Полное понимание речи окружающих складывается. Понимание речи. Искривления позвоночника у детей

Как свидетельствуют многочисленные исследования психологов и лингвистов, ребенок появляется на свет существом социальным. Уже в первые месяцы жизни он пытается установить контакт с близкими ему людьми: гуление и лепет, определенным образом интонационно окрашенные, сопровождающиеся мимическими реакциями и телодвижениями, весьма наглядно демонстрируют нам это. Ответные реплики взрослых, подчеркнуто эмоциональные, проникнутые любовью к малышу, поощряют его к продолжению своих попыток, которые вновь получают ответ со стороны взрослого. Иначе говоря, уже на столь ранней (еще доречевой) стадии развития общение с другими людьми занимает центральное место в душевной жизни младенца. Именно эта потребность - потребность в общении - и этот вид деятельности - коммуникативная деятельность - являются главной мотивирующей силой и организующим началом, которые формируют у ребенка активное стремление овладеть речью. Потребность сообщить что-то другим людям и быть понятым поддерживает попытки ребенка развить и усовершенствовать свои языковые средства. Поэтому гармоничное развитие речи в значительной степени зависит от полноценности общения, комфортности взаимоотношений с родителями. Когда ребенок уверен, что будет услышан и понят, интенсивность речевого и психоэмоционального развития существенно возрастает. Известно, что малоразговорчивые, эмоционально сдержанные или холодные матери, плохо откликающиеся на попытки ребенка вступить в контакт (с помощью гуления, лепета или игровых действий), подавляют речевую активность ребенка, что в ряде случаев может привести и к задержке речевого развития.

Таким образом, можно сказать, что бихевиористы вовсе не интересовались внутренними умственными факторами. Человек ограничен реакциями на внешние раздражители, как будто заключенных не существует. Поэтому поведение для них определялось контекстом, но никогда не унаследовало внутренние факторы. Поведение субъекта в данный эволюционный момент оправдано и формируется суммой более простого предыдущего обучения. Человеческое развитие для них механическое, детерминированное, всякий раз, когда окружающая среда создает определенный стимул, организм будет излучать определенный ответ, полученный ранее, и идентичный предыдущим, в котором был создан этот стимул.

После восьмого-девятого месяца жизни ребенок, постигая смысл и значение всего, что его окружает, событий, которые происходят с ним или рядом, начинает все более полно понимать и значение речевых высказываний взрослых. Проявляется это в том, что он становится способным совершать действия, соответствующие просьбам или указаниям взрослых («Дай куклу!», «Возьми ложечку», «Покажи: где мама?» и т. п.). Таким образом, развитие способности к пониманию речи, то есть к так называемой «пассивной речи», начинается на три- пять месяцев раньше, чем ребенок произнесет свои первые слова. Несмотря на столь раннее начало, умение понимать речь собеседника формируется весьма долго.

Чтобы лучше понять эту теорию, целесообразно провести краткий обзор двух типов обучения, которые бихевиористы объясняли как принадлежащие человеку. Это тип обучения, основанный на физиологических рефлексах организма и как и многие другие важные открытия науки, он был обнаружен случайно. Павлов изучал слюнные рефлексы у группы собак. Сразу же животные, чтобы увидеть еду, даже до ее начала, стали слюнотеть важным образом. Такое поведение рефлексивно, и Павлов назвал его рефлексом слюны. Но Павлов понял, что после нескольких повторений эксперимента животные также произвели это слюноотделение, когда увидели исследователя, который их всегда кормил, даже когда исследователь не носил пищу.

Развитие связной речи в первые годы жизни ребенка происходит в двух основных аспектах: совершенствуется способность к пониманию устных развернутых высказываний и расширяются возможности передачи собственных мыслей в речевой форме. Умение слушать и понимать услышанное формируется не только в раннем и дошкольном возрасте, но и в школьные годы.

Они связали присутствие исследователя с едой, и именно поэтому они слюны. Когда Павлов осознал этот факт, он решил провести очень важный эксперимент для бихевиористов. Через несколько дней животные слюнились при звуке колокола, даже если после этого они их не кормили.

Снова они связали звук звонка со временем еды, по этой причине, и рефлекторно слюны. Это очень простой вид обучения, который всегда происходит через процесс, который имеет несколько фаз и иллюстрирует пример Павлова. В этот момент говорится, что нейтральный стимул теряет это состояние и становится условным раздражителем. Ответ, который происходит в это время в теле, также меняет свое название на условный ответ.


В конце первого, на втором и третьем годах жизни ребенок наиболее полно понимает сказанное только с опорой на неречевой контекст - привычную ситуацию, окружение, знакомые и совершаемые совместно со взрослым действия, интонацию и мимику взрослого собеседника. Поэтому родители, желающие активизировать речевое развитие ребенка в этом возрасте, должны разговаривать с ним, сочетая это с совместными действиями, игрой.

Этот тип обучения очень распространен, даже происходит бессознательно. Бихевиористы предполагают, что в результате обучения этому типу могут возникать фобии или невротические поведения. Например, фобия «белых пальто». В научной литературе известно, что у некоторых людей их артериальное давление изменяется, когда давление снимается в офисе. С другой стороны, когда они берут его дома, это напряжение уменьшается. У этих людей была кондиция перед больничным контекстом, которая могла бы произойти именно так.

Предположим, что человек пошел к доктору в детстве, и в исследованиях, которым он подвергался, возникла какая-то боль, которая вызвала у ребенка реакцию страха, например повышение кровяного давления. С течением времени присутствие нейтральных раздражителей, таких как белое пальто, запах клиники и т.д. Ассоциировалось с болью, и наступает время, когда они сами вызывали артериальное давление. В преувеличенном случае это увеличение напряжения может происходить даже перед художником или штукатуркой в ​​белом халате без того, чтобы субъект осознавал причину.

На втором-четвертом годах жизни ребенок все еще понимает речь неполно, фрагментарно. Значительно лучше он понимает сказанное, если это происходит в связи со знакомыми, повторяющимися действиями или ситуациями. Весьма много информации дети в этом возрасте извлекают из интонации, мимики, жестикуляции и неречевого контекста. Однако благодаря информационной избыточности речи у нас может возникнуть иллюзия полного понимания детьми речевых высказываний взрослых. Даже не зная точных значений некоторых слов, об общем смысле сказанного можно догадаться, поняв лишь часть фразы. Например, если ребенку трех лет за обедом скажут «Доедай гарнир!», он наверняка поймет, что надо делать: в тарелке осталось пюре или макароны, и именно это нужно доесть. При этом самого слова «гарнир» он, скорее всего, и не знает.

Оперирование или обучение - это другой тип обучения, используемый бихевиористами для объяснения того, как происходит развитие у мальчика и девочки. Это обучение более полно, чем предыдущее, и субъект играет более активную роль, поскольку он должен действовать, чтобы произвести его. Бихевиористы считают фундаментальным объяснение развития сложного поведения. В этом обучении индивид должен действовать на какой-то аспект своей среды, который возвращает ответ, отрицательный или положительный. Таким образом, ассоциация, которую субъект делает между оперативным поведением, которое он выполняет, и ответ, который возвращает ему среда, - это то, что известно как оперантное кондиционирование или обучение.

Таким образом, очевидно, что в этот период жизни у ребенка нужно формировать способность более полно понимать речь взрослых без опоры на наглядность или догадку. Это облегчит малышу и понимание книг, которые взрослые будут читать ему вслух.

Трудность понимания книжных текстов заключается в том, что по стилю эта речь отличается от разговорной. Поэтому, читая книги детям, старайтесь убедиться в том, что текст ими понят в полной мере. В этом помогут и дополнительные комментарии «от себя», сопровождающие чтение. Если ребенку неинтересно слушать, как вы читаете,- это верный признак того, что он плохо понимает текст. В таких случаях лучше ограничиться упрощенным пересказом содержания.

Состояние операнта было впервые описано Торндайком. Этот исследователь проводил исследования по обучению с кошками. В одном из своих экспериментов кошка была заперта в клетке, в которой не было ни пищи, ни воды. Кошка не ела и не пила часами. В этой клетке был небольшой рычаг, если кошка коснулась этого рычага, он получил еду и воду через специальное устройство. В первый раз кошка шагнула на рычаг, не желая, но со временем он связал давление рычага с появлением пищи. Учитель учился.

Выгода, которую получает субъект, называется «подкрепление». Концепция подкрепления фундаментальна для такого типа обучения. Основная характеристика подкрепления заключается в том, что она увеличивает вероятность повторения поведения. Подкрепление называется положительным, когда повторение предполагает получение вознаграждения, что-то положительное. Например, кошка получила положительное подкрепление. Он называется отрицательным, когда при повторении поведения можно устранить то, что раздражает субъекта, что-то негативное.

Развить способность понимания текста помогут и материалы, представленные в настоящем пособии. Короткие стихотворения, подходящие по смыслу к сюжетным картинкам, послужат для развития навыков понимания стихотворных произведений и умений образно представить то, о чем в них говорится.

ДИАЛОГ

Как уже было сказано выше, с самого начала развитие навыков речевого общения предполагает двусторонний характер этой деятельности, то есть представляет собой диалог. Известно, что активное участие родителей в ранней, еще элементарной форме диалога, частота и регулярность подобных эпизодов в жизни ребенка чрезвычайно сильно стимулируют развитие его речи. В широком смысле слова диалог предполагает не только обмен репликами двух собеседников, но и их готовность и способность к пониманию друг друга.

Например, сам Торндайке в другом эксперименте выдал маленькому электрическому удару кошке, чего можно было избежать только нажатием рычага. Короче говоря, и очень синтетически, через эти два типа обучения предмет изучал бы и, следовательно, развивался.

Теория социального обучения будет другой моделью для анализа модели обучения. Это подмодель, очень близкая к бихевиоризму. Эта теория используется для объяснения очень сложного социального поведения, которое невозможно объяснить с помощью такой простой модели, как бихевиоризм.

Бандура является наиболее представительным автором этого течения. Он, как и бихевиористы, считает, что когнитивное развитие индивидов не объясняет сами по себе изменения, которые происходят в поведении детей с возрастом. Для этого автора необходимо учитывать и все, чему они учатся, через учебные процессы, особенно социальное обучение. Но, чтобы отличить от бихевиористов, если вы считаете, что познание имеет вес на развитие ребенка. В этом случае ученым и когнитивным необходимо будет понять развитие предмета.

Ситуация естественного диалога создается при наличии потребности сообщить что-то собеседнику. Поэтому, разговаривая с ребенком, родители должны стараться вызвать у него искреннюю заинтересованность в беседе. Не менее важно это и в случае, когда с ребенком беседует специалист (логопед, психолог или воспитатель). Часто вопросы взрослого и ответы ребенка нельзя назвать диалогом. Общение такого рода носит односторонний характер, и его нельзя считать полноценным. Как известно, наиболее надежный способ вызвать интерес у собеседника - это завести разговор на интересующую его и понятную ему тему. Поэтому беседа на занятии не должна нести слишком много новой информации и содержать много незнакомой лексики. В подобной ситуации речевая активность ребенка подавляется.

С их точки зрения, люди могут делать выводы из того, что с ними происходит, и действовать соответственно. Для этого необходимо использовать познавательные навыки и ранее приобретенные знания вместе с информацией, полученной из среды. Например, мальчики и девочки могут понять, что если они будут учиться, они получат хорошие оценки. Но самый важный вид обучения для Бандуры связан с социальными. Субъекты наблюдают, что происходит в их социальной среде, и могут делать выводы об этом, на которых они учатся многим.

Это обучение называется обучением наблюдением, и через него люди могут прийти к выводам о том, что происходит с другими людьми. Этот тип обучения будет качественно превосходить классику и операнта. Он объясняет те поведения, которые ребенок научился делать, наблюдая модели, которые он имитирует. Например, развитие языка объясняется подражанием компетентным моделям, которые мальчик и девочка могут подражать, пока не достигнут языка взрослого.

В первые годы жизни ребенка его возможности передачи смысла высказывания с помощью слов и фраз еще существенно ограниченны. Примерно до полутора-двух лет, когда у ребенка обычно появляются фразы из двух-трех слов, он выражает свои мысли и желания частично словами, частично жестами, мимикой, интонацией. Но даже и научившись соединять слова во фразы и грамматически правильно согласовывать их друг с другом, он еще в весьма ограниченной степени умеет излагать свои мысли так, чтобы они были вполне понятны неосведомленному собеседнику (то есть когда нет общего для обоих контекста или совместной деятельности). Иначе говоря, он еще слабо владеет навыками диалога как средства общения. Развитие этих навыков продолжается долго: не только в дошкольном, но и в школьном возрасте. Далеко не все взрослые в полной мере умеют использовать диалог в профессиональном и повседневном общении. Корни этого неумения тянутся в детство, когда ребенок был лишен необходимой помощи и поддержки со стороны родителей. Иногда взрослые, окружающие его, сами не умеют быть понимающими собеседниками и внимательными слушателями.

Здесь важно добавить, что авторы, работающие с этой точки зрения, очень приблизились к объяснениям авторов, которые работают с моделью обработки информации, поскольку они считают, что познание также является социальным и наоборот. Например, Бандура считает, что человеческое развитие состоит из трех осей: поведения человека, характеристик человека и окружающей среды, в которой он живет. Все они взаимно взаимосвязаны.

Эталогическая модель - это изучение психологического развития человека, изучаемого с биологической и эволюционной точек зрения. Из моделей, которые объясняются в этом тексте, это наименее важный из них, также верно, что это очень недавняя модель, и что ее последователей и защитников все еще мало. Это модель, которая, вероятно, будет иметь больше силы в будущем.

Чтобы уяснить, в чем нуждается ребенок для полноценного развития связной речи, следует вспомнить, какое место занимают в его речевом развитии образцы, предлагаемые взрослыми. Большинству детей свойственна склонность к имитации и подражанию. Исследования детской речи свидетельствуют о том, что речевые эталоны взрослых, или, как их еще называют, речевые клише, занимают в речи ребенка довольно большое, но неодинаковое у разных детей место. Часть детей склонна, подражая взрослым, включать в собственную речь услышанные словосочетания, фразы, понимая их лишь частично.

Эталогия на самом деле является изучением поведения животных, и модель, которая сейчас пересматривается, относится к изучению поведения человека теми же методами и принципами, которые используются в этой области. Этиологи считают, что поведение животных определяется в основном двумя причинами.

Причины поблизости: их легче изучать, так как они проще. В этом случае поведение животного определяется тем, что происходит в среде, в которой живет этот предмет. Например, если идет дождь или холодно, животное пытается найти приют. Кроме того, государство определяет, что животное живет в этот момент. Например, если животное голодно, он ищет пищу для удовлетворения этого состояния. Эволюционные причины: они также известны по имени отдаленных причин. Они более сложны и являются поведением, которые были зафиксированы в эволюционной истории вида и поэтому были приобретены путем естественного отбора.

Безусловно, подобный способ освоения родного языка естествен и правомерен. Однако при чрезмерном и преждевременном усердии взрослых в формировании у маленького ребенка грамматически правильной речи возникает риск выработать слишком шаблонную по стилистике речь, которая не способствует формированию «языковой личности» ребенка, унифицирует ее. Многие дети предпочитают «идти своим путем» и весьма преуспевают при условии адекватного отношения к этому взрослых (и прежде всего, конечно, родителей). Именно тогда речь детей восхищает нас своей самобытностью и выразительностью. Поощрение подобного способа освоения родного языка предполагает создание оптимальных условий общения, т. е. партнерских, равноправных взаимоотношений между взрослым и ребенком в ситуации диалога. Это означает, что взрослый готов выслушать и понять точку зрения ребенка (независимо от его возраста), а отвечая - подстроиться к его уровню понимания. При этом тема беседы становится предметом совместного обсуждения. Это принципиально отличается от разъяснения (или сообщения) со стороны взрослого и слушания-усвоения-запоминания со стороны ребенка.

Большинство из них являются врожденными образцами, которые присутствуют в индивидууме во время рождения, поэтому они поддерживаются на протяжении всей жизни субъекта. Например, защитное поведение матерей перед их щенками. Этиологи, которые посвящены психологии, особенно заинтересованы в этих последних отдаленных детерминантах. Эти авторы считают, что люди также очень сильно зависят от этого типа причин или детерминант, и поэтому мы не так далеки от животных, как мы думаем.

Например, Тимберген и Лоренц были двумя известными этологами, которые изучали некоторые очень важные врожденные механизмы для понимания поведения животных. В своих исследованиях они пришли к выводу, что значительная часть поведения животных привязана к их генетическому коду, и поэтому она врожденная. Жеребенок, который при рождении уже стоит и ходит, никому не нужен, чтобы научить его, как это сделать. В данный момент стимул от окружающей среды вызывает появление врожденного поведения, которое срабатывает автоматически.

При условии равноправия ребенок активно участвует в речевом общении и учится не только правильно строить фразы, но и самостоятельно вести беседу в удобной для обоих собеседников форме. Взрослые должны приветствовать собственные мысли ребенка и его индивидуальный способ их изложения (даже если это выглядит в их глазах «детским лепетом»). Именно тогда возникает полноценный диалог и создаются условия для его дальнейшего развития и совершенствования.

Эти этиологи, также называемые социобиологами, считают, что в отличие от животных эти унаследованные поведения в человеке более гибкие и что субъект может иметь какой-то контроль над ним. Они, как правило, более сложное поведение, чем животные. Эти поведения называются модальными шаблонами действий. Примером такого поведения в человеке может быть агрессивность или поведение приближения к противоположному полу, чтобы искать спаривания.

Одним из авторов, который больше всего изучил влияние этих поведений на развитие человека, является Боулби. Этот автор особенно изучил первые аффективные отношения, которые появляются между матерями и отцами и их детьми в первые годы жизни. Он думал, что эти сильные связи оповещаются какой-то врожденной информацией. Благодаря этой информации матери или отцу очень важно заботиться о ребенке, в свою очередь, ребенок несет ответственность за то, что он обратил внимание родителей на заботу о нем. Таким образом, выживание вида гарантировано.

Подготовительный этап (довербальное общение) Этап охватывает первый год жизни детей. Этот период имеет исключительное значение в генезисе вербальной функции ребёнка. Эмоциональные и первые простые практические контакты, замыкающиеся между детьми и взрослыми в рамках двух первых форм общения, не требуют от ребёнка владения речью; он ею и не овладевает. Однако это не означает, что младенец вообще никак не сталкивается с речью: словесные воздействия составляют большую и значительную часть поведения взрослого по отношению к ребёнку.
У младенцев рано появляется особое отношение к звукам речи вследствие их неразрывной связи с фигурой взрослого человека, составляющей для ребёнка центр мира на этапе ситуативно-личностного общения и весьма важную его часть на этапе ситуативно-делового общения.
Первый звук ребёнка - это его первый крик при рождении. Он ещё не имеет отношения к речи, но это уже рефлекс голосового аппарата.
На первом году жизни дети активно слушают словесные воздействия взрослых. При ответе на обращения старших партнеров и в случаях инициирования контактов с окружающими людьми используют предречевые вокализации. Еще до появления собственной речи дети уже понимают от 50 до 100 слов.
Приблизительно в 8 месяцев ребенок начинает подражать звукам, которые слышит.
Уже в первом полугодии словесные воздействия взрослого вызывают мощную ориентировочную реакцию детей, сменяющуюся через несколько секунд бурной радостью. До 4-5 месяцев разговор взрослого, обращённый к младенцу, вызывает у него “комплекс оживления” (радостное поведение, выражающееся улыбкой, сосредоточенным и светлым взором, возбуждённым движением, и звуками) максимальной силы и продолжительности. Это воздействие по эффективности равно ласке, в которую входят и улыбка, и поглаживание ребёнка.
Речевые воздействия взрослых вызывают во втором полугодии ответное поведение особого состава, отличного от ответа, который вызывают у детей разнообразные звуки, исходящие от неодушевлённых предметов. В поведении ребёнка при слушании разговора взрослого в первую очередь выявляется ориентировочное начало.
В первые месяцы жизни дети начинают среди звуковых раздражителей выделять и фиксировать речевые воздействия окружающих людей. К концу первого года у детей наблюдается углубление анализа уже самих речевых звуков: выделяются два разных параметра тембровый и тональный. Во втором полугодии ребёнок переходит к более сложному взаимодействию со взрослым. В ходе этого взаимодействия у ребёнка появляется нужда в новых средствах коммуникации, которые обеспечили бы ему взаимопонимание со взрослыми.

Ситуативно-личностное общение На протяжении первого года ребёнок сменяет по крайней мере две формы общения с окружающими взрослыми. К двум месяцам у него складывается ситуативно-личностное общение с близкими взрослыми:
- общение находится на положении ведущей деятельности детей, опосредуя все их остальные отношения с миром;
- содержание потребности детей в общении сводится к нужде в доброжелательном внимании взрослых;
- ведущим среди мотивов общения является личностный мотив;
- основным средством общения с окружающими людьми служит для младенцев категория выразительных (экспрессивно-мимических) движений и поз.
Ситуативно-деловое общение В конце первого полугодия ребёнок, овладевший хватанием, переходит на уровень второй, более сложной формы общения со взрослыми. Это ситуативно-деловое общение:
- общение разворачивается на фоне предметных манипуляций, составляющих новый вид деятельности ребёнка, которая занимает положение ведущей;
- содержание потребности детей в общении обогащается новым компонентом стремлением ребёнка к сотрудничеству, к совместному действию с окружающими взрослыми;
- этот компонент не отменяет прежней нужды детей в доброжелательном внимании взрослых, а соединяется с ней;
- ведущим среди мотивов общения становится деловой мотив, так как дети, побуждаемые практическими задачами манипулятивной деятельности, ищут теперь контактов со взрослым;
- основным средством общения с окружающими людьми для младенцев служит категория изобразительных (предметно-действенных) движений и поз, а также предметных действий, преобразованных для функционирования в качестве коммуникативных сигналов.
Овладение вокализацией Вокализации имеют вид коротких или певучих звуков, в которых выражается состояние ребенка, начиная от восторга (вскрики, визг) и до напряженного сосредоточения (гукание):
- подготовка к овладению языком начинается уже в 2-4 месяца с упражнений в произношении отдельных звуков; ребёнок произносит задненёбные и гласные звуки “АИЫ”, “ОИУ”;
- вокализации детей 1-го года жизни являются предречевыми, хотя иногда некоторые из них имеют внешнее сходство со словами; младенец может лепетать “дя-дя”, но этот звукокомплекс не отличается фиксированным звучанием;
- предречевые вокализации часто сопровождают занятия младенца с предметами и служат голосовым аккомпанементом предметных действий;
- часто вокализации используются детьми и для общения с окружающими людьми;
- предречевые вокализации входят в состав “комплекса оживления”, который является видом социального поведения ребенка;
- с помощью вокализации дети по своей инициативе привлекают внимание взрослого, с помощью звуков стараются удержать взрослого возле себя, посредством их сообщают взрослому об испытываемом удовольствии или о состоянии дискомфорта.
Этап возникновения речи Переходная ступень между двумя эпохами в общении ребёнка с окружающими людьми, довербальной и вербальной. Этап растянут во времени и охватывает обычно более полугода от конца первого года до второй половины второго года жизни. В случае замедленного речевого развития второй этап может растянуться на год-полтора.
Возникает понимание речи окружающих взрослых и появляются первые вербализации: лепет (послоговая речь). Лепет продолжается приблизительно до конца первого года жизни. Ребёнок постепенно понимает, что некоторые звуки и некоторые их комбинации могут означать определённые предметы, что с их помощью можно достигнуть очень многого: сказав "ам-ам", можно получить есть, а сказав "ма-ма", можно позвать маму.
Если взрослый не предусматривает речевого ответа и не настаивает на нем, то у детей образуется разрыв между уровнем развития пассивной и активной речи с отставанием последней. Понимание речи взрослого и словесный ответ на неё осуществляется на основе активного восприятия высказывания и его проговаривания. Проговаривание выступает при этом и как перцептивное действие,.
Этап развития речевого общения Основные события на этом этапе:
- изменение содержания общения и развитие соответствующих этому функций речи как средства общения;
- овладение произвольной регуляцией речевыми средствами.
Удовлетворение познавательных интересов детей приводит к углублению их знакомства с окружающим и к вовлечению в сферу их внимания мира людей, животных и других объектов, процессов окружающего мира. Ребёнок постепенно понимает, что есть существа одушевлённые, есть неживые предметы, с которыми нельзя разговаривать. При этом перестраивается и форма общения детей - она становится внеситуативно-личностной:
- внеситуативно-личностное общение протекает на фоне игры как ведущей деятельности;
- содержанием потребности детей в общении является их потребность в помощи, взаимопонимании и сопереживании взрослого, так как совпадение мнений и оценок ребёнка со взглядами старших служит для детей критерием правильности этих оценок;
- среди мотивов общения ведущее место занимают личностные, олицетворённые во взрослом как субъекте, имеющем свои особые моральные качества, нравственные достоинства, всестороннюю богатую индивидуальность.



Похожие публикации