Пути стимуляции речевого развития. Стимуляция речевой активности детей раннего возраста как средство преодоления задержки речевого развития Последовательность работы над пониманием речи

Консультация для воспитателей
«Методы и приемы стимулирования речевой деятельности
у детей младшего дошкольного возраста»

Подготовила: учитель-логопед Авдеева Е.В.

Тема: «Методы и приёмы стимулирования речевой деятельности у детей младшего дошкольного возраста».

Цель: повысить компетентность и успешность педагогов в развитии речи детей младшего дошкольного возраста; познакомить с современными методами и приемами стимулирования речевой деятельности у детей младшего дошкольного возраста.

К.Д.Ушинский доказал: «Что, усваивая родной язык, ребенок усваивает не только одни слова, их сложения и видоизменения, но и бесконечное множество понятий, воззрения на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов детей, логику и философию языка, - и усваивает легко и скоро, в два, три года, столько, что и половины не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения.

Таков этот народный великий педагог родное слово!».

Ранний возраст является самоценным возрастным этапом развития ребенка. В этот период особое место занимает эмоциональное общение взрослого с малышом, которое становится важнейшей предпосылкой становления вербальных, то есть речевых форм коммуникации. Особенно интенсивно становление речевой активности происходит в раннем возрасте: от 1 года до 3 лет. Именно в этот период ребёнка нужно научить самостоятельно пользоваться словами, стимулируя его речевую активность.

В настоящее время дошкольные образовательные учреждения находятся на новом этапе развития, когда происходит пересмотр содержания дошкольного образования. Приняты новые Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, в которых одним из приоритетных направлений в педагогике в рамках модернизации специального образования становится работа с детьми раннего возраста по активизации речевой деятельности, профилактике и предупреждению возникновения различных речевых нарушений.

Проблема развития активной речи детей на сегодняшний день является актуальной по ряду причин:

  • сензитивность детей от 1 года 3 лет к развитию речи; ранний возраст — это период более быстрого, интенсивного развития всех психических функций. Основным новообразование этого периода является овладение речью, которая становится основой для дальнейшего развития ребенка; дошкольный возраст - это расцвет речевой активности ребенка, формирование всех сторон речи, усвоение дошкольником норм и правил родного языка;
  • речь постепенно становится важнейшим средством передачи ребенку общественного опыта, управления его деятельностью со стороны взрослых;
  • значительное ухудшение здоровья детей может способствовать появлению речевых нарушений;
  • постоянно растет число детей, имеющих нарушения речи, связанные с отсутствием внимания к развитию устной речи со стороны как родителей, так и педагогов;
  • существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей;
  • глобальное снижение уровня речевой и познавательной культуры в обществе.

Поэтому важно с раннего возраста начинать работу по развитию речевой активности детей и предупреждению речевых нарушений, вовремя заметить и скорректировать отставание в формировании речевой функции, стимулировать ее развитие, способствуя полноценному развитию ребенка.

Реальную и полноценную помощь малышу могут оказать только те лица, которые постоянно взаимодействуют с ним, используя в игровой и предметно-практической деятельности с ребёнком специальные методы и приёмы для стимуляции речевой активности и речевого общения, направленные на:

  • формирование мотивационно-побудительного уровня речевой деятельности;
  • совершенствование способности к подражанию действиям (эхопраксии) взрослого, сверстников и речевому подражанию — эхолалии;
  • развитие психофизиологической основы речевой деятельности: разных видов восприятия, физиологического и речевого дыхания, артикуляционных навыков;
  • формирование внутреннего и внешнего лексикона (номинативного, предикативного, и атрибутивного), обеспечивающего минимальное общение;
  • формирование первоначальных навыков грамматического (морфологического и синтаксического) структурирования речевого высказывания;
  • формирование у ребёнка способности к созданию внутреннего плана, программы высказывания (по началу — примитивного);
  • профилактику возникновения вторичных речевых нарушений.

Исходя из задач по развитию речи, подбираем методы и приемы, направленные на развитие речевой активности дошкольников. Ряд дидактов (Е.И. Перовский, Е.Я. Голант, Д.О. Лордкипанидзе и др.) выделяли три группы методов: словесные, наглядные, практические. Формой организации детей могут быть как специально организованные занятия, так и повседневная жизнь детей. В речевом развитии ребёнка раннего возраста главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счёт комплексного использования разнообразных методов и приемов.

Наглядные методы: наблюдение за живыми объектами - кошкой, собакой, птицей и т.д.; наблюдения в природе; экскурсии на участок старшей группы, на огород, спортивную площадку дошкольного учреждения и т.д.; рассматривание игрушек, предметов и картин; изобразительная наглядность.

Практические методы: дидактические игры и упражнения; пальчиковые игры; хороводные игры; игры-драматизации; инсценировки; игры - сюрпризы; игры с правилами.

Словесные методы : чтение потешек, прибауток, стихов, сказок с использованием наглядности; чтение и рассказывание рассказов, заучивание стихотворений с использованием наглядности.

Поговорим о них более подробно.

1. Диалог-образец.

Речь взрослого в общении с ребёнком имеет ярко выраженную диалогическую структуру, где центральное место принадлежит вопросу взрослого к ребёнку, на который он сам же и даёт ответ.

Что я взяла? - Чашку.
- Что это такое? - Чашка.
- Что поставила? - Чашку. И т. д.

2. Разговор с самим собой.

Взрослый проговаривает вслух, что он видит или слышит. При этом ребёнок находится рядом. «Где платье?», «Вот платье», «Платье на стуле», «Платье красивое», «Таня наденет платье» и т.п. При этом, важно говорить медленно (но не растягивая слова) и отчетливо, короткими, простыми предложениями - доступными восприятию ребенка. Например: «Где кукла? », «Я вижу куклу», «Кукла в коляске» и т. п.

3. Параллельный разговор.

Этот прием отличается от предыдущего тем, что описываются все действия ребенка: что он видит, слышит, трогает. Используя «параллельный разговор», мы как бы подсказываем ребенку слова, выражающие его опыт, слова которые впоследствии он начнет использовать самостоятельно.

4. Провокация, или искусственное непонимание ребёнка.

Этот прием помогает ребенку освоить ситуативную речь и состоит в том, что мы не спешим проявить свою понятливость, а временно становимся «глухими», непонимающими. Например, если ребенок показывает на полку, где стоят игрушки и просительно смотрит, а мы понимаем, что ему нужно в данный момент и даем ему… не ту игрушку. Первой реакцией ребенка будет возмущение нашей непонятливостью, но это будет и первым мотивом, стимулирующим ребенка назвать нужную ему игрушку. При возникновении можно подсказать ребенку. В подобных ситуациях ребенок хорошо активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого. Этот прием эффективен не только для называния предметов, но и словесного обозначения действий, производимых с ним.

5. Распространение.

Продолжаем и дополняем все сказанное ребенком, но не принуждаем его к повторению - вполне достаточно того, что он нас слышат. Например: Ребенок: «Суп». Взрослый: «Суп очень вкусный», «Суп кушают ложкой». Отвечая ребенку распространенными предложениями, постепенно подводим его к тому, чтобы он заканчивал свою мысль, и, соответственно, готовим почву для овладения связной речью.

6 . Эффективный прием в работе с детьми раннего возраста - это использование малых форм фольклора . Использование народный игр, игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с детьми доставляет им огромную радость. Народные игры как способ воспитания детей высоко оценивали К.Д. Ушинский, Е.М.Водовозова, Е.И.Тихеева, П.Ф.Лесгафт. Ушинский К.Д. подчёркивал ярко выраженную педагогическую направленность народных игр. Сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Например: “Петушок - петушок…”, “Ладушки - ладушки…”, “Идет коза рогатая…”, “Пошел котик на торжок”,“Чики - чики - чикалочки”. Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность ребёнка в эмоциональном и тактильном (прикосновения, поглаживания) контакте со взрослыми. Большинство детей по своей природе — кинестетики: они любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки. Устное народное творчество как раз и способствует насыщению потребности в ласке, в физическом контакте.

Развитие артикуляционного аппарата ребенка происходит при использовании специально подобранных упражнений. Их может педагог использовать как на занятиях по развитию речи, так и в свободное время.

7. Звукоподражание - эффективный прием активизации речи детей. Использование картинок на звукоподражание, например, поезд едет- чух - чух - чух; петушок поет - ку-ка - ре - ку; часы идут - тик - так и т.д.

8. Педагоги в работе с малышами могут использовать упражнения на развитие речевого дыхания : « Сдуй снежинку», « Бабочка, лети», «Забей гол», « Задуй свечу» и другие способствуют выработке сильной воздушной струи, правильному диафрагмальному дыханию.

9. Выбор.

Это еще один прием - предоставляем возможность выбора ребенку. Осуществление возможности выбора порождает у него ощущение собственной значимости и самоценности. Например: «Тебе яблоко целиком или половинку?», «Ты хочешь играть с куклой или машиной». В ходе ответа ребёнок должен использовать речь. Потребность ребёнка удовлетворяется только после речевых реакций.

10. Поручения.

Взрослый обращается к ребёнку с просьбой принести тот или иной предмет, игрушку, предварительно переставив его на недоступное для ребёнка место. В такой ситуации ребёнок вынужден обратиться к взрослому. Взрослый же стимулирует обращение ребёнка: «Что ты хочешь взять? Куклу? Как надо попросить? - Дай куклу… ».

11. Опосредованное общение.

В процессе игр («День рождения», «Дочки-матери» и т.п.) или ухода за животными взрослый поощряет ребёнка к простейшим высказываниям: «Угости зайку чаем. На, Зайка, чашку, пей чай», «Уложи куклу в кровать. Спой ей песенку. Баю-бай, Катя, баю-бай».

12. Пескотерапия - это игра с песком как способ развития ребенка. Песочная терапия очень близка малышам, ведь с самого детства они сидят в песочнице, и первые слова, первые межличностные связи и общение у них происходят именно там. Поэтому игры с песком помогают детям раскрепоститься, почувствовать себя защищенными, развивают мелкую моторику рук, снимают мышечную напряженность. Применение данного метода целесообразно в работе с детьми раннего и дошкольного возраста, поскольку игры с песком создают весьма благоприятные условия для формирования целенаправленного связного речевого высказывания и оздоровления организма в целом.

13. Продуктивные виды деятельности.

Рисование, лепка, аппликация, конструирование (конструкторы ЛЕГО) способствуют появлению речевой активности ребёнка. В процессе деятельности дети получают знания о форме, цвете, размере; развивается мелкая моторика, формируются четкие образы и понятия, активизируется речь. Проблемные ситуации, возникающие во время данных видов деятельности («забыли» положить лист бумаги или карандаш), вынуждают ребёнка просить недостающее, т.е. проявлять речевую инициативу.

14. Замещение.

Дети к трем годам способны представить себя самолетом, кошечкой, мишкой и т. д. Как магическое заклинание для него звучат слова «Представь, что мы - самолеты. Сейчас мы облетим всю комнату». Такая игровая форма развивает у ребенка способность анализировать свои действия, поступки, сочувствовать, сопереживать. Вовлечь детей в такую игру можно с помощью вопроса-предложения: «Угадай, что я делаю». Начинать надо с элементарных действий: причесываться, читать книжку и т. д. После того как ребенок угадал наши действия, предлагаем ему загадать для нас действие, а затем «оживить» заданную ситуацию. Такие игры-пантомимы и игры- имитации являются хорошими стимуляторами речевого развития.

15. Музыкальные игры.

Шумовые инструменты, ритуальные игры «Каравай», «По кочкам» и др. стимулируют желание ребёнка двигаться, подпевать. Надо чаще предоставлять малышу возможность двигаться под разнообразную музыку, самостоятельно извлекать звуки из различных предметов.

16. Игры и упражнения с движениями кистей и пальцев рук стимулируют процесс речевого развития ребенка, способствуют развитию двигательного центра мозга, отвечающего, в том числе и за развитие мелкой моторики рук. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребёнок, тем больше участков мозга включается в работу. Пальчиковые игры как прием работы с детьми во всех возрастных группа по развитию ручной умелости. Игра «Ладушки», « Этот пальчик - дедушка…», « Коза» и другие пальчиковые игры стимулируют речи детей, развивают кисти рук.

17. Самыми эффективными, на мой взгляд, являются практические методы организации детей. К группе практических методов относится игровой прием . Этот прием предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом и т.д. Игра и игровые приемы обеспечивают динамичность обучения, максимально удовлетворяют потребность маленького ребенка в самостоятельности: речевой и поведенческой. Игры детей с предметами, например, игра в телефон, когда ребенок, используя игрушечный аппарат, может звонить маме, папе, бабушке, сказочным персонажам. Игра в телефон стимулирует речевое развитие ребенка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность. Настольно-печатные игры: «Большой - маленький», «Чей домик?», «Детеныши животных» и другие позволяют усваивать лексико-грамматические компоненты родного языка, активизируют мыслительную и речевую деятельность детей.

Таким образом, замедленный темп речевого развития у детей раннего возраста можно успешно преодолеть, используя данные приёмы и методы. Они помогут стимулировать речевую активность ребёнка и позволят, в большинстве случаев компенсировать речевое недоразвитие ребенка.

Список литературы:

  1. Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду.-М.:ТЦ «Сфера», 2003.- 88с.
  2. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. -- 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. 400с.//[Электронныйресурс]/Режимдоступа:http://pedlib.ru/Books/4/0018/4_0018-107.shtml
  3. Белобрыкина О.А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов / О. А. Белобрыкина. - Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998.- 240 с.;
  4. Битова А. Л. Формирование речи у детей с тяжёлыми речевыми нарушениями: начальные этапы работы// Особый ребёнок: исследования и опыт помощи: Научно-практический сборник. -М.: Центр лечебной педагогики,1999. -Вып.2 -44-52с. 3.
  5. 2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада./ Бондаренко А.К. - 2_е изд., дораб. - М.: Просвящение, 1991.
  6. 4.Венгер Л.А.,Мухина В.С. Детская психология. / Венгер Л.А.,Мухина В.С. - М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.
  7. Винарская Е. Н. Раннее речевое развитие ребёнка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка.- М.: Просвещение, 1987.
  8. Грибова О. Е. Что делать если ваш ребёнок не говорит. — М.: Айрис-пресс,2004.-48с.
  9. Дедюхина Г. В., Кирилова Е. В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребёнком.- М.: Издательский центр «Техинформ» МАИ,1997.- 88с.
  10. Жукова Н.С. Дифференциальный диагноз общего недоразвития речи / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева // Логопедия. Преодоление общего недоразвития у дошкольников: Кн. для логопеда. Серия: учимся играя. - Екатеринбург, АРД ЛТД, 1998.- с. 24-26;
  11. Кузьмина Н. И., Рождественская В. И. Воспитание речи у детей с моторной алалией. — М, 1977.
  12. Максаков А.И. Как развивается речь ребенка. Старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет) / А. И. Максаков // Правильно ли говорит ваш ребёнок. - М.: Просвещение, 1983. - с. 32-35;
  13. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателя детского сада.- 2-е изд., испр. и доп./ А. И. Максаков, Г. А. Тумакова - М.: Просвещение, 1983.- 144 с.;
  14. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии. Сборник игр игровых упражнений. — М.: Книголюб, 2008.-128с.
  15. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях: Кн. для логопеда / С. А. Миронова - М.: Просвещение, 1991.- 208с.
  16. Нестерюк Т. В. Психосоматическая гимнастика. — М.: Книголюб,2006.-24с.
  17. Полякова М. А. Как правильно учить ребёнка говорить /стимулирование развития речи детей, предупреждение и коррекция речевых нарушений, постановка речи у неговорящих детей. М.:ЛОГО ЭЙДОС, 2014.
  18. Сударикова С. А. Организация учебного процесса с использованием новых информационных технологий обучения./ Организация и содержание образования детей с нарушениями развития. Тезисы Международной научно-практической конференции. 2008 года. Часть 2.-М.-с.505-51.
  19. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит / Т. А. Ткаченко. - СПб.: Детство-пресс, 1999.- 112 с.

Ирина Николаевна Белёва
Стимуляция речевой активности детей раннего дошкольного возраста

Стимуляция речевой активности детей раннего возраста

Работа с детьми раннего возраста требует особого подхода. Период от 0 до 5 лет является определяющим для становления речи. В это время интенсивно развивается мозг, и формируются его функции. Согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной системы легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда.

Итак, к 3 годам произносительная сторона речи у детей еще недостаточно сформирована. Остаются некоторые несовершенства в произношении звуков, многосложных слов, слов со стечением нескольких согласных. Отсутствие большинства звуков сказывается на произношении слов, отчего речь детей еще недостаточно чистая и внятная. Дети этого возраста не всегда могут правильно пользоваться своим голосовым аппаратом, например, не могут достаточно громко отвечать на вопросы взрослого и в то же время говорить тихо, когда этого требует ситуация (при подготовке ко сну, во время приема пищи) .

Следует отметить, что к 3 годам некоторые дети могут усвоить и правильно произносить большинство звуков языка, кроме "Р" и шипящих и даже произносить все звуки. У некоторых детей , наоборот, возможны задержки в формировании произносительной стороны речи : например, в 3 года ребенок заменяет шипящие и твердые шипящие звуки звуками «ть» , «дь» .

На третьем году жизни происходит интенсивное накопление ребенком словаря. Увеличивается число называемых предметов не только быта, но и тех, которыми малыш часто (но не постоянно) пользуется; в своих высказываниях он употребляет почти все части речи; овладевает элементарным грамматическим строем родного языка (усваивает падежные окончания, некоторые формы глаголов с 2,5 лет, начинает согласовывать прилагательные с существительными, удлиняет простые предложении, пользуется бессоюзными сложносочиненными предложениями и ситуативной речью. В общении со взрослыми малыш все реже и реже использует в своей речи звукоподражательные слова, однословные предложения.

В этом возрасте велика склонность детей к подражанию , что является благоприятным фактором для развития активной речи ребенка . Повторяя вслед за взрослым слова и фразы, малыш не только запоминает их; упражняясь в правильном произношении звуков и слов, он укрепляет артикуляционный аппарат.

Работа по речевому развитию у детей дошкольного возраста строится по следующим направлениям.

1. Развитие эмоциональной реакции.

2. Развитие зрительного и слухового восприятия.

3. Развитие понимания речи и расширение пассивного словаря.

4. Нормализация состояния и функционирования органов артикуляции посредством артикуляционной гимнастики.

5. Стимуляция речевой активности и поэтапное формирование полноценной речевой деятельности .

6. Развитие структурных компонентов речевой системы в соответствии с возрастными нормами .

7. Целенаправленное формирование функций в речи (коммуникативной, познавательной, регулирующей) .

Занятия с маленькими детьми отличаются не только объемом и содержанием материала, но и специфическими приемами проведения (подражание действиям взрослого, использование разнообразных звукоподражаний и речи с движениями; работа на предметном материале).

Игровые ситуаций в индивидуальной работе с детьми раннего возраста

Игровая ситуация «Курочка и цыплята»

речевой активности детей через речевые игры и упражнения .

Развивающие задачи. Активизация

Развитие направленной воздушной струи.

активный .

(цвета) .

Развитие мелкой моторики.

Оборудование. Игрушки : солнышко, разноцветные палочки, курочка с цыплятами; перышко, фасоль, ячейка от упаковки для яиц.

Ход ситуации

1. Организационный момент

Воспитатель

Солнышко яркое,

Солнышко жаркое,

Выйди, солнышко, скорей,

Будет деткам веселей!

Перед ребенком кладется связанное из желтых ниток солнышко.

Воспитатель. Давай поиграем с солнышком. Какое оно? (желтое, круглое)

2. Артикуляционная гимнастика

Воспитатель. Улыбнемся солнышку (упражнение «Улыбка» , и солнышко улыбнется вам в ответ. А теперь покажем, какое солнышко круглое (упражнение «Лопатка» ).

Солнышко желтое

На небе сияет,

Вдруг его тучка

От нас закрывает

(прячет язычок в рот)

Тучка убежала,

Солнце засияло.

(Упражнение «Лопатка» )

Упражнение повторяется несколько раз.

Воспитатель. Солнце с нами поиграло, свои лучики показало (упражнение «Часики» ).

3. Развитие сенсорных представлений, мелкой моторики.

Воспитатель. Посмотри, а у этого солнышка чего – то хватает (лучиков) .

Перед ребенком кладется желтый круг из теста, подкрашенного пищевым красителем.

Воспитатель. Давай отремонтируем солнышко. Выбери палочки такого же цвета, как солнышко. Какие палочки возьмешь. (Желтые, как солнышко.) ребенок выбирает из разноцветных палочек желтые и втыкает в круг из теста.

4. Речь с движением.

Воспитатель.

Солнышко, свети, свети,

На полянку, на цветы.

На полянку вышли курочка с цыплятками (выставляют игрушки) .

Что же они делают на полянке?

Ребенок вместе с воспитателем озвучивает звукоподражание и выполняют движения.

Вышла курочка гулять.

Ко – ко – ко, ко – ко – ко.

Свежей травки пощипать.

Ко – ко – ко, ко – ко – ко.

Где мои ребятки, желтые цыплятки?

Пи – пи – пи, пи - пи – пи.

Мамочка, мы тут, смотри.

Ко – ко – ко, ко – ко – ко.

Не ходите далеко.

Лапками гребите,

Зернышки ищите.

5. Развитие воздушной струи.

Воспитатель. Курочка бежала, перышко потеряла. Ребенок с воспитателем сдувают перышко с ладошки .

6. Развитие мелкой моторики.

Воспитатель. Цыплятки с нами играли, покорми их зернышками. Ребенок накладывает фасоль в ячейку от упаковки для яиц.

Воспитатель. Цыплятки побежали к маме курочки домой.

Воспитатель.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы закончили играть!

Игровая ситуация «Кисонька – мурысонька»

Образовательная задача – повышение речевой активности ребенка через речевые игры и упражнения .

Развивающие задачи.

Активизация движений органов артикуляционного аппарата.

Активизация словарного запаса , перевод слов из пассивного словаря в активный .

Развитие зрительного восприятия и сенсорных представлений за счет обозначения в речи свойств предмета (цвет) .

Использование в активной речи фразы с глаголом (на) .

Развитие мелкой моторики.

Воспитательная задача – воспитывать интерес к совместной деятельности с взрослыми.

Оборудование. Игрушки : кошка (звучащая, тарелочка, рыбка, мышка; домики с мышками, разноцветные салфетки.

Ход ситуации.

1. Организационный момент. На столе под платком звучащая игрушка.

Воспитатель

Под платочком кто сидит?

Мяу – мяу говорит (игрушка мяукает)

Кисонька, кисонька,

Кисонька – мурысонька.

2. Артикуляционная гимнастика.

Воспитатель.

Кисонька – мурысонька

На окошко села (открывает рот) .

Кисонька – мурысонька

На нас посмотрела (упражнение «Лопатка» ,

Подбежала к блюдцу (тарелочка из кукольной посуды) .

В блюдце – молоко.

Попробовала кисонька –

Вкусное оно («лакает» язычком).

Кисонька – мурысонька

С нами поиграет,

Хвостиком виляет (упражнение «Часики» ,

Головой кивает (упражнение «Качели» ).

3. Перевод слов из пассивного словаря в активный (название частей тела) .

Воспитатель. Вдруг кисонька замяукала. Как она мяукает? (Мяу – мяу) .

Заболела кисонька,

Кисонька – мурысонька.

Заболела у кисоньки головушка.

Ой – ой – ой. (ребенок повторяет) .

Погладь кисоньке голову. Что ты погладил кисоньке? (ребенок называет)

Заболела у кисоньки спинка. Ой – ой – ой! (Животик, лапочка, хвостик, ребенок гладит разные части тела и называет их.)

4. Составление предложений с «на» . Игра «Угости киску» .

В игре используются игрушки : тарелочка, рыбка, мышка.

Воспитатель.

Киска, киска, не болей,

Молочка скорей попей.

Угости киску молочком скажи : «На, киска, молочко!»

Ребенок угощает киску рыбкой, мышкой. Составляет предложения.

5. Речь с движением.

Воспитатель. Съела кисонька наши угошения и стала умываться. Ребенок выполняет движения соответственно тексту и повторяет : «Вот так!»

Все котятки мыли лапки :

Вот так, вот так!

Мыли ушки, мыли брюшки :

Вот так, вот так!

А потом они устали,

Сладко, сладко засыпали :

Вот так, вот так!

6. Развитие сенсорных представлений. Игра «Спрячь мышку от кошки» .

Воспитатель.

Мимо мышка пробежала

И тихонько пропищала :

«Пи – пи – пи!»

Как пищит мышка?

Давай спрячем мышку от кошки.

Мышки нарисованы в домиках разного цвета (красный, желтый, синий, зеленый) ; ребенок закрывает окошечки квадратиками соответствующего цвета.

Воспитатель. Какого цыета домики у мышек? Если ребенок не называет, воспитатель просит показать : «Покажи красный домик» и т. д.

7. Развитие мелкой моторики.

Воспитатель. Ты любишь играть? Давай мы с тобой для кисоньки – мурысоньки сделаем игрушки – разноцветные шарики. Воспитатель вместе с ребенком сминают салфетки разного цвета (красную, желтую, синею, зеленую) в шарики.

Воспитатель. Кисонька мурысонька будет играть с шариками, а мы с тобой отдыхать.

Каждому родителю хочется, чтобы малыш побыстрее «заговорил», чтобы его речь была правильной и красивой. Рядом с «говорящим» ребенком и жизнь кажется веселее, разнообразнее, и друзьям приятно рассказать о первых словах и фразах, произнесенных малышом. К тому же развитая речь - показатель правильного развития ребенка.

Как же помочь развитию речи малыша? Предлагаем несколько простых приемов, часть которых вы наверняка уже используете, осознанно или интуитивно. Надеемся, что у вас получится почерпнуть для себя и несколько новых идей.

1. Пойте песни малышу в течение дня
(детские и взрослые).

С самых первых месяцев жизни необыкновенно важно петь песенки малышу. В пении соединяются слова, их смысл и ритм - и это именно то, что нам нужно для гармоничного развития речи. А еще песня, исполненная мамой или другим близким человеком, часто поется неподалеку от ребенка, и он видит лицо поющего, его губы, мимику, эмоцию. Все это способствует полноценному восприятию мелодии, ритма и слов.

Очень важно взрослому именно петь, а не включать записи песенок, даже когда кажется, что нет ни слуха, ни голоса. Вы можете даже не петь, просто произносить слова стиха нараспев, не спеша. Тут ведь главное, чтобы ритм совпадал, и чтобы малышу нравилось. Прочитать подробнее о значении маминого пения для развития, рекомендации, как и что можно петь и послушать примеры простых песенок для малышей можно на сайте Галки-Игралки

2. Разговаривайте с ребенком, как со взрослым.

Еще задолго до активного речевого периода у ребенка формируется общее представление о речи, о родном языке. Ведь он слышит нашу речь каждый день – как мы разговариваем между собой, задаем вопросы или отвечаем на них, напеваем под нос песенку или говорим по телефону…

Очень важно много говорить с ребенком и при ребенке, почаще обращаться непосредственно к самому малышу (даже, если кажется, что он еще ничего не понимает). Пусть ваша речь будет достаточно простой и доступной, но при этом правильной, “взрослой”. Не стоит пытаться упрощать слова и заменять их на звукоподражания (например, “иго-го” вместо “лошадка”), ведь потом вам придется переучивать малыша обратно на “полноценные” слова.

Даже для самых маленьких деток мы можем устраивать диалоги с игрушками. Привлеките внимание ребенка, подойдите к кукле и скажите:

– «Привет кукла! Тебя как зовут?»
– «Меня зовут Маша»
– «Привет. Маша! А я мама Оля»
– «Привет, мама Оля! А это кто?»
– «А это у нас девочка Настенька»

И в таком духе мы можем изобразить небольшой диалог между куклой и ребенком, подключить другую игрушку или одного из родственников. Разговор длится очень короткое время, а ребенок успевает порадоваться тому, что кукла вдруг ожила. Этот прием помогает разнообразить наши игры, вовлечь в них ребенка и показать, как строится диалог.

4. Изображайте звуки зверей и природы (дождика, ветра).

Так мы учимся слушать и воспроизводить разные звуки - речевые и неречевые. Играя, попробуйте изобразить звуки ветра. К примеру, подуйте на листочек, положенный на ладонь, и сделайте это намеренно сильно, громко. А чтобы листок не сразу улетел, удерживайте его немного пальцем. Ребенок услышит звук ветра: «Фууух!» и увидит ваши губы, сложенные «трубочкой». Это отличное дыхательное упражнение и артикуляционная гимнастика.

5. Играйте в ритмические музыкальные игры.

Давно доказано, что двигательный анализатор помогает связать в единое целое образ предмета. Поэтому, когда ребенок видит, слышит, осязает и одновременно двигается, он лучше запоминает предметы, их свойства и действия с ними. Еще более это относится к развитию речи: собственное движение ребенка оказывает сильное положительное влияние на развитие речи. Особенно это касается движений рук и развития тонких движений пальцев. Упорядоченное движение влияет положительно на умственное развитие ребенка. При этом важно, чтобы движения малыша были ритмичными, простыми и доступными.

Попробуйте взять деревянные ложки и постучать друг о дружку. Вместо барабана, чтобы не был такой резкий звук, возьмите коробку или пластиковую мисочку. Можно использовать и обычную погремушку, похлопать в ладоши или потопать ногами. И напевая любую песенку, отстукивайте ритм.

6. Читайте книжки: детские вместе с малышом и взрослые всей семьей вслух.

Такое чтение очень полезно, ведь ребенок слышит хороший литературный язык и видит интерес взрослых к чтению. Читая вместе с малышом, мы проговариваем всю ситуацию, учим формировать сюжет, оформлять его по определенным законам речи. Читая или слушая чтение, малыш воспринимает структуру речи, учит новые слова, слышит правильное неторопливое произношение фразы, слова.

7. Рассказывайте стихи при пробуждении/перед походом на прогулку.

Стихами можно и нужно сопровождать многие моменты жизни малыша, к примеру:

Я умею обуваться,
Если только захочу!
Я и маленького братца
Обуваться научу!
Вот они сапожки –
Этот с правой ножки, этот с левой ножки!
Если дождичек пойдет,
Наденем калошки,
Эта – с левой ножки,
Эта – с правой ножки!
Вот как хорошо!

Природа устроила так, что в нашем мозгу зоны, отвечающие за движения рук и за речь, расположены рядом и их развитие тесно связано (подробнее об этой взаимосвязи можно прочитать в заметке на сайте “Галки-Игралки”) Поэтому развитие мелкой моторики является если не “панацеей”, то одной из важных составляющих речевого развития.

  • игры, где мы держим мелкие предметы (колечки пирамиды, бумажные снежинки)
  • рисование и письмо
  • аппликация и лепка
  • игры с пуговицами и петельками
  • игры с ленточками
  • игры-шнуровки
  • игры с палочками (поддеваем палочкой картонную рыбку – ловим ее)
  • игра на клавишных инструментах
  • простые пальчиковые игры (капает дождик - стучим пальчиками)
  • игры с прищепками

9. Сочиняйте свои стихи и рассказы
(для мам деток от 1,5 лет).

Свои песенки и стихи сочинять очень легко и просто! Это поможет нам не только развивать речь ребенка, но и настроиться на игру, увлечь или отвлечь малыша в нужный момент. Если, например, готовитесь сесть рисовать и наливаете водичку в блюдечко, спойте: «Мы сейчас пойдем, мы водичку принесем». Или на прогулке: «Наша Маша шла, Маша веточку нашла!»

10. Играйте в пальчиковые игры.

Пальчиковые игры - это один из вариантов игр на мелкую моторику, и в сочетании с веселыми стишками и потешками они могут быть неплохим подспорьем в развитии речи. К примеру, вот хорошая игра для Вас с малышом, которая развивает пальчики и позволяет нам пообщаться. Вы сами «ходите» пальцами вашей руки по полу или столу и говорите при этом:

Тише-тише, тише-тише!
Погулять выходят мыши!
А за ними рыжий кот,
Лапкой – хлоп!

И тут другой своей рукой ловите «мышей», хлопая по ним. «Мыши», конечно, пытаются удрать, ну уж тут кто кого! Ребенок обычно тут же вступает в игру и от души веселится. В этой забавной игре всерьез развиваются очень многие навыки, полезные для овладения речью: моторика рук, внимание, реакция, чувство ритма и главное – желание общаться со взрослым в игре.

Вот далеко не все, но одни из самых действенных и простых приемов, доступных любой маме. Сколько из них есть в вашем арсенале? Напишите в комментариях, а также поделитесь своими идеями и ноу-хау.

Всех родителей, которые переживают о развитии речи своих деток и мечтают «разговорить» их в увлекательных развивающих играх, мы будем рады видеть в Онлайн-школе развития речи по методике Тепляковой . Там мы подробно разберем эти и многие другие приемы (игры на развитие речи: ритмические, ролевые, на мелкую моторику, артикуляционная гимнастика и т.д.)

Веселых игр и радостного общения вам с малышом!


ФИЛИПОВИЧ И.В.,

Доцент кафедры психолого-педагогических дисциплин Международного гуманитарно-экономического института, г. Минск (ж. «Логопед», № 5, 2004)

Тот факт, что ребёнок осваивает язык в непосредственном общении со значимыми взрослыми, уже не подлежит сомнению. Именно в этот период у него появляется потребность в увеличении речевых актов, использовании понятных окружающим слов и фраз. Потому коррекционно-развивающая работа с ребенком раннего возраста, имеющим фактор риска в речевом развитии, в основном направлена на стимуляцию речи малыша, создание оптимальных условий ее развития, оказание поддержки в постижении азов вербального общения.

Особенности поведения ребенка раннего возраста (к ним относятся непроизвольность, или спонтанность, сверхпривязанность к матери или значимому взрослому, зависимость работоспособности от удовлетворения физиологических потребностей и прежде всего потребности в комфорте и безопасности) задают специальные требования к содержанию и процедуре коррекционно-развивающей работы:

Непродолжительность, избирательность и эффективность диагностических и коррекционных мероприятий;
- эмпатия, осторожность и аутентичность в установлении контакта с ребёнком и его родителями;
методик возрасту, индивидуальности и специфике речевого нарушения ребенка;
- непременная включенность родителей или значимых взрослых в коррекционно-развивающую работу.

Функциональная незрелость центральной нервной системы маленького ребенка обусловливает особенности приемов регулирования его поведения. К ним относятся: использование кратких доступных ребенку инструкций (вплоть до использования «детского» языка - baby-talk), многочисленные их повторы, сопровождение инструкций специфическими жестами (кинезнаками) либо действиями, обязательное формирование позитивного эмоционального фона (эмоциональное заражение), поддерживающего работоспособность ребенка.
Наш опыт позволил обобщить и проанализировать наиболее эффективные методы стимуляций; речевой деятельности как в процессе коррекционных занятий, так и в привычных ребенку домашних условиях.

В коррекционно-развивающей работе нами использовались имитационная и натуралистическая тактики стимуляции и развития речи ребенка раннего возраста в общении со значимыми, для него взрослыми.

Первая предполагает разработку речевой и когнитивной программы, в основе которой лежит генерализации и имитации речи по инициативе взрослого. Взрослый не только является инициатором общения, но и определяет его направление, содержание, объем и темп. От его воли зависят законченность или незавершенность действия, интенсивность и эмоциональный фон. Имитационная тактика позитивно зарекомендовала себя в работе с пассивными детьми, где волевое усилие взрослого, направляющее малыша, помогает развитию его новых умений через большое количество повторов, присвоение качественных и эмоциональных характеристик действиям и высказываниям.

Во втором случае акцент делается на мотивации ребенка к ситуативно-деловому общению, использовании речи в различных жизненных ситуациях. Акцент смещается на потребности и интересы ребенка, а взрослый лишь сопровождает малыша в поисках способов их удовлетворения. По формулировке Г.П. Лэндрета «носки ботинок взрослого следуют за ребенком». Недостаточно следить за ним взглядом и направлять его действия указаниями. Необходимо демонстрировать ребенку понимание и оказывать разумную помощь и безоценочную поддержку.

Рассмотрим подробнее особенности вышеназванных тактик, апробированных в работе с детьми раннего возраста с фактором риска в речевом развитии.
1. Стимулирование развития речи детей через имитацию шло одновременно в нескольких направлениях:
- провоцирование непроизвольного подражания действию, мимике, интонации взрослого;
- провоцирование ребенка на эхолалии и непроизвольные речевые реакции на фоне эмоционального заражения;
- провоцирование ребенка на просьбу, отказ, формальный диалог.

Провоцирование непроизвольного подражания является предпосылкой подражания произвольного, когда ребенок осознанно копирует звуки, звуковые комплексы, наконец слова, а также имитирует интонации речи взрослого. Убаюкивание и кормление, наказание и похвала сопровождаются соответствующей и легко узнаваемой интонацией родителей. Растормаживание взрослым подражания может происходить только при поощрении ребенка и его поведения. Приведем пример грамотного поведения взрослого, провоцирующего подражание.

Наблюдая манипуляции с мягкой игрушкой Кати С. (2 г. 8 мес, грубая задержка речевого развития), трудно было квалифицировать со стороны эти действия как сюжетную игру. Девочка раскачивала игрушку, удерживая ее за лапы, изредка издавала похожие на стоны звуки. Эту ситуацию мы использовали как повод для стимуляции вокализаций. Для начала ребенок получил словесное поощрение и поддержку: «Как замечательно ты качаешь зайку! Ему нравится! Он очень доволен». Затем взрослый, подчеркивая интонацией действие, проговаривает его: «Зайка качается и поет: А-а! А-а! Качаем зайку».
Тот же прием использовали при ходьбе по лестнице. «Мы идем - оп-оп! Мы стучим - топ-топ!» или уборке игрушек: «Ты мой помощник! На - кубик! На - другой!». Эмоционально, несколько утрированно педагог высказывал свое отношение к разыгрываемой ситуации: «Ой-ой-ой! Что случилось! Упали кубики! Разрушился дом!» или: «О-хо-хо, устал наш мишка, ему тяжело нести кубик!».
Эмоциональное заражение - отнюдь не насилие над ребенком, это передача человеческих чувств и состояний, выраженных вокально-мимическими средствами. Для осуществления этого приема ребенок должен сосредоточить взор на лице взрослого, отражающего эмоциональное состояние. Кроме мимического отображения эмоции, взрослый обязательно должен четко «проговорить» свое состояние: «Очень грустно», «Как весело!», «Больно», «Приятно» и т.п.

В большинстве случаев для эмоционального заражения нами использовалась игрушка (мягкая или надевающаяся на руку). Мы предлагали ребенку сочувствовать ее «переживаниям» или «состоянию»: «Зайке больно, пожалеем зайку!», «Кот поет, вот как весело коту! Похлопаем ему!», «Какая смешная обезьянка! Забавная, веселая!» и пр.

Провоцирование ребенка, не использующего речевые средства общения, на просьбу легко происходит на любом новом для малыша игровом материале. Требуется лишь четко обозначить правила формального диалога словесно: «Хочешь эту игрушку? Да? На!» и с помощью движения, сопровождая фразу кивком. Таким же образом формулируем отказ: слово - движение - жест - слово, обязательно завершая действие словом: «Будем рисовать? Не будем. Нет». При постоянной и интенсивной работе формальный диалог становится реальным, действительным диалогом двух равноправных субъектов: взрослого и взрослеющего. Кроме того, ребенку нравится таким образом «разговаривать», нравится, что его «понимают», ему отвечают. Со временем вокализации ребенка становятся более разнообразными, часто они обращены к взрослому, как бы вызывая его на игру; иногда «проскакивают» аморфные или реальные слова. По определению Е.Р. Баенской, таким образом удается из бессмысленных вокализаций ребенка «вылепить» его первые осмысленные слова.

Так, например, стимуляция речи Миши М., (2 г. 2 мес, грубая задержка речевого развития вследствие асфиксии при родах) осуществлялась в совместных играх-манипуляциях: «Паровозик» («У-у-у!»), «Прятки» («А-а-у-у!»), «Гуси» («О! о! о!»), «Мышка» («И-и-и!») привела к появлению в речи двойных слогов: «гу-гу» для обозначения гудка паровоза; «ку-ку» в ситуации поиска; «га-га» для обозначения гоготания гуся; «пи-пи» в озвучивании писка мышки. Проявившиеся в игре звуковые комплексы закреплялись педагогом, а затем родителями в различных бытовых ситуациях, «вызывая» ребенка на демонстрацию умения: «Покажи бабушке, как гогочет гусь...», «Где же спрятался наш малыш?», «Кто умеет пищать, как мышка?» и пр. Стоит отметить, что родители по совету специалиста замечали и поощряли каждое звукоподражание ребенка, а это способствовало инициативным высказываниям малыша. Вполне сознательным можно назвать высказывание ребенка в контексте следующей ситуации: заглядывая под диван в поисках потерянной игрушки, Миша произносит: «Ку-ку!», а, отыскав ее, демонстрирует маме: «Во! Насё!».
2. Натуралистическая тактика коррекционно-развивающей работы строится на интуитивно найденных, а затем методически проанализированных и закрепленных приемах в свободной деятельности, игре, взаимодействии в повторяющихся бытовых ситуациях. Основу для построения контура коррекционно-развивающей программы по стимулированию речи ребенка подсказывает его поведение: приоритетный вид деятельности, особенности взаимодействия со взрослым, сформированность бытовых навыков и пр. Подсказками и опорами могут стать предпочтения, увлечения, а также привычные действия ребенка.

В нашей практике стимулирование речи в контексте натуралистической тактики постоянно сопровождалось закреплением доступных речевых реакций малыша, для чего использовались следующие приемы:

В первую очередь закреплялись звуки или слова, связанные с каждодневными потребностями ребенка;
- в игровой деятельности воспроизводилась ситуация, в которой у ребенка появлялась подходящая звуковая или словесная реакция;
- закрепление появившихся у ребенка звуков, слогов и слов
происходило через подхватывание его речевых реакций, повтор слов или вокализаций, привязывание их по смыслу к ситуации, обыгрывание, ответы на них, создающие впечатление реального диалога;
- в момент закрепления вокализаций,- происходило продуцирование взрослыми положительной, теплой, радостной и оптимистичной атмосферы, заражая при этом ребенка позитивной энергией.

Знакомые или привычные для ребенка манипуляции с предметами быта приобретали знаковые характер при условии постоянного проговаривания взрослыми названий, действий, результата и пр. Например, мытье рук малыша обычно сопровождалось репликами, отражающими:
- процесс: «Будем мыть руки. Будем вытирать. Будем сушить»;
- называние необходимых предметов и их качеств: «На мыло. Мыло пахнет. Ах, как приятно пахнет! Вот твое полотенце»;
- указание на результат действия: «Вот какие чистые ручки! Хорошо!».

Непременное условие этого приема - утвердительная и спокойная интонация реплик, создающая позитивный речевой фон любой инициативе ребенка. Вопросы, направленные на выяснение его потребностей, громкие с утрированной интонацией высказывания исключены. Даже для стороннего наблюдателя большое количество вопросов взрослого создает впечатление непонимания, суеты и напряжения в общении с ребенком. Каково же ребенку, которому постоянно задают вопросы, не ожидая на них ответа? Поэтому должно быть только негромкое, доброжелательное комментирование или вербализация действий, которые со временем переходят в привычный для малыша фон. Именно фоновое звучание речи создает условия для непроизвольного использования доступных ребенку слов или слогов, обозначающих действие.
По нашим наблюдениям непроизвольные высказывания ребенка чаще проявлялись в следующих ситуациях:

В момент острой заинтересованности предметом; например, банальный случай получения желаемого предмета, подвигал Сережу Н. (2 года 2 мес, задержка речевого развития вследствие двусторонней расщелины губы и нёба) не только к указанию на предмет, но и называнию начальных звуков, а позднее слога из его названия;
- погруженности в деятельность или увлеченности ею; примером может служить исследование свойств предмета, сопровождающееся бормотанием или восклицаниями;
- в случае недовольства действиями взрослого или привлечения его внимания к себе, например, желание получить похвалу от взрослого или его благосклонность;
- при необходимости немедленной помощи; как ни неприятен этот пример, но стоит указать на ситуацию острой потребности в помощи взрослого ребенку, испытывающему боль, неудобство или дискомфорт.

«Подхватывание» непроизвольных речевых реакций ребенка взрослым создаёт атмосферу понимания, а в некоторых случаях двустороннего заинтересованного общения. Говорить на «языке» ребенка, подчеркивают некоторые исследователи, означает стать его доверенным лицом, его проводником в мир взрослых. Вокальная стимуляция или подражание взрослого ребенку - один из наиболее «демократичных» приемов развития речевой активности малыша. Имитируя высказывания ребенка, а лучше достраивая их до простых слов или фраз, взрослый оказывает ему поддержку, демонстрирует понимание и принятие детского языка.

Характерен следующий пример: Дима Ф. (1,5 года, задержка речевого развития вследствие открытой механической ринолалии). На момент первичного осмотра активная речь мальчика характеризовалась наличием отдельных звуков и звуковых комплексов. В общении со значимыми взрослыми ребенок использовал характерные устойчивые кинезнаки, жесты и мимику. На обращенную речь Дима реагировал адекватно: улыбался на ласковое обращение, хмурился на строгую фразу, выполнял простые и составные инструкции («Покажи носик»; «Найди мяч»; «Принеси паровозик и дай его маме»). Мальчик поражал смекалкой и особой детской хитростью. Чтобы избежать осмотра, закрывал рот ладошкой, низко опускал голову, прятал лицо в мамину одежду. Преследуя какую-либо цель, например, требуя высоко стоящую игрушку, Дима подводил к полке маму и указывал на игрушку пальцем. «Непонятливость» мамы сердила мальчика, и он выражал это рычанием или взвизгиванием. Однако ребенок проявлял «отчаянное сопротивление» в поддержании диалога со специалистом, отказывался отвечать на простые вопросы. Мама Димы объясняла отсутствие речи у ребенка дискомфортом, который доставляли ему частые медицинские осмотры, поскольку гуление и ранние вокализации («пропевание» гласных) у мальчика появились к 6 месяцам.

Характерологические особенности Димы подсказали использование натуралистической тактики в работе с ним. Подхватывание специалистом речевых реакций малыша, повтор его высказываний, привязывание их по смыслу к ситуации и обыгрывание создавали у ребенка впечатление принятия, понятости взрослыми. В приеме договаривания слов использовались имеющиеся у Димы аморфные слова: «кать» - идти, прыгать, бежать, мяч, катить; «хой» - домой; «ба» - упал, ударился, больно и пр. Эти звуковые комплексы стали основой для построения одно- и двусоставных слов по принципу наращивания: «ка-тать, бе-гать, пры-гать, ис-кать; пло-хой, большой, по-шел» и т.п. Работа по наращиванию словаря длилась почти год, но к 2,5 годам ребенок без особых усилий мог произнести вполне понятную фразу из трех слов.
Так называемый «детский язык» или «детский разговор» baby-talk - это проговаривание диалога с ребенком в особой «детской» манере, с использованием ласковых интонаций, вокальных подражаний детскому голосу. Использование «детского языка» в общении с детьми до года является естественным, старше двух лет - воспринимается как нечто инфантильное, задерживающее развитие ребенка. Однако особое значение baby-talk приобретает в совместной деятельности взрослого и ребенка, где он сопровождается «тормошением» либо «тонизированием» ребенка. Эти манипуляции позволяют активизировать эмоциональные реакции ребенка либо сосредоточить его внимание на лице говорящего. В иностранной литературе существует также понятие mathering - дословно «материнствование» или материнское взаимодействие с младенцем. Это взаимодействие также сопровождается использованием своего индивидуального по содержанию и форме детского языка - baby-talk, что создает неповторимую атмосферу доверия и тепла в ранних детско-родительских отношениях.
Тесное взаимодействие с ребенком, постоянное «тонизирование» или «тормошение» его так же является коррекционной работой и требует от взрослых особой сосредоточенности, постоянной затраты душевных сил и колоссального терпения. Позитивный фон, доброжелательность и поощрение любых усилий ребенка создают атмосферу свободы в выборе средств общения, и наоборот, постоянные требования «правильного» или «понятного» говорения воздвигают дополнительные препятствия для растормаживания речевого импульса малыша.

При формировании исполнительской части речевой деятельности дети раннего возраста встречаются с затруднениями в очередности говорения в диалоге со взрослым. Поэтому нами уделялось серьезное внимание постепенной, поэтапной «тренировке» как ребенка, так и взрослого в умении высказываться в порядке очередности. Формированию этого умения способствовало отражение высказываний ребенка взрослым, «перекликание», выдерживание взрослым паузы для предоставления ребенку возможности высказывания. Таким образом, закрепление навыка очередности обучало умению вступать в диалог. Приведем пример подобной работы.

Ситуация диалога между Сашей П. (1 г., 7 мес, грубая задержка речевого развития в результате последствий органического поражения ЦНС) и его мамой во время консультации напоминала номер чревовещателя, говорящего за куклу. Молчание мальчика воспринималось мамой как необходимость оказания немедленной помощи ребенку. Не имея возможности высказаться, ребенок демонстрировал свои желания, чувства, реакции через действия в основном негативного плана: капризы, бросание предметов на пол, агрессивные действия по отношению к маме. В процессе коррекционно-развивающей работы с ребенком и его мамой были созданы условия для изменения их межличностного взаимодействия. Специалист не только разъяснял стратегию взаимодействия, но и демонстрировал эталон адекватного родительского поведения: терпеливо выслушивал ребенка, предоставляя ему возможность для высказывания; не ограничивал его в свободе выбора деятельности, контролируя его безопасность; вторил ребенку; был соучастником его игр и манипуляций с предметами; выражал поощрение и поддержку любой его целенаправленной деятельности. Результат подобной работы - живой и заинтересованный диалог между мамой и ребенком, расширение активного словаря малыша, а также улучшение родительско-детских отношений.

Отметим, что вначале большинство родителей используют неоптимальные стратегии (отсутствие пауз и «обратной связи», небольшое количество речевых образцов и комментариев, множество «проверяющих» вопросов), но в процессе коррекционно-развивающей работы заменяют их на другие, оптимальные эталоны (выдерживание паузы и очередности в диалоге, утверждения, эмоциональное заражение и пр.).

Рассматриваемые тактики дополнили традиционные приемы коррекционно-развивающей работы, использованные в стимуляции и развитии речи детей раннего возраста с фактором риска в речевом развитии. Задачей этих приемов являлось непрямое, опосредованное воздействие на речь детей через создание оптимальных условий для нормальной коммуникации. Натуралистические методы отражают принципы педагогики поддержки в осуществлении ранней коррекционно-педагогической помощи детям раннего возраста. Несмотря на внешнюю простоту, эти приемы позволяют вполне успешно развивать представления ребенка о мире и его речь в естественной обстановке.
При этом нами также использовались некоторые приемы из методики работы с аутичными детьми (авторы Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг), например обучение родителей способам эмоционального взаимодействия с ребенком в игре, совместном рисовании, чтении. Обучение таким приемам - одна из задач по повышению педагогической компетенции родителей. Совместная творческая деятельность при ведущей роли взрослого (игра, рисование, лепка, конструирование, уход за растениями) и обыденные бытовые действия, постоянно проговариваемые взрослым, в результате оказывали эффективное воздействие на развитие речи детей. Тот же эффект достигался с помощью включения в эмоциональный комментарий, сопровождающий игру и занятия, односложных реплик, междометий, звуков и звуковых комплексов, которые ребенок мог легко подхватить. Реплики направлялись на то, чтобы спровоцировать ребенка на выражение отношения, вызвать непроизвольную словесную реакцию.

Кроме вышеперечисленных, в работе с детьми раннего возраста, имеющими не только фактор риска, но и собственно речевое нарушение, нами использовались методики следующих авторов: Т.В. Волосовец по преодолению ринолалии; Р.Е. Левиной по преодолению алалии и общего недоразвития речи; М.В. Ипполитовой К.А. Семеновой по преодолению дизартрии; Н.М. Аксариной, А. Арушановой и Т. Юртайкиной, Е.М. Мастюковой, В.А. Петровой по стимуляции и развитию речи ребенка раннего возраста; В.В. Гербовой и Г.М. Ляминой по формированию речевой деятельности на ранних этапах онтогенеза; О.С. Никольской, Е.Р. Баенской, М.М. Либлинг по формированию коммуникативных умений у ребенка с аутизмом; Е.И. Исениной по развитию общения у ребенка с нарушениями слуха.
Перечисленные тактики и методики учитывают особенности раннего возраста и содержат набор стимулирующих и развивающих упражнений, а также расширяют репертуар средств по развитию речи малышей от непроизвольных вокализаций до коммуникативных умений. Следует отметить, что специфичность речевого развития ребенка с фактором риска в речевом развитии определяет особенность методического подхода в коррекционно-развивающей работе, и от адекватности методики зависит результативность ранней коррекции.

Текстовая часть публикации

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Здвинский детский сад «Солнышко» общеразвивающего вида
Доклад

Тема:
Стимулирование речи детей раннего возраста
Воспитатель:
Бондарь С.В.
с.Здвинск

Новосибирская область

Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, передаём опыт, регулируем деятельность и поведение. Все функции речи связаны между собой. В последнее время число детей с проблемами речи с каждым годом увеличивается. Это отмечают не только педагоги, но и родители. Дети позже начинают говорить, речевая активность на низком уровне, их речь бедна и примитивна т. е. не соответствует возрастным особенностям. Всем родителям хочется, чтобы их малыш вовремя заговорил. Считается, в возрасте около года малыш должен произносить около десяти простых слов, в полтора года - около 30-40 слов, а овладеть фразовой речью ребенок должен примерно к двум годам. Но точные сроки появления активной речи обусловлены индивидуальными особенностями ребенка. С детьми самого раннего возраста лучше разговаривать простыми фразами без использования сложных оборотов. Хорошо проговаривать все ваши совместные с малышом действия: умывание, еду, ходьбу. И уже вскоре ребенок наверняка попытается повторить за вами простые слова: «топ-топ», «ам-ам» и другие. Для маленького ребёнка овладение речью - это сложнейший процесс, которому нужно помочь протекать в правильном русле и здесь большую роль играют взрослые, те люди, которые окружают ребёнка. Нужно создать условия, чтобы у ребёнка появилась потребность в общении не только с близкими ему людьми - взрослыми, но и со сверстниками. В речевом развитии ребёнка раннего возраста
главным является

стимулирование его активной речи
. Это достигается за счет обогащения словарного запаса, интенсивной работы по усовершенствованию артикуляционного аппарата, а также расширения зоны общения с взрослыми. Поэтому дети должны быть окружены такой атмосферой, в которой они могут рассматривать, сравнивать, изучать, играть, трудиться и результаты своей деятельности отражать в слове.
Одной из задач ФГОС ДО является - охрана и укрепление физического и

психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Поэтому, одно из условий развития речевой активности детей раннего возраста – это внимательное и бережное отношение взрослого к ребёнку, обеспечивающее развитие ответных положительных эмоций, без которых невозможно установить тесный контакт с ребенком и развивать его речь. В раннем возрасте общение является основной формой воспитания. Общение – взаимоотношение взрослого с ребенком, которое включает обращение взрослого к ребенку и ответ ребенка. В результате малыш сам становится активно действующим лицом.
Формы и содержание общения меняются по мере развития ребенка: эмоциональное общение; общение на основе понимания интонации, мимики, жестов, а затем собственно речевое общение. Эмоциональное общение – первичная психическая связь взрослого с ребенком сохраняется на всем протяжении раннего детства. Речь взрослого является образцом для подражания. Так как общение с взрослыми необходимо для полноценного развития ребенка, что так же предусмотрено Стандартом, дети нуждаются, прежде всего, в целенаправленно организуемой коммуникативной деятельности, постепенно становясь активными участниками речевого общения. Организуемая деятельность должна быть: во-первых, событийна (связана с каким-либо событием из личного опыта); во-вторых, ритмична (двигательная и умственная деятельность должны чередоваться); в-третьих, процессуальна (дети раннего возраста испытывают большую потребность в развитии навыков в бытовых процессах).
Неотъемлемой частью для полноценного развития ребенка является,

конечно же, игра, которая предоставляет благоприятные условия для развития

языка.
Детям раннего возраста трудно сосредоточиться на однообразной, непривлекательной для них деятельности, в то время, как в процессе игры они достаточно долгое время могут оставаться внимательными и проявлять речевую активность. Очень хорошо воспринимаются маленькими детьми игры, сопровождаемые потешками. Таким образом, условием развития речевой активности является организация совместной деятельности ребёнка с взрослым доступной по форме и средствам. Правильный подход к организации образовательного процесса является ещё одним условием активизации речи детей раннего возраста.
Для того чтобы сформировать грамматический строй речи и развить

монологическую и диалогическую речь мы поставили для себя цель -

стимулировать речь детей раннего возраста через различные виды детской

деятельности.
Поэтому первой задачей для меня является развитие активной, коммуникативной речи. Я стараюсь постоянно разговаривать с детьми, включать каждого в диалог, создавать потребность в собственных высказываниях. Оказать реальную и полноценную помощь детям по развитию речи мне помогают специальные приемы стимуляции речевой активности. Такие приемы как:

Разговор с самим собой
Например, когда тот или иной ребенок находится недалеко от меня, играя с игрушками, или просто задумчиво сидит, я начинаю говорить о том, что вижу, слышу, чувствую. Говорю медленно (но, не растягивая слова) и отчетливо, короткими, простыми предложениями – доступными восприятию ребенка. Например, «Где кукла?», «Я вижу куклу», «Кукла в коляске» и т. п.
Параллельный разговор
Этот прием отличается от предыдущего тем, что описываются все действия ребенка: что он видит, слышит, трогает. Используя «параллельный разговор», мы как бы подсказываем ребенку слова, выражающие его опыт, слова которые впоследствии он начнет использовать самостоятельно.
Провокация или искусственное непонимание ребенка
Этот прием помогает ребенку освоить ситуативную речь и состоит в том, что мы не спешим проявить свою понятливость, а временно становимся «глухими», непонимающими. Например, если ребенок показывает на полку, где стоят игрушки и просительно смотрит, а мы понимаем, что ему нужно в данный момент и даем ему … не ту игрушку. Первой реакцией ребенка будет возмущение нашей непонятливостью, но это будет и первым мотивом, стимулирующим ребенка назвать нужную ему игрушку. В подобных ситуациях ребенок хорошо активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого. Этот прием эффективен не только для называния предметов, но и словесного обозначения действий, производимых с ним.
Распространение
Продолжаем и дополняем все сказанное ребенком, но не принуждаем его к повторению – вполне достаточно того, что он нас слышат. Например, ребенок: «Суп». Взрослый: «Суп очень вкусный», «Суп кушают ложкой». Отвечая ребенку распространенными предложениями, постепенно подводим его к тому, чтобы он заканчивал свою мысль, и, соответственно, готовим почву для овладения связной речью.
Приговоры
Дети любят, когда в совместной деятельности с взрослыми используются потешки, игровые песенки, приговоры. Сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать его ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Научившись различать вариативность забавных звуковых сочетаний, дети, подражая взрослым, начинают играть словами, звуками, словосочетаниями, улавливая специфику звучания родной речи, ее выразительность, образность.
Большинство произведений устного народного творчества как раз и создавалось с целью развития двигательной активности ребенка, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности. Известно, что чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребенок, тем больше участков мозга включается в работу, ведь он напрямую связан с руками. Очень хорошо использовать этот прием в адаптационный период. Можно подобрать, выразительно рассказать потешку, которая поможет установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, ведь многие народные произведения позволяют ставить любое имя, не изменяя содержания. Например, Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий? (имя ребенка) - хороший! (имя ребенка) – пригожий! Познакомьтесь, дети, это ваш новый друг. Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность ребенка в эмоциональном и тактильном (прикосновения, поглаживания) контакте с взрослыми. Дети любят, когда их гладят, прижимают к себе, берут на руки. Увеличить запас слов помогут игры-потешки, в которых привлекается внимание детей к предметам, животным, людям. Например, при изучении домашних птиц и животных можно использовать потешки: «Петя, Петя, петушок-золотой гребешок…», «Наши уточки с утра – кря– кря–кря!», «Пошел котик на торжок». Потешки привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, способствует развитию разговорной речи. Они начинают вводить слова потешек в свои игры - во время кормления куклы или укладывания её спать. Под потешку дети с удовольствием умываются, и постепенно выучат её наизусть. Чистая водичка умоет Саше личико Анечке - ладошки, пальчики - Антошке. Необходимо играть с ребёнком, петь, рассказывать потешки – и дети заговорят гораздо быстрее.
Занятия с использованием русского фольклора я рассматриваю

не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с малышом.
Ведь на глазах у детей разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играют и т.д
Выбор
Это еще один прием – предоставляем возможность выбора ребенку. Осуществление возможности выбора порождает у него ощущение собственной значимости и само ценности. Например, «Тебе яблоко целиком или половинку?», «Ты хочешь играть с куклой или машиной?».
Замещение
Дети к трем годам способны представить себя самолетом, кошечкой, мишкой и т. д. Как магическое заклинание для него звучат слова «Представь, что мы - самолеты. Сейчас мы облетим всю комнату». Такая игровая форма развивает у ребенка способность анализировать свои действия, поступки, сочувствовать, сопереживать. Вовлечь детей в такую игру можно с помощью вопроса-предложения: «Угадай, что я делаю». Начинать надо с элементарных действий: причесываться, читать книжку и т. д. После того как ребенок угадал наши действия, предлагаем ему загадать для нас действие, а затем «оживить» заданную ситуацию. Такие игры-пантомимы и игры- имитации являются хорошими стимуляторами речевого развития
Ролевая игра
Для раннего возраста доступны
элементы ролевой игры.
Например, игра в телефон, когда ребенок, используя игрушечный телефон, может звонить маме, папе, бабушке. Эта игра стимулирует речь, повышает коммуникацию.
Стимулирование развития речи в процессе режимных моментов
Я сообщаю детям о том, что они будут сейчас делать, т. е. комментирую действия детей. Предлагаю одному ребенку рассказать о том, что он делает, т. е. комментирует ребенок. Используя при этом потешки, стихи для обслуживания режимных моментов. Так же можно использовать Мнемотаблицы, чтение художественной литературы, игры и упражнения, развивающие речевую активность (артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика). Проводить массаж пассивный и активный щек, губ, языка. Все приемы стимулирования проводятся: - при условии хорошего на строения у ребенка и взрослого; - в игровой форме, весело и забавно;
- в сопровождении улыбок, поцелуев и различных звуков. Все предлагаемые упражнения следует обязательно оречевлять: разговаривать с ребенком, рассказывать, как меняется его лицо, какой он сейчас смешной, большой, сердитый, надутый. Речь должна быть спокойной и интонированной, как если бы вы рассказывали сказку или увлекательную историю. Ваши слова не только тонизируют, успокаивают и настраивают малыша, но и расширяют его словарь. Необходимо поощрять малыша. Помните, что для ребенка - это непонятное и трудное занятие. Большинство упражнений он будет выполнять пассивно, т.е. неосознанно, механически, без активного участия. Эффективными все перечисленные приемы станут лишь в том случае, если ребенок начнет вам помогать или повторять их непроизвольно или осознанно в подобной ситуации либо игровых действиях.



Похожие публикации