Какими психологическими знаниями обладает каждый человек. Житейская или донаучная психология.

Герберт Спенсер

Житейская психология – это такая психология, в которой каждый человек может быть психологом. Ведь она представляет собой совокупность верований, взглядов, изречений, обычаев, пословиц, афоризмов и прочих подобных знаний о жизни и людях, которых придерживается основная часть населения. Мы все что-нибудь знаем о жизни и о людях, об их поведении и закономерностях этого поведения, благодаря своему личному опыту и опыту хорошо знакомых нам людей. Эти знания по-своему ценны, но далеко не ко всем ситуациям применимы. Ведь в большинстве случаев они основаны на стихийных наблюдениях и носят интуитивный характер. Поэтому то, что закономерно в одной ситуации, совершенно неприменимо для другой. Иными словами, житейский знания всегда конкретны. Но несмотря на это, они весьма полезны для каждого из нас в отдельности и для общества в целом, поскольку житейская психология всегда практична, так как она передает нам в весьма простой и понятной большинству людей форме опыт многих поколений. Что же, давайте вместе посмотрим, чем житейская психология может быть нам интересна.

Где психология лежит по сравнению с другими науками?

Многие говорят, что психология лежит на перекрестке других дисциплин, таких как медицина, лингвистика, социология, биология, искусственный интеллект, антропология, социология и даже история. Например, нейропсихология, которая рассматривает, как различные области мозга участвуют в памяти, языке, эмоциях и т.д. Перекрывается с биологией и медициной.

Различные отрасли психологии

Существует много отраслей психологии; как вы их разделяете, обычно будет зависеть от того, в какой части мира вы находитесь, даже в каком университете или институте вы обучались. В качестве основных направлений психологии рассматриваются следующие. Клиническая психология объединяет науку, теорию и практику, чтобы понять, предсказать и облегчить дезадаптацию, инвалидность и дискомфорт. Клиническая психология также способствует адаптации, адаптации и личностному развитию. Клинический психолог концентрируется на интеллектуальных, эмоциональных, биологических, психологических, социальных и поведенческих аспектах деятельности человека на протяжении всей жизни человека на разных культурах и социально-экономических уровнях.

Первым делом мне хочется сказать вам, уважаемые читатели, что житейская психология не так проста, как кажется, и порой над теми знаниями, которые она в себе несет и которыми делится с нами, размышлять нужно не меньше, чем над научными знаниями, чтобы получить от них пользу. Те же народные пословицы и поговорки нуждаются в толковании, нельзя использовать их во всех более или менее подходящих под них жизненных ситуациях, чтобы действовать грамотно и эффективно. Научные знания тоже не универсальны, хоть наука и стремится к обобщению, поэтому их также необходимо применять в жизни осторожно, продуманно, постепенно. А уж житейский опыт и подавно весьма ситуативен, даже когда речь идет о вашем личном опыте, который неоднократно повторялся. Поэтому если вы, к примеру, много раз видели, как люди на сделанное им добро отвечали злом – не нужно сразу подгонять эти наблюдения под известные поговорки и окончательно определяться в отношении добрых поступков и реакции на них со стороны других людей. Иначе вы не сможете принять правильное решение в той ситуации, когда рядом с вами окажется человек, способный достойно оценить вашу доброту и многое вам за нее дать взамен. А ведь именно такие люди делают нашу жизнь счастливой, именно их мы хотим видеть рядом с собой. И подобных примеров полно. Так что те прописные истины, на которых основывается житейская психология – не всегда истинны. Помните об этом.

Другими словами, клиническая психология - это научное исследование и применение психологии для того, чтобы понимать, предотвращать и облегчать психологически обусловленные бедствия или дисфункции и способствовать благополучию и личному развитию пациента.

Исследователи сделали неожиданное открытие, что основная депрессия оставляет метаболический знак, давая им новое представление о природе этого расстройства. Мозговые сканы, которые смотрят на биомаркеры мозговой связи, могут помочь предсказать, какие пациенты с психическими расстройствами могут извлечь пользу из терапии.

Пример житейской психологии – это интуитивно сделанные выводы, благодаря наблюдениям, размышлениям и собственному опыту. При этом, совершенно очевидно, что наши наблюдения и опыт –охватывают лишь малую часть даже нашей собственной жизни, не говоря уже о жизни в целом. Иными словами – мы видим мир через маленькое окошко, и на основании увиденного делаем такие же ограниченные, как и наш обзор, выводы. И размышления наши основываются на том, что мы видим и знаем. И если мы видели не так уж и много и не обладаем обширными и полными знаниями о чем-либо, о той же жизни и людях к примеру, то естественно, что наши выводы, сделанные на основании наших размышлений, окажутся не совсем полными и точными. При этом они ложатся в основу житейской психологии, если совпадают с таким же неполными и недостаточно точными выводами других людей. По-своему они верные, но ограниченные в плане их применения. Опыт каждого человека по-своему безусловно ценен, хоть на его основании и сложно сделать обобщающие выводы о тех или иных ситуациях, явлениях событиях. И поскольку многие ситуации в жизни повторяются, снаряд тоже очень редко, но падает в одну воронку, то иметь в голове опыт других людей, каким бы ограниченным он ни был – весьма полезно. Тем более, если речь идет о таком опыте, который подтвержден поколениями. Вероятность того, что основанные на этом опыте советы окажутся верными, достаточно велика. Так что житейская психология вне всяких сомнений весьма практична, так как определяется событиями и условиями, в которых рождалась та или иная “премудрость”, взятая затем обществом на вооружение, как житейское знание. Только пользоваться такими знаниями нужно с умом – они не являются инструкцией к исполнению – они представляют собой основу для размышлений.

Каковы отрасли психологии? Девин преподавал психологию и имеет степень магистра в клинической судебной психологии. Изучите, как люди «знают» информацию, не используя научную методологию. Вы когда-нибудь падали за не научные исследования, а затем представляли его как факт?

Ненужные и научные исследования

Те из вас, кто знаком с исследованиями, могут сейчас царапать ваши головы, потому что слова «научно-исследовательские исследования» кажутся оксюмороническими. Но исторически этот оксюморон фактически использовался больше, чем модель научных исследований. Научные исследования - это логически сложный процесс, используемый для исследования и приобретения или расширения нашего понимания. Результаты научных исследований могут быть воспроизведены и продемонстрированы как последовательные.

Лично я очень уважаю житейскую психологию, потому что считаю, что какими бы конкретными не были житейские знания их можно обобщить, можно создать из этих знаний определенную систему, имеющую свои доказанные практикой закономерности. Собственно говоря, научная психология в значительной мере опирается на житейский психологический опыт, как на опыт, сформировавшийся в течение многих поколений людей. Это, сами понимаете, довольно-таки солидный опыт. Поэтому житейские знания можно упорядочить таким образом, что они превратятся в знания научные, то есть, в более обобщенные, более точные, в проверяемые и практичные знания. В житейской психологии многие знания хоть и истинны, и во многом полезны, но к сожалению – не очень хорошо упорядочены. Они недостаточно гибки и недостаточно полны, чтобы их можно было использовать при решении сложных жизненных ситуаций. Некоторые из этих знаний не проверены практикой, экспериментами и основываются на вере людей в истинность этих знаний. Плюс к этому, некоторые житейские знания представляют собой утверждения, которые охватывают довольно-таки обширную область человеческой жизни, но при этом не имеют поправок на различные особенности конкретного человека и той жизненной ситуации, при которых эти утверждения являются верными. Ну, вы наверняка замечали, что, скажем, те же пословицы, поговорки и разного рода народные предсказания частенько противоречат друг другу. Никогда не задавались вопросом, почему оно так? Дело не в том, что одни поговорки правильные, а другие неправильные, что одни пословицы истинные, а другие нет, что одни предсказания сбываются, а другие не сбываются. Дело в ситуативности житейской психологии. Каждая конкретная ситуация со всеми ее особенностями, отражена в отдельно взятой пословице и поговорке. Каждая конкретная закономерность отражена в отдельно взятом предсказании. Поэтому житейские знания верны при определенных обстоятельствах, но не всегда. Жизнь слишком сложна и люди достаточно сложны, чтобы можно было представить все знания о них и их поведении в нескольких строгих и нерушимых законах о жизни. Даже научная психология, как всякая наука, хоть и стремится к обобщениям, все же надо признать, что и она не способна все без исключения жизненные ситуации объяснить с помощью общих для всех подобных ситуаций законов и закономерностей. Поэтому в любом случае – анализ той или иной ситуации требует глубоких размышлений над ней, для полного ее понимания, независимо от того, какими знаниями мы руководствуемся при ее анализе, научными или житейскими, или и теми, и другими. Если бы всеми ситуациями в жизни можно было бы управлять с помощью нескольких алгоритмов, если бы в жизни не было неопределенности и новизны, то всю нашу жизнь можно было бы рассчитать с помощью математических формул и управление людьми можно было бы смело доверить компьютерам.

Ненужные исследования приобретают знания и истины о мире, используя методы, которые не следуют научным методам. Например, Платон был большим сторонником некоторых из них, и теории Фрейда также используют некоторые из них. Давайте посмотрим на некоторые из более часто используемых неспециализированных методов, чтобы увидеть, какие подводные камни там.

Традиция - это знание и понимание, которое считается истинным, потому что оно традиционно принято. Никто не остановился, чтобы сказать: «Эй, подожди минутку, это не так». Например, насколько ты пользуешься своим мозгом? Если вы говорите «всего 10%», то вы стали жертвой общего Заблуждение прошло через традицию. Мы фактически используем 100% нашего мозга и почти все время.

Между тем, большим преимуществом житейской психологии является то, что она всегда практична, так как имеет прямое отношение к тем событиям и условиям, в которых вырабатывалась. Сложных теорий в ней нет, есть только примеры из жизни, которые люди подмечают и фиксируют в своем и общественном сознании с помощью пословиц, поговорок, примет, обычаев, обрядов и тому подобных вещей. Из этого следует, что у любого человека можно чему-то научиться, так как каждый из нас имеет ценный опыт, который способен уберечь других людей от множества ненужных ошибок. Беда людей заключается в том, что им не всегда удается эффективно передать свои знания и опыт другим людям и в частности последующим поколениям. А другие люди не всегда готовы эти знания принять и даже не всегда проявляют к ним интерес. Мы вообще очень неохотно друг у друга учимся, предпочитая больше учить и наставлять других людей, чем учиться у них. Собственно, именно наша лень, гордыня, невнимательность, беспечность, тормозят наше развитие. Житейская психология многое дает каждому из нас, как и психология научная, но работать с этими знаниями и применять их в жизни хотят не все. Только подумайте, каких бы мы с вами добились успехов в жизни, как каждый из нас по отдельности, так и все вместе, если бы мы охотно учились на ошибках друг друга. Это был бы просто грандиозный прорыв в эволюции – это была бы революция человеческого развития. Ведь сегодня, как никогда раньше, это может сделать каждый. Мы все можем учиться новому постоянно, мы можем перенимать опыт друг у друга, не выходя из дома, благодаря современным информационным технологиям. Но, увы, действительность такова, что большинство людей даже на своих собственных ошибках не всегда учатся, тем самым лишая себя возможности добиться впечатляющего успеха в жизни. И многие из нас совершают одни и те же ошибки по нескольку раз. А мы с вами знаем, что история часто повторяется, и у этого повторения есть своя цель. Жизнь будет преподносить людям один и тот же урок до тех пор, пока они его не усвоят. Мы многие уроки проходим по нескольку раз, потому что не усваиваем их ни с первого, ни со второго, ни порой даже с десятого раза. И это, при всем том обилии знаний, которым мы располагаем благодаря в том числе и нашим предкам, которые из поколения в поколение накапливали и передавали ценные житейские знания. Вот такие мы, люди. Наверное, в этом есть свой смысл – всему свое время.

Личный опыт - это информация или понимание, вытекающие из того, что они испытывают что-то из первых рук. Поначалу это не проблема, но на самом деле это невероятно ошибочно, потому что опыт субъективен и не воспроизводится. Например, мечты, похоже, предсказывают будущее. У всех был опыт дежа-воу того, что он что-то видел раньше, но значит ли это, что у тебя есть пророческие сны? Скорее всего, у вас был сон, похожий на это событие, и ваш ум просто заполнил пробелы, чтобы все выглядело так, как будто все это было раньше.

Интуитивное знание исходит из понимания и веры в идею, основанную на инстинкте кишки или через личное понимание. Например, очевидцы преступления становятся более точными, когда они более уверены. Это ложь и неоднократно находили исследователи. Уверенность не имеет никакого отношения к точности человека при упоминании чего-то в прошлом. Но многие люди полагаются на то, что они считают правильным, и кто-то, кто уверен, должен быть прав!

Мы все делаем свой вклад в житейскую психологию, когда активно делимся своим опытом с другими людьми. У нас у всех есть прошлое, которое чему-то нас научило, есть познания жизни, которые, конечно же, не являются полными, но зато весьма практичными. Всем этим мы можем делиться друг с другом, чтобы просвещать друг друга в различных областях. Многие житейские знания такие же ценные, как и знания научные, так как они указывают на такие истины, которые неизменны на протяжении всей нашей истории. Зная эти истины, человек может продвинуться в своей жизни значительно дальше, чем его предшественники, ведь он уже будет знать – что ждет его за тем или иным углом. Не все эти истины прописаны в учебниках, многие из них передаются из уст в уста и постоянно ложатся на наш слух, но мы не всегда их в полной мере осознаем. Дело в том, что если человек много раз в своей жизни о чем-то слышал, то у него возникает ложное представление о том, что он понимает, о чем идет речь. А в действительности, осознания услышанного, увиденного, прочитанного, нет, но человек считает, что вот эту-то прописную истину он точно усвоил, поэтому она ничего нового для него не несет и уделять ей свое внимание не нужно. При этом человек может поступать вопреки этой истине, но не замечать этого. Уверен, вы неоднократно сталкивались с этим в своей жизни. И подмечали, уж если не за собой, то за другими людьми точно, что говорить они могут одно, правильно говорить, мудро, а поступать вопреки сказанному, даже не допуская ошибочности своих действий. Это я к тому, что многое из того, о чем житейская психология нам сообщает, мы можем знать с детства, но при этом, эти знания, эти прописные истины не идут нам на пользу, потому что мы им не следуем, а не следуем мы им по той причине, что не понимаем их. Понаблюдайте за собой, вдруг вы именно так и живете, когда вроде знаниями полезными владеете, но при этом не руководствуетесь ими в своей жизни. Тогда, возможно, у вас появится повод задуматься над тем, что вы знаете, чтобы осознать это.

Логика - это применение мысли и рассуждений, чтобы прийти к выводу. Но, как и личный опыт, этот процесс порождает ограниченную точку зрения человека. Вы не можете думать о том, чего не знаете. Логика говорит нам, что только психопатический 1% населения убьет другого человека, если его попросят сделать это с помощью авторитетной фигуры. Это мое любимое исследование. Милграм попросил экспертов использовать свою логику, чтобы прийти к выводу, и они предсказали, что менее 1% участников убьют кого-то.

Исследование Милграма показало, что 65% испытуемых кого-то убьют. Логика не может предсказать вещи, которые не имеют логического смысла. Кроме того, логика не вносит дополнительной информации, а просто перерабатывает то, что уже известно. Власть принимает информацию от фигуры у власти. Иногда это законный способ получить знания и информацию. Например, ваш профессор психологии может быть экспертом по памяти или как разработать эксперимент. Если они являются авторитетом в информации, то это хорошее место для получения информации.

Стоит также сказать, что у житейской психологии имеется много общего с практической психологией. Житейская психология всегда имеет отношение к психологии практической, но практическая психология не полностью состоит из психологии житейской. Все дело в конкретности житейской психологии, из-за которой она не ко всем ситуациям применима. А практическая психология в немалой степени опирается на научные эксперименты, которые носят универсальный характер, насколько это возможно.

Проблема в том, что люди получают информацию от людей в авторитетной должности, а не от человека, который является авторитетом по этому вопросу. Полицейский - это лицо в авторитетном положении; Нейропсихолог - это человек, который является авторитетом в области нейропсихологии.

Другой пример: «Я слышал, что у индейки триптофан, и именно это заставляет вас спать во время Дня благодарения». Многие слышали это раньше, и некоторые люди читают его в Интернете. Интернет стал авторитетом, и многие люди не могут проверить, откуда они собирают информацию. Например, правда, что у индейки есть нейротрансмиттер-триптофан, который может сделать человека сонным. Но у индейки есть недостаточное количество нейротрансмиттера для воздействия на взрослого человека. Сонливость после еды в День благодарения, скорее всего, вызвана избытком хорошей пищи.

Свои житейские знания мы всегда можем проверить личным опытом и этот опыт на самом деле бесценен. Я давно заметил, еще после того, как отучился на психолога, что многое в жизни можно понять только благодаря собственному опыту, что многое из того, чему нас учат не имеет полного сходства с реальной жизнью. Тут уж и житейская и научная и практическая психология, да и вообще любая наука, проверяется жизнью. Мы, конечно, можем организовывать эксперименты, можем проводить профессиональные наблюдения, которые дадут нам массу полезной информации, объясняющей те или иные закономерности этого мира. И все равно, в процессе жизни, мы будем постоянно поражаться новым комбинациям тех или иных закономерностей, делающих нашу жизнь непредсказуемой. Поэтому я считаю, что каждому из нас следует ценить и приумножать свой опыт, который по сути является – проверенными жизнью знаниями.

Научный метод - это логически ступенчатый процесс, используемый для исследования и приобретения или расширения нашего понимания. Ненаучные методы полагаются на традиции, личный опыт, интуицию, логику и авторитет, чтобы прийти к выводам. Большинство из них больше не принимаются в научном сообществе, но они когда-то были чрезвычайно популярны и использовались многими известными историческими фигурами.

После этого урока вы сможете. Дифференциация научных и научно-исследовательских методов Опишите ненаучные методы традиции, личный опыт, интуицию, логику и авторитет. Объясните разницу в том, чтобы быть авторитетом по предмету и находиться в авторитетном положении. Психология - это наука о духовной жизни. Вильям Джеймс.

Не стоит ждать от житейской психологии стопроцентной точности, ведь какую бы мудрость она в себе не несла, ко всем жизненным ситуациям она не применима. В общем-то, и научная психология не так точна и универсальна, как хотелось бы. Поэтому в любой науке нужно полагаться не только на чужие знания и даже не всегда на свои собственные знания, но и на интуицию, как это делают настоящие ученые. А в жизни нам всем часто приходится быть немного учеными, ибо порой жизнь такие задачи перед нами ставит, что для их решения нам никакие знания из учебников и никакой опыт предков не поможет. В этом и заключается прелесть жизни – она загадочна и непредсказуема, что хоть и пугает нас в ней немного, но зато делает нашу жизнь чертовски интересной.

Из размышлений и размышлений о природе человека, его познавательных способностях, его чувствах и мотивах его действий современная психология развивалась с помощью своих методов, которые являются преимущественно естественными науками. Научный в смысле эмпирического, то есть, методологически проверяемые исследования, психология практикуется только с века, то есть с того момента, когда естественные науки начали освобождаться и утверждали человечество и мир интерпретации, а не духовную науку и религию.

То, что ранее относилось к компетенции поэтов и философов, теперь стало рабочим полем для биологов, физиков, химиков и врачей. С конца века психология превратилась в академическую дисциплину с многочисленными школами, научными подходами и теориями, а Уильям Джеймс - один из пионеров психологических исследований, а также художники, медики и философы - играет ключевую роль установление психологии как научной дисциплины. Он основал психологический прагматизм, а также религиозную психологию, изучал, помимо прочего, паранормальные явления и ожидал в своей научной ориентации трезвый бихевиоризм.

Максим Власов

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, пожалуйста, и нажмите Ctrl+Enter

Житейские психологические знания, почерпнутые из общественного и личного опыта, образуют донаучные психологические знания.
Когда мы говорим о донаучной психологии, то можно считать, что с возникновением человеческого общества возникает и психология. В данном случае психология - это прежде всего познание другого человека и самого себя в процессах деятельности и взаимного общения людей. Потребности практического взаимодействия вынуждали людей различать скрытые за внешним поведением психические процессы. За поступком всегда усматривались намерения, мотивы, которыми руководствовался человек, за реакцией на то или иное событие - особенности характера. Поэтому задолго до того, как психические процессы, свойства, состояния стали предметом научного анализа, накапливалось житейское психологическое знание людей друг о друге.
По выражению французского психолога П. Жане, житейская психология - это та психология, которую народ создает еще до психологов. Так, человек может не знать пословицу «повторение - мать учения», однако из личного жизненного опыта знает, что повторное прочтение текста способствует лучшему сохранению его в памяти.
Житейское (обыденное) знание возникает в конкретной ситуации решения частных задач, так что человек выступает в качестве «наивного исследователя» мира. Содержанием житейского психологического знания обычно становятся простые, явно прослеживаемые причинно-
7 следственные связи и обобщения очевидных фактов. Примером могут служить известные пословицы «семь раз отмерь - один раз отрежь», «у семи нянек дитя без присмотра» и др.
Такое знание может быть весьма обширным и способствовать ориентировке в поведении окружающих людей, однако часто носит фрагментарный характер и внутренне противоречиво (практически для каждой поговорки можно найти противоположную). Донаучное психологическое знание не может отобразить все многообразие, всю сложность психологической реальности, а потому часто вообще не осознается как знание.[?]

Например, под термином «поток сознания» он ярко подчеркивал процессуальность психических явлений сознания и психических событий. Все еще молодая наука о психологии первоначально понимала прежде всего как наукоемкую исследовательскую отрасль философии, что также очевидно в том, что, несмотря на свои экспериментальные методы, она оставалась частью философских способностей. Тем не менее, существует также вторая психологическая психология, основанная на понимании вместо научного эксперимента. Этот двойной методологический подход по-прежнему характеризует психологию и по сей день, по-видимому, из-за того, что ее собственное развитие началось именно в эпоху, в которой отделены гуманитарные и естественные науки.

Еще по теме Житейская психология:

  1. Научитесь проявлять коммуникативную толерантность «за рамками случая", то есть во всех житейских ситуациях.
  2. Развитие психологии в границах философии и естествознания. Становление психологии как самостоятельной науки. Психология человека в начале XX века.


Похожие публикации