Понятия «Ум», «Разум», «Рассудок» в святоотеческой традиции. Пять неожиданных признаков великого ума Человеческие понятия ума не вполне применимы

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Признаки и навыки, которые большинство считают отрицательными или вовсе бесполезными, могут говорить о высокой мозговой активности человека. По крайней мере так считают ученые. Но что это за особенности? И как они делают нас лучше?

сайт решил в этом разобраться и выбрал несколько признаков, которые, по мнению специалистов, свидетельствуют о недюжинном уме.

1. Вы левша (или амбидекстр)

«Любознательный ребенок скорее станет новатором в жизни, чем тот, кто просто пытается зазубрить материал », - говорят ученые из Лондонского университета психологии.

Профессор Томас Чаморро-Премузи (Tomas Chamorro-Premuzi) в обозревателе Harvard Business Review рассуждает , как любопытство и «голодный ум» делают нас умнее. Вот что он говорит: «Любопытство с детства повышает у ребенка интерес к науке и искусству как к средству познания и самовыражения ».

Если вы сова, вполне вероятно, что ваш уровень интеллекта выше среднего. Как считают ученые, это может быть связано с тем, что активность мозга настолько высока, что он бросает вызов обычным ежедневным биоритмам.

В одном исследовании, опубликованном в журнале Personality and Individual Differences , рассматривалась связь между детским интеллектом и привычками сна среди тысяч молодых людей. Выяснилось, что большинство умных людей любят просыпаться позже как в будние дни, так и в выходные. Другое похожее исследование рассмотрело 400 новобранцев ВВС США и дало аналогичные результаты.

6. Вы крайне впечатлительны или часто отвлекаетесь

Если вы часто отвлекаетесь на уведомления из социальных сетей, перерыв на чай или даже во время разговора, то вы можете быть умнее других. По крайней мере так говорят ученые.

Американские ученые провели статистическое исследование и выяснили, что жители городов, построенных исключительно с упором на ходьбу, имеют интеллектуальный показатель выше, чем люди, которые живут в городах, где преобладают автомобили и другой транспорт. Тот же самый результат был при исследовании отдельных пешеходных районов в крупных городах.

8. Вы осознаете, как много вы еще не знаете

Умные люди способны преодолеть импульсивность и подавить эмоции. Также они думают о последствиях, прежде чем начнут что-то делать.

В одном известном психологическом исследовании участников попросили выбрать между двумя вознаграждениями: меньше денег, но сейчас или больше денег, но через год. Результаты показали, что участники, которые выбрали больше денег, но потом, то есть те, кто имели высокий уровень самоконтроля, набирали больше баллов в различных тестах и добивались большего успеха в будущем.

(51 голос : 4.7 из 5 )

протоиерей Вадим Леонов

Если ум помрачен грехом (а это свойственно всем людям после грехопадения), то он не имеет ясного опыта созерцания. Помраченный ум опирается не на созерцание, но на чувственный опыт и рассудительность разумной силы души, т.е. рассудок. Ум, делающий сущностные утверждения не на основе созерцания, а путем рассуждений, становится разумом (lOgoj). После грехопадения мышление стало главной формой деятельности человеческого ума, т.е. ум проявляет себя как разум.

Святитель если говорит об уме, то его локализация в какой-либо части тела отрицается: «Ум не привязан к какой-либо части тела, но равно прикосновенен ко всему телу, сообразно с природою произведя движение в подлежащем его действию члене» [ 3, с. 35]. Эту мысль активно поддерживал святитель .

Различение ума, разума и рассудка

Вот несколько примеров того, как различают эти понятия святые отцы.

Преподобный : «Ум (νοῦς ) есть орган мудрости, а разум (lOgoj) – орган знания. Ум, двигаясь, ищет причину существ, а логос, многообразно оснащенный, исследует только качества. Искание есть первое движение ума к причине, а исследование есть различение логосом той же причины через понятие. Ум характеризуется движением, а логос – различением через понятие» .

Св. : «Одно дело созерцать, другое – размышлять. Ум сначала созерцает, а потом разнообразно мыслит… Ум должен научиться молчать, должен оголиться. Тогда он обретает чувство тайного, сверхразумного и божественного» .

Преподобный : «Разумному существу принадлежат две способности – созерцательная (qewrhtikOn) и деятельная (praktikOn). Созерцательная способность постигает природу сущего, деятельная же обдумывает поступки и определяет для них правильную меру. Созерцательную способность называют умом (noan), деятельную же – разумом (lOgon); созерцательную способность называют также мудростью (sof…an), деятельную же – благоразумием (frOnhsin)» .

Итак, обобщая сказанное, можно заключить, что в святоотеческой традиции широко распространено четкое различение духовно-созерцательной и интеллектуально-рассудочной способности человека, что выразилось в употреблении слов «ум» (νοῦς ), «разум» (lOgoj) и «рассудок» (diOnoia). Это очень важное антропологическое различение, но в данном вопросе имеется терминологическая расплывчатость, которую необходимо учитывать. В большинстве случаев у святых отцов слово «рассудок» (diOnoia) обозначает способность рассуждать, мышление, указывает на разумную силу души. Слово «ум» (νοῦς ) чаще всего указывает на дух или созерцательную способность человека. А слово «разум» (lOgoj) может ассоциироваться и с одним, и с другим словом. Каково же его подлинное значение? Из приведенных свидетельств видно, что сближение, а порой и отождествление у святых отцов слов «ум» и «разум» обусловлено тем, что они относятся к одной и той же части человеческой природы – духу, и их различие связано со способом реализации ума. Если ум обращен к созерцанию духовного мира и Бога, то он всегда именуется словом «ум» (νοῦς ), ибо в этом случае его деятельность прямо соответствует божественному замыслу о нем, через эту деятельность человек обретает божественные откровения и определенное познание сущностей тварного мира, что есть истинная мудрость. Если же ум обращается к рассуждениям, построению понятий, диалогизирует, то он именуется разумом и плодом его являются знания о видимом мире. Разум – это рассуждающий ум.

Слово «рассудок» (diOnoia) указывает на душевный аппарат мышления, способность создавать суждения, интеллект, мыслительную силу души. Если использовать трихотомическую схему описания человеческой природы, то рассудок – это душевная категория, в то время как ум относится к высшей духовной части человека, разум же – это отвратившийся от созерцания ум, взаимодействующий с рассудком, опирающийся на свои душевные силы и опыт. Поэтому в определенном контексте возможно отождествление слов «разум» и «рассудок».

Поскольку после грехопадения человеческий ум покрыт пеленой греха и не способен созерцать сверхчувственный мир, то он используется человеком только отчасти в своей низшей функции – как разум, т.е. как орудие анализа и осмысления чувственного опыта, а также для облечения этого опыта в слова.

Разум хотя и основывается на рассудке, но им не ограничен и имеет в своем арсенале иные средства и методы познания: рефлексия, интуиция, образность, символы, воображение и др. Все перечисленное – это редуцированные свойства подлинного ума (νοῦς ). В частности, интуиция – это спонтанно проявляющаяся созерцательная способность ума, позволяющая понять суть объекта или явления без аналитических рассуждений. Однако в уме, помраченном грехом, эта способность обычно не обнаруживается или же проявляется крайне неожиданно, чаще всего в экстремальных ситуациях. Современный человек не может владеть этой способностью постоянно. Попытки активизировать эту сферу человека с помощью определенных оккультных методик приводят к повреждению сознания и тяжелейшим формам прелести, о чем много говорят святые отцы, поэтому попытки искусственно развить в себе интуицию – это крайне опасный духовный эксперимент над собой. Созерцательная способность ума, проявившаяся в жизни святых людей, – это определенный плод их духовной жизни, но не цель. Данная способность получает свое правильное раскрытие только на пути богоугодной жизни, по слову Господа: «Ищите же прежде Царства и правды Его, и это всё приложится вам» (, св. , св. О хранении чувств. М., 2000

«Религия – это разум.

У кого нет разума, у того нет религии ».

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение)

Когда составляют портрет человека, помимо событий его жизни, достижений и успехов говорят и о чертах его характера. И важное место среди «характерологического» описания отдаётся разуму. Вернее, степени разумности.

Но и здесь неизбежен субъективизм. То, что один считает проявлением разума, другой относит к чему-либо другому. Например, если человек во избежание конфликта с упрямым оппонентом уступил, кто-то может отнести этот шаг к малодушию и неспособности защитить свои интересы. А кто-то – охарактеризовать как дипломатический ход.

Среди признаков разума встречаются такие, как образованность, грамотность, глубокие познания относительно какого-либо предмета, научная деятельность, жизненная успешность и т. п.

Разумность во многом связывается с жизненной позицией человека.

По моему мнению, говоря о разуме, уместно «восхождение» к вопросу о смысле жизни. Если человек считает смыслом своей жизни мирское преуспевание и благополучие, то вполне «разумны» все его действия, которые так или иначе приведут его к этой цели.

Здесь, мне кажется, следует провести разграничение между понятиями «ум» и «разум».

Ум способствует выполнению процесса, совершению действия. Он отвечает на вопрос «как».

Разум же определяет целесообразность совершения действия, необходимость получения результата или «обходимость» без него. Он отвечает на вопросы «зачем?», «почему?», «для чего?».

Например, если человек долго трудится над проектом, КПД которого в конечном итоге очень мал, то, как бы хорошо дело ни было сделано, в разумности траты на него стольких усилий, средств и времени приходится сомневаться.

Ум как бездушная машина. Ценность выполняемых действий его не интересует. А вот разум – это индикатор, определяющий, стоит / не стоит, надо / не надо.

Но давайте снова вернёмся к связке разума и смысла жизни – траектории движения судьбы человека.

Почему? Потому что недопустимо для разумного человека, который со вниманием и тщательным обдумыванием может выбирать предметы каждодневного пользования, работу и спутника жизни, не отнестись с большим вниманием к своей душе, которая и представляет бо́льшую ценность, чем обладание преходящим.

Приоритетной для разумного человека является забота о его собственной душе, за деяния которой он отвечает не только в этой жизни, но и за её пределами. Не случайно победу над тёмной её стороной Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) называл большим джихадом. И Ислам, как религия, есть наилучшее обрамление для всякой души.

Задумываясь о судьбах великих учёных-немусульман, я чувствую сожаление, что такие умы, посвятив лучшее, чего они достигли, развитию мира, науки, искусства, пропали, так и не позаботившись о себе.

Ницше, Шопенгауэр, Фрейд и тысячи других. Кто сомневается в силе их умов? Но какими несчастными они были и как плохо закончили некоторые из них! Возникает вопрос: на что надеются современные молодые люди, которые ищут истину и ответы на насущные вопросы в трудах и изречениях таких людей? Братьям и сёстрам следует быть осторожней со всем, что сказано не последователями Сунны и Корана, осторожными со всем, что не соответствует им. А Аллаху известно лучше!

Итак, главным признаком разума является приверженность Исламу.

Когда ангел Джабраил (мир ему) принёс три подарка (разум, вера и совесть) в виде прекрасных жемчужин Пророку Адаму (мир ему) и предложил выбрать одну из них, пророк (мир ему) выбрал разум. Ангел Джабраил (мир ему) сказал о вере и совести, что они могут возвращаться, так как Адам (мир ему) выбрал разум. Но вера отказалась вернуться, сказав, что Аллах велел ей находиться рядом с разумом. Совесть тоже отказалась уйти, так как «Аллах приказал быть всегда при вере». Там, где разум, там вера и совесть.

«Инструмент верующего – разум », – говорил Посланник Аллаха (мир ему и благословение).

Как было сказано выше, разум – это индикатор, отличающий истину от заблуждения, правильное от неправильного. И это разграничение происходит не в контексте мирских сиюминутных выгод (как удовлетворение актуальных потребностей, например), а в контексте запретов и позволений Сунны и Корана. Всё, что запрещено Исламом, представляет собой скрытое или явное зло для человека, а всё, что разрешено, – благо. Выходит, что разум всегда служит на благо человека, даже если в определённый момент пользование им «причиняет» некоторые неудобства.

Более разумен тот, у кого сильнее вера. А в чём она проявляется? Конечно, вера – это не фанатизм, не слепое следование догмам. Зарождаясь в душе, вера находит своё проявление не только в общей направленности развития и движения человека, но и в том, как он себя ведёт на тех или иных отрезках пути – в разных ситуациях. Свидетельством веры становятся его отношение к людям, к жизни, к миру и последней жизни, тот позитив, радость и польза, которые он привносит в окружающее своим благонравием, присущим истинным верующим. Когда у Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) спросили, какие качества противоречат облику мусульманина, он ответил, что скупость и дурной нрав.

Разум способствует правильному веропониманию. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал, что Всевышний даёт понимание в религии тому, кому Он желает блага.

В арабском языке разум обозначается словом «акль» (интеллект), а в английском – слово «sense», которое переводится как «чувство», так и «разум».

В связи с этим можно считать, что разум «локализуется» не в голове, а в сердце. Там же, где находится вера. Ведь Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), сказав: «Поистине, вера – здесь », трижды указал на грудь. Степень разумности прямо пропорциональна уровню имана. Чем сильнее иман, тем больше разума. Как будто это его ядро.

У вас бардак на столе и вы поздно ложитесь спать? Поздравляю - похоже, вы умник! А какие еще есть признаки высокого интеллекта?

Далеко не всегда о высоком интеллекте говорят какие-то положительные черты характера и правильные наклонности. Ученые уверяют: вредные привычки тоже могут свидетельствовать о присутствии у вас большего количества «серого вещества», чем у сверстников.

Итак, пять неожиданных признаков великого ума:

1. У вас вечный бардак на рабочем столе
Конечно, начальство любит тех, у кого стол сверкает чистотой. Компьютер, блокнот и ручка с телефоном - ничего лишнего! Но, оказывается, куда эффективнее на выхлопе работают сотрудники, у которых на столе бардак. Почему? Да потому что множество предметов вокруг приводят к ясности мышления - во всяком случае, в этом уверены исследователи из Университета Гронингена. Они провели целую серию исследований. И пришли к выводу, что люди на самом деле мыслят более ясно, когда вокруг них хаос.

Визуальная загроможденность заставляла участников эксперимента сосредоточиться, быстрее искать решения - причем, максимально оригинальные и эффективные.

Кстати, история подтверждает: и у Альберта Эйнштейна, и у писателя Роальда Даля (автор книги «Чарли и Шоколадная фабрика» и многих других) на рабочем столе всегда царил страшный бардак.

Захламленное рабочее место - это не так страшно и плохо, как может казаться, - заверяют исследователи. - Нет, бардак повышает потенциал работников при решении сложных проблем.

2. Вы ругаетесь и «подкалываете» окружающих
Ругаться не обязательно матом. Даже лучше без использования крепких слов. Выводить людей из себя можно вполне безобидными замечаниями. Безобидными, правда, только на первый взгляд. Исследователи выяснили: люди, которые часто ругаются или, как это еще называют, «троллят» коллег и знакомых, имеют больший словарный запас, чем их сверстники.

- «Острый язычок» несвойственен ленивым и малообразованным. Скорее, наоборот, говорится в исследовании, опубликованном в журнале Language Sciences. А тот, кто виртуозно использует бранные слова, может давать четкие и емкие определениям в любых сферах жизни: то есть могут трезво мыслить.

Вот и психологи Кристин и Тимоти Джей из Массачусетского института подтвердили: умение ругаться говорит о быстроте реакции и развитой фантазии.

3. Вы поздно ложитесь спать
Полуночники умнее тех, кто отправляется в кровать рано, - и на эту тему тоже проводились исследования - еще в 2009 году. И в результате удалось доказать, что «совы» соображают быстрее, чем «жаворонки» (хотя, конечно, есть подозрение, что проводили данное исследование те, кто сам любит утром поваляться в постели: чтобы их не посчитали ленивцами).

Кроме того, им как-то удалось доказать, что полуночники не только умнее, но и богаче тех, кто рано встает.

Впрочем, с этим утверждением все-таки стоит поспорить. Например, Дональд Трамп, миллиардер, который стал президентом США, каждый день встает в 5 утра.

4. Вы часто тревожитесь
Люди, которые много беспокоятся, более интеллектуальны, чем те, что всегда «спокойны, как слоны», - данные исследования, опубликованного в прошлом году.

Наши эксперименты показали: люди, которые часто беспокоятся, размышляя о возможных сложностях в будущем, которые перебирают в памяти что-то негативное снова и снова, обладают более тонким умом, - уверен доктор Алекс Пенни из Университета Лейкхед в Онтарио. - Но при этом мудрые люди думают не о пережитых эмоциях, а именно о выводах, которые можно сделать из прошлого и использовать в будущем.

5. Вы не считаете себя чересчур умным
Это называется эффектом Даннинг-Крюгера - или почему дурак всегда умнее. Эффект Даннинга-Крюгера - когнитивное искажение, которое заключается в том, что «люди, имеющие низкий уровень квалификации, делают ошибочные выводы и принимают неудачные решения, но не способны осознавать свои ошибки в силу своего низкого уровня квалификации». То есть дураком себя никогда не чувствует только дурак. Если вы хоть иногда сомневаетесь в своих интеллектуальных способностях, если не стесняетесь задавать глупые вопросы, чтобы понять суть вещей - значит, скорее всего, вы умный человек. А невежественные люди часто более уверены в себе, говорится в исследовании.

6.У вас хорошее чувство юмора
Умеете рассмешить? Это тоже признак ума. Научно доказано, что люди с хорошим чувством юмора более сексуально привлекательны, потому что юмор показывает интеллект, творческие способности и другие «хорошие гены».

Кажется, еще Жванецкий об этом говорил.

Говорят, что вредные привычки – признак недалекого ума. Возможно, так оно и есть, если речь идет об алкоголе или курении. Но существует ряд неожиданных вредных привычек, которые наоборот свидетельствуют, что вы творческая личность, обладающая великим умом.

Признак первый. Бардак на столе

Вот и развенчался миф о том, что порядок на столе – это круто. Скорее всего это понравится вашему начальнику, но если он не глуп, то пусть присмотрится и поймет, что человек, который не тратит время на постоянную уборку, больше времени уделяет именно работе. К тому же, такой творческий беспорядок с множеством предметов, лежащих не на своих местах, позволяет сконцентрироваться на деле. Также бардак способствует стимуляции мозга на поиск неожиданных и нестандартных решений.

Признак второй. «Подкалывание» окружающих и ругань

Речь идет не о ругани матом, а об обычном и умелом применении крепкого словца или подколок по отношению к коллегам по работе. Подобный безобидный «троллинг» расширяет словарный запас, и выгодно выделяет обладателя нестандартного мышления. Обладатель «острого языка» способен быстрее других адаптироваться в нестандартных ситуациях, давать более емкие и исчерпывающие ответы и вести глобальные умозаключения.

Признак третий. Минимум сна

Все те же исследования, показали, что люди предпочитающие ложиться спасть далеко за полночь, пусть и не высыпаются, зато обладают более развитым мозгом. К тому же, те кто встают раньше в процентном соотношении богаче оппонентов, способных до обеда давить диваны.

Признак четвертый. Тревожность

Оказывается, что люди, которые постоянно тревожатся о своем будущем и пребывают в состоянии тревоги, обладают более развитым мозгом. Возможно, это связано с тем, что их разум находится в постоянном поиске решения бытовых задач, тем самым стимулируя активность мозга.

Признак пятый. Самокритика

Бытует такое мнение, что дурак всегда умнее. Причина, конечно же, не в его высоком интеллекте, а в неумении признавать свои ошибки и уверенности в своей правоте. Умный же человек, всегда немного сомневается в своих поступках и действиях, лишний раз перепроверяя их и анализируя, что сводит количество ошибок к минимуму. Вывод: самокритика и требовательность к себе любимому, есть признак ума.



Похожие публикации