Крутецкий в а психология. Бесплатная электронная библиотека. Допущено Министерством просвещения ссср в качестве учебника для учащихся педагогических училищ

В. а. Крутецкий
Психология
Раздел первый Введение в ПСИХОЛОГИЮ

Глава 1. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ, ЕЕ ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ
1. Общее понятие о психике и психологии

Любой человек, основываясь на собственном опыте, отдает
себе отчет в том, что он так или иначе способен воспринимать,
познавать окружающий мир, различные предметы и явления. Мы
слышим пение птиц, звуки музыкальных инструментов челове-
ческую речь, шум пролетающего самолета. Мы видим различные
предметы, деревья, других людей и животных, машины и соору-
жения, различаем цвет и форму предметов. Мы ощущаем аромат
цветов и запах бензина и уж никак не спутаем вкусовые ощуще-
ния, получаемые от сахара и соли. Каждый человек знает, что
такое размышлять над прочитанной книгой, обдумывать свои
действия на завтра, соображать при решении трудной задачи. Мы
можем вызвать в памяти образ знакомого человека, вспомнить
учебный материал. Мы способны представить и то, что никогда
в жизни не воспринимали, например тропический лес или давно
вымершего мамонта, и даже вообразить то, что вообще не сущест-
вует,-сказочный персонаж или фантастическую машину.
Человек не только познает окружающий мир, но имеет свое
собственное отношение к предметам или явлениям этого мира.
Он не бесстрастно, холодно-рассудочно воспринимает окружаю-
щее, а переживает при этом определенные чувства: одни из пред-
метов и явлений радуют его, доставляют ему удовольствие, к дру-
гим он равнодушен, третьи вызывают у него огорчение, а порой
страх и ненависть. Хорошая книга доставляет нам наслаждение,
недостойное поведение человека вызывает у нас негодование и
возмущение, самоотверженный поступок - восхищение.
Человек не только воспринимает окружающий мир и как-то
относится к нему, он и действует в этом мире, проявляя свою ак-
тивность, принимает решения, стремится к цели, проявляет ини-
циативу и настойчивость в преодолении трудностей, препятствий,
иначе говоря, осуществляет волевую деятельность.
Наконец, каждый человек отличается чем-то от других: один
особенно интересуется музыкой, другой - спортом; один проявля-
ет способности в области математики, а другой - в области лите-
ратурного творчества; один горяч, вспыльчив, несдержан, другой
спокоен и невозмутим; один трудолюбив и скромен, другой ленив
и высокомерен. Все это-восприятие, память, мышление, вообра-
жение, чувства и воля, проявления темперамента и характера-
явления человеческой психики. А наука, изучающая психические
явления, называется психологией. Название это произошло из

Марко Антонио Ибарра Контрерас. Принципы воспитания личности в педагогическом процессе - проблема, которая приобретает все большее значение в современной психологии и педагогике как часть усилий, которые предпринимаются во всех обществах для совершенствования педагогического процесса в формирование новых поколений. Хотя разные авторы ссылаются на принципы, которые, по их мнению, являются наиболее важными для формирования идеального типа личности, минимальное необходимое единодушие, которое облегчает более последовательную воспитательную работу над учениками, еще не достигнуто.

слияния двух греческих слов - (душа) и (учение,
слово) и означает.
Под изначально понималось (да и теперь еще пони-
мается идеалистами, религиозными людьми) некое бессмертное
и бесплотное существо, которое живет в теле человека и в момент
смерти покидает его. Считалось, что описанные выше психические
явления и есть свойства, проявления этой. Старое назва-
ние науки сохранилось до сих пор, слово также сохрани-
лось в нашем языке, но совсем в ином смысле: под явлениями> понимаются психические явления, а слово
означает психику человека как продукт деятельности его мозга.
Психология - наука и очень старая, и очень молодая. С одной
стороны, возраст ее около 2400 лет. Первое систематическое из-
ложение психологических явлений было предпринято древнегре-
ческим ученым Аристотелем в его трактате. Аристотеля
и считают основателем психологии. С другой стороны, собственно
научное экспериментальное исследование психических явлений и
их закономерностей началось по сути дела с середины XIX в., а
подлинно научная психология начала складываться и того поз-
же - на рубеже XIX и XX вв.
Проявления психики человека очень многообразны. И все они
существуют не изолированно друг от друга, а взаимно связаны
между собой, влияют друг на друга. Связь эта не носит характе-
ра простой суммы, совокупности отдельных психических проявле-
ний, а представляет собой единую, целостную психическую дея-
тельность. Например, в реальной умственной деятельности млад-
шего школьника настолько тесно взаимосвязаны восприятие,
память и мышление, что их трудно отделить.
. Вот вы сейчас читаете эти страницы учебника. Вы восприни-
маете текст посредством зрительных ощущений. Воспринимая
текст, вы его стараетесь понять, осмыслить и запомнить, для этого
приходится сосредоточить на нем свое внимание, припомнить не-
которые уже известные вам определения и факты. Работает и
ваше воображение-необходимо кое-что представить себе на-
глядно. Воспринимаемый материал вызывает у вас какое-то отно-
шение к нему, которое переживается в виде определенных чувств.
Для преодоления трудностей понимания вы проявляете волевые
усилия. Быстрота, темп, успех вашей умственной деятельности
зависят от некоторых особенностей вашей личности, таких, как
активность, трудолюбие, ответственность. Однако при этом психи-
ка человека не представляет собой такого абсолютно слитного
единства, при котором стиралось бы значение отдельных ее прояв-
лений. В этом единстве отдельные стороны, проявления психики
качественно своеобразны и могут быть выделены для их анализа.
Возникла потребность как-то упорядочить, классифицировать
их. Знакомство с психикой человека в этой книге и будет проис-
ходить соответственно общепринятой классификации. Предвари-
тельно же отметим, что психология изучает так называемые пси-
хические процессы и психические свойства личности. Психически-

Цель этой работы - предложить ряд принципов для обучения личности и практических рекомендаций по ее применению в учебных заведениях. Не претендуя на то, чтобы регулировать всю работу учителя, который по своей сути должен быть творческим в постоянном поиске романа и оригинала. Оценивая литературу, которая затрагивает этот спорный аспект, проверяется, что нет никакого консенсуса ни в способе называть их, ни в их объяснении; некоторые из них прямо ссылаются на термин «Принципы образования», другие - на «Педагогические принципы», также появляются как «Требования к эффективному образованию», «Сущность учебного процесса», «Психологические основы образовательного процесса», общие принципы, «Принципы направления педагогического процесса»или «Руководящие педагогические принципы».

Mil процессами называются отдельные формы или виды психиче-
ской деятельности. В психологии различают познавательные пси-
хические процессы (направленные на познание человеком окру-
жающего мира). Это ощущение отдельных свойств предметов
(различный цвет, различные звуки, вкусовые, обонятельные ощу-
щения и т. д.), восприятие (предметов, вещей в совокупности их
свойств), память, мышление, воображение. Различаются еще
эмоциональные процессы (чувства), волевые процессы и действия.
Психическими свойствами личности называются наиболее сущест-
венные и устойчивые психические особенности человека (его по-
требности, интересы, способности, темперамент как проявление
типа нервной системы в поведении человека - активность, возбу-
димость и т. д., характер).
Помимо психических процессов и психических свойств лично-
сти, выделяют еще и психические состояния. Психические состоя-
ния - это особая характеристика психической деятельности чело-
века за некоторый период времени. Психические состояния вызы-
ваются внешней ситуацией, самочувствием человека, его индиви-
дуальными особенностями и влияют на его поведение в течение
этого периода (состояния утомления, рассеянности, раздражи-
тельности, активности, пассивности и т. д.).
Психика человека проявляется, формируется и развивается
в его деятельности. Судить о психических процессах и о психи-
ческих свойствах человека можно, только наблюдая и изучая его
деятельность. В этом смысле следует говорить о единстве психи-
ки и деятельности человека. Поэтому психология изучает также
различные виды деятельности человека (игровую, учебную, тру-
довую, творческую), различные стороны деятельности (навыки,
умения, внимание как необходимое условие любой деятельности
и т. д.).
Наличие психики связано с высшими формами органической
жизни, проявления психики свойственны только животным и че-
ловеку. Психика животных гораздо проще и более элементарна,
чем психика человека. Психика человека качественно отлична от
психики животных. Только человеку присуща высшая форма пси-
хической жизни - сознание. Сознание выражается в целенаправ-
ленной трудовой деятельности, преобразующей окружающую сре-
ду и связанной с возможностью предварительно обдумывать свои
действия, планировать пути и средства достижения поставленных
целей, отчетливо представлять себе конечный результат.
Таким образом, психология-это наука о психике и законо-
мерностях ее проявления и развития.
Психологию можно рассматривать как науку и как учебный
предмет. Психология как наука имеет своей задачей изучение и
научное объяснение психических явлений. Психология преследует
цель раскрыть закономерности, лежащие в основе проявления,
формирования и развития психических явлений. Знание законо-
мерностей психики необходимо для управления ее проявлениями,
в частности для оптимальной организации деятельности человека,

Допущено Министерством просвещения ссср в качестве учебника для учащихся педагогических училищ

На самом деле это не только терминологическая проблема, но и семантическая, поскольку различия выявляются в подходах и оценке их роли в образовательном процессе личности. Хотя упомянутые выше термины так или иначе подходят к концепции принципов образования. Принципы личностного воспитания, с того момента, как они пытаются отличить поучительные принципы и образовательные принципы, на самом деле возмущены их общностью и научной строгостью. Согласно нашим критериям, первым в научно обоснованной формулировке принципов личностного воспитания является исчерпывающее определение того, что им подразумевается.

для правильной постановки дела обучения и воспитания молодого
поколения.
Психология как учебный предмет в педагогических учебных
заведениях имеет целью познакомить будущих учителей и воспи-
тателей с основными положениями научной психологии, с тем что-
бы психологически обосновать важнейшие положения педагогики
и методики обучения и воспитания, научить будущих педагогов
разбираться в собственной психической жизни и психической
жизни детей различного возраста и на этой основе организовы-
вать работу по самовоспитанию, целенаправленно руководить по-
ведением и деятельностью детей. Соответственно этому будущие
учителя и воспитатели получают знания по общей и педагогиче-
ской психологии, сведения о возрастных психических особенностях
детей, изучают психологию учителя.
Современная психология представляет собой сложную систему
различных отраслей этой науки, выделившихся в процессе ее
исторического развития, но тесно связанных между собой. Наибо-
лее важные из них: общая психология, изучающая общие законо-
мерности психической деятельности взрослого человека; возраст-
ная психология, исследующая особенности развития психики на
различных возрастных этапах, психические особенности детей и
школьников разного возраста (эта отрасль возрастной психоло-.
1

Таким образом, принципы образования человека являются фундаментальными тезисами психопедагогической теории о личности, основных идеях, фундаментальных правилах с теоретико-практической точки зрения, которые становятся правилами и процедурами действий, с тем чтобы преподаватели могут и должны работать с научной точки зрения со своими учениками. Их невежество или сознательное нарушение не освобождают учителей от их существования, напротив, оно обязывает их к результатам своей работы. По характеру закона принципы выражают связи и необходимые каузальные отношения, подтвержденные и достаточные в педагогическом процессе.

Предлагаемая вниманию читателей книга представляет собой учебник по курсу «Психология» для учащихся педагогических училищ, написанный в полном соответствии с действующей программой по психологии для педагогических училищ.

В данном учебнике автор стремился реализовать принцип, на который указывается в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду» (1977),- сочетание достаточно высокого уровня научности материала с доступностью его для понимания учащимися при разгрузке от второстепенного материала.

И, отражая фундаментальные требования содержания, организации и методы воспитательной работы, они приобретают методологическую ценность, облегчая не только то, что, но как. Принципы воспитания личности являются общими, потому что они проявляются и проверяются через особые и повседневные педагогические ситуации, например, в области дидактики, иначе их нельзя было бы считать таковыми. Таким образом, эти принципы имеют характеристики регулярности, фундаментальности, необходимости, общей, системной, обязательной и интегративной.

Благодаря психологии, он представляет собой принцип, имеющий большое значение для педагогического процесса; то есть сосредоточить образовательный процесс на личности учащихся и на их активном характере, рассматривая студента как субъект педагогической деятельности, со всеми их конкретными личностными характеристиками, неповторимыми и синтетически-унитарными уровнями.

Учебник предусматривает изучение основ общей, детской и педагогической психологии. Основная задача, которую преследовал автор,- ориентировать учащихся педагогических училищ будущих учителей - на правильное понимание сущности психических процессов и явлений и их развития в связи с формированием личности ребенка, школьника, сообщить учащимся сведения о возрастных психических особенностях детей и школьников, дать учащимся основные знания в области психологии обучения и воспитания и на этой базе обосновать важнейшие положения педагогики, помочь будущим учителям разбираться в собственной психической жизни и психической жизни детей, целенаправленно руководить их поведением и деятельностью. При изложении фактического материала автор последовательно старался исходить из принципа диалектического единства психического и физиологического (в связи с чем расширен раздел, посвященный нервной системе и мозгу), а также из принципа материалистического детерминизма - причинной обусловленности формирования и развития психических явлений условиями жизни и деятельности, обучения и воспитания. В соответствии с программой психологии для педагогических училищ в книге принята такая система изложения материала, когда рассмотрение вопросов развития у школьника тех или иных познавательных процессов и состояний (внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения), а также воли и характера начинается при прохождении соответствующих тем раздела общей психологии, при этом указывается лишь на общие условия и направление развития. В разделе «Основы возрастной психологии» полученные ранее данные обобщаются, систематизируются и синтезируются.

Вальдес, когда они утверждают, что личность представляет собой самый высокий уровень регулирования поведения. Митянс подчеркивает необходимость настраивать учебный процесс, избегая общих процедур в процессе, пытаясь дифференцировать действия учителя, основанные на характеристиках ребенка, а также развивать коммуникативное, здоровое и персонифицированное взаимодействие между учащимися и учителей, подчеркивая развитие мотиваций к автономии, самореализации и творчеству студентов.

Всегда начинайте с диагноза или характеристики в начале.  Стимулировать появление и развитие различных качеств личности в их отношениях и обучении.  Развивайте активную и преобразующую ориентацию у учащихся.  Уважать личность студентов.  Планировать учебную работу, чтобы получить в качестве промежуточного результата увеличение саморегуляции личности студента, при приобретении качеств и коннотации личных убеждений.  искать посредством интеграции личных качеств формирование более сложных регуляторных синтезов в личности, таких как самооценка, идеалы, профессиональные намерения и т.д. принцип единства познавательной и эмоциональной.

Данное учебное пособие ориентировано согласно "единой программе на все специальности, по которым осуществляют подготовку педагогические училища (учителя начальных классов, учителя черчения, рисования, труда и физкультуры в IV-VIII классах, музыкального воспитания в дошкольных учреждениях и в IV- VIII классах). Однако освещение некоторых специальных вопросов, которые не включены в единую программу и рассмотрение которых представляется на усмотрение преподавателей психологии, не входило в задачи автора.

Это также принцип психологических наук, отраженный в воспитательной работе. Человек не остается бесстрастным или неизменным перед фактами и явлениями окружающего мира, принимает конкретную позицию перед ними. Знания, навыки и привычки, которые имеют личный смысл для студентов, провоцируют эффективное регулирование поведения и наоборот, те причины, которые склонны к школе и обучению, способствуют усвоению содержания предметов и приобретению определенных норм поведения. Этот принцип автоматически не подразумевает его поведенческое проявление, но только тогда, когда он имеет отношение к личности в ее аффективно-волевом рефлексе.

В предлагаемом учебнике значительно расширен раздел, посвященный методам психологического исследования. Это объясняется, во-первых, тем, что в настоящее время повышаются требования к умению учителя проводить психологическое изучение школьников, а во-вторых, тем, что в учебнике в соответствии с программой предусмотрено выполнение большого количества практических заданий и наблюдений в школе; с этой же целью в учебнике имеется специальный раздел «Некоторые методические указания к выполнению практических заданий». Предлагаемый список рекомендуемой литературы поможет учащимся в выборе книг для более углубленного изучения психологии.

Вот почему когнитивные операции в школе должны быть носителями благоприятного эмоционального содержания, чтобы соответствовать образовательным целям.  Уметь учителю правильно диагностировать мотивационный уровень учащихся для деятельности учебного процесса. обучения.

 Узнайте, как знания, передаваемые студентам, постепенно персонализируются и влияют на регулирование их поведения.  Все преподавательские мероприятия должны вызывать положительные эмоции и чувства у студентов.  Учитывайте вкусы, интересы, мотивы и потребности учащихся при планировании различных видов деятельности или занятий.  Поощрять и стимулировать индивидуальные и коллективные успехи студентов.  Поощряйте учащихся применять свои знания к фундаментальным навыкам для развития творчества. Принцип единства деятельности и общения.

Раздел первый. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ

Глава I. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ, ЕЕ ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ

§ 1. Общее понятие о психике и психологии

Любой человек, основываясь на собственном опыте, отдает себе отчет в том, что он так или иначе способен воспринимать, познавать окружающий мир, различные предметы и явления. Мы слышим пение птиц, звуки музыкальных инструментов, человеческую речь, шум пролетающего самолета. Мы видим различные предметы, деревья, других людей и животных, машины и сооружения, различаем цвет и форму предметов. Мы ощущаем аромат цветов и запах бензина и уж никак не спутаем вкусовые ощущения, получаемые от сахара и соли. Каждый человек знает, что такое размышлять над прочитанной книгой, обдумывать свои действия на завтра, соображать при решении трудной задачи. Мы можем вызвать в памяти образ знакомого человека, вспомнить учебный материал. Мы способны представить и то, что никогда в жизни не воспринимали, например тропический лес или давно вымершего мамонта, и даже вообразить то, что вообще не существует,- сказочный персонаж или фантастическую машину.

Он также исходит из психологии и применим к образованию. Из-за тесной взаимосвязи между категориями деятельности и общения, устанавливается как закономерность человека единство между ними. Это два неидентифицируемых психологических явления, но очень тесно связанных с развитием личности. Реализация совместных мероприятий обязательно определяет необходимость общения между людьми. В той мере, в которой общение становится все более и более эффективным, цели деятельности лучше всего выполнять.

Развитие личности требует адекватного и гармоничного единства между действиями, которые он выполняет, и сообщением, которое оно устанавливает с другими. Одним из условий успеха педагогической работы является качество мероприятий, проводимых учащимися вместе с учителем, а также текущее общение между ними, а также учащимися.

Человек не только познает окружающий мир, но и имеет свое собственное отношение к предметам или явлениям этого мира. Он не бесстрастно, холодно-рассудочно воспринимает окружающее, а переживает при этом определенные чувства: одни из предметов и явлений радуют его, доставляют ему удовольствие, к другим он равнодушен, третьи вызывают у него огорчение, а порой страх и ненависть. Хорошая книга доставляет нам наслаждение, недостойное поведение человека вызывает у нас негодование и возмущение, самоотверженный поступок - восхищение.

Дополнительные школы, которые способствуют межличностному общению между учащимися и учителями.  Убедитесь, что студенты и преподаватели всегда занимают двойное положение передатчиков и приемников связи.  Обеспечьте непрерывную связь со студентами внутри и вне класса на разных тематиках разговора.  Использовать комплексный подход к информативным, нормативным и аффективным функциям коммуникации.  Диагностировать возможные барьеры коммуникации, которые могут ограничивать педагогический процесс и преодолевать их.  Не уклоняйтесь от любой темы беседы и не давайте ей необходимый образовательный подход.  Содействовать спорам, основанным на конфронтации различных точек зрения в поиске решений проблем.  Используйте педагогические методы, которые стимулируют взаимодействие группы, ее динамику и изменение ролей у учащихся.  Обнаруживать образ учащихся своих учителей и самих себя и действовать соответственно.  Не используйте фразы или слова, которые ущемляют личность студентов.  Всегда открывайте диалог со студентами.  Не уклоняйтесь от какого-либо ученика.  Не теряйте эмоциональный контроль со студентами.  Поддерживайте искренность и вежливость с учащимися.  Планируйте мероприятия, указав индивидуальные и коллективные обязанности. 6.

Человек не только воспринимает окружающий мир и как-то относится к нему, он и действует в этом мире, проявляя свою активность, принимает решения, стремится к цели, проявляет инициативу и настойчивость в преодолении трудностей, препятствий, иначе говоря, осуществляет волевую деятельность.

Наконец, каждый человек отличается чем-то от других: один особенно интересуется музыкой, другой - спортом; один прояв­ляет способности в области математики» а другой в области литературного творчества; один горяч, вспыльчив, несдержан, другой спокоен и невозмутим; один трудолюбив и скромен, другой ленив и высокомерен. Все это - восприятие, память, мышление, воображение, чувства и воля, проявления темперамента и характера - явления человеческой психики. А наука, изучающая психические явления, называется психологией. Название это произошло из слияния двух греческих слов - «псюхе» (душа) и «логос» (учение, слово) и означает «наука о душе».

 Ориентация с четким и точным выражением конкретной конкретной деятельности.  Укажите, какие действия относятся к рассматриваемой деятельности.  Уточнить, что означает, что ученики должны развивать свою деятельность.  Проанализируйте со студентами деятельность, разработанную, выделив индивидуальные и коллективные успехи и трудности.  Поверните учащихся в процессе планирования, организации, выполнения и направления деятельности. Принцип единства образовательных влияний. Педагогический процесс не является исключением школы, хотя он и занимает руководящую роль в одном и том же.

Под «душой» изначально понималось (да и теперь еще понимается идеалистами, религиозными людьми) некое бессмертное и бесплотное существо, которое живет в теле человека и в момент смерти покидает его. Считалось, что описанные выше психические явления и есть свойства, проявления этой «души». Старое название науки сохранилось до сих пор, слово «душа» также сохранилось в нашем языке, но совсем в ином смысле: под «душевными явлениями» понимаются психические явления, а слово «душа» означает психику человека как продукт деятельности его мозга.

В этом процессе участвуют семья и сообщество, в которых живет ученик, поэтому между всеми этими факторами образования должна быть взаимодополняющая взаимосвязь, чтобы влияние соответствовало функциям каждого из них. В этом смысле единство является синонимом интеграции, единства, согласия и единодушия. В школе эта ситуация подвергается критике, когда недостаточно ясности в роли каждого из них как учителя, как лидеры или как преподавательский персонал, который вызывает различные уровни требований и, следовательно, нарушение принципа.

Если не хватает ясности в ответственности и приверженности каждого в педагогическом процессе, образование личности серьезно подрывается. Учителя должны быть самыми добросовестными и требовательными к ученику, семье и сообществу.  Реорганизовать образовательные мероприятия, чтобы компенсировать низкую эффективность некоторых влияний.  Интеграция образовательных требований каждого из элементов, участвующих в процессе. Принцип единства поучительной и образовательной. Несмотря на то, что среди педагогов существует большой консенсус в принятии его в качестве образовательного принципа, он является одним из наиболее сознательно нарушенных дихотомией или делением, найденным между поучительным и образовательным в школе.

Психология - наука и очень старая, и очень молодая. С одной стороны, возраст ее около 2400 лет. Первое систематическое изложение психологических явлений было предпринято древне греческим ученым Аристотелем в его трактате «О душе». Аристотеля и считают основателем психологии. С другой стороны, собственно научное экспериментальное исследование психических явлений и их закономерностей началось по сути дела с середины XIX в., а подлинно, научная психология начала складываться и того позже - на рубеже XIX и XX вв.



Похожие публикации