Основные типологии любви в психологических теориях. Любовь в психологической теории А.Адлера

Ни о чем так много не говорят люди, как о любви. Про нее сочиняют стихи, пишут романы, снимают фильмы… Но ни в чем другом не терпят столько крахов, разочарований, обид и боли. Какова причина этого парадокса? Если внимательно вглядеться в действия людей, можно заметить, что в любой другой сфере они стремятся поступать разумно. Сначала внимательно изучают теорию и только затем приступают к практике. Но в области главного чувства человечество тысячелетиями упрямо предпочитает выбирать один-единственный путь - экспериментальный путь проб и ошибок, считая даже саму мысль о каком-либо теоретизировании в этом вопросе кощунством. Такое пренебрежение разумом становится основой многих заблуждений и ошибок на пути к счастью. Восполняя этот пробел в познаниях, мы решили познакомить читателя с фундаментальными взглядами на природу любви. Они принадлежат американцу Эриху Фромму (1900-1980 гг.) - выдающемуся мыслителю XX столетия, философу, социологу, психологу, писателю, одному из основоположников научного психоанализа

Здесь мы можем применить теорию Гегеля о диалектике: тезис - антитезис - синтез. Брак - это тезис; свободная сексуальность - это антитеза; и синтез состоит из новой системы, в которой тезис и антитеза растворяются или объединяются на более высоком уровне. В течение нескольких десятилетий мы работаем над этим синтезом.

Многие люди, которые поднялись вверх и вниз по этому проекту и остались в нем, теперь чувствуют «третий путь» и реальную возможность выиграть один, не потеряв другого. Они постепенно понимали утверждение, которое было важно для этого проекта с момента его создания и которое мы неоднократно писали во всех наших публикациях: Свободная сексуальность и партнерство не исключают друг друга, а дополняют друг друга. Те, кто живет в прочных отношениях, не должны бояться потерять своего партнера из-за других сексуальных контактов; и те, кто живет в свободной сексуальности, не должны бояться не пользоваться счастьем стабильных отношений.

ЧАСТЬ I. ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА

БЕГСТВО ОТ ОДИНОЧЕСТВА

Животные не испытывают терзаний при поисках партнера. Являясь частью бессознательной природы, они делают выбор на основании инстинктов (хотя и обнаруживают некий эквивалент любви - привязанности). В человеке же действуют только остатки инстинктов, ибо он уже покинул животное царство. Но однажды переступив пределы природы, он более не может вернуться в состояние первоначальной гармонии с ней. Человек как бы вышел из ситуации определенности (потому что инстинкты определенны) и попал в ситуацию, в которой все неясно, открыто, неопределенно. Будучи одарен разумом, он осознал себя как отдельное существо, понял краткость собственной жизни, собственную беспомощность перед природными стихиями и обществом. Это отчуждение и разобщение с другими существами и миром, порождает высокую тревожность, чувство невыносимой тюрьмы. Потребность преодолеть отделенность, покинуть камеру своего одиночества составляют, таким образом, глубочайшую потребность человечества. Полная неудача в ее удовлетворении грозит безумием.

Все эти конфликты существуют исключительно в нашей голове, а не в логике самой ситуации. Это потому, что обе вещи, брак и свободная сексуальность дополняют друг друга, они принадлежат друг другу, и вместе они составляют суть новой эротической культуры. Однако они могут быть совместимы только при определенных социальных и этических предпосылках. Очевидное противоречие между свободной сексуальностью и сексуальностью между парой может быть разрешено только на уровне более высокого порядка.

Какой более высокий уровень порядка? Чтобы выразить это в одном предложении: это уровень доверия. Пока существует недоверие между полами, противоречие не может быть разрешено. Как только возникает истинное доверие, противоречие уже разрешено, поскольку само по себе становится очевидным, что оба партнера неоднократно чувствуют сексуальное желание для других людей, а также само собой разумеется, что настоящие любовные отношения не дезинтегрируются причина этого. Если эти два пола могут полностью и свободно исповедовать свои радости в многоженстве, они могут установить свое партнерство одинаково свободно, так как они погасили свое секретное недоверие.

Но как же выйти за пределы своей индивидуальности? Как обрести цельность в единении со всем сущим? Этот вопрос во все времена и во всех культурах стоит перед каждой личностью. Решать его пытаются по-разному. Все зависит от уровня развития человека. Рассмотрим подробнее некоторые способы бегства от одиночества, избираемые человечеством.

Если они не будут ревниво реагировать на случайные выходки своих партнеров, их сексуальная любовь начнет расти по-новому. Когда один из них конфликтует, мы можем только сказать ему: следовать любви! Благодаря принципу свободной сексуальности среди женщин появилась новая среда. Поскольку они открыто раскрывали свои секреты, была сформирована новая женская солидарность. Женщина влюбляется в своего друга. Подруга узнает его и предлагает свою комнату другу, чтобы они могли провести ночь вместе. Истории, подобные этому и подобные, не являются сказками в Тамере; в условиях истины и солидарности две женщины могут любить одного и того же человека без всякой причины для враждебности.

ОРГИАСТИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ

Некоторые примитивные народы сами себя или с помощью наркотических средств вводят в оргиастическое состояние, имеющее форму транса. В состоянии экзальтации внешний мир исчезает, а вместе с ним уходит и чувство мучительной отделенности от него. Такие ритуалы проводятся сообща, поэтому переживание слиянности с группой ощущается как острое наслаждение. Похожее действие оказывают на человека и сексуальные оргии. Они могут вызывать состояния, подобные действию некоторых наркотиков. После них человек испытывает некоторое освобождение от страданий, вызванных одиночеством. Но постепенно тревожное напряжение души возникает вновь. Поскольку оргии входят в общую практику племени, они не порождают чувства стыда и вины. Так поступать правильно, потому что так поступают все, а жрецы одобряют.

Новое поле среди женщин освобождает женщину от ее фиксации до определенной степени, и благодаря этому она предлагает возможность снова подключиться к ее женскому источнику. Любовь возникает, когда два партнера начинают видеть друг друга внутренне. Не часто мужчина и женщина «видят» друг друга, так как их встреча формируется с самого начала по соглашению и проекции. Человек реагирует прежде всего на сексуальные сигналы женщины, не видя, кто эта женщина на самом деле, и что ей нужно. При поиске «правильной» женщины мужчина часто реагирует с подсознательной мистификацией.

Совершенно другое дело, когда такую практику избирают в культуре, давно расставшейся с дикостью. В неоргиастической цивилизации некоторые индивиды выбирают алкоголизм и наркоманию. Эти формы не дают им ожидаемого освобождения от одиночества, они усугубляются чувством вины и угрызениями совести. Человек чувствует еще большее одиночество, когда оргиастическое опьянение кончается. Тогда у него формируется необходимость беспрестанного возвращения к найденному прибежищу.

Он перестает контролировать свою страсть, когда он рядом с ней. Она возлюбленная, мать, проститутка и святой, все в одном. Существует почти невероятное обожание женщины в подсознательном сокровище души человека, поклонение, которое несовместимо с «вульгарным» сексуальным желанием. Святой и проститутка в то же время - как мог человек справиться с этим? В эпоху патриархального века человек решил эту проблему, опуская и унизив женщину в реальной жизни и подняв ее до высоты Пресвятой Богородицы в церковной жизни.

Готические соборы получили название «Нотр-Дам». С одной стороны, они говорили «Аве Мария»; с другой стороны, сожгли живых женщин. Травма была глубоко вписана в души. До сих пор законы подсознательных психологических прогнозов, возникших в долгой и мерзкой истории, господствуют как у мужчины, так и у женщины. Человеческое общество не могло решить проблему пола по-человечески.

Некоторые цивилизованные люди избирают как средство от одиночества секс, который мало чем отличается от наркомании и алкоголизма. Он становится отчаянной попыткой преодолеть барьер отчуждения и тревоги, но, в конечном счете, ведет к их возрастанию. Как замечает Эрих Фромм: «Сексуальный акт без любви никогда не может перекинуть мост над пропастью, разделяющей два человеческих существа. Разве что на краткий миг».

Общество - продукт людей, а не богов. Действующие законы были сделаны людьми и, следовательно, также могут быть исправлены людьми. Одним из таких законов является, например, закон, предписывающий моногамию, а это означает, что супружеская пара обязана отказаться от других сексуальных контактов. Благодаря этому обету было создано бесконечное количество страданий, поскольку этот запрет в большинстве своем является противоречием с человеческой природой. Оба жанра, как правило, склонны к многоженству.

Как только они начинают скрывать это друг от друга, ложь, недоверие и медленное превращение любви в ненависть начинаются. Мы часто видим ту же картину, когда к нам приходят пары любовников или супружеских пар. Изначально человек начинает с принятия отказа от пределов брака. Через некоторое время женщина следует этому шагу и начинает наслаждаться ее сексуальной свободой. Человек, изначально смелый, часто реагирует на это с ревнивым страхом потери, который он только неохотно признает. Через некоторое время они смирились с ситуацией.

БЫТЬ, КАК ВСЕ!

Другая форма единения, наиболее часто избираемая в разных культурах -- приспособление к группе. Она носит долговременный характер. За неимением лучшего, единение стадного приспособленчества становится доминирующим в современном обществе. Однако большинство людей даже не осознают своего выбора, предаваясь иллюзии своей оригинальности. Им кажется, что к своим убеждениям они пришли самостоятельно. А то, что их идеи совпадают с мнением большинства, только доказывает «правильность» их позиции. «Равенство», победоносно шествующее в современном мире, в реальности ведет к стандартизации людей. «Современное общество, — пишет Эрих Фромм, — проповедует идеал неиндивидуализированной любви, потому что нуждается в похожих друг на друга человеческих атомах, чтобы сделать их функцией в массовом агрегате, действующем исправно, без трения, чтобы все повиновались одним и тем же приказам, и при этом каждый был бы убежден, что он следует своим собственным желаниям». Неудивительно, что сегодня постепенно исчезает полярная противоположность полов. Мужчина и женщина становятся не равными, а похожими.

В этот момент они сталкиваются с возможностью оставаться вместе на совершенно новом уровне. Как только сексуальные запреты снимаются, женщина изначально реагирует смущенно, затем с нарастающей радостью и расторможенностью. И они любят секс гораздо больше, чем допускают высокие правила человеческого достоинства. Это факт, который мы должны принять. Кстати, почему этот факт не должен приниматься? Сексуальность - это естественная функция человеческого организма и порождает одно из величайших удовольствий, которые дарованы нам в этой земной жизни.

Групповое единение - процесс тихий, неспешный. Он определяется шаблоном. Мы ходим в «шаблонные» детские сады, школы, университеты. Мы работаем на одинаково организованных предприятиях с «девяти до шести». Нам предписано испытывать там шаблонные чувства: быть добросовестными, надежными, коммуникабельными, «стрессоустойчивыми» и соблюдающими субординацию. Мы даже развлекаемся по шаблону, хотя и не такому жесткому. Книги для нас выбирают издатели и хозяева магазинов, фильмы и телепередачи - владельцы телеканалов и кинотеатров, торговцы дисками. Унифицирован даже отдых. От понедельника до понедельника - все проявления жизни вплоть до похорон определены заранее. В этом сером болоте однообразия, не вмещающей нашей уникальности, человек со своей единственной жизнью, с разочарованиями и надеждами, со страхами и скорбями, с ужасом уничтожения, по-прежнему невыносимо одинок. Поэтому путь «стадного» единения оказывается недостаточным для усыпления тревоги одиночества.

Сексуальность иногда нападает на нас с такой непреодолимой силой, что было бы почти безумием нанести ответный удар на моральной основе. Мы проиграли эту битву с самого начала, потому что «секс» - сверхдержава. Вместо того, чтобы бороться с этой силой, мы должны принять ее с благодарностью. Только тогда мы сможем освободиться от тирании. И это то, о чем гуманизированное общество - гуманизировать свои взрывоопасные сексуальные силы, принимая и интегрируя их в нашу культурную жизнь.

Как важная часть нашей потребности полового влечения быть подавлена, будут последующие садистские эксцессы, детская порнография, психосоматические болезни, насилие и война. В патриархальном мире насилие в отношении женщин относится к повседневной жизни. Долгое время тайная война между полами взревела за кулисами современного общества. Эта война всегда связана с расстроенной сексуальностью. Оба пола страдают от сексуального голода, который они не могут признать друг с другом. Сегодня, столкнувшись с драмами ревности, сталкиваясь с ужасными последствиями для детей и сталкиваясь с этической истиной, мы поднимаем свободную сексуальность до такой степени, что она становится основой для новой культуры.

ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ

Еще одним мостиком над бездной одиночества может стать творчество, в процессе которого человек объединяет себя с миром. Но это верно только для созидательного труда, когда творец сам задумывает и создает, сам видит результаты труда. Но в современных рабочих процессах, например, нет места инициативе. Человек зачастую не знает конечного назначения продукта, который он производит. Всякий труд сегодня - всего лишь разновидность бесконечного отупляющего конвейера (реального или виртуального). Но даже и в индивидуальном творчестве таится подвох. Человек объединяется с предметом своего труда, с материальным миром, но не с другими людьми. Получается: творческое единение не межличностно; оргиастическое слияние - преходяще; единение через приспособление к группе - формально, не затрагивает глубины личности. Все они дают частичный либо неверный ответ на проблему одиночества. Где же выход? Об этом читайте в следующей публикации.

Что тогда произойдет с браком, партнерством и этой более глубокой любовью, которая заставляет нас поклясться в вечной преданности друг другу? Это загадочный вопрос, потому что на самом деле эта глубокая форма любви и вечной верности существует между двумя людьми. Но что привело нас к тому, чтобы связать эту преданность с запретом «внебрачных отношений»? Какая любовь - это то, что нужно защищать с помощью таких запретов? Понятно, что пара отношений между мужчиной и женщиной подвержена повышенному напряжению, когда оба партнера могут оторваться друг от друга.

ТЕОРИЯ ЛЮБВИ

Продолжаем знакомство с творчеством выдающегося психоаналитика Эриха Фромма. В первой части мы рассказали о фундаментальной проблеме человеческого существования. По Фромму, это трагедия глубочайшего одиночества, на которое мы обречены самой своей духовно-телесной природой. Все ранее рассмотренные варианты решения найдены интуитивно и дают неудовлетворительный ответ на вопрос. Истинный ответ философ видит в ЛЮБВИ! В слиянии, единении всего человеческого существа с другим человеком! Жажда любви - самое мощное стремление в нас. Это влечение глубинно объединяет разных людей, семью, клан, род, общество. А его отсутствие угрожает уничтожением своей и других личностей. Но, называя любовью межличностный союз, мы наталкиваемся на определенные сложности. Всякая ли форма любви является ею? Автор теории различает зрелые и незрелые ее формы.

Но, с другой стороны, оба они глубоко освобождены от огромного внутреннего связки, если им больше не нужно скрывать все, что есть друг от друга. Кроме того, это особенно обогащение для обоих, потому что они находят новое желание друг для друга, поскольку они больше не воспринимают друг друга как должное. Ничто не является более опасным для живых любовных отношений, чем ежедневная сексуальная рутина. Разнообразие, удивление, открытие и завоевание принадлежат эротической жизни. «Ты можешь быть верным только тогда, когда тебе также разрешают любить других».

ЧАСТЬ II. НЕЗРЕЛАЯ ЛЮБОВЬ

СИМБИОЗ

Биологическая модель симбиоза — беременная женщина. Ребенок и мать, являясь разными личностями, в тоже самое время едины. Они необходимы друг другу и действуют как система. Такая модель не противоречит природе. Она нормальна. Другое дело, союз взрослых людей, физически самостоятельных, но психически живущих как единый организм. Пример такого сообщества - садист и мазохист.

Так написано в наших книгах. Существует также определенно аутентичная форма моногамного брака. Таинство брака содержит глубокую сущность. Если два любовника достигнут точки в своей любви, в которой они решат, с глубоким согласием, зарезервировать свою сексуальность исключительно друг для друга, тогда они должны это сделать. На эту тему нет закона. Есть только внутренняя правда. Мы не работаем против, а скорее в интересах партнерства, всякий раз, когда это происходит достоверно.

Однако мы не считаем, что счастье человеческой жизни зависит в основном от партнерства, которое нас достигнет. С какого момента человек действительно может жить в партнерстве? Разве не хорошо, если у него или нее было достаточно сексуального опыта, прежде чем они скажут «Да»? В большинстве случаев это совокупность первых сексуальных волнений, которые побуждают двух молодых людей обещать вечную преданность друг другу в импульсе вновь обретенного счастья.

Мазохизм или подчинение - это пассивная форма симбиотического союза. Невыносимое чувство одиночества заставляет мазохиста становиться неотъемлемой частью другой личности. Он не принимает решений, не идет на риск. Его воля полностью отдается другому, как бы в награду за уродливые руководство, ответственность и защиту. И все это помогает ему уже не чувствовать себя одиноким, никому не нужным. Но верно и иное - он никогда не бывает независим. В мазохисте нет целостности личности. По своей искаженной природе такой человек - идолопоклонник, возвеличивающий, обожествляющий власть партнера над собою. Это, в первую очередь, явление психическое. Хотя нередки случаи зависимости не только души, но и тела.

Обычно это начало конца, потому что это не сексуальность, а скорее сплоченность душ, которая составляет основу для длительных отношений. Нам нужно создать условия жизни, в которых люди могут сделать это различие. Это жизненные условия доверия. В свободной сексуальности, как и в любви между парой, нам нужно абсолютное доверие. Нам нужны сообщества, которые восстанавливают доверие, которое человечество потеряло. Там, где есть доверие, нет лжи или зла. Новая эротическая культура может появиться, поскольку она определена в энтелехии человека - прекрасная связь между свободной сексуальностью и партнерством.

Активной формой симбиоза является господство или садизм. Садист убегает от чувства изоляции, делая мазохиста неотъемлемой частью себя. Он словно подпитывается энергией поклоняющегося ему человека. Казалось бы, сильная личность! Но это великан на глиняных ногах. Он также не может жить без подчиняющейся стороны, являясь таким же зависимым от мазохиста, хотя и унижает, причиняет боль, эксплуатирует. В плане эмоциональном садист тоже лишен целостности, ибо не может проявлять свою индивидуальность без помощи другого лица.

Если нам удастся установить мир в любви, тогда мир будет возникать во всем мире; и тогда вся эволюция, со всеми ее детьми и животными, с энтузиазмом предпримет новый шаг. Историческое примечание для заключения. Драма жанров пронизывает всю нашу цивилизацию. Мужественный мир должен был унизить женщину, чтобы она могла справиться с ее сексуальным блеском. Женскому полу пришлось терпеть невыразимые зверства. Триста лет назад женщины все еще были сожжены заживо за то, что они были привлекательными и потому были демонизированы чувством беспомощности человека.

Конечно, садомазохизм - это крайний случай симбиотического единства. Многие люди живут друг с другом, даже не догадываясь о симбиотической природе своего союза. Но попробуйте заменить «симбиоз» словом «зависимость».Окажется, что частенько вместо любви имеет место простая зависимость - психическая, физиологическая, финансовая, интеллектуальная…

«МАМЕНЬКИН СЫНОК»

Мы уже говорили о естественном симбиозе матери и ребенка в период беременности. Но даже и после рождения ситуация меняется мало. Младенец еще лишен осознания себя и мира, не способен жить самостоятельно. Внешний мир воспринимается им только в той мере, в какой он удовлетворяет или не удовлетворяет потребности маленького существа. Объективные свойства окружающего мира лежат для него вне реальности.

Постепенно ребенок научается видеть вещи такими, какие они есть - имеющими самостоятельное значение. И, конечно первым и главным человеком, с кем он учится обходиться, становится мать. Мама радуется, когда я ем; она утешает, если я плачу; хвалит меня, когда я улыбаюсь… Все эти ощущения со временем кристаллизуются в одном переживании: «Я любим!» Я любим.потому что я ее ребенок. Я любим, потому что я маленький и прекрасный. И вообще, потому что я это я! Такое чувство любимости пассивно. Мне ничего не надо делать, чтобы быть любимым. Главное, просто быть!

Для взрослого человека такое чувство - блаженство, рай. Ничего не нужно заслуживать, ничего не надо преодолевать, ни за что не надо бороться. В одном интервью американскому телевидению Эрих Фромм саркастически заметил - подсознательно многие люди хотят всегда оставаться грудными младенцами. Ведь это так удобно!

Тем не мене лет с 10 у большинства детей появляется новое чувство. Они начинают ощущать в себе способность возбуждать любовь другого человека. Впервые ребенок задумывается о том, чтобы что-то сделать для матери или отца, родных. И в связи с новыми впечатлениями и чувствами он впервые испытывает желание не просто быть любимым, но и любить самому. Конечно, до зрелой любви еще долгие годы предстоит преодолевать свой эгоизм, но именно в детстве нельзя упускать этот важный момент.

Большинство женщин, замечает психоаналитик, прекрасные матери для маленьких детей. Они полностью отдаются физическому уходу за малышом. Но вся беда в том, что если мама сама не обладает духовной зрелостью, она не видит грани развития своего ребенка и стремится до бесконечности длить свою удушающую опеку, сковывая духовные силы новой индивидуальности, пытаясь подменить ее в мире своей персоной. Ошибки воспитания начинаются рано. Проиллюстрируем мысль ученого примером из жизни.

Двухлетний мальчик сидит на велосипеде, поджав ножки, а мама сзади в поте лица толкает устройство, как коляску (причем, малыш вполне способен самостоятельно жать на педали). Оба счастливы! Но мама совсем не понимает, что сейчас она упустила возможность научить ребенка очень важной вещи. «Велосипед движется, потому что человек прилагает усилия - давит на педали. И в любом деле, сынок, чтобы что-то сдвинулось с места, нужно потрудиться самому!» Зато неосознанно преподался другой урок: «Если хочешь получить удовольствие или избавиться от трудностей - позови маму! Она все сделает за тебя!» Постигать причинно-следственные связи не нужно, мама и так все знает. Но без понимания таких связей мир постепенно становится непонятным. А человек - все более беспомощным. Установка на всеобъемлющую опеку работает только, пока у мамы хватает сил и знаний. Но ведь они не безграничны! Так создается фундамент будущих неудач и трагедий повзрослевшего «маменькиного сыночка». И счастье, если у малыша хватает природной воли отвергать ненужную помощь - «Я сам!» Но даже и такого можно развратить понемножку, взрастить в нем лень. Любая мать должна воспитывать ребенка с единственным желанием - наделить его всеми необходимыми для жизни умениями и знаниями, чтобы отдать его миру, как самостоятельную личность. Любое опоздание в этом процесс - опоздание навсегда, ибо время бежит, принося новые задачи для каждого нового дня. Истинное материнство — быть разумной матерью для взрослого самодостаточного чада, принимать его самобытность, не переставая при этом любить его.

Мы видим, что материнская любовь безусловна. В этом ее сила, в этом ее слабость. В идеале недостаткам такой привязанности может противостоять любовь отца. Отцовское начало, по Фромму, «представляет другой полюс человеческого существования: мир мысли, вещей, созданных человеческими руками, закона и порядка, дисциплины, путешествий и приключений. Отец - это тот, кто учит ребенка, как узнавать дорогу в этот мир». Принцип отцовской любви обусловлен. «Я люблю тебя, потому что ты удовлетворяешь моим ожиданиям, потому что ты исполняешь свои обязанности, потому что ты похож на меня». Любовь отца нужно завоевывать. В этом ее положительная сторона, ибо она развивает личность ребенка, его физические и духовные силы. А ведь конечная цель воспитания как раз и состоит в том, чтобы миру был явлен новый самостоятельный человек во всей неповторимости своей индивидуальности и силы. Но если отец слабый, безвольный или равнодушный? А мать властная и эгоистичная? Тогда мир получит еще одного незрелого человека, не способного к совершенной любви.

ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО НАРЦИСС

Речь пойдет, увы, не о цветах. Мы хотим поговорить о явлении, подмеченном древними греками. Помните миф о юноше, который увидел свое отражение в озере и влюбился в самого себя. В наше время эту особенность человеческой психики исследовал «отец» научного психоанализа Зигмунд Фрейд. Благодаря ему появился и новый научный термин - нарциссизм. Эрих Фромм несколько расширил и углубил это понятие.

Первичный нарциссизм - состояние младенца, который воспринимает пищу, тепло, комфорт, покой и безопасность, не отличая их от матери, источника блаженства. Это пассивное переживание любимости и неосознанное довольство собой. Человек в таком состоянии не видит весь остальной мир. Он находится в изоляции, как в коконе, являющемся лишь расширенной вариацией материнской утробы. Младенческий нарциссизм - норма.

Вторичный нарциссизм - понятие взрослой жизни. Он может развиться, к примеру, как следствие патологического симбиоза с матерью во взрослом состоянии. Все силы души такого человека скованны чужой властной волей, не развиты. Жизненная энергия любви, ниспосланная нам самим Творцом, не имеет выхода во внешний мир и потому переносится на самого себя. В самом крайнем случае она может выливаться в душевную болезнь. Но даже человеку, имеющему нормальное развитие, в какой-то мере присущи нарциссические черты. В чем они проявляются?

Нарцисс и телом, и разумом участвует в общем течении жизни, но эмоционально его интересует только собственная персона - свои здоровье, мысли, потребности, ощущения, финансы, собственность… Весь остальной мир словно теряет свою реальность и воспринимается лишь холодным рассудком, без всякой заинтересованности. В силу этого он не может мыслить объективно и делает серьезные просчеты в суждениях.

Нарцисс убежден в своем превосходстве над другими людьми и в выдающихся личных способностях. Он гоняется за успехами, но не ради дела или блага людей. Постоянные достижения необходимы ему лишь как подтверждение своей избранности. Если нарцисс не обладает особыми личными дарованиями, он предпочитает примкнуть к группе. Здесь можно гордиться своей семьей, фирмой, в которой работаешь, своей футбольной командой или партией, своим народом или страной, без опасности прослыть хвастуном. Открыто выражая коллективные взгляды, такой человек в глазах окружающих уже не кажется безумцем. Получается своеобразная профилактика от депрессий и безумий, способ поддержания самого себя.

Большинство людей не подозревают, что они в той или иной мере заражены нарциссизмом. Они могут создавать семьи, а потом удивляться, почему ничего не получилось. Нарциссам редко удается понять, что проблема их краха лежит в нем самом, в его исключительной влюбленности в самого себя, в патологической неспособности любить и чувствовать другого человека. На самом деле, это уже душевная болезнь. Психоаналитики считают эту болезнь наполовину исцеленной, если пришло понимание, что ты болен нарциссизмом.. Так что, прежде, чем пускаться в поиски возлюбленных, полезно понаблюдать, не проявляются ли у вас подобные симптомы. В противном случае неудача гарантирована.

Исследуя любовь, американский психоаналитик Эрих Фромм, вывел универсальную формулу: Любовь = Любить + Быть любимым. Большинство людей предпочитает усеченный вариант. Для них любить означает лишь быть любимым. Чтобы возбуждать это чувство к себе, они стремятся приобрести как можно более высокий социальный статус: стать сильными, богатыми, сексуально привлекательными, тщательно следя за своей внешностью, лицом, одеждой, манерами, умением общаться на разные темы и приобретать полезные и влиятельные связи. Отбрасывая вопрос о собственной способности любить, они видят свою проблему лишь в отсутствии соответствующего объекта. Поскольку общепринято считать, что любить просто, а найти возлюбленную (-ого) трудно, все силы души сосредотачивают на поиске.

ЧАСТЬ III. ЗОЛОТОЙ МОСТ НАД БЕЗДНОЙ ОДИНОЧЕСТВА

ПОИСК ОБЪЕКТА

Желание быть просто любимым есть признак незрелой личности. Такой человек не имеет собственных критериев и в поисках любви. Он пользуется нормами, принятыми в обществе. Современная же цивилизация - цивилизация потребления. В ней одна из самых больших радостей - жажда покупать. Дух торговли незаметно проник и в сферу чувств. Люди воспринимают не только вещи, но и других людей, как ТОВАР . Обычно привлекательность -- это красивая упаковка свойств человека, востребованных сегодня в личностном супермаркете. Он и она влюбляются друг в друга, когда понимают, что нашли выгодный товар, добычу на человеческом рынке. Сама упаковка в зависимости от веяний времени и требований моды может меняться. Когда-то повышенным спросом пользовалась женственная пышнотелость. Сейчас благодаря влиянию Коко Шанель, в ходу худощавость длинноногих «моделей» с параметрами 90 - 60 - 90. На заре технического прогресса большой шанс на успех имели летчики, инженеры, механики. Сегодня предпочтение отдается бизнесменам, юристам, банкирам. А поскольку люди подходят к выбору спутника жизни, как к взаимовыгодному обмену, не только объект должен быть желанным для меня, но и он должен желать меня с учетом всех моих скрытых перспектив. При покупке недвижимости, например, в сделке большую роль играют скрытые возможности, которые разовьются со временем. Не приходится удивляться, что в цивилизации с рыночной ориентацией, где материальные ценности поставлены во главу угла, человек почти не догадывается увидеть истинные достоинства за красивой упаковкой. Ошибочные критерии при выборе объекта любви - одно из главных заблуждений жаждущих счастья.

Другое заблуждение плавно вытекает из этой ошибочной установки: современные люди любовь подменяют состоянием влюбленности , когда видят только идеальный блестящий фасад, а не конкретного человека. Культура нашего времени не осуждает, если чувства начинаются с физического влечения и его удовлетворения. В этот момент двое чужих людей, которые прежде были разобщены, вдруг позволяют рухнуть разделяющей их стене. Неожиданная близость воспринимается ими как чудо прорыва из гнетущей изолированности. Их захватывает волна слепого влечения, иллюзия освобождения из тюрьмы одиночества. Но такое чувство недолговечно. Влюбленные лучше узнают друг друга. Начинаются противоречия, разочарования, пресыщенность. И оказывается, что временное «помешательство» не есть доказательство силы их любви. Оно свидетельствует только о силе их предшествующего одиночества. И единственный адекватный способ избежать фиаско - изучить причины неудачи и перейти к осмыслению природы любви.

СОВЕРШЕННАЯ ЛЮБОВЬ

Любовь - это не пассивное состояние влюбленности или любимости. Настоящая любовь - это реализация жизненных сил, заложенных в нас Создателем. Она действует только свободно, а не по принуждению. Активный характер любви проявляется в следующих аспектах:

  • Любить значит ДАВАТЬ , а не брать. Для незрелого человека давать мучительно. Он считает это обеднением, жертвой, лишением, отказом от чего-то. Духовный торгаш готов давать только взамен, иначе чувствует себя обманутым. Для созидательного человека давание - это высшее проявление его творческих сил. Он не может не давать. Одаренному певцу мучительно не давать без остатка свой талант. Учитель отдает себя своим ученикам. Мать - ребенку. Давать радостнее, чем брать, потому что давать, значит, быть богатым.
  • Любить значит быть ЗАИНТЕРЕСОВАННЫМ в жизни и развитии того, кого мы любим.
  • Любить значит быть ОТВЕТСТВЕННЫМ за того, кого любим. Здесь ответственность воспринимается не как обременительная обязанность подневольного, а как добровольный акт от начала и до конца.
  • Любить значит УВАЖАТЬ . Это способность видеть уникальную индивидуальность любимого со всеми его плюсами и минусами и не хотеть его переделать под себя. Уважать - не делать другого человека средством для достижения собственных целей.
  • Без ЗНАНИЯ невозможно уважения. В любви знание не ограничивается поверхностным наблюдением, а проникает в самую суть ядра человеческой личности. Мы не можем выбраться из темницы собственной изоляции, если не познаем «тайну души» другого человека. Активное проникновение, прозрение любимого и есть любовь. Это знание о том, что человек жив и на что способен, обретается живым переживанием единства с ним. И такое знание невозможно получить только благодаря мысли.

ПРАКТИКА ЛЮБВИ

«Все попытки любви обречены на неудачу, если человек не стремиться более активно развивать свою личность в целом, чтобы достичь созидательной ориентации» . Так считает Эрих Фромм. Как истинный философ, он не дает готовых рецептов, как полюбить или стать любимым, как превратиться в яркую личность. Это должно стать делом всей жизни каждого человека. Но помогая ищущим, ученый исследует практические предпосылки искусства любви.

Практика любого искусства - это, прежде всего, ДИСЦИПЛИНА собственной жизни. Пребывая большую часть времени в строгих рамках учебы или работы, в личной сфере человек предпочитает предаваться лени и безделью. Бунт против жизни по шаблону выливается у большинства в форму детского потворства себе. Но разве можно достичь успехов в каком-либо искусстве, если исполнять свое дело только по настроению? Строгая «самодисциплина» тем более необходима в искусстве быть счастливым. Как же ее добиться? Об этом знали еще наши предки. Ложиться спать в одно и то же время, рано вставать, не давать себе поблажек ни в чем, упорно трудиться. Обязательно посвящать некоторое количество свободного времени слушанию хорошей музыки, чтению, спорту, прогулкам. Не переедать и не перепивать. Простые и ясные правила! Но многим ли они под силу?

СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ - другое условие способности любить. Она еще более редка в нашем обществе, чем дисциплина. Люди привыкли делать много вещей сразу: смотреть телевизор, читать книгу, есть, пить, говорить по телефону, принимать ванну, глазеть в окна… Такая жизнь ведет к ни с чем не сравнимой рассредоточенности, хаотичности, расхлябанности. Мы живем, будто спим или грезим. Из-за такого рассеянного образа жизни нам некогда задуматься, некогда вглядеться. Вот и встречая реального человека, мы по привычке скользим по поверхности личности и способны увидеть в нем одну «упаковку». Для того, чтобы обрести сосредоточенность, человек должен научиться оставаться наедине с собой. Если делаешь что-то, нужно быть сосредоточенным только на этом - разговариваешь ли с человеком, читаешь книгу, слушаешь музыку. В таком сосредоточении вещи и люди получают новое измерение. Его нужно беречь и пестовать - избегать пустых разговоров, увлечения детективами и сериалами, дурными компаниями. Словом, всего того, во что не вкладывают душу. Нужно научиться слушать человека и реагировать прямо и по-человечески, избегая штампов и тривиальности. Вы увидите, как в ответ на это люди меняют свое поведение, начинают открываться с истинной стороны. Больше всего сосредоточенности должно быть у тех, кто любит друг друга.

ТЕРПЕНИЕ . Кому же неизвестно: тот, кто нетерпелив, гонится за быстрыми результатами, в любом искусстве потерпит фиаско. Но для современного человека это качество столь же труднодостижимо, как и два первых. Вся наша жизнь — это погоня и поспешность. Мы бежим, гонимся, едем, летим. И чем быстрее - тем лучше! Но что хорошо для машины, плохо для человека. Он оказывается в парадоксальной ситуации, когда не хотят терять времени и одновременно -- не знают, как его убить.

Чтобы реально овладеть искусством любить, необходимо преодолеть собственный нарциссизм, развивать в себе смирение, объективность и разум. «В жизни нет иного смысла, кроме того, какой каждый человек сам придает ей, раскрывая свои силы, живя плодотворно…» Этой мыслью из наследия выдающегося мыслителя современности Эриха Фромма мы и завершим наше знакомство с его теорией.

Подготовила Лариса ЛИ.

Психоанализ изначально возник как метод лечения, но вскоре был воспринят как средство получения психологических фактов, которые легли в основу новой психологической системы.

3. Фрейд, анализируя свободные ассоциации пациентов, пришел к выводу, что болезни взрослого человека сводятся к переживаниям детства. Основу теоретической концепции психоанализа составляет открытие бессознательного и сексуального начала. К бессознательному ученый отнес неспособность пациентов понимать истинное значение того, что они говорят и что делают. Детские переживания, по Фрейду, имеют сексуальную природу. Это чувство любви и ненависти к отцу или матери, ревность к брату или сестре и т. п.

В модели личности Фрейд выделил три основных компонента: «Оно», «Я» и «Сверх-Я». «Оно» – это носитель инстинктов, «бурлящий котел влечений». Будучи иррациональным и бессознательным, «Оно» подчиняется принципу удовольствия. «Я» следует принципу реальности и учитывает особенности внешнего мира, его свойства и отношения. «Сверх-Я» – это критик, цензор и носитель моральных норм. Требования к «Я» со стороны «Оно», «Сверх-Я» и реальности несовместимы, поэтому возникает внутренний конфликт, который может решиться с помощью «защитных механизмов», таких, как вытеснение, проекция, регрессия, сублимация.

В понимании Фрейда личность – это взаимодействие побуждающих и сдерживающих сил. Все стадии психического развития человека, по его мнению, связаны с сексуальным развитием. Рассмотрим эти стадии.

Оральная стадия (от рождения до 1 года). Фрейд считал, что на этой стадии основной источник удовольствия сосредоточивается на зоне активности, связанной с кормлением. Оральная стадия состоит из двух фаз – ранней и поздней, занимающих первое и второе полугодия жизни. На ранней фазе присутствует действие сосания, на поздней – укус. Источник неудовольствия связан с невозможностью матери сразу удовлетворить желание ребенка. На этой стадии «Я» постепенно отсоединяется от «Оно». Эрогенной зоной является рот.

Анальная стадия (1–3 года). Она состоит из двух фаз. Либидо концентрируется вокруг ануса, который становится объектом внимания ребенка, приучаемого к опрятности. «Я» ребенка обучается разрешать конфликты, находя компромиссы между стремлением к наслаждению и действительностью. На этой стадии полностью образована инстанция «Я», и она может контролировать импульсы «Оно». Социальное принуждение, наказание родителей и страх потерять их любовь заставляют ребенка мысленно представлять себе запреты. Начинает формироваться «Сверх-Я».

Фаллическая стадия (3–5 лет). Это высшая ступень детской сексуальности, главной эрогенной зоной выступают генитальные органы. Родители противоположного с ребенком пола становятся первыми, кто привлекает их внимание в качестве объекта любви. 3. Фрейд такую привязанность у мальчиков назвал «эдиповым комплексом», а у девочек «комплексом Электры». По мнению Фрейда, в греческом мифе о царе Эдипе, которого убил собственный сын и впоследствии женился на своей матери, находится ключ к сексуальному комплексу: мальчик испытывает любовь к своей матери, воспринимая отца как соперника, вызывающего и ненависть, и страх. Но в конце этой стадии происходят освобождение от «эдипова комплекса» из-за страха кастрации, ребенок вынужден отказаться от влечения к матери и идентифицировать себя с отцом. После этого полностью дифференцируется инстанция «Сверх-Я».

Латентная стадия (5-12 лет). Отмечается снижение полового интереса, инстанция «Я» полностью контролирует потребности «Оно». Энергия либидо (влечения) переносится на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми, на освоение общечеловеческого опыта.

Генитальная стадия (12–18 лет). 3. Фрейд считал, что подросток стремится к одной цели – нормальному сексуальному общению; в этот период все эрогенные зоны объединяются. Если осуществление нормального сексуального общения затруднено, тогда можно наблюдать феномены фиксации или регресса к одной из предыдущих стадий. На этой стадии инстанция «Я» должна бороться против агрессивных импульсов «Оно», которое вновь дает о себе знать.

Нормальное развитие происходит с помощью механизма сублимации . Другие механизмы порождают патологические характеры.

Концепция развития 3. Фрейда – это динамическая концепция, в которой показано, что в развитии человека главную роль играет другой человек, а не предметы, которые его окружают. В этом – одно из главных ее достоинств.

Выдающийся отечественный психолог Л.С. Выготский (1896–1934) в этой концепции считал ценным установление факта подсознательной определяемости ряда психических явлений (например, неврозов) и факта скрытой сексуальности, но критиковал превращение сексуальности в метафизический принцип, который проник в разные ветви психологии.

Психоанализом занимались такие ученые, как К. Юнг, А. Адлер, К. Хорни. С.Д. Смирнов провел анализ движущих сил и условий развития личности в зарубежных концепциях. Были получены следующие данные:

По 3. Фрейду, основой индивидуального и личностного развития являются врожденные влечения и инстинкты, где единственным источником психической энергии признают биологическое влечение (либидо);

По К. Юнгу, развитие есть «индивидуализация» как дифференциация от общности. Конечная цель индивидуализации – достижение высшей точки «самости», целостности и полного единства всех психических структур;

По А. Адлеру, человеку от рождения присуще «чувство общности», или «общественное чувство», которое побуждает его войти в общество, преодолеть чувство собственной неполноценности, обычно возникающее в первые годы жизни, и добиться превосходства за счет разного рода компенсаций;

По К. Хорни, основным источником энергии для развития личности является чувство беспокойства, неуютности, «коренной тревоги» и порождаемое им стремление к безопасности и т. д.

Дочь 3. Фрейда Анна Фрейд (1895–1982) продолжила и развила классическую теорию и практику психоанализа. В инстинктивной части личности она выделила сексуальную и агрессивную составляющие. Она считала также, что каждая фаза развития ребенка есть результат разрешения конфликта между внутренними инстинктивными влечениями и ограничениями социального окружения. Детское развитие, по ее мнению, – это процесс постепенной социализации ребенка, подчиняющийся закону перехода от принципа удовольствия к принципу реальности. Продвижение от одного принципа к другому возможно только тогда, когда различные функции «Я» достигнут определенных ступеней развития. Примером этому может служить следующее: с развитием памяти ребенок может действовать на основе опыта и предвидения, обретение речи делает его членом общества, логика способствует пониманию причины и следствия, и поэтому приспособление к миру становится осознанным и адекватным. Становление принципа реальности и мыслительных процессов открывает путь к появлению новых механизмов социализации: имитации (подражания), идентификации (принятия роли), интроекции (принятия на себя чувств другого человека). Эти механизмы способствуют образованию «Сверх-Я». Возникновение этой инстанции означает для ребенка решающий прогресс в его социализации.

Было доказано также, что на развитие ребенка оказывают влияние индивидуальные пристрастия и антипатии матери.

По мнению А. Фрейд, негармоничное личностное развитие основывается на следующих причинах: неравномерный прогресс по линии развития, неравномерно длящиеся регрессии, особенности обособления внутренних инстанций друг от друга и формирование связей между ними и др. «При этих обстоятельствах не удивительно, что индивидуальные различия между людьми столь велики, отклонения от прямой линии развития заходят так далеко и определения строгой нормы так неудовлетворительны. Постоянные взаимовлияния прогресса и регресса приносят с собой бесчисленные вариации в рамках нормального развития».



Похожие публикации