Психологические средства воздействия на личность. Методы воздействия на личность

Процесс человеческого общения предполагает наличие воздействия людей друг на друга теми или другими способами. Психологическое воздействие , или влияние на личность, понимается как изменение психологического состояния человека, его поведения, личностно-смысловых образований (установок, мнений, целей и т.п.) другим человеком или группой людей. Воздействие (или влияние) может осуществляться преднамеренно или непреднамеренно. Преднамеренное влияние, как пишет Е.В. Сидоренко (1998), совершается зачем-то, для чего-то , а непреднамеренное – почему-то, т.е. имеет только причину, например неосознанную потребность.

Можно подумать, что люди с психическими расстройствами, живущие в обществе, которое широко поддерживает стигматические идеи, будут усваивать эти идеи и полагать, что их менее ценят из-за их психического расстройства. Самооценка страдает, как и уверенность в будущем. Однако исследования также предполагают, что вместо того, чтобы уменьшаться стигмой, многие люди становятся праведными сердитыми из-за предрассудков, которые они испытали.

И еще есть третья группа, которую нужно учитывать при описании воздействия стигмы на себя. Чувство я для многих людей с психическими заболеваниями не повреждается и не возбуждается социальным стигмой, а проявляет кажущееся безразличие к нему. Важными факторами, которые влияют на ситуационный ответ на стигму, являются коллективные представления, которые основаны на этой ситуации, восприятие человеком легитимности стигмы в ситуации и идентификация человека с большей группой лиц с психическими заболеваниями.

В психологическом воздействии Г.А. Ковалев (1995) выделяет субъект и объект воздействия (личность и группа), механизмы воздействия (заражение, внушение, подражание, убеждение), методы и средства воздействия (политические, административные, педагогические, психологические). Все эти компоненты тесно связаны друг с другом. В чем специфика разных механизмов психологического воздействия?

Исследователи начинают применять то, что социальные психологи узнали о предрассудках и стереотипах в целом к ​​стигме, связанной с психическими заболеваниями. Мы добились прогресса в понимании размеров стигмы психического заболевания и процессов, посредством которых общественные стереотипы преобразуются в дискриминационное поведение. В то же время мы начинаем разрабатывать модели самостигмы, которая является более сложным явлением, чем первоначально предполагалось. Модели, разработанные до настоящего времени, должны быть проверены на разных подгруппах населения, включая различные этнические группы и держателей энергии.

Заражение относится к древнейшим механизмам психологического воздействия и представляет собой неосознаваемую подверженность определенным психологическим состояниям.
Б.Д. Парыгин (1971) определяет заражение как сопереживание людьми общего психического состояния. В ходе заражения передача эмоций от человека к человеку происходит путем многократного взаимного усиления эмоций общающихся людей по принципу цепной реакции. Поэтому величина группы, в которой возникает эмоция, определяет выраженность заражения.

Мы также изучаем стратегии изменения стигмы. Контакт, в частности, кажется эффективным для изменения индивидуальных установок. Исследователи должны исследовать, поддерживаются ли изменения, вызванные вмешательствами против стигмы, с течением времени. Все исследования, обсуждаемые в этой статье, исследуют стигму на индивидуальном психологическом уровне. По большей части эти исследования игнорировали тот факт, что стигма присуща социальным структурам, составляющим общество. Стигма проявляется в том, как структурируются законы, социальные службы и система правосудия, а также способы распределения ресурсов.

Внушение представляет собой целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу людей. В ходе внушения происходит передача эмоций, мыслей и форм поведения, при этом человек принимает их некритично, в готовом виде. Внушение, как и заражение, в первую очередь связано с влиянием на эмоциональную, бессознательную сферу психики. Внушение имеет значение в сфере пропаганды и рекламы, может рассматриваться также как метод своеобразного психопрограммирования аудитории, т.е. относится к методам манипулятивного воздействия на личность.

Исследования, которые фокусируются на социальных структурах, которые поддерживают стигму и стратегии их изменения, крайне необходимы. Определение и оценка точности в стереотипах. Личные убеждения и культурные стереотипы о расовых особенностях. Справочник по социальному познанию. 2-е изд.

Предрассудки, стереотипы и эффекты маркировки: источники смещения в восприятии человека. Стереотипы и предрассудки: их автоматические и контролируемые компоненты. Социальная психология отношений. Форт-Уэрт: Харкорт Брейс Йованович. Справочник социальной психологии. 4-е изд.

Подражание как способ психологического воздействия представляет собой воспроизведение индивидом черт и способов демонстрируемого поведения. По Б.Д. Парыгину (1971), подражание направлено на творческое воспроизведение внешних признаков и образцов поведения, действий, поступков, которое сопровождается определенной эмоциональной и рациональной направленностью. В детстве подражание выступает как ранний вид обучения, служит для установления контакта с окружающими.

Суждения об ответственности: основа теории социального поведения. Нью-Йорк: Гилфорд Пресс. Стигма психического здоровья как социальная атрибуция: последствия для методов исследования и изменения отношения. Уроки социальной психологии по дискредитации психиатрической стигмы.

Понимание эффектов маркировки в области психических расстройств: оценка последствий ожиданий отторжения. О клейме и ее последствиях: доказательства продольного исследования мужчин с двойными диагнозами психических заболеваний и злоупотребления психоактивными веществами.

Убеждение как процесс – это способ организованного воздействия (социально-психологического, идеологического) на психику индивида извне. По Ю.А. Шерковину (1975), убеждение – логическое обоснование какого-либо суждения с целью добиться согласия с высказываемой точкой зрения. Данный способ воздействия на личность апеллирует к логическому мышлению, в нем присутствует аргументация, логическое обоснование. Личность, на которую воздействуют, должна сознательно принять передаваемые идеи, поэтому убеждение представляет собой преимущественно интеллектуальное воздействие.

Общественное отношение к психическим заболеваниям: обзор литературы. Отношение к психическим заболеваниям: обзор литературы. Толерантность сообщества к психически больным. Общественное отношение к качеству психиатрического лечения, психиатрическим пациентам и распространенность психических расстройств.

Отношение к психическим заболеваниям в районе Афин. Последствия для вмешательства психического здоровья в сообществе. Современные представления о психическом заболевании среди студентов-медиков: последствия для образования и практики. Стереотипы, стигма и психические заболевания: обучение опыту на местах.

Если соотносить перечисленные механизмы со степенью их воздействия на аффективную или интеллектуальную сферы, то будет видно, что при движении от заражения к убеждению снижается роль эмоций и возрастает значение интеллектуально-мыслительных процессов.

Формы воздействия могут быть неимперативными и императивными, прямыми и косвенными. К неимперативным прямым воздействиям относятся: просьба, предложение, убеждение, поддержка, похвала и утешение. Кимперативным прямым – приказы, требования, запрещения и принуждение. Среди мер воздействия можно выделить дисциплинарные меры в виде предупреждения, выговора, наказания. Отдельными специфическими видами воздействия считаются слухи, сплетни.

Профессиональное отношение к хроническим психическим заболеваниям. Отношение психиатрических сестер и пациентов. Стигма психического заболевания в азиатских культурах. Кинематографические стереотипы, способствующие стигматизации психиатров. Гомицидские маньяки и нарциссические паразиты. Стигматизация психически больных людей в кино.

Работа со средствами массовой информации для дестигматизации психических заболеваний. Медиа безумие: общественные образы психических заболеваний. Нью-Брансуик: издательство Университета Рутгерса. Масштабирование отношения общества к психически больным.

В сфере педагогического общения к различным формам воздействия учителя на ученика можно отнести просьбы, требования и принуждения, убеждения, шутки, внушения, оценки и отметки. Все виды воздействия учителя на учащихся определяются целью этих воздействий. В соответствии с этим выделяют организующие, оценивающие и дисциплинирующие воздействия. Их количество зависит от уровня профессионального мастерства учителя. У преподавателя высокого уровня на первом месте стоят воздействия организующего характера, а у преподавателей с более низким уровнем – дисциплинирующего (А.А. Реан, 1999, Е.П. Ильин, 2009).

Стигматизация атрибуций о психических заболеваниях. Отношение к психически больным: последствия лейбла и убеждений. Атрибутивный анализ реакций на стигмы. Социальная дистанция от стигматизации: тест двух теорий. Обобщаемость и специфичность стигмы, связанной с меткой психического заболевания: пересмотр спустя двадцать пять лет.

Борьба с двумя стигмами психического заболевания: личная ответственность и опасность. Сходящиеся и повторяющиеся данные свидетельствуют о том, что психологический стресс может модулировать процессы заживления ран. В этой статье рассматриваются методы и результаты экспериментальных моделей заживления ран. Психологический стресс может оказывать существенное и клинически значимое влияние на восстановление раны. Физиологические реакции стресса могут непосредственно влиять на процессы заживления ран. Кроме того, психологический стресс может косвенно модулировать процесс ремонта, способствуя принятию вредных для здоровья форм поведения.

Особым видом воздействия на партнера по общению является манипуляция, которой пользуются профессионалы влияния: продавцы, работники сферы обслуживания, руководители, таксисты, официанты, вербовщики религиозных сект, попрошайки и мошенники. Манипуляция используется педагогами в отношении учащихся и учащимися в отношении педагогов, а также родителями и детьми по отношению друг к другу.

Требуется переводческая работа для разработки инновационных методов лечения, способных смягчить вызванные стрессом задержки заживления ран. Ключевые слова: заживление ран, стресс, цитокин, кортизол, психоневроиммунология, окситоцин. Лечение ран является критическим процессом, связанным с восстановлением после травм и хирургическими процедурами. Плохое исцеление увеличивает риск ранних инфекций или осложнений, удлиняет пребывание в больнице, усиливает дискомфорт у пациентов и замедляет возвращение к повседневной жизни.

Сближение доказательств из разных парадигм исследований предполагает, что психологический стресс и другие поведенческие факторы могут повлиять на заживление ран. Метааналитическое исследование с использованием различных моделей раннего исцеления и исходов показало, что во всех исследованиях наблюдалась средняя корреляция между психологическим стрессом и заживлением ран от -42. Это говорит о том, что связь между стрессом и восстановлением раны не только статистически значима, но и клинически значима.

Под манипуляцией понимают скрытое от адресата побуждение его к изменению отношения к чему-либо, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения манипулятором собственных целей(Ильин, 2009). При этом важно, чтобы адресат считал эти мысли, решения и действия своими, а не «наведенными» извне, и признавал себя ответственным за них. Иначе говоря, манипулятор перекладывает ответственность за совершенное по его же научению на свою жертву. Отсюда и негативное отношение к манипуляции, хотя манипуляция может иметь и положительные последствия, например, в воспитании или обучении.

В этом обзоре представлены данные и методы исследований, экспериментальных и интервенционных исследований, подтверждающих влияние стресса на заживление ран. Также обсуждаются потенциальные поведенческие и физиологические механизмы, объясняющие связь между стрессом и нарушением заживления ран.

Проспективные исследования, изучающие осложнения, связанные с заживлением ран после операции, свидетельствуют о влиянии стресса на восстановление раны. Например, среди 111 пациентов, перенесших операцию по удалению желчного пузыря, у тех, кто сообщал о большем стрессе в третий послеоперационный день, было более продолжительное пребывание в больнице по сравнению с менее тревожными людьми. Среди 309 пациентов, получавших последовательные пациенты, которым была проведена плановая операция по обследованию коронарных артерий, пациенты с более оптимистичными реже были реже госпитализированы, чем менее оптимистичные люди.

Существует понятие макиавеллического (или манипулятивного) типа личности.Макиавеллизм – циничная, эксплуататорская установка по отношению к другим людям как к слабым, зависимым, как к объектам, которые могут быть использованы для достижения своих целей. Название связано с характеристиками личности, описанными в книге флорентийского дипломата и писателя XVI века Никколо Макиавелли «Государь», где он излагал свои принципы управления, манипулирования людьми. Макиавеллический тип личности – это смягченный вариант авторитарного типа, при котором окружающие люди воспринимаются как злые, враждующие, не достойные доверия. Однако манипуляция – это не всегда плохо. Ряд педагогических и профессиональных задач подразумевают именно манипулятивное общение.

Напротив, пациенты, которые испытывали более депрессивные симптомы, более склонны требовать повторной госпитализации для осложнений, связанных с инфекцией, чем люди, которые сообщают о меньшем бедствии. Этот результат был воспроизведен в исследовании 72 пациентов, перенесших операцию шунтирования коронарной артерии.

У пациента, у которого были более выраженные депрессивные симптомы при выписке, в течение следующих 6 недель после операции было больше инфекций и более раннее заживление ран, чем у пациентов, которые сообщили о меньшем расстройстве. Психологические факторы также могут модулировать заживление хронических ран. Пятьдесят три пожилых человека с хроническими ранами нижней ноги следовали в продольном направлении, чтобы оценить скорость ремонта раны. Пациенты, которые испытали наивысший уровень депрессии и тревоги, в 4 раза чаще были классифицированы в группе с отсроченным исцелением по сравнению с людьми, которые сообщили о меньшем бедствии.

Глава 4. Методы психологического воздействия на личность в процессе профессионального общения сотрудников оперативных аппаратов

§ 2. Методы психологического воздействия на личность, используемые сотрудниками в профессиональном общении

Основными методами психологического воздействия являются убеждение, принуждение, внушение, постановки и варьирования мыслительных задач.

Важно отметить, что в этих обсервационных исследованиях дистресс предсказал результаты заживления ран, превышающие различия в социально-демографических показателях и медицинском статусе. Таким образом, психологическое бедствие оказывает влияние на выздоровление от медицинских процедур и заживление хронических ран в клинических условиях.

Исследования на животных и человека, при которых стандартные раны создаются экспериментально, а исцеление тщательно контролируется с течением времени, является самым убедительным доказательством влияния стресса на восстановление раны. Для изучения влияния стресса на заживление ран использовались три основные методики ранения.

Убеждение - это главный метод воздействия. Под ним понимается, с одной стороны, разностороннее влияние на личность с целью формирования у нее одних качеств и избавления от других, а с другой - побуждение к определенной деятельности Основными компонентами убеждения являются информирование (рассказ), разъяснение, доказательство и опровержение, а также беседа.

Биопсии пуансона используются для создания стандартных кожных ранений полной толщины, а также для слизистых ран. Ежедневные снимки раны позволяют количественно изменять размер раны с течением времени. Первое экспериментальное исследование человека, в котором изучалось влияние стресса на заживление ран, включало лиц, заботящихся о семейном деменции. Ухаживающие должны ежедневно бороться с потерей памяти, неуместными эмоциями, блуждающим и беспокойным поведением своих близких. Уход за стрессом связан с повышенной тревожностью и депрессией, иммунной дисрегуляцией, повышенным риском сердечно-сосудистых расстройств и даже смертью.

Для того чтобы побудить человека к деятельности, важное место занимает информирование, которое необходимо потому, что человек, прежде чем что-то сделать, должен быть убежден, что это стоит делать и что это можно сделать. Информирование представляет собой рассказ, т. е. живое и образное изложение информации с целью сообщения объекту фактов и выводов, необходимых для побуждения его к деятельности. Будучи по форме свободным от каких бы то ни было канонов, рассказ позволяет сотруднику правоохранительных органов в полную меру использовать все свои умения убеждать и переубеждать собеседника.

Таким образом, забота о семейной деменции представляет собой отличную модель хронического стресса у людей. На нондиминантном предплечьем была создана 5-миллиметровая рана для биопсии пуансона, состоящая из 13 женщин-попечителей и 13 социально-демографически сходных безрецептурных контролей. Ухаживающие на лечение на 24% больше времени, чтобы исцелить небольшую стандартизированную кожную рану, чем соответствующие контрольные меры, что свидетельствует о том, что хронический стресс может задержать восстановление раны.

Стресс также может препятствовать заживлению раны биопсии пуансона среди молодых людей, которые испытывают менее интенсивный стресс. Двадцать четыре здоровых молодых человека соблюдались в течение 21 дня после того, как на их предплечье была выполнена стандартная 4-миллиметровая биопсия. В этом исследовании ранное заживление оценивали с использованием ультразвуковой биомикроскопии. Уровни стресса измерялись с использованием опроса самоотчета, взвешенной шкалы напряжений. Более высокий воспринимаемый стресс в день биопсии был связан с более медленным заживлением ран.

Рассказывая что-то изучаемому лицу, можно избрать индуктивный путь, т. е. рассматривать последовательно факты явления, события и потом делать обобщение; можно избрать дедуктивный путь, т. е. сначала высказать общие положения и потом приводить факты в их подтверждение. Что же лучше? Категорического ответа, безусловно, дать здесь нельзя.

В первом случае интересующему нас лицу придется ждать, когда сотрудник правоохранительных органов в своих рассуждениях дойдет до главного. Во втором случае все наоборот: сразу видна главная мысль.

Анализируя разъяснение как один из компонентов убеждения, можно выделить наиболее типичные его виды: схематическое, повествующее, рассуждающее, проблемное.

Схематическое разъяснение уместно при инструктировании, когда объект должен усвоить, вернее запомнить, сообщаемые сведения. Такое разъяснение ведется четким, ясным языком, короткими фразами. Повествующее разъяснение представляет собой изложение фактов в виде живого рассказа, который с логической последовательностью приводит к соответствующим выводам.

Для сотрудника правоохранительных органов, имеющего дело с лицами, воспитанными на совершенно иных идейных и психологических основах, большое значение приобретают приемы рассуждающего и проблемного разъяснения.

Рассуждающее разъяснение состоит в том, что мы ставим перед собеседником вопросы, заставляя его задуматься над ними, и сами же путем ряда логических рассуждений приводим его к нужному выводу. Проблемное разъяснение отличается от предыдущих тем, что сам сотрудник правоохранительных органов ответа на поставленные вопросы не дает. К ответам приходит само заинтересованное лицо, но материал для разъяснения подается ему таким образом, что наталкивает его на вывод, который нам нужен.

Здесь следует учитывать и элементы доказательства, которые строятся по законам логики и которые свидетельствуют о том, что доказательство будет весьма эффективным, если оно опирается на такие факты, которые или правильны по своей сути, или воспринимаются объектом как правильные. Логика доказательства связана со спецификой отношений между тезисом и аргументом: тезис - это положение, истинность или логичность которого должна быть выяснена; аргумент - это положение, из которого следует истинность доказываемого тезиса.

Доказательство будет тем убедительнее, чем тщательнее мы подберем аргументы. К ним относятся: достоверные факты; определения основных понятий конкретной области знания: положения, истинность которых была доказана ранее. Наиболее важными для практической деятельности сотрудников правоохранительных органов являются факты. Люди привыкли опираться на факты. Факты создают у них соответствующий настрой на восприятие действительности, формируют установку.

Следует отметить, что с точки зрения логики опровержение обладает той же природой, что и доказательство. Доказывая объекту одну идею, работник тем самым опровергает другую. В психологическом же плане здесь имеется определенная разница. Она связана с тем, что опровержение имеет дело с критикой устоявшихся взглядов интересующего лица, с разрушением старых и формированием новых установок. Отсюда в процессе опровержения нужно наряду с логическими приемами использовать и психологические. Успешность опровержения во многом связана с тактикой собеседования. От того, как строится беседа, как она проводится, зависит, по сути дела, весь процесс убеждения.

Во всех случаях применение метода убеждения только тогда может быть эффективным, когда оно одновременно воздействует на все сферы психики человека: эмоциональную, интеллектуальную, волевую.

Процесс убеждения всегда должен помогать человеку разобраться в сложившихся запутанных, противоречивых обстоятельствах, помогать принять правильное решение, выявить допущенные ошибки, осознать свою вину. Убеждение должно помогать формировать цели, линию поведения на будущее.

Для того чтобы метод убеждения дал необходимые результаты, надо возбудить мыслительную деятельность убеждаемого, направить ее так, чтобы она привела убеждаемого к тем самым выводам, в которых его хотят убедить. Необходимо также прогнозировать ход его мыслей, менять доводы, направленность убеждения в связи с выявленными его сомнениями, возражениями.

Для активизации и направленности мыслительной деятельности убеждаемого могут быть использованы различные средства, Так, может проводиться целенаправленный разбор определенного события, даваться оценка его поведения в прошлом и в настоящее время, оценка значимости побудительных причин для совершения преступных действий и т. д. Немаловажное значение для этого имеет передача информации о том, как могут отнестись, как отнеслись к его поступкам люди, которых он любит, уважает, с которыми часто встречается.

Убеждение предполагает и использование стимулирования в процессе убеждения. Это может выражаться в словесном одобрении, поддержке хода мыслей убеждаемого, его действий.

Убеждение во всех случаях есть процесс, включающий всегда следующие основное элементы:

  1. изложение определенных доводов;
  2. передачу информации, подтверждающей правильность приведенных доводов;
  3. выслушивание сомнений, возражений убеждаемого;
  4. изложение новых доводов с учетом возражений;
  5. повторение отдельных доводов и элементов передаваемой информации с целью более полного воздействия на ход мыслительных процессов убеждаемого.

Последнее предполагает знание того, по каким путям идет мыслительная деятельность убеждаемого (с учетом сообщенных доводов и информации). Это обеспечивается восприятием опровержений со стороны убеждаемого, его мимикой, жестами, изложением ему возможных путей анализа и синтеза сообщенной информации, логических и этических выводов, которые можно сделать из сообщенных доводов и информации, разбором всех возражений, которые бы мог выдвинуть сам убеждаемый в противовес логическому, этическому решению, предложенному в ходе убеждения Важно при этом уделить внимание тщательному разбору всех препятствий, которые могут возникнуть у убеждаемого в процессе принятия определенного решения.

При осуществлении убеждения следует учитывать все положительные черты, свойства убеждаемой личности, соответствующим образом акцентировать на них внимание, используя также и противопоставление их свойствам, установкам других объектов. Очень важно выявить пункты колебаний, сомнений убеждаемого. В связи с этим в процессе применения метода убеждения следует продолжать внимательно изучать личность, наблюдать за ее реакциями, изменениями в поведении, мимике, жестах и т. д.

Безусловно, процесс убеждения предполагает обязательное выяснение доводов и возражений со стороны убеждаемого. Он может соглашаться с доводами, сомневаться в них или высказывать отрицательное к ним отношение. Если имеются сомнения или высказывается отрицание в процессе убеждения, необходимо выяснить причину и с учетом ее возобновить процесс убеждения новыми доводами, дополнительной информацией, повторением доводов в ином плане, что может способствовать изменению отношения к ним убеждаемого.

Разновидностью метода убеждения является полное словесное воспроизведение имевших место событий (основанных на отдельных фактах и воображении) с целью убеждения в том, что известна вся совокупность фактов. Лицо, занимающееся оперативно-розыскной деятельностью, в некоторых случаях может развить через подозреваемых представляемый им ход событий, с тем чтобы во время опроса или допроса проверить свои предположения. Подобный прием допустим только в том случае, если " имеется достаточная возможность правдиво воссоздать определенное событие. Это достигается тщательным сбором, изучением отдельных фактов, исключительно тщательным продумыванием, логическим осмыслением всей совокупности фактов и отношений. Этот прием имеет целью:

  1. возбуждать ассоциативные связи у лица, на которое воздействуют;
  2. убеждать его в наличии всей совокупности фактов, в их полной доказанности;
  3. возбуждать определенное эмоциональное состояние, облегчающее процесс восприятия доводов;
  4. вызывать реплики (даже опровержения отдельных фактов), подтверждающие правильность общей воспроизведенной картины события.

Достижение целей убеждения возможно только при наличии со стороны убеждаемого желания воспринимать доводы убеждающего. Обязательным условием применения методов убеждения является установление психологического контакта, который, как правило, характеризуется положительным отношением к убеждающему, желанием воспринимать его доводы, наличием действительно полного восприятия и понимания передаваемой им информации.

Следует отметить, что убеждение обязательно должно удовлетворять следующим требованиям:

  1. отвечать уровню развития убеждаемого; строиться с учетом возрастных, образовательных, профессиональных и иных индивидуальных психических особенностей данной личности;
  2. быть последовательным, логическим, доказательным;
  3. возбуждать психическую активность убеждаемого;
  4. содержать как обобщение положения, выводы, так и конкретные факты, примеры;
  5. содержать анализ обоюдно известных фактов;
  6. убеждающий сам должен искренне верить в то, в чем он убеждает;
  7. учитывать возможности и особенности самого убеждающего.

В процессе оперативно-розыскной деятельности применение метода убеждения зависит также от ликвидации предупреждения лица, на которое предполагается воздействовать; от способности этого лица воспринимать доводы. Для того чтобы убеждение достигло цели, надо, чтобы человек не только понял доводы, но и согласился с ними. В практической деятельности степень убеждения может быть разной. Как правило, эффективность убеждающего воздействия зависит от ряда условий: во-первых, от силы самого воздействия; во-вторых, от характера, особенностей психического склада лица, на которое воздействуют, и их учета при построении убеждения; в-третьих, от интеллектуально-эмоционального состояния убеждающего в момент их взаимоотношений. В каждом случае по разному, сугубо индивидуально, необходимо использовать метод убеждения при воздействии на конкретного человека.

Метод принуждения. Известно, что не всегда можно достичь успеха, воздействуя на человека убеждением. Нередко приходится прибегать и к принуждению. Следует, однако, отметить, что голое принуждение, изолированное от убеждения, во многих случаях приносит вред. Важно, чтобы объект воздействия в какой-то степени осознал неизбежность принятых к нему принудительных мер. А это достигается, как правило, в том случае, когда принуждению предшествует убеждение. Данное методологическое положение должно стать основой выбора принуждения как метода воздействия на личность в оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов.

Отметим, что по своей природе принуждение подразделяется на физическое и психологическое. Физическое принуждение основано на применении силы (нами оно не рассматривается). Психологическое принуждение выступает как побуждение интересующего лица к определенной деятельности вопреки его желаниям. Сам факт принуждения присутствует и при убеждении. Однако здесь объект интереса после проведения с ним разъяснительной работы сознательно без эмоционального нажима со стороны сотрудника правоохранительных органов, выполняет предписанное. В процессе психологического принуждения объект исполняет предписание в состоянии сильного внутреннего протеста. И лишь только внешние обстоятельства заставляют его повиноваться.

Поэтому важнейшим условием применения метода принуждения является внешняя предпосылка. Если такой предпосылки нет, принуждение становится бессмысленным. В условиях оперативно-розыскной деятельности такой предпосылкой для принуждения выступает чувство страха, который в его примитивной форме связан с безусловным оборонительным рефлексом и наиболее элементарно проявляется в механизмах инстинкта самосохранения. Социальная природа страха очень сложна и в достаточной степени еще не изучена. Однако давно известно, что страх вызывается и усиливается, когда человек сознает, а иногда и остро переживает свою слабость. Сотрудник правоохранительных органов должен знать эту закономерность и ясно представлять, что на сильного человека страх мало влияет. Для человека неустойчивого страх выступает сильнейшим побуждающим фактором. А это значит, что принуждение связано не только с внешними факторами, но и, безусловно, с внутренними, психологическими.

Как правило, страх возникает главным образом в результате словесного воздействия, Отсюда следует, что чувство страха тесно связано с сознанием человека. Отечественные психологи говорят и о заметном обратном влиянии. Наблюдения, которые велись им за поведением военнослужащих в опасных ситуациях, позволили сделать вывод о том, что чувство страха возникает у человека в результате восприятия вещей и ситуаций, суждения о них со следующей точки зрения: представляют ли они опасность. Люди эмоционально реагируют на обстановку в соответствии с их пониманием и суждением о ней.

Поэтому отметим, что оценивая возможность применения принуждения к тому или иному лицу, нужно мысленно встать на его точку зрения и сделать выводы о том, возникает ли у данного лица, скажем, после предъявления ему компрометирующих материалов чувство страха. Если интересующее правоохранительные органы лицо, осмыслив обстановку, оценит ее для себя как опасную, то будет в той или иной мере охвачено страхом. Применение принуждения здесь оправданно и, можно сказать, даже подготовлено. Если же объект не усмотрит в этой обстановке ясности и страх не возникает, то применение принуждения будет бессмысленным.

Следует отметить, что возникновение чувства страха указывает на то, что человек принимает непосредственное участие в переживании ситуации. Но поскольку люди переживают по-разному, то, конечно, по-разному они будут относиться к одним и тем же предъявленным материалам. Безусловно, сверхэмоциональные, застенчивые натуры, как правило, переоценивают серьезность внезапно возникших у них неприятностей. Целенаправленным энергичным давлением можно усилить возникшее у них волнение и довести его до уровня страха. Менее чувствительные натуры, наоборот, недооценивают эту серьезность, и поэтому требуется методичная «обработка», чтобы чувство страха у них возникло.

Таким образом, для возникновения у интересующего нас лица чувства страха надо, чтобы ситуация осознавалась и оценивалась им как опасная. Тогда он будет искать выход из этой ситуации, и только тогда принуждение сработает в нужном для сотрудника правоохранительных органов направлении.

Основными приемами психологического принуждения являются запрещение, категорическое требование, предупреждение и угроза.

Запрещение предполагает тормозящее воздействие на личность. Оно выступает в двух видах:

а) запрещение импульсивных действий;

б) запрещение недозволенного поведения, которое стоит на грани принуждения и убеждения.

Применение запрещения во многих случаях не влияет на взаимоотношения сотрудника с объектом воздействия.

Категорическое требование заключается в силе приказа и может быть эффективным только в том случае, когда сотрудник правоохранительных органов имеет большой авторитет у объекта. В других случаях этот прием может оказаться бесполезным, а иногда даже вредным. Во многих отношениях категорическое требование идентично запрещению, однако среди приемов принуждения оно является более весомым, чем запрещение.

Предупреждение, как правило, знаменует начало нового этапа во взаимоотношениях сотрудника правоохранительных органов с объектом воздействия. Если до предупреждения эти взаимоотношения характеризуются взаимным доверием, то с его применением они приобретают окраску доминирования со стороны сотрудника правоохранительных органов. Смысл предупреждения состоит в том, что сотрудник вызывает у объекта тревогу, соответственно, на ее основе - желание предотвратить негативные для себя (объекта) последствия. В предупреждении, кроме содержания, большое значение имеет тон. Он должен быть внушительным, с элементом угрозы. Все это оказывает явное давление на объекта и вызывает у него главным образом отрицательные чувства, появляется преобладание чувства тревоги и опасения за последствия своего поведения. Именно это и побуждает объекта сделать над собой определенные усилия и подчиниться предписаниям сотрудника правоохранительных органов.

Угроза венчает иерархию психологического принуждения, подводя объекта к состоянию сильнейшего переживания, порождающего чувство страха. Для того чтобы применить угрозу, нужно, чтобы она породила у объекта чувство страха.

Психологические исследования, особенно в последнее время, показывают, что есть очень устойчивые к чувству страха люди. Поэтому к ним довольно трудно применить принуждение. В целях оказания на таких лиц психологического воздействия применяется метод внушения.

Метод внушения. Отметим, что внушение - это одно из средств взаимного влияния людей в процессе их общения. Особенность внушения проявляется в том, что оно оказывает влияние на поведение объекта воздействия незаметно для него. Бесконтрольно проникнув в психику, внушенная идея реализуется в виде поступков. Вместе с тем сем человек оценивает свои действия как сами собой разумеющиеся.

Оперативно-розыскная деятельность, насыщенная различными элементами общения, представляет собой обширную сферу для внушения. Отсюда понятно, что овладение хотя бы в части приемами внушения очень важно дня сотрудника правоохранительных органов.

Слово «внушение» имеет ряд значений. Мы будем рассматривать внушение как специфическое воздействие на человека в состоянии бодрствования Оперативный сотрудник в своей практике имеет дело именно с этим видом внушения. Для такого внушения, как правило, характерно не бесконтрольное, а лишь притупленное сознание и снижение критичности у интересующего правоохранительные органы лица.

Следует отметить, что внушение как метод влияния на личность - это психологическое воздействие, воспринимаемое объектом без должного контроля сознания Внушающее воздействие основано на специфическом качестве человеческой психики - внушаемости, т. е. способности воспринимать внушение. Для того чтобы пользоваться приемами внушения, надо уметь выявлять внушаемых людей и определять состояние их максимальной внушаемости.

Степень внушаемости зависит главным образом от характера выполняемой индивидом социальной роли, резкое изменение которой, как правило, создает благоприятные условия для повышения внушаемости. И наоборот, повышение значимости исполняемой социальной роли ведет к росту независимости объекта, базирующейся на критичном отношении к своим поступкам.

Сотрудник правоохранительных органов, если он тщательно наблюдает за интересующим его лицом, всегда может с уверенностью сказать, повысился или понизился у этого лица уровень внушаемости. Сравнивая социальную значимость ролей, сотрудник способен сделать вывод о том, у кого из группы наблюдаемых этот уровень выше, а у кого ниже. Это, безусловно, обеспечивает ему выбор метода воздействия. Однако здесь следует принять во внимание ряд обстоятельств. В частности, чем старше человек, тем тяжелее он поддается внушению. Уменьшение внушаемости происходит постепенно, в процессе воспитания, социального общения и практической деятельности индивида. Образованные люди менее внушаемы, чем необразованные. Внушаемость зависит и от уровня культурного развития нации. Следует отметить, что женщины в основном более внушаемы, чем мужчины. Причиной этого является выполнение женщиной специфических ролей в обществе, в семье, на производстве и т. д. Однако, если женщина длительное время занимает престижное положение в обществе или если она выступает в роли лидера, то ее уровень внушаемости может быть ниже, чем у мужчины.

Практика показывает, что на внушаемость влияют и свойства нервной системы человека. К.И. Платонов отметил, что одной из причин слабой внушаемости, свойственной некоторым лицам, может быть превалирование второй сигнальной системы над первой (мыслительный тип нервной системы) при высокой уравновешенности и подвижности основных корковых процессов. Внушаемые, как правило, принадлежат к выраженному художественному типу нервной системы. Внушаемость зависит также и от психического состояния человека и тревожности. Внушаемость самым тесным образом связана и с особенностями психики людей.

Это указывает на тот факт, что сотрудник правоохранительных органов, пользуясь доступными ему методами изучения личности, имеет возможность сделать заключение о внушаемости интересующего объекта. Однако при этом он непременно должен учесть отношение этого объекта к внушающему воздействию.

Исследованиями в последнее время доказано, что, несмотря на теоретическую возможность перевода психики объекта в состояние пониженной критичности, быстро внушить ему идею, противоречащую его нравственным установкам, практически невозможно. Несмотря на чрезвычайно повышенную внушаемость, пишет К.И. Платонов, далеко не все внушаемое реализуется. В пользу этого предложения свидетельствует и тот факт, что в бодрствующем состоянии и в легких фазах гипноза испытуемого практически невозможно заставить с помощью внушения совершать противоправные его убеждениям и взглядам поступки.

Следует, однако, отметить, что все это ни в коей мере не говорит о малой применяемости метода внушения в состоянии бодрствования. Среди других методов воздействия он является наиболее эффективным.

Исходя из учения И.П. Павлова, эффект внушения состоит в концентрации сильного возбуждения в определенном участке головного мозга при условии заторможенности других участков головного мозга. Исходя из этого учения, сама модель внушения оказывается очень простой: введение побуждающей идеи на фоне притупленного сознания и снижения критичности со стороны объекта. Чтобы обеспечить внушение, нужно «поместить» внушаемого в специфическое фоновое состояние, в котором бы он был глух ко всему, кроме слов внушающего.

Наиболее простым, но вместе с тем и самым надежным способом введения объекта воздействия в фоновое состояние является его расслабление, о высокой степени которого можно судить по ряду признаков: откинутое на спинку кресла (стула) туловище, раскрасневшееся лицо, блестящие глаза, свободно расставленные ноги, распрямленные руки и т. д. Согнутая над столом фигура, подогнутые ноги, блуждающий взор, морщины на лбу и вертикальные складки на переносице указывают на напряженное состояние объекта. Вместе с тем «расслабленность и эмоциональная напряженность, парализуя мышление, усиливают внушаемость».

Метод постановки и варьирования мыслительных задач. Воздействие осуществляется не только передачей определенной позитивной информации. Информационное воздействие может иметь место в виде постановки вопроса - мыслительной задачи. Основная его суть сводится к постановке задач с целью развития, направления мыслительных процессов лиц, на которых оказывается воздействие.

Воздействие оказывается:

  1. приемами постановки задачи (вопроса);
  2. направленностью мыслительных процессов в результате постановки задачи (вопроса);
  3. оказанием помощи в решении поставленной мыслительной задачи.

Постановка мыслительной задачи в процессе общения осуществляется при помощи вопросов. Поэтому для достижения целей метода необходимо тщательно изучить особенности, виды вопросов, возможные варианты поведения при их постановке.

Сознание конфликтности в общении усиливает рефлексивную деятельность, а вместе с тем и значимость каждого вопроса. За ним всегда предполагается уже определенное знание той информации, которая ожидается постановкой вопроса. Это усиливает воздействие самого вопроса, существенно активизирует мыслительную деятельность лица, к которому этот вопрос обращен.

Можно не только поставить вопрос, но и выразить в нем свое отношение к определенным фактам. Для этого используются:

  1. различные вопросительные частицы;
  2. виды речевой интонации;
  3. сочетание формы вопроса с мимическими возможностями.

Вопросительные частицы могут выражать сомнение, недоверие или даже убеждение в обратном тому, что заключено в вопросе (частицы «неужели», «разве» и т. д.). Например, вопросы: «Неужели Ехунов не говорил Вам об этом?», «Разве Вы не были в этом месте?» и т. д. Значимость вопроса очень часто усиливается интонацией. Кроме интонации, этот вопрос может существенно усиливаться и мимикой (ирония, утверждение, опровержение, убеждение и т. д.).

При помощи этого метода реализуется и процесс вспоминания по ассоциации. Путем постановки серии вопросов о развитии определенного события достигают существенного оживления временных связей и восстановления в памяти фактов, событий, развивавшихся параллельно событию, в отношении которого ставились вопросы - мыслительные задачи на вспоминание.

При помощи постановки мыслительных задач возбуждают процесс анализа своих поступков, действий, что является непременным условием для принятия определенных волевых решений, изменения отношения к своему поведению, действиям. Этого нельзя добиться только передачей информации или только убеждением. Надо, чтобы активную переработку всех фактов, всех переданных доводов, произвело лицо, на которое воздействуют. Эту роль и выполняет метод постановки мыслительных задач.

Этот метод находит широкое применение и при разоблачении ложных показаний. Дело в том, что у человека, дающего заведомо ложные показания, обязательно имеются две мысленные модели события, по поводу которого даются показания. Одна модель отражает событие в том виде как оно имело место в действительности, а другая модель - передаваемую версию о событии. Наличие этих двух моделей приводит к усложнению мыслительных фильтраций после постановки мыслительной задачи - вопроса. Дающий ложные показания стремится в наибольшем количестве деталей совмещать эти две модели - только тогда ложная версия будет правдоподобна. В условиях такой сложной мыслительной работы при умелой постановке вопросов, варьирования их, при неожиданной постановке вопросов, вуалировании главного вопроса серией мелких, незначительных - наступает момент, когда лицо, на которое воздействуют данным методом, не успевает проконтролировать относимость вопроса к модели настоящего события и сообщает факты, относящиеся именно к этому событию, а не к вымышленному.

Воздействие постановкой мыслительной задачи в ряде случаев объясняется тем, что виновное лицо под доминантным возбуждением в ожидании разоблачения часто воспринимает в вопросе такую информационную нагрузку, которая приводит его к выводу о необходимости признать свою вину, хотя из поставленного вопроса это прямо и не вытекало.

1 Ковалев А.Г. Взаимовлияние людей в процессе общения и формирование общественной психологии / В сб. «Вопросы психологии личности и общественной психологии» - Л., - 1964.-С. 12.

2 Левитов НД О психических состояниях человека. -М.,- 1964.- С. 128.

3 Коробейников Н.П. Поведение воина в опасной ситуации.- М,- 1965. - С. 29.

4 Платонов К.И.Слово как физиологический и лечебный фактор.- М.,- 1962.- С. 245.

5 Платонов К.И. Слово как физиологический и лечебный фактор.- М.,- 1962.- С. 38-39.

6 Платонов К.И,Слово как физиологический и лечебный фактор.- М.,-1962.- С. 48.

7 Там же. С. 37.

8 Шварц И.Е. Внушение в педагогическом процессе.- Пермь, 1976. - С. 112.

9 Руководство по психиатрии.- М.,- 1974.- С. 87.



Похожие публикации