В чем проявляется биологическая наследственность. Понятие о наследственности и ее роль в развитии личности человека. Предрасположенность к вредным привычкам

Пожалуй, каждый когда-либо слышал подобные фразы: "весь в отца", "яблоко от яблони...", "на маму похожа". Все это говорит о том, что люди отмечают родственное сходство. Человеческая наследственность - способность организма на генетическом уровне передавать собственные черты будущему поколению. Можно ли влиять на наследственность? Прямого и эффективного воздействия на это не существует, однако есть определенные способы предотвратить развитие в характере человека негативных черт, полученных от родителей или других предков.

Стремление к путешествиям

Спорадические, новые мутации обычно являются аутосомными доминантами. В среднем возраст отцов спорадических случаев повышается из-за увеличения риска новых мутаций. Частота спорадических случаев положительно коррелирует с тяжести фенотипа. Другими словами, чем выше репродуктивная пригодность затронутых индивидуумов, тем менее вероятно, что какой-либо конкретный случай был вызван новой мутацией. Сиб были затронуты, но это связано с гонадальным мозаицизмом. Вертикальный рисунок в родословной. Фенотип появляется в каждом поколении, за исключением случаев, когда случаи возникают из-за новых мутаций у фенотипически незатронутого родителя или когда расстройство не является пенетрантным или выражено очень мягко.

Что передается по наследству

Согласно исследованиям, любой индивидуум может передать своему потомству не только какие-либо внешние черты, болезни, а еще и отношение к людям, темперамент, способности к наукам. По наследству передаются следующие позитивные и негативные особенности человека:

  • Хронические заболевания (эпилепсия, психические заболевания и прочее).
  • Возможность произведения на свет близнецов.
  • Алкоголизм.
  • Склонность к нарушению законов и
  • Суицидальные наклонности.
  • Внешность (цвет глаз, форма носа и другое).
  • Талант к какому-либо творчеству, ремеслу.
  • Темперамент
  • Мимика, тембр голоса.
  • Фобии и страхи.

В данном списке указаны лишь некоторые признаки, передающиеся по наследству. Не стоит отчаиваться, если одна из негативных особенностей встречается у вас или ваших родителей, совсем необязательно, что она в полной мере раскроется именно в вас.

Мужчины и женщины страдают одинаково часто и серьезно. Когда затронутый человек сопрягается с незатронутым человеком, у каждого потомства 50% вероятность наследовать затронутый фенотип независимо от пола затронутого родителя. Автосомно-рецессивные расстройства - это те, которые требуют, чтобы у пострадавшего было два мутантных аллеля. Обычно они не затрагиваются. Их вероятность иметь другого пострадавшего ребенка составляет 25%. Как мужчины, так и женщины страдают с равной степенью тяжести, если только этот признак не зависит от пола или ограниченного пола.


Можно ли влиять на наследственность, определив, что у человека имеется предрасположенность к нарушению закона? Согласно психологическим и социологическим исследованиям, предотвратить негативную ситуацию можно только в том случае, если будут соблюдаться определенные условия.

Факторы, влияющие на наследование поведения

Чем реэкцессивный фенотип, тем вероятнее, что родители должны быть кровными. Примерами являются болезни серповидноклеток у афроамериканцев, талассемия среди средиземноморских людей, болезнь Тай Сакса и болезнь Гоше у евреев ашкенази и кистозный фиброз у северных европейцев. Это называется эффектом основателя.

Можно ли влиять на наследственность и почему это стоит делать

Однако признак серповидной клетки, который является именем, присвоенным статусу носителя, является «содоминирующим», поскольку мутантный аллель продуцирует мутантный гемоглобин, а нормальный аллель продуцирует нормальный гемоглобин. В случае с серповидной клеткой мы знаем, что высокая распространенность носителей среди афроамериканцев связана с выбором гетерозигот. Носители, не страдающие этим расстройством, были защищены от малярии, потому что малярийный паразит не любил их мутантный гемоглобин и оставил их в покое.

Влияние генов

Генетикой доказано, что человек в точности перенимает предпочтения и страхи его родителя. Уже во время формирования плода происходит закладка некой которая впоследствии даст о себе знать, проявившись под воздействием каких-либо факторов.


Можно ли влиять на наследственность? Обществознание, как и другие науки об обществе и человеке, сходятся здесь в одном: да, влиять на нее не только можно, но и нужно. Несмотря на то что гены и поведенческие особенности индивидуума тесно взаимосвязаны, наследственность не предопределяет его будущее. К примеру, если отец является вором или убийцей, то совсем не обязательно, что ребенок станет таким. Хотя вероятность подобного развития событий все же высока, и у потомка преступника больше шансов попасть за решетку, чем у ребенка из благополучной семьи, этого все же может не произойти.

Поэтому ген в гетерозиготном состоянии был выбран в популяциях, где малярия была необузданной. Такая же ситуация наблюдается и для гетерозигот талассемии, которые также были защищены от малярии в районе Средиземноморья. Талассемия также вызвана мутациями в геном глобина. Хотя основы более высокой частоты других этнических расстройств менее ясны, предполагается, что гетерозиготы, возможно, имели еще неоткрытое преимущество в этих популяциях.

Если признак относительно распространен или существует родство в семье, это может повлиять на несколько поколений. И мужчины, и женщины страдают, и оба могут пройти эту черту. Это неверно, если расстройство или какой-то аспект фенотипа - это секс ограничен.

Многие родители, обнаружив в генеалогическом дереве алкоголика или преступника, задаются вопросом о том, можно ли влиять на наследственность. Кратко на этот вопрос ответить нельзя, так как существуют различные факторы, усугубляющие развитие наследственных предрасположенностей. Главное - это своевременно обнаружить негативные особенности, передающиеся по наследству, и предотвратить их дальнейшее развитие, оградив ребенка от соблазнов и нервных срывов.

Врожденные ошибки метаболизма - это термин, часто связанный с нарушениями ферментного дефицита. Гетерозигот проявляет определенный дозировочный эффект и обычно дает примерно 50% от нормального количества фермента. Некоторые мутации не приводят к созданию какого-либо генного продукта, некоторые из них вызывают меньший генный продукт, а некоторые делают нефункциональный генный продукт. Пятьдесят процентов фермента являются достаточными для получения нормального фенотипа, хотя обнаружение носителей и пренатальная диагностика могут основываться на том, что у них меньше нормального количества ферментативной активности.

Наследственность и черты характера

При помощи генетической информации родители передают своим детям не только предрасположенность к определенным негативным жизненным ситуациям, но еще и характер, темперамент. В большинстве своем манера общения с окружающими имеет "природные" корни - наследственность. Поведение, заложенное генами, чаще используется детьми и подростками ввиду их не сформировавшегося до конца характера.

Мутации в аллостерическом сайте могут изменять регуляцию активности фермента, влияя на связывание регуляторных молекул. Это означает, что белковый продукт либо реагирует, либо не реагирует на антитела, полученные с нормальным продуктом гена. Следствием наличия нескольких возможных мутантных аллелей в популяции для любого гена является то, что не все индивидуумы с мутациями в одном и том же гене будут иметь один и тот же фенотип. Это приводит к межсемейным различиям. Эта ситуация отличается от переменной выразительности, где мы говорим о внутрисемейных различиях выражения, где предполагается, что все члены семьи имеют один и тот же генотип.


На дальнейшее развитие черт характера и поведенческих особенностей человека влияет темперамент, передающийся только по наследству. Его нельзя приобрести или развить, он складывается из черт матери или отца (деда, бабушки, дяди и других) либо из смешения нескольких особенностей поведения родителей. Именно от темперамента зависит то, как себя будет вести ребенок в будущем, а также то, какое место в социуме он займет.

Хотя секвенирование генов становится все более распространенным, по-прежнему существует проблема, связанная с обычным поиском нормальных полиморфизмов, которые не могут вызвать никаких проблем. Это известно как квази или псевдообладание. Все люди гетерозиготные по рецессивным аллелям, которые, если они присутствуют гомозиготно, будут смертельными. Это иногда называют «генетической нагрузкой».

Характеристики признаков с аутосомно-рецессивным паттерном наследования. Показать горизонтальный шаблон. Это означает, что если это условие редко, братья и сестры могут быть затронуты, но редко являются их родителями или детьми. Оба пола могут быть затронуты. Родители пострадавшего ребенка являются носителями, но сами не затронуты. Если черта редко встречается, можно подозревать кровное родство.

Можно ли влиять на наследственность? (5 класс, обществознание). Ответ на вопрос

Нередко можно встретить заявления о том, что на наследственность можно повлиять при помощи прямого вмешательства в гены человека. Однако наука еще не настолько развита, чтобы воздействовать на организм на таком уровне. На наследственность можно повлиять за счет воспитательного процесса, обучения, психологических тренингов, а также с помощью воздействия на человека общества и семьи.

Связанные с сексом черты по признаку пола и сексуальные ограничения

Связанный является ссылкой на то, что все гены на любой хромосоме, как говорят, «связаны». Большинство этих генов не имеют никакого отношения к определению пола. Секс влияет, а ограничения, ограниченные полом, обычно кодируются генами на аутосомах. На их выражение влияет пол человека. Сексуально ограниченные гены не выражены у одного из двух полов. Черты включают в себя все сексуальные специфические вторичные сексуальные характеристики и гениталии. Влияние на состояние пола влияет на обоих полов, но выражается по-разному или по-разному.

Факторы, влияющие на наследование поведения

Помимо генетической передачи, существуют и другие способы копирования родительских черт в поведении ребенка. Существуют факторы и определенные условия, при которых дети начинают перенимать, наследовать поведение и отношение к жизни от взрослых:

  • Семья. То, как родители обращаются друг с другом и как они относятся к ребенку, глубоко проникает в его "подкорку" и закрепляется там в качестве нормальной модели поведения.
  • Друзья и родственники. Отношение к посторонним людям также не остается без внимания детей - они перенимают поведенческие особенности родителей и в дальнейшем общаются с окружающими именно так.
  • Быт, условия проживания.
  • Материальная обеспеченность (бедность, зажиточность, средний уровень жизни).
  • Количество членов семьи. Данный фактор в большей мере сказывается на будущем ребенка, на том, кого он изберет для создания семьи.

Дети полностью копируют своих родителей, но можно ли влиять на наследственность в данном случае? Да, но это полностью зависит от родителей. К примеру, если отец будет постоянно пить и избивать жену, то в будущем сын будет склонен к жестокости по отношению к женщинам, а также к алкоголизму. Но если в семье царят любовь и взаимопомощь, то эффект будет прямо противоположный предыдущему примеру. Стоит помнить, что мальчики копируют отцов, а девочки - поведение матерей.

Например, облысение доминирует у мужчин и рецессивно у женщин, а рост зависит от пола индивида. Гормоны и другие гены влияют на выражение ограниченных по признаку пола и сексуальных влияний. Кастрированные мужчины не лысают. При анализе связанных с сексом признаков полезно использовать символы половой хромосомы и при необходимости присоединять гены. Женщины, как правило, страдают в два раза чаще, чем мужчины, а затронутая женщина передаст фенотип 50% своих детей независимо от их пола. Все дочери пострадавшего мужчины будут затронуты, но ни один из его сыновей не пострадает.


Можно ли влиять на наследственность и почему это стоит делать

Саму генетическую предрасположенность к опасным заболеваниям устранить нельзя, однако можно значительно сократить вероятность развития болезни. Для этого необходимо вести здоровый образ жизни, не перенапрягаться, в меру заниматься спортом. Пытаться повлиять на наследственность нужно обязательно, так как это позволит оставаться здоровым длительное время.

Синдром синдрома Пигменти и Ретта - примеры таких признаков. Только женщины подвержены влиянию, и они передают беспорядок до 50% своих дочерей. Поскольку это смертельный мужской плод, у затронутых женщин будет меньше сыновей, чем у дочерей, и они будут демонстрировать повышенную частоту самопроизвольных абортов, эти потери представляют собой гемизиготные мужские плоды.

Хорошим примером является синдром Коффин-Лоури. Повсеместно вырастают гемизиготные самцы. Они умственно отсталые, короткий рост, грубые признаки, неправильное прикосновение, конические пальцы, сколиоз и другие дефекты, в то время как женщины-носители имеют слабое или умеренное умственное отставание, мягкие изменения лица, суженные пальцы и короткий рост, а некоторые могут быть полностью нормальными.

Можно ли влиять на наследственность, пытаясь не поддаваться соблазнам? Этот вариант удобен, но ровно до того момента, как человек потеряет самоконтроль из-за нервного срыва или другой негативной ситуации (психологического потрясения, к примеру). Влиять на наследственность необходимо не только через контроль над своими слабостями, но и через круг общения. Ведь трезвенник, пускай и с генами алкоголика, никогда не запьет, если на то не будет причины: маргинального близкого окружения или потрясшей его трагедии.

У него нет другого Х, чтобы покрыть его, как у женщины, или как у всех аутосомных мутантных аллелей. Мужчины обычно сильнее страдают, чем женщины. Очевидно, что незатронутые мужчины не передают фенотип. Все дочери пораженного мужчины являются гетерозиготными носителями, поскольку они получают Х-хромосому своего отца с мутантным аллелем. Женские гетерозиготы могут выражать признак из-за «неудачной лионизации».

Примером этого является мышечная дистрофия Дюшенна. Мать-носитель, которая, кажется, первая в своей семье, часто имеет отца, который был преклонного возраста, когда она родилась. Другими словами, статус ее перевозчика является результатом новой мутации у ее отца.

Наследственность определяют как совокупность природных свойств организма, передаваемых от поколения к поколению, или как «свойство живых систем воспроизводить свою организацию, или, иначе говоря, свойство живых организмов воссоздавать себе подобных в ряду поколений».

Биологическая наследственность имеет огромное значение в жизни человека. Она сохраняет человека как природное существо, как уникальную популяцию (вид) в биологическом мире. С момента рождения ребенок наследует многие врожденные свойства и инстинкты, относящиеся к группе безусловных рефлексов (по И.П. Павлову). К ним относятся:

Ее сын будет первым, кто проявит эту черту, поскольку мутация не проявляется в носителе. Иногда их подозревают в том, что они аутосомно доминируют с непереносимостью. Королева Виктория была носителем, и многие ее потомки были либо несущими женщинами, либо затронутыми мужчинами.

Если у мужчины с Х-связанной рецессивной чертой есть ребенок с гетерозиготной самкой, 50% сыновей будут затронуты, что даст ложное впечатление от мужской к мужской передаче. 50% дочерей этих спариваний будут столь же сильно затронуты, как и их гемизиготные братья.

Для редких признаков больше мужчин страдают, чем женщины. Дочери пострадавшего человека будут носителями. Таким образом, априорный риск для его внуков, которые будут затронуты, составляет 50%. Сыны пораженного мужчины никогда не наследуют ген. Значительное число изолированных случаев связано с новыми мутациями, которые коррелируют с дедушкой. Если черта, такая как мышечная дистрофия Дюшенна, является генетической смертельной, тогда самцы не выживают достаточно долго, чтобы размножаться, и, следовательно, ни одна женщина не будет затронута.

· пищеварительные рефлексы (слюноотделение),

· оборонительные (отдергивание рук от горячего, зажмуривание глаз при ярком свете),

· ориентировочные (реакция на звук, свет и т.д.).

Говоря о нерасторжимой связи человека с животным миром, следует отметить, что эти свойства характерны и для высших животных.

Однако в пределах биологической эволюции возникла новая форма отражения, обеспечившая переход предков в современных людей:

Это связано с тем, что пострадавшие женщины должны были унаследовать мутантный ген от каждого родителя. Это связано с возрастом дедушки и является эффектом «большого отеческого возраста». Х-связанные нарушения могут проявляться у самок из-за неудачной лионизации, когда Х-хромосома с нормальной аллелью инактивируется значительно более чем на 50% клеток женщины.

Только у мужчин есть эти гены, и любые мутации приводят к поражению всех сыновей затронутого мужчины и ни одной из его дочерей. Авторы обнаружили, что этот редкий гаплотип идеально согласуется с этим сыном Салли, Эстон Хемнингс, потомками мужского пола. Вместе с косвенными доказательствами он, кажется, запечатывает случай, когда Джефферсон был отцом Эстон Хемнингс. Гаплотип Джефферсона но не совпадают с мужскими потомками первого сына Салли, Том Вудсон. Самое простое объяснение состоит в том, что Джефферсон не был отцом Тома.

· развитие «собственно человеческих задатков» (движение в вертикальном положении - прямохождение, развитие речи),

· предрасположенность к целенаправленному труду,

· развитие мыслительных способностей человека,

· осознание своих действий, поступков, деятельности.

Наследственность программирует передачу от взрослых детям ряда биохимических, физических качеств:

Генетический дрейф и эффекты основателя

Альтернативное объяснение потребует отстранения отцовства среди потомков Тома. Жюри остается в стороне от других детей Салли, но бремя доказывания явно сдвинулось. Коэйнс, еврейская секта, прослеживает свою линию обратно к библейскому Аарону. Мутантные аллели, которые возникают или становятся распространенными в определенной популяции из-за инбридинга или которые вводятся в конкретное инбредное население или которые выбраны для конкретных популяций, могут быть более распространены в той же популяции или этнической группе либо из-за генетического дрейфа, либо выбор гетерозигот.

· физический облик,

· цвет волос,

· физические данные;

· группу крови и резус-фактор,

· задатки способностей;

· программирует также свойства нервной системы,

· свойства зрительных органов (дальтонизм, особая чувствительность, цвет глаз) и др.

Биологическая наследственность определяет как то общее, что делает человека человеком, так и то отличное, что делает людей столь разными и внешне и внутренне. Под наследственностью понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей, заложенных в их генетическую программу.

Великая роль наследственности заключается в том, что по наследству ребенок получает человеческий организм, человеческую нервную систему, человеческий мозг и органы чувств. От родителей к детям передаются особенности телосложения, окраска волос, цвет глаз, кожи – внешние факторы, отличающие одного человека от другого. По наследству передаются и некоторые особенности нервной системы, на основе которых развивается определенный тип нервной деятельности.

Наследственность предполагает также формирование определенных способностей к какой-либо области деятельности на основе природных задатков ребенка. Согласно данным физиологии и психологии, врожденными у человека являются не готовые способности, а лишь потенциальные возможности для их развития, т.е. задатки. Проявление и развитие способностей ребенка во многом зависит от условий его жизни, образования и воспитания. Яркое проявление способностей принято называть одаренностью, или талантом.

Природные особенности (задатки) являются потенциальным условием формирования способностей. Они обусловлены индивидуальными структурно-функциональными различиями головного мозга и речедвигательных органов, органов чувств, и их следует рассматривать лишь как анатомо-морфологические предпосылки способностей.

Показатель развитости человека проявляется через интегрированную развитость его способностей. Выделяют общие и специальные способности. Общие способности определяют успехи человека в различных видах деятельности. Это

· умственные способности,

· тонкость и точность ручных движений,

· развитая память,

· совершенная речь и ряд других.

Специальные способности раскрывают индивидуальность личности и определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К ним можно отнести:

· математические,

· музыкальные,

· лингвистические,

· литературные,

· художественно-творческие,

· технические,

· спортивные,

· организаторские,

· экономические и др.

Общие и специальные способности могут гармонизировать между собой, взаимно дополнять, компенсировать, усиливать и обогащать друг друга.

Значительный теоретический интерес представляет вопрос о наследовании задатков и способностей к определенному виду, а вернее, к области деятельности (искусству, конструированию, математике и т. п.). Для ответа на этот вопрос основополагающее значение имеет известное положение К. Маркса об определенных жизненных силах, которыми человек наделен от природы Так, К. Маркс писал: «Человек является непосредственно природным существом. В качестве природного существа, притом живого природного существа, он... наделен природными силами, жизненными силами, являясь деятельным природным существом, эти силы существуют в нем в виде задатков и способностей в виде влечений...». Эти слова К. Маркса указывают, прежде всего, на то, что в воспитании необходимо учитывать естественную природу человека, выявляя его задатки и способности, определяя характер и направленность заложенных в нем жизненных сил, особенности влечений, склонностей и интересов.

Эта направленность жизненных сил, заложенных в природе человека и проявляющихся в форме задатков и способностей, предполагает, прежде всего, возможность успешной деятельности в отдельных (в целом довольно широких) областях. Реализация же их во многом зависит от условий жизни и воспитания.

Наследование способностей в отдельных семьях, т. е. появление в ряде поколений людей, одаренных в определенной области, объясняется во многом не только передачей по наследству определенных задатков, но и тем, что в этих семьях дети воспитывались в атмосфере интереса к определенному виду деятельности, их довольно рано начали привлекать к этой деятельности.

Следует отметить, что задатки характеризуют лишь самые общие области деятельности. Они не ориентированы на какой-то определенный вид труда или творчества, которые всегда конкретно-исторически обусловлены и связаны с определенными видами производства, искусства, науки, определяются уровнем их развития.

Эти задатки заложены в структуре мозга, органах чувств, речедвигательных органах и служат одним из условий успешности выполнения затем какой-либо конкретной деятельности, выбранной самим человеком под влиянием условий и обстоятельств жизни. Однако в значительно большей степени успех в этой области деятельности будет обеспечен прилежанием, самой практикой и накоплением опыта в сфере данного вида труда.

Особенно острые, принципиальные теоретические споры вызывает вопрос о наследовании или наличии врожденных способностей к интеллектуальной деятельности. Педагогика признает, что может быть неблагоприятная для развития интеллектуальных способностей наследственность, например вялость клеток коры полушарий мозга детей алкоголиков, некоторые наследственные болезни и, в частности, психические заболевания. Имеющиеся же у нормальных (здоровых) людей различия в типах высшей нервной деятельности придают известное своеобразие протеканию мыслительных процессов, но не предопределяют качества и уровня самой интеллектуальной деятельности В целом следует признать, что развитие познавательных процессов и обучаемость физически здоровых и психически нормальных людей во многом определяется тем, в какие условия обучения они поставлены.

Признавая возможное биологическое неравенство задатков и способностей, педагогика делает акцент не на выявлении различий и приспособлений к ним обучения, а на создании равных условий для развития имеющихся у каждого задатков и способностей. Современная система обучения и воспитания на деле обеспечивает это равенство условий для всестороннего развития всех и каждого, что не исключает дифференцированного подхода к учащимся и учета их индивидуальных особенностей.

Не менее острым является вопрос о наследовании психических свойств и обусловленности форм поведения физиологическими задатками.

Развитие человека с физиологической точки зрения - очень сложный процесс. Различные его органы и системы на разных этапах возрастного созревания развиваются по-разному, наблюдается известная неравномерность и нескорректированность их развития в отдельные периоды роста и взросления человека, что в свою очередь сказывается на особенностях психического развития детей разного возраста, облегчая или, наоборот, усложняя работу воспитателей. Например, особые трудности представляет в силу особенностей анатомо-физиологического развития воспитание подростков. Однако это не дает основания считать, что те или иные формы поведения заложены в человеке от природы.

Современная педагогика и психология утверждают, что все психические качества личности приобретаются в процессе жизнедеятельности человека в труде и его общении с окружающей средой. В человеке от рождения не заложено никаких ни социальных, ни асоциальных программ поведения, т. е. его поведение в обществе биологически не запрограммировано. Люди рождаются свободными от моральных ценностей и представлений о формах поведения и отношения к другим людям, и процесс формирования этих личностных качеств для каждого человека начинается фактически с нуля. Поскольку же для каждого он протекает в индивидуально-неповторимых условиях, даже при одинаковых внешних условиях (ибо у каждого человека не одинаковы на них реакции), каждый из них развивается по-своему и формирует свое индивидуальное отношение к миру, что не отрицает общих закономерностей формирования личности человека в условиях целенаправленного воспитания

Психика человека, его психические проявления формируются под воздействием внешних условий, всегда преломляясь через внутренние индивидуальные условия каждого, и являются результатом, продуктом этого взаимодействия.

Социальные стороны, личность человека формируются только посредством социальных условий и не могут быть предетерминированы биологическими основами человека.

Говоря о роли наследственности в формировании и развитии ребенка, нельзя игнорировать тот факт, что существует ряд болезней и патологий, которые могут носить наследственный характер, например, болезни крови, шизофрения, эндокринные расстройства. Наследственные заболевания изучает медицинская генетика, однако их необходимо учитывать и в процессе социализации ребенка.

Итак, можно сделать вывод, что развитие человека – очень сложный процесс. Оно происходит под влиянием, как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму.

К внешним факторам относятся, прежде всего, окружающая человека естественная и социальная среда, а также специальная, целенаправленная деятельность по формированию у детей определенных качеств личности; к внутренним – биологические, наследственные факторы.

Факторы, влияющие на развитие человека, могут быть управляемые и неуправляемые.

Развитие ребенка - не только сложный, но и противоречивый процесс – означает превращение его как биологического индивида в социальное существо – личность.

В процессе развития ребенок вовлекается в различные виды деятельности (игровую, трудовую, учебную, спортивную и т.д.) и вступает в общение (с родителями, сверстниками, посторонними людьми) проявляя при этом присущую ему активность. Это содействует приобретению им определенного социального опыта.

Взаимодействие наследственности и среды в развитии человека играет важную роль на протяжении всей его жизни. Но особую важность оно приобретает в периоды формирования организма: эмбрионального, грудного, детского, подросткового и юношеского. Именно в это время наблюдается интенсивный процесс развития организма и формирования личности.

Наследственность определяет то, каким может стать организм, но развивается человек под одновременным влиянием обоих факторов - и наследственности, и среды.

Сегодня становится общепризнанным, что адаптация человека осуществляется под влиянием двух программ наследственности: биологической и социальной. Все признаки и свойства любого индивида являются результатом взаимодействия его генотипа и среды. Поэтому каждый человек есть и часть природы, и продукт общественного развития.

С такой позицией сегодня согласно большинство ученых. Разногласие возникает тогда, когда речь заходит о роли наследственности и среды в исследовании умственных способностей человека. Одни считают, что умственные способности наследуются генетически, другие говорят о том, что развитие умственных способностей определяется влиянием социальной среды.



Похожие публикации