Психологическая структура общения включает в себя. Виды и уровни общения. Структурные элементы социальной перцепции.

В структуре общения различают:

1) коммуникативную сторону;

2) интерактивную сторону;

3) перцептивную сторону.

Коммуникативная сторона общения выражается в обмене информации между людьми.

Особенности процесса обмена информацией в процессе человеческого общения:

1) происходит не только передача информации, но и её формирование, уточнение и развитие;

Напротив, запросы, тестовые вопросы и вопросы, связанные с привлечением внимания, влечет за собой понимание того, как язык может использоваться для поведения другого человека, а не его психических состояний. Взятые вместе, результаты этого продольного исследования показывают, что, когда аутичные дети действительно приобретают язык, основные этапы грамматического развития можно охарактеризовать как отсроченные, но не отличающиеся от этапов, обнаруженных у типично развивающихся детей или детей с синдромом Дауна.

Особые нарушения, связанные с аутизмом, которые были освещены в этом исследовании, связаны с выборочным обедневшим использованием языковых функций, которые влекут за собой некоторое понимание психических состояний в других. Этот профиль функционирования языка в аутизме подчеркивает важность теории разума при овладении языком. Нарушения в теории разума отражены в ограниченных способах использования языка ребенком с аутизмом.

2) обмен информацией сочетается с отношением людей друг к другу;

3) происходит взаимное влияние и воздействие людей друг на друга;

4) коммуникативное влияние людей друг на друга возможно только при совпадении систем кодификации у коммуникатора (отправителя) и реципиента (принимающего);

5) возможно возникновение специфических коммуникативных барьеров социального и характера.

За последнее десятилетие теория гипотезы о аутизме рассматривалась как важная теоретическая интеграция для нашего понимания ключевых особенностей этого расстройства. В этом обзоре подчеркивается значение этой гипотезы в интерпретации основных дефицитов как в социальной, так и в языковой областях этого расстройства. Однако также ясно, что не все аспекты аутистического синдрома могут быть истолкованы в этих рамках. Многие симптомы не являются отражением основного дефицита в интерпретации людей с точки зрения психики.

Например, дефицит исполнительных функций или слабая центральная согласованность, а также повторяющиеся поведения и интересы рассматриваются как находящиеся за пределами объяснительной силы гипотезы теории разума. Более вероятно, что некоторые аспекты нарушения языка при аутизме также вряд ли будут результатом ухудшения в теории разума. Хотя прагматические нарушения, рассмотренные здесь, считаются уникальными для аутизма, также ясно, что некоторые дети с аутизмом также имеют языковой дефицит, который выходит за рамки невозможности правильно использовать язык в социальных контекстах.

Структурные компоненты общения как коммуникативной деятельности:

1) субъект общения – коммуникатор;

2) объект общения – реципиент;

3) предмет общения – содержательная часть отправляемой информации;

4) действия общения – единицы коммуникативной активности;

5) средства общения – операции, с помощью которых осуществляются действия общения;

В одном из текущих исследований мы обнаружили, что подгруппы детей с аутизмом показали значительные задержки в языке, выходящие за рамки того, что ожидалось как для их возраста, так и для когнитивного уровня. Эта подгруппа составляла около 25% от высокопродуктивного аутичного населения; среди умеренных или умеренно отсталых детей подгруппа включала примерно 40% населения. Эти данные показывают, что не все аспекты дефицита языка при аутизме объясняются теорией гипотезы разума.

Аутизм - сложное расстройство, которое охватывает несколько областей нарушения. Хотя многие из социальных и коммуникативных симптомов могут быть теоретически истолкованы как отражающие основные недостатки в развитии теории разума, аутизм - это не просто беспорядок в этой когнитивной области. Будущие исследования по социальному, языковому и когнитивному функционированию у детей и взрослых с аутизмом приведут к более полному пониманию этого неврологического расстройства, которое будет направлять разработку новых вмешательств и методов лечения для улучшения их повседневной жизни.

6) продукт общения – образование материального и духовного характера, как итог общения.

Интерактивная сторона общения проявляется во взаимодействии людей друг с другом, т. е. обмене информацией, побуждениями, действиями.

Цель взаимодействия состоит в удовлетворении своих потребностей, интересов, реализации целей, планов, намерений.

Подготовка этой работы была поддержана грантами Национального института глухоты и других нарушений связи и Национального института неврологических заболеваний и инсульта. Интересно отметить, что на диагностических схемах, игра и творческая деятельность перечислены в социальной и коммуникативной областях, тогда как теоретики когнитивного мышления рассматривают это третье измерение, отдельно от социального взаимодействия и общения.

Механическое, поведенческое и преднамеренное понимание картинных историй у детей-аутистов. Теории ума и проблема аутизма. Разговорные способности среди детей с аутизмом и дети с задержками развития. Имитация и социальная отзывчивость у детей-аутистов. Когезионный дискурс во всех распространенных расстройствах развития. Курс изучения языка у детей с синдромом Дауна: Продольный и языковой уровень сравнения с молодыми нормально развивающимися детьми. Аутизм и теория ума в повседневной жизни. Тагер-Флюсберг, Нейродеструктивные расстройства. Коммуникативная компетентность и теория разума в аутизме: тест теории релевантности. Аутизм: введение в психологическую теорию Лондон: Университетский колледж Лондонской прессы. Продвинутый тест теории разума: понимание мыслей и чувств персонажей рассказов умелыми аутистами, умственно отсталыми и нормальными детьми и взрослыми. Роль возраста и вербальных способностей в теории умения задачи выполнения предметов с аутизмом. Понимание лиц: роль аффекта. Развитие индивидуумов с аутизмом: последствия для гипотезы теории разума. Спонтанное повествовательное выступление родителей аутичных индивидуумов. Использование социального языка у родителей аутистов. Аутизм Диагностическое интервью: полуструктурированное интервью для родителей и опекунов аутистов. Развитие отношений сверстников у детей с аутизмом. Когнитивно-поведенческая модель для лечения социально-коммуникативных дефицитов у подростков с аутизмом. Сложность социального поведения при аутизме. Последующие действия двухлетних детей были направлены на возможный аутизм. Аутизм Диагностическое интервью-пересмотренное: пересмотренная версия диагностического интервью для лиц, осуществляющих уход за лицами с возможными распространенными нарушениями развития. Методологические и теоретические вопросы при изучении однополярного поведения и аутизма. Язык и общение в аутизме. Нарративный язык в аутизме и гипотеза теории разума: более широкая перспектива. Повествовательная история, рассказывающая о аутизме и синдроме Дауна. Роль подражания в понимании людей и развитии теории разума. Речь и язык у высокоактивных аутистов. Причинное моделирование: структурный подход к психопатологии развития. Теория и методы. Определение социального дефицита аутизма: вклад невербальных коммуникационных мер. Дислексия как неврологическое расстройство. Нейропсихология и психопатология развития. Характеристики личности и языка у родителей из семейств аутизма с множественным числом случаев. Как расстройства исполнительной власти могут привести к неадекватной «теории разума». Рассела аутизм как нарушение исполнительной власти. Может ли аутизм точно диагностироваться у детей до 3 лет? На каком языке раскрывается понимание умов у детей с аутизмом. Диссоциации в форме и функционировании при приобретении языка детьми-аутистами. Текущая теория и исследование языка и общения при аутизме. Изучение языка и теория разума: вклад от изучения аутизма. Продольное изучение приобретения языка у детей с аутизмом и синдромом Дауна. Категориальные подходы к диагностике аутизма. Диагностика и классификация аутизма и связанных с ним состояний: консенсус и проблемы. Развитие понимания ума. Коэн, Понимание других умов: Перспективы аутизма и когнитивной нейронауки 2-е издание. Оксфорд: Оксфордский университет. Международная классификация болезней: Диагностические критерии для исследования 10-е издание.

  • Американская психиатрическая ассоциация.
  • Прагматический дефицит на языке аутичных подростков.
  • Социальный и прагматический дефицит аутизма: когнитивный или аффективный?
  • У аутичного ребенка есть «теория разума»?
Откройте эту новую пивоваренную программу для многих ролей СМИ и коммуникаций в вашей жизни и личности, через учреждения и организации, а также в более широкие культуры и общества.

Типы взаимодействия:

1) положительные – взаимодействия, направленные на организацию совместной деятельности:

а) кооперация;

б) согласие;

в) приспособление;

г) ассоциация;

2) отрицательные – взаимодействия, направленные на нарушение совместной деятельности, создание для неё препятствий:

а) конкуренция;

Никогда еще не было более интересного времени для изучения средств массовой информации и коммуникаций. Цифровая эпоха изменила наш опыт от шоппинга, общения с друзьями, поиска информации, политической активности. Наши опосредованные миры влияют на ритмы и ритуалы нашей повседневной жизни, меняя то, как мы думаем о вещах, как мы создаем вещи, даже так, как мы себя представляем.

Мы глубоко запутались в средствах массовой информации во всех их формах; Одна из наших основных проблем в отношении этих мастеров заключается в том, чтобы определить, какую роль играют средства массовой информации в том, как мы живем вместе, - чтобы обеспечить критическую оценку наших опосредованных существований. Что значит жить в эпоху цифровых технологий?

б) конфликт;

в) оппозиция;

г) диссоциация.

Факторы, влияющие на тип взаимодействия:

1) степень единства подходов к решению проблем;

2) понимание обязанностей и прав;

3) способы решения возникающих проблем и др.

Перцептивная сторона общения выражается в процессе восприятия, изучения и оценки партнерами друг друга.

Сложные предпосылки лежат в основе этого курса. Мы хотим иметь богатые, сложные ответы, сформированные теоретической и эмпирической работой. Чтобы добраться до них, мы задаем требуемые вопросы. Что происходит с личными отношениями в среде цифровых медиа? Как люди, пострадавшие от стихийных бедствий, используют социальные медиа и другие средства массовой информации для восстановления? Как средства массовой информации влияют на нашу жизнь как на граждан, так и на наши собственные политические решения?

Каким должно быть будущее общественного вещания? Предоставляют ли социальные сети новые формы протеста и политических действий? Вместе мы рассматриваем такие проблемы, чтобы определить, как СМИ вовлечены в различные аспекты жизни и как функционирует мир.

Структурные элементы социальной перцепции:

1) субъект межличностного восприятия – тот, кто воспринимает (изучает) в процессе общения;

2) объект восприятия – тот, кого воспринимают (познают) в процессе общения;

3) процесс познания – включает познание, обратную связь, элементы коммуникации.

В процессе общения человек выступает сразу в двух ипостасях: как объект и как субъект познания.

Мы рекомендуем вам смотреть на вопросы целостно. Наряду с лекциями и семинарами мы проводим семинары, показы и культурные поездки, чтобы побудить вас как можно шире изучить роль средств массовой информации в нашей жизни - от индивидуального и организационного уровня до корпораций, государства и рынка как по частного сектора.

Кроме того, вы получаете возможность применить свои знания к предмету, который воспламеняет ваши интересы и делает ваши собственные независимые исследования в рамках вашей диссертации. От того, как люди опосредуют себя через пирсинг тела, как мы формируем интимные отношения через социальные сети, ваша тема диссертации полностью зависит от вас.

Факторы, влияющие на процесс межличностного восприятия:

1) особенности субъекта:

а) половые различия: женщины точнее идентифицируют эмоциональные состояния, достоинства и недостатки личности, мужчины – уровень интеллекта;

б) возраст;

в) темперамент: экстраверты точнее воспринимают, интроверты – оценивают;

г) социальный интеллект: чем выше уровень социальных и общих знаний, тем точнее оценка при восприятии;

Каждый год мы меняем контент, чтобы иметь отношение к существующим проблемам, поэтому мы всегда будем работать над тем, что является актуальным. Мы принимаем совместный подход, вносящий множество различных интеллектуальных идей и призывающий к целому ряду способов мышления, которые были традиционно разделены.

Если у вас есть конкретные вопросы о степени, свяжитесь с доктором Мирка Мадиано или профессором Натали Фентон. Основной модуль познакомит вас с теорией СМИ и коммуникаций и позволит вам развивать и изучать междисциплинарные перспективы изучения современных культурных процессов.

д) психическое состояние;

е) состояние здоровья;

ж) установки – предшествующая оценка объектов восприятия;

з) ценностные ориентации;

и) уровень социально-психологической компетентности и т. д.

2) особенности объекта:

а) физический облик: антропологические (рост, телосложение, цвет кожи и т. д.), физиологические (дыхание, кровообращение), функциональные (осанка, поза и походка) и паралингвистические (мимика, жесты и телодвижения) особенности личности;

б) социальный облик: социальная роль, внешний облик, проксемические особенности общения (расстояние и расположение общающихся), речевые и экстралингвистические характеристики (семантика, грамматика и фонетика), деятельностные особенности.

3) отношения между субъектом и объектом восприятия;

4) ситуация, в которой происходит перцепция.

2.ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕНИЯ

Перцептивная сторона общения – процесс восприятия друг друга партнерами по общению

и установление на этой основе взаимопонимания. Границы между этими сторонами условны и могут сливаться и дополнять друг друга. К средствам общения относятся: 1) Язык – система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания,

используемые для общения. Слова и правила их употребление едины для всех говорящих на

данном языке, это и делает возможным общение при помощи языка. Но объективное значение

слова преломляется для человека через призму его собственной деятельности и образует уже

свой личностный, "субъективный" смысл, поэтому мы не всегда правильно понимаем друг друга. 2) Интонация, эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный

смысл одной и той же фразе. 3) Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы. 4) Жесты как средства общения могут быть как общепринятыми, т.е. иметь закрепленные за

ними значения, или экспрессивными, т.е. служить для большей выразительности речи. 5) Расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных,

национальных традиций, от степени доверия к собеседнику. В процедуре общения принято выделять этапы: 1) Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию,

повлиять на собеседника и т.п.) побуждает человека вступить в контакт с другими людьми. 2) Ориентировка в целях общения, в ситуации общения. 3) Ориентировка в личности собеседника. 4) Планирование содержания своего общения: человек представляет себе

(обычно бессознательно), что именно скажет. 5) Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные

средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести. 6) Установление контакта. 7) Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль

эффективности общения на основе установления обратной связи. 8) Обмен мнениями, идеями, фактами. 9) Корректировка направления, стиля, методов общения. Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящим не удается добиться

ожидаемых результатов общения – оно окажется неэффективным. I . I Коммуникативная сторона общения В коммуникативном процессе принято выделять вербальнуюи невербальную коммуникацию. Вербальная коммуникация общения осуществляется посредством речи. Под речью

понимается естественный звуковой язык, т.е. система фонетических знаков, включающих

два принципа - лексический и синтаксический. Речь является универсальным средством

коммуникации, так как при передаче информации с ее помощью передается смысл сообщения.

Благодаря речи осуществляется кодирование и декодирование информации. Коммуникативное

взаимодействие возможно только в том случае, когда человек, направляющий информацию

(коммуникатор) и человек, принимающий ее (реципиент) обладают сходной системой

кодификации и декодификации информации. Модель коммуникативного процесса Лассуэлла включает пять элементов: 1) Кто? (передает сообщение) – коммуникатор. 2) Что? (передается) – сообщение (текст). 3) Как? (осуществляется передача) – канал. 4) Кому? (направлено сообщение) – аудитория. 5) С каким эффектом? – эффективность. Можно выделить три позиции коммуникатора во время коммуникативного процесса:

открытая (открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения) , отстраненная

(держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения) и закрытая

(умалчивает о своей точке зрения, скрывает ее). Невербальная коммуникация включает в себя: 1) Визуальные виды общения – жесты (кинесика), мимика, позы (пантомимика), кожные

реакции (покраснение, побледнение, потоотделение), пространственно-временная организация

общения (проксемика), контакт глазами. 2) Акустическая система - включающая в себя такие аспекты как паралингвистическая система

пауз и других средств, таких как покашливание, смех, плач и др.). 3) Тактильная система (такесика) - прикосновения, пожатие руки, объятия, поцелуи). 4) Ольфакторная система - приятные и неприятные запахи окружающей среды,

искусственные и естественные запахи человека. При этом межличностная коммуникация имеет свою принципиальную специфику по сравнению

с информационным процессом, например, в кибернетике: 1) Оба партнера коммуникативного акта выступают в роли активных его субъектов, в той

или иной мере сориентированных друг на друга. 2) Подобный коммуникативный акт не сводится к простому процессу передачи или обмена

информацией, что, с одной стороны, задает познавательную ориентацию активности, а с другой

Практически закономерно порождает возникновение психологических барьеров различного типа. 3) Коммуникативная активность может быть реализована лишь с помощью специфических средств межличностного контакта (основные виды - вербальный и невербальный; при этом более 70% объема информации в условиях

межличностного контакта человек получает за счет невербального способа общения). Следует отметить, что в условиях человеческой коммуникации могут возникать

коммуникативные барьеры. Они носят социальный или психологический характер.

Такие барьеры возникают в связи с различными знаковыми средствами передачи сообщения.

Самым простым примером фонетического барьера является непонимание двух человек,

говорящих на разных языках. I . 3.

II Интерактивная сторона общения Интерактивная сторона общения предполагает выработку общих для участников планов

и программ как тактического, так и стратегического взаимодействия. Решающим фактором

здесь является сама форма интеракции (конкуренция или кооперация), приводящая в

или к эмоционально насыщенному соучаствованию в условиях совместной деятельности.

Существует два вида взаимодействия: кооперация и конкуренция. В последнее время из

кооперации стали выделять "помогающее поведение", характеризующее стремление оказать

помощь другому человеку. Кооперация - основной вид взаимодействия, при котором происходит объединение,

суммирование усилий участников. В целом для нее характерно взаимопонимание людей.

А для взаимопонимания необходимо, чтобы основные характеристики мировоззрения

участников взаимодействия имели точки соприкосновения. Устойчивая кооперация существенно

затруднена, если в группе есть индивидуалисты и коллективисты или непримиримые атеисты

и фанатично верующие и т.д. Конкуренция - соперничество, соревнование между участниками интерактивной группы,

которое может при определенных условиях привести к атмосфере недоверия, подозрительности,

отчуждения и даже социальному конфликту. Конкурентные отношения возникают и внутри любой кооперации. В любом коллективе,

организации что-то новое, передовое отстаивает право на существование в борьбе со старым,

консервативным. Поэтому различные конфликты и противоречия в группах не всегда следует

гарантией против застоя. Стремление добиться внешнего благополучия, нежелание и даже

боязнь вступить в конфликт порождают нравственную аморфность и пассивность личности. Структуру социального конфликта как наиболее яркую форму выражения конкуренции

разные авторы описывают по-разному, но основные элементы его практически принимаются

всеми. Это конфликтная ситуация, позиции участников (оппонентов), объект конфликта,

"инцидент" (пусковой механизм), развитие и разрешение конфликта. Все эти элементы ведут

себя различно в зависимости от типа конфликта, но важно подчеркнуть, что конфликт

не всегда только деструктивен. Следует отметить, что Г.М. Андреева выделяет три наиболее типичных стиля поведения и

действия при общении: ритуальный, манипулятивной и гуманистический. При этом каждая

ситуация диктует свой стиль поведения и действий. Если стиль сформирован на основе

действий в какой-то конкретной ситуации, а потом механически перенесен на другую, то

успех не может быть гарантирован. Ритуальный стиль обычно задан некоторой культурой.

Его цель - не изменить другого в общении, а просто подтвердить свое присутствие в данной

культуре, в данной ситуации, заявить о своей компетентности в ней: например, стиль

приветствий, вопросов, задаваемых при встрече, характера ожидаемых ответов.

Манипулятивный стиля взаимодействия состоит в намерении управлять, обучать,

оказать влияние, навязать свою позицию. Гуманистический стиль проявляется тогда,

когда цель взаимодействия - не изменение другого, а изменение представлений обоих

партнеров относительно объекта взаимодействия. Относительно же друг друга целью

выступает взаимная поддержка. Гуманистический стиль предполагает соответствующее

осознание, и даже переживание ситуации взаимодействия. .

3. ПОНЯТИЕ О МЕХАНИЗМАХ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ.

I Идентификация Идентификация (от лат. identifico -отождествлять) Таким образом, термин идентификация, буквально обозначает отождествление себя с другим,

выражает установленный эмпирический факт, что одним из самых простых способов

понимания другого человека является уподобление себя ему. Это, разумеется, не

единственный способ, но в реальных ситуациях взаимодействия люди часто пользуются

таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на

основе попытки поставить себя на его место. В этом плане идентификация выступает в

качестве одного из механизмов познания и понимания другого человека. Существует много экспериментальных исследований процесса идентификации и выяснения

его роли в процессе общения. В частности, установлена тесная связь между идентификацией

и другим, близким по содержанию явлением - эмпатией. Эмпатия также определяется как особый способ понимания другого человека. Только здесь

имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, а, скорее, стремление

эмоционально откликнуться на его проблемы. Эмпатия, противостоит пониманию в строгом

смысле этого слова, термин используется в данном случае лишь метафорически: эмпатия есть

аффективное «понимание». Эмоциональная ее природа проявляется как раз в том, что

ситуация другого человека, партнера по общению, не столько «продумывается», сколько

«прочувствуется». Механизм эмпатии в определенных чертах сходен с механизмом

: и там, и здесь присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на вещи

с его точки зрения. Однако взглянуть на вещи с чьей-то точки зрения не обязательно

означает отождествить себя с этим человеком. Если я отождествляю себя с кем-то, это значит,

что я строю свое поведение так, как строит его этот «другой». Если же я проявляю к нему

эмпатию, я просто принимаю во внимание линию его поведения (отношусь к ней сочувственно),

но свою собственную могу строить совсем по-иному. И в том, и в другом случаях налицо

будет «принятие в расчет» поведения другого человека, но результат наших совместных

действий будет различным: одно дело - понять партнера по общению, встав на его позицию,

действуя с нее, другое дело - понять его, приняв в расчет его точку зрения,

даже сочувствуя ей», но действуя по-своему. Впрочем, оба случая требуют решения еще одного вопроса: как будет тот, «другой»,

т.е. партнер по общению, понимать меня. От этого будет зависеть наше взаимодействие.

Иными словами, процесс понимания друг друга осложняется явлениемрефлексии.

В отличие от философского употребления термина, в социальной психологии

под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он

воспринимается партнером по общению. II . II Рефлексия Рефлексия (от позднелат. reflexio - обращение назад) - обращение субъекта на себя самого, свою личность (ценности, интересы, мотивы, эмоции, поступки), на свое знание или на свое собственное состояние. Рефлексия в социальной психологии выступает в форме осознания действующим

субъектом - лицом или общностью - того, как они в действительности воспринимаются

и оцениваются другими индивидами или общностями. Рефлексия - не просто знание или

понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают

«рефлектирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные

(связанные с познанием) представления. Когда содержанием этих представлений выступает предмет совместной деятельности,

развивается особая форма рефлексии - предметно-рефлексивные отношения.

В сложном процессе рефлексии даны, как минимум, шесть позиций, характеризующих

взаимное отображение субъектов: 1) Сам субъект, каков он есть в действительности. 2) Субъект, каким он видит самого себя. 3) Субъект, каким он видится другому. И те же самые три позиции, но со стороны другого субъекта. Рефлексия – не только самопонимание, самопознание. Она включает такие процессы как

понимание и оценка другого. С помощью рефлексии достигается соотнесение своего сознания,

ценностей, мнений с ценностями, мнениями, отношениями других людей, группы и общества.

Действие рефлексии можно наблюдать за достаточно интересным тестом: Трём людям с завязанными глазами надевают красные колпаки и говорят, что у каждого

из них на голове может оказаться либо красный, либо белый колпак. Повязку снимают, и дают задание поднять руку, если они увидят, хотя бы один красный

колпак, а если кто-то догадается, какого цвета на нем колпак - тот пусть выйдет из комнаты. В первый момент все поднимают руку, но потом возникает пауза. Наконец, один из участников

выходит. Ход мысли может быть примерно таким: «На мне белый колпак?» - «Нет, если бы он был белым, один из нас увидел бы это и подумал бы, что третий

участник видит красный колпак лишь на нем самом, и потому поднимает руку. Тогда он

должен выйти, но он не выходит. Значит, на мне красный колпак». Этот участник рассуждал за одного и другого из партнёров, в то время как в рассуждение

третьего участника было включено рассуждение только одного из них. Таким образом, рефлексия - процесс удвоенного, зеркального взаимоотображения субъектами

друг друга, содержанием которого выступает воспроизведение, воссоздание особенностей друг друга. Мир рефлексии разнообразен, богат и индивидуален у каждого человека. Именно способность

к рефлексии дает возможность человеку формировать образы и смыслы жизни, действий,

блокировать неэффективные. Важнейшей особенностью рефлексии является их способность

управлять собственной активностью в соответствии с личностными ценностями и смыслами,

формировать и переключаться на новые механизмы в связи с изменившимися условиями,

целями, задачами деятельности.



Похожие публикации