Исследовательская работа мое родословное древо. Исследовательская работа "моя родословная"

Кяхтинское районное управление образованием

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Наушкинская средняя общеобразовательная школа

671820, п.Наушки Кяхтинского района РБ, ул.Железнодорожная,2

тел. (8-301-42) 94-7-34, gmail.com >

Конкурс «Моё родовое древо»



Выполнила: Февралева Виктория

Класс: 6А

Адрес: Бурятия, Кяхтинский р-н,

пос. Наушки,

ул.Железнодорожная 8 кв.8

Руководитель:

Посохова Наталья Дмитриевна

Исследовательская работа "Моя родословная"

Февралёва Виктория, ученица 6А класса

План:

1.Введение. Цель и задачи работы

2.Родословная нашей семьи:

б) биография Веры Федоровны Февралевой

в) потомки Февралевых

г) семья Февралевых сегодня

3. Заключение

4. Список литературы

Введение

Семья – это самое дорогое, что есть у человека. Наша семья – это тот островок, где тебя всегда примут, выслушают, успокоят. Все члены моей семьи имеют свою историю, которая передается от старшего поколения младшему. Мне было очень интересно узнать о своей родословной. Это и стало целью моей работы. Для того чтобы это узнать я определила для себя следующие задачи:

1) выяснить, откуда произошла наша фамилия;

2) узнать о родоначальнике нашей семьи;

3) отыскать литературу, в которой написано о нашей родословной;

4) расспросить у деда и бабушки о предках нашей семьи;

5) выстроить генеалогическое древо своего рода

Во время написания работы я побывала в краеведческом музее имени академика В. А. Обручева города Кяхта (Приложение 1). Так же в работе я использовала рассказы моей бабушки - Любовь Ивановны Февралевой, моего деда – Михаила Михайловича Февралева.

Все сведения, которые я получала от бабушки и деда, а так же в музее были записаны мною в Дневник поиска (Приложение 2), который был заведен мною в сентябре 2008 года.

В основной части моей работы дан анализ ряда литературных источников, редких книг, в которых говориться о предках по линии отца, раскрывается история возникновения фамилии, показана тесная взаимосвязь Февралевых с декабристами.

Ожидаемые результаты:

Восстановление ветвей генеалогического древа Февралёвых,

Осуществление взаимосвязи между поколениями семьи,

Создание семейного архива Февралёвых.

Родословная нашей семьи

а) история возникновения фамилии Февралевых

От своего деда Февралева Михаила Михайловича я узнала о том, что наша семья родом из села Поворот Селенгинского района. Так же дед рассказал мне о том, что его прабабушка была по национальности чистокровная бурятка. Она была одной из первых учителей в одной из школ города Троицкосавска – ныне город Кяхта. Дед сказал, что об этом написано в книге «Кяхта», которая имеется в краеведческом музее в Кяхте. Это и подтолкнуло нас с мамой поехать в краеведческий музей в Кяхту.

В музее нам удалось приобрести эту книгу. Она называется «Кяхта. Памятники, истории и культуры» (Приложение 3). В этой книге, действительно, упоминается о том, что некая В. Ф. Февралева была преподавателем одного из училищ города Троицкосавска. Написано об этом и в другой книге – «Календарь по Забайкалью на 1901 год». Для того чтобы узнать подробнее о В. Ф. Февралевой мы обратились в музее к заведующей отделом редких книг Любовь Андреевне Филлиповой. Любовь Андреевна дала нам «Памятную книжку Забайкальской области на 1897 год», из которой я узнала, что Вера Федоровна Февралева была учительницей во 2-ом Троицкосавском приходском училище (Никольское), где обучалось 62 мальчика. Год рождения ее не известен. В этой же книге говорится об отце Веры Федоровны. Он – крещеный бурят из села Поворот Селенгинского уезда. Крестился в феврале – отсюда фамилия Февралевы.

В статье М. Белокрыса «Редкие книги», напечатанной в журнале «Байкал» №4 за 1973 год (Приложение 4) говорится о жителе села Новоселенгинска Викторе Февралеве, который подтвердил эти данные. Он рассказывает о том, что «… семья Февралевых происходит из старинного села Поворот, расположенного недалеко от Новоселенгинска, по Кяхтинскому тракту. Родоначальником династии был крещеный бурят Федор Февралев, фамилию свою он получил, вероятно, оттого, что крестился в феврале. Февралев будто бы лично знал Бестужевых и принимал какое-то участие в строительстве их дома». Далее М. Белокрыс обращается к письмам декабристов селенгинского периода и пишет о том, что «… прибыв к месту поселения осенью 1839 года, Бестужевы сразу пришли к мысли о постройке отдельного удобного дома. В одном из писем Николай Бестужев упоминает о том, что «…среди подрядчиков, строителей, работников, посещавших его по этому поводу, много бурят». Из другого письма: «Теперь беспрестанные подряды с бурятами, кто подряжается ставить бревна, кто доски, кто заплотник, кто драньё, кто жерди». Изучив эти письма, автор статьи делает выводы о возможности общения моего прапрапрадеда Федора Февралева с декабристами именно на почве строительства дома.

б) Биография Веры Федоровны Февралевой

М. Белокрыс в этой же статье рассказывает об одной удивительной книге, на которой имеется автограф мой прапрабабушки Веры Федоровны Февралевой. Это книга К. Батюшкова «Опыты в стихах и прозе». Автор статьи делает выводы о том, что эта книга, скорее всего, принадлежала братьям Бестужевым. А так как на книге есть автограф моей прапрабабушки, возможно, что она была очень хорошо с ними знакома и общалась.

Также имеются сведения о том, что моя прапрабабушка была видным политическим и общественным деятелем города Троицкосавска. Она входила в кружок прогрессивной интеллигенции, где занималась обсуждением разных вопросов, сотрудничала в газете «Байкал». В журнале «Бурятиеведение» 1929 год (Приложение 5) рассказывается о революционном движении в городе Троицкосавске. Здесь приводятся воспоминания моей прапрабабушки «…ученическая молодежь первая заволновалась, когда телеграф принес известие о Всероссийской забастовке». В то время учащиеся Троицкосавских средних учебных заведений сорганизовались в свой ученический союз, устраивали собрания и пытались повлиять на улучшение школьного дела, отправляли своих представителей на ученические собрания. Моя прапрабабушка пишет «Помню, одна из делегаций заявила нам о своем требовании, вынесенном ими на своем собрании, отменить плату за учение, уничтожить форму, заменить многие учебники, отменить отметки». Заявление это было передано школьному начальству и удовлетворено полностью.

В 1920-х годах (точная дата смерти неизвестна) Веры Федоровны не стало.

в) потомки Февралевых

Мой прапрадед Февралев Василий – муж Веры Федоровны, проживал на своей малой родине в селе Поворот. Из рассказа моего деда М. М. Февралева я узнала, что Февралев Василий участвовал в первой мировой войне. Во время боевых действий был травлен газом. Вернулся домой больной, постоянно кашлял и поэтому рано умер. Его жена была учительницей и тоже умерла рано, в молодом возрасте. У них остались маленькие дети. Один из них Февралев Михаил Васильевич – мой прадед. После смерти родителей он жил сиротой в селе Поворот. В 14 лет женился на Мостовской Александре Павловне. У них в хозяйстве появилось два коня и свой дом. Михаил Васильевич стал заниматься извозом. Подвозил китайцев по Кяхтинской дороге до границы в Кяхту. На это и жили. У них было 6 детей: Анна, Зинаида, Анатолий, Сергей, Михаил и Владимир. В годы Великой отечественной войны прадед был призван на фронт в желдорбат. Участвовал в боевых действиях по освобождению Чехословакии, Венгрии. Дошел до Берлина. Был награжден многими медалями (Приложение 6). В это время Александра Павловна участвовала в строительстве Кяхтинского тракта. В связи с этим вынуждена была переехать с детьми на местожительство в поселок Калинишна Кяхтинского района. По окончание войны Михайл Васильевич со своей семьей в поисках заработка переехал жить в деревню Кирилловка (ныне поселок Наушки) Кяхтинского района. Он устроился в НГЧ плотником, построил дом на берегу Селенги. Александра Павловна занималась детьми и подсобным хозяйством. Сын Михаила Васильевича – Михаил Михайлович является моим дедушкой. После окончания средней школы окончил Гусиноозерское училище, где получил две специальности: автослесарь и электрик. Затем был призван в армию. В армии за отличную службу мой дед был награжден медалью «100 лет со дня рождения Ленина». После армии Михаил Михайлович женился на моей бабушке – Краснояровой Любовь Ивановне. Родом она из села Дурёны Кяхтинского района. После окончания школы поступила в педагогическое училище №1 и успешно его окончила. Затем работала в школе учителем начальных классов. У Михаила Михайловича и Любовь Ивановны родилось трое детей: Ольга, Юрий и Елена.

Бабушка была вынуждена перейти на работу в военную часть машинистом водоэлектроустановок. Дед в то время работал в пункте технического обслуживания Восточно-Сибирской железной дороги ст.Наушки начальником рефрижераторного поезда и часто бывал в разъездах. Бабушке приходилось одной справляться с хозяйством, растить детей. Поэтому она и перешла из школы на сменную работу. Затем дед попал под сокращение и стал работать в ОАО «Бурятнефтепродукт» поселка Наушки электриком. В настоящее время Михаил Михайлович имеет звание «Ветеран труда» и находится на заслуженном отдыхе. Любовь Ивановна также находиться на заслуженном отдыхе (Приложение 7).

г) семья Февралевых сегодня

Мой отец – Юрий Михайлович Февралев (Приложение 8) родился 02 апреля 1971 года в поселке Наушки. По окончании школы был призван в армию. Затем решил связать свою жизнь с железной дорогой, работал в Гусиноозерской дистанции пути бригадиром. В 2000 году женился на моей матери Черных Эмме Николаевне. 25 мая этого же года родилась я – Февралева Виктория. В 2004 году мой отец окончил Улан-Удэнский колледж железнодорожного транспорта. В настоящее время папа трудится слесарем в ремонтном депо на ст.Наушки.

Моя мама родилась 08 июня 1976 года в поселке Горхон Заигреавского района. После школы поступила в педагогическое училище №2 города Улан-Удэ. После окончания училища работала воспитателем в детском саду №58 «Золушка» города Улан-Удэ. В 2002 году окончила Бурятский государственный университет. В настоящее время мама работает в Бурятской таможне. В 2009 году была награждена Почетной Грамотой Федеральной таможенной службы Российской Федерации.

Сейчас я учусь в 4 «а» классе Наушкинской средней школы. Люблю рисовать, читать книги, занимаюсь вокалом. Мечтаю стать врачом – стоматологом, а еще хочу быть похожей на своих предках, чтобы мои дети могли гордиться мной, как я горжусь своими папой и мамой, бабушками и дедушками.

Мой брат – Февралев Святослав родился 28 февраля 2006 года. Сейчас ему 3 года. Он посещает детский сад «Тополек» в поселке Наушки, любит играть машинками, петь, читать стихи. Святослав – будущий продолжатель рода Февралевых. Когда он подрастет, то обязательно узнает о том, откуда произошла наша фамилия, кто был родоначальником нашей семьи, какой вклад внесли наши предки в историю нашей страны и обязательно передаст это своим детям.

Заключение

Каждый человек должен знать свою родословную, потому что история одной фамилии – это составная часть истории нашего края. По родословной Февралевых мы можем узнать многие исторические факты. Например: декабристы в Забайкалье, крещение бурят, революционное движение в Троицкосавске, развитие школы в нашем районе, строительство Кяхтинского тракта. Поэтому я считаю, что эта тема очень интересная и нужная.

Мне удалось решить все поставленные задачи в своей работе. Я выяснила происхождение своей фамилии, узнала о родоначальнике нашей семьи – Федоре Февралеве, а также узнала много интересного о других своих предках и составила генеалогическое дерево нашей родословной (Приложение 9). Теперь я с большой гордостью буду носить свою фамилию и постараюсь сделать все для того, чтобы и мои потомки могли гордиться своими предками, своей фамилией.

Список литературы

1.Белокрыс М. Редкие книги.- // Байкал: журнал.– Улан-Удэ, 1973, №4. – стр. 151.

Краевед – библиограф Белокрыс М. излагает поиск сведений о редких книгах. На одной из книг - автограф Февралевой В. Ф. Автор ищет владелицу книги и выходит на декабристов в Селенгинске.

2. Гилёв П. К истории общественно-революционного движения среди учащихся Прибайкалья в 1905-1907 г.г. - // Бурятиеведение: журнал.- Верхнеудинск, 1929, №1-2.- стр.152

Дана общая ситуация в городе в годы первой русской революции. Упоминается В.Ф. Февралева, как автор воспоминаний.

3. Календарь по Забайкалью на 1901 год. – Чита, 1900. – стр.86.

В сведениях по городским Троицкосавским училищам сообщается, что в 3-м приходском училище для мальчиков работала учительницей Февралева Вера Федоровна.

4. Памятная книжка Забайкальской области на 1897 год. – Издание Забайкальского статического комитета, 1897 год. – стр.96.

Даны сведения о первых училищах города Троицкосавска. Сообщается о том, что в Никольском училище преподавала Вера Федоровна Февралева.

5. Попова Е. Е. Кяхта. Памятники истории и культуры: путеводитель. – Москва, 1990. – стр.29.

Приводится упоминание о преподавателе училища Вере Федоровне Февралевой.




Мое родовое древо

















Кем были наши предки, какой след они оставили на земле, как они жили, что за судьба была у них? Всё это не просто очень интересно, познавательно – всё это поучительно, заставляет нас посмотреть с новой точки зрения на прошлое, настоящее, будущее. Кем были наши предки, какой след они оставили на земле, как они жили, что за судьба была у них? Всё это не просто очень интересно, познавательно – всё это поучительно, заставляет нас посмотреть с новой точки зрения на прошлое, настоящее, будущее. Никто из нас не свалился с луны. Все мы – ветви и листья огромного и переплетенного общечеловеческого дерева. Б. Агатов





Генеалогия – (с греческого – родословная) это вспомогательная историческая дисциплина, изучающая происхождение и родственные связи исторических лиц, родов, фамилий. Сегодня генеалогией может заниматься каждый, кому интересна история семьи. Генеалогия, как знание родства, появилась вместе с человеческим обществом и живет на всех этапах его развития.


Существует два вида родословий: Существует два вида родословий: - восходящее (от потомка к предкам) - восходящее (от потомка к предкам) - нисходящее (от предка к потомкам) - нисходящее (от предка к потомкам) Родословия могут быть смешанными, мужскими и женскими. Родословия могут быть смешанными, мужскими и женскими. Изображаться могут в виде вертикальных, горизонтальных и круговых схем. Изображаться могут в виде вертикальных, горизонтальных и круговых схем.


Мужским нисходящим родословием называется такое родословие, которое указывает все потомство данного родоначальника, но происшедшее лишь от мужчин, относительно женских представительниц рода оно ограничивается указанием имени их супругов. Смешанным нисходящим называется такое родословие, которое указывает решительно на все потомство данного родоначальника, как происшедшее от мужчин, так и от женщин. Подобное родословие не является, конечно, родословием одной фамилии. Оно охватывает огромное количество родов, происшедших от одного родоначальника по женским линиям. Смешанное нисходящее родословие фигурирует чаще всего в процессах о наследствах. В восходящем родословии объектом исследования является лицо, о предках которого собираются сведения. С него начинают, затем уже идут по восходящим ступеням или коленам, то есть к отцу, деду, прадеду и так далее. Это первоначальный вид родословия, когда у исследователя еще мало сведений, когда он последовательно идет от известного к неизвестному. Смешанным восходящим родословием называется родословие, которое указывает всех предков данного лица, как по мужской, так и по женской линии.





Различают несколько степеней кровного родства: 1 степень родства – родители и дети; отец и мать по отношению к своим детям – сыну или дочери. 2 степень родства – дед, бабка и внуки. Дед – отец, бабушка – мать твоих матери или отца. Внук – сын, внучка, дочь сына или дочери. 3 степень родства – дядя и тетя и их племянники. Дядя – брат, тетя – сестра отца или матери по отношению к их детям. Племянник, племянница – сын и дочь брата или сестры. 4 степень родства – двоюродные братья и сестры – дети твоих дяди или тети – по отношению к тебе, ты им тоже двоюродный брат или сестра. А также двоюродные дед или бабка и внучатые племянники. Двоюродные дед и бабка – брат или сестра твоих дедушки или бабушки по отношению к тебе. Ты по отношению к ним – внучатый племянник или племянница. 5 степень родства – троюродные сестры и братья – дети двоюродных братьев или сестер по отношению друг к другу.










Всероссийский форум молодых исследователей «Шаг в будущее — 201 1 »

Муниципальное общеобразовательное учреждениеСорокинская средняя общеобразовательная школа №1

Россия, Тюменская область, Сорокинский район , с ело Большое Сорокино

Исследовательская работа

на т ем у:

« Моя родословная »

Губина Яна Павловна

Руководитель: Учитель информатики высшей категории

Курочкина Альвина Зиязиддиновна

село Большое Сорокино – 2010

Моя родословная

Губина Яна Павловна

класса

Моя работа не завершена. Я буду продолжать свои исследования для ликвидации «белых пятен» в родословной моего рода.

Моя родословная

Губина Яна Павловна

Россия, Тюменская область, село Большое Сорокино,

Муниципальное общеобразовательное учреждение Сорокинская средняя общеобр азовательная школа №1, ученица 10 класса

3. Макейчик А. А., Генеалогический словарь (учебное пособие), СПб: Институт морского права, 2003г.-24с.

5. Метрические записи Шпильмана Фридриха Иоганнесовича и Фритцлер Марии Екатерины Гейнриховны.

6. DIE GESCHICHTE DER WOLGADEUTSCHEN — Историческое, географическое и статистическое описание немецких поселений . http://wolgadeutsche.ru

7. Выписка из актовой записи о смерти №157 от 25 июня 1939г. по с. Воднобуерачное Камышинского района Волгоградской области.

8. Свидетельство о смерти Фритцлер Марии-Екатерины Фридриховны.

9. Указ Президиума Верховного Совета СССР «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья», http://wolgadeutsche.ru/history/ukas_28_08_1941.htm

10. Сорокинский район в ХХ веке, под ред. Гуртового С. З., 2004г.

11. Копия алфавитной карточки , выданная УВД Волгоградской области от 08.09.93г.

12. Справка о сроках пребывания под надзором с ограничением прав и свобод.

13. Трудовая армия на Урале в годы Великой Отечественной войны, http://bankrabot.com/work/work_81470.html?similar=1

14. Cправка о реабилитации, выдана УВД Пермской области от 28.12.1993г.

16. Справки о признания лица пострадавшим от политических репрессий.

18. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 ноября 1946г., Федеральный журнал Сенатор, http://www.senat.org/Anna_German/Die_Tragodie_der_Deutschen.html

19. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 3 ноября 1972г., http://www.senat.org/Anna_German/Die_Tragodie_der_Deutschen.html

20. Cвидетельство о заключении брака/

21. Свидетельство о смерти Шпильмана Фридриха Иоганнесовича.

22. Сибирь: ее современное состояние и ее нужды: Сб. ст. / Под ред. И.С.Мельника. — СПб.: Девриен, 1908. — VIII + 294 с. Президентская библиотека им. Б. Н. Ельцина

23. Автобиография Губина Валерия Павловича.

24. Михелева Н. В.,Золотые россыпи души, газет Знамя труда.

25. Знак «За вклад в развитие района».

26. Большая советская энциклопедия, двадцатипятитысячники.

27. Книга «Монумент Памяти сотрудникам милиции Тюменской области, погибшим в годы Великой Отечественной войны и при исполнении служебного долга».


Министерство образования и науки Республики Калмыкия
МБОУ «Красномихайловская СОШ имени Т.Т.Шерета»
Районный конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся «Бичкн Торксм»

Номинация: «Поиск»

Тема работы: «Моя родословная»
Подготовил: Куликов Владислав Романович,
учащийся одиннадцатого класса
МБОУ «Красномихайловская СОШ имени Т.Т. Шерета»
Домашний адрес: 359023 Республика Калмыкия Яшалтинский район с. Матросово ул. Пионерская, 4
Контактный телефон участника:89618430420
Руководитель: Фоменко Лариса Леонидовна,
учитель русского языка и литературы
Адрес ОУ: 359023 Республика Калмыкия Яшалтинский район с.Красномихайловское ул. Школьная,7
Контактный телефон: т. 89061765491
Жизнь человека - только миг
В безбрежном времени Вселенной,
И только в памяти живых
Она становится нетленной.
Всё это так. Да вот беда,
Что забываем иногда,
Откуда мы, кто наши предки?
Такие случаи нередки…
И дух наш, продолжая жить,
Во внуков, правнуков вольётся,
И никогда не оборвётся
Веков связующая нить.
Г.И. Кабаев
В этих строках очень просто толкуется понятие «человеческая память, счастье». Оно – в семье. «Где одному не справиться, там род поддержит», - гласит народная мудрость. И на самом деле так. В самые трудные минуты жизни именно близкие, родные люди становятся надежной опорой и защитой. Человек же, любой человек, - лишь звено в цепочке поколений.… Одно поколение сменяется другим, передается какой-то опыт. А ведь передать своим детям, внукам можно не только какие-то материальные ценности, но и бесценный духовный опыт. Я уверен, что, учитывая ошибки прошлого, легче познать себя, определить своё предназначение и место в жизни, познать свою собственную ответственность перед семьей. Почитать и уважать предков, хранить память о них – раньше это было едва ли не священной обязанностью каждого. Сейчас мало кто знает о своих дальних родственниках. Но, думаю, каждый мыслящий человек хотя бы раз задавался вопросом: «А какова моя родословная? Как выглядит моё семейное, фамильное генеалогическое древо?». Попытался и я сделать первые, робкие, даже неумелые шаги по составлению родословной: «Я – семья – род». Оказывается, это очень интересно – изучать свои корни. Большая информация, в некотором смысле историческая, хранится в домашнем архиве. Самая большая архивная ценность моей семьи – это старые, уже пожелтевшие фотографии. Рассматривая, на первый взгляд, какие-то чужие лица, пришёл к выводу: я даже не подозревал, что у меня столько родных.
Семейную линию папы я не знаю, так как папа с нами не живёт. А семейную линию по линии мамы я изучил рода Хамутовских - Мозговых. Из семейных преданий известно, что родоначальником нашего рода был в молодой поляк знатного происхождения Хамутовский, который относился к польской шляхте и в конце 17 века любился в белорусскую крестьянку. И так как отец не согласился на брак, то он отказался от наследства, женился на крестьянке, и стал жить с ней на территории Белоруссии. Это первые упоминания о моих предках, которые дошли к нам. Для своего времени он был образованным человеком, поэтому все последующие поколения старались дать детям хорошее образование. Моего прапрадеда по линии Хамутовских звали Афанасий Васильевич (1898-1942) , а прапрабабушку Анастасия Петровна (1899-1948). У прапрабабушки Анастасии Петровны девичья фамилия была тоже Хамутовская, с мужем они были однофамильцами. Семья была большая, состоявшая из 11 детей: Григорий (20.02.1920- 03.03.2001г), Бронислав (1922-1943- подорвался на мине во время оккупации Белоруссии немцами), Винцент (1923-1947 умер от болезни), Юзя (1925), Михась (1927-1928), Ганна (1929), Петро (1931- 1933), Виктор (1936-1943 получил смертельное осколочное ранение в живот), Ева (15.07.1941). Мой прадедушка Хамутовский Григорий Афанасьевич родился 20 февраля 1920 года в Гомельской области Белоруссии.
Прадедушка был старшим ребёнком в семье, ему пришлось рано идти работать в леспромхоз, заготавливать лес. В 1940 году был призван в армию в пограничные войска Карело-Финской ССР.
Когда началась война, то на третий день попал в окружение. Из 80 человек осталось 24. Выходя из окружения, они спасли знамя части. Потом прадедушку Гришу определили в 368 стрелковый полк 7-й армии. Под Выборгом снайпер ранил его в руку. Мой прадедушка освобождал блокадный Ленинград, Карелию, форсировал Шую, где был ранен осколочным снарядом в ногу, а также был контужен. Три месяца пролежал в госпитале города Шарья. В Смоленске был ранен в спину. Летом 1944 года был демобилизован домой. У моего прадеда очень много орденов и медалей.
До войны прадедушка Гриша женился, у него родилась дочь Галина в 1940 году. Когда он вернулся, то ему сообщили, что его жена и дочь погибли во время бомбёжки. Прадедушка женился через некоторое время на моей прабабушке Сугак Надежде Лукьяновне (1922-11.04.1981г). У них родилось 5 детей: три сына – Пётр (09.10.1946), Григорий (03.09. 1948), Леонид (06.03.1952-16.07.2007, мой дедушка), две дочери – Александра (29.07.1956), Галина (09.01.1964). В 1962 году переехали из Белоруссии в Калмыкию, где прадедушка прожил до самой смерти. Вместе с дедушкой в Калмыкию из Белоруссии переехали и его родные сёстры: Юзя с семьёй, а Ганна и Ева создали семьи уже на гостеприимной калмыцкой земле. В Белоруссии в этот период было очень тяжело, так как народное хозяйство было разрушено, так как в течение почти четырёх лет Белоруссия была оккупирована немцами. Люди работали за трудодни. А в калмыки в это время за работу давали деньги. Жить стало намного легче большой многодетной семье, в которой уже было четыре ребёнка. И уже спустя два года у них родилась последняя дочь Галина уже в Калмыкии. А в 1967 году нашлась его первая дочь Галина. И у дедушки стало две дочери Галины: Галина большая и Галина маленькая, как он их называл. Прадедушка до выхода на заслуженный отдых работал животноводом. За свой труд имел много грамот.
В 1981 году не стало супруги, она умерла после продолжительной болезни. Но прадедушка стойко перенёс это горе, которое с ним разделили 5 детей, 11 внуков.
Прадедушка Гриша прожил долгую и счастливую жизнь, умер он 3 марта 2003 года.
Ближе и роднее всех мне бабушка Валентина Васильевна. Её муж, мой дедушка Леонид Григорьевич, к несчастью, уже умер. Очень жаль. Он любил свою семью, свой дом. С любовью ухаживал за всем этим и нас учил быть ответственными хозяевами. Братья дедушки Пётр и Григорий живут в селе Матросово, а сёстры: Александра в г.Ипатово, Галина в г.Гаврилов Ям Ярославской области. У них есть дети. У их детей – свои дети. Так что у меня много – много братьев и сестер, двоюродных, троюродных. Я живу в дружной семье Хамутовских-Мозговых, в которой каждый заботится о своих родных, готов прийти на помощь. Моя мама Куликова Светлана Леонидовна работает Заведующей складом в Матросовском детском доме. Старшая сестренка Оля, ей 20 лет, учится в Московском Гуманитарном Университете на 4 курсе по специальности «Таможенное дело». Мы с сестрой, как и все наши родные, любим свою семью, наш дом. Любим создавать в нем уют. Любим семьей просто отдыхать на природе. Это очень здорово, когда все собираются вместе, приходят дяди, тети, любимая бабушка. У меня есть ещё две родные тёти: Снежана Леонидовна Олиферович, она семьёй проживает в г.Элиста, и тётя Лариса Леонидовна Фоменко с семьёй проживает в с.Красномихайловское. Мои тёти работают учителями русского языка и литературы: тетя Снежана в СОШ№4 г.Элиста, а тётя Лариса –мой учитель русского языка и литературы. У тёти Снежаны двое детей: Ирина, ей 20 лет, учится в РГТУ г. Москвы на 3 курсе, и Дмитрий, ему 17 лет, он ученик 11 класса СОШ№17 г.Элисты- это мои двоюродные брат и сестра, которых я очень люблю.
У моей бабушки Валентины Васильевны девичья фамилия Мозговая, она родом из села Солёное. Такая фамилия даётся людям умным. Моя бабушка училась, только на «5». Закончила школу с медалью. Во время учёбы в школе, она как отличница, активистка побывала во Всесоюзном лагере «Артек» в 1964 году, у нас сохранилось много фотографий про артековские будни бабушки. Тётя Снежана закончила школу с серебряной медалью, она была в пионерском лагере «Орлёнок». Моя родная сестра Оля окончила школу тоже с серебряной медалью, поэтому мне немножко стыдно, что у меня появилось много четвёрок. Моя прабабушка – Мозговая Мария Кондратьевна- родилась 29 сентября 1918 года в селе Яшалта Яшалтинского улуса Ставропольской губернии. Помимо прабабушки в семье было ещё двое детей - брат Григорий, 30 .01.1921 года рождения и сестра Ульяна, 1924 года рождения. Её отец, мой прапрадедушка, Мозговой Кондрат Петрович, был командиром Красной Армии во время Гражданской войны. Прапрадедушка во время Гражданской войны воевал в Закарпатье, освобождал Дон.
В 1933 году во время страшного голода, прапрабабушка Надежда Егоровна сильно заболела и 18 суток находилась в состоянии летаргического сна. Доктор села Букоткин Елисей приходил каждый день наблюдал за её состоянием, колол какие-то уколы, наверное витамины. На 17 день у прапрабабушки Нади перестал прощупываться пульс, не слышно было никакого сердцебиения (хотя до этого было слышно очень медленное). Доктор сказал, что нужно похоронить. Приготовились к похоронам, на следующий день дети чего-то испугались и начали кричать, так её разбудили. После долгого восстановления, прапрабабушка осталась жива. Через год прапрадедушка Кондрат Петрович стал болеть, так как боевые ранения давали о себя знать. В 1934 году после непродолжительной болезни прапрадедушка Кондрат умер. Он похоронен на площади возле Дома Культуры в селе Солёное. На могиле прапрадедушки и ёщё четырёх героев Гражданской войны установлены каменные плиты без каких-нибудь надписей.
Рано осиротев, прабабушке пришлось очень тяжело, так как основная тяжесть домашнего труда легла на её плечи, как на старшую в семье.
Настало ещё более тяжёлое время для всего советского народа. Началась война. Тыл был как передовая. Все, кто остался в тылу, взваливали на себя тяготы жизни: работали по 16-18 часов. И с тревогой ждали вестей с фронта. И все с надеждой слушали репродуктор. Во время войны, в 1941 году, прабабушка начала работать почтовым агентом. Она работала на коммутаторе, при помощи азбуки Морзе передавала сообщения.
Брат Григорий 14 декабря 1940 года ушёл на действительную службу. А через полгода началась война. Он был зенитчиком. Приходили долгожданные письма с фронта. Они шли не в конвертах, на них не было марок. Они были сложены треугольниками. В письмах домой он писал, что сбили несколько вражеских самолётов. И каждое его письмо заканчивалось строками: «Враг будет развит, победа будет за нами!» Он свято верил в это, как и миллионы советских граждан. В одном из боёв 1941 года прадедушка Григорий был ранен в ногу, ему оторвало пятку. Он был отправлен в госпиталь. В последнем письме домой он писал, что раны его ещё не зажили, а их гонят на передовую. Больше никаких известей от него не было. И только в 1947 году на официальные запросы родственников пришло уведомление, что Мозговой Григорий Кондратьевич без вести пропал.
Младшая сестра прабабушка Ульяна тоже работала на почте. Она возила заказные (секретные) письма. По этому случаю ей было выдано оружие- пистолет.
Когда немцы стали приближаться к району, то прапрабабушка Надежда Егоровна боялась, что их могут выдать немцам, как семью командира Красной Армии. Поэтому в спешном порядке были сожжены все документы.
Из Эсто-Хагинки пришёл приказ уничтожить коммуникатор, чтобы связь не досталась немцам. И начальник Степновской конторы связи Адольф Петрович (фамилию не помнят), зашёл с топором и стал перерубывать кабели связи. Но перед этим по рации работники почты района прощались друг с другом, плакали, ведь каждый знал, что могут больше никогда не встретиться.
Когда в село Яшалта (Солёное) вошли немцы, то они согнали работников почты и некоторых жителей в здание бывшего маслозавода, заперли их там. И на следующее утро должны были расстрелять. Но в 4 утра их освободили красноармейцы. Поэтому не произошла такая трагедия, как в соседнем селе Красномихайловское.
Многое для меня было тайной. Я смог добраться в своем исследовании до пятого колена. По мере исследования, я узнавал, кем были и чем занимались мои родные, также составил семейное древо и герб.
Изучение родословной – это настоящее исследование. Изучая историю своего рода, своей семьи, я узнал много нового, интересного о жизни и исторических событиях, соответствующих каждому поколению, значит, и об истории родной страны.
Я совершил увлекательное путешествие, как мне показалось, в далекое прошлое. В эти минуты я понимаю, что моё фамильное древо очень крепкое и сильное. Изучая его, я узнал, кто такие тесть и теща, свёкор и свекровь, деверь и золовка, зять и невестка, шурин и свояченица. Уверен, что познание своего рода просто необходимо продолжить, чтобы подарить уже своим потомкам бесценную реликвию в виде генеалогического древа, семейного альбома… Воспитание патриотизма начинается в семье, со знания истории своего рода. Как говорил известный российский историк В.О.Ключевский, «…изучая предков, мы изучаем себя». «Чтобы любить родину, - писал академик Д.С. Лихачев, - надо знать, за что её любить, надо знать ее историю, знать героев и их великие подвиги».
Я думаю, чтобы любить свою семью, своих предков, надо знать историю рода, ее радостные и трагические страницы.
Я горжусь своей семьёй, своими предками, своей родиной.
Я вырасту, и родословная, составленная мной, будет передаваться из поколения в поколение моими детьми, внуками и т.д., значит, память о нашем роде останется бессмертной.
Хамутовский Афанасий Васильевич и Хамутовская Анастасия Петровна:
Хамутовский Григорий Афанасьевич(20.02.1920- 03.03.2001г)- мой прадедушка:
Хамутовский Пётр Григорьевич (09.10.1946г)- сын прадедушки; родной брат моего дедушки, проживет в селе Матросово
Хамутовская Инна Петровна (17.04.1971)- двоюродная тётя, работает в Яшалтинской ЦРБ медсестрой в детском отделении;
Хамутовская Юлия Александровна (26.09.1992)- троюродная сестра, студенка, проживает в Таганроге
Хамутовская (Пономарёва) Жанна Петровна (27.11.1973)- двоюродная тётя, проживает с семьёй в г. Таганрог, парикмахер
Пономарёв Денис Михайлович (27.07.1993)-троюродный брат, студент Гаврского университета, Франция
Пономарёва Диана Михайловна (2001)-троюродная сестра, школьница
Хамутовский Григорий Григорьевич (03.09.1948)- сын прадедушки, родной брат моего дедушки, проживает в селе Матросово
Хамутовская (Фоменко) Ирина Григорьевна (24.09.1971)- проживает в с. Троицкое Целинного района Республики Калмыкия со своей семьёй:
Фоменко Юрий Анатольевич (1989)-троюродный брат, проживает в с, Троицкое
Фоменко Александр Анатольевич (1991)- троюродный брат, проживает в с. Троицкое
Хамутовский Эдуард Григорьевич (27.01.1973)- двоюродный дядя, проживает с семьёй в с. Матросово
Хамутовская Юлия Эдуардовна (12.03.2004)-троюродная сестра, студентка Ростовского техникума путей сообщения
Хамутовская Елизавета Эдуардовна (10.11.2001)- троюродная сестра, ученица 5 класса МБОУ «Красномихайловская СОШ»
Хамутовская Анна Григорьевна (14.09.1975)- двоюродная тётя, проживает в г.ЭлистаГрицина Евгений Андреевич (27.08.1991)- троюродный брат, проживает в с. Красный Партизан
Грицина Андрей Андреевич (18.04.1993)- троюродный брат, проходит службу в рядах Российской А рмииХамутовская алина Андреевна (21.01.2001)- троюродная сестра, ученица 7 класса СОШ№2 г.ЭлистаХамутовский Леонид Григорьевич (06.03.1952-16.07.2007)- мой дедушка
Хамутовская (Олиферович) Снежана Леонидовна (14.12.1970)- родная тётя, проживает в г.Элиста, работает учителем русского языка и литературы СОШ№ 4
Олиферович Ирина Викторовна (10.01.1993)- двоюродная сестра, студентка 3 курса РГТУ г. Москва по специальности «Ресторатор»
Олиферович Дмитрий Викторович (08.12.1995)- двоюродный брат, ученик 11 класса СОШ№17 г.ЭлистыХамутовская (Фоменко) Лариса Леонидовна (13.08.1972)- родная тётя, проживает в с. Красномихайловское, работает учителем русского языка и литературы
Хамутовская (Куликова) Светлана Леонидовна (24.06.1974)- моя мама, работает завскладом в Матросовском детском доме
Ахматханова Ольга Усмановна (26.06.1992)- моя родная сестра, студентка 4 курса МГЭУ г. Москвы по специальности «Таможенное дело»
Ахматханов Владислав Усманович (06.06.1999)- это я, ученик 8 класса МБОУ «Красномихайловская СОШ»
Хамутовская (Стрельцова) Александра Григорьевна (29.07.1956)-дочь прадедушки, родная сестра моего дедушки, проживает в г.Ипатово Ставропольского края, работает ЧП
Стрельцов Эдуард Владимирович (03.08.1973)- двоюродный дядя, пограничник, находится в длительной командировке
Стрельцова Татьяна Эдуардовна (1997)- троюродная сестра, ученица 10 класса СОШ№12 г. Ипатово
Стрельцова Ольга Эдуардовна (2001)- троюродная сестра, ученица 5 класса СОШ№12 г. Ипатово
Стрельцов Александр Владимирович (15.07.977)- двоюродный дядя, проживает в г. Калининград, работает дальнобойщиком
Стрельцов Артём Александрович (2000г) – троюродный брат, ученик 6 класса в г. Калининград
Стрельцов Олег Александрович (2004)- троюродный брат, ученик 2 класса г. Калининград
Хамутовская (Леванова) Галина Григорьевна (09.01.1964)- дочь прадедушки, родная сестра дедушки, проживает в г.Гаврилов Ям Ярославской области, работает воспитателем детского сада
Леванов Анатолий Викторович (19.12.1984)- двоюродный дядя, проживает в г. Гаврилов Ям, работает дальнобойщиком
Леванова Диана Анатольевна (05.03.2008)- троюродная сестра
Леванов Александр Викторович (04.08.1990-28.08.1995)- двоюродный дядя
Хамутовский Бронислав Афанасьевич (1922-1943- подорвался на мине во время оккупации Белоруссии немцами)
Хамутовский Винцент Афанасьевич (1923-1947 умер от болезни)
Хамутовская (Капустинская) Юзя Афанасьевна(1925-1994), её дети, внуки, правнуки, праправнуки:
Капустинский Сергей Григорьевич (27.07.1948г)- двоюродный брат моего дедушки, его дети, внуки,правнуки:
Капустинская (Маковецкая) Алёна Сергеевна (16.03.1971)- троюродная тётя, воспитатель в Матросовском детском доме, её дети и внуки
Маковецкая Ирина Сергеевна (15.09.1989)- четырёхюродная сестра, не работает, недавно закончила СГУ по специальности «Учитель географии»- проживает в с. Матросово
Менкедыков Артём Антонович (25.12.2008)
Менкедыкова Антоновна
Маковецкая Светлана Сергеевна (21.04.1991)- четырёхюродная сестра
Касимов
Капустинский Анатолий Григорьевич (06.09.1951)- двоюродный брат моего дедушки, проживает в с. Матросово
Капустинский Алексей Григорьевич (17.07.1954- 01.09.2007)- двоюродный брат моего дедушки, его дети:
Капустинская Наталья Алексеевна (1980г)- проживает в Ростовской области Сальском районе п. Целина - имеет троих дочерей: Светлану, Галину и Татьяну
Капустинская Татьяна Алексеевна (1984)- проживает в Ростовской области Сальском районе п. Целина - имеет дочь Ольгу
Капустинская Миланья Григорьевна (06.07.1956- 06.12.1993)- двоюродная сестра моего дедушки, её дети и внуки:
Иваненко (Овчинникова) Лариса Ивановна (12.11.1971) - троюродная тётя, проживает с семьёй в с Солёное
Иваненко Елена Николаенва (14.04.1991)- проживает в с. Солёное
Овчинников Алексей Владимирович - ученик МБОУ «Солёновская СОШ»
Овчинников Андрей Владимирович- ученик МБОУ «Солёновская СОШ»
Иваненко (Шульга) Светлана Ивановна (26.09.1974)- троюродная тётя, проживает с семьёй в с. Солёное
Шульга Галина Геннадьевна- ученица МБОУ «Солёновская СОШ»
Шульга Сергей Геннадьевич- ученик МБОУ «Солёновская СОШ»
Хамутовский Михась Афанасьевич(1927-1928),
Хамутовская Ганна Афанасьевна (1929)- дочь прадедушки, сестра дедушки проживает в с. Матросово
Хамутовский Анатолий Владимирович (01.05.1957)- двоюродный брат моего дедушки, проживает в с. Матросово
Хамутовская (Масыч) Марина Анатольевна (06.07.1981)- троюродная тётя, проживает с семьёй в г. Таганрог, кандидат наук, преподаёт в университете
Масыч Елизавета Викторовна (2007)- четрёхюродная сестра
Хамутовский Александр Анатольевич (05.03.1986.)- троюродный дядя, проживет с семьёй в г. Самара, работает программистом
Хамутовская Кира Александровна (17.09.2012)-его дочь
Хамутовский Дмитрий Анатольевич (11.06.1987)- троюродный дядя, проживает с семьёй в г. Новочеркасск, военный
Хамутовский Даниил Дмитриевич (17.1.2011)
Хамутовский Петро Афанасьевич(1931- 1933),
Хамутовский Виктор Афанасьевич(1936-1943 получил смертельное осколочное ранение в живот),
Хамутовская (Волошина) Ева Афанасьевна (15.07.1941).

АНО «Павловская гимназия»

Исследовательская работа

«Моя родословная»

Выполнила:

Брайловская Анастасия

ученица 4 класса

Руководитель проекта:

Капитанова Т.И.
2010


1. Введение

3

2. Что такое родословие, генеалогия

2.1. Родословие и наука генеалогия

5

2.2. Генеалогическое древо

5

2.3. Геральдика и фамильный герб

6

3. Моя семья

3.1. Фамилия Брайловские

8

3.2. Я, мои брат и сестра

9

3.3. Мои родители

11

3.4. Герб и девиз нашей семьи

13

4. Мои предки

4.1. Представители родословной линии со стороны папы

15

4.2. Представители родословной линии со стороны мамы

18

5. Анкетирование среди школьников «Знаешь ли ты своих предков?»

23

6. Заключение

27

7. Список использованных источников

29

Приложение 1

30

  1. Введение

Каждый человек рождается, растет, стареет, умирает, но, проживая жизнь, оставляет после себя след. Продолжение каждого из нас - это дети. Дети – самое дорогое, что есть в жизни. У детей рождаются свои дети, у тех – свои. И если человек даже не совершил никаких открытий, просто достойно прожил свою жизнь, он заслуживает того, чтобы о нем помнили его дети, внуки, правнуки.

Наша страна пережила очень много переломных моментов в истории: гражданские войны, Первая и Вторая мировые войны, образование и распад СССР. Но результатами этих событий стали не только экономические и политические потрясения, но и потрясения для каждого человека в отдельности. Это и потеря близких людей, и лишение жилища, и многое другое. Как результат - люди не помнят своих корней, родственников, живших в недалёком прошлом. Нашим предкам мы обязаны своей жизнью. Мы должны знать и хранить свою историю. Поэтому сейчас, с переходом общества в постиндустриальную эпоху, когда стремительное развитие получают развитие компьютерных технологий и промышленность, эта работа особенно актуальна . Мне, как представителю большой семьи, стало интересно, как жили другие мои родственники, мои предки. Поэтому данная работа актуальна не только для всего общества, но и для конкретного человека, в том числе, и меня.

Велика и практическая значимость данной работы. Во-первых, она послужит мотивирующим фактором для других учеников, как моей гимназии, так и других школ, для создания своей родословной, а, как следствие, недостающий кусочек истории еще одного рода будет восстановлен. Во-вторых, результаты анкетирования могут служить источником для проведения классных часов в нашем классе, могут быть использованы на уроках окружающего мира.

Цель исследовательской работы - показать жизнь и быт людей, их изменение с течением времени на примере рода, составление семейного дерева.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи :


  1. Изучить корни рода.



  2. Показать их жизненный путь.



  3. Нарисовать герб своей семьи.
Мы можем выполнить поставленные задачи, следовательно, тема работы реализуема.

В ходе работы применялись методы: анализ информации, наблюдение, эксперимент (анкетирование).

Объект моего исследования – род. Предмет исследования – представители рода.

Гипотезы:



2. Что такое родословие, генеалогия
2.1. Родословие и наука генеалогия

Каждому человеку следует знать историю своей семьи. Поверьте, это не менее интересно, чем родословная русских царей или египетских фараонов.

Для того, чтобы начать изучать тему данной работы и составлять свою родословную, нужно определить основные понятия.

Слово «род» в словаре русского языка означает ряд поколений, происходящих от одного предка.

Таким образом, родословная – это перечень поколений одного рода.

Существует даже особая наука, генеалогия, которая изучает происхождения, историю родственные связи семьи.

Генеалогия (от греч. genea, «семья» и logos, «знание») – специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением родословных взаимосвязей людей, историей родов, происхождением отдельных лиц, установлением родословных связей, составлением генеалогических древ. В более широком смысле, генеалогия – наука о родственных связях вообще.
2.2. Генеалогическое древо
Генеалогическое древо - схематичное представление родственных связей в виде символического «дерева » (см. Приложение 1).

Знать свое генеалогическое древо всегда считалось необходимым для развития, ведь человек без прошлого не имеет будущего. Генеалогическое древо издревле составлялось самыми старшими в роду людьми, а потом передавалось из поколения в поколение. Генеалогическое дерево являлось и является одной из самых ценных семейных реликвий в семье - ничто не может быть ценнее памяти о своем роде, о тех, от кого мы произошли.

Генеалогическое древо можно восстановить, изучая историю, исследуя исторические архивы и путешествуя по стране или за рубежом.

Стоит отметить, что при создании генеалогического древа необходимо придерживаться множества формальных правил, касающихся графического отображения тех или иных данных. Эти правила можно найти в специальной литературе.

Генеалогическое древо бывает трех видов – нисходящее, восходящее и кругообразная таблица.
2.3. Геральдика и фамильный герб
Герб представляет собой особое символическое изображение, состоящее из гербового щита и внешних атрибутов (фигур за пределами щита), служащее постоянным отличительным признаком государству, региону, населённому пункту, роду или отдельному лицу.

Есть даже специальная наука, изучающая гербы. Она называется геральдика.

Нас интересует фамильный герб. Это символическое изображение, отражающее отличительные признаки определенного рода.

История возникновения фамильного герба проста. Закованным в доспехи рыцарям нужно было как-то отличать «своих» от «чужих». Самым удобным местом, на котором помещался отличительный знак, был щит. Так родилась форма фамильного древа – щит.

В гербе можно отразить отдельно то, чем славны твои предки. В старину при брачном союзе двух семей, имевших собственные гербы, составлялся новый герб. Для этого брали правую половину герба семьи мужа и левую половину семьи жены. При этом возникали странные фигуры животных. Например, наполовину лев – наполовину медведь или наполовину конь - наполовину орел…

Каждое животное или растение, каждый предмет, изображенный на гербе, обязательно что-то означают.

Кроме того, на гербах часто изображались солнце, луна, реки, горы, холмы, облака, радуга, колосья, различные предметы гражданского и военного быта: шлемы, кольчуги, пушки, серпы, молоты, косы. Встречались и символы различных профессий: музыкальные, столярные, слесарные инструмент, якоря, компасы, архитектурные сооружения.

Гербы принято раскрашивать определенными красками. К ним относятся: красная, голубая, зленная, бордовая, черная, золотая и серебряная.

3. Моя семья.

3.1. Фамилия Брайловские

В наше время у каждого человека есть фамилия, имя и отчество. Но так было не всегда. Давным – давно у людей были только имена и прозвища. Отчество и фамилия появились позже. Само слово «фамилия» означает «семья», «общественное имя».

Моя фамилия – Брайловская. Мне всегда было интересно, откуда произошла моя фамилия. Я часто спрашивала своих родителей, бабушек и дедушек о фамилии. Вот, что они мне рассказали.

Брайловские – потомки тех, кто в 17 – 19 веках переехал на новое место жительства из селений, носящих названия Брайло, Брайлов, Брайловка. Мы предполагаем, что многие из древних селений исчезли и были переименованы, но в настоящее время селения с названиями Брайлов и Брайловка существуют в Украине, в Винницкой и Кировоградской областях.

Различные исторические источники утверждают, что представители этой фамилии могут гордиться своими предками, о которых упоминается в различных документах, подтверждающих след, оставленный ими в истории Польши, Украины, Белоруссии и России. Фамилия Брайловские происходит из земель Речи Посполитой и западных областей Российской империи и входит в число старинных европейских фамилий, появление которых относится к 18 – 19 векам.

Конечно, в настоящее время, представители этой фамилии могут жить и в других исторических областях.
3.2. Я, мои брат и сестра

Я – Брайловская Настя.

У меня большая дружная семья. Мою любимую мамочку зовут Наташа, а папочку – Серёжа. Они очень любят друг друга. У меня есть младшая сестричка-Сонечка. А ещё у меня есть брат-Антоша. Он спортсмен и очень сильный. В выходные мы всегда придумываем что-то интересное: едем в музей, театр, на выставку или просто гуляем, а потом едим мороженое и смотрим какой-то фильм.

Недавно мы узнали, что моё имя в переводе с древнегреческого означает «воскресение», «возвращённая к жизни».
Мой брат
Моему брату Антону 15 лет. Родился он 10 марта 1995 года в деревне Крюково Рузского района. Сейчас Антон выше мамы.

Его имя произошло от древнеримского родового имени Антоний. Оно означает «Вступающий в бой». Мой брат с пяти лет серьезно занимается горнолыжным спортом. Сейчас он кандидат в мастера спорта и член Сборной команды Москвы. В 2010 году он стал Чемпионом Москвы. У Антона много медалей и грамот. Я им очень горжусь.

Моя сестра
Моя младшая сестра Сонечка родилась 1 октября 2002 года, когда мне было почти 2 года. Сейчас она выросла. У нее длинны каштановые волосы, голубые глазки, мягкие щечки и красивая улыбка. Она очень добрая, нежная ласковая.

Имя ей выбрал мой брат Антон. Я думаю, он не ошибся. В переводе с древнегреческого, имя Софья означает «Мудрость».

Вместе с сестрой мы любим играть, рисовать, гулять. Друг без друга мы скучаем, а вместе иногда ссоримся. Мама говорит: «Родная кровь бушует». И я с этим согласна.
3.3. Мои родители
Мой папуля

Брайловский Сергей Олегович - мой папа - родился в городе Уфа 24 августа 1941 года. Его имя происходит от римского родового имени Сергиус, что означает «Высокий, Высокочтимый». Всегда готов помочь в трудную минуту и дать дельный совет.

Мой папа интересный человек и замечательный рассказчик. Его истории длятся вечность, они не имеют конца. Он любит живопись, и лучше всякого экскурсовода может рассказать о любой картине и ее художнике. Увлекается пением под гитару, поет песни Окуджавы, романсы, русские народные песни. У него оперный голос. Его без экзаменов, после прослушивания, приняли в консерваторию на отделение вокала, но он решил пойти учиться в институт. Сдал все экзамены на «отлично» и стал студентом Московского авиационного института по специальности «Системы управления летательных аппаратов». Работал преподавателем в Московском автодорожном институте почти 20 лет, а потом открыл своё дело. Сейчас мой папа бизнесмен.

А ещё у него есть медаль Русской Православной Церкви Преподобного Сергия Радонежского первой степени. Эту медаль ему вручили за помощь в восстановлении Храма Якова Завидеева.

Я горжусь своим папой и очень его люблю.
Моя мамочка
Моя мама молодая и красивая - все так говорят. Имя Наталья в переводе с латинского означает «родная, близкая» - это точно про мою маму

Мама родилась в подмосковном посёлке под названием Дружба 21 февраля 1974 года. Как и все дети училась в школе, и бабушка рассказывает, что она была очень трудолюбивая и старательная. Мечтала стать учителем. Школу закончила на «пятёрки». Потом стала экономистом.

Но по специальности работала мало, потому что друг за другом у неё появились все мы. И теперь её работа - МАМА. В свободное от воспитания нас время мама увлекается фотографией

А ещё мама разделяет папино увлечение живописью и папа говорит, что стала понимать в живописи больше его самого.

Она умеет делать дом уютным и красивым. Сама придумала и воплотила в жизнь дизайн нашего нового дома.

Я люблю свою маму.

3.4. Герб и девиз нашей семьи.



Мы изучили историю геральдики, основные элементы гербов, цвета и решили, что наш семейный герб должен иметь форму щита, а вокруг должен быть обвит оливковыми ветвями. Оливковая ветвь - символ миролюбия, а мир в семье очень важен! В центре расположена буква «Б» - это начальная буква нашей фамилии. Над ней изображен пеликан с тремя узелками в клюве – это мы, дети, и на каждом узелке написаны буквы, с которых начинаются наши имена: «А» - Антон, «Н» - Настя, «С» - Соня. А пеликан означает родительскую любовь. В нижней части герба изображен дубовый лист – символ крепости нашей семьи. На листе помещена дата рождения нашей семьи - 2000 год и начальные буквы имён наших родителей: «Н» - Наталья, «С» - Сергей.

Девиз нашей семьи: «В доброй семье и дела добрые».

Мы все стараемся жить так, чтобы доброты в нашей жизни было больше.

4. Мои предки
4.1. Представители родословной линии со стороны папы
Дедушка по папиной линии
Брайловский Олег Леонидович родился 9 июня 1916 года в городе Тбилиси. Имя Олег означает «Святой, Священный».

Мой дедушка всю жизнь работал в Институте буровой техники. Он изобрел долото для бурения, которое используется во всем мире для добычи нефти. У него было много изобретений.

Он был очень веселый, написал много стихов, играл в КВН.

Бабушка по папиной линии
Брайловская (Сазонова) Анастасия Романовна родилась 8 января 1912 года. Она родилась в деревне Высокого Тверской области.

Моя бабушка мечтала стать врачом, но не смогла, так как у деревенской девочки не было такой возможности. Но она овладела народной медициной и всегда лечила своих детей, родных и близких.

Она вырастила двух сыновей – Николая и Сергея (моего папу) в самое тяжелое послевоенное время.

Прадедушка и прабабушка по папиной линии со стороны дедушки
Прадедушка

Брайловский Леонид Николаевич (~1890 – 1916 гг.), мой прадед, окончил училище прапорщиков и ушел на войну. Мне стало интересно, какие события в истории России происходили на то время. Я узнала, что это было начало Февральской революции, нарастание политического кризиса. Прадед за героизм получил солдатский Георгиевский Крест.

В марте 1916 года он погиб. Мой прадед был похоронен в братской могиле, но прабабушка получила соизволение Государя на поиски тела своего мужа, так как он был героем войны. Тело ее мужа доставили на кладбище героев войны, туда, где сейчас станция метро «Сокол».

Прабабушка

Брайловская (Баранова - Крылова) Евгения Александровна (18.01.1892 – 24.03.1979) – моя прабабушка – родилась в городе Белый Смоленской области.

Прабабушка прожила тяжелую жизнь, так как была дворянка и подвергалась репрессиям. На жизнь она зарабатывала портнихой.

Прадедушка по папиной линии со стороны бабушки
Сазонов Роман Зиновьевич родился в дер. Высоково Тверской области 1890 году (1940 год). Мой прадедушка обвенчался с моей прабабушкой в церкви деревни Дулово в 1910 году.

Мой прадедушка был сапожник.

Прабабушка по папиной линии со стороны бабушки
Моя прабабушка, Ульяна Никитична Сазонова (Буруленкова). Родилась в дер. Уразово Тверской области 7.01 1890 году (1970 год).

Бабушка была крестьянкой и растила детей. Она родила 9 детей, но выжило только 4: Анастасия (моя бабушка), Клавдия Виктор и Владимир.

У прабабушки было 2 сестры: Настасья и Матрена, брат Иван.

4.2. Представители родословной линии со стороны мамы
Дедушка и бабушка по маминой линии

Дедушка

Мой дедушка – Лескин Леонид Андреевич – родился 26 июля 1953 года в селе Дьячи Моршанского района Тамбовской области.

У моего дедушки есть сестра – двойняшка Зинаида. Она родилась на 5 минут раньше дедушки. Дедушка смеётся, что он настоящий джентельмен –пропустил женщину вперёд.

В 15 лет дедушка уехал из села Дьячи в Москву. Он работал строителем. Сейчас он главный спортивный тренер моего брата и его помощник. Он очень веселый и добрый.

Бабушка

Моя бабуля – Лескина (Пилюгина) Галина Ивановна – родилась 16 мая 1953 года в городе Борисов Минской области БССР. Моя бабушка с детства мечтала стать доктором. Она долгие годы работала в детском саду, сначала медсестрой, потом воспитателем. Дети ее очень любили.

5 ноября 1973 года бабушка вышла замуж за Лескина Леонида Андреевича. Они жили в поселке Дружба. Там же родилась моя мама. В этом маленьком подмосковном поселке моя бабушка была самым главным человеком – лечила всех – от мала до велика.

Прадедушка по маминой линии со стороны дедушки
Мой прадед, Лескин Андрей Григорьевич (23.06.1916 – 29.07.1995), ушел на войну в 1939 году. Был кинологом – пограничником на русско-турецкой границе. Я узнала от бабушки, что с Великой Отечественной войны он вернулся в 1946 году. Имеет: медаль за отвагу, медаль за взятие Кёнигсберга.

Прадедушка работал в совхозе. Сам построил дом. Он был человеком большой души, с большим чувством юмора.

Его родители – Степанида Елисеевна и Григорий Лескин. Григорий получил солдатский Георгиевский Крест за личное мужество в Первой мировой войне.

Прабабушка по маминой линии со стороны дедушки
Моя прабабушка, Лескина (Емельянова) Прасковья Николаевна (26.10.1913 23.07.2000).

Она была простой деревенской женщиной. Работала в совхозе. Она была награждена медалью «Мать – Героиня». Звание «Мать-героиня» - высшая степень отличия Советского Союза , установленная для женщин за заслуги в рождении и воспитании детей. Сейчас она хранится у нас.

Хозяйство у прабабушки было большое: 2 коровы, 6 овец, куры, гуси, 3 поросенка, огромный огород. С 4 утра до поздней ночи она была на ногах.

Прадедушка и прабабушка по маминой линии со стороны бабушки
Прадедушка

Пилюгин Иван Данилович (3 марта 1928 г. – 6 марта 1968 г.) родился в пос. Погожево Касторинского района Курской области. Похоронен в пос. Дорохово Рузского района.

Прадедушка был военным, затем – строителем.

Его отец – Пилюгин Данила Абрамович, дедушка – Николай Шарапов. Он – мой прапрапрадед. Его жена Федора похоронена в дер. Алексино. У них было 3 детей: Татьяна, Алексей, Василий – мой прапрадед (муж Ефросиньи). Он очень рано ушёл из жизни.

Прабабушка

Пилюгина (Шульгинова, Шарапова) Нина Васильевна (17.11.1931 г. – 30.05.1993 г.) родилась в с. Вострово Волчихинского района Алтайского края.

Жизнь у нее была очень тяжелая. Детство пришлось на военные годы. Вместе с сестрой, когда ей было 10 лет, фашисты угнал ее в Германию. Там она попала в концлагерь «Тейкар», а оттуда на работу в дом к богатым немцам. Они хорошо к ней относились, кормили, одевали, но труд был очень тяжелым. А ее сестре Зине не повезло – хозяева морили ее голодом, но Нина приносила ей еду от своих хозяев. Так они пережили войну, а затем вернулись на родину.

После войны она жила с мамой в Белоруссии. Работала строителем, на лесоповале, поваром.

Ее родители – Шарапова (Клещенок) Ефросинья Моисеевна (03.02.1907 г. – 13.02.1992 г.) и Шарапов Василий Николаевич (1900 г. – 1937 г.) мои

Прапрабабушка и прапрадедушка (на фото справа налево).
Прапрабабушка родилась в Белоруссии. Похоронена в с. Васильевское Одинцовского района. Была крестьянкой. Василия Николаевича в 1937 году забрали из дома. Позже Ефросинья разыскала его. Ей удалось с ним встретиться только 1 раз. После этой встречи его расстреляли. То время было ознаменовано массовыми репрессиями, начавшимися в СССР в конце 1920-х и проходившие до 1950-х годов включительно. При этом жертвами репрессий становились не только активные политические противники большевиков , но и люди, просто выражавшие несогласие с их политикой. Установлено, что это произошло под дер. Куропаты БССР.

Родители Ефросиньи Моисеевны – Клещенок Моисей и Акулина – мои прапрапрадедушка и прапрапрабабушка. У них было 7 детей: Моисей (1898 г.), Иосиф (1916 г.), Лявон (1901 г.), Ольга (1903 г.), Анна (1913 г.), Федор (1910 г.), Ефросинья (1907 г.). Они жили в Белоруссии в дер. Славное Смолевического района.

5. Анкетирование среди школьников «Знаешь ли ты своих предков?»
Изучив историю одного рода, мы решили провести анкетирование. В нём приняло участие 40 человек (ученики 2, 3, 4 классов).

Полученные результаты были проанализированы и представлены в виде диаграмм.
два обобщающих вывода :


  1. Среди учащихся 2 – 4 классов наблюдается высокий уровень заинтересованности в истории своего рода, стремление к получению информации о своей семье, интерес к дальнейшей работе в этой области.

  2. Результаты анкетирования выявили тот факт, что для реализации всех стремлений и интересов учеников в родословии и генеалогии им недостаточно информации.

6. Заключение
В начале исследования передо мной стояла цель – показать жизнь и быт людей, их изменение с течением времени на примере рода, составление семейного дерева.

Для достижения этой цели были реализованы следующие задачи :


  1. Изучить корни рода.

  2. Обрисовать историю своих предков.

  3. Узнать о личном вкладе представителей моего рода в историю нашей страны.

  4. Показать их жизненный путь.

  5. Составить генеалогическое древо рода.

  6. Провести анкетирование среди школьников.

  7. Нарисовать герб своей семьи.
Перед началом работы мы выдвинули 2 гипотезы :

  1. Фамилия Брайловская происходит от места проживания моих предков.

  2. Максим Брайловский, космонавт, про которого снят фильм «2010: год вступления в контакт», мой родственник.
Первая гипотеза подтвердилась. Действительно, фамилия моей семьи произошла от мест проживания предков. А вторая гипотеза не подтвердилась. Оказывается, имя Максима Брайловского, космонавта, было придумано режиссером американского фильма «2010: год вступления в контакт» Питером Хайамс м, в котором снялись русские актеры Владимир Скомаровский и Савелий Крамаров, а Максима Брайловского сыграл латышский актер Элия Баскин.

Конечно, чтобы восполнить пробелы знаний в области генеалогии, необходимо изучать соответствующую информацию на классных часах, уроках окружающего мира. Но теория – это лишь часть исследования. Главная задача узнать как можно больше информации о всех членах семьи, рода, собрать все известные факты, случаи и жизни, воспоминания, а потом все это структурировать и собрать в Родословную.

Таким образом, необходимо, чтобы, помимо заинтересованности в проведении собственного исследования, учащиеся располагали информацией о своей семье, роде, предках. Безусловно, огромную помощь в этом могут оказать ближайшие родственники – мамы, папы, бабушки, дедушки. Он наверняка помнят рассказы своих родственников об их жизни. У многих из них хранятся бесценные сведения, фотографии и семейные реликвии. И благодаря их знаниям каждый из нас может по крупицам собрать свою родословную и передать её детям.

Из истории отдельных родов складывается история нашей Родины. Так давай те же сделаем так, чтобы «белых пятен» в истории было меньше.


  1. Список использованных источников

  1. В. С. Василевская – Моя родословная: Для учащихся начальной школы. – М.: ВИТА – ПРЕСС, 2008, ISBN 978-5-7755-1587-4, с. 4-9

  2. В. К. Самсонов – Твоя родословная, Солон-Пресс , 2004, ISBN 5-98003-062, с. 5

  3. И. С. Семенов – Европейские династии. Полный генеалогический справочник. - М.: Энциклопедия , Инфра-М , 2006, ISBN 5-94802-014-2, 5-16-002720-3, с.93-95

Приложение 1.




Похожие публикации