Характер понятие классификация юридическая психология. Учебная литература по юридической психологии

    Предмет, задачи юридической психологии, её место в системе психологической науки, связь с различными отраслями права.

Юр. психология - прикладная наука, находящаяся на стыке психологии и юриспруденции. изучает проявление и использование психических закономерностей и психологических знаний в сфере правового регулирования и юр. деятельности; исследует проблемы повышения эффективности правотворчества, правоприменительной, правоохранительной и пенитенциарной деятельности на основе учета психологических факторов. Юр.психология- отрасль науки, изучающая закономерности и механизмы психической деятельности людей в сфере регулируемых правом отношений. Предметом юр. психологии являются изучение психич.явлений, механизмов и закономерностей проявляющихся в сфере действия права.

Импульсивность, рассмотренная с одной из наиболее важных характеристик, присутствующих в психопате, концептуализируется как тенденция к не-ингибированию рискованного поведения, плохо спланированному и раннему исполнению. Импульсивность может быть наследственной, личностной чертой или даже получена травмой центральной нервной системы.

Психопаты имеют эмпатический недостаток и лишены эмоций, неспособны понять эмоции в другом, что мешает им наблюдать последствия их отношений. Это холодные люди с небольшой любовью. Они - настоящие актеры, потому что они заставляют других верить в них и несут ответственность за их помощь; воспользуйтесь человеческой слабостью, позволяющей легко обмануть других.

Задачи юр. психологии: 1) осуществить научный синтез психологических и юридических знаний;2) раскрыть психолого-юридическую сущность базовых правовых категорий;3) обеспечить глубокое понимание юристами объекта своей деятельности – поведения человека;4) раскрыть особенности психической деятельности различных субъектов правоотношений, их психических состояний в различных ситуациях правоприменения и правоохранения;5) выработать рекомендации по усовершенствованию правового регулирования жизни общества.

Первые симптомы обычно появляются у самки, в течение периода до полового созревания и у самца перед этой фазой. Превосходство и частота психопатических женщин ниже, чем у мужчин. Дисфункции лобной доли связаны с агрессией, и есть свидетельства ассоциации между предлодонным повреждением и подтипами импульсов агрессивного поведения. Существует противоречивая информация о роли миндалины и агрессивного поведения.

Хотя известно, что он активируется во время ситуаций страха, эта область может иметь более широкую функцию в обработке эмоциональных стимулов. Суицидальное поведение было указано в разных исследованиях, показывая, что расстройство личности и ее сопутствующие заболевания с другими психическими заболеваниями являются факторами риска для суицидального поведения и самообороны.

Взаимодействие психологии и юриспруденции рассматривают в основном на 3 уровнях: 1) применение психологических закономерностей в юриспруденции в «чистом» виде (психолог выступает в качестве эксперта, специалиста в гражданском или уголовном процессе и т. д.); 2) использование психологии в юриспруденции путем внедрения психологических знаний в правоприменительную, правоохранительную практику, при отборе кадров в правоохр. систему и их психологическое сопровождение и т. д.; 3) возникновение юридической психологии как науки на основе психологии и юриспруденции. Юр. псих-я базируется на общей и социальной психологии , откуда проистекает ее методология. Осущ.личностный подход (например, личность изучается в динамике правонарушения), исследуется процесс деятельности во взаимосвязи со структурой личности и системой правовых норм, изучаются система психических процессов, темперамент, характер личности и социальная группа, социализация и социальная справедливость, правосознание и т. д.

Происхождение психопатии связано с несколькими факторами, которые благодаря множественности затрудняют выбор конкретного причинного фактора. Он включает тех людей с благоприятными экологическими факторами, а также генетических и семейных, которые в конечном итоге развивают антиобщественные черты или даже психопатию.

Возможное генетическое влияние в психопатии

Признание может влиять на психическое развитие раннего детства, возможно, уменьшая риск развития антиобщественной личности. Последние десятилетия свидетельствуют о революции в понимании криминогенного разума. В течение почти столетия нищета, социальное неравенство и плохая компания были виновны в качестве главных виновников. Проблемы, с которыми сталкивается содержание этих новых результатов, несколько, например, подходящий способ приближения к нейробиологическим нарушениям у насильственных правонарушителей и последствия для появления нейроправой области.

Юр. псих-я решает проблемы псих-кого обеспечения правоохран. деятельности,т.е. системы сознательного, целенаправленного, правильного и оперативног оиспользования возможностей психологии, психол-х методов и ср-в, обеспечивающих успешное решение задач различных видов

правоохранительной деятельности.Такое психол-е обеспечение выполняет ряд ф-ций: а) образовательную (вооружение юристов необходимым объемом психолог. знаний, умений и навыков); б) концептуальную (достижение правильного отношения юристов к учету психологии своей деятельности, преодоление внутренних барьеров и установок); в) научно-ориентирующую формирование у юристов адекватных современным знаниям научных принципов психологического подхода,нормповедения, критериев оценки других людей, учитываемых в юр. деятельности; г) регулятивную (создание соответ. рабочей мотивации и побуждений к использованию психологически эффективных форм, методов и приемов деятельности юриста); д) превентивную (обеспечение предупреждения юристов от психолог. ошибок, отрицательных психол-х последствий).

Хотя гены, вероятно, будут вовлечены в преступную деятельность, психосоциальные процессы не могут быть отброшены и могут быть существенными. Влияние окружающей среды на раннем этапе развития может напрямую влиять на экспрессию генов и, в свою очередь, изменять функционирование мозга и приводить к антиобщественному поведению.

Существует множество исследований, проведенных научным сообществом со здоровыми людьми, добровольцами в экспериментальных процедурах по агрессии и пациентами с различными психическими расстройствами, разработанными с целью выявления участия нейротрансмиттера или группы эндогенных веществ в проявлениях агрессивности. Благодаря этим выводам очевидные преимущества связаны с возможностью предотвращения этих изменений у людей с тенденцией к клиническому, фармакологическому или хирургическому лечению у людей с соответствующими или необратимыми изменениями.

    Понятие личности в психологии, её структура и содержание.

Важнейшая теоретическая задача в изучении личности состоит в том, чтобы вскрыть объективные основания тех психологических свойств, которые характеризуют человека как индивида, как индивидуальность и как личность. Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих. В истории науки известны разные концепции психического развития, с разным удельным весом понятий психическое, социальное и биологическое. В концепциях спонтанного психического развития оно рассматривается как обусловленный внутренними законами процесс, независимый ни от биологического, ни от социального. Вопрос о биологическом и социальном для этих концепций просто не существует: человеческому организму здесь отводится роль некоего «вместилища» психической деятельности. Вывод : развитие индивида включает как социальные, так и биологические детерминанты. При одних обстоятельствах биологическое выступает по отношению к психическому как предпосылка, в других - как фактор, влияющий на психические явления, или- как причина отдельных актов поведения, в четвертых - как условие возникновения психических явлений.

Второе исследование Карвалью и Суеккера демонстрирует основную роль серотонина и норадреналина и вторичных нейротрансмиттеров с ингибирующей функцией функционирования нейронов, таких как допамин и гамма-аминомасляная кислота. Связь между нейротрансмиттерами и агрессивностью является одной из областей, в которой интенсивно проводятся исследования в области биологической психиатрии.

Несмотря на противоречия, большинство исследований с людьми указывают на дефицит серотонина из-за диетических или эндогенных факторов, что важно для выражения импульсивного поведения агрессии. Индивидуальные черты этих индивидуумов можно охарактеризовать как тенденцию действовать импульсивно, испытывая трудности с остановкой и рассуждением о том, что они совершают.

Первоначально структура личности определялась простым перечислением психолог. свойств человека. Задача психолога сводилась к каталогизации черт и выявлению их индивид. неповторимости у каждого отдельного человека. С середины 60-х г характерен подход понимающий под личностью некую биосоциальную структуру, включающую направленность, опыт (знания, умения, навыки); индивидуальные особенности познават. сферы (ощущения, восприятия, памяти, мышления) и, наконец, объединенные свойства темперамента. К концу 70-х г., структурный подход к проблеме личности сменяется системным подходом - это психолог. образование, порождаемое жизнью человека в обществе. С соврем.позиций в структуру личности обычно включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки.

Как известно, гены кодируют бесчисленные белки и ферменты, которые играют важную роль в физиологических процессах головного мозга, биологически ведут к определенным криминальным поведениям. В этом случае невозможно представить, что только переведенный ген способен реагировать на сложный криминологический профиль правонарушителей, но, без сомнения, существует то, что существует взаимодействие генетической нагрузки способом, относительно социального контекста, в свою очередь, неблагоприятным и даже посредством одновременного действия разных генов и хромосом на враждебные и злые характеристики.

    Методы юридической психологии.

1) В зависимости от целей исследования выделяются следующие методы :1 научного исследования (изучаются психологические закономерности отношений индивида, регулируемых нормами права, и разрабатываются научно обоснованные рекомендации для практики);2.психологического воздействия на личность (направлены на профилактику преступной деятельности, раскрытие преступлений и выявление их причин, изучение эффективности наказания и возможности перевоспитания и т. д.; эти методы применяются только в рамках Уголовно-процессуального кодекса и этических норм);3.судебно-психологической экспертизы (наиболее полное и объективное исследование, проводимое экспертами психологами по постановлению судебных, следственных или органов дознания). 2)По способам юр. психологии методы подразделяются на :метод психологического анализа материалов уголовного дела;анамнестический (биографический) метод;методы наблюдения и естественного эксперимента;инструментальные методы изучения индивидуально-психологических особенностей личности (различные варианты метода эксперимента, разнообразные тестовые методы, анкеты, опросники). 3 Существует др.классификация методов юр. психологии. методы структурного анализа (выявление структурно-функциональных зависимостей в исследуемом явлении); методы структурно-генетического анализа (исслед. возникн. и развития изучаемого объекта, анализ зависимости его функционирования от особенностей развития); методы качественного (факторного, кластерного, дисперсионного и т. д.) и количественного (статистического) анализов (позволяют выявить систему причин и условий функционирования исслед. явления);методы естественного (испытуемые лица воспринимают обстановку эксперимента как подлинное событие) и лабораторного экспериментов (исследуется зависимость особенностей психич. процессов от действующих на испытуемого стимулов, которые можно изменять с целью выявления различных проявлений психики и поведения); анкетный метод (задаются однородные вопросы достаточно большой группе лиц для получения количественного материала об интересующих исследователя фактах);вспомогательный метод в виде интервью или беседы (применяется обычно в начале исследования с целью общей ориентировки и создания рабочей гипотезы)..

Однако следует отметить, что существование естественного прирожденного преступника нельзя приравнивать, поскольку генетические последствия зависят от многофакторного контекста, связанного с физиологическими и социальными аспектами. Во-вторых, Карвалью и Суеккер, новое поколение исследований с использованием изображений мозга и молекулярной генетики, порождают концепцию о том, что определенные гены приводят к функциональным и структурным нарушениям мозга, предрасполагая к антиобщественному, насильственному и психопатическому поведению.

    Предмет, объект и методы судебно-психологической экспертизы.

В настоящее время введены ставки психологов в пенитенциарных учреждениях. В юр. процессе психолог может привлекаться в качестве эксперта и специалиста. Как и остальные экспертные заключения, результаты судебно-психологической экспертизы направлены на повышение объективности и всестороннего решения юридически значимой проблемы и являются одним из источников доказательств. Объектом психологии как науки является сам человек, а предметом - психика или психическая деятельность; Виды судебно-психологических экспертиз :по месту и условиям проведения - амбулаторная, стационарная, экспертизы в кабинете следователя, в судебном заседании, на территории следственного изолятора, дома у испытуемого;по процессуальному положению подэкспертных;по предмету экспертизы. Работа эксперта регламентируется УПК РФ, ФЗ «О гос.судебно-экспертной деятельности в РФ» Выносить постановление о проведении судебно-психологической экспертизы могут только следующие должностные лица: дознаватель, следователь, прокурор и судья. Адвокат не имеет права выносить постановление о производстве экспертизы.Эксперт - лицо, обладающее специальными знаниями и назначенное в порядке, установленном настоящим Кодексом, для производства судебной экспертизы и дачи заключения». Компетентным экспертом-психологом может быть признан специалист с высшим психолог. образованием с дипломом гос. образца, со стажем работы по специальности не менее 5 лет. Также свидетельством высокой компетентности специалиста может быть наличие 1-й и высшей категорий психологов образовательных и медицинских учреждений и/или наличие научной степени кандидата или доктора психолог.наук, научных званий доцента и профессора, научных публикаций по различным аспектам экспертной деятельности. Существуют обстоятельства, обязывающие эксперта заявить о самоотводе если он:а) является потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком или свидетелем по данному уголовному делу;б) участвовал в качестве присяжного заседателя, специалиста, переводчика, понятого, секретаря судебного заседания, защитника, законного представителя подозреваемого, обвиняемого, представителя потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика;в)является близким родственником или родственником любого из участников данного уголовного дела;г) находился или находится в служебной зависимости или иной зависимости от сторон или их представителей; д) если имеются иные обстоятельства, дающие основание полагать, что он лично, прямо или косвенно заинтересован в исходе данного уг.дела. Возможнапроцедура допроса эксперта следователем.

Следующим шагом, необходимым для тестирования и демонстрации гипотезы «гены для мозга и антиобщественного поведения», является применение клинических исследований в одной и той же популяции, с тем чтобы идентифицировать так много генов, которые кодируют нарушения структуры и функции что касается воспроизводимого поведения, то есть для определения отношения генотип-фенотип.

Как указывалось ранее, на причины агрессивного поведения влияют многочисленные сложные биологические факторы. Эти системы работают комплексно и гармонично, что приводит к выражению агрессивного компульсивного поведения. Новые технологии демонстрируют структуры мозга и гены, участвующие в медиации агрессии. Согласно продвижению таких методов, в ближайшем будущем может быть возможно более полное отображение этих структур и их влияние на агрессию. Однако необходимо осознать, что это будет не только избыток или недостаток только одного или даже нескольких веществ центральной нервной системы, которые будут реагировать изолированно от сложной проблемы насильственного поведения.

    Познавательные психические процессы, виды, основные характеристики.

Личность включает в себя психические познавательные процессы, которые выражаются через индивидуальные характеристики. К ним относятся перцептивные процессы: ощущение, восприятие.Ощущения простейшая форма психического отражения; элементарный сихический познавательный процесс свойств предметов и явлений материального мира, а также состояния собственного организма человеком.

Юридическая психология по сравнению с традиционными областями психологии обучения и работы, таких как больница, клиническая, школьная и организационная области является специальностью, которая находится на подъеме в психологической науке. Это область, однако там, где публикации по этому вопросу небольшие, в основном по бразильской юридической психологии. Можно также сказать, что в правовой психологии существует сильное пересечение между клинической психологией и правом.

Термин «юридическая психология» является одним из наименований, обозначающих эту отрасль психологии, посвященной системе правосудия, с изучением личностей, изучением криминального поведения человека, диагностикой и отождествлением лиц со структурами личности, которые могут принести некоторую степень опасности для общества, стремясь отделить обычных головорезов от психопатов.

Через ощущения человек познает мир и психически развивается.Как правило «раздражитель» вызывает гамму ощущений. По длительности воздействия выделяют слабые, средние и сильные ощущения, что как свойство используется на судебных экспертизах при формировании показаний. Нижний и верхний пороги абсолютной чувствительности определяют зону чувствительности анализатора (- сенсорная система, с помощью которой осуществляется анализ и синтез раздражителей). Он состоит из рецептора, преобразующего энергию раздражителя в нервный процесс. На искажение ощущений оказывает влияние сенсорный эффект , т.е. шум, который иногда возникает в каком-либо анализаторе. Под длительным воздействием раздражителя изменяется чувствительность анализатора, либо понижается либо повышается порог чувствительности – адаптация (медленно адаптируются вкусовые и зрительные ощущения).Восприятие – психический процесс отражения предметов и явлений во всей совокупности их свойств и признаков при непосредственном воздействии на органы чувств этими объектами. Виды восприятия: зрительные, слуховые, кинестетические, вкусовые, обонятельные.Восприятия могут быть произвольными и непроизвольными. К свойствам восприятий относят предметность, целостность, структурность.Человеческое восприятие – это активный осмысленный процесс, благодаря которому человек нередко визит, что хочет, а не то что объективно есть на самом деле: - линии, а не куб.

В Бразилии термин «юридическая психология» наиболее востребован, однако в некоторых книгах и статьях можно найти деноминацию «Судебная психология». Термин «судебная психология» относится к судебному форуму, поэтому судебный психолог действует в уголовных делах, происходящих на форуме и специальных палочках детства и молодежи. Слово «правовое» становится более всеобъемлющим, поскольку оно относится к процедурам, имевшим место в судах, в интересах закона и результатам судебного решения.

В юридической психологии следует подчеркнуть, что психолог при заключении процесса оценки может рекомендовать решения для представленных конфликтов, но никогда не будет определять юридические процедуры, которые должны быть приняты. Судья отвечает за решение суда; психолог не несет ответственность за выполнение этой задачи. Психологу может быть предложено выступать в качестве эксперта для расследования дел и расследований лица, совершившего преступление в случае с психопатом.

Если отдельные элементы объединяются в единое целое, то возникает поле восприятия в отношении целостности образа изучаемого объекта.

Апперцепция – проявляется в особой зависимости восприятия от содержания психической жизни человека, особенностей его личности, опыта, знаний, интересов, т.е. за жизнь у человека накапливается база перцептивных гипотез, которые позволяют реагировать на действия различных стимулов, выбирая из базы гипотез наиболее соответствующую по качественным характеристикам стимула.Некоторые объекты мы воспринимаем независимо от того, что видим, т.е. образуется константность восприятия (тарелка для нас круглая с какой стороны мы бы на нее не смотрели), а искажение воспринятых предметов является имозией .

Правовой психолог является вспомогательным специалистом правосудия, задачей которого является анализ и интерпретация эмоциональных сообщений, структуры личности и конфигурации семейных отношений с целью предоставления предложений и предоставления субсидий судебному решению.

Он стремится разъяснить личные причины, побудившие этих людей практиковать такие преступные деяния и их чувства в отношении возникновения, которое заставляет психопата иметь желание убить и почему убивать. Поэтому его ориентация на ориентацию психологических данных распространялась не только на юристов, но и на индивидуумов, нуждающихся в таком вмешательстве, чтобы дать возможность оценить характеристики личности и предоставить субсидии судебному процессу, помимо внесения вклада в формулирование, пересмотр и толкование законов, которые в значительной степени влияют на решение судьи осудить социопат.

    Основные этапы становления юридической психологии в России.

1 этап

2 этап

3 этап

Подчеркивается, что до сих пор определения правовой психологии устанавливают поведение человека в рамках юридического мира. По мнению Франции, некоторые соображения важны для психологии в этой области права, поскольку считается, что психология как новая наука «еще не успела представить законченные и окончательные теории, которые позволяют более точно определить объект исследования», В этом контексте психология приводит к разнообразию объектов: поведение, бессознательное, личность, идентичность и другие.

Психология была основана на определении субъективности для унификации различных объектов исследования. Субъективность - это единичный и индивидуальный синтез, который каждый из нас строит по мере развития и переживания опыта социальной и культурной жизни; представляет собой синтез, который идентифицирует нас, с одной стороны, уникальным и равным нам, с другой стороны, в той мере, в какой элементы, которые его составляют, имеют место в общем поле социальной объективности. Этот синтез - субъективность - это мир идей, значений и эмоций, построенных внутри субъекта из их социальных отношений, их опыта и их биологической конституции; это также источник их аффективных и поведенческих проявлений.

4 этап

Донаучный этап – предыстория развития юридической психологии

Зарождение юридической психологии как прикладной отрасли, исследующей проявление и использование общих психических механизмов и закономерностей в сфере отношений, регулируемых правом

конец 19 – начало 20 вв.

Становление и развитие юридической психологии как самостоятельной отрасли

20-е гг. 20 в.

Возрождение и стремительное развитие юридической психологии

60-е гг. 20 в. – настоящее время

России и в Европе в конце XIX в. появился целый ряд научных публикаций, посвященных проблемам юридической психологии.

На рубеже Х1Х-ХХ вв. наблюдалось интенсивное развитие психиатрии, психологии, уголовного права и других юридических наук. В России возникла Психологическая школа права, основателем которой явился криминолог Л. И. Петражицкий. Но психологические знания механически использовались для объяснения отдельных правовых явлений. В. М. Бехтерев в 1908 г. создал Научно-исследовательский психоневрологический институт, а в 1909 г. на его базе - Криминологический институт. Именно с этого времени можно вести отсчет превращения судебной психологии в самостоятельную прикладную отрасль психологической науки в России. Государственный институт по изучению преступности и преступника был создан в Москве в 1925 г. Круг рассматриваемых проблем расширился: появились обширные исследования различных групп преступников, психология исправления преступников, судебно-психологическая экспертиза и т. д.

С начала 30-х и почти до середины 60-х гг. XX в. юридической психологии практически не существовало. Только в 1964 г. началось ее возрождение после принятия ЦК КПСС постановления. В 1966 г. прошел Всесоюзный семинар по вопросам, связанным с преподаванием курса юридической психологии. В мае 1971 г. Был создан сектор психологии в структуре Всесоюзного института по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности. Во ВНИИ общей и судебной психиатрии им. В. П. Сербского появилась лаборатория психологии. В настоящее время введены ставки психологов в пенитенциарных учреждениях. В юр. процессе психолог может привлекаться в качестве эксперта и специалиста

    Комплексная судебно-психологическая экспертиза.

В юридическом процессе психолог может привлекаться в качестве эксперта и специалиста. Как и остальные экспертные заключения, результаты судебно-психологической экспертизы направлены на повышение объективности и всестороннего решения юридически значимой проблемы и являются одним из источников доказательств. Наиболее часто встречаются в практике комплексные экспертизы.

Вы деляют различные виды комплексных экспертиз в зависимости от характера отраслей знаний, совокупность которых используется в процессе исследований:1-психолого-криминалистическая. Проводится психологами+криминалистами, которые отвечают за достоверность источников доказательств (при самоубийстве);2-психолого-автотехническая. Назначается по факту отношений человек-машина. Проводят психологи + инжинеры (при ж\д авариях специалисты ж\д…);3- психолого-светотехническая. Назначается при автокатастрофах;4- медико-психологическая. В некоторых случаях проводится стационарно. Участвуют психологи + врачи определенной области медицины в которой необходимо установление психологического статуса лица;5- психолого-вокалографическая;6. психолого-искусствоведческая. Для у становление психологического портрета вандала или автора произведения. Проводится совместно с искусствоведами;7- психолого-педагогическая. Проводится психологами + учителями при необходимости установить умственную отсталость несовершеннолетнего, педагогическую запущенность;8- психолого-лингвистическая. Проводится психологами + филологами + графологами. По форме является заочной.

    Определение характера, его свойства, влияние характера на поведение человека.

Часто чтобы объяснить поведение человека мы начинаем обращать внимание на характер человека.Характер имеет тесную связь с темпераментом. Характер-это совокупность устойчивых индивидуально-психологических свойств, проявляющихся в жизнедеятельности, поведение человека в виде его отношения к окружающим людям, к самому себе, к деятельности, к другим различным обстоятельствам бытия и т.п.Характер формирует индивидуальный стиль поведения. Зная характер человека появляется возможности прогнозировать его поведение или реакцию.

По свойствам характеры различаются:1 -свойства характера, в которых отражаются отношение человека к другим людям. Эти отношения помогают выявить такие свойства как доброжелательности, отзывчивость, общительность, коллективизм, либо напротив, высокомерие, зависть, индивидуальность, аутизм (замкнутость).2- свойства характера, в которых проявляется отношение человека к самому себе. Потому как человек относится к себе можно сказать о го отношении к окружающим. К таким чертам характера относятся: скромность, отзывчивость, альтруизм, эгоизм, высокомерие, самолюбие, тщеславие, повышенная обидчивость.3- свойства характера, которые выражают отношение к работ, служебной, профессиональной деятельности.(трудолюбие, добросовестность, аккуратность, леность). Эти черты характера влияют на авторитет, социальный престиж.4-свойства характера, в которых отражается отношение к материальным ценностям, собственному благополучию (щедрость, жадность, бережливость).5. В характере человека его потребности, интересы, убеждения, мировоззрение. По отдельным свойствам характера иногда можно определить черты, которые доминируют в человеке, какие у него убеждения, стремления.

    Виды судебно-психологических экспертиз.

В юр. процессе психолог может привлекаться в качестве эксперта и специалиста. Как и остальные экспертные заключения, результаты судебно-психологической экспертизы направлены на повышение объективности и всестороннего решения юридически значимой проблемы и являются одним из источников доказательств. Существуют след. виды экспертиз: единоличные и комиссионные, основные и дополнительные, первичные и повторные, однородные и комплексные. Выделяют различные виды комплексных экспертиз в зависимости от характера отраслей знаний, совокупность которых используется в процессе исследований.Одним из самых значимых оснований для разделения экспертиз является предмет исследования.

Можно выделить следующие виды судебно-психологических экспертиз :1. Установление способности психически здоровых обвиняемых, свидетелей и потерпевших воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания. 2. Установление способности психически здоровых потерпевших по делам об изнасиловании правильно понимать характер и значение совершаемых с ними действий и оказывать сопротивление виновному. 3. Установление способности несовершеннолетних обвиняемых полностью осознавать значение своих действий и определение степени способности руководить своими действиями. 4. Установление наличия или отсутствия у обвиняемого в момент совершения преступления состояния физиологического аффекта или иных эмоц. состояний, способных существенно повлиять на его сознание и деятельность. 5. Установление возможности возникновения у субъекта различных психических состояний или выявление индивидуально-психологических особенностей, делающих невозможным или затрудняющих выполнение профессиональных функций (в авиации, на авто и железнодорожном транспорте). 6. Установление наличия или отсутствия у лица в период, предшествующий смерти, психического состояния, предрасполагающего к самоубийству. 7. Установление у обвиняемого индивидуальнопсихологических особенностей, которые могли способствовать совершению конкретных противоправных действий. В гражданском судопроизводстве предлагаются следующие виды судебно-психологической экспертизы: 1. Установление наличия или отсутствия «пороков воли» у субъектов гражданского права. 2. Установление психологических обстоятельств, имеющих значение для решения вопроса о праве на воспитание детей и их опеке.

    Судебно-психологическая экспертиза в уголовном судопроизводстве.

В юр. процессе психолог может привлекаться в качестве эксперта и специалиста. Как и остальные экспертные заключения, результаты судебно-психолог. экспертизы направлены на повышение объективности решения юр.значимой проблемы и явл. одним из источников доказательств.

В рамках уголовного судопроизводства встречаются следующие условия назначения: 1) - установление способностей обвиняемых, свидетелей, воспринимать сведения по делу и давать правильные показания. Поводом является: малолетний или пожилой возраст лица, проходящего по делу, не соответствие показаний лица другим показаниям дела, данные о низком интеллекте лица и особые условия восприятия важных для дела обстоятельств.2)- установление наличия / отсутствия у обвиняемого в момент совершения преступления состояния аффекта или иных эмоциональных состояний, способных существенно повлиять на его сознание и деятельность. Поводом является: показания свидетелей о изменении внешнего вида, голоса и моторики обвиняемого, сведения о реально существующих условиях способствующих кугуляции негативных эмоциональных переживаний, данные о конфликтной ситуации в которых было осуществлено преступление, сведения о хронической неудовлетворенности значимых потребностей, сведения о фактах частичного забывания фрагментов преступления.3)- установление возможности возникновения у субъекта различных психических состояний, делающих невозможным/ затруднительным выполнение профессиональных функций на авто, ж\д, авиатранспорте. Повод: требования ситуации превышали индивидуально-психологические способности человека, управляющего транспортным средством.4)- установление способностей психически здоровых потерпевших по делам об изнасиловании правильно понимать характер и значение совершаемых с ним действий и оказывать сопротивление обвиняемому. Повод: пассивное поведение потерпевших в ситуации составляющей сущность уголовного дела, отсутствие глубоких эмоциональных потребностей, данные об искаженном восприятии в семье либо другой окружающей среде.5)- установление способностей несовершеннолетних обвиняемых полностью осознавать значение способности руководить своими действиями. Повод: легкомысленное отношение несовершеннолетних к своим противоправным действиям, данные о инфантильном поведении обвиняемого.6)- установление наличия / отсутствия у лица в период предшествующий смерти психического состояния, предрасполагающего к самоубийству. Повод: сведения о доведении до самоубийства, предположение о инсценировке убийства.7)- установление у обвиняемого индивидуально психических особенностей, которые могли способствовать совершению конкретных противоправных действий. Повод: необходимость создания психологического портрета обвиняемого.

    Психологические особенности личности преступника. Основные теории личности преступника.

Под личностью преступника понимается вменяемое лицо, достигшее ответственного возраста. В уголовном праве на ряду с термином «личность преступника» употребляются выражения: лицо, совершившее преступление, субъект преступления, личность виновного.

В настоящее время изучение личности преступника происходит в соответствии с наличием в ней 2х подсистем:

1) социально-демографическая, которая включает в себя пол, возраст, семейное положение, образование, профессию, судимость, материальное положение. Анализ этих признаков помогает понять процесс формирования у людей под влиянием социальных условий различных психологических качеств, на которые нужно обращать внимание в ходе расследования преступления.2) Психологическая подсистема личности преступника включает в себя как и у всех 4 компонента: 1. ценностные ориентации, 2. опыт, 3. психические формы отражения, 4. темперамент, др. генетические особенности.

Однако принципиально различают преступников и не преступников сочетание личностных особенностей.

Классификация психопатических расстройств личности и поведения :-возбудимые формы психопатических расстройств (мстительное, жестокое поведение)-неустойчивые формы возбудимой психопатии (неорганизованность, безволие, нетерпимость к законам, высокая внушаемость)-бродяжничество, массовые беспорядки.-паранойяльная форма возбудимой психопатии (узость мышления, нетерпимость к иному мнению, повышенная самооценка) -особенность преступников насильственно-корыстного характера. -истероидная психопатия (эгоизм, театральность в поведении, повышенная обидчивость)-преступления против личности и собственности, мошенничество.-тормозимый тип- менее всего склонен к преступлениям . Делится на 3 подтипа:1) астенического характера (впечатлительность, утомляемость, стеснительность, неуверенность в себе);2) психастеническая психопатия (повышенная мнительность, навязчивые сомнения, нерешительность);3) шизоидные расстройства (замкнутость, отгороженность от окружающих).Кроме того, личность преступника по типологии делится на:Эндогенные- особые свойства личности, образующие предрасположенность к преступлению.Экзогенные- совершают преступления под давлением внешнего события.

    Психологическая характеристика следственной деятельности.

Предварительное следствие - это процесс, целью которого является восстановление прошлого события преступления по следам, обнаруженным следователем в настоящем. Основным определ. компонентом психолог. структуры деятельности следователя является его познавательная деятельность по собиранию и исследованию самых разнообразных фактов, на основании которых им полностью восстанавливается прошлое событие, все взаимоотношения различных лиц, связанных с этим событием, познается личность субъекта, совершившего преступление. Именно на предварительном следствии производится процесс создания модели прошлого события преступления.Начиная процесс собирания фактов, следователь часто заранее не знает конечного результата сбора этих сведений, не может представить полную мысленную модель имеющегося в прошлом события. Эта особенность познават.деятельности приводит к существенным трудностям при сборе, отборе, оценке получаемой информации, к необходимости выдвижения и проверки большого количества самых разнообразных версий по поводу природы, действительной ценности тех или иных фактов, взаимосвязи между отдельными фактами. Преступление как предмет исследования - сложное и многостороннее явление, и ни один очевидец не может созерцать всех элементов: 1) приготовительных действий, 2) сговора участников, 3) субъективной стороны, 4) причинной связи между действием и результатом, 5) причин и условий, способствовавших совершению преступления, и т. д. Все это в совокупности устанавливается (доказывается) при посредстве других фактов*. Предварительное расследование в целом - это не теоретически познавательная, а прежде всего практическая деятельность, регламентируемая уголовным процессом. Закон не только предусматривает отдельные следственные действия, но и устанавливает опред. порядок всего расследования. Он регулирует отношения следователя с участниками уголовного процесса, гражданами, должностными лицами, учреждениями и организациями, определяет последовательность выполнения различных действий, очередность решения промежуточных задач расследования, обязывает к соответств. комплексу действий на том или ином его этапе и ограничивает деятельность следователя определенными сроками. Это придает работе следователя ярко выраженный нормативный характер, не свойственный подавляющему большинству других профессий. Для следственной деятельности характерно преодоление сопротивления со стороны не заинтересованных в успешном расследовании дела лиц. Наиболее заинтересован в этом сам преступник, который, как правило, всеми силами активно противодействует следователю. Процесс расследования уголовного дела можно рассматривать как ряд следственных ситуаций, которые должен решить следователь. Психологические аспекты следственной ситуации - это частный случай психологии деятельности субъекта вообще. Следственная ситуация - это динамическая информационная система, элементами которой являются существенные признаки и свойства обстоятельств, имеющих значение по уголовному делу, связи и отношения между ними, а также между участниками процесса расследования, наступившие или предполагаемые результаты сторон. Построение модели следственной ситуации - это не только получение информации, но ее всесторонняя оценка включающая как логические аспекты, так и элементы волевого действия на заключительном этапе процесса. Поэтому модель следственной ситу¬ации является не только вероятностным логическим выводом, но и сво¬еобразным информационным решением о том, что произошло, что происходит по расследуемому уголовному делу или может произойти

13.Структура юридической психологии.

Обычно юридическую психологию подразделяют на две части общую и особенную.

В общую часть входят предмет, система, история развития юридической психологии, методы, ее соотношение с другими научными дисциплинами, психология юридического труда. В особенную часть входят судебно-психологическая экспертиза, психология потерпевшего, психология несовершеннолетнего, криминальная психология, следственная психология, психология судебного рассмотрения уголовного и гражданского дел, исправительно-трудовая психология, адаптация личности освобожденного к условиям нормальной жизни.

Существует несколько иная форма представления системы юр. психологии, состоящей из 5 разделов с соответствующими подструктурами.

Правовая психология - психологические аспекты эффективного правотворчества, правовая социализация личности, психология правопонимания и правосознания. Криминальная психология - роль биологических и социальных факторов в криминализации личности, понятие личности преступника, совершенного преступного деяния; Психология уголовного судопроизводства или судебная психология (по уголовным делам)

Психология предварительного следствия психология личности следователя, его деятельности в расследовании, формировании информации, а также судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе. Психология судебной деятельности психология подготовки и планирования судебного разбирательства, особенности его проведения, принятия решения судьей Пенитенциарная (исправительная) психология – психология осужденного и преступника, пути исправления, предотвращения.Психология гражданского правового регулирования психология гражданских правоотношений, позиции сторон гражданского процесса и их коммуникативная активность, аспекты подготовки гражданских дел; психология деятельности адвоката, нотариата, арбитража, прокуратуры в гражданском судопроизводстве.

14.Психология осмотра места происшествия.

Место происшествия – источник информации о психических особенностях личности преступника. Связь преступника с местом происшествия имеет неоднозначный характер. Не только преступник изменяет место преступления, но и место изменяет преступника, влияя в дальнейшем на его психику. Поэтому для раскрытия преступления необходимо искать не только внешние следы и вещественные доказательства, но и обратить внимание на следы, оставшиеся в психике преступника, т.е. негативные обстоятельства психологического характера. Следователь, осматривающий место преступления оказывается вовлечен в эту деятельность внезапно, с дефицитом информации, при наличии массы раздражителей.

Основным методом изучения обстановки места происшествия является наблюдение, в котором ведущую роль играет восприятие и мышление. В процессе восприятия участвуют все виды анализаторов однако основными являются осязательные и зрительные. Очень помогает в восприятии вербализация увиденного (воспроизведение образа). Осматриваемые предметы следует сравнить с аналогичными сопоставляя результаты.Существующая роль в восприятии мыслительных процессов в целом всей познавательной деятельности следователя на месте происшествия играет психическая установка. Т.е. может возникнуть состояние в котором «мы не только верим тому, что видим, но до некоторой степени и видим то, во что верим». Такому восприятию способствует негативное психическое состояние – когнетивного диссонанса – следователя.Таким образом следователю при расследовании необходимо иметь ясность и суметь признать неправомерность выбранной, очевидной на первый взгляд, версии.Большую роль в осмотре места происшествия играет эмоциональный фактор. При раздражителях, вызывающих отвращение, снижается результативность осмотра, т.к. подсознательно человек стремится уйти с такого места. Для избежания такого явления формируют группы осмотра места происшествия после которого формируют групповое мнение.Перспективным направлением в работе следователя видится участие в осмотре места преступления судебного психолога для помощи в дешифровке по материальным следам смысловых показателей психологического содержания преступного поведения правонарушителя, в составлении психологического портрета преступника.

15. Понятие темперамента, его влияние на динамические процессы в деятельности людей .

Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.

В зависимости от особенностей темперамента люди различаются не конечным результатом действий, а способом достижения результатов. Проявляясь в динамических особенностях психики и поведения человека, каждый тип темперамента может иметь свои достоинства и недостатки. Продуктивность работы человека тесно связана с особенностями его темперамента. Сангвиники обладают быстрой реакцией, легко и быстро приспосабливается к изменяющимся условиям жизни, обладают повышенной работоспособностью, особенно в начальный период работы, но зато к концу снижают работоспособность из-за падения интереса. Подвижность (реактивность) сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует смены объектов общения, рода занятий, частого перехода от одного ритма жизни к другому.

Люди, отличающиеся слабой нервной системой - меланхолики , сильнее мотивированы на выполнение более простых действий, они меньше устают и раздражаются от их повторения. Меланхолики отличаются медленным вхождением в работу, но зато и большей выдержкой. Их работоспособность обычно выше в середине или к концу работы, а не в начале. В целом же производительность и качество работы у сангвиников и меланхоликов примерно одинаковы, а различия касаются в основном только динамики работы в разные ее периоды.

Флегматики не в состоянии быстро собраться и сконцентрировать усилия, но взамен этого обладают ценной способностью долго и упорно работать, добиваясь поставленной цели. Они особенно легко осуществляют медленные и плавные движения, у них обнаруживается предпочтение стереотипных способов действия, пунктуальность в соблюдении однажды принятого порядка.

Холерики имеют то достоинство, что могут сосредоточить значительные усилия в короткий промежуток времени. Зато при длительной работе человеку с таким темпераментом не всегда хватает выдержки. Холерики демонстрируют пониженную продуктивность в ситуациях, когда условия и способы деятельности строго регламентированы и не допускают проявления индивидуальности.

Требуемые некоторыми профессиями качества плохо поддается тренировке, они ограничены свойствами темперамента. Тип темперамента человека необходимо принимать в расчет там, где работа предъявляет особые требования к динамическим особенностям деятельности.

    Психология обыска.

Процессуальный порядок проведения обыска, последовательность действий следователя во время его проведения регламентированы ст. 182,184 УПК.

В отличии от осмотра места происшествия во время обыска он проводится при лицах, которые не хотят чтобы искомые предметы были найдены.

С точки зрения обыскиваемого могут сложиться в ходе расследования 2 ситуации: 1) обыск является неожиданностью, т.е. действий на сокрытие предпринималось; 2) обыскиваемый допускал возможность обыска в связи с чем предпринял необходимые меры к сокрытию искомого и смоделировал ситуации при обыске.

На поведение обыскиваемого при сокрытии искомого влияют: его интеллектуальность, особенность мышления, ведущие потребности, которые в совокупности формируют индивидуальность деятельности, отражающий способность усвоения информации.

Лица, наделенные развитым интеллектом помимо объективно недоступных мест (т.е. физически труднодоступных) прибегают к нестандартным решениям и прячут искомое в открытых для зрения местах- это субъективно недоступные места.

Часто для введения следователя в заблуждение или желая скрыть волнение обыскиваемый прибегает к уловкам:

Демонстрирует мнимое сотрудничество;

Умышленно отвлекает внимание следователя;

Дезориентирует следователя относительно искомого, вплоть до прямого обмана;

Провокации в адрес следователя, угрозы.

Лучшим способом нейтрализовать такое поведение является спокойное, невозмутимое поведение следователя.

Во время обыска весь потенциал следователя должен быть направлен на поиски, это является единственной задачей, т.к. в условиях противодействия и неуверенности это крайне трудно.Такому целевому поведению предшествует психологическая установка- формируется психологическая установка.

Нельзя не учитывать и того, что объекты (предметы) во время обыска обследуются в незнакомом месте + ко всему противодействие обыскиваемого = быстрая утомляемость и снижение работоспособности. Во избежание подобного необходимо во время обыска делать перерывы и особенно помогать глазам т.к. на них ложится основная нагрузка.Нельзя допускать спешки и суеты, а также максимально обеспечить тишину. Помимо наблюдения следователь может применять различные тактико-психологические методы, приемы проверки реакций обыскиваемого:-метод беседы-вопросы перед обыском;-метод испытания- возврат к месту, которое вызвало реакцию;-метод сравнения – выявляет существенные различия в осматриваемых предметах (неровность оклейки обоев).

Юридическая психология - это наука, в которой синтезированы различные области психологии и юриспруденции. Любая область прикладной психологии реализует систему и положения общей психологии в приложении их к различным видам человеческой деятельности. Но любая деятельность человека в сфере общественных отношений регулируется правилами. Правила, обязательные для определенной группы людей, называются нормами поведения. Нормы поведения устанавливаются членами групп и служат, прежде всего, интересам этих групп, которые могут совпадать, а могут и не совпадать с интересами общества в целом. Все нормы принято подразделять на технические и социальные. Технические нормы регулируют отношения людей в использовании природных ресурсов (нормы расхода электроэнергии, топлива, воды и т.д.). Социальные нормы относятся к сфере социальных, межличностных отношений, и включают в себя обычаи, моральные и правовые нормы.

Мораль - это совокупность социальных норм, сложившихся в рамках большой социальной группы или всего общества. Они поддерживаются силой общественного мнения и требуют совершения определенных действий или воздержания от осуждаемых поступков.

Право - это возведенная в закон воля правящего класса. Право обеспечивает угодное действующей государственной власти поведение и гарантирует меры принуждения с помощью правоохранительного аппарата соблюдения гражданами норм права.

Объектом юридической психологии являются отдельные типы людей и их общности как субъекты правовой активности в рамках существующих процессов правового регулирования.

Предмет юридической психологии - психические закономерности деятельности и личности человека в области правовых отношений.

Как подчеркивают многие исследователи, методологическая особенность юридической психологии состоит в том, что здесь центр тяжести в познании переносится на личность как субъект деятельности. И если право, в первую очередь, выделяет в человеке правонарушителя, то юридическая психология исследует человека в правонарушителе, в свидетеле, потерпевшем и т.п. В центре внимания этой науки находятся психологические проблемы согласования человека и права как элементов одной системы. Предмет юридической психологии не является застывшим и неизменным. Изменение жизни, ее социальных условий, общее развитие науки будут влиять и на эту отрасль психологии. Своеобразие этой науки заключается в том, что большинство психических закономерностей, которые она исследует, находятся за рамками общепринятых, социальных норм поведения, выраженных в праве.

Можно выделить три общих направления исследований в юридической психологии:
1) психология преступника и преступного поведения;
2) психология лиц, осуществляющих правосудие и ведущих борьбу с преступностью;
3) психология ресоциализации (перевоспитания) преступника.

Приведенные выше определения объекта и предмета юридической психологии отражают суть данной отрасли психологии, которая не означает простого приложения к определенной сфере практики данных психологических исследований, а является системой получения психологических знаний об активности людей в правовой сфере.

Ю. В. Чуфаровский выделяет следующие задачи юридической психологии .
Исследование структурных элементов предмета этой науки: личности юриста, его деятельности, правомерного и противоправного поведения, личности законопослушного человека и правонарушителя, психологии социально-правовой ресоциализации правонарушителя (в том числе и в ИТУ), психологических особенностей юридической процедуры и профилактики правонарушений.

Изучение методологических и теоретических ее основ, разработка методики и методов теоретических и прикладных исследований, адаптирование для целей юридической психологии методик и методов, разработанных в других науках, в том числе и в отраслевых психологических.

Разработка практических рекомендаций для юристов-практиков по осуществлению ими правоприменительной, правоохранительной и правотворческой функций, совершенствованию и улучшению их собственной работы, стимулирование совместной деятельности, разработка методики профориентации, профотбора, профконсультации юристов, профессиограмм и психограмм юридических профессий и др.

Теоретическое и методическое обеспечение учебной дисциплины «Юридическая психология» и связанных с нею спецкурсов.

Обеспечение практики специальным психологическим знанием, разработка теории и методики судебно-психологической экспертизы, психологической консультации и т.д.

Прежде чем назвать основные методологические принципы юридической психологии, определим главное понятие. Принцип (от лат. principium - основа) - центральное понятие, логическое выражение познания, основополагающая идея, пронизывающая систему знаний и устанавливающая субординацию этого знания. Общими принципами построения любой теории, в том числе и юридической психологии, являются принципы связи и развития, историзма, системности и причинности.

Принцип историзма позволяет характеризовать социальные явления закономерным, направленным и необратимым развитием, прогрессивной тенденцией, борьбой внутренних противоречий на каждом данном этапе истории. В юридической психологии принцип историзма - основа исследования истории этой науки, развития ее предмета и системы, в частности, развития деформации психологии правонарушителя и т.д.

Принцип развития в психологии означает движение форм психического отражения от биологически обусловленных элементарных форм (ощущений, эмоций) до социально обусловленных (самосознания), превращение индивидуально-психологических особенностей в свойства личности. В юридической психологии этот принцип конкретизируется в исследовании возникновения противоправного поведения индивида и социальных групп, психологических средств ресоциализации личности правонарушителя.

Принцип причинности проявляется в одном из важнейших видов связи, в частности генетической связи явлений, в которой одно (причина) при определенных условиях порождает другое (следствие). Причинность как принцип познания позволяет увидеть всеобщность явлений, неизбежность порождения одних другими и так до бесконечности. В юридической психологии принцип причинности означает, что психические явления, процессы и состояния человека, психология социальных групп в сфере права являются вторичными образованиями, причинно обусловленными объективной действительностью, и отражением этой действительности.

Для юридической психологии должен обязательно применяться и распространенный в юридических науках принцип гуманизма как морально-этическая сторона познания, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей.

Метод - это путь познания, способ, который позволяет исследовать предмет науки. Поэтому методология науки включает в себя наряду с принципами еще и систему методов исследования. Каждой науке присущи предмет и соответствующие ему методы научного исследования, к которым предъявляются следующие требования.

Изучаемое явление должно быть исследовано в своем развитии и в связи с окружающей средой, во взаимосвязи с другими системами.

Научное исследование должно быть объективно. Это означает, что исследователь ничего не должен в ходе исследований привносить от себя как в процессе наблюдения, так и в формировании конечных выводов.

Юридическая психология использует систему методов науки как психологии в целом, являясь ее отраслью, так и специфическую совокупность методов, которые обеспечивают процесс познания ее предмета. Добавим, что юридическая психология постоянно и систематически обогащается новыми методами, разрабатывая собственные и заимствуя их в других науках (например, в юриспруденции).

Эти методы можно классифицировать как по целям, так и по способам исследования. По целям исследования методы юридической психологии делятся на три группы.

Методы научного исследования. С помощью них изучаются психические закономерности человеческих отношений, регулируемых нормами права, а также разрабатываются научно обоснованные рекомендации для практических работников, занимающихся работой по борьбе или предупреждению преступности.

Методы психологического воздействия на личность. Они осуществляются должностными лицами, ведущими борьбу с преступностью. Эти методы преследуют цели предупреждения преступной деятельности, раскрытия преступления и выявления его причин, перевоспитания преступников, приспособления их к условиям нормального существования в нормальной социальной среде. Данные методы, помимо их уголовно-процессуальной регламентации, основаны на научных методах психологии и тесно связаны с криминологией, криминалистикой, исправительно-трудовой педагогикой и т.д. К основному методу воздействия, который может применяться в юридической психологии, можно отнести убеждение. Убеждение - это воздействие на сознание посредством сообщения, разъяснения и доказательства важности того или иного положения либо его недопустимости с целью заставить слушающего изменить свои взгляды, установки, позиции, отношения и оценки, либо разделить мысли или представления говорящего (например, убедить подследственного, подозреваемого, обвиняемого, свидетеля, потерпевшего дать правдивые показания). Убеждение является основным, наиболее универсальным методом руководства и воспитания. Механизм убеждения - аргументация, которая означает приведение логических доводов с целью доказать истинность какого-либо суждения. Убеждение - это сложный метод, так как требует от личности, его применяющей, развитого интеллекта, знаний логики.

Среди других методов этой группы можно назвать внушение и манипулятивные тактики.

Внушение есть не что иное, как вторжение в сознание человека (или привитие ему какой-либо идеи), происходящее без участия и внимания воспринимающего лица и нередко без ясного с его стороны сознания (например, гипноз, религия, программирование и т.п.). При внушении осуществляется целенаправленное словесное или образное воздействие, вызывающее некритическое восприятие и усвоение какой-либо информации. Метод внушения и его разновидность - самовнушение - оказался эффективным в психотерапии, спортивной и педагогической психологии, при решении воспитательных задач.

Манипулятивное воздействие - это форма межличностного общения, при которой воздействие на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно. Манипуляция предполагает объективное восприятие партнера по общению, стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Манипулятора характеризует лживость и примитивность чувств, апатия к жизни, состояние скуки, чрезмерный самоконтроль, цинизм и недоверие к себе и другим. Сферой «разрешенной манипуляции» является бизнес, пропаганда, деловые отношения вообще. Манипуляторы встречаются и в повседневной жизни.

Следует отметить, что диапазон применения этих методов в юридической психологии ограничен рамками законодательства (по гражданским и уголовным делам) и этическими нормами.

Методы судебно-психологической экспертизы. Целью этих методов является наиболее полное и объективное исследование, проводимое экспертом-психологом по постановлению следственных или судебных органов. Диапазон применяемых в этом исследовании методов ограничен требованиями законодательства, регламентирующего производство экспертизы. Содержание комплекса методов, используемых в СПЭ, определяется характером правонарушения, теми конкретными задачами, которые поставлены перед экспертом, возрастом подэкспертного лица (лиц). Некоторые методы СПЭ включаются в исследовательский комплекс обязательно: беседа, наблюдение и его разновидность - поведенческий портрет, анализ материалов уголовного дела, ретроспективный анализ поведения подэкспертного лица (лиц) в исследуемой ситуации правонарушения. Саму судебно-психологическую экспертизу часто называют методом исследования личности (группы).

Применительно к способам исследования судебная психология располагает следующими методами.

Метод наблюдения. Ценность его заключается в том, что в процессе исследования не нарушается обычный ход деятельности человека. Для получения объективных результатов необходимо соблюдать ряд условий:
1) определить заранее, какие закономерности наблюдения нас интересуют;
2) составить программу наблюдения;
3) правильно фиксировать результаты исследования;
4) определить место самого наблюдающего и его роль в среде изучаемых лиц.

Для регистрации результатов наблюдения могут быть использованы технические средства, в первую очередь записи речи наблюдаемого на магнитофонную пленку. В отдельных случаях полезно применять фотосъемку и киносъемку. В условиях предварительного следствия технические средства могут быть применимы только в рамках процессуального закона.

Наблюдение может проводиться не только исследователем-психологом, но любым должностным лицом, которому необходимо получить соответствующую информацию для использования данных ее анализа в борьбе с преступностью. Большее значение для получения информации о возможной причастности допрашиваемого к событию преступления может иметь наблюдение за мимикой и жестами этого лица. А чтобы избежать предвзятой субъективной оценки результатов такого наблюдения, оно должно вестись строго объективно, с регистрацией всех фактов, полученных при наблюдении и при достаточной научной интерпретации результатов наблюдения.

Анкетный метод. Этот метод характеризуется однородностью вопросов, которые задаются относительно большой группе лиц для получения количественного материала об интересующих исследователя фактах. Этот материал подвергается статистической обработке и анализу. В области юридической психологии анкетный метод получил распространение при исследовании механизма образования преступного умысла. В настоящее время анкетный метод начал применяться практическими работниками для исследования некоторых аспектов причин преступности.

Параллельно с анкетированием применяется «автомат общественного мнения».

Главное достоинство этого метода - его полная анонимность. Благодаря этому на целый ряд «критических» вопросов испытуемые дают автомату иные ответы, нежели в анкетах.

Метод интервью (беседы). Как вспомогательный метод активно используется в самом начале исследования с целью общей ориентировки и создания рабочей гипотезы. Его применение характерно при исследовании личности на предварительном следствии. Свободная, непринужденная беседа, в ходе которой следователь изучает основные особенности личности собеседника, вырабатывает индивидуальный подход и вступает в контакт с допрашиваемым; такая беседа часто предшествует основной части допроса и достижению его главной цели - получению объективной и полной информации о событии преступления. При подготовке к беседе следует большое внимание уделять формулировке вопросов, которые должны быть краткими, конкретными и понятными.

Метод эксперимента. При использовании этого метода экспериментатор изучает зависимость особенностей психических процессов от особенностей действующих на испытуемого внешних стимулов. Эксперимент строится таким образом, чтобы внешняя стимуляция изменялась по строго определенной программе. Отличие эксперимента от наблюдения заключается в том, что при наблюдении исследователь должен ожидать наступления того или иного психического явления, а при эксперименте он может с помощью изменения внешний ситуации преднамеренно вызвать нужный психический процесс. В практике судебно-психологических исследований получили распространение лабораторный и естественный эксперименты.

Лабораторный эксперимент в основном распространен в научных исследованиях, а также при проведении судебно-психологической экспертизы. К недостаткам лабораторного эксперимента следует отнести трудность использовании техники в условиях практической деятельности правоохранительных органов, а также отличие протекания психических процессов в лабораторных условиях от их протекания в обычных условиях. Эти недостатки и преодолеваются при использовании метода естественного эксперимента.

В целом системный подход в сочетании с различными методами психологии и юриспруденции позволяет достаточно глубоко проанализировать взаимодействие и выявить основные психологические закономерности процесса деятельности, структуры личности и системы правовых норм, дать точное описание этого взаимодействия с учетом всех участвующих элементов.

Юридическая психология имеет свою систему, состоящую из следующих разделов:
1) правовая психология, изучающая право как фактор социальной регуляции поведения, а также психологию правосознания;
2) криминальная психология, предметом изучения которой является психология совершения преступного деяния, вины и ответственности;
3) психология уголовного судопроизводства, изучающая психологию следственных действий в обшей системе расследования и судебно-психологическую экспертизу в уголовном процессе;
4) психология судебной деятельности, состоящая из психологических особенностей судебного следствия, его участников и психологии судебных прений;
5) исправительная психология, задачами которой являются изучение психологических проблем самого наказания, психологии осужденных к лишению свободы для социальной адаптации освобожденных.



Похожие публикации