хотели бы, чтобы к вам относились ваши подчиненные» (Психология и этика делового общения: Учебник для ву­зов / Под ред. В. Н.Лавриненко. - М., 1997).

10. Знание этикета - необходимое профессиональное качество, кото­рое постоянно совершенствуется.

Культура поведения - часть делового этикета. Она рассматривает поступки и формы общения людей, которые основаны на нравствен­ности, соблюдении определенных норм, правил и на эстетическом вкусе.

Не зная правил хорошего тона, можно попасть в нелепую ситуацию, дискредитировать себя и фирму.

11. а) тактичность; б) вежливость.

12. Истинная вежливость может быть только доброжелательной, благо­желательной. 13.6).

15. Ожегов С. И, Словарь русского языка. - М., 1988.

Обычай - с. 355;

Привычка - с. 477;

Традиция - с. 658.

Придерживаясь традиций, можно избежать многих конфликтов, недо­понимания. Важно знать традиции и обычаи той страны, куда человек едет в командировку или на отдых, учитывать их в дружеском общении, в деловых межличностных контактах.

16. Деловой этикет по сравнению с бытовым более официален, поэто­му деловая вежливость не приемлет длительных благодарностей и извине­ний.

17. а), в), д), е).

19. а) тактичность; б) корректность.

20. Скромность - способность личности сдерживать себя в обнаружении своих достоинств. Застенчивый - стыдливо-робкий в обращении, в поведе­нии, смущающийся (Ожегов СИ. Словарь русского языка. - М., 1988).

Следовательно, скромность не является синонимом застенчивости.

21. Входя в кабинет (комнату), следует приветствовать находящихся там людей, даже если вы не знакомы с ними.

22. Во время приветствия нельзя держать во рту сигарету, жевать, дер­жать руку в кармане.

23. Первым здоровается младший; мужчина с женщиной; подчинен­ный с начальником; девушка с пожилым мужчиной.

25. Сказанные слова демонстрируют уровень культуры, являются ин­дикатором воспитанности.

27. а), в), г), д).

28. Мужчина, позвонивший женщине, ждет, когда она первой поло­жит трубку.

29. Деловая переписка способствует установлению взаимосвязей с по­требителями, с различными службами. Деловая переписка так же, как и деловое общение, должна быть грамотной, корректной, основанной на соблюдении этических принципов.

30. Получивший визитную карточку должен прочитать ее, поблагода­рить и потом убрать.

33. а), в), д).

34. а), г), д), е), з), и).

38. Чтобы приготовить бутерброд, масло общим ножом перекладывают на край своей тарелки, а затем своим ножом намазывают на хлеб. Колба­су, ломтики рыбы или мяса кладут на бутерброд вилкой.

45. Подарок - это зеркало, в котором отражаются черты характера человека.

Культура поведения является хорошим индикатором общей образованности и воспитанности человека. Именно частью культуры поведения является этикет, без знания правил которого в разных ситуациях практически невозможно комфортно влиться в современное общество.

Культура поведения человека

Культура поведения объединяет в себе правила, нормы, духовные и моральные ценности, которые регулируют то, как человек поведет себя в обществе и какими будут его взаимоотношения с другими членами социума.

Исходя из этого, культуру поведения делят на внутреннюю и внешнюю.

Внутренняя культура поведения

Моральные качества и принципы, нравственные ценности и идеалы человека - вот что входит во внутреннюю культуру поведения. Ее определяет наличие доброты, мужества, милосердия, доброжелательности, чувства справедливости и чувства долга, честности, вежливости и многих других внутренних качеств, которые, в свою очередь, определяют личность и характер человека.

Внешняя культура поведения

Общие манеры, нормы и правила поведенческого и речевого этикета, знание и готовность их соблюдать составляют внешнюю культуру поведения человека. Она-то и находит свое проявление в быту и социуме.


Как правило, внутренняя культура напрямую связана с внешней и оказывает на нее свое влияние. Однако внешняя культура не всегда является непосредственным отражением культуры внутренней, а иногда может даже вступать с ней в откровенное противоречие: так, недостаток нравственности и моральных принципов компенсируется на некоторое время проявлениями внешней культуры, когда человек хочет показаться вежливее, благовоспитаннее и приятнее, чем он есть на самом деле.

При этом такой ход невозможен в обратную сторону: слабая внешняя культура всегда свидетельствует о соответствующем уровне внутренней культуры.


Внутренняя культура зависит от множества различных факторов влияния - таких как воспитание и микроклимат в семье, влияние школы/рабочего коллектива и другой среды, в которой пребывает человек, и даже влияние средств массовой информации. А вот внешняя культура и работа над ней - это те знания и навыки, о приобретении которых может сознательно побеспокоиться каждый из нас.

Основные правила культуры поведения

Практически для каждой жизненной ситуации и общественного места можно выделить определенный набор правил, которые стоит соблюдать, к примеру, в больнице, в аэропорту, в театре и т. д. Мы же рассмотрим самые общие правила культуры поведения людей, которые особенно пригодятся в повседневной жизни.

  • Не забывайте здороваться с людьми. Даже с теми, с кем вы плохо знакомы — простой кивок головы вряд ли вас затруднит. А иногда поприветствовать можно и незнакомца, например, при совместной поездке в лифте или выгуле собак.
  • Когда вы куда-то заходите — в здание или в транспорт — в первую очередь всегда выпускайте тех, кто хочет выйти, а потом уже входите сами.


  • Культура поведения и скромность - хорошие друзья, поэтому старайтесь не хвастаться ничем перед людьми, особенно теми, кто младше вас.
  • Если человек обладает какими-то заметными недостатками во внешности или даже серьезными изъянами, не нужно его разглядывать - во всяком случае, не больше и не дольше, чем человека стандартной внешности.
  • Культура поведения сильной половины человечества значительно возрастет, стоит только начать уступать места в транспорте женщинам с тяжелыми сумками, пожилым людям, инвалидам и беременным, открывать им двери и пропускать вперед.


  • Уважайте здоровье некурящих людей и курите только в специально отведенных для этого местах. Если вы в гостях, то, в крайнем случае, выходите курить на улицу; чтобы покурить на балконе или «в форточку», сначала заручитесь разрешением хозяина.
  • В магазине и аптеке заранее определяйтесь с товарами, которые вы хотите приобрести - некрасиво заставлять очередь позади вас томиться в ожидании, пока вы вспомните все необходимое и придумаете по ходу дела еще парочку наименований.

Правила поведения на улице

Кроме правил дорожного движения, существуют и другие правила, которых следует придерживаться на улице, если хочется прослыть воспитанным человеком с высокой культурой поведения.

  • Уступайте дорогу тем, кто очень спешит.
  • В толпе не пробивайте себе путь локтями.


  • Будьте особенно внимательны к пожилым людям, родителям с детьми, инвалидам и маленьким детям.
  • На узкой дороге помните, что вы не одни. Не занимайте всю ширину тротуара. Идя в компании, тем более оставляйте место для прохожих, идущих быстрее вас.
  • Встретившись со знакомым, не останавливайтесь разговаривать посреди тротуара.


  • При необходимости спросить дорогу, не забывайте про вежливое обращение и благодарность.
  • Не выбрасывайте мусор никуда, кроме специально предназначенных для этого урн и баков.

Культура поведения в транспорте

Своеобразные правила этикета существуют и для городского транспорта:

  • Ожидая свой автобус, соблюдайте порядок очереди.
  • Если вы едете вместе с другом или знакомым, или разговариваете по телефону, старайтесь делать это как можно более тихо и ненавязчиво.


  • Не кушайте ничего в транспорте.
  • Помогайте в маршрутках и автобусах передавать деньги за проезд. И оплачивайте его за себя, конечно же.
  • Помните, что вы в транспорте — не единственный пассажир, ведите себя аккуратно, не толкайтесь, не наступайте никому на ноги.
  • Не проталкивайтесь к выходу напролом, спросите, не выходит ли кто на вашей остановке. Если же об этом спрашивают вас - ответьте и пропустите человека, чтобы смог пройти мимо.
  • Не занимайте в общественном транспорте сиденья, предназначенные для инвалидов, пожилых и пассажиров с детьми, уступайте им и обычные места.


Прием пищи занимает большую и важную часть нашей жизни, поэтому еще одни правила, без которых высокая культура поведения человека невозможна — это правила поведения за столом .

Культура поведения в школе

Отдельно поговорим о правилах поведения детей школьного возраста. Культура поведения и взаимоотношений в этом случае предполагает, что школьники должны с уважением относиться к учителям и ко всем работникам школы. При любых обстоятельствах должны сохраняться отношения «учитель - ученик», даже в общении с младшим преподавательским составом. В личную жизнь учителей и других учеников дети не вмешиваются.


При встрече с учителем школьники здороваются первыми. Нельзя забывать про культуру речи : в ней не должно быть жаргонизмов, нецензурной лексики, грубых и оскорбительных выражений; повышать тон на учителя тоже не стоит.

Ученики не должны создавать беспорядки на школьной территории, бегать, кричать, ввязываться в споры и драки с другими учениками, применять физическую силу.


Порча школьного имущества и высокая культура поведения тоже несовместимы, так что ребенок должен понимать, что рисовать на школьной мебели, плеваться, приклеивать жвачки - это плохо. Соответственно, дети должны соблюдать порядок, поддерживать чистоту и не мусорить в школе.

Приходить на урок ученики должны опрятно одетыми, не опаздывая, а лучше всего - минут за двадцать до начала первого по расписанию урока, особенно в зимний период, чтобы успеть переобуться в сменную обувь и приготовиться к занятиям.


К началу урока дети должны сидеть на своих местах. Когда в классную комнату заходит учитель, дети встают, чтобы его поприветствовать, и ждут, пока он им ответит, подав сигнал сесть.

Культура поведения на уроке предусматривает внимание и тишину со стороны учащихся. Дети должны понимать, что учебное время предназначено, собственно, для обучения, а отдохнуть и поболтать всегда можно на переменке. Отвечать на вопросы учителя или задать вопрос ему самому ребенок может, подняв руку и дождавшись учительской реакции.


Ученикам нельзя покидать территорию школы в учебное время без ведома учителей. На уроке, если учащемуся нужно выйти, он поднимает руку и просит разрешения у учителя.

Обучая правилам этикета учащихся, однако, не забудьте подумать и о себе, то есть о том, хорошо ли вы поработали над собственной культурой поведения на работе и достаточно ли близко вы знакомы с деловым этикетом .

А с помощью этого видео вы можете поработать над еще одной частью культуры поведения - дорожной! Начинающим и опытным автомобилистам на заметку.



Похожие публикации