Развитие внимания школьника. Особенности внимания младших школьников внимание - документ.

Внимание у детей начинает проявляться довольно рано, уже в первые месяцы жизни. Сначала можно говорить о непроизвольном внимании. С возрастом ребенка оно разви­вается, увеличивается круг объектов, которые вызывают непроизвольное внимание. Само это внимание стано­вится более сильным и более устойчивым.

На основе непроизвольного внимания у детей посте­пенно развивается внимание произвольное. Однако на про­тяжении дошкольного возраста, а иногда и в начале школь­ного ребенок еще в недостаточной степени владеет своим вниманием.

Не удалось завершить работу; - Неспособность слушать и следовать; - трудность оставаться сосредоточенной или связанной с деятельностью; - действовать перед мышлением; - быстрое чередование одного действия с другим; - сложность организации и планирования действий; - Трудность ожидания вашего хода.

Если дети больше беспокоятся о детях из-за проблем, с которыми они сталкиваются при обучении или других внеклассных мероприятиях, для молодых людей и взрослых новых поколений последствия становятся более серьезными. Было проведено много экспериментов с целью выявления причин этого заболевания, особенно в западном мире, было выпущено и проверено несколько теорий.

Возрастными особенностями внимания младших школь­ников являются сравнительная слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость. Первоклассники и отчасти второклассники еще не умеют длительно сосре­доточиваться на работе, особенно если она неинтересна и однообразна, их внимание легко отвлекается. Возможнос­ти волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста весьма ограничен­ные.

Мы не будем обсуждать влияние диеты, которая является токсичной или неуместной для нормального развития мозга и тела, потому что этот предмет не является предметом этой книги, особенно потому, что хорошая стимуляция коры путем развития языка путем вовлечения детей в играх и физических упражнениях, соответствующих возрасту, важнее и достаточно часто, чтобы восполнить недостаток нездоровой диеты. Если и экологические, и пищевые факторы не способствуют нормальному развитию, то, кумуляцией, они, скорее всего, приведут к возникновению нормальной атрофии или развития мозга.

Значительно лучше у младших школьников развито не­произвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны. Дети могут упустить важ­ные существенные моменты в учебном материале и обра­тить внимание на несущественные только потому, что они привлекают своими интересными деталями.

Первое касается самой видеотехники, ее влияния на человеческий разум. В разных исследованиях показано, что на уровне коры есть несколько механизмов, которые могут привести к проблемам внимания и гиперактивности. Это, с одной стороны, отсутствие развития межсимфической коммуникации, достигнутой через мост, соединяющий два полушария, а с другой - недостаточное развитие центров, принадлежащих к префронтальной коре.

Телевизор или ориентированный на внимание. Какова экстраординарная сила увлечь внимание, которое демонстрирует телевидение? Притяжение, по-видимому, связано с реакцией биологической ориентации, впервые описанной Павловым в этом году. Этот ответ является визуальным инстинктом или слуховым ответом на любой новый стимул или стимул, который проявляется внезапно. Внезапные сдвиги, быстрое движение камеры, предупреждают мозг, потому что он агрессирует рефлекс, чтобы заранее сохранить контроль над пространством, в котором мы находимся, стабильного расстояния между собой.

Перед учителем начальной школы в учебном процессе стоит сложнейшая задача - продумывать специальную ра­боту по организации внимания детей, иначе оно окажется во власти окружающих вещей и случайного стечения об­стоятельств.

Безусловно, самый процесс учения способствует раз­витию произвольного внимания, его устойчивости и со­средоточенности. По мере того как расширяется круг ин­тересов ребенка и он приучается к систематическому учеб­ному труду, его внимание - как непроизвольное, так и произвольное - интенсивно развивается.

Большинство спецэффектов на маленьком экране воспринимаются мозгом как сигналы потенциальной опасности. Изучая, как мозговые волны изменяются во время зрения, исследователи пришли к выводу, что эти стилистические трюки вызывают появление большого количества непроизвольных реакций, которые могут привести к вниманию, увеличив значение обнаруженного движения.

Еще одним свидетельством ответа является изменение частоты сердечных сокращений, явление, которое всегда сопровождает эту реакцию на опасность. Команда исследователей, возглавляемая Аури Лангом из Университета штата Индиана, обнаружила, что сердцебиение изменило свой темп в течение 4-6 секунд после реакции ориентации, вызванной внезапными изменениями на маленьком экране, в котором проявляется реакция на стимул. Итак, если на экране появляется еще один стимул, вы получаете постоянный ориентированный ответ, то есть поддерживающий тот же уровень внимания, ориентированного на внимание.

Строить обучение только на непроизвольном внимании ошибочно, да и невозможно. Педагогический процесс пред­полагает умение: 1) использовать непроизвольное внима­ние; 2) содействовать развитию произвольного.

Условием поддержания внимания является разнооб­разие сообщаемого материала, последовательность его рас­крытия и изложения. Очень важно для организации внимания умение учителя предложить задание и так его мотивировать, чтобы оно было принято ребенком, - воз­будить интерес, внести известную эмоциональную насы­щенность.

Постепенно дети, привыкшие к таким переживаниям, которые моргают и соблазняют их, когда сталкиваются с реальностью, которая нисколько не дрожит, больше не могут сосредоточить свое внимание. Например, в своей школе они ожидают, что презентация учителя будет удивлять в форме шоу. Ожидание не выполняется, внимание отключается, думая о чем-то другом.

Румыния нуждается в реальных узорах. Ведущие преподаватели, а не только менеджеры, чтобы учащиеся учились с любовью и страстью. На самом деле, Румыния нуждается в личностном развитии. Это вывод, сделанный Алиной Перша и Дориной Ниджлоану, которые отвечают за профессиональную подготовку студентов из Рабочего лагеря.

Детский интерес приобретает чрезвычайное педаго­гическое значение как самая частая форма проявления непроизвольного внимания. Детское внимание, подчер­кивал Л. С. Выготский, направляется и руководствуется почти всецело интересом, и поэтому естественной при­чиной рассеянности ребенка всегда является несовпаде­ние двух линий в педагогическом деле: собственно ин­тереса и тех занятий, которые предлагает учитель как обязательные.

Как студенты в рабочем лагере? К счастью, большинство молодых людей в рабочем лагере выбрали работу, которую они следуют из страсти. Они действительно хотят следовать этой области, и это видно из их участия в семинарах. Мы рады видеть, что их родители не были отброшены, чтобы следить за этой областью.

В рабочем лагере у них есть возможность оценить то, что они узнали в школе. Практика здесь идет с перчаткой. Маленькая девочка не поверила, насколько хорошо часть теории лагеря. Он увидел конец вины, свет на узор, который они сделали. В школе у ​​них даже нет лампочек, не говоря уже о моделях!

«С этой точки зрения, - писал Л. С. Выготский, - всякое обучение возможно только постольку, поскольку оно опирается на собственный интерес ребенка. Другого обучения не существует. Весь вопрос только в том, насколько инте­рес направлен по линии самого изучаемого предмета, а не связан с посторонними для него влияниями наград, нака­заний, страха, желания угодить и т.п. Но признание всеси­лия детского интереса отнюдь не обрекает педагога на бес­сильное следование за ним. Организуя среду и жизнь ребен­ка в этой среде, педагог активно вмешивается в процессы протекания детских интересов и воздействует на них таким же способом, каким он влияет и на все поведение детей. Однако его правилом всегда будет: прежде чем объяснять -заинтересовать; прежде чем заставить действовать - подго­товить к действию;... прежде чем сообщить что-нибудь но­вое - вызвать ожидание нового»".

К сожалению, это румынская образовательная система. И учителя сами не могут изменить ситуацию. Им нужна помощь от управления системой. Как профессиональное профилирование помогает им? Студенты приезжают в лагерь очень любопытно, открываются и уходят с багажом последовательных знаний. Мы рады услышать на заключительной презентации в используемые нами в пятницу функции, давайте посмотрим, как они узнают новые слова после некоторых обсуждений с ними.

Все компании должны инициировать такие проекты, как лагерь ремесел. На самом деле, государство должно участвовать, в первую очередь. Он изучает наш отчет и не может поверить, насколько он в нем. И они получают уверенность и мужество в своем потенциале и видят, что они идут по правильному пути. Вы ответили на сотни вопросов, которые вам больше всего понравились? Да, потому что это было их зеркало. У них есть уверенность, что они хороши в чем-то.

Л. С. Выготский высказал интересную мысль о том, что педагогу следует проявлять заботу как к вниманию, так и к рассеянности, и что глубоко ошибается тот учитель, ко­торый в рассеянности видит своего злейшего врага и не понимает истины, что наиболее внимательным может быть именно тот, кто наиболее рассеян у него в классе. «Секрет превращения рассеянности во внимание есть, в сущности говоря, секрет перевода стрелки внимания с одного на­правления на другое и достигается он общим воспитатель­ным приемом переноса интереса с одного предмета на дру­гой, путем связывания их обоих. В этом и заключается ос­новная работа по развитию внимания и по превращению непроизвольного внешнего внимания во внимание произ­вольное» 2 .

Здесь мы находим равенство возможностей, находим, что никто не отличается, все так же хороши. Это повышает их самооценку, и их запуск здесь намного эффективнее. Мы хотели бы, чтобы лагерь ремесел расширялся во всех областях Румынии. Каково восприятие учениками ремесел?

Студенты предпочитают работать, потому что хотят, как только финансовая стабильность, немедленная прибыль. Они знают, что если они быстро займутся, они станут независимыми. И это одна из их непосредственных потребностей, потому что у них была тяжелая и изнуряющая работа для их возраста до их средней школы. Они знают, что если у них есть специализация, они могут тут же заняться. Те, кто следуют за факультетом, - это те, кто поддерживается, как морально, так и финансово, их родителями.

Развитие произвольного внимания младшего школь­ника является одним из важнейших приобретений лич­ности на данном этапе онтогенеза. Оно связано с форми­рованием у ребенка волевых качеств и находится в тес­нейшем взаимодействии с общим умственным развитием ребенка.

Подчеркивая педагогическое значение внимания, Л. С. Выготский указывал на его интегральный целостный характер. От работы внимания зависит вся картина вос­принимаемого нами мира и самих себя. «Управляя внима­нием, мы берем в свои руки ключ к образованию, форми­рованию личности и характера» 3 .

Каков первый вывод после разговора с ними? Студентам нужно внимание и привязанность. Многие студенты родом из неполных семей, воспитываются бабушками и дедушками или даже братьями, многие работают с раннего возраста, зрелые очень рано. Румынская образовательная система должна уделять гораздо больше внимания их эмоциональному интеллекту. К сожалению, это закономерность на национальном уровне, родители ведут себя со своими детьми по мере их воспитания. И мы находимся в переходный период, потребуется время, чтобы исправить эти аффективные недостатки.

-----------

1 Выготский Л. С. Педагогическая психология, - М., 1991. - С. 155.
2 Там же.- С. 159.
3 Там же. - С. 167.

Дубровина И.В. и др. Психология : Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведе­ний / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан; Под ред. И. В. Дубровиной. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 464 с. С. 153-155.

Как люди, румыны ниже среднего с точки зрения эмоционального интеллекта. Это тревожный сигнал! Что отсутствует в румынской системе образования? К сожалению, статистика говорит, что каждый третий ребенок имеет своих родителей за границей. И эти дети воспринимают это как отказ, который в конечном итоге влияет на них. Мы не хотим, чтобы Румыния была страной с большинством «ничьих детей». Мы действительно считаем, что Румыния нуждается в личностном развитии. И нам нужны руководители учителей, а не менеджеры.

Лидеры вдохновляют, чтобы ученики любили эту тему. Нам нужны модели, а учителя - самые важные модели для передачи моделей в обществе. Они проводят большую часть времени с нашими детьми. Как изменить систему профессионального образования? Первым шагом в изменении румынской профессиональной системы является повторное открытие профессиональных школ. Только когда вы говорите «Профессиональная школа», вы помещаете ярлык. Мы должны начать с ее картины. Например, если он будет переименован в «Школа ремесел», он будет казаться более заманчивым как для учеников, так и для родителей.

Известно, что хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте. Как правило, хорошо успевающие школьники имеют лучшие показатели развития внимания. При этом специальные исследования показывают, что различные свойства внимания имеют неодинаковый «вклад» в успешность обучений по разным предметам. Так, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объёму внимания, успешность усвоения русского языка связана с точностью распределения внимания, а обучение чтению связано с устойчивостью внимания. Из этого можно сделать вывод: развивая различные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным предметам.

К сожалению, мы взяли на себя дисфункциональную схему 25 лет назад, что в университетские школы входят самые слабые ученики, те, кто не смог поступить в среднюю школу. Нам необходимо обновить наш учебный план, учителей, оборудование. Теперь, когда все компьютеризировано, мы не можем просить студентов работать на десятилетнем оборудовании и надеяться на удовлетворение рыночных потребностей компаний.

Изменения произойдут через много лет. Они должны делать это самостоятельно. Школа должна быть постоянно адаптирована к рынку, требованиям работодателей. Совет для молодых мастеров: что бы они ни делали, пожалуйста! Через несколько дней закончится летний перерыв. По мере приближения даты начала учебы некоторые дети становятся более тревожными. Мы также можем говорить о депрессии среди студентов. Ассоциации, которые поддерживают детей в различных формах, подчеркивают, что молодые люди больше всего боятся своих недостатков, а также дискриминации.

Учитель должен изо дня в день, на каждом уроке и в разнообразных естественных ситуациях наблюдать за поведением детей, характером их учебной и внеучебной деятельности. В результате он имеет возможность получить достаточно полное, целостное представление о внимании школьников .

Общее направление развития внимания состоит в том, что от достижения цели, которую ставит учитель, ребенок переходит к контролируемому решению задач, поставленных им самим. Опытный учитель прибегает к разнообразным видам учебной работы, сменяющим друг друга на уроке и не утомляющим детей (устный счет разными способами, решение задач и проверка результатов, объяснение нового приема письменных вычислений, тренировка в их выполнении и т.д.).

В Румынском фонде для детей, общины и семьи сотни проблемных детей обращаются за помощью к специалистам. Студенты очень усердны в школе, они обеспокоены, и из-за этого риск выпадения выше для них выше. Действительно, их мотивация ходить в школу низкая, семейные ресурсы низкие, и у них нет хороших результатов в школе. Тревога к школе существует именно потому, что у них скромные результаты в школе. Многие из учеников действительно не ходят в школу. Среди детских страхов есть конкуренция за одежду с другими детьми, как с ними разговаривают, насколько тяжело они учатся в школе, независимо от того, остаются ли они на полупантере или что они едят.

У учащихся 1-2 классов внимание более устойчиво при выполнении внешних, чем собственно умственных действий. Эту особенность важно использовать на уроках, чередуя умственные занятия с составлением графических схем, рисунков, макетов, созданием аппликаций. При выполнении простых, но однообразных занятий младшие школьники отвлекаются чаще, чем при решении более сложных заданий, требующих применения разных способов и приемов работы .

Дети рома, например, чувствуют себя дискриминированными, и это проблема. Существует также феномен запугивания, а также вносит свой вклад в чувство тревоги в начале учебного года, - сказал Михай Рошка, исполнительный директор Румынского фонда для детей, сообщества и семьи.

Страх перед новой и независимостью детей

Фонд, который они пытаются сделать, - это разные способы поощрения молодых людей справляться со школьными проблемами. Психолог Анка Добреан чувствовала, что какая-то незначительная забота о новой команде нормальная, но ее не следует воспринимать до крайности. Кроме того, родители не должны задыхаться от маленьких.

Развитие внимания связано также с расширением объема внимания и умением распределять его между разными видами действий. Поэтому учебные задачи целесообразно ставить так, чтобы ребенок, выполняя свои действия, мог и должен был следить за работой товарищей. Например, читая заданный текст, школьник обязан следить за поведением других учеников. В случае ошибки он замечает отрицательные реакции товарищей и стремится сам исправить ее.

Некоторые дети бывают «рассеянными» в классе именно потому, что не умеют распределять свое внимание: занимаясь одним делом, они теряют из виду другие. Учителю нужно так организовывать разные виды учебной работы, чтобы дети приучались к одновременному контролю за несколькими действиями (вначале, конечно, относительно простыми), подготавливаясь к общей фронтальной работе класса.

Внимание -- это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте. Объектом внимания может быть все, что угодно, -- предметы и их свойства, явления, отношения, действия, мысли, чувства других людей и свой собственный внутренний мир.

Внимание не является самостоятельной психической функцией, его нельзя наблюдать само по себе. Это особая форма психической активности человека, и она входит как необходимый компонент во все виды психических процессов. Внимание -- это всегда характеристика какого-то психического процесса: восприятия, когда мы вслушиваемся, рассматриваем, принюхиваемся, пытаясь различить какой-либо зрительный или звуковой образ, запах; мышления, когда мы решаем какую-то задачу; памяти, когда мы что-то определенное вспоминаем или пытаемся запомнить; воображения, когда мы стараемся что-то отчетливо представить себе. Таким образом, внимание -- это способность человека выбирать важное для себя и сосредоточивать на нем свое восприятие, мышление, припоминание, воображение и др.

Внимание -- необходимое условие качественного выполнения любой деятельности. Оно выполняет функцию контроля и особенно необходимо при обучении, когда человек сталкивается с новыми знаниями, объектами, явлениями.

У школьника, как бы талантлив или способен он ни был, всегда будут пробелы в знаниях, если внимание его недостаточно развито, и он часто бывает невнимательными или рассеянными на занятиях. Внимание в значительной мере определяет ход и результаты учебной работы.

Различают внимание внешнее и внутреннее. Внешнее внимание направлено на окружающие предметы и явления, внутреннее -- на собственные мысли, чувства и переживания.

Физиологическую основу внимания составляют ориентировочно-исследовательские рефлексы, которые вызываются новыми раздражителями или неожиданными изменениями обстановки. И.П. Павлов назвал их рефлексами «что такое?». Он писал: «Ежеминутно всякий новый раздражитель, падающий на нас, вызывает соответствующее движение с нашей стороны, чтобы лучше, полнее осведомиться относительно этого раздражителя. Мы вглядываемся в появляющийся образ, прислушиваемся к возникшим звукам, усиленно втягиваем коснувшийся нас запах и, если новый предмет поблизости от нас, стараемся осязать его и вообще стремимся охватить или захватить всякое новое явление или предмет... соответствующими органами чувств».

К.Д. Ушинский отмечал огромную роль внимания в психической деятельности: «...внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира

Внимание может быть непроизвольным (непреднамеренным) и произвольным (преднамеренным). Термин «произвольный» образован не от слова «произвол», а от слова «изволение», означающего волю, желание. Непроизвольное внимание ни от нашего желания, ни от нашей воли или намерений не зависит. Оно происходит, возникает как бы само по себе, без всяких усилий с нашей стороны.

Непроизвольное внимание может быть вызвано и внутренним состоянием организма. Человек, испытывающий чувство голода, не может не обратить внимания на запах пищи, звон посуды, вид тарелки с едой.

Когда речь идет о непроизвольном внимании, можно сказать, что не мы обращаем внимание на те или иные объекты, а они сами завладевают нашим вниманием. Но иногда, и весьма часто, приходится делать над собой усилие -- оторваться от интересной книги или другого занятия и начать делать что-то иное, намеренно переключить свое внимание на другой объект. Здесь мы имеем дело уже с произвольным (преднамеренным) вниманием, когда человек ставит себе цель и прилагает усилия для ее достижения. Иными словами, у человека есть определенные намерения, и он старается (сам, по своей доброй воле) их осуществить. Сознательная цель, намерение всегда выражаются в словах.

Выполнение учебной деятельности предъявляет высокие требования к уровню развития произвольного внимания. Ряд условий организации учебной деятельности способствует развитию и укреплению произвольного внимания школьников:

осознание учеником значения задачи: чем важнее задача, чем сильнее желание выполнить ее, тем в большей мере привлекается внимание;

интерес к конечному результату деятельности заставляет напоминать самому себе, что надо быть внимательным;

постановка вопросов по ходу выполнения деятельности, ответы на которые требуют внимания;

словесный отчет, что сделано и что еще нужно сделать;

определенная организация деятельности.

Произвольное внимание иногда переходит в так называемое послепроизвольное внимание. Одним из условий такого перехода является интерес к определенной деятельности. Пока деятельность не очень интересна, от человека требуются волевые усилия, чтобы сосредоточиться на ней. Например, чтобы ученику запомнить какие-либо сведения на уроке природоведения, естествознания, надо постоянно удерживать на них свое внимание. Однако процесс познания становится для школьника столь интересным делом, что напряжение ослабляется, а порой исчезает совсем, все внимание само по себе сосредоточивается на этой деятельности, и его уже не отвлекают разговоры других людей, звуки музыки и пр. Тогда можно говорить, что внимание из произвольного превратилось вновь в непроизвольное, или послепроизвольное (постпроизвольное)

Различают пять свойств внимания: сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение и переключение. Перечисленные свойства могут проявляться во всех видах внимания -- в непроизвольном, произвольном и послепроизвольном.

Сосредоточенность внимания -- это удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального. Сосредоточенность внимания обычно связана с глубоким, действенным интересом к деятельности, какому-либо событию или факту. Степень или сила сосредоточенности -- это концентрация, или интенсивность, внимания.

Концентрация -- это поглощение внимания одним объектом или одной деятельностью. Показателем интенсивности является невозможность отвлечь внимание от предмета деятельности посторонними раздражителями.

Устойчивость и колебания внимания. Внимание характеризуется различной степенью устойчивости. Устойчивость внимания -- это длительное удержание внимания на предмете или какой-нибудь деятельности. Устойчивым мы называем такое внимание, которое способно в течение долгого времени оставаться непрерывно сосредоточенным на одном предмете или на одной и той же работе. И.П. Павлов говорил о своей работе, что это, прежде всего, упрямая сосредоточенность мысли, умение неотступно думать об избранном предмете, с ним ложиться и с ним вставать.

Внимание не может долго задерживаться на каком-то неподвижном объекте (например, точка на листе), если мы не можем рассматривать его с разных сторон. Чем богаче свойства объекта, тем легче сосредоточить на нем внимание в течение длительного времени.

Объем внимания. На сколько объектов одновременно может быть направлено внимание? Объем внимания обычно колеблется у взрослых в пределах от 4 до 6 объектов, у школьников (в зависимости от возраста) -- от 2 до 5 объектов. Объем внимания -- это количество объектов, которые охватываются вниманием одномоментно, одновременно.

Распределение внимания -- это умение выполнять две или более различные деятельности, удерживая на них свое внимание.

Чтобы успешно выполнять одновременно две работы, хотя бы одну из них надо знать настолько хорошо, чтобы она выполнялась автоматически, сама собой, а человек лишь время от времени контролировал и регулировал ее сознательно. В этом случае основное внимание можно будет уделить второй работе, менее знакомой человеку.

Умение распределять внимание развивается постепенно, с возрастом. Так, младшие школьники плохо распределяют внимание, они еще не умеют этого делать, у них нет опыта, автоматических умений, поэтому не следует предлагать им одновременно выполнять два дела или при выполнении одного дела отвлекать внимание ребенка на другое. Но способствовать развитию этого умения необходимо.

Переключение внимания. Существенной стороной внимания является его переключение, т.е. способность быстро переходить от одной деятельности к другой. Сознательное переключение внимания не надо путать с отвлекаемостью внимания.

Переключение внимания -- это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного предмета или действия на другие, перестройка внимания, его переход с одного объекта на другой в связи с изменением задачи деятельности.

Переключение внимания всегда сопровождается некоторым напряжением, которое выражается в волевом усилии. Отсюда понятно, почему школьнику трудно бывает начинать новую работу, особенно если она не вызывает приятных чувств, а предыдущая деятельность, наоборот, была более интересной. Например, переключение внимания на урок от дел, которыми дети занимались на перемене. Частая смена видов работы в процессе учебной деятельности может вызывать у школьников большие трудности.

Если, отвлекаясь, человек меняет объект внимания непроизвольно, то, переключая внимание, он сознательно ставит цель заняться чем-то новым. Внимание быстрее и легче переключается от менее важного для личности предмета к более значимому.

Внимание и рассеянность. Обычно внимание противопоставляется рассеянности. В нашем языке рассеянность часто понимается как синоним невнимательности. Помните стихотворение С.Я. Маршака «Вот какой рассеянный»: «Вместо шапки на ходу он надел сковороду, вместо валенок перчатки натянул себе на пятки».

В младшем школьном возрасте регулирующее влияние высших корковых центров постепенно совершенствуется, в результате чего происходят существенные преобразования характеристик внимания, идет интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко -- в 2,1 раза -- увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. Однако только к 9--10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять и выполнять произвольно заданную программу действий.

Возрастными особенностями внимания младших школьников являются сравнительная слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость. Первоклассники и отчасти второклассники еще не умеют длительно сосредоточиваться на работе, особенно если она неинтересна и однообразна, их внимание легко отвлекается. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста весьма ограниченные.

Значительно лучше у младших школьников развито непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны. Дети могут упустить важные существенные моменты в учебном материале и обратить внимание на несущественные только потому, что они привлекают их своими интересными деталям

Перед учителем начальной школы в учебном процессе стоит сложнейшая задача -- строго продумывать специальную работу по организации внимания детей, иначе оно окажется во власти окружающих вещей и случайного стечения обстоятельств.

Строить обучение только на непроизвольном внимании ошибочно. Это и невозможно. Педагогический процесс предполагает умение: 1) использовать непроизвольное внимание; 2) содействовать развитию произвольного.

Условием поддержания внимания является разнообразие сообщаемого материала, последовательность его изложения и раскрытия. Очень важным для организации внимания является умение учителя предложить задание и так его мотивировать, чтобы оно было принято ребенком,-- возбудить интерес, внести известную эмоциональную насыщенность.

Детский интерес приобретает чрезвычайное педагогическое значение как самая частая форма проявления непроизвольного внимания. Детское внимание, подчеркивал Л.С. Выготский, направляется и руководствуется почти всецело интересом, и поэтому естественной причиной рассеянности ребенка всегда является несовпадение двух линий в педагогическом деле: собственно интереса и тех занятий, которые предлагает учитель как обязательны .

Л.С. Выготский высказал интересную мысль о том, что педагогу следует проявлять заботу как о внимании, так и о рассеянности и что глубоко ошибается тот учитель, который в рассеянности видит своего злейшего врага и не понимает, что наиболее внимательным может быть именно тот, кто наиболее рассеян у него в классе. «Секрет превращения рассеянности во внимание есть, в сущности говоря, секрет перевода стрелки внимания с одного направления на другое и достигается он общим воспитательным приемом переноса интереса с одного предмета на другой, путем связывания их обоих. В этом и заключается основная работа по развитию внимания и по превращению непроизвольного внешнего внимания во внимание произвольное» .

Развитие произвольного внимания младшего школьника является одним из важнейших приобретений личности на данном этапе онтогенеза. Оно связано с формированием у ребенка волевых качеств и находится в теснейшем взаимодействии с его общим умственным развитием.

Внимание развивается постепенно и на определенный момент становится свойством личности, ее постоянной особенностью, которая называется внимательностью. Внимательный человек -- это человек наблюдательный, он полно и точно воспринимает окружающее, и учение и трудовая деятельность у него протекают успешнее, чем у человека, не обладающего этим свойством личности.

Подчеркивая педагогическое значение внимания, Л.С. Выготский указывает на его интегральный, целостный характер. От работы внимания зависит вся картина воспринимаемого нами мира и самих себя. «Управляя вниманием, -- писал Л.С. Выготский, -- мы берем в свои руки ключ к образованию и к формированию личности и характера»



Похожие публикации