Основные требования человека в разные возрастные периоды. Возрастные периоды жизни человека

Расположение кливажа в слоях и складчатой структуре. Время его образования.

Кливаж часто бывает избирательным , то есть, наблюдается не во всех слоях. Например, он может быть развит в существенно глинистых слоях и отсутствовать во всех обломочных. В других случаях он развит также в тонкообломочных породах, но отсутствует в среднеобломочных. Наконец, он может быть развит во всех обломочных породах, но отсутствовать в известняках. Замечено, что чем выше метаморфические преобразования пород (но, как я говорила, до определенного предела), тем в большем числе разнообразных пород развит кливаж. Другими словами, при увеличении степени метаморфизма кливаж развивается во все новых и новых разностях пород. При этом можно выстроить такой ряд: глинистые породы – алевритовые породы – мелкозернистые песчаники – крупнозернистые песчаники – известняки.

Избирательное проявление кливажа заключается также в том, что он может быть развит не на всех участках складчатой структуры, а только в определенных ее частях. Обычно это замки складок и смыкающие короткие крылья флексур.

Избирательное проявление кливажа связано с тем, что он начинает развиваться лишь при достижении определенной величины укорочения в породе (она разная для разных пород). Исследователями приводятся цифры 20-30%.

Ориентировка кливажа в складках; время его образования. Как мы уже говорили, кливаж ориентирован перпендикулярно оси максимального укорочения. Также ориентированы и осевые поверхности складок. Логично было бы ожидать, что кливаж параллелен осевым поверхностям складок. Однако при внимательном рассмотрении это оказывается не так. Обычно кливаж образует веер – прямой в компетентных слоях и обратный в некомпетентных (рис.). Это может быть связано только с тем, что кливаж возникает на начальной стадии складкообразования, когда слои еще лежат субгоризонтально, но уже испытывают укорочение вдоль слоистости. Кливаж закладывается перпендикулярно оси укорочения, следовательно, перпендикулярно субгоризонтальной слоистости. На следующей стадии складкообразования слои начинают все быстрее и быстрее изгибаться в складки, а кливаж в компетентных слоях разворачивается в прямой веер. Некомпетентные слои приспосабливаются к изгибу компетентных, что приводит к образованию обратного веера кливажа. Механизм этого процесса будет вполне понятен после рассмотрения механизма образования складок, так что мы к этому вопросу еще вернемся.

Тема: Краткая характеристика анатомо – физиологических, психологических особенностей человека в разные возрастные периоды. Понятие о потребностях человека. Универсальные потребности человека в разные возрастные периоды.

Возрастная периодизация жизни человека:

1.Внутриутробный период – антенатальный:

а) эмбриональный (от зачатия до 12 недель),

б) плацентарный (от 12 недель до рождения);

2. Внеутробный период – постнатальный:

а) период новорожденности – от рождения до 28 дней, (неонатальный);

б) период младенчества – от 29 дня до 1 года, (грудной);

в) преддошкольный период - от 1 до 3 лет;

г) дошкольный период – от 3 до 6 лет;

д) младший школьный – от 6 до 12 лет;

е) старший школьный – от 12 до 18 лет;

ж) юношеский – от 18 до 20 лет;

з) зрелый возраст – от 20 до 55 лет у жен. И до 60 у муж.;

е) пожилой – от 55-60 до 75 лет;

к) старческий – после 75 лет;

л) долгожители – 90 и старше.

Эмбриональный период – является наиболее важным с медицинской точки зрения. В этот период происходит закладка, формирование и дифференцировка органов, тканей и систем организма. На этом этапе развития зародыш превращается в плод с органами и системами. Именно на этом этапе развития человеческий зародыш является наиболее уязвимым к повреждающим воздействиям внешней среды, которые могут вызвать повреждение развивающихся тканей и привести к грубым анатомическим и диспластическим (неправильное развитие органов и тканей) порокам развития или даже к гибели эмбриона и самопроизвольному прерыванию беременности.

В период плацентарного развития происходит интенсивное развитие тканей и органов, нарастание массы и длины тела плода. Идет подготовка к внеутробному существованию.

Если повреждающий фактор воздействует в

эмбриональный период - эмбриопатии;

плацентарный период – фетопатии.

Период новорожденности – наиболее важный с медицинской точки зрения. Он начинается с момента перевязки пуповины и длится до 29 дня жизни. В нем различают ранний неонатальный – от рождения до 7дня жизни, и поздний неонатальный – с8-го по 29 день жизни.

Ранний неонатальный период характеризуется процессами адаптации организма к внеутробному существованию. Наиболее значимые изменения происходят в дыхательной системе и системе кровообращения – начинают функционировать легкие, первый крик – это первый вдох, соответственно начинает функционировать малый круг кровообращения, перекрываются пути гемодинамики внутриутробного периода, возрастает кровоток в сосудах легких и головного мозга. Параллельно перестраивается энергетический обмен и терморегуляция, начинает функционировать ЖКТ, начинается энтеральное питание.

Все органы и системы новорожденного являются функционально не зрелыми. Наименее дифференцированной является кора головного мозга, и поэтому любые раздражения, поступающие в ЦНС вызывают ее торможение, чем объясняется почти постоянный сон новорожденного, прерываемый только на время кормления.

Поздний неонатальный период длится с 7 до 28 день жизни и характеризуется интенсивным развитием анализаторов, особенно зрительного, началом координации движений, образованием условных рефлексов, установлением эмоционального контакта с матерью,появлением улыбки и мимики радости в ответ на общение, с чего собственно и начинается психическая жизнь ребенка.

Для периода новорожденности характерна:

· интенсивность протекания обменных процессов (ЧДД – 45, ЧСС – 160 в 1 мин.);

· интенсивность пластических процессов (быстрое нарастание массы тела);

· устойчивость к инфекциям (скарлатина, корь, дифтерия) за счет пассивного материнского иммунитета;

· несовершенство нэйро-эндокринной и почечной регуляции, что определяет склонность к обезвоживанию;

· появляются пограничные состояния (эритема новорожденных, физиологическая желтуха, половой криз, транзиторная лихорадка).

Грудной возраст – процессы адаптации к внеутробному существованию уже завершены, и происходит бурный рот и развитие ребенка. Масса тела ребенка к году утраивается по сравнению с первоначальной, рост увеличивается на 50%, окружность головы – на 12 см, окружность груди – на 13 – 15 см.

Совершенствуется моторная функция:

* В 2 месяца ребенок хорошо держит голову;

* с 4 – 5 мес переворачивается с живота на спину и обратно;

* к 7 мес самостоятельно садится; к концу года начинает ходить, играть с игрушками.

Психическое развитие ребенка :

· появляются условные рефлексы;

· движения глазных яблок становятся координированными;

· фиксирует взгляд на отдельных предметах;

· следит за движением предметов;

· появляется слуховое сосредоточение;

· ребенок начинает узнавать своих близких;

· улыбается, гулит;

· в 5 – 6 мес лепечет слоги «мА», «ба», «па».

К концу года произносит некоторые слова, которые складываются в несложные предложения, понимает запреты, выполняет несложные требования – с этого момента начинает формироваться вторая сигнальная система.

Пассивный иммунитет теряется к 2 – 4 мес, а собственный иммунитет формируется медленно, поэтому существует высокая вероятность заболеваний, особенно дыхательной и пищеварительной систем, а так же генерализация воспалительных явлений и развитие септических состояний.

Преддошкольный период – происходит дальнейшее совершенствование двигательных навыков и умений, его психики и речи, продолжается его активный рост, но темпы его несколько снижены.

Отличительные особенности:

· подвижность;

· любознательность;

· активное познание окружающей среды;

· речь богатая. выразительная, предложения сложные;

· становится капризным, упрямым, застенчивым;

· нет чувства страха.

Этот период требует правильной организации режима ребенка,его воспитания, чтобы оградить детскую психику от чрезмерных эмоциональных нагрузок. Надо всесторонне развивать ребенка, так как именно в этот период в силу пластичности ЦНС складываются его основные характерологические особенности, закладываются основы будущего поведения, возможность лучшей адаптации к окружающему миру.

Дошкольный период – характерно очередное ускорение темпов роста, нарастание массы тела несколько замедляется. Развивается скелет, крепнет мускулатура. Молочные зубы меняются на постоянные. Активно развиваются интеллектуальные способности ребенка. В этом возрасте дети склонны успешно изучать иностранные языки, начинают писать, читать, рисовать. Значительно улучшается память, хорошо запоминают стихи, рассказы.

Совершенствуется иммунная система, снижается склонность к диффузным реакциям, но увеличивается частота инфекционных заболеваний, из – за увеличившихся контактов с окружающими.

Младший школьный возраст – многие органы и системы достигают полного морфологического и функционального развития. Завершается формирование костного скелета и укрепляться мышечная система. Происходит полная замена молочных зубов на постоянные. Появляются первые признаки полового диморфизма.

Заканчивается структурная дифференцировка коры головного мозга, совершенствуется интеллект ребенка, появляются самостоятельные суждения, развиваются волевые качества, усидчивость, расширяется круг интересов, появляются индивидуальные различия в психике, поведении.

Старший школьный (подростковый, пубертатный) период – наиболее сложный и ответственный этап в жизни человека. Это связано с морфологическими и функциональными изменениями, происходящими в организме, а так же с точки зрения психологической адаптации к соц – экономическим условиям в обществе, что связано с изменением социального и юридического статуса.

Юридический подростковый возраст связан с возникновением правовой, юридической ответственности.

Биологически этот период начинается с формирования вторичных половых признаков, а заканчивается полной половой зрелостью.

Наиболее характерной особенностью этого периода является значительная активация эндокринного аппарата: усиливается функция гонад, щитовидной железы, гипоталамо – гипофизарной системы. Начинается период полового созревания.

У девочек в 10 – 12 лет начинают увеличиваться молочные железы, затем появляются волосы на лобке, через 1,5 – 2 года – в подмышечной области, в 12 – 14 лет появляются первые менструации – менархе. К 15 – 16 годам вторичные половые признаки достигают у девушек стадии полного морфологического и функционального развития, но гормональный фон и репродуктивная функция яичников отличается от таковых у женщин зрелого возраста.

У мальчиков первым видимым признаком начала полового созревания является увеличение яичек в 11 лет, появление оволосения на лобке в 12 – 13 лет, затем мутация голоса, изменение формы и увеличение хрящей гортани, рост волос на лице и в подмышечных впадинах, увеличение длины и диаметра полового члена. Этот процесс продолжается до 16 – 17 лет, когда размеры НПО становятся такими же, как у взрослых.

Подростковый период является самым трудным периодом для психосоциального развития, как для мальчиков, так и для девочек. В этот период происходит преобразование характера, воспитывается воля, проявляется индивидуальность, темперамент.

Специфические соц – психологические особенности подростков:

· изменчивость настроения;

· стремление к самоутверждению;

· стремление к независимости (эмансипации);

· неприятие мнения и опыта старших;

· повышенная чувствительность к мнению других о своих способностях, внешности.

Развивается мировоззрение взрослого, перестраивается мышление от конкретного к абстрактному, формируется половое влечение, возникают проблемы с его реализацией. Все эти моменты в жизни подростков при воздействии каких – либо неблагоприятных биосоциальных факторов могут приводить к негативным реакциям со стороны ЦНС(суицид, булимия, дисморфофобия).

Юношеский возраст – характеризуется завершением физического развития. Замедляется процесс роста, более низкими темпами нарастает масса тела. Завершается формирование скелета. Все органы и системы приобретают черты и свойства зрелого организма.

В этом возрасте окончательно формируется характер, происходит дальнейшее становление личности, ее самоутверждение. Наступает возраст полной гражданской и юридической ответственности: юноши и девушки получают право голоса, на это время приходится служба в армии. Многие создают семьи.

Зрелый возраст – это большая часть жизни человека.

В это время наиболее ярко проявляются индивидуальные черты организма и личности. В этом периоде выделяют несколько «горячих точек».

Первая из них 20 – 25 лет, у девушек основная проблема удачно выйти замуж и родить ребенка.

Мужчины в этот период озабочены не проблемами создания семьи, а проблемами установления возможно большего количества сексуальных контактов.

Основной проблемой у женщин в 30 лет и у мужчин в 40 лет является определение своего места в обществе, поиск смысла жизни. Длится этот период 3 года и заканчивается затишьем, стабильным состоянием вплодь до климактерического периода.

Для этого периода характерна значительная перестройка нейроэндокринной системы, влияющей на все органы и системы организма. Это ведет к снижению интенсивности обменных процессов, появляются первые клинические признаки заболеваний, характерных для более старших возрастных групп. Возникают первые признаки атеросклероза аорты, церебрального атеросклероза, эмфизема легких.

Пожилой возраст 55 – 75 лет характеризуется ускорением процессов старения. Изменяется внешний облик человека, его поведение, психика. Появляются и развиваются болезни, свойственные этому возрастному периоду (ИБС, ГБС, онкологические заболевания). Меняется социальный статус, люди становятся пенсионерами.

Изменения в психической деятельности:

· снижается психическая активность;

· ухудшается память;

· ухудшается сосредоточение;

· ослабевает внимание;

· затрудняется переключение с одного вида деятельности на другой.

Старческий возраст – инволюционные процессы, начавшиеся в предыдущих периодах, становятся боле выраженными. Резко снижаются все основные физиологические функции, ослабевают приспособительные механизмы, постепенно затухают жизненные процессы, увеличивается вероятность естественной смерти.

Для старческого возраста характерны :

· уменьшение размеров тела, его роста, массы,

· старческая атрофия;

· истончение кожи;

· пигментные пятна;

· появление морщин;

· седина;

· глаза тусклые, теряют блеск»

· снижение остроты слуха;

· выпадение зубов;

· старческий кифоз.

Лекция №2

Тема: Потребности человека в разные возрастные периоды.

План лекции:

1. Понятия: «потребности человека», «возраст», «возрастные периоды», «хронологический возраст», «биологический возраст» и «юридический возраст».

2. Основные потребности человека в разные возрастные периоды.

3. Понятия: «рост» и «развитие».

4. Основные закономерности роста и развития человека.

5. Характеристика роста и развития в разные возрастные периоды.

6. Периоды детского возраста.

Потре́бность , нужда - внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо, проявляется в зависимости от ситуационных факторов.
Чтобы жить, быть здоровым и счастливым, люди нуждаются в пище, воздухе, сне и т.д. Эти потребности человек самостоятельно удовлетворяет на протяжении всей жизни. Они обеспечиваются функциями различных органов и систем организма. Заболевание, вызывая нарушение функции того или иного органа, той или иной системы, мешает нормальному удовлетворению потребностей, приводит к дискомфорту.

Здоровье – одна из важнейших жизненных ценностей. Не случайно в последние годы в нашей стране пристальное внимание уделяется вопросам сохранения и укрепления здоровья населения. Особая роль в этом вопросе принадлежит медицинским работникам, для которых охрана здоровья населения – профессиональный долг.

Возраст - продолжительность периода от момента рождения живого организма до настоящего или любого другого определённого момента времени

Обычно под словом «возраст» понимается календарный возраст (паспортный возраст, хронологический возраст), при котором не учитываются факторы развития организма. Наблюдаемые отличия индивидуальных особенностей развития организма от средних показателей послужили основанием для введения понятия «биологический возраст», или «возраст развития».

Возрастные периоды жизни человека

Период новорождённости (неонатальный период) - первые 4 недели

Грудной период - 1 месяц- 1 год

Раннее детство - 1-3 года

Первое детство - 4-7 лет

Второе детство

мальчики 8-12 лет

девочки 8-11 лет

Подростковый период

юноши 13-16 лет

девушки 12-15 лет

Юношеский период

юноши 17-23 год

девушки 16-21 лет

Зрелый возраст (1 период)

мужчины 24-35 лет

женщины 22-35 лет

Зрелый возраст (2 период)

мужчины 36-60 лет

женщины 36-55 лет

Преклонный (пожилой) возраст

мужчины 61-74 года

женщины 56-74 года

Старческий возраст - 75-90 лет

Долгожители - 90 лет и более

Можно выделить несколько уровней анализа этого понятия:

1. Возраст – длительность существования организма от момента рождения до настоящего времени в любом масштабе времени.

2. Календарный (паспортный, хронологический) – выражен в календарной шкале, то есть, измерен количеством вращений вокруг солнца.

3. Биологический – степень истинного здоровья, уровень жизнеспособности и общего здоровья организма, всех его функций.

4. Трудоспособный возраст – возраст, в котором человек способен к трудовой деятельности, имеет право трудиться. В России Т. в. для мужчин-16-59 лет, для женщин-16-54 года.

5. Юридический возраст – возраст когда наступает юридическая ответственность или с которого возможно употребление спиртных напитков, вступать в брак и т. д.

Возраст - продолжительность периода от момента рождения живого организма до настоящего или любого другого определённого момента времени. Наблюдаемые отличия индивидуальных особенностей развития организма от средних показателей послужили основанием для введения понятия «биологический возраст», или «возраст развития».
П о т р е б н о с т ь – это нужда, необходимость в чем-либо. Потребности служат мотивом к действию. Каждому возрасту присущи свои потребности. Но вместе с тем, есть базовые потребности, которые присущи человеку в любом возрасте.
Удовлетворение потребностей необходимо для нормального функционирования человеческого организма, духовного и физического развития человека. Потребности человека можно разделить на три группы.
1. – потребности биологические, т. е. необходимость в дыхании, воде, еде, адекватном температурном режиме. Без этого человеческий организм погибнет.
2. – потребности материальные, т. е. необходимость в одежде, обуви, жилище и многих других вещах, без которых немыслима жизнь современного человека. Они могут быть разными у разных групп людей.
3. – это социальные потребности, порожденные обществом и социальной сущностью человека. В них воплощается нужда личности в многообразных взаимоотношениях с другими людьми, в общественной деятельности, в самореализации, в общественном признании. У подавляющего большинства людей развита потребность в совместной жизни, потребность заботиться о близких, стремление быть услышанным и понятым людьми, которые окружают. К этой же группе относятся нормальные условия труда, достаточная заработная плата, уважение начальства.
4. — Духовные потребности не являются жизненно необходимыми и имеются не у всех людей. Духовность — это стремление преодолеть себя в своем сознании, достичь высоких целей, следовать личному или общественному идеалу, общечеловеческим ценностям, развивать добродетели (честность, милосердие, мужество, скромность, терпение, терпимость и др.). Духовность проявляется также в стремлении к прекрасному. Это может быть и созерцание природы, и жизнеутверждающая литература, и искусство облагораживающее человека, и медитация, и философия, и религия, и безусловная любовь.
Человек, обладающий твердостью духа, не спасует перед трудностями, не впадет в панику перед сложным» жизненными ситуациями, не впадет в соблазн перед денежными посулами взамен его чести и достоинства не будет менять своих убеждений по конъюнктурным соображениям. Все свои поступки он будет совершать по критериям чести, справедливости, истины. Нет более благородной задачи для молодежи, чем воспитание в себе твердости духа, ибо это наиболее верный путь к обретение смысла жизни, к преодолению жизненных невзгод и временных неудач. Духовность — самое ценное богатство человека, его нельзя ни купить, ни взять взаймы у кого-либо, его можно только формировать собственными усилиями. Только духовно богатый человек способен на истинную бескорыстную дружбу, на прочную любовь, связующую мужчину и женщину брачными узами, когда супруги стремятся не взять друг у друга, а дать любовь и заботу.
Среди духовных потребностей выделяются стремление к познанию окружающего мира, к творческой деятельности, к самообразованию, к самовыражению.
У духовно развитых людей имеется важнейшая потребность – стремление к труду Процесс труда и особенно его результаты, доставляют человеку огромное моральное удовлетворение.
Потребности человека должны быть разумными. Что это значит? Вполне естественно и оправданно желание людей полноценно питаться, иметь хорошее, удобное жилье, приобретать удобную и красивую одежду, повышать свой культурный и образовательный уровень. Разумные потребности не противоречат нравственным нормам общества и помогают человеку развивать свои наилучшие, подлинно человеческие качества: стремление трудиться и приносить пользу людям, стремление к творчеству, к красоте.
Потребности человека тесно связаны с его ценностными ориентирами. В зависимости от ценностей человек выстраивает свое поведение, деятельность и в конечном итоге – жизнь. Ценностные ориентиры являются важнейшим регулятором поведения человека, и нельзя забывать о том, что человек – существо духовное, и живет он не только для того, чтобы каждый день есть, пить, спать, приобретать материальные ценности, но и для того, чтобы любить, заботиться, творить.
Выделяют разумные и неразумные (извращенные) потребности, истинные и ложные, прогрессивные и разрушительные потребности.
Разумные потребности — это потребности, удовлетворение которых способствует нормальному функционированию человеческого организма, росту престижа личности в обществе, ее гуманному развитию, гуманизации всех сторон общественной жизни.
Можно выделить следующие критерии разумных потребностей:
1. Чувство меры в удовлетворении потребностей, не доводящее до деградации личности.
2. Гармоническое сочетание разных потребностей. Нельзя признать разумной даже духовную потребность, если ее удовлетворение достигается за счет подавления других (естественных и материальных) потребностей. В этом смысле нельзя признать уместной поговорку: «Пусть одна, но пламенная страсть».
3. Соответствие потребностей способностям личности и наличием средств их реализации.
4. Управляемость потребностями. Разумными можно назвать те потребности, которыми управляет человек, а не наоборот, когда потребности управляют человеком.
Формирование и удовлетворение разумных потребностей — благородная и почетная задача системы государственного управления, образования и воспитания, всего уклада общественной жизни.
Неразумные потребности — такая группа потребностей, которые создают тупиковые ситуации в функционировании человеческого организма, в развитии личности, наносят ущерб интересам общества, приводят к деградации человеческого общества, и дегуманизации всех общественных отношений. Диапазон неразумных потребностей чрезвычайно широк: от табакокурения до наркотических ииъекций.
Извращённые потребности — это чрезмерная потребность в алкоголе, в наркотиках, гомосексуализм, некоторые пластические операции.
Эти пороки современного общества существуют не столько от недостатка материальных благ, сколько от пресыщения материальными благами и бездуховности человека, отсутствие у людей идеалов, за которые надо бороться.
Человек заболевает алкоголизмом потому, что он не обладает достаточной силой воли, чтобы определить меру принятия спиртного.
Наркоман или гомосексуалист не потому является наркоманом или гомосексуалистом, что не понимает пагубность, извращённость этих влечений, а потому, что не может сказать твердо «нет» этим влечениям и стать на путь замещения их потребностями разумными, соответствующими нормам и правилам человеческого общежития.

Основные потребности ребёнка
Физиологические потребности
В первую очередь, это потребность в пище и тепле, в молоке (в питании и питье). Что касается терморегуляции, то знайте, что у совсем маленьких детей этот механизм «отлажен» не так хорошо, как у более старших. Маленькие дети быстро потеют, но и быстро мерзнут, поэтому за этим нужно внимательно следить.
Эмоциональные и психологические потребности
Было установлено, что привязанность к матери (или к лицу, ее заменяющему) играет огромную роль в формировании личности ребенка. Эта тесная связь с матерью возникает очень рано – она рождается из обонятельных и слуховых впечатлений ребенка, но также и благодаря обмену взглядами, ласковыми словами – одним словом, всему, что составляет их общение. Нежность, душевное тепло, внимание и регулярность общения необходимы ребенку. Это позволяет ему чувствовать себя защищенным. Последствия дефицита любви, испытанного в детстве, в зрелом возрасте зачастую с трудом поддаются коррекции.
Сенситивные потребности
Уже с самого рождения все органы чувств ребенка развиты достаточно хорошо, и структуры его головного мозга будут формироваться в соответствии с получаемой от них информацией. Но для полноценного развития органов чувств требуется постоянная стимуляция. Таким образом, для развития будущего интеллекта ребенка (в самом широком смысле этого слова) важно не оставлять его на целый день одного в колыбельке, но стараться постепенно включать его в жизнь, побуждая к познанию.
По мере роста и развития, у ребёнка кроме потребности в защищённости и любви появляется потребность в освоении ряда навыков.
Родители должны научить ребенка всему, что необходимо для его автономности, с тем, чтобы к 16-ти годам ребенок был способен самостоятельно удовлетворять все свои физические, бытовые потребности (приготовление пищи, уход; за своими вещами, комнатой и т.д.), а также желательно дать ребенку несколько простых ремесленных умений (что-либо делай, своими руками).
Кроме того, появляется потребность соответствовать требованиям своего возраста.
Удовлетворение этой потребности выражается в соответствии предъявляемых к ребенку требований его возрастным возможностям. Если требования завышены, у ребенка понижается самооценка, формируется неуверенность в себе, что является причиной неудач во взрослой жизни. Если требования занижены — самооценка завышается и при столкновении с реалиями жизни, которые ее не подтверждают, ребенок предпочитает уходить от выполнения любой деятельности. Во взрослом возрасте это проявляется в поведении «непризнанного гения», все достижения которого на словах, а на деле — избегание работы и ответственности.
Для ребёнка очень важна потребность оставаться самим собой (сохранять индивидуальность).
С одной стороны, задача родительского воспитания — приучить ребенка к требованиям общества, жизни в обществе, сформировать личность, то есть набор социальных ролей, которые необходимо выполнять. Но в то же время каждый человек рождается индивидуальностью и очень важно в воспитательном процессе не потерять этой неповторимости внутренней сущности каждого ребенка. Индивидуальность необходимо видеть, ценить и уважать. Многие педагоги и родители совершают непоправимые ошибки, сравнивая детей между собой (сравнивая несравнимое), вырабатывая потребность быть лучше всех (что невозможно и ведет к постоянной неудовлетворенности). А также, родители, которые сами не реализовались, очень часто перекладывают свои ожидания от жизни на детей, перегружая их долгом и ответственностью.

В старческом возрасте важно удовлетворение таких потребностей как

1. ощущать принадлежности к группе или группам;
2.ощущать личностный комфорт во взаимодействии с людьми;
3. ощущать общность с другими людьми;
4. ощущать свою нужность;
5. ощущать, что ошибки делать естественно, что совсем не обязательно быть всегда и во всем «первым» и «правильным», «лучшим» и «непогрешимым»;
По мере дряхления организма человек постепенно может потерять способность самостоятельно удовлетворять некоторые свои потребности и вынужден опираться на помощь близких или социальных институтов.

Потребности человека по Маслоу

ПОТРЕБНОСТИ РЕБЕНКА В РАЗНЫЕ ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ

Младенец, О—1 год
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: любовь, нежность, внимание.

К счастью для нашего поколения, в наши дни уже отказались от ложного представления о том, что детей нужно воспитывать и приучать к дисциплине с самой колыбели. Младенец — чистое золото в духовном понимании. Лелея его невинность, мы можем найти обратный путь к себе самим. Так что на правильном пути те родители, которые являются учениками своего ребенка. Касаясь своего ребенка, беря его на руки, защищая от всех опасностей, играя с ним и отдавая ему свое внимание, вы устанавливаете с ним духовную связь. Без этих «примитивных» реакций со стороны того, что его окружает, человеческий организм не может пышно расцвести — он будет чахнуть и терять силы точно так же, как цветок, лишенный солнечного света.

Ребенок, начинающий ходить, 1—2 года
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: свобода, поощрение, уважение.


На этом этапе своего развития ребенок впервые приобретает эго. Здесь слово эго употребляется в самом простом его смысле, как «я», как признание «я есть». Это опасное время, потому что ребенок впервые испытывает отделение от своих родителей. Соблазн свободы и любопытство толкают в одном направлении, но страх и неуверенность тянут в другом. Не все переживания, связанные с тем, что вы предоставлены самому себе, приятны. Поэтому именно в это время родители должны преподнести духовный урок, без которого ни один ребенок не может по-настоящему превратиться в независимую индивидуальность: мир безопасен.
Если вы, будучи взрослым человеком, чувствуете себя в безопасности, это означает, что когда-то, когда вам еще не исполнилось одного — двух лет, вы не были обусловлены страхом: вместо этого родители поощряли ваше безграничное развитие, учили ценить свободу, несмотря на раны, которые ребенок получает время от времени, сталкиваясь с окружающими его вещами этого мира. Упасть - совсем не одно и то же, что потерпеть поражение, испытать боль — совсем не одно и то же, что решить, что мир опасен. Травма — не что иное, как средство, которое Природа использует для того, чтобы сказать ребенку, где проходит граница; боль существует для того, чтобы показать маленькому ребенку, где начинается и заканчивается «я», чтобы помочь ему избежать потенциальных опасностей вроде ожога или падения с лестницы.
Когда родители искажают этот естественный процесс обучения, в результате возникает ощущение психологической боли, что вовсе не входило в намерения Природы. Физиологическая боль устанавливает границы, которые вы не можете пересечь, не испытав глубокого беспокойства о своем состоянии. Если ребенок связывает получение травм с тем, что он плохой, слабый, что он не способен справляться с трудностями или что он окружен опасностями, места для внутреннего духовного роста не остается. Без ощущения безопасности дух недосягаем: человек всегда пытается просто чувствовать себя уверенно в этом мире, но эта уверенность не может быть достигнута, пока он не избавится от отпечатков, полученных в раннем детстве.

Дошкольники, 2 —5 лет
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: заслуживающий похвалы, исследующий, одобряемый.


На этой стадии у ребенка развивается чувство самоуважения. Самоуважение обеспечивает готовность покинуть пределы семьи, чтобы встретиться с огромным миром. Это период заданий и испытаний. Пока ребенку не исполнится два-три года, он не несет никакой ответственности за поставленные перед ним задания — ему достаточно играть и быть жизнерадостным. В это время единственная духовная обязанность состоит в том, чтобы давать пищу восторгу, который испытывает «я» ребенка, когда оно открывается новому миру. Одновременно с обучением опрятности и умению самостоятельно держать ложку ребенок начинает осознавать, что «я есть» можно расширить до «я могу». Когда эго двухлетнего человека это осознало, его уже ничто не может остановить. Оно думает, что ему принадлежит весь мир — и, конечно же, все члены его семьи.
«Я» в это время подобно только что включенному генератору силы, и, что особенно страшно, новорожденное эго пользуется этой силой самым неорганизованным образом. Крик, визг, увиливание, использование всесильного слова нет! и вообще попытки управлять действительностью с помощью одного только своего желания — это как раз то, что и должно происходить в этом возрасте. В духовном смысле ценность этого дошкольного возраста состоит в том, что эта сила — духовная сила, и только искажения ее ведут к проблемам. Так что вместо того, чтобы сдерживать эти приливы энергии в своем ребенке, направьте их на такие задачи и испытания, которые учат приобретению равновесия. При отсутствии равновесия неудержимое желание дошкольника проявлять свою силу приводит к огорчениям, ведь то, что он испытывает, это большей частью иллюзия силы. Без умолку болтающий двухлетний ребенок — это еще крошечный, легко уязвимый, несформировавшийся персонаж. В своей любви к детям мы допускаем иллюзии, потому что мы хотим, чтобы они выросли сильными, толковыми людьми, готовыми к любому испытанию. Но подобное чувство самоуважения не сможет развиться у ребенка, если в этом возрасте останавливать или подавлять у него чувство, что он обладает силой.

Дети старшего возраста, 8 —12 лет
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: независимость суждения, разборчивость, проникновение в сущность.


Многим родителям эта стадия развития детей приносит больше всего радости, потому что именно к этому времени у детей развивается личность и независимость. Они начинают думать по-своему, у них появляются увлечения, симпатии и антипатии, энтузиазм, усиленное стремление открыть то, что может остаться на всю жизнь, например любовь к науке или искусству. Применимые к этому возрасту ключевые духовные понятия полностью соответствуют этой волнующей фазе.
Хотя это звучит и сухо, «разборчивость» — прекрасное качество души. Это гораздо больше, чем просто отличать хорошее от плохого. В эти годы нервная система сама способна поддерживать острое ощущение величайшей глубины и важности будущего. Десятилетний ребенок способен к мудрости, и, в первую очередь, речь идет о самом деликатном даре — личном проникновении в сущность вещей. Ребенок способен видеть своими собственными глазами и судить на основании того, что он видит: он больше не получает мир из вторых рук — из рук взрослых. Поэтому это первый этап, когда любое понятие типа «духовный закон» может быть усвоено умозрительно. До этого закон представляется подобным правилу, которому нужно следовать или по меньшей мере уделять внимание. Вместо того чтобы использовать слово закон, родители могут воспользоваться словами «как это работает», или «почему все происходит именно таким образом», или «делай это так, чтобы ты чувствовал, что это хорошо». Это более конкретный способ обучения, опирающийся на опыт.
Однако в возрасте десяти лет или около того абстрактные рассуждения принимают независимый оборот, и настоящим учителем вместо авторитетной личности теперь становится опыт. Почему так происходит — это духовная тайна, ведь опыт присутствовал с самого рождения, но по какой-то причине мир вдруг заговорил с ребенком: к нему приходит изнутри глубинное понимание того, почему это правильно или нет, почему так много значат правда и любовь.

Ранние юношеские годы, 12 —15 лет
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:самоосознание, экспериментирование, ответственность.


Детство заканчивается и начинается отрочество, время, которое принято считать трудным и тяжелым. Детская невинность внезапно обращается половой зрелостью, и у юного существа появляются потребности, которые родители больше не могут удовлетворить. Родители начинают понимать, что пришла пора отпустить своих детей и поверить, что те способны иметь дело с миром ответственности и давления, к которому, может быть, сами родители только что научились приспосабливаться, избавившись от чувства неуверенности.
Решающим теперь является то, что полученные в детстве уроки начинают приносить плоды —сладкие или горькие. Ребенок, который отправляется в мир с отпечатками подлинных духовных знаний, будет отражать гордость и доверие своих родителей. Ребенок, который движется спотыкаясь, в полном замешательстве, отчаянно экспериментируя и постоянно испытывая давление со стороны своих сверстников, скорее всего, отражает скрытую беспорядочность своего воспитания.
Отрочество — время пресловутой застенчивости, но оно может также стать временем самоосознания.
Когда кончается детство, экспериментирование совершенно естественно, но оно не должно быть безрассудным и разрушительным. Весь вопрос в том, обладает ли ребенок внутренним Я, которое можно использовать в качестве советчика. Это внутреннее Я — неслышный голос, который обладает силой выбирать между правильным и неправильным, исходя из глубокого понимания жизни. Возраст для этого понимания не имеет значения. Новорожденный младенец обладает им в той же степени, что и зрелый взрослый человек. Разница заключается в том, что взрослый человек придерживается поведения, которое определяется внутренним советчиком, и, если вы научили своего ребенка прислушиваться к собственному молчанию, вы, не опасаясь, можете отпускать его в мир уже не как ребенка. Это очень радостное переживание (хотя временами и заставляющее нервничать) — наблюдать, как в результате экспериментирования с множеством выборов, которые предоставляет выросшему ребенку жизнь, растет его самоосознание.

Дипак Чопра "Семь Духовных Законов для родителей"



Похожие публикации