Как избавиться от недостатков школьного образования и системы. Как быстро избавиться от изжоги Почему родители выбирают семейное обучение

«У нас Давид посреди контрольной включил на полную громкость какую-то тупую музыку. Татьяна Владимировна стала с ним разбираться, кричать, дневник отобрала. Все отвлеклись, время потеряли, я тоже. Не успела все решить», - объясняет мне дочь тройку по математике. Оценка, конечно, на ее совести, но о подобных выходках Давида она рассказывает то и дело.

Такие дети есть в большинстве классов - независимо от престижа школы и возраста учеников. Они могут кричать на уроках (о переменах и говорить нечего), лупить соседей по парте, обзывать одноклассников, хамить учителям. Могут вытворять и вещи похуже: воровать, распивать алкоголь в школе, употреблять психотропные вещества и склонять к этому одноклассников. Но такие случаи мы рассматривать не будем - здесь все и проще, и сложнее одновременно: противоправные поступки находятся в ведении полиции. И если вина ученика будет доказана, убрать его из класса нетрудно.

А как быть тем, кто несколько часов в день находится в одном помещении с неуправляемым одноклассником, который может и харкнуть, и оскорбить, и завопить, но при этом никаких правонарушений не совершает? В первую очередь этот вопрос волнует родителей. На родительских форумах описаний «неадекватов» в классе и того, что они вытворяют, - очень много.

Вот лишь несколько цитат от пользователей сайта umama.ru.

Nastenka24:

S (Мисс К):

Имбирная:

По словам психологов, «неадекватов» можно разделить на несколько групп:

  • дети с нарушениями здоровья, которые просто физически или психологически не могут долгое время сидеть на одном месте и заниматься каким-то одним видом деятельности;
  • ученики из неблагополучных семей - дети алкоголиков, наркоманов, живущие без родителей, с пожилыми опекунами, бабушками, дедушками, которые в силу возраста не могут обеспечить должное воспитание;
  • избалованные дети.

Подход можно найти к школьникам из любой группы, уверены и родители, и педагоги со стажем.

Елена Викторовна, педагог:

Найти подход к ученику и его родителям

Специалисты отмечают: любое неадекватное поведение - это крик ребенка о помощи, желание привлечь к себе внимание. «Ни один человек не рождается правонарушителем, преступником. Если поведение школьника выходит за границы того, что мы привыкли считать адекватным, надо разбираться с причинами, а их, как правило, всего две: или здоровье, или отношения в семье. И то, и другое можно корректировать. И чем раньше этим заняться, тем меньше будет возможностей для развития деструктивного поведения», - уверена педагог.

К сожалению, не каждый учитель будет искать подход к сложным детям. Сказывается и нагрузка, которая лежит на преподавателях, и какие-то другие причины, нежелание или неопытность - ведь часто в начальной школе и среднем звене работают только что окончившие вуз или педколледж учителя, которые просто пока не умеют работать с такими детьми.

Родители трудного ребенка - еще одна сложность: далеко не всегда они сами отличаются адекватностью. И речь даже не идет о неблагополучных или, по законодательной терминологии, социально опасных семьях: работа с учениками из таких семей регламентирована несколькими документами, начиная от Семейного кодекса и ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и заканчивая методическими рекомендациями Минобра.

Гораздо труднее общаться с родителями, которые просто не замечают деструктивного поведения своих отпрысков. В разговорах с классным руководителем и с родителями одноклассников они встают горой на защиту своего ребенка. С одной стороны, это правильное родительское поведение: прилюдно ребенка защищать нужно. Но адекватные родители при этом способны услышать информацию, выявить главное и дома, наедине с ребенком, спокойно обсудить ситуацию, выяснить подробности, объяснить, если ребенок был неправ. Другое дело, когда родители закрывают глаза на проделки своих детей, склонны оправдывать их поведение, обвиняя при этом других школьников или учителей в провоцировании конфликта.

В обсуждениях на родительских сайтах нередко пишут, что родители попросту отмахиваются от обвинений в адрес своего ребенка. «Да ваш первый начал, а мой только сдачи дал», «Мой ребенок на такое неспособен», «Вы все придумываете о моем Петеньке, чтобы своего Ивана выгородить!» - типичный набор фраз родителей «неадекватов».

Пингвин, пользователь сайта conf.7ya.ru:

Доказать таким родителям, что их ребенок действительно ведет себя неадекватно, можно, используя современную технику: записать драку или словесную перепалку на видео и предъявить запись в качестве аргумента.

Зачем школе медиаторы

Справедливости ради стоит отметить, что иногда действительно сложно установить, кто виноват в той или иной ситуации: учитель может «назначить» виновным ребенка, который был замечен в деструктивном поведении, но не выяснить реальную причину конфликта.

В 2010 г. российские законодатели подписали документ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Согласно этому закону, в школах должны быть созданы службы примирения (или медиации): специальный орган, состоящий из работников образовательной организации, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку. Их задача - урегулировать и минимизировать конфликты, возникающие как между учениками, так и между школьниками и преподавателями.

В Свердловской области, по данным директора Центра медиации Ольги Махневой, действует порядка 400 школьных служб примирения.

Если в классе есть ученик, который создает конфликтные ситуации, школьная служба примирения должна провести работу как с ним, так и с его родителями. Предпринять какие-то шаги медиаторы смогут после того, как зарегистрируют соответствующее обращение - оно может быть как от других учеников, так и от родителей, и от преподавателей.

Узнайте, есть ли в вашей школе служба примирения (медиации), и обратитесь туда с жалобой на ученика с деструктивным поведением. Служба примирения должна не только разобрать конкретную ситуацию и провести разъяснительную беседу, но и через какое-то время проверить, как развиваются события, полностью ли исчерпан конфликт.

Четыре действенных буквы - ПМПК

Если поведение сложного ребенка никак не меняется, родительский комитет может ходатайствовать перед классным руководителем о том, чтобы ученика направили на психолого-медико-педагогическую экспертизу (ПМПК). Это комиссия, которая состоит из специалистов разных сфер - медиков, психологов, педагогов, которые с помощью разных тестов должны определить, может ли ребенок учиться в общеобразовательной школе либо ему будет лучше в коррекционном классе или на домашнем обучении.

Обычно угроза ПМПК заставляет родителей плотнее заняться воспитанием: мало кому хочется, чтобы его ребенок попал в специализированное учебное заведение. Но здесь есть существенная сложность: провести такую экспертизу возможно только на основании заявления от родителей или законных представителей ребенка или с их письменного согласия. Да и результаты экспертизы носят рекомендательный характер: если родители, несмотря на выводы ПМПК, не захотят перевести ученика в специализированную школу, выгнать из класса его никто не сможет.

Выход в данной ситуации один: родители других учеников совместно с классным руководителем должны объяснить, что прохождение ПМПК - лучший (или единственный) вариант для ребенка.

Zweruschka, пользователь сайта umama.ru:

Некоторые родители используют совсем непедагогические меры, чтобы приструнить мешающего всем ученика. Главное - не переходить грань закона и попробовать вначале более правомерные способы.

Анонимный пользователь сайта umama.ru:

Жестко, но эффективно

Наиболее жесткие меры, которые могут применяться к ученикам с деструктивным поведением, - штраф и исключение из школы. Но они работают только в старших классах: учеников до 15 лет исключить из образовательного учреждения на законных основаниях невозможно.

Административный штраф накладывается на ребенка, совершившего серьезное правонарушение - начиная от порчи школьного имущества или кражи и заканчивая появлением в школе в состоянии опьянения. Штраф будут выплачивать его родители, законные представители или опекуны.

Менее жесткая, но тоже эффективная мера - постановка неблагополучного ученика на внутришкольный учет (ВШУ). В этом случае ученик и его семья попадают под пристальное внимание школьного психолога, социального педагога, педсовета школы, в особых случаях подключается опека.

Ребенок, поставленный на ВШУ, в обязательном порядке должен заниматься с психологом, в зависимости от ситуации занятия могут проводиться и с родителями. Педагоги могут в любой момент прийти с проверкой в семью ученика. Как правило, такой контроль отрезвляет и самого нарушителя, и его родителей, а занятия со специалистами дают положительный эффект.

Родители одноклассников могут ходатайствовать, чтобы ученика поставили на учет, если он:

  • систематически пропускает без уважительных причин учебные занятия;
  • был замечен в попрошайничестве;
  • неоднократно нарушал устав школы и правила поведения обучающегося;
  • не успевает по многим школьным предметам;
  • был замечен в употреблении психоактивных веществ.

Если, несмотря на принятые меры, ни учащийся, ни его семья не отреагировали на ситуацию, родительский комитет и педагоги, в соответствии с ФЗ «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», имеют полное право обратиться в комиссию по делам несовершеннолетних.

Но все-таки главное правило, которым следует руководствоваться тем, кто мечтает избавить класс от неприятного ученика: не навреди. «Иногда ни педагог, ни собственные, ни другие родители не задумываются, что они пытаются бороться... с ребенком. И это ужасно. Надо стараться его услышать, понять, а борьба способна лишь сделать из ребенка изгоя и потенциального преступника», - считают опытные педагоги.

Школьные нагрузки растут, порой лишая ребенка счастливого детства. Особенно устают дети первого и выпускного класса. Первоклассники, потому что им приходится адаптироваться к новой среде и менять привычный образ жизни, у выпускников увеличиваются нагрузки перед выпускными экзаменами и предстоящим поступлением в институт.

Повседневная усталость

Следить за состоянием ребенка нужно каждый день, ежедневно проверяя его нагрузки и оберегая его от переутомления. Там самым вы сохраните его здоровье к концу учебного года и в дальнейшем избежите более серьезных проблем. Помните, что в течение дня необходимо чередовать умственные занятия, физические упражнения и отдых. Поэтому, первое, что нужно сделать – это составить для ребенка оптимальный режим дня.

Запомните: ребенку после школы не следует сразу садиться за уроки. Дайте ему обязательно отдохнуть, и лучшим отдыхом будет даже небольшая прогулка на свежем воздухе. Психологи считают, что наиболее подходящее время для домашних уроков – после 16 часов. Кроме того, время приготовление домашнего задания не должно затягиваться до позднего вечера.

В течение дня ребенку необходима двигательная активность . Ребенок должен бегать и прыгать, играть в футбол и кататься на велосипеде. Специалисты говорят о том, что подростку в возрасте 11- 15 лет необходимо ежедневно совершать активные действия, эквивалентные пешему походу в 7 километров.

Научите его делать перерывы в работе и полностью расслабляться на эти 15- 20 минут.

Ребенок должен делать уроки в тишине, снижайте шумовой фон вокруг него постоянно. Не кричите, не раздражайтесь на него, даже если он принес из школы плохую отметку. Лучше попробуйте вместе в спокойной обстановке разобрать его ошибки.

В рационе вашего ребенка должны присутствовать разнообразные фрукты и овощи, витамины , рыба, лучше всего морская. Кроме того, он должен выпивать в день два-два с половиной литра жидкости в день, пусть это будут полезные соки или витаминный чай. Давайте ребенку в школу бутылку минеральной воды без газа.

К концу учебного года у ребенка, несмотря на зимние и весенние каникулы накапливается переутомление и усталость. Постоянно следите за его настроением и состоянием, не дожидаясь тревожных симптомов. Обычные признаки переутомления – плохое настроение, раздражительность, головные боли, синяки под глазами, вялость и апатия, потеря интереса к бывшим увлечениям. Все это должно стать для вас тревожным сигналом. Не доводите дело до развития различных заболеваний: гастрита, невроза, формирования невротических реакций.

Что делать родителям в случае очевидной усталости у ребенка? К ежедневному рациону ребенка стоит добавить поливитаминные комплексы, свежевыжатые соки, зеленый чай, настой шиповника. Увеличьте время прогулок. Ежедневно ребенок должен проводить два-три часа на свежем воздухе и хорошо высыпаться.

Младшие школьники должны спать не менее 9–10 часов в день, старшеклассники – не менее 8 часов. Отправьтесь в выходные за город, совершите несложный увлекательный пеший поход.

Ограничивайте время, проведенное ребенком за компьютером и телевизором, или на время, вовсе не включайте его. Постарайтесь разнообразить его досуг. Читайте вместе с ним книги о природе, растениях и животных, ходите в музее, выставки и театры. Пусть его жизнь будет интересной и насыщенной.

Когда усталость непреодолима, ничего страшного, если он пропустит несколько дней учебы. Пусть он подольше поспит в эти дни, погуляет в парке, поиграет на спортивной площадке. Вкусно и полезно накормите его, проведите вечер в интересной беседе.

«Если бы министром был я»

Алексей Рощин, социальный психолог, консультант, политтехнолог

Принято считать, что все беды российского образования – из-за гнусного Минобра с дураками-министрами, дурацкого ЕГЭ, постоянного недофинансирования, активизировавшегося мракобесия, нищих учителей и т.п., словом – из-за власти. Такой взгляд по-своему оптимистичен, поскольку позволяет думать: ну да, сейчас всё плохо со школой, становится еще хуже – но стоит сменить власть, отменить ЕГЭ, прогнать попов – и о-го-го, сразу же дело пойдет на поправку!

Я же думаю, что проблема глубже. И мне кажется, что со мной согласятся многие практики-учителя.

Школа у нас больна, но главная ее проблема внутри нее. Она проявляется в нерешенном, нерешаемом и, что хуже всего, всячески замалчиваемом вопросе: «Что делать с теми, кто учиться не хочет?» Этот вопрос – как крыса, сдохшая где-то под половицей в школьном классе: какие пособия и смарт-доски ни закупай, как класс ни отдраивай, сколько учителю ни плати – а все равно работать и учиться с каждым днем всё невыносимей.

Давайте хотя бы этот вопрос поставим. В самом деле: законодательство гарантирует всем гражданам РФ всеобщее бесплатное среднее образование. Но учеба у нас – это ведь не только право; это еще и обязанность! То есть хочешь не хочешь, а «аттестат зрелости» ты, гражданин, получить обязан, в школе свои учебные часы, будь добр, отсиди!

Вот тут и возникает Проблема. Одни учиться хотят и могут, другие – не могут, но все равно хотят, третьи – не хотят, хотя и могут, а четвертые – если и могут, то при очень большом желании (которого у них, как правило, нет). Вопрос – что делать школе с последними двумя категориями? Давайте поставим себя на место учителей и директоров школ. Подумаем вместе.

Выгнать к чертовой матери? Нельзя. У них ведь есть ПРАВО учиться! Закрепленное, между прочим, Конституцией.

Тогда что – понаставить двоек? Во-первых, с определенного возраста такого рода «ученикам» становится наплевать на оценки, а во-вторых – какой смысл? См. п.1 – выгнать-то из школы все равно нельзя. И есть ведь не особо афишируемое «в-третьих» – учитель, ставящий двойки, тем самым оценивает на «неудовлетворительно» свой собственный труд – в глазах проверяющих. Спрашивается – на кой черт учителю такой мазохизм?

А что еще – вызвать родителей? Так у родителей куча отмазок: они и «заняты», и им «некогда», и они «не знают, как повлиять на оболтуса», и, наконец, «вы – школа, это ваша обязанность, а не наша!»

Впрочем, тут мы взяли крайний случай откровенного раздолбая, который учиться не хочет вовсе (кстати, вариант не такой уж редкий). Однако в последнее ведь время получил крайнее распространение другой «подвид» ученика – «раздолбай выборочный». Сейчас ведь в школах огромное количество учеников, которые себе (явно многие не без влияния родителей) чуть ли не класса с пятого придумывают «специализацию» – типа «тут учусь, тут не учусь».

Детишки нынче чуть не с пеленок уже «точно знают», какого рода знания им «понадобятся в жизни», а какие – нет, никогда. Каждый, уверен, много раз слышал от разных юных чад фразы – «ой, математика мне в жизни никогда не понадобится, я буду гуманитарий», «ой, биология мне не нужна», «зачем мне химия», «нафига этот русский и все эти правила, за меня все равно запятые компьютер расставит» и т.д. и т.п.

Опять же вопрос – что делать с этим учителю той же самой химии, к примеру? Если в КАЖДОМ классе есть несколько раздолбаев, которые учиться не хотят ничему в принципе, а также еще минимум полкласса как бы «нормальных учеников», но которые свято уверены, что именно химия (русский, математика, биология и все что угодно) им В ЖИЗНИ НЕ ПРИГОДИТСЯ??

Давайте мысленно поставим себя на место такого учителя. Какие, собственно, у него есть средства воздействия?

Да никаких, откровенно говоря.

Конечно, прирожденный Макаренко где-то сможет петь соловьем и порхать шмелем у доски с такой страшной силой, что последние хулиганы и раздолбаи станут, высунув от восторга языки, ставить химические опыты. Безусловно, уникумы есть везде, и педагогические гении никуда не делись.

Однако госполитика не может строиться в расчете на гениев. Гении потому и гении, что их – один на миллион. Спрашивается, как быть учителям средним, просто – всего лишь закончившим с неплохими оценками какой-нибудь пед? Им-то что делать?

Проблема ведь отнюдь не только в том, что учитель оказывается не в силах передать необходимые знания по той же химии немотивированному ученику; проблема – и, может быть, еще более острая – в том, что ученики, НЕ ЖЕЛАЮЩИЕ УЧИТЬСЯ, не дают получить знания тем, кто этого действительно хочет! Немотивированному ученику на уроке банально скучно, и он от нечего делать начинает развлекаться.

Оттого сейчас во многих классах на уроках стоит несмолкаемый гул. Часть класса – меньшая – пытается что-то делать, отвечать на вопросы преподавателя; остальные – большая часть – разговаривают, плюются, играют с телефоном, ходят по классу и т.д.

В этом обычно видят вину «современных учителей». Однако в чем их винить-то? Какие у них есть средства воздействия на нарушителей? Чем старше классы – тем, как правило, неуправляемее они становятся. И это, судя по всему, объективный процесс. Чем больше будет в нашем обществе свободы, тем меньше средств принуждения, тем менее «пугаными» становятся ученики.

Это РЕАЛЬНОСТЬ, господа. Нравится она нам или нет, но нынешняя школа именно такая, а где нет – она скоро станет такой.

Теперь давайте посмотрим на эту ПРОБЛЕМУ глазами Минобра. Да-да – сыграем в игру «Если бы министром был я». Как реагировать? Как достать дохлую крысу из подполья?

Лично мне тоже активно не нравятся все эти новации министерства с новыми «Стандартами образования». Мне не нравится, что в старших классах делают обязательной чуть ли не одну физкультуру, а практически все прочие предметы переводят в разряд факультативных, то есть «хочешь – учи, хочешь – не учи».

Следующий шаг Минобра – а он почти сделан – тоже понятен: сделать все эти «факультативы» – то есть физику, химию, биологию, литературу и прочие предметы – платными. Выглядит и звучит гнусно, да. Но логика понятна: разгрузить школьный класс от «немотивированных» учеников. От балласта, который болтает с соседом и играет в игры, потому что «химия не понадобится в жизни».

Мне это всё не нравится, но я понимаю их логику. Я вижу, что все эти министры-фурсенки всё ж не инфернальные монстры, которые действуют исключительно из соображений русофобии и скорейшего изничтожения русского народа. Ребята решают задачу – так, как они видят решение. Возможно, они действительно считают, что лучшего решения просто нет.

И оттого критика, которую ведет в их адрес «Эксперт» и особенно уважаемый мною Привалов, мне все ж представляется не до конца убедительной. Привалов ссылается на опыт продвинутых школ и суперлицеев. Да, конечно, им «послабления» образовательного стандарта ни к чему, только мешают. Но ведь в гимназиях-то как раз и преподают макаренки! Но ведь туда и стремятся отовсюду именно МОТИВИРОВАННЫЕ ученики, которые ХОТЯТ учиться!

А как быть с остальными? С простыми школами и обычными учениками?

Если мы хотим действительно остановить деградацию нашего образования – нам надо дать четкий ответ на вопрос: что делать с немотивированными учениками. Если мы считаем, что наши дети – все дети! – должны все-таки знать химию, физику и литературу, давайте найдем ответ на вопрос:

КАК И С ПОМОЩЬЮ ЧЕГО ШКОЛА ЗАСТАВИТ ИХ УЧИТЬСЯ.

Вариантов-то несколько:

а) отменить всеобщее образование;

б) возродить в школе телесные наказания (скажем, розги);

в) активнее привлекать к процессу полицию (скажем, поддерживать порядок в классе);

г) обрушивать всю тяжесть «неудов» на родителей (скажем, за каждую «двойку» у папы вычитается 10 тыс. из зарплаты.

Что еще? Давайте подумаем.

В статье речь пойдёт о законных альтернативах не ходить в общеобразовательные школы вовсе! И при этом получить аттестат.

Мнение школьника:

Если в современной школе вас многое не устраивает, есть выход — семейное образование.

Семейное образование распространено в 45 странах мира и с каждым годом становится всё популярнее. В США 2,5 миллиона детей обучается дома и их число ежегодно увеличивается на 5–12%.

В России семейное обучение было нормой до середины XIX века. Воспитанием и обучением детей в дворянских и купеческих семьях занимались и гувернёры (часто - иностранные).

После революции образование попало под жёсткий контроль государства. Учиться дома разрешалось лишь детям с инвалидностью.

В 1990-е годы в законодательстве вновь появилось семейное образование . Но по-настоящему востребованным в России оно становится только сейчас. Более 100 тысяч семей ежегодно отдают предпочтение получению образования вне организации. Опыт семейного обучения уже получили более 1,5 миллиона человек.

Что такое семейное образование

В Сети внешкольную форму обучения называют по-разному: семейное образование, домашнее обучение, анскулинг, хоумскулинг. Не всегда под этими терминами подразумевается одно и то же. Поэтому давайте сначала определимся с терминологией.

Согласно статье 17 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации», в России существует две формы получения образования :

  • в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (очное, заочное или очно-заочное обучение в государственных и частных школах, лицеях, гимназиях);
  • вне таких организаций.

В последнем случае выделяется две формы обучения : семейное образование и самообразование (для детей старше 15 лет).

Семейное образование - это обучение вне школы. Родители самостоятельно организуют образовательный процесс, а дети осваивают учебный план.

С англоязычных сайтов к нам пришёл и укоренился термин «домашнее обучение» (от английского homeschooling) . Суть та же, поэтому далее в статье термины «семейное / домашнее обучение» и «семейное образование» будут использоваться как равнозначные .

С чем не стоит путать семейное обучение, так это с надомным обучением, экстернатом и анскулингом . На дому учатся дети с инвалидностью, при этом де-юре они закреплены за образовательным учреждением. Просто учителя приходят домой или ведут уроки по Skype (на канцелярите это называется «с привлечением дистанционных образовательных технологий»).

Экстернат — это форма аттестации для тех, кто учится вне каких-либо учреждений , а анскулинг (от английского unschooling) — просто не ограниченное школьной программой обучение без промежуточных аттестаций.


Недостатки школьной системы:

  • В обычных школах учителями мало уделяется времени отдельному ученику. Если ребёнок быстрее понимает материал, ему никто не позволит на уроке встать и уйти или читать книгу на задней парте. Он вынужден повторять то, что уже знает, так как в классе кто-то не понимает материал. У него падает мотивация, и он постепенно становится «середнячком», чтобы не выделяться. Учёба хороша, если в классе 4–5 учеников и по всем предметам высококлассные учителя, если есть возможность заниматься в своём темпе, задавать вопросы. Но, чтобы обеспечить местом в такой школе каждого ребёнка, стране потребовалось бы 3,5 миллиона учителей по каждому предмету. Это, конечно, невозможно.
  • Обратная ситуация: класс идёт по программе, а ребёнок не успевает на уроке записывать за учителем, медленнее понимает предмет, переспрашивает. Появляется всё больше и больше пробелов в предметах.
  • Отличного отношения преподавателя к вам будет зависеть ваша успеваемость и любовь к предмету в целом.
  • Вас постоянно оценивают как вещь.
  • Вас принуждают обучаться, даже если ваше предназначение никак не связано с этим предметом. Это ведёт к лени, апатии и психологическим проблемам в будущем.
  • Вы обязаны находится в окружении людей, которые вам не близки по духу и иногда становиться жертвой насилия и издевательств.
  • Сплошная ложь. Аттестаты и дипломы никому не нужны. Морально и физически устаревшие программы и книги.
  • В вас закладывают стереотипы и программы, которые выгодны только вашему государству и строю.
  • Низкий КПД обучения. Хуже урочной классной системы нет ничего.
  • Вам не дают решать задачи своим оригинальным способом.
  • Из вас делают рабов.


Почему родители выбирают семейное обучение

В соответствии со статьёй 43 Конституции Российской Федерации основное общее образование в нашей стране является обязательным.

То же закреплено в статье 44 Федерального закона «Об образовании».

Дать образование, а также «заложить основы физического, нравственного интеллектуального развития ребёнка» обязаны родители. Не государство, не школа - родители. Именно поэтому по закону они имеют право выбрать форму получения образования и форму обучения.

Семейное образование, как правило, выбирают по следующим причинам:

  1. Неприятие государственной системы образования. Многие родители убеждены, что общеобразовательная программа не даёт детям реальных знаний, отупляет их и душит творческое начало. Они считают, что школа погрязла в бюрократии и коррупции, и забирают оттуда детей из-за поборов и конфликтов с директором, завучем или учителями.
  2. Особенности ребёнка. Некоторые дети просто несовместимы со школой. Они не могут сидеть от звонка до звонка на уроках. Делают задания слишком быстро или, наоборот, слишком медленно. Им скучно с учителями и одноклассниками. Семейное обучение позволяет подстраивать учебную программу и заниматься в удобном темпе с комфортной нагрузкой.
  3. Проблемы со здоровьем. Надомное обучение при школе возможно только в том случае, если ребёнок признан медико-социальной экспертизой инвалидом. Если у него просто слабое здоровье, он часто болеет и пропускает школу, ему подойдёт семейное обучение.
  4. Потребности семьи. Жизнь у всех складывается по-разному, и семейное обучение часто не прихоть, а необходимость. Например, если семья живёт за границей, но планирует вернуться на родину или просто хочет, чтобы у ребёнка был российский аттестат, или если папа военный и семья часто переезжает.
  5. Профессиональные занятия спортом или музыкой. Когда по 5–8 часов проводишь на корте или у рояля, когда каждый месяц сборы или гастроли, нет времени ходить в школу. Детям, профессионально занимающимся спортом или музыкой, семейное обучение позволяет получать качественные знания «без отрыва от производства».
  6. Религиозные взгляды. Школа - заведение светское, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Родители, живущие по религиозным нормам, отдают предпочтение семейному обучению.

Какие плюсы школьной системы?

  • Из большинства получится стадо, которое будет просто плыть. Которое будет добывать ресурсы, РАБотать и не задавать лишних вопросов и не стремиться изменить что-то.
  • Это дёшево. Даже бесплатно. Ваше обучение оплачивает государство.
  • Не нужно напрягаться и думать самому. Ни вашим родителям ни вам.

Отчасти это правда. Учителя многое определяют в жизни детей. Они могут быть слишком либеральны с учениками или слишком строги, опекающе заботливы или деловито отстраненны, дотошны в деталях и так далее.

Редко учитель целиком соответствует нашим представлениям о хорошем педагоге. Но один человек не определяет судьбу ученика, его жизненный успех или неудачу. Да и школа - при всем ее значении - не главное место в жизни ребенка.

Что делать? У родителей своя роль в учебном процессе. Они могут сделать начинающего школьника счастливее. Если ребенок боится учителя, признайте его переживания: он действительно боится! Объясните, что суровость учителя не направлена против него, взрослый человек тоже может нервничать и сердиться.

Если на каком-то уроке ребенок скучает, сами пробуждайте его интерес к этой области знания. Читайте ему хорошие книги, вместе бывайте в музеях, вместе смотрите по ТВ или видео документальные фильмы Discovery и BBC - это прекрасный способ поддержать любознательность.

Как только ребенок идет в школу, его день становится похожим на день взрослого человека. В результате он устает, чаще болеет. Иногда усталость - результат неправильного распределения энергии и времени. Маленькие школьники вообще делают много лишнего, ведь они еще не умеют учиться. Для них все еще важен режим дня. Некоторые трудно переносят долгую дорогу в школу.

Что делать? Главное здесь - выработать ежедневный алгоритм поведения: пришел домой, пообедал, отдохнул, в определенное время начал делать домашнее задание.

Начните с завтрака. Часто утренняя спешка не позволяет выйти из «ночного» состояния и «влезть в шкуру» ученика, а детям необходимо перестроиться от дома к школе. Совместный завтрак - это и время вашего эмоционального общения, и еда, подкрепляющая его силы. Не устраивайте утром «профилактических» бесед, не ворчите.

Ребенок вслух читает задание, вслух задает вопрос: «Что я должен сделать?» - и вслух отвечает на него

После уроков дайте выход детской энергии, прежде чем начнете напоминать о домашних заданиях. На уроках учителя говорят: «Достаем дневник, берем ручку, записываем...» Каждое действие так же надо проговаривать дома. Ребенок вслух читает задание, вслух задает вопрос: «Что я должен сделать?» - и вслух отвечает на него. Выполняя упражнение, он говорит то, что сейчас делает: «Пишу: 12 плюс 24 равняется...»

Особенно это важно, если предмет дается с трудом. Называя свои действия, он постепенно учится говорить «про себя», незаметно осваивает алгоритм выполнения заданий и начинает использовать его автоматически.

3. Оценки вызывают постоянный стресс

Многие школьники живут в страхе перед плохой отметкой, воспринимают ее не как оценку своей работы, а как некое клеймо. Часто повод для детской тревоги дают сами родители: «Опять тетрадь испачкал, не решил задачу, не выучил стихи, потерял учебник...» Они драматизируют ситуацию, и дети начинают верить, что никогда не смогут учиться так, чтобы родители были ими довольны.

Что делать? Даже самый любознательный и внимательный ребенок иногда не справляется с заданием. И это не означает, что он плохой ученик. Столь тонкую, но очень важную разницу надо чувствовать самому и объяснять сыну или дочери. Всегда оценивайте работу, но не ребенка. Когда задание сделано хорошо, не забывайте замечать его старания.

Важно знать, что у младших школьников время от времени происходит как бы «откат назад». У детей 8-9 лет, например, наступает период, когда почерк становится небрежным, непонятным, неаккуратным. Зная об этой особенности возраста, эмоционально поддержите ребенка: «Ты научился так быстро писать!» - и помогите вновь освоить «забытый» навык чистописания.

4. Его дразнят одноклассники

Что делать? Выслушайте ребенка, но не комментируйте его рассказ. Воздержитесь от соблазна немедленно решить его проблему. Попытайтесь понять, что он чувствует: боль, обиду, злость? Назовите это чувство: «Это очень обидно, когда тебя так называют» или «Трудно выносить такие тяжелые чувства».

Может показаться невероятным, но мы действительно помогаем детям, когда слушаем их и признаем их чувства. Есть только одна ситуация, в которую необходимо вмешаться сразу: когда действия ребенка - вашего или другого - унижают достоинство человекаили просто опасны для жизни.

5. Он отказывается идти в школу

Такое случается все чаще. С одной стороны, наши дети более свободны в проявлении своих чувств и желаний. С другой - школа действительно не всегда удовлетворяет их потребности в свободном выборе, творчестве, развитии.

Что делать? Ребенок заявил, что в школу больше не пойдет. Поговорите с ним об этом, но не сразу. Дайте и себе, и ему время понять, что происходит на самом деле. С «забастовщиком» необходимо договориться: «Школа - это и правда сложно… Но там есть друзья, есть учителя, которые тебе нравятся. Давай еще какое-то время (уточните какое) походим, посмотрим, попытаемся что-то изменить...»

Лучшая школа та, где уважают детей, умеют их учить и одновременно не выжимают из них все соки

Ваша задача - попытаться отодвинуть как можно дальше перспективу ухода из школы. Если проблема останется, возможно, вы действительно учитесь не в той школе. И никакой драмы тут нет. Желательно все вопросы со сменой школы утрясти класса до шестого. До этого момента вопрос отношений, общения со сверстниками дети решают легко. В 7-8-м классах будет труднее.

Какая школа лучше? Возможно, поближе к дому или та, где меньше учебная нагрузка. Многим родителям трудно решиться сменить учебное заведение. Им кажется, лучше то, где задают много уроков и есть два иностранных языка. На самом деле лучшая школа та, где уважают детей, умеют их учить и одновременно не выжимают из них все соки.

6. Ребенок стал плохо учиться

Обычно это случается классе в пятом: дети начинают хуже учиться, многое не успевают. И сами очень переживают из-за этого. В начальной школе главное для ученика - выучить наизусть и рассказать. В средних классах увеличивается количество предметов, задания становятся объемнее, но главное - появляется новый тип учебника.

По сути это книга для чтения, причем чтения довольно скучного и не всегда понятного. Тут заучивание мало помогает, надо разбираться в теме самому, вникать в материал, анализировать новую информацию - только так можно понять и запомнить новое.

Что делать? Возможно, вам придется вернуться к началу и вновь учить его учиться. Если у ребенка что-то не получается, не стыдите и не понукайте его. Попробуйте иначе: «Давай сделаем это вместе». Ребенок должен чувствовать вашу поддержку и стремление ему помочь. Всегда поддерживайте его, старайтесь подходить к проблеме конструктивно - и она будет решена.



Похожие публикации