Пройти тест на биполярное расстройство личности онлайн. Нарушение восприятия собственной личности. Характерные высказывания с пограничным состоянием

В DSM-III-R (АРА, 1987, р. 346-347) ПРЛ определено как устойчивый паттерн восприятия, отношения и мышления (объектом которых могут выступать окружающая среда и сам человек), в котором имеются проблемы в различных областях, включая межличностное общение, настроение и образ себя. Как можно увидеть из табл. 9.1, эти люди испытывают самые разные трудности. Наиболее характерные особенности ПРЛ - интенсивность эмоциональных реакций клиентов, непостоянство их настроений и большое разнообразие имеющихся симптомов. Состояние этих людей может резко меняться от тотальной депрессии до тревожного возбуждения или интенсивного гнева, или же они могут импульсивно совершать действия, которые позже признаЮт иррациональными и контрпродуктивными. Обычно они имеют беспорядочный, противоречивый, непредсказуемый паттерн проблем и могут в некоторых сферах жизни действовать компетентно и эффективно, а в других сталкиваться с большими трудностями.

Здесь также запланирован список приятных действий, которые уменьшают боль, что позволит пациенту распознавать множество способов, которые позволяют переносить толерантность. Одной из стратегий, используемых в этом модуле, являются действия, направленные на отвлечение внимания, чувство саморегуляции гнева или боли и рассмотрение преимуществ и недостатков переносимости стресса.

В развитии этого письма проявляется важность терапевтических взаимоотношений с пациентом Бодерлина. Способность терапевта пробуждать у пациента намерение достичь удовлетворительной связи общения и сотрудничества имеет первостепенное значение. Это позволит улучшить развитие сеансов. Тем не менее, врач будет сталкиваться с некоторыми трудностями во время лечения кризов, суицидальных наклонностей или актов членовредительства пациента, что повышает сложность психотерапии, а также эмоциональный износ психолог.

Таблица 9.1. Диагностические критерии пограничного расстройства личности по DSM-III-R

Тотальный паттерн нестабильности в настроениях, межличностных отношениях и образе себя, возникающий в ранней взрослости и существующий в разнообразных контекстах, на что указывают по крайней мере пять из следующих признаков:

1) паттерн непостоянных и интенсивных межличностных отношений, характеризующийся чередованием крайних форм чрезмерной идеализации и девальвации;

К этому следует добавить, что такие пациенты, как правило, не имеют средств, социальные сети, что позволяет проверить свои чувства и действия, что является фактором в сложности лечения. Именно для этих сложностей уместно рассмотреть предложения и вклад когнитивного подхода поведенческой терапии, описанный в этой статье, как доказал свою эффективность в лечении предела.

Как отражение, учитывая важность будущих врачей, чтобы сделать свою практику в этом беспорядке, как лечение, так уровень диагностики, информировании и работать в профессиональной и этической манере, признавая свои ограничения и трудности что предполагает лечение этих пациентов, чтобы не попасть в диагностические ошибки, как это было в прошлом.

2) импульсивность по крайней мере в двух областях, которые потенциально саморазрушительны, например в расходовании денег, сексе, употреблении психоактивных веществ, магазинных кражах, неосторожной езде, разгульном образе жизни (исключая суициды или членовредительство, упомянутые в пункте 5);

3) эмоциональная неустойчивость: выраженные смены настроения от обычного до депрессии, раздражительности или тревоги, обычно длящиеся несколько часов и лишь изредка более нескольких дней;

Лечение для пациентов с нарушением личинности борделей. Диалектическая поведенческая модель. Тезисы Белграно. Когнитивная терапия расстройств личности. Диалектическая поведенческая терапия. Психоаналитические открытия, направленные на интегративные модели.

Студент-психолог, Национальный университет Андрес Белло. В настоящее время в консультациях по общей медицине службы неотложной помощи больниц и частных психологических клиник приходят к отчаянным людям или родственникам, которые ищут решение хаоса, что они не знают, как обращаться.

4) неадекватный, сильный гнев или недостаток контроля над гневом, например частые проявления вспыльчивости, постоянная гневливость, повторяющиеся драки;

5) повторяющиеся угрозы самоубийства, суицидные попытки или суицидное поведение либо членовредительство;

6) выраженное и постоянное нарушение идентичности, проявляющееся в неуверенности по крайней мере в двух пунктах из следующих: образ себя, сексуальная ориентация, долгосрочные цели или выбор карьеры, тип желательных друзей, предпочтительные ценности;

Во многих случаях это люди с большой медицинской историей госпитализации с симптомами тревоги и панических атак, а также попытки самоубийства или многочисленные самоповреждения, вызванные порезами или ожогами. Причина, по которой они обращаются за помощью, иногда может быть расстройством пищевого поведения или проблемами с наркотиками, депрессией и биполярным расстройством.

В других случаях они принимаются в качестве пациентов с чрезвычайной ситуацией и диагностированы как имеющие расстройство адаптации после того, как пациент рассказывает о своем дискомфорте после того, как пара разламывается с клиницистом. Во всех этих случаях их можно лечить с помощью анксиолитиков и антидепрессантов с учетом симптомов, которые они представляют, или их также можно лечить в единицах для расстройств пищевого поведения с расстройством пищевого поведения. Все эти решения ничего не делают, кроме как способствовать порочному кругу, в котором человек запутывается снова и снова.

7) хронические чувства пустоты или скуки;

8) отчаянные попытки избежать реального или предполагаемого отвержения (исключая суицидное или членовредительское поведение, описанное в пункте 5).

Примечание.Из «Руководства по диагностике и статистической классификации психических расстройств» (3-е изд., перераб.), (Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders (3rd ed., rev.). American Psychiatric Association, 1987, Washington, DC: Author, p. 347). ©1987, Американская психиатрическая ассоциация. Воспроизведено с разрешения.

Люди с пограничным расстройством личности могут проводить годы в руках разных специалистов, иногда участвуя в групповой терапии, где они, похоже, «хорошо подходят». Проблема осложнена, когда общей медицине назначают анксиолитические препараты или антидепрессанты для представленной картины. Никакая мера, кажется, не заканчивается проблемой, и за короткий промежуток времени проблемы возвращаются, что делает человека и человека вокруг него еще более безнадежным.

Средства массовой информации также не способствуют решению проблемы, отсутствие информации о расстройствах личности очевидны. Если решение, которое мы предлагаем, это поиск психологической поддержки, существует также риск: психотерапевт не знает проблемы, а также занимается такими вопросами, как проблема игры, депрессия и т.д. Но не делает хороший диагноз пограничного беспорядка.

Пограничные люди не всегда находятся в беспокойном состоянии и могут испытывать длительные периоды стабильности, но во время кризиса они обычно приходят на психотерапию и имеют сложную и несколько хаотичную клиническую картину. Кроме того, у них часто проявляются другие проблемы, такие как генерализованное тревожное расстройство, паническое расстройство, обсессивно-компульсивное расстройство, соматоформные расстройства, состояния психогенной фуги, большая депрессия, биполярное расстройство, шизоаффективное расстройство, реактивный психоз или другие расстройства личности (Millon, 1981). Кларкин и его коллеги (Clarkin, Widiger, Frances, Hurt, & Gilmore, 1983) обнаружили, что даже когда для диагноза требовалось заключение трех экспертов о присутствии или отсутствии каждого из критериев DSM-III-R ,60 % из выборки пограничных пациентов также удовлетворяли критериям для других расстройств личности. Эти диагнозы включали параноидное, шизотипическое, гистрионное, нарциссическое, зависимое и избегающее расстройства личности.

Не стесняйтесь спрашивать об обучении терапевта по этим вопросам. Нарушения личности, психопатия и серийные убийцы. Наиболее подходящим и справедливым местом для пациентов, а также однородными и стандартизованными рекомендациями по лечению являются вопросы, на которые еще не ответил.

Ключевые слова: Юридическая психиатрия; Антисоциальные расстройства личности; Нарушение поведения; убийство; Антимания. Классификация психических и поведенческих расстройств в своем десятом обзоре описывает индивидуально-специфическое расстройство как серьезное нарушение конституции и поведенческих тенденций личности человека. Такое нарушение не должно быть напрямую связано с болезнью, травмой или другим расстройством мозга или другим психическим расстройством и обычно включает в себя несколько областей личности и почти всегда связано с личным и социальным нарушением. 1.

Оценка.

Так как никакие из свойств или паттернов характеристик не присутствуют постоянно, и изменчивость - один из признаков ПРЛ, оценка и диагноз этого расстройства более сложны по сравнению со многими другими диагностическими категориями. Исследования с применением традиционных психологических тестов до настоящего времени свидетельствуют о том, что пограничные клиенты часто имеют высокие показатели по «невротическим» и «психотическим» шкалам Миннесотского многофазного личностного опросника (MMPI ),особенно по шкалам 2 (депрессия), 4 (психопатическое отклонение), 6 (паранойя), 7 (психастения), и 8 (шизофрения) (Widiger, Sanderson, & Warner, 1986). Эмпирические исследования также подтвердили гипотезу о том, что пограничные клиенты имеют тенденцию хорошо выполнять структурированные тесты типа шкалы Векслера для определения интеллекта взрослых (WAIS ),но плохо выполняют неструктурированные проективные тесты, обнаруживая при этом признаки расстройства мышления. При этом не было выявлено никакого простого «пограничного профиля». Традиционное психологическое тестирование может предоставить информацию, которая является полезной для выявления клиентов с ПРЛ, но оно не является простым, надежным способом выявления таких больных.

Нарушения личности - это не болезни, а аномалии психического развития, которые рассматриваются в судебной психиатрии, как нарушение психического здоровья. Эти расстройства связаны с дисгармонией аффективности и возбудимости с недостаточной интеграцией импульсов, установок и поведения, проявляющихся в межличностных отношениях.

На самом деле, индивидуумы с таким расстройством видят непрофессионалы как проблемные люди и сложные межличностные отношения. Они непродуктивны, когда рассматривают историю своей жизни и в конечном итоге не могут успокоиться. Поведение часто бывает неспокойным, бессвязным отношением и управляется непосредственностью удовлетворения.

Множество мероприятий, специально предназначенных для диагностики ПРЛ, включены Райхом (Reich, 1987) в его недавний обзор инструментов оценки расстройств личности. Они включают вопросники-самоотчеты (Bell, 1981; Edell, 1984; Hurt, Hyler, Frances, Clarkin, & Brent, 1984), личностные опросники (Millon, 1982) и структурированные интервью (Baron, 1981; Frances, Clarkin, Gilmore, Hurt, & Brown, 1984; Kolb & Gunderson, 1980; Perry & Klerman, 1980; Stangl, Pfohl, Zimmerman, Bowers, & Corenthal, 1985). Каждая из этих методик может быть использована при отборе, но все они нуждаются в дальнейшем развитии и валидизации, прежде чем будут готовы для клинического использования. Таким образом, при постановке диагноза клиницист не может полностью полагаться на эти новые методики, но они могут оказаться довольно полезными.

Этот тип расстройства личности характеризуется нечувствительностью к чувствам других. Существуют исследования, которые указывают на отсутствие нейропсихиатрических факторов риска развития антисоциального расстройства личности. 6 Исследованы органические аспекты, такие как акушерские осложнения, эпилепсия и мозговая инфекция. Аномальные данные об электроэнцефалографическом исследовании были также обнаружены у лиц с антисоциальным расстройством личности, совершивших преступления. Одной из наиболее часто встречающихся аномалий было сохранение медленных волн в височных долях.

Несмотря на эти проблемы, постановка диагноза ПРЛ не должна быть трудной. Критерии DSM-III-R достаточно ясны, чтобы поставить надежный диагноз, если клиницист имеет необходимую информацию, рассматривая диагноз ПРЛ. Для многих клиницистов основная трудность состоит в распознавании признаков возможного наличия ПРЛ. В табл. 9.2 перечислены некоторые характеристики, часто являющиеся признаками ПРЛ. Они не являются дополнительными диагностическими критериями, но могут обратить внимание клинициста на ранее нераспознанное расстройство личности.

По словам Айзенка и Гудьонссона, который разработал общую теорию возбуждения преступности 7, существует общее биологическое состояние, лежащее в основе предрасположенности к поведению людей с психопатологией. Они были бы экстравертированными, импульсивными и эмоционными охотниками, представляя нервную систему относительно нечувствительной к низким уровням стимуляции. Таким образом, чтобы увеличить их волнение, они будут участвовать в мероприятиях высокого риска, таких как преступность.

Биология и молекулярная генетика постепенно способствуют пониманию и лечению психиатрических пациентов. Следовательно, принципиально рассмотреть окружающую среду, в которой живет человек, и взаимодействие, установленное с ним. Концепция спектра была использована для демонстрации того, что в зависимости от взаимодействия с окружающей средой даже субъект, представляющий ген детерминанта, может не выражать предсказуемое психическое расстройство или выражать его в широком диапазоне клинических условий.

Таблица 9.2. Возможные признаки пограничного расстройства личности

При предъявлении проблем и симптомов:

1) разнообразный набор проблем и симптомов, которые могут меняться каждую неделю;

2) необычные симптомы или необычные комбинации симптомов;

3) интенсивные эмоциональные реакции, которые непропорциональны ситуации;

Несколько исследований 9 подтвердили существование личностных качеств, определяемых генетическими характеристиками. Исследования с монозиготными близнецами показали очень похожее поведение в их личном, социальном и профессиональном выборе, даже у лиц, выросших в разных средах. Было также значительное согласие в развитии расстройств личности, намного больше, чем у дизиготных близнецов. Позднее эти результаты были подтверждены исследованиями, в том числе усыновленными детьми.

Существуют также биологические аспекты, которые не являются генетическими по своей природе, но также мешают развитию личности. В качестве примера более агрессивное поведение может быть связано с более высокими уровнями гормонального тестостерона. С другой стороны, повышенный уровень серотонина может привести к более общительному поведению.

4) саморазрушительное поведение и склонность наказывать себя;

5) импульсивное, плохо спланированное поведение, которое позже признается как глупое, «сумасшедшее» или контрпродуктивное;

6) кратковременные проявления психотических симптомов, которые удовлетворяют критериям реактивного психоза по DSM-III-R (что может быть ошибочно диагностировано как шизофрения);

Что касается взаимодействия, которое человек устанавливает с окружающей средой, особое значение придавалось примитивным отношениям из-за их влияния на формирование ядра их личности. Известно, что халатность и жестокое обращение, полученное ребенком, у которого мозг вылечен опытом, вызывают ненормальность схемы мозга, что может привести к агрессии, гиперактивности, нарушениям внимания, делинквентности и злоупотреблению психоактивными веществами. наркотики.

Он представляет два подтипа: импульсивный и пограничный. Импульсивность характеризуется эмоциональной нестабильностью и отсутствием импульсного контроля. Граница, в свою очередь, помимо эмоциональной нестабильности, обнаруживает нарушения самооценки, с трудом определяя его личные предпочтения, с последующим чувством пустоты.

7) путаница в целях, приоритетах, чувствах, сексуальной ориентации и т. д.;

8) чувство пустоты, возможно, локализованное в области солнечного сплетения.

В межличностных отношениях:

1) недостаток устойчивых близких отношений (возможно, замаскированный устойчивыми неблизкими отношениями или отношениями, которые являются устойчивыми до тех пор, пока не становится возможной полная близость);

Необходимо заставить всех обратить внимание на самих себя. Есть повторяющиеся и навязчивые мысли, которые, однако, не достигают серьезности обсессивно-компульсивного расстройства. Однако в этом исследовании основное внимание будет уделяться антиобщественному расстройству личности, поскольку это наиболее важный тип одежды в судебной сфере из-за его интимной связи с психопатическим поведением.

Диагноз расстройств личности по-прежнему трудно идентифицировать сегодня психиатрами. Этот факт усугубляется отсутствием интереса, который многие из них проявляют из-за расстройств такого характера, поскольку они понимают, что патологии этого типа, поскольку они являются постоянными и не поддающимися лечению, не компенсируют специализированную помощь. 10 Нередко диагноз запоминается только тогда, когда эволюция обработанного психического расстройства является неудовлетворительной.

2) склонность идеализировать или порочить других людей, с возможными резкими переходами от идеализации до клеветы;

3) тенденция не различать близость и сексуальность.

В психотерапии:

1) частые кризисы, частые телефонные звонки психотерапевту или требования особого подхода к планированию сессий, выработке окончательных планов и т. д.;

Диагностическая оценка сталкивается с международно известными спорами, основанными на расхождении между большей оценкой бесплатных интервью или применением стандартизированных тестов. В то время как некоторые специалисты основывают свой диагноз на отчетах своих пациентов и прямо изучают, как они проявляются эмоционально, другие уже предпочитают использовать стандартизированные тесты с политическими вопросами. Согласно западному, диагностическое исследование антисоциального расстройства личности является одним из тех, которые больше всего выигрывают от структурированных интервью, довольно объективными показателями в отношении поведения его пользователей. 11.

2) крайне выраженные или частые неверные истолкования высказываний, намерений или чувств психотерапевта;

3) необычно сильные реакции на изменение времени встреч или их места, перерывы в психотерапии или ее завершение;

4) повышенная чувствительность к прямому контакту глазами, физическому контакту или близкому расстоянию между собеседниками;

5) крайне выраженное двойственное отношение ко многим проблемам;

6) страх изменений или необычно сильное сопротивление изменениям.

При психологическом тестировании:

1) хорошее выполнение структурированных тестов типа WAIS ,в сочетании с плохим выполнением или признаками расстройства мышления по проективным тестам;

2) подъем по «невротическим» и «психотическим» шкалам ММРI (2, 4, 6,7, 8) или признаки необычно широкого разнообразия проблем.

Нужно быть особенно внимательным к шести возможным признакам ПРЛ: 1) интенсивные, нестабильные отношения; 2) отсутствие ясного чувства идентичности (путаница или несогласованность в целях, приоритетах и ценностях); 3) эпизоды интенсивного, неконтролируемого гнева; 4) импульсивное поведение; 5) хроническое чувство пустоты, скуки или одиночества; 6) «отыгрывание». Кларкин с коллегами (Clarkin et al., 1983) обнаружили, что приблизительно 80 % людей, удовлетворявших критериям DSM-III дляПРЛ (которые очень похожи на критерии DSM-III-R ),обнаружили либо комбинацию интенсивных, нестабильных отношений и нарушений идентичности, либо комбинации интенсивных, нестабильных отношений, импульсивности и интенсивного и безудержного гнева. Нюрнберг с коллегами (Nurnburg, Hurt, Feldman, & Suh, 1987) обнаружили, что оптимальный баланс чувствительности, специфичности и прогностической силы при выявлении людей с ПРЛ обеспечили два набора критериев. Эти два набора критериев были комбинацией нестабильных, хаотичных отношений и импульсивного поведения или любого признака из следующих: 1) нестабильные, хаотичные отношения; 2) импульсивное поведение; 3) хроническое чувство пустоты, скуки или одиночества; 4) «отыгрывание».

В случае с Джоан полный обзор информации, полученной в ходе начальной оценки и на первой психотерапевтической сессии, показал наличие многих признаков ПРЛ. В дополнение к отсутствию мотивации, что было заявленной проблемой, Джоан имела давние проблемы с тревогой, приступами паники, депрессией и гневом, а также с трудом могла ясно формулировать свои мысли и уверенно чувствовать себя при общении с людьми. Она описала себя как «энергичного человека» и сообщила, что иногда не спала по несколько ночей подряд, если была очень занята; но она отрицала любые другие симптомы маниакальных эпизодов. Джоан считала себя «чувствительной» к многим продуктам и придерживалась «полувегетарианской» диеты из-за ее убеждения, что у нее аллергия на многие вполне обычные продукты. Она также рассказала о некоторых переживаниях, включая вещие сны.

По поводу отношений со сверстниками Джоан рассказала, что она «часто посещала вечеринки» в колледже, но никогда не имела большого круга друзей. Большую часть длительных отношений она поддерживала с людьми, у которых были физические недостатки или эмоциональные проблемы. Ее муж был слепым, ее последний друг был диабетиком, плохо контролирующим свое поведение, а несколько друзей были склонными к депрессии и/или алкоголиками. Ее отношения с другими были изменчивы, часто заканчивались неожиданным разрывом, когда она чувствовала, что друг утратил ее доверие. Джоан недавно вышла замуж и сообщала, что с трудом адаптировалась к браку. Она выразилась так: «Кажется, что ты больше не властен над своей жизнью».

Джоан была весьма привлекательной и хорошо справлялась в школе и на предыдущей работе. Однако она испытывала значительные трудности при выборе карьеры. Она провела год в юридической школе и год работала по социальной программе, а затем работала в органах местного управления, пока не занялась финансами. Джоан сообщила, что неоднократно испытывала трудности в отношениях с людьми на работе. Ее не устраивали график и правила работы, она чувствовала, что с ней постоянно плохо обращалось начальство, и в конечном счете она начинала раздражаться, вступала в конфликт с боссом и либо импульсивно увольнялась, либо бывала уволена.

Джоан пять раз обращалась за помощью к врачу и получала традиционную психотерапию и медикаментозное лечение. У нее происходили серьезные конфликты с большинством ее предыдущих психотерапевтов, и она сообщила, что ни психотерапия, ни лечение не принесли ей пользы. Она также описала наличие сильной негативной реакции на «Элавил», сообщив, что от этого лекарства становится дезориентированной и неуправляемой.

Из этого обзора доступной информации явствовало, что в дополнение к ПРЛ, Джоан удовлетворяла критериям панического и циклотимического расстройств по DSM-III-R.

Теоретическое осмысление.

Исследованиям ПРЛ посвящено множество книг и статей. Безусловно, большинство этих работ было основано на теории объектных отношений или на других современных психоаналитических подходах. К сожалению, понятия, используемые в этих исследованиях, делают их недоступными для многих клиницистов, которые не ориентируются в психоаналитической терминологии. В когнитивно-поведенческой терминологии основой представления об объектных отношениях является утверждение, что пограничный человек придерживается крайних, плохо интегрированных взглядов на отношения с людьми, заботившимися о нем в раннем детстве, и в результате имеет крайние, нереалистичные ожидания относительно межличностных отношений. Считается, что эти ожидания последовательно формируют поведение и эмоциональные реакции и ответственны за широкий диапазон симптомов, имеющихся у этих людей. Психодинамически ориентированные авторы предполагают, что оптимальное решение этой проблемы состоит в том, чтобы вести психотерапию таким способом, при котором эти ожидания будут проявляться в отношениях клиента с психотерапевтом, где они могут быть разрешены через применение психоаналитических методов в долгосрочной психотерапии.

Поведенческие и когнитивно-поведенческие авторы уделяли ПРЛ намного меньше внимания. Но в последние годы Лайнхэн (Linehan, 1981, 1987а, b), Миллон (Millon, 1981, 1987b), Претцер (Pretzer, 1983; Freeman et al., 1990) и Янг (Young, 1983, 1987; Young & Swift, 1988) представили разнообразные когнитивно-поведенческие точки зрения на это расстройство.

Миллон (Millon, 1981, 1987b) излагает точку зрения, основанную на социальной теории научения. В соответствии с ней он отводит центральную роль отсутствию у пограничного человека ясного, последовательного чувства собственной идентичности. Он утверждает, что этот недостаток ясного чувства идентичности является результатом воздействия биологических, психологических и социологических факторов, которые в сочетании нарушают успешное развитие чувства идентичности. Так как одним из аспектов отсутствия у пограничного человека ясного чувства идентичности является отсутствие ясных, последовательных целей, эта проблема приводит к плохой координации действий, плохому контролю над побуждениями и отсутствию последовательности в действиях. В результате отсутствия последовательной стратегии решения возникающих проблем эти люди плохо справляются со своими эмоциями и проблемами. Миллон предполагает, что в результате пограничные люди становятся зависимыми от защиты и поддержки других и очень чувствительными к любым признакам возможного лишения этих источников поддержки. Он утверждает, что эта ситуация усугубляется интенсивными конфликтами, связанными с зависимостью и притязаниями, а также осознанием того, что их раздражение по поводу зависимого положения может закончиться потерей безопасности, которую они получают от зависимости.

Лайнхэн (Linehan, 1981, 1987а, b) дает более поведенческую трактовку психотерапии ПРЛ, которую она называет «диалектической поведенческой психотерапией». Ее точка зрения состоит в том, что «дисфункция в регулировании эмоций» является основной характеристикой ПРЛ, которая, вероятно, имеет физиологические основания. Эта дисфункция, как предполагается, ответственна за яркие чрезмерные реакции пограничных людей на события и за их импульсивные действия. Она также выдвигает гипотезу, что в ходе своего развития эти люди имеют много контактов со значимыми другими, которые обесценивают их эмоциональные переживания, и настаивает на том, что потенциальные пограничные пациенты проявляют «положительную установку» несмотря на их страдания. В результате эти люди (которые уже физиологически склонны к непропорциональным эмоциональным реакциям) обучаются неадекватным навыкам регулирования эмоций и в то же время учатся пренебрежительно относиться к собственным эмоциям и иметь по отношению к ним карательные установки.

Эти карательные установки и пренебрежительное отношение, а также реалистичные опасения людей оказаться неспособными управлять интенсивными эмоциями блокируют их способность испытывать сильные эмоции достаточно долго, чтобы отреагировать на большие утраты. Таким образом, когда случаются какие-либо потери, люди также переживают «бремя тяжелой утраты». Комбинация интенсивных эмоциональных реакций, неадекватных навыков регулирования эмоций, импульсивного поведения и пренебрежительного отношения к собственным эмоциям кончается чередой неизбежных кризисов и повторением случаев, когда люди неспособны эффективно решить проблемы несмотря на все усилия. Это заставляет людей сделать вывод о том, что во многих ситуациях они должны положиться на других. Но узнав, что необходимо поддержать «положительную установку», люди не чувствуют в себе уверенности, чтобы просить о помощи или искать помощь, демонстрируя свою нужду в ней. Это приводит к тому, что они сохраняют видимость компетентности, пытаясь хитростями и косвенными способами получить помощь от других. Но им в этом мешают сильные эмоциональные реакции людей и их импульсивные действия.

Янг (Young, 1983, 1987; Young & Swift, 1988) сформулировал общий когнитивно-поведенческий подход к лечению расстройств личности, который он назвал «когнитивной психотерапией, сфокусированной на схеме». Его подход отличается от стандартной когнитивной модели психотерапии постулатом о том, что в детстве могут формироваться чрезвычайно устойчивые и долговременные паттерны мышления (Янг называет их «ранними дезадаптивными схемами»), которые приводят к дезадаптивным паттернам поведения, укрепляющим эти схемы. Затем эти схемы развиваются и остаются у взрослого человека. Он трактует каждое расстройство личности как определенный набор 18 ранних дезадаптивных схем, выделенных им к настоящему времени, и утверждает, что эти схемы должны находиться в центре внимания при психотерапии.

Ранние дезадаптивные схемы, который Янг считает характерными для ПРЛ, показаны в табл. 9.3. Хотя Янг не описывает детальную модель ПРЛ, он предполагает, что, когда эти ранние дезадаптивные схемы активизированы релевантными событиями, это приводит к искажениям в мышлении, сильным эмоциональным реакциям и проблемному поведению. Можно предположить, что большое количество ранних дезадаптивных схем, приписываемых пограничным пациентам (другие расстройства личности характеризуются в среднем 2,5 ранними дезадаптивными схемами каждое), может быть обусловлено широким диапазоном симптомов и частыми кризисами, наблюдающихся у пограничных пациентов. Но Янг не дает детального описания того, каким образом эти схемы приводят к ПРЛ.

Таблица 9.3. Предложенные Янгом «ранние дезадаптивные схемы», характерные для пограничного расстройства личности

Ранняя дезадаптивная схема Возможное выражение
Отвержение/потеря «Я всегда буду одиноким. Для меня никого не найдется».
Непривлекательность «Никто бы не полюбил меня или не захотел бы быть близок со мной, если бы они действительно узнали меня».
Зависимость «Я не могу сам справиться с трудностями. Мне нужен кто-то, на кого я могу положиться».
Подчинение/отсутствие индивидуальности «Я должен подчинять свои желания желаниям других, иначе они отвергнут меня или нападут на меня».
Недоверие «Люди обидят меня, нападут на меня, используют меня. Я должен защищаться».
Неадекватная самодисциплина «Я не в состоянии контролировать или дисциплинировать себя».
Страх утратить контроль над эмоциями «Я должен контролировать свои эмоции, или случится что-то страшное».
Вина/наказание «Я плохой человек. Я заслуживаю наказания».
Эмоциональная депривация «Никому не интересны мои нужды, никто не защитит меня и не позаботится обо мне».

Примечание.Адаптировано из: Schema-Focused Cognitive Therapy for Personality Disorders by J. Young, 1987, неизданная рукопись. Адаптировано с разрешения автора.

Три предшествующие точки зрения сосредоточены на сильно различающихся аспектах ПРЛ. Миллон (Millon, 1981, 1987b) подчеркивает, что нарушение идентичности пограничных людей играет центральную роль среди их остальных проблем; Лайнхэн (Linehan, 1981, 1987а, b) выдвигает гипотезу о том, что ядром этого расстройства является дефект в регулировании эмоций и три «диалектики», между которыми выбирает человек; а Янг (Young, 1983, 1987; Young & Swift, 1988) рассматривает это расстройство как основанное на устойчивых допущениях, которые сформировались на ранних этапах развития и играют важную роль на протяжении всей жизни. Наши собственные представления (Pretzer, 1983; Freeman et al., 1990) развились независимо от этих теорий, и следующая модель ПРЛ включает каждый из вышеупомянутых факторов в целях всестороннего понимания ПРЛ, основанного прежде всего на представлении Бека о психопатологии (Beck, 1976; Beck, Rush, Shaw, & Emery, 1979).

В теории Бека основные допущения человека играют центральную роль во влиянии на восприятие и интерпретацию событий, а также в формировании поведенческих и эмоциональных реакций. В когнитивной психотерапии с пограничными людьми часто обнаруживаются три важнейших основных допущения, и, по-видимому, они играют центральную роль в возникновении этого расстройства. Эти допущения таковы: «Мир опасен и враждебен», «Я бессилен и уязвим» и «По своей сути я неприемлем». В случае с Джоан пациентка была твердо уверена в том, что все работодатели, психотерапевты и автомеханики авторитарны, манипулятивны, склонны управлять, несправедливы, лживы и враждебны. Она постоянно чувствовала себя беспомощной в ситуациях, когда с ней плохо обращались, и полагала, что не способна справляться с работой и решать личные проблемы. Джоан также была искренне убеждена, что, для того чтобы ее принимали, она должна преуспеть в профессиональной деятельности, но в то же время полагала, что неспособна на это.

Очевидно, убеждение человека в том, что мир опасен, а сам он бессилен, имеет важные последствия, которые являются более серьезными, чем частные опасения. Это заставляет сделать вывод, что всегда опасно ослаблять бдительность, идти на риск, показывать слабость, ослаблять контроль над собой, попадать в ситуацию, из которой сложно выпутаться, и т. д. Это приводит, среди прочего, к хронической напряженности и тревоге, бдительности к признакам опасности, осторожности в межличностных отношениях и дискомфорту в связи с неконтролируемыми эмоциями. Вигильность человека к признакам опасности приводит к тому, что человек замечает много кажущихся признаков опасности и, таким образом, склонен укреплять представление о мире как опасном месте, а также создает почву для дополнительных опасений. Тенденция быть осторожным, избегать риска и быть предусмотрительным и настороженным, вместо того чтобы просто решать проблемы по мере их возникновения, поддерживает убеждение человека, что это поведение необходимо, и мешает ему обнаружить, что более прямой, уверенный подход также может быть эффективным. В результате переживания такого человека имеют тенденцию поддерживать у него представление о том, что он относительно бессилен и уязвим и должен оставаться бдительным и занимать оборонительную позицию.

Некоторые рассматривают мир как опасное и враждебное место, при этом полагая, что могут рассчитывать на собственные силы и способности в борьбе с различными угрозами (см. обсуждение параноидного расстройства личности в главе 6 этой книги). Но пограничные люди считают себя слабыми и бессильными. Другие люди, полагающие, что они неспособны эффективно отвечать на требования повседневной жизни, решают свою дилемму, становясь зависимыми от того, кого они рассматривают как способного заботиться о них (и у них формируется паттерн зависимости). Но убеждение лиц с пограничным расстройством в том, что они по своей сути неприемлемы, блокирует этот выбор, поскольку это убеждение заставляет их сделать вывод о том, что зависимость влечет за собой серьезный риск отвержения или нападения, так как может обнаружиться неприемлемость. Пограничные люди сталкиваются с дилеммой: убежденные в том, что они относительно беспомощны во враждебном мире, они вынуждены выбирать между автономией и зависимостью, не решаясь склониться ни к одному из двух вариантов.

Когнитивный фактор, не удостоившийся достаточного внимания в рамках других когнитивно-поведенческих трактовок этого расстройства, весьма ухудшает и без того тяжелое положение пограничных личностей. Как продемонстрировал Бек (Beck, 1976; Beck et al., 1979), люди часто допускают ошибки в мышлении, которые он называет «когнитивными искажениями» и которые часто приводят к нереалистичным оценкам ситуаций. Пограничные люди могут иметь полный диапазон когнитивных искажений, но одно конкретное искажение, которое Бек обозначает как «дихотомическое мышление», является особенно типичным и проблематичным для них. Дихотомическое мышление - это тенденция оценивать переживания в терминах взаимно исключающих категорий (например, хороший или плохой, успех или неудача, надежный или предательский), вместо того чтобы рассматривать переживания как расположенные на континууме. Это «черно-белое» мышление ввиду отсутствия каких-либо промежуточных категорий приводит к крайним интерпретациям событий, которые обычно находятся в среднем диапазоне континуума. Согласно когнитивному представлению, крайние оценки ситуаций ведут к крайним эмоциональным реакциям и крайним действиям.

Кроме того, дихотомический подход к интерпретации переживаний может легко приводить к резким изменениям от одного крайнего представления до его противоположности. Например, человек, доказавший свою надежность, будет, вероятно, рассматриваться как полностью заслуживающий доверия до первого раза, когда он не оправдает ожиданий. Тогда человек внезапно начнет казаться полностью ненадежным, так как нет никаких категорий для промежуточных уровней надежности. Идея, что человек может заслуживать доверия большую часть времени , несовместима с дихотомическим мышлением. Поскольку дихотомическое мышление может продуцировать крайние эмоциональные реакции и действия, а также резкие переходы от одного крайнего настроения к другому, это в значительной степени обусловливает резкие колебания настроения и яркие изменения в поведении, что является признаком ПРЛ. Лайнхэн (Linehan, 1987b) права, отмечая, что неспособность пограничных пациентов осуществлять адаптивный контроль над крайними эмоциональными реакциями играет главную роль в их трудностях, но при этом не создается впечатления, что необходимо предполагать наличие физиологических оснований для этой проблемы.

Комбинация дихотомического мышления и основных допущений пограничных пациентов особенно сильна. Большинство людей признают, что повседневная жизнь создает разнообразные риски и угрозы, но они способны справиться с этим знанием. Дихотомическое мышление приводит к представлению о мире либо как полностью добром, либо крайне суровом. Точно так же у всех людей есть недостатки и все люди совершают ошибки, и многие способны принимать этот факт. Однако у пограничных людей дихотомическая классификация себя (так же, как и других) либо как безупречных, либо полностью неприемлемых приводит к выводу о том, что, если у них есть какие-нибудь недостатки, они безнадежно «не в порядке». Убежденность в том, что они по сути своей неприемлемы, быстро приводит к выводу, что они должны скрыть этот факт от других, чтобы быть принятыми. К сожалению, это означает, что эти люди должны избегать близости и открытости из-за страха быть «раскрытыми». Когда это не позволяет людям удовлетворять желание близости и безопасности, дихотомическое мышление легко приводит к выводу: «Я никогда не получу того, чего хочу, все бессмысленно». Кроме того, поскольку убежденность пограничных личностей в том, что они должны скрывать существенные недостатки или столкнутся с отвержением, не дает им позволить другим узнать, каковы они на самом деле, пограничные личности никогда не узнаЮт, что на самом деле вовсе не являются неприемлемыми.

Дихотомическое мышление также создает и укрепляет некоторые из конфликтов пограничных людей. Например, фрустрация (или ожидаемая фрустрация) желания близости и зависимости у пограничных личностей часто ведет к интенсивному гневу, который люди рассматривают как настолько разрушительный, что это делает невозможным установление близких отношений, если этот гнев выражен. Но удовлетворение желания близости и зависимости рассматривается как невыносимо опасное, поскольку во враждебном мире быть зависимым - значит быть беспомощным и уязвимым. Этот интенсивный конфликт по поводу зависимости и гнева исчез бы, если бы пограничный человек смог занять более умеренную позицию и сказать: «Было бы хорошо быть дипломатичнее в выражении моей неудовлетворенности, чтобы это не создавало дополнительных проблем» и «Зависимость от кого-либо может привести к тому, что мне причинят вред или разочаруют меня, поэтому я должен хорошенько подумать, от кого мне зависеть и в какой мере полагаться на них». Как подчеркнула Лайнхэн (Linehan, 1987b), пограничные люди часто выбирают между поиском зависимости и активным уходом от нее, вместо того чтобы в умеренной степени полагаться на других людей.

Как подчеркивает Миллон (Millon, 1981), последний фактор, который, по-видимому, играет важную роль в ПРЛ, - это слабое или непостоянное чувство идентичности. Неразбериха с целями и приоритетами делает для этих людей трудным последовательно и эффективно достигать долгосрочных целей, особенно перед лицом резких эмоциональных изменений. Это приводит к неэффективности и слабому чувству собственной эффективности. Это в свою очередь ведет к недостатку мотивации и настойчивости и приводит еще к меньшему успеху перед лицом неприятностей. Недостаток ясного чувства себя затрудняет для пограничных личностей принятие решения о том, что делать в неоднозначных ситуациях, и приводит к низкой переносимости неопределенности. В результате этим людям трудно поставить под сомнение собственное убеждение о том, что они по сути своей неприемлемы, и сохранять ясное чувство собственной идентичности в отношениях с другими людьми, свободно выражающими свои мнения и чувства.

Основные допущения, дихотомическое мышление и слабое чувство идентичности не просто по отдельности влияют на развитие ПРЛ. Они формируют сложную систему. Эта система включает в себя множество циклов, которые имеют тенденцию увековечивать себя и которые стойки к изменению под воздействием переживаний человека. Например, убеждение Джоан, что люди, наделенные властью, имеют враждебные намерения, привело к появлению у нее бдительности к признакам плохого обращения. В результате она отмечала и могла вспомнить многочисленные проявления пренебрежительного равнодушия, случаи несправедливого обращения и т. д., что, казалось, подтверждало ее представление о том, будто люди, наделенные властью, в основном склонны к манипуляции и контролю. Ее представление о работодателях как о недоброжелательных людях было одним из факторов, который приводил к промедлению с поиском работы. Но она рассматривала само откладывание как еще один признак того, что она не могла справиться с работой; это в свою очередь, усиливало промедление. Не только устойчивые ключевые допущения пограничного человека, но и эти подкрепляющие себя циклы формируют систему, которая может быть весьма стойкой к изменениям, если не использовать стратегический подход.

Стратегия вмешательств.

Трактовки Миллона (Millon, 1981, 1987b), Лайнхэн (Linehan, 1981, 1987а, b) и Янга (Young, 1983, 1987; Young & Swift, 1988) соответственно предполагают, что вмешательство должно быть сфокусировано на выработке более ясного чувства идентичности, улучшении навыков по управлению эмоциями или изменении дезадаптивных убеждений и допущений. Каждый из этих трех подходов к вмешательству, поддерживаемый другими авторами, был бы совместим с данной моделью. Но представленная в этой главе трактовка ПРЛ предполагает, что ни одно из этих трех вмешательств не является центральным моментом психотерапии. Утверждается, что дихотомическое мышление играет важную роль в возникновении крайних реакций и резких колебаний настроения, характерных для ПРЛ, усиливает влияние дисфункциональных допущений и обусловливает возникновение многих дилемм, перед которыми становятся пограничные личности. Если уменьшить или устранить дихотомическое мышление в начале психотерапии, это должно снизить интенсивность симптомов клиентов, упростить задачу изменения их основных допущений и создать возможность для оказания им помощи в нахождении удовлетворительных решений дилемм, перед которыми они стоят. После того как проведена работа с дихотомическим мышлением, намного легче осуществлять вмешательства, предложенные Миллоном, Лайнхэн и Янгом.

Но психотерапевт не может просто набрасываться на дихотомическое мышление на первой же сессии. Чтобы эффективно работать с ним, необходимо установить психотерапевтические отношения сотрудничества и прийти к общему с клиентом пониманию проблем, чтобы работа с дихотомическим мышлением «имела смысл» для клиента. Это нелегко сделать, поскольку картина мира пограничного пациента весьма усложняет процесс установления психотерапевтических отношений и принятия позиции «совместного эмпиризма», характерной для когнитивной психотерапии. В конце концов, психотерапевт является частью мира, который пограничный пациент рассматривает как опасный и враждебный; следовательно, доверие психотерапевту считается потенциально опасным. Кроме того, конфликт между желанием пограничного человека, чтобы ему помогали и принимали его, и его страхом уязвимости и отвержения приводит к труднопреодолимому двойственному отношению к участию в психотерапии. Хотя вмешательства, предназначенные для уменьшения или устранения дихотомического мышления, могут быть весьма эффективны, необходимо приложить значительные усилия для установления доверия и отношений сотрудничества перед работой с дихотомическим мышлением. К счастью, время, потраченное на установление психотерапевтических отношений, не уходит впустую, так как установление хороших психотерапевтических отношений само по себе опровергает допущения пограничного человека относительно опасностей, исходящих от других людей, и относительно присущей ему неприемлемости.

Отдельные вмешательства.

Психические заболевания это не то, о чем принято говорить, поэтому про пограничное расстройство личности – его симптомы, схемы лечения, медицинские прогнозы – известно значительно меньше, чем про шизофрению или депрессию. Однако с проявлениями данного диагноза сталкивается большое количество человек, что требует повышать степень информированности населения. Почему возникает такая проблема и что с ней делать?

Что такое пограничные состояния в психиатрии

Если у пациента диагностируется слабый уровень нарушений психики – когда больному удается контролировать реальность и до характера патологии заболеванию далеко, – в медицине это отмечается как пограничное состояние. Представлены такие нарушения целым рядом расстройств и даже симптомокомплексов:

  • психосоматических;
  • неврозоподобных;
  • невротических;
  • аффективных;
  • нейроэндокринных;
  • нейровегетовисцеральных.

Данный термин в официальную медицину был введен в середине 20-ого столетия и сегодня крепко связан с диагнозом диагнозом «пограничное личностное расстройство», в МКБ-10 имеющее код Ф60.31. Долгое время в пограничные состояния психиатры относили любые нарушения психики, что создавало «диагностический хаос» и невозможность вывести четкие признаки для постановки точного диагноза.

Причины заболевания

Согласно статистическим данным, с пограничным расстройством личности (ПРЛ) живут около 3% населения земного шара, однако данное заболевание находится «в тени» более сложных, поэтому часть случаев не учтена. Проявления таких нарушений психики развиваются преимущественно у лиц в возрасте 17-25 лет, но появиться могут еще у ребенка, однако не диагностируются ввиду физиологической нестабильности детской психики. Причины, приводящие к этой болезни, делят на 4 группы:

  • Биохимические – объясняются дисбалансом нейромедиаторов: химических веществ, отвечающих за регуляцию проявлений эмоций. Дефицит серотонина становится причиной депрессии, при нехватке эндорфина нервная система не может противостоять стрессам, а снижение уровня дофамина приводит к отсутствию чувства удовлетворения.
  • Наследственная предрасположенность – специалисты не исключают варианта, при котором неустойчивая психика может быть заложена в ДНК, поэтому зачастую ПРЛ страдают люди, чьи близкие родственники тоже имели нарушения психоэмоционального поведения.
  • Недостаток внимания или насилие в детском возрасте – если ребенок не ощущал родительской любви или столкнулся со смертью/уходом близких в раннем возрасте, за родителями было замечено частое физическое или эмоциональное насилие (особенно это касается высоких требований, предъявляемых к ребенку), это может быть причиной психологической травмы.
  • Воспитание в семье – для гармоничного развития личности ребенок должен ощущать родительскую любовь, но знать границы и понятие дисциплины. Когда микроклимат в семье нарушается с перевесом диктаторской позиции или избыточным поощрением, это становится причиной сложностей в последующей социальной адаптации.

Пограничные психические расстройства - симптомы

Синдром бордерлайна (сокращено от англоязычного названия болезни «borderline personality disorder) может иметь длинный перечень проявлений, которые не обязательно будут присутствовать в полном объеме даже у тяжело больного человека. Согласно официальным данным, у пациентов, которым диагностировали ПРЛ, зачастую наблюдаются:

  • повышенная тревожность;
  • депрессивные состояния (в тяжелом случае – психическая анестезия);
  • импульсивность;
  • потеря контроля над эмоциями;
  • интенсивные дисфории, сменяющиеся эйфориями;
  • проблемы с социальной адаптацией;
  • нарушения аутоидентификации;
  • демонстрация антисоциального поведения (до наркомании, злоупотребления алкоголем, криминальных действий).

Межличностные отношения

Проблемы с существованием в социуме в разных формах присущи людям с пограничным расстройствам личности. Зачастую здесь наблюдается невозможность прийти к консенсусу и категоричное отстаивание своего мнения, что постоянно приводит к конфронтации с окружающими. Больной с ПРЛ не видит себя виноватой стороной, а полагает, что никто не осознает его правоты и ценности. Проблемы межличностных отношений не исключены даже в семье, при этом они могут сопровождаться даже сексуальным насилием, поскольку сопряжены с неконтролируемыми эмоциями.

Страх одиночества

Для большинства форм пограничного расстройства личности характерен главный общий симптом – это боязнь остаться в одиночестве, даже когда предпосылки к этому отсутствуют. Человек может полностью отвергать чувство любви, что приводит к разрыву отношений до того, как это сделает противоположная сторона. Это провоцирует сложности во взаимоотношениях с лицом, имеющим пограничное личностное расстройство. У большинства людей (особенно у молодых женщин), испытывающих тревогу такого рода, имеются детские психологические травмы, связанные с родителями.

Категоричность мнений и суждений

При пограничном расстройстве личности человек видит мир исключительно в черно-белых тонах, что становится причиной либо чистого безумного восторга происходящим, либо уничтожающей депрессии от ситуации. Жизнь для таких людей или потрясающая, или ужасная: полутонов нет. Даже на самые мелкие неудачи у них наблюдаются серьезные проявления раздражительности. За счет такого восприятия появление суицидальных мыслей свойственно 80% лиц, имеющим пограничное личностное расстройство.

Склонность к саморазрушению

На фоне частых депрессивных состояний, которые сопутствуют внутреннему напряжению, у человека, страдающего пограничным расстройством психики, возникают суицидальные наклонности или попытки самонаказания. К самоубийству приходит только 10% больных – у остальных все оканчивается самоповреждениями, которые являются способом сбросить напряжение или привлечь внимание, выражением аутоагрессии, методом невербального общения и подавления гипервозбудимости. Проявляться это может в любых действиях, ведущих к ухудшению здоровья и повреждению своего тела.


Нарушение восприятия собственной личности

Заниженная самооценка на фоне идеализации других – относительно слабый признак ПРЛ, но самый распространенный и идущий из детства. Если психическое расстройство находится в более тяжелой форме, человек может сталкиваться с постоянной сменой оценки своего характера и возможностей, а сами «переключения» не будут иметь четких предпосылок. В некоторых случаях больные даже отмечают ощущение потери собственной личности и невозможность чувствовать факт существования.

Отсутствие контроля за поведением

Наличие различного рода маний – яркий симптом пограничного личностного расстройства, при котором можно наблюдать импульсивность поведения в любых ситуациях. Человек с ПРЛ характеризуется неконтролируемыми эмоциями, поэтому он может испытывать болезненную тягу к чему угодно, расстройства пищевого поведения, сталкиваться с параноидальными мыслями, сексуальной распущенностью, алкогольной и наркотической зависимостью. Не исключены состояния внезапных изменений мыслей и действий – за хорошим настроением следуют дистимическая фаза или спонтанные вспышки гнева.

Диагностика­

За счет современного взгляда на коморбидность в психиатрии отделить ПРЛ от ряда иных заболеваний, сопряженных с расстройством личности, трудно. У пациентов, которым ставится такой диагноз, наблюдаются склонность к употреблению психоактивных веществ, симптомы биполярных расстройств, социальные фобии, обсессивно-компульсивные расстройства, депрессивные состояния. Диагностика производится при помощи:

  • физического осмотра;
  • изучения истории болезни;
  • разбора клинических проявлений для выявления ключевых признаков (не менее 5-ти);
  • проведения тестирования.

Дифференциальная диагностика

По своим проявлениям пограничное расстройство личности схоже с большим количеством психических заболеваний, но требует особого подхода в лечении, поэтому необходимо проводить четкую дифференциацию между ПРЛ и шизофренией, психозом, биполярными расстройствами, фобиями, аффектическими состояниями. Особенно это касается ранней стадии всех перечисленных заболеваний, где симптоматика практически идентична.

Критерии оценки­

Специалисты при выявлении пограничного расстройства личности делают акцент на нарушении восприятия собственного «Я», постоянных переменах мышления, увлечений, суждений, легкости попадания под чужое влияние. Международные классификации болезней 9 и 10 пересмотров уточняют, что помимо общих признаков расстройства личности у больного должны присутствовать:

  • ярко выраженная тенденция к импульсивным действиям с причинением себе вреда;
  • поведенческие взрывы на фоне их осуждения социумом;
  • приложение усилий к предотвращению участи быть покинутым;
  • расстройство идентичности;
  • рецидивы попыток суицида;
  • диссоциативные симптомы;
  • параноидные идеи;
  • ощущение опустошенности;
  • частые приступы раздражительности, неспособность контролировать гнев.

Тест

Простым методом диагностики, который можно использовать даже самостоятельно, является тест из 10 вопросов. Некоторые специалисты для удобства его сокращают, поскольку подозрения на ПРЛ можно выдвинуть уже после 3-4 утвердительных ответов. Список вопросов (с ответом «да»/«нет») следующий:

  1. Если у вас ощущение манипулирования вашим сознанием?
  2. Замечаете ли вы быструю смену вспышек гнева спокойным отношением к ситуации?
  3. Вы чувствуете, что вам все лгут?
  4. Получаете ли вы необоснованную критику в отношениях?
  5. Боитесь ли вы просьб сделать что-то для вас, потому что в ответ вас выставят эгоистом?
  6. Предъявляют ли вам обвинения в том, что вы не совершали/говорили?
  7. Вы вынуждены скрывать собственные желания и мысли от близких?


Психотерапевтическое лечение

Основным способом воздействовать на пограничное состояние психики являются сеансы психотерапии, во время которых со стороны пациента должно сформироваться крепкое доверие к специалисту. Терапия может быть групповой и индивидуальной, преимущественно используется диалектико-поведенческая методика. Классический психоанализ для лечения пограничного расстройства врачи не рекомендуют, поскольку это способствует росту и без того повышенного уровня тревожности больного.

Диалектико-поведенческая терапия

Самым результативным методом воздействия на пограничное расстройство личности считается попытка показать пациенту возможность взгляда на выглядящую безвыходной ситуацию с нескольких сторон – это суть диалектической терапии. Специалист помогает пациенту развить навыки, контролирующие эмоции, при помощи следующих модулей:

  • Индивидуальные сеансы – обсуждение предпосылок вызывающих беспокойство переживаний, анализ последовательностей действий, поведенческих проявлений, опасных для жизни.
  • Групповые сеансы – выполнение упражнений и домашних заданий, проведение ролевых игр, направленных на стабилизацию психики в посттравматическом стрессовом состоянии, повышение эффективности межличностых отношений, контроль эмоций.
  • Телефонный контакт для преодоления кризисного состояния, во время которого специалист помогает пациенту использовать полученные на сеансах навыки.

Когнитивно-аналитические методы

Суть такой терапии кроется в образовании модели психологического поведения и анализе ошибок мышления больного для выделения проблем, от которых нужно избавляться для устранения расстройства личности. Акцент делают на внутренний опыт, чувства, желания и фантазии пациента, чтобы сформировать критическое отношение к симптомам болезни и выработать навыки для самостоятельной борьбы с ними.

Семейная терапия

Обязательным моментом в схеме лечения человека, имеющего пограничное расстройство личности, является работа психотерапевта с его близкими. Специалист должен дать рекомендации по оптимальному взаимодействию с больным, способам помощи в критических ситуациях. В задачи психотерапевта входит создание доброжелательной обстановки в семье больного, чтобы уменьшить степень тревожности и двухстороннего напряжения.

Как лечить пограничные нервно-психические расстройства медикаментозно

Прием лекарственных препаратов при таком диагнозе преимущественно назначается только в случае сильных депрессивных состояний, на фоне которых предпринимаются попытки суицида, либо при наличии биохимической предпосылки к ПРЛ. Не исключено введение в терапевтический курс медикаментов для пациентов, подверженных паническим атакам, или же проявляющим явное асоциальное поведение.

Препараты лития и противосудорожные средства

По данным медицинской статистики, пограничное расстройство личности преимущественно лечат психотропными препаратами на основе солей лития (Микалит, Контемнол), помогающих при маниакальных фазах, тяжелых депрессиях, суицидальных наклонностях через воздействие на нейромедиаторы. Дополнительно могут назначаться противосудорожные нормотимики, стабилизирующие настроение: Карбамазепин, Габапентин.

Антидепрессанты

Селективные ингибиторы обратного захвата серотонина врачи считают целесообразным назначать при ПРЛ, сопровождающихся лабильностью настроения, эмоциональными срывами, дисфорией, вспышками ярости. Преимущественно врачи рекомендуют Флуоксетин или Сертралин, эффект от которых появится через 2-5 недель. Дозировка обоих лекарств устанавливается индивидуально, начальная – 20 мг/день утром для Флуоксетина и 50 мг/день для Сертралина.


Антипсихотики второго поколения

Применение атипичных нейролептиков не провоцирует двигательных неврологических нарушений и повышения пролактина, а на общую симптоматику личностных расстройств и когнитивные нарушения эти препараты воздействуют лучше антипсихотиков первого поколения. Преимущественно пациентам с высокой возбудимостью врачи назначают:

  • Оланзапин – имеет выраженную антихолинергитическую активность, воздействует на аффективные нарушения, но может провоцировать сахарный диабет.
  • Арипипразол – частичный антагонист дофаминовых и серотониновых рецепторов, максимально безопасен.
  • Рисперидон – самый мощный антагонист Д2-рецепторов, подавляет психотичное возбуждение, но не рекомендован при депрессии.

Нормотимики

Стабилизаторы настроения помогают смягчать или воздействовать на длительность рецидивов аффективных состояний, сглаживать проявления резких перемен настроения, вспыльчивости, дисфории. Некоторые нормотимики имеют антидепрессивное свойство – преимущественно это касается Ламотриджина, либо противотревожное (группа вальпроатов). Для лечения ПРЛ зачастую назначают Нифедипин, Топирамат.

Видео



Похожие публикации