Факторы влияния на формирование личности. Личность - это тот же человек, но рассматриваемый только как общественное существо. Говоря о личности, мы отвлекаемся от биологической природной его стороны. Не всякий человек является личностью. На земле нет двух

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Вполне вероятно, что многие студенты дезориентированы в Четвертом Среднем и не знают, что изучать. Кроме того, в это время многие консультанты начинают с бомбардировки тестов и переговоров, которые, вероятно, попадают в вакуум, потому что есть множество внутренних и внешних факторов, которые следует учитывать, которые должны рассматриваться единообразно, прежде чем делать оценки, которые позволят эффективно руководствоваться. профессиональное. Автор Мария Пиа Сиус Р. психолог детско-юношеского возраста.

Профессиональный выбор возможен только тогда, когда субъект подробно описывает информацию о разных областях и карьере: какие отрасли изучаются? Какова общая деятельность, проводимая профессиональным профессионалом в обсуждении? В какой области вы занимаетесь своей профессией или торговлей? Если эта информация недоступна, мы не можем говорить о надлежащих выборах.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение.

1. Понятие личности.

2. Формирование личности.

Заключение.

Список литературы.

Введение

Личность выступает объектом целого ряда наук и, являясь сложным, многогранным социальным явлением, требует к себе комплексного междисциплинарного подхода (философско-социологического, социально- психологического и т.п.). Психология изучает человека с точки зрения его психической, духовной жизнедеятельности.

В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов. Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс) половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма. Социальное «измерение» личности обусловливается влиянием культуры и структуры общностей, в которых человек был воспитан и в которых он участвует. Важнейшими социогенными слагаемыми личности являются социальные роли, выполняемые ею в различных общностях (семье, школе, группе ровесников), а также субъективное «Я», то есть созданное под влиянием воздействия других представление о собственной особе, и отраженное «Я», то есть комплекс представлений о себе, созданных из представлений других людей о нас самих. Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка самой человеческой природы. В каких только направлениях не велись поиски, какое множество различных концепций было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор ускользает от нас. Существенная трудность состоит в том, что между нами очень много различий.

Профессиональный выбор - это процесс, который начинается с признания интересов и альтернатив, существующих на академическом и рынке труда. Начало задания профессионального советника должно начинаться очень рано и постепенно усиливаться, поддерживая студентов, чтобы принимать решения и знать их предпочтения и возможности.

Каким образом происходят выборы? Концепция профессионального кризиса. Важно, чтобы студенты имели доступ к максимально возможной информации, однако некоторые сопротивляются аргументу, что чем больше они знают, тем больше они путаются. Это происходит особенно со студентами хороших классов, которые обычно хороши для всего, и в этих случаях необходимо уменьшить беспокойство, объяснив, что эта путаница в норме.

Люди разнятся не только своим внешним видом. Но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми. Среди более чем пяти миллиардов людей на нашей планете не встретишь двух в точности похожих друг на друга. Эти громадные различия усложняют, если не делают вообще невозможным, решение задачи по установлению того общего, что объединяет представителей человеческой расы. Астрология, теология, философия, литература и социальные науки вот лишь некоторые из течений, в русле которых предпринимаются попытки понять всю сложность человеческого поведения и саму сущность человека. Какие-то из этих путей оказались тупиковыми, в то же время другие направления находятся на пороге своего расцвета. Сегодня проблема стоит остро, как никогда, поскольку большинство серьёзных недугов человечества - стремительный рост численности населения, глобальное потепление, загрязнение окружающей среды, ядерные отходы, терроризм. Наркомания, расовые предрассудки, нищета - является следствием поведения людей. Вполне вероятно, что качество жизни в будущем, как, возможно, и само существование цивилизации, будут зависеть оттого, насколько мы продвинемся в понимании себя и других.

Профессиональный выбор - это процесс, который начинается с признания интересов и существующих альтернатив. В той мере, в которой этот процесс развивается, нормальным является то, что в студентах спровоцирован профессиональный кризис, характеризующийся путаницей, и только разрешение этого кризиса приводит к надлежащим выборам. Резолюция проходит через более реалистичное признание своих способностей и интересов, а также реальных возможностей.

На любых выборах есть аспекты, которые уходят в отставку, то есть, оставляя без внимания множество альтернатив. Консультант должен указать на различие между интересами к сфере труда, что может быть интересами, которые развиваются через «увлечения», и поэтому это выбор, который не закрывает реализацию других навыков. Эта дифференциация становится фундаментальной в тех, кто имеет художественные наклонности.

1. Понятие личности

Личностью в психологии называют человека как носителя сознания. Считается, что личностью не рождаются, а становятся в процессе бытия и трудовой деятельности, когда, общаясь и взаимодействуя, человек сравнивает себя с другими, выделяет свое «Я». Психологические свойства (черты) личности полно и ярко раскрываются в деятельности, общении, отношениях и даже во внешнем облике человека.

С другой стороны, есть студенты, которые избегают этого кризиса, выбирая альтернативу быстро и «женитесь», иногда импульсивным образом, без реального размышления. В этих случаях мы должны поощрять допрос, иметь несколько альтернатив и осмеливаться исследовать, так как возможно, что существует более «лучшее совпадение» между более крупной вселенной.

Наконец, со всеми учениками необходимо подчеркнуть, что есть право ошибаться и учиться на собственном опыте, и что мы говорим о долгосрочных выборах, выбранная карьера или торговля станут частью образа жизни с этой точки зрения. рассматриваемые исследования - это средство, а не самоцель. Эта концепция очень важна, когда речь идет о предмете со студентами, которые обычно смотрят на короткий срок и видят только самые поверхностные аспекты этого выбора, что само по себе становится целью.

Личности бывают разные - гармонично развитые и реакционные, прогрессивные и односторонние, высоконравственные и подлые, но при этом каждая личность неповторима. Иногда это свойство - неповторимость - называют индивидуальностью, как проявление единичного.

Человек - с одной стороны существо биологическое, животное, наделенное сознанием, обладающее речью, способностью трудиться; с другой стороны человек - существо общественное, ему необходимо общаться и взаимодействовать с другими людьми.

Личность - это тот же человек, но рассматриваемый только как общественное существо. Говоря о личности, мы отвлекаемся от биологической природной его стороны. Не всякий человек является личностью.

Индивидуальность - это личность конкретного человека как неповторимое сочетание своеобразных психических особенностей.

Индивид - человек как единица общества.

Личность - социальный облик человека как субъекта общественных отношений и действий, отражающих совокупность социальных ролей, которые он играет в обществе. Известно, что каждый человек может выступать сразу во многих ролях. В процессе исполнения всех этих ролей у него формируются соответствующие черты характера, манеры поведения, формы реакции, представления, убеждения, интересы, склонности и т.д., которые в совокупности и образуют то, что называем личностью.

Поэтому для проведения профессиональной оценки необходимо учитывать как внутренние, так и внешние факторы, влияющие на принятие решений. Внутренние факторы: интересы, способности и способности. Профессиональный выбор - это выражение личности, то есть оно является частью более широкого способа существования, это решение, связанное с идентичностью. В той мере, в какой подросток ясно говорит о своих характеристиках, интересах и способностях, тем ближе будет право выбора.

Этот процесс, однако, обычно формируется в тот момент, когда молодые люди должны принимать решение о карьере или торговле, и обычно приходится находить студентов с искаженным или неустойчивым самообразом к давлению среды и которые представляют трудности в момент определите свои собственные предпочтения. На этом этапе дружба и семья становятся жизненно важными, поэтому важной задачей в работе по ориентации является помощь молодым людям в том, чтобы различать себя, распознавать себя и оценивать свои собственные интересы и желания, прежде чем вступать в обзор что система может предложить.

Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего, философии, психологии, социологии. Философия рассматривают личность с точки зрения её положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества. Психология изучает личность в качестве устойчивой целостности психических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых качеств.

Признание навыков и интересов - это долгий процесс, который начинается иногда с самых ранних этапов детства. Он тесно связан с возможностями, предлагаемыми студенту для проведения различных мероприятий, при этом особое значение придается рекреационной деятельности, свободной от выбора. В этом смысле расширение дня дает возможность предлагать студентам серию семинаров и курсов, которые могут внести большой вклад в раскрытие талантов и сильных сторон каждого из них.

Внешние факторы: система предложений и отбора для доступа к высшему образованию. В какой области вы практикуете свою профессию или торговлю? Другим внешним фактором является система приема в высшее образование. В традиционных университетах доход регулируется десятками критериев отбора и в процентах от средних заметок в средней школе, эта информация оказывает большее влияние, когда упражнение проводится по сравнению с таблицей пересчета баллов, сколько должно попасть в определенную карьеру. Это иногда способствует мотивации исследования, больше, чем простое высказывание о том, что «ноты стоят» - это показать, сколько они стоят.

Социологический же подход выделяет в личности социально - типическое. Основная проблематика социологической теории личности связана с процессом формирования личности и развитием её потребностей в неразрывной связи с функционированием и развитием социальных общностей, регуляции и саморегуляции социального поведения личности, изучением закономерной связи личности и общества, личности и группы. Здесь сформулированы некоторые наиболее общие принципы подхода к изучению личности в социологии.

Слово «личность» происходит от латинского слова «персона», то есть маски, используемой актерами на сцене. Маска указывает символ, который изображается. Это может свидетельствовать о том, что личность означает характерное поведение, о чем свидетельствует внешнее и внутреннее поведение. Это также предполагает, что реальная личность может находиться внутри внутреннего существа и редко проявляется. Внешние представления личности включают одежду, язык, позы и действия. Внутренние - мотивы, эмоции и намерения.

Производные личности

Фактор, влияющий на личность, - это то, как его воспринимают другие. Его можно получить, по крайней мере, из трех восприятий. Это означает, что личность просматривается через впечатления, сформированные из того, как человек реагирует в определенных ситуациях. Это наблюдает и классифицирует внешние ответы. Третий - это органист, который рассматривает внутреннюю структуру характера человека.

Понятие личность показывает, как в каждой личности индивидуально отражаются социально-значимые черты, и проявляется её сущность как совокупность всех общественных отношений. Социология стремится выявить социальные основы формирования личностных качеств, социальное содержание и социальные функции, существующих в обществе типов личностей, то есть изучить личность как источник общественной жизни и её реальный носитель. Личность с точки зрения социологии, обозначает единичного человека, проявляющего социально-значимые черты индивидуальной жизнедеятельности благодаря взаимодействию с другими людьми и тем самым способствующего стабилизации и развитию общественных отношений.

Существует ряд духовных предложений, которые могут влиять на формирование личности. Одним из них является предложение Тагора. Речь идет о том, что человеческая личность отражает развитие от физического до «личного» человека и реализуется через подсознательное экспериментирование ритмов и гармонию с природой. Другой - это Ганди, который подчеркивает борьбу человека за то, чтобы получить правду через действия. Третьим предложением является предложение Шри Ауробиндо, в котором личность индивида приходит через эволюцию состояния «сверхразума» как шаг к окончательному «божественному» состоянию.

Понятие личность помогает охарактеризовать в человеке социальное начало его жизнедеятельности, то есть свойства и качества, которые человек реализует в социальных связях, культуре, то есть в общественной жизни в процессе взаимодействия

Одни ученые считают, что психика человека биологически обусловлена, что все стороны личности являются врожденными. Например: характер, способности наследуются как цвет глаз, волос. Другие ученые считают, что каждый человек всегда находится в определенных отношениях с другими людьми. Эти общественные отношения и формируют человеческую личность, т.е. человек усваивает принятые в данном обществе правила поведения, обычаи, нравственные нормы.

Это говорит о том, что путь к развитию личности идет от простого к более сложному. С рождения ментальная структура ребенка развивается и распространяется медленно. Поскольку ребенок взаимодействует со своей средой, разные части этой ментальной структуры отличаются друг от друга. Со временем они становятся функционально организованными, в конечном счете переходя от разнообразной массы экспериментальных кристаллизаций к тому, чтобы стать интегрированной личностью.

Этот подход предполагает, что биологические и конституционные факторы определяют личность. Суть в этом состоит в том, что личность исходит из природы эмбрионального развития, и результаты позволяют идентифицировать личность большим желудком, большими мышцами или увеличенной головой. Примером такого подхода является то, что некоторые люди думают, что толстые люди будут веселыми людьми, а худые люди импульсивно сердятся. Это не учитывает или, по крайней мере, уменьшает психические системы.

Но и природные биологические особенности совершенно необходимы для психического развития человека. Необходимы человеческий мозг и нервная система, чтобы на этой основе стало возможно формирование психических особенностей человека.

Развиваясь вне человеческого общества, существо, обладающее человеческим мозгом, никогда не станет даже подобием личности. Большинство психологов полагает, что человек личностью не рождается, а становится. Однако в современной психологии нет единой теории формирования и развития личности. Рассмотрим кратко некоторые из них, например: V биогенетический подход - (С. Холл, 3. Фрейд и др.) считает основой развития личности биологические процессы созревания организма,

Факторы психического развития. В наше время подростковый возраст намного больше, чем любой другой период человеческого развития, объект, представляющий общий интерес, а тем более, глубокий общественный интерес. В Польше - и не только в Польше - проблемы молодежи постоянно заполняют колонны газет и периодических изданий, обсуждаются на конференциях в различных организациях и учреждениях, являются предметом большого исследования, проведенного педагогами, социологами или психологи, растущий алкоголизм, многие случаи утечки на «оулиганизм» и преступность вызывают серьезную озабоченность.

V социогенетический - (Э. Торндайк, Б. Скиннер и др.) структуру общества способы социализации, взаимоотношения с окружающими и т.д.

V психогенетический - (Ж. Пиаже, Дж. Келли и др.) не отрицая ни биологических, ни социальных факторов, выдвигает на первый план развития собственно психических явлений.

На земле нет двух одинаковых личностей, каждая личность имеет свою структуру. Однако есть много общего, что позволяет выделить структуру личности вообще, которая состоит из четырех сторон:

1. Блок психических явлений (мотивационный) - направленность (устойчивая система мотивов): влечения желания, стремления, интересы, идеалы, мировоззрение, убеждения, потребности);

2. Опыт личности обретение человеком общественного опыт (социализация). Этот опыт включает необходимые для его жизнедеятельности знания, умения, навыки:

3. Знания -- система научных понятий о закономерностях природ общества, становления и развития человека и его сознания;

4. Умения -- способность человека на основе знаний и навыков продуктивно, качественно и своевременно выполнять работу в новых условиях;

5. Навыки -- автоматизированные компоненты целенаправленной сознательной деятельности.

Биологически обусловленные свойства и качества личности:

1. Антропологические признаки -- расовые, половые.

2. Физические особенности -- размеры тела и его структурно-механические свойства.

3. Внешняя анатомия тела.

4. Свойства и типы темперамента.

Производными от этих основных подструктур являются:

Характер - это совокупность основных, отличительных свойства человека, проявляющихся в особенностях его поведения и отношения к окружающей действительности, целостное образование личности, определяющее особенности его деятельности и поведения.

2. Формирование личности

Слово «личность» употребляется только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим «личность новорожденного», понимая его как индивида. Мы всерьёз не говорим о личности даже двухлетнего ребёнка, хотя он многое приобрёл из социального окружения. Поэтому личность не есть продукт перекрещивания биологического и социального факторов. Раздвоение личности - отнюдь не фигуральное выражение, а реальный факт. Но выражение «раздвоение индивида» - бессмыслица, противоречие в терминах. То и другое - целостности, но разные. Личность, в отличие от индивида, не есть целостность, обусловленная генотипом: личностью не родятся, личностью становятся. Личность относительно поздний продукт социально - исторического и онтогенетического развития человека.

Поэтому мы спрашиваем себя: какие из этих негативных явлений характерны для подросткового возраста вообще и которые характерны только для определенной части подростков? Что она чувствует, что она думает, каковы ее мнения и убеждения, мотивы ее действий и формы ее деятельности, каково ее отношение к жизни, социальные проблемы и работа, его собственное будущее и будущее страны? И где причина разнообразия взглядов молодежи, каковы факторы, которые так или иначе определяют его образ мышления и действия?

В каком смысле и в какой степени все эти явления выражают динамику развития подростков, каковы законы этих процессов? В поисках ответов на эти вопросы все еще часто пытаются охарактеризовать период от 13 до 18 лет, то есть отрочество, как период кризиса, полный различных трудностей и психических осложнений. по-видимому, являются неизбежным и естественным эффектом серьезных физиологических изменений, которые происходят в организме до достижения половой зрелости. Мы не только пытаемся объяснить повышенную нервную возбудимость и эмоциональность подростков, нарушения их эмоционального равновесия, их неустойчивость ума, которая заставляет их колебаться между крайне противоположными чувствами, пробуждением аппетитов и сексуальными потребностями. гормональными изменениями в организме; Но все же мы включаем в «синдром подросткового возраста» и как соответствующие.

Социализация, как процесс формирования личности.

Как ясно из выше сказанного, огромное влияние на развитие и формирование личности оказывает процесс социализации.

Формирование личности, как объекта общественных отношений рассматривается в социологии в контексте двух взаимосвязанных процессов - социализации и идентификации.

Социализация - это процесс усвоения индивидом образцов поведения, ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.

Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружающее индивида: семья, соседи, сверстники в детских заведениях, школе, средства массовой информации и т. д.

Идентификация - это способ осознания принадлежности к той или иной общности. Через идентификацию дети принимают поведение родителей, родственников, друзей, соседей и т.д. и их ценности, нормы, образцы поведения как свои собственные. Идентификация означает внутреннее освоение ценностей людьми и представляет собой процесс социального научения.

Процесс социализации достигает определённой степени завершённости при достижении индивидуумом социальной зрелости, которая характеризуется обретением личности интегрального социального статуса.

Основным органом первичной социализации Толкотт Парсонс считает семью, где закладываются фундаментальные мотивационные установки личности.

Социализация - сложный, многосторонний процесс общественного формирования и развития личности, происходящий под воздействием социальной среды и целенаправленной воспитательной деятельностью общества.

Процесс социализации личности - это процесс превращения индивида с его природными задатками и потенциальными возможностями социального развития в полноправного члена общества

В процессе социализации человек формируется как творец материальных благ, активный субъект социального отношения. Сущность социализации можно понять при условии, что личность рассматривается одновременно как объект и субъект социального.

3. Факторы, влияющие на формирование личности

человек личность формирование

Несмотря на то, что личность в основном формируется в ходе общения с другими людьми, на процесс формирования личности действует ряд факторов:

1. В первую очередь на формирование личности оказывают влияние генетические особенности индивида, полученные им при рождении. Наследственные черты являются базой для формирования личности. Такие наследственные качества индивида, как способности или физические качества, накладывают отпечаток на его характер, способ восприятия окружающего мира и оценки других людей. Биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее отличие от других индивидов, так как не существует двух одинаковых индивидов с точки зрения их биологической наследственности. Под наследственностью понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей, заложенных в его генетическую программу. Данные генетики дают возможность утверждать, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генетическом коде, хранящем и передающем эту информацию о свойствах организма.

Наследственная программа развития человека обеспечивает прежде всего продолжение человеческого рода, а также развитие систем, помогающих организму человека приспосабливаться к изменению условий его существования. К наследственным свойствам организма относятся прежде всего анатомо-физиологическая структура и такие особенности человеческого организма, как цвет кожи, глаз, волос, телосложение, особенности нервной системы, а также видовые задатки человека как представителя человеческого рода, т. е. задатки речи, хождения в вертикальном положении, мышления и способности к труду.

2. Вторым фактором, оказывающим влияние на формирование личности человека, является влияние физического окружения. Очевидно, что окружающая нас природная среда постоянно воздействует на наше поведение, участвует в формировании человеческой личности. Например, мы связываем с влиянием климата возникновение цивилизаций, племен, отдельных групп населения. Люди, выросшие в разном климате, отличаются друг от друга. Наиболее ярким примером тому является сравнение горных жителей, жителей степей и людей, населяющих джунгли. Природа постоянно влияет на нас, и мы должны отвечать на это влияние через изменение своей личностной структуры.

3. Третьим фактором формирования личности человека принято считать влияние культуры. Любая культура обладает определенным набором социальных норм и разделяемых ценностей. Этот набор является общим для членов данного общества или социальной группы. По этой причине представители каждой культуры должны проявлять терпимость по отношению к этим нормам и системам ценностей. В связи с этим возникает понятие модальной личности, воплощающей в себе те общекультурные ценности, которые общество прививает своим членам в ходе культурного опыта. Таким образом, современное общество с помощью культуры стремится сформировать социабельную личность, легко идущую на социальные контакты, готовую к сотрудничеству. Отсутствие таких эталонов ставит человека в положение культурной неопределенности, когда он не осваивает основных культурных норм общества.

4. Четвертым фактором, формирующим личность человека, является влияние социального окружения. Следует признать, что этот фактор можно считать основным в процессе формирования личностных качеств индивида. Влияние социального окружения осуществляется через процесс социализации. Социализация представляет собой процесс, посредством которого индивидом усваиваются (интернализуются) нормы его группы таким образом, что через формирование собственного Я проявляется уникальность данного индивида или личности. Социализация личности может принимать различные формы. Например, наблюдается социализация через подражание, учет реакций других людей, об общение разных форм поведения. Социализация может быть первичной, то есть протекающей в первичных группах, и вторичной, то есть протекающей в организациях и социальных институтах. Неудачная социализация индивида к групповым культурным нормам может привести к конфликтам и социальным отклонениям.

5. Пятым фактором, формирующим личность индивида в современном обществе, следует считать индивидуальный опыт человека. Сущность воздействия этого фактора заключается в том, что каждый че ловек попадает в разные ситуации, в ходе которы он испытывает влияние других людей и физического окружения. Последовательность таких ситуаций является уникальной для каждого человека и ой ориентируется на будущие события, исход из положительного и отрицательного восприятия прошлых ситуаций. Уникальный индивидуальный опыт представляет собой один из самых значи.

6. Воспитание.

Воспитание - это процесс целенаправленного воздействия на человека со стороны других людей, взращивание личности.

Воспитание с точки зрения воздействия на развитие и формирование личности человека всегда целенаправленно. Это в первую очередь целенаправленная деятельность общества, использующего для ее осуществления все имеющиеся в его распоряжении средства -- искусство, литературу, массовые средстра распространения информации, учреждения культуры, учебные заведения, общественные организации. Воспитание предполагает вооружение человека определенной суммой общественно-необходимых знаний, умений и навыков, подготовку его к жизни и труду в обществе, к соблюдению норм и правил поведения в этом обществе, общению с людьми, взаимодействию с его социальными институтами. Иными словами, воспитание должно обеспечивать такое поведение человека, которое будет соответствовать нормам и правилам поведения, принятым в данном обществе. Это, естественно, не исключает формирования индивидуальных черт и качеств личности, развитие которых обусловлено как индивидуальными задатками человека, так и теми условиями, которые может предоставить ему общество для развития этих задатков.

Воспитание остается не только одной из самых массовых форм человеческой деятельности, но и продолжает нести основную нагрузку по формированию человеческой социальности, поскольку основная задача воспитания - изменения человека в направлении, определенном общественными потребностями. Воспитание - деятельность по передаче новым поколениям общественно - исторического опыта, планомерное и целенаправленное воздействие, обеспечивающее формирование личности, её подготовку к общественной жизни и производительному труду.

Воспитание может рассматриваться и как составная часть влияния социальной среды на человека, но оно является вместе с тем одним из факторов внешнего воздействия на развитие человека и формирование его личности. Отличительной особенностью воспитания является, кроме его целенаправленности, и то, что оно осуществляется лицами, специально уполномоченными обществом для выполнения этой его социальной функции.

Воспитание - это очень важный фактор, оказывающий большое влияние на развитие и формирование личности человека. Однако сила его воздействия зависит от целого ряда обстоятельств, и значение его по отношению к влиянию среды и наследственности бывает неодинаковым.

Заключение

Человек - существо деятельное. Включившись в систему общественных отношений и видоизменяясь в процессе деятельности, человек приобретает личностные качества и становится социальным субъектом.

Личностью человек станет, когда начнёт совершенствовать социальный фактор своей деятельности, то есть ту её сторону, которая направлена на общество. Поэтому фундаментом личности выступают общественные отношения, но только такие, которые реализуются в деятельности.

Осознав себя как личность, определив свое место в обществе и жизненный путь (судьбу), человек становится индивидуальностью, обретает достоинство и свободу, которые позволяют отличить его от любой другой личности, выделить ее среди прочих.

Список литературы

1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- М., 1986г.

2. Денисюк Н.Г. Традиции и формирования личности.- Мн., 1979 г.

3. Ильенков Э.В. Что такое личность? - М; 1991 г.

4. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений М., Просвещение, 1995 г.

5. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д. Издательство «Феникс», 1997 г.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Личность человека - интегральная целостность биогенных, социогенных и психогенных элементов. Формирование личности как сложный психологический процесс. Проблема структуры личности в психологии. Биологически обусловленные свойства и качества личности.

    реферат , добавлен 01.12.2010

    Личность человека как интегральная целостность биогенных, социогенных и психогенных элементов. Волевые качества, эмоции и мотивация личности. Основные признаки волевого акта. Простые и сложные волевые действия. Свобода воли и личностная ответственность.

    контрольная работа , добавлен 04.08.2011

    Индивидуальные различия, их влияние на эффективность трудовой деятельности в процессе формирования личности в организации. Основные типы личности. Потребность в достижениях, причастности и власти. Составные элементы формирования личности, ее социализация.

    курсовая работа , добавлен 19.07.2015

    Исследования формирования личности в отечественной и зарубежной психологии. Особенности и основные этапы формирования личности – начального этапа становления личностных свойств человека. Личность в процессе деятельности: социализация и самосознание.

    реферат , добавлен 05.10.2011

    Понятия личности, её структура, факторы формирования и развития. Сущность процесса социализации и её этапы. Возрастные периоды становления человека. Нравственное и социальное развитие по Э. Эриксону. Устойчивость личности и понятие психопатологии.

    курсовая работа , добавлен 18.05.2014

    Общие понятие о личности, процесс ее формирования и развития. Социально-исторический образ жизни как источник развития личности. Совместная деятельность как основание осуществления жизни личности в социальном мире. Схема детерминации развития личности.

    курсовая работа , добавлен 19.01.2012

    Понятие "личность". Наследственность и среда - условия воспитания личности. Воспитание как процесс целенаправленного формирования и развития личности. Коллектив - социальный объект управления. Влияние коллектива на психологическое развитие личности.

    реферат , добавлен 06.02.2008

    Общее представление о личности. Психологическая структура личности. Формирование и развитие личности. Основные факторы развития личности. Формирование личности - очень сложный процесс. Социальное направление образования и общественного воспитания.

    курсовая работа , добавлен 13.11.2003

    Характерные черты российской ментальности. Понятие системы потребностей человека. Процесс формирования личности. Мотивационный компонент в структуре ментальности личности. Ценности и ценностные ориентации как смыслообразующие мотивы ментальности личности.

    курсовая работа , добавлен 05.05.2011

    Общая характеристика, понятие и виды потребностей личности дошкольника. Формирование потребностей в процессе становления личности ребенка. Факторы, влияющие на формирование высших потребностей в дошкольном возрасте. Влияние социальных институтов.


На формирование человеческой личности оказывают влияние внешние и внутренние, биологические и социальные факторы. Фактор (от лат. factor-делающий, производящий) – движущая сила, причина какого-либо процесса, явления (С. И. Ожегов).
К внутренним факторам относится собственная активность личности, порождаемая противоречиями, интересами и другими мотивами, реализуемая в самовоспитании, а также в деятельности и общении.
К внешним факторам относятся макросреда, мезо- и микросреда природная и социальная, воспитание в широком и узком социальном и педагогическом смысле.
Среда и воспитание - это социальные факторы, тогда как наследственность - биологический фактор.
Издавна ведутся дискуссии среди философов, социологов, психологов и педагогов о соотношении биологических и социальных факторов, о приоритетном значении тех или иных в развитии личности человека.
Одни утверждают, что человек, его сознание, способности, интересы и потребности определяются наследственностью (Э. Торндайк, Д. Дьюи, А. Кобе и др.). Представители этого направления возводят наследственные факторы (биологические) в абсолют и отрицают роль среды и воспитания (социальные факторы) в развитии личности. Они ошибочно переносят достижения биологической науки о наследственности растений и животных на человеческий организм. Речь идет о признании врожденных способностей.
Другие ученые считают, что развитие целиком зависит от влияния среды и воспитания (Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, К. А. Гельвеций и др.) Они отрицают генетическую предрасположенность человека и утверждают, что ребенок от рождения - «чистая доска, на которой можно все написать», т. е. развитие зависит от воспитания и среды.
Некоторые ученые (Д. Дидро) полагают, что развитие определяется равным сочетанием влияния наследственности, среды и воспитания.
К. Д. Ушинский утверждал, что личностью человек становится не только под влиянием наследственности, среды и воспитания, но и в результате собственной деятельности, Обеспечивающей формирование и совершенствование личностных качеств. Человек - не только продукт наследственности и обстоятельств, в которых проходит его жизнь, но и активный участник изменения, улучшения обстоятельств. Изменяя обстоятельства, человек изменяет и самого себя.
Рассмотрим более подробно сущностную сторону влияния ведущих факторов на развитие и формирование личности.
Некоторые авторы, как отмечено выше, определяющую роль отводят биологическому фактору - наследственности. Наследственность - свойство организмов передавать от родителей к детям определенные качества и особенности. Наследственность обусловлена генами (в переводе с греческого «ген» означает «рождающий»). Наукой доказано, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генном коде, хранящем и передающем всю информацию о свойствах организма. Генетика расшифровала наследственную программу развития человека. Установлено, что именно наследственностью обусловлено то общее, что делает человека человеком, и то отличное, что делает людей столь непохожими друг на друга. Что же человек наследует? По наследству от родителей к детям передаются: анатомо-физиологическая структура, отражающая видовые признаки индивида как представителя человеческого рода (Homo sapiens): задатки речи, прямохождения, мышления, трудовой деятельности; физические особенности: внешние расовые признаки, особенности телосложения, конституции, черты лица, цвет волос, глаз, кожи; физиологические особенности: обмен веществ, артериальное давление и группа крови, резус-фактор, стадии созревания организма; особенности нервной системы: строение коры головного мозга и его периферических аппаратов (зрительного, слухового, обонятельного и др.), особенности нервных процессов, обусловливающие характер и определенный тип высшей нервной деятельности; аномалии в развитии организма: дальтонизм (цветовая слепота), «заячья губа», «волчья пасть»; предрасположенность к некоторым заболеваниям наследственного характера: гемофилия (болезнь крови), сахарный диабет, шизофрения, эндокринные расстройства (карликовость и др.).
Необходимо отличать врожденные особенности человека, связанные с изменением генотипа, от приобретенных, которые явились следствием неблагоприятных при жизни условий. Например, осложнений после болезни, физических травм или недосмотра при развитии ребенка, нарушения режима питания, труда, закаливания организма и т. д. Отклонение или изменение психики может наступать в результате субъективных факторов: испуга, сильных нервных потрясений, пьянства и аморальных поступков родителей, других отрицательных явлений. Приобретенные изменения не наследуются. Если не изменен генотип, то не наследуются также некоторые врожденные индивидуальные особенности человека, связанные с его утробным развитием. К ним относятся многие аномалии, вызываемые такими причинами, как интоксикация, облучение, влияние алкоголя, родовые травмы и пр.
Чрезвычайно важен вопрос, наследуются ли интеллектуальные, специальные и моральные качества? А также что наследуют дети - готовые способности к определенному виду деятельности или только задатки?
Установлено, что наследуются только задатки. Задатки - это анатомо-физиологические особенности организма, являющиеся предпосылками развития способностей. Задатки обеспечивают предрасположенность к той или иной деятельности.
Различают задатки двух видов:
- общечеловеческие (строение мозга, центральной нервной системы,
рецепторов);
- индивидуальные (типологические свойства нервной системы, от которых зависит скорость образования временных связей, их прочность, сила
сосредоточенного внимания, умственная работоспособность; индивидуальные особенности строения анализаторов, отдельных областей коры головного мозга, органов и др.).
Способности - индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности, Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. Высокий уровень развития способностей - талант, гениальность.
Некоторые ученые придерживаются концепции врожденных способностей (С. Берт, X. Айзенк и др.). Большинство отечественных специалистов - физиологов, психологов, педагогов - рассматривают способности как прижизненные образования, формирующиеся в процессе деятельности и в результате воспитания. Наследуются не способности, а только задатки. Унаследованные человеком задатки могут быть или реализованными, или нет. Будучи индивидуально-природной основой способностей, задатки являются важным, но недостаточным условием их развития. При отсутствии соответствующих внешних условий и адекватной деятельности способности могут не развиться даже при наличии благоприятных задатков. Отсутствие ранних достижений может свидетельствовать не об отсутствии способностей, а скорее о неадекватной имеющимся задаткам организации деятельности и воспитания.
Особенно острые дискуссии вызывает вопрос о наследовании способностей к интеллектуальной (познавательной, учебной) деятельности.
Одни ученые считают, что все люди получают от природы высокие потенциальные возможности для развития своих умственных и познавательных сил и способны практически к неограниченному духовному развитию. Имеющиеся различия в типах высшей нервной деятельности изменяют лишь протекание мыслительных процессов, но не предопределяют качества и уровня самой интеллектуальной деятельности. Они не согласны с мнением, что уровень интеллекта передается от родителей к детям. Вместе с тем эти ученые признают, что наследственность может неблагоприятно влиять на развитие интеллектуальных способностей. Отрицательные предрасположения создают клетки головного мозга у детей алкоголиков, нарушенные генетические структуры у наркоманов, некоторые наследственные психические заболевания.
Другая группа ученых считает доказанным фактом наличие интеллектуального неравенства людей. Причиной неравенства признают биологическую наследственность. Отсюда вывод: интеллектуальные способности остаются неизменными и постоянными.
Понимание процесса наследования интеллектуальных задатков очень важно, так как предопределяет практические пути воспитания и обучения людей. Современная педагогика акцентирует внимание не на выявлении различий и приспособлении к ним воспитания, а на создании условий для развития имеющихся у каждого человека задатков.
Важным является вопрос о наследовании специальных задатков и моральных качеств. Специальными называются задатки к определенному виду деятельности. К специальным задаткам относятся музыкальные, художественные, математические, лингвистические, спортивные и др. Установлено, что люди, обладающие специальными задатками, достигают более высоких результатов, продвигаются более быстрыми темпами в соответствующей области деятельности. Специальные задатки могут проявляться уже в раннем возрасте, если созданы необходимые условия.
Специальные задатки наследуются. В истории человечества встречалось немало потомственных дарований. Известно, например, что у И. С. Баха в пяти поколениях его предков насчитывалось 18 известных музыкантов. Много талантливых людей было в роду Ч. Дарвина.
Особенно значимым является вопрос о наследовании нравственных качеств и психики. Долгое время господствовало утверждение, что психические качества не наследуются, а приобретаются в процессе взаимодействия организма с внешней средой. Социальная сущность личности, ее нравственные качества формируются только прижизненно.
Считалось, что человек не рождается ни злым, ни добрым, ни скупым, ни щедрым, ни злодеем или преступником. Дети не наследуют моральных качеств своих родителей, в генетических программах человека не заложена информация о социальном поведении. Каким станет человек, зависит от среды и воспитания
В то же время такие видные ученые, как М. Монтессори, К. Лоренц, Э. Фромм, утверждают, что моральные качества человека биологически обусловлены. От поколения к поколению передаются нравственные качества, поведение, привычки и даже поступки - как положительные, так и отрицательные («яблоко от яблони недалеко падает»). Основанием для таких выводов служат данные, полученные при изучении поведения человека и животных. Согласно учению И. П. Павлова и животным, и человеку присущи инстинкты и рефлексы, которые наследуются. Поведение не только животных, но и человека в ряде случаев является инстинктивным, рефлекторным, основывающимся не на высшем сознании, а на простейших биологических рефлексах. Значит, моральные качества, поведение может наследоваться.
Вопрос этот очень сложный, ответственный. В последнее время позицию о генной обусловленности нравственности и социального поведения человека занимают отечественные ученые (П. К. Анохин, Н. М. Амосов и др.).
Кроме наследственности, определяющим фактором развития личности является среда. Среда - это реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека. На формирование личности влияет географическая, национальная, школьная, семейная, социальная среда. В понятие «социальная среда» входят такие характеристики, как общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов и др.
Дискуссионным остается вопрос о том, среда или наследственность оказывает большее влияние на развитие человека. Французский философ К. А. Гельвеций считал, что все люди от рождения обладают одинаковым потенциалом для умственного и нравственного развития, а различия в психических особенностях объясняются исключительно влиянием среды и воспитательными воздействиями. Среда понимается в этом случае метафизически, она фатально предопределяет судьбу человека. Человек рассматривается как пассивный объект влияния среды.
Таким образом, всеми учеными признается влияние среды на формирование человека. Не совпадают лишь их взгляды на оценку степени влияния среды на формирование личности. Это связано с тем, что абстрактной среды не существует. Есть конкретный общественный строй, конкретное ближнее и дальнее окружение человека, конкретные условия жизни. Понятно, что человек достигает более высокого уровня развития в той среде, где созданы благоприятные условия.
Важным фактором, влияющим на развитие человека, является общение. Общение - это одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений.
Человек становится личностью только в общении, взаимодействии с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может. Взаимодействие человека с обществом, как известно, называется социализацией.
Социализация личности есть объективное явление;, наблюдаемое в жизни каждого человека, когда он приступает к самостоятельной жизни в обществе. Как и любое общественное явление, социализация многоаспектна и поэтому изучается многими науками: социологией, культурологией, этнографией, историей, психологией, педагогикой и др.
Кроме перечисленных выше, важным фактором, оказывающим влияние на формирование личности, является воспитание. Воспитание в широком социальном смысле нередко отождествляют с социализацией. Хотя логику их отношений можно было бы охарактеризовать ка^ отношение целого к частному. Социализация представляет собой процесс? социального развития человека в результате стихийных и организованных воздействий всей совокупности факторов общественного бытия. Воспитание большинством исследователей рассматривается как один из факторов развития человека, представляющий собой систему целенаправленных формирующих влияний, взаимодействий и взаимоотношений, осуществляемых в различных сферах социального бытия. Воспитание - это процесс Целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание), оно выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации.
Воспитание позволяет преодолеть или ослабить последствия отрицательных влияний на социализацию, придать ей гуманистическую ориентацию, привлечь научный потенциал для прогнозирования и конструирования педагогической стратегии и тактики. Социальная среда может воздействовать непреднамеренно, стихийно, воспитатель же целенаправленно руководит развитием в условиях специально организованной воспитательной системы.
Развитие личности возможно только в деятельности- В процессе жизни человек постоянно участвует в самых разнообразных Ридах деятельности-игровой, учебной, познавательной, трудовой, общесГвенной, политической, художественной, творческой, спортивной и др.
Выступая как форма бытия и способ существований человека, деятельность: обеспечивает создание материальных условий жизни человека; способствует удовлетворению естественных человеческих потребностей;
содействует познанию и преобразованию окружавшего мира;
является фактором развития духовного мира человека, формой и условием реализации его культурных потребностей;
дает возможность человеку реализовать свой личностный потенциал, достичь жизненных целей;
создает условия для самореализации человека в системе общественных отношений.
Следует иметь в виду, что развитие личности при одинаковых внешних условиях во многом зависит от ее собственных усилий, от той энергии и работоспособности, которые она проявляет в различных видах деятельности.
На развитие личности большое влияние оказывает коллективная деятельность. Ученые признают, что, с одной стороны, при определенных условиях коллектив нивелирует личность, а с другой стороны, развитие и проявление индивидуальности возможно только в коллективе. Коллективная деятельность способствует проявлению творческого потенциала личности, незаменима роль коллектива в формировании идейно-нравственной ориентации личности, ее гражданской позиции, в эмоциональном развитии.
В развитии личности велика роль самовоспитания. Самовоспитание начинается с осознания и принятия объективной цели как субъективного, желательного мотива своей деятельности. Субъективная постановка определенной цели поведения или деятельности порождает сознательное напряжение воли, определение плана деятельности. Осуществление этой цели обеспечивает развитие личности.
Таким образом, процесс и результаты человеческого развития детерминируются разнообразными факторами - как биологическими, так и социальными. Факторы развития и формирования личности действуют не изолированно, а в комплексе. При разных обстоятельствах различные факторы могут оказывать большее или меньшее влияние на развитие личности. Как считает большинство авторов, в системе факторов если не решающая, то ведущая роль принадлежит воспитанию.
Вопросы для самоконтроля Что такое развитие личности? Каковы движущие силы развития личности? Как соотносятся социализация, воспитание и развитие личности? Какими факторами обусловливается развитие личности? Как влияет деятельность на развитие личности?
Основная литература Сластенин В. А., Каширин В. П. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001. Лихачев Б. Педагогика: Курс лекций. 3-е изд. М., 1999. Харламов И. Ф. Педагогика. Минск, 2001.
Дополнительная литература Воронов В. В. Педагогика в двух словах (конспект-пособие). 3-е изд. М., 1999. Гессен С. И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. М., 1995. Кон И. С. Ребенок и общество. М., 1988. Котова И. В., Шиянов Е. Н. Социализация и воспитание. Ростов-на-Дону, 1997.
Дубинин Н. П. Что такое человек. М., 1983.

Похожие публикации