Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по обществознанию (11 класс) на тему: типовые вопросы раздела "Познание" для подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Смешной случай из жизни


  1. А. Истина – это соответствие знаний интересам человека.
    Б. Истина – это соответствие мысли действительности.

    1) верно только А;
    2) верно только Б;
    3) верны оба суждения;
    4) оба суждения неверны.

    2. Верны ли следующие суждения об истине? Истина – это
    А. Объективное отражение в сознании человека предметов и явлений.
    Б. Результат познания, существующий только в виде понятий, суждений и теорий.

    1) верно только А;
    2) верно только Б;
    3) верно и А, и Б;
    4) оба суждения неверны.

    С другой стороны, нет необходимости в жене распутственных движений, женщина является самоуверенной и противоречит концепции, если благодаря сладостному разъединению она стимулирует желание человека и вызывает неумеренный и изнурительный излияние. Он должен отбросить плуг борозды, чтобы отвлечь струю семени. Хорошо для куртизанок, эта суета! Таким образом, они избегают смущения частых беременностей, давая своим любовникам удовольствие от удовольствия, но наши жены не нуждаются в этом искусстве.

    И иногда, без божественного влияния, не касаясь пламени Венеры, женщина без красоты знает, как заставить себя любить. Она сама по ее поведению, своим любезным манерам, заботясь о своей персоне, она приучает человека поделиться своим существованием; и тогда привычка начинает рождать любовь. Для легко повторяющихся ударов в конечном итоге преодолевают все: разве вы не видите, что бедные капли воды, падая на скалу, пробивают ее в конечном итоге?

3. Верны ли следующие суждения об истине?
А. Истина относительна, потому что мир изменчив и бесконечен.
Б. Истина относительна, потому что возможности познания определяются уровнем развития науки.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

4. Верны ли суждения?
А. Любая истина объективна и относительна.
Б. Абсолютная истина практически недостижима.

Этот эксперимент состоял в том, чтобы предложить гражданам возможность голосовать на первом и втором этапах президентских выборов с большинством голосов. Продвигать научные исследования за этим методом голосования, открывать отражение в системе голосования, действующей на наших официальных выборах, к которой мы так привыкли, что нам больше не приходит в голову, чтобы вернуть ее в вопрос. Поскольку вы регулярно будете рассматривать понятия «голосования большинства» и «суждения большинства» при анализе результатов, мы сначала вспоминаем их определения.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верно и А, и Б;
4) оба суждения неверны.

5. Верны ли следующие суждения? Относительной истиной называется знание
А. С которым не все согласны.
Б. Неполное, верное лишь в определенных условиях.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верно и А, и Б;
4) оба суждения неверны.

6. Верны ли следующие суждения об истинном и ложном в познании?
А. Все явления действительности могут быть оценены с точки зрения истинности или ложности.
Б. Ложное знание, принимаемое за истинное, – это заблуждение.

Важность системы голосования и электоральных расстройств

Используемая система голосования далеко не нейтральна, имеет большое влияние на всех уровнях выборов, что делает ее решающим параметром для надлежащего демократического функционирования страны.

Система голосования и выражение мнения граждан

Как гражданин, предлагаемая система голосования позволяет вам проявить себя удовлетворительно? До сих пор большинство голосов просят нас выразить себя двояким образом и на одном кандидате. Благодаря вашему голосованию вы не можете ни квалифицировать своего любимого кандидата, ни честно относиться ко всем другим кандидатам, которые, фактически, все находятся на одном уровне, независимо от их соответствующих качеств.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

7. Верны ли следующие суждения о практике как критерии истины?
А. Практика – это критерий истинности наших знаний о мире.
Б. Практика – это не единственный критерий истины, потому что существуют явления, недоступные для практического воздействия на них.

По мнению большинства, граждане имеют возможность дать заключение по каждому кандидату. Разница огромна, потому что она позволяет гражданам выразить свое полное мнение о кандидатах, что делает само понятие «полезного голосования» устаревшим и значительно снижает чувство электоральных разочарований.

Система голосования и интерпретация мнения граждан

Лидер - это большинство голосов, что дает очень широкую свободу толкования голосов. Вы проголосовали «за» кандидата? «Полезные»? «Против» другого кандидата? для «наименее хуже»? С системой голосования, такой как решение большинства, нет необходимости толковать голоса граждан, потому что они несут всю необходимую им информацию, чтобы понять их.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны и А, и Б;
4) оба суждения неверны.

8. Верны ли следующие суждения о критериях истинности знания?
А. Критерием истинности знания является простота, ясность и непротиворечивость знания.
Б. Критерием истинности знания является практическая направленность знания.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

Метод голосования и кампания кандидата

Наконец, и это часто забывается, система голосования имеет «прямое» влияние на то, как кандидаты проводят свои избирательные кампании. С большинством голосов число кандидатов на стартовой линии и их соответствующие позиции оказывает очень сильное влияние на конечный результат.

В его условиях трудно обвинить кандидатов, которые проводят большую часть своего времени, заключая соглашения, ведя переговоры с другими кандидатами, вместо того, чтобы проводить кампанию по своей программе и идеям: они только оптимизируют свою кампанию правила игры мажоритарного голосования. С другой стороны, суждение большинства не страдает от этого недостатка.

9. Верны ли следующие суждения о практике как критерии истины? Практика – это относительный критерий истины, потому что
А. Не все явления могут быть оценены как истинные или ложные.
Б. Существуют явления, недоступные для практического воздействия на них.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

Наконец, важно отметить, что с большинством голосов понятие «маленький кандидат» исчезает, поскольку в итоге избирателям предлагается голосовать по всем кандидатам: в отличие от большинства голосов, кандидаты получают все столько же голосов, только упоминания, которые меняются.

Результаты эксперимента

Это было бы важным демократическим продвижением, тем более, что можно было бы подумать, что это побудило бы средства массовой информации распространять свое освещение в СМИ кандидатов более равномерно, чем в настоящее время. Вот результаты эксперимента, проведенного в ходе первого и второго раундов президентских выборов. Важно отметить, что эти результаты были получены из выборки избирателей, которые не представляют репрезентативную выборку французского населения. Как поясняется в подробном анализе, наш образец искажен слева.

10. Верны ли следующие суждения о познании?
А. Познание мира может происходить в процессе повседневной жизни.
Б. Объектом познания может быть человек.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

11. Верны ли следующие суждения о многообразии форм человеческого знания?
А. Опыт повседневной жизни – это один из способов познания мира.
Б. И научным знаниям, и знаниям, полученным в повседневной жизни, свойственна теоретическая обоснованность выводов.

Прежде всего, на вопрос «Знаете ли вы решение большинства?». Отвечая на вопрос всех участников перед их голосованием, результат по 232 ответам следующий. По окончанию голосования первого раунда профили заслуг 11 кандидатов, возникшие в результате накопительных бюллетеней 809, следующие.

Анализ результатов первого раунда

Что дает следующий рейтинг. К заключительному вопросу Вы находите, что способ, которым вы только что голосовали, выражает лучше или хуже ваше мнение по сравнению с «официальной системой»? Вот результат полученных 515 ответов. Макрона третьим с упоминанием Спас. Эти три кандидата комфортно доминируют над всеми другими кандидатами. Из-за широкого смещения слева эти результаты показывают, что.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

12. Верны ли следующие суждения о многообразии форм человеческого знания?
А. Функции художественного образа в искусстве подобны функциям понятия в науке.
Б. Художественные образы – это всего лишь результат вымысла, они не отражают действительность.

Фийон отвергается этими же избирателями. Валлса избирателями этого эксперимента. Меленхону вступить во второй тур президентских выборов, а Дж. . Вот профили заслуг двух кандидатов-финалистов на основе 251 бюллетеней. Пользователи должны вести себя в соответствии с действующими национальными и международными правилами, уважая других участников дискуссии, читателей и людей, упомянутых в их постах.

Сообщение должно содержать следующие параметры. Парламент имеет право сделать комиссию и провести исследование. Речь идет о проверке того, как происходит процесс принятия решений, чтобы выбрать компанию, которая предоставит нам новую. Мы нашли позицию официального правительства, которой мы должны были подчиниться.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

13. Верны ли следующие суждения?
А. Наука и религия являются формами познания мира
Б. Религия и наука формируют два разных типа мировоззрения человечества.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верно и А, и Б;
4) оба суждения неверны.

По его словам, офис правительства принял следующее решение: «Мы решили принять решение». Протокол о предложениях был принят. Это много денег, и болгарский налогоплательщик должен знать, как они расходуются. По словам Каракачанова, пока не принято решение о том, должен ли быть Грипен. Он добавил, что предложение комиссии и решение официального правительства заключается в том, что один из участников выпадает, а еще два остаются. Пока еще не видно, какие письма отправляются в компании.

Чтобы быть понятным с предложением рабочей группы и решением правительства, не принято решение, какой самолет покупать. Новые переговоры и уточнение конкретных условий следуют. Каракачанов признал, что до начала расследования были слухи, есть также факт, который выставляет какую-то Болгарию. Решение правительства после его одобрения должно было информировать три страны, которые участвовали в этом в нашей стране, но этого не произошло. Это представляет нашу страну как легкомысленную и разоблачает нас, - сказал Каракачанов.

14. Верны ли следующие суждения?
А. Особенностью социального познания является влияние позиции исследователя на оценку фактов.
Б. Научное изучение общества требует объективного подхода к фактам.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верно и А, и Б;
4) оба суждения неверны.

15. Верны ли следующие суждения о познании?
А. В структуру познания входят цель, средства, результат.
Б. Познание требует наличия объекта и субъекта познания.

«Грипен» - новый самолет, они предложили хорошую цену. Летчики в болгарских ВВС хотят самолета, с которым они будут летать в ближайшие 30 лет, а также имеют предпочтения, - сказал Красимир Каракачанов. Министр обороны сказал, что они не отказались от покупки многофункционального корабля, кроме самолетов. Мы не можем и не должны разделить вооружения на различные виды войск. Если вы хотите создать современную армию, вам необходимо модернизировать свое вооружение. Это с начала и середины прошлого века.

В процессе перевооружения болгарская промышленность должна быть очень серьезной. Этот 3, 5 миллиард левов, о котором говорит премьер-министр, лучше перенаправить на экономику страны. На этом этапе мы не можем построить самолет, но ремонт и техническое обслуживание должны выполняться на наших заводах.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

16. Верны ли следующие суждения?
А. Понятие, суждение, умозаключение создают чувственный образ предмета.
Б. Умозаключение – это логическая связь суждений.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верно и А, и Б;
4) оба суждения неверны.

Мы должны будем сотрудничать с производителем, но есть части, которые мы можем производить, - пояснил министр. Неправда, что ЕС будет нас кормить, и НАТО защитит нас. У нас есть свои обязанности перед НАТО. В течение последних двух лет невозможно победить государственные закупки продовольствия в армии. Обувь для военных не может стоить 200 левов. Деньги от проданной военной собственности не могут пойти в бюджет. Эта практика последних 20 лет должна быть прекращена, - сказал Каракачанов.

Кто является судьей и как долго?

Бог вечный судья, а не только в некоторых ситуациях, потому что это вечная природа природы судить, анализировать все, что происходит во Вселенной. не только после того, как победил последний враг, смерть больше не нужно суд в смысле суда для осуждения или наказания.

17. Верны ли следующие суждения о формах познания?
А. Результаты чувственного познания существуют в форме образов.
Б. Результаты рационального познания закрепляются в знаковых системах и в языке.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

А1. В отличие от других видов познания, в процессе научного познания обязательно происходит

Бог назначил судья в Израиле; они называются «богами», среди которых Бог судит в Псалме

Позже царь помазанник Божий, Господь сидит на престоле своем, и судить все же старцев, которые посчитают ворота. Но Бог дал Своего Сына весь суд, когда Он пришел на землю. В древние времена ангел Яхве и, возможно, другие ангелы, были активны в суде; или применения решения суда. На небесах ангелы присутствуют, когда происходят суждения, и даже вовлечены в заступничество за виновных; они делают предложения; и представлять людей, которых они заботятся перед небесным судом. Вполне возможно, что есть совет суда, состоящий из ангелов, по крайней мере, в Писании.

1) отражение внешних признаков познаваемого объекта

2) теоретическое обобщение результатов наблюдений

3) формулировка возможных ответов на возникающие вопросы

4) построение предположений, основанных на опыте

А2. Старшеклассники обучают младших школьников играть в компьютерные игры. Объектом данной деятельности являются

Но самое главное помнить, что Бог впервые судит через Христа, потому что ему дано все суждение. В свою очередь, Иисус дает право судить своих братьев, то есть святых. Но в то время как Бог судит, анализирует и действует или дает Заповеди действия Ангелы, в силу этих решений, которые не проводятся преступниками присутствующих, они получают только компенсацию за действия и отношения, не будучи там, когда было принято решение о наказание. Таким образом, мы должны различать Бога мнение отдельных людей или городов, народов без их присутствия в суде на небесах, или когда произносят предложение и суждение о ситуациях, когда те будут участвовать лица лицом к судье. Кроме того, необходимо различать, не окончательный приговор, который может быть изменен путем покаяния тех, кто занимается, или с помощью других, и окончательного решения, вечен. Мы также должны различать индивидуальное или личное суждение, собирая город или страну, корректирующее решение в течение жизни и после смерти индивидуальной временной и вечной окончательной. Например, Священное Писание говорит о суде и казни Ир и Онан, суда и наказания Анании и Сапфиры и отдельных христиан в Коринфе.

1) игровые умения младших школьников

2) старшеклассники, проводящие занятия

3) компьютеры, за которыми ведется обучение

4) компьютерные игры

А2. Полное, исчерпывающее, точное знание об объекте исследования называется

1) критерием истины

2) объективной истиной

3) относительной истиной

4) абсолютной истиной

А2. Мышление образами обязательная составляющая познания

1) художественного

2) научного

3) мифологического

4) житейского

А2. Опора на объективные факты при аргументации выводов - обязательная составляющая познания

1) художественного 3) мифологического

2) научного 4) житейского

А2. Среди наук о человеке и обществе отдельные социальные институты, процессы, социальные группы и общности являются предметом изучения

1) экономики 3) политологии

2) социологии 4) правоведения

А2. Логическое мышление лежит в основе познания

1) научного 3) религиозного

2) житейского 4) художественного

В6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Люди, которые сами не занимаются наукой, довольно часто полагают, что_________(А) всегда дают абсолютно достоверные положения. Эти люди считают, что научные работники делают свои _________(Б) на основе неоспоримых _________(В) и безупречных рассуждений и, следовательно, уверенно шагают вперед, причем исключена возможность __________(Г) или __________(Д) назад. Однако состояние современной науки, так же как и __________(Е) наук в прошлом, доказывают, что дело обстоит совершенно не так».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один ,раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1) факты 6) контакты

2) ошибка 7) возврат

3) психика 8) личность

4) выводы 9) история

5) науки

В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами ответа.

Ответ: 541279

В7. Найдите в приведенном списке черты, отличающие научное знание от других видов познания мира. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) теоретическое обоснование

2) экспериментальная проверка

4) использование специальных понятий

5) сложность усвоения

Ответ: 1 2 4

2010

Научному здравому смыслу (который я принимаю) ясно, что познана только бесконечно малая часть вселенной, что прошли бесчисленные века, в течение которых вообще не существовало познания, и что, возможно, вновь наступят бесчисленные века, на протяжении которых будет отсутствовать познание. С космической и причинной точек зрения познание есть несущественная черта вселенной; наука, которая забыла упомянуть о его наличии, страдала бы с безличной точки зрения очень тривиальным несовершенством. В описании мира субъективность является пороком...

Но когда мы спрашиваем не о том, "что представляет собой мир, в котором мы живем", а о том, "как мы приходим к познанию мира", субъективность оказывается вполне законной.

Знание каждого человека, в основном, зависит от его собственного индивидуального опыта: он знает то, что он видел и слышал, что он прочел и что ему сообщили, а также то, о чём он, исходя из этих данных, смог заключить.

Со времени Протагора известен тезис, что данные опыта личны и частны. Этот тезис отрицался, потому что считали, как и сам Протагор считал, что если его принять, то он необходимо приведет к заключению, что и всё познание частно и индивидуально. Что же касается меня, то я принимаю тезис, но отрицаю вывод... Научное познание стремится стать абсолютно безличным и пытается утверждать то, что открыто коллективным разумом человечества...

Коллектив знает и больше и меньше, чем индивидуум: он знает, как коллектив, всё содержание энциклопедии и все вклады в труды научных учреждений, но он не знает тех лежащих близко к сердцу и интимных вещей, которые составляют колорит и самую ткань индивидуальной жизни. Когда человек говорит: "Я никогда не смогу передать того ужаса, который я испытал, увидев Бухенвальд" или: "Никакие слова не могут выразить моей радости, когда я снова увидел море после долгих лет тюремного заключения", он говорит нечто такое, что является истинным в самом строгом и точном смысле слова: он обладает через свой опыт познанием, которым не обладают те, чей опыт был другим...

Развитие нашего познания, если оно успешно, имеет сходство с приближением путешественника к горе сквозь туман: сначала он различает только крупные черты, если даже они имеют не вполне определенные контуры, но постепенно он видит всё больше деталей, и очертания становятся резче.

(Бертран Рассел)

Баллы

В правильном ответе должны быть указаны следующие проявления ограниченности познания:

1) познана только бесконечно малая часть вселенной;

2) было (и, возможно, будет) время, когда познание не существовало (не будет существовать).

Указаны два проявления.

Указано одно проявление.

Ответ неправильный.

Максимальный балл

2010. 302

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие положения:

1) с одной стороны, субъективность является пороком при ответе на вопрос «что представляет собой мир»;

2) с другой стороны, при ответе на вопрос «как мы приходим к познанию мира» субъективность оказывается вполне законной.

Указаны две стороны субъективности.

Указана одна сторона субъективности.

Ответ неправильный.

Максимальный балл

2010. 302.

С3. Как автор оценивает возможности коллективного познания в сравнении с индивидуальным? Используя обществоведческие и исторические знания, материалы СМИ, приведите по одному примеру каждой из этих форм познания.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие позиции:

-«Коллектив знает и больше и меньше, чем индивидуум: он знает, как коллектив, все содержание энциклопедии и все вклады в труды научных учреждений, но он не знает тех лежащих близко к сердцу и интимных вещей, которые составляют колорит и самую ткань индивидуальной жизни»;

2) пример коллективного познания, например, разработка актуальной темы большим научным коллективом (средства защиты ядерных реакторов и т.п.)

3) пример индивидуального познания, например, открытие ученым научного закона (периодический закон Менделеева).

ИЛИ Приведен пример одной из форм познания.

Ответ неправильный.

Максимальный балл

2010. 302.

Опираясь на знания курса, назовите любые два других способа (пути) познания мира.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

2) подтверждение-положение текста («Знание каждого человека в основном зависит от его собственного индивидуального опыта»);

3) перечисление других способов познания мира, например:

Народная мудрость как обобщение опыта повседневной жизни;

Искусство как специфический путь познания;

Научное познание мира.

В ответе присутствуют три из названных выше элементов.

В ответе отражен один любой элемент из названных выше.

Ответ неправильный.

Максимальный балл

С5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «научное знание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о научном знании.

104. 2010.

С7. В искусстве допускается художественный вымысел, привнесение от самого художника того, чего именно в таком виде нет, не было и, возможно, не будет в действительности. Почему же, несмотря на это, искусство считают одной из форм (путей) познания объективного мира?

Опираясь на обществоведческие знания, укажите две особенности этой формы познания.

Элементы ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки, не искажающие смысл)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на вопрос, например: искусству дано ухватить и выразить такие явления, которые невозможно отразить и понять никакими другими способами;

2) две особенности искусства как формы познания, например:

Образное отображение мира и человека в мире;

Опора на единичное, индивидуальное, неповторимое;

Условный характер создаваемых произведений.

Ответ может быть дан в других формулировках. Могут быть названы иные особенности искусства.

Дан ответ и названы две особенности.

Дан ответ и названа одна особенность.

ИЛИ Ответ не дан, названы две особенности.

Дан ответ, особенности не названы.

ИЛИ Названа одна особенность.

Ответ неправильный.

Максимальный балл

С6. Назовите любые три формы познания мира и проиллюстрируйте примером каждую из них.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

В ответе могут быть названы и проиллюстрированы, например, следующие формы познания:

1) научное познание, или наука (теория относительности Эйнштейна);

2) художественное познание, или искусство (информация об исторических сюжетах, переданная средствами литературы, музыки и др.; например, в опере «Князь Игорь», романе «Война и мир»);

3) житейское познание, или опыт повседневной жизни (наблюдение ребенка за падающими предметами, льющейся водой и т.п.).

Могут быть названы другие формы и приведены другие примеры.

Названы и проиллюстрированы три формы.

Названы две-три формы, проиллюстрированы две формы. ИЛИ Названы и проиллюстрированы две формы, третья не названа, но понятна в контексте приведенного примера.

Названы одна-три формы, проиллюстрирована одна форма.

ИЛИ Названа и проиллюстрирована примером одна форма, одна-две другие формы не названы, но понятны в контексте одного-двух приведенных примеров.

ИЛИ Названы только три формы.

ИЛИ Приведены только три примера.

Приведены только один-два примера.

ИЛИ Названы только одна-две формы.

ИЛИ Ответ неправильный.

Максимальный балл


Проблемы с освоением материала по рассматриваемой теме выявило и задание с развернутым ответом С5. Объяснить, какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «истина», и составить да предложения, содержащих обществоведческую информацию об этом понятии, смогли 32% отвечавших. Еще 37% смогли составить только одно предложение.

Предлагаю выполнить ряд заданий на анализ двух суждений по темам «Виды знаний» и «Понятие истины, ее критерии».

1.
А. Истина – это соответствие знаний интересам человека.
Б. Истина – это соответствие мысли действительности.

1) верно только А;


2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

2. Верны ли следующие суждения об истине? Истина – это
А. Объективное отражение в сознании человека предметов и явлений.
Б. Результат познания, существующий только в виде понятий, суждений и теорий.

1) верно только А;


2) верно только Б;
3) верно и А, и Б;
4) оба суждения неверны.

Комментарий . Для того, чтобы выполнить эти два задания, нужно вспомнить, что такое истина. Существуют различные трактовки понятия «истина».

Истина – это:


– соответствие знаний действительности;
– то, что подтверждено опытом;
– некое соглашение, конвенция;
– свойство самосогласованности знаний;
– полезность полученного знания для практики.

Классическое определение звучит так: истина – это знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Формами познания являются не только понятия, суждения, но и представления, восприятия, ощущения, умозаключения.

3. Верны ли следующие суждения об истине?
А. Истина относительна, потому что мир изменчив и бесконечен.
Б. Истина относительна, потому что возможности познания определяются уровнем развития науки.

1) верно только А;


2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

4. Верны ли суждения?
А. Любая истина объективна и относительна.
Б. Абсолютная истина практически недостижима.

1) верно только А;


2) верно только Б;
3) верно и А, и Б;
4) оба суждения неверны.

5. Верны ли следующие суждения? Относительной истиной называется знание
А. С которым не все согласны.
Б. Неполное, верное лишь в определенных условиях.

1) верно только А;


2) верно только Б;
3) верно и А, и Б;
4) оба суждения неверны.

Комментарий . Объективная истина – это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

Абсолютная истина – это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто.

Относительная истина – это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.

Разница между абсолютной и относительной истинами (или абсолютным и относительным в объективной истине) в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна, она всегда связана с определенным местом, временем и обстоятельствами.

6. Верны ли следующие суждения об истинном и ложном в познании?
А. Все явления действительности могут быть оценены с точки зрения истинности или ложности.
Б. Ложное знание, принимаемое за истинное, – это заблуждение.

1) верно только А;


2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

Комментарий . Заблуждение – содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину. Источники заблуждений: погрешности при переходе от чувственного к рациональному познанию, некорректный перенос чужого опыта. Ложь – сознательное искажение образа объекта.

7. Верны ли следующие суждения о практике как критерии истины?
А. Практика – это критерий истинности наших знаний о мире.
Б. Практика – это не единственный критерий истины, потому что существуют явления, недоступные для практического воздействия на них.

1) верно только А;


2) верно только Б;
3) верны и А, и Б;
4) оба суждения неверны.

8. Верны ли следующие суждения о критериях истинности знания?
А. Критерием истинности знания является простота, ясность и непротиворечивость знания.
Б. Критерием истинности знания является практическая направленность знания.

1) верно только А;


2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

9. Верны ли следующие суждения о практике как критерии истины? Практика – это относительный критерий истины, потому что
А. Не все явления могут быть оценены как истинные или ложные.
Б. Существуют явления, недоступные для практического воздействия на них.

1) верно только А;


2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

Комментарий . Критерии истины – то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения. Возможны критерии истины: соответствие законам логики; соответствие ранее открытым законам науки; соответствие фундаментальным законам; простота, экономичность формулы; парадоксальность идеи; практика. Практика – целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте. Формы практики: материальное производство (труд, преобразование природы); социальное действие (революции, реформы, войны и т.д.); научный эксперимент. В философии выдвигается идея: ведущий критерий истины – практика.

10. Верны ли следующие суждения о познании?
А. Познание мира может происходить в процессе повседневной жизни.
Б. Объектом познания может быть человек.

1) верно только А;


2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

11. Верны ли следующие суждения о многообразии форм человеческого знания?
А. Опыт повседневной жизни – это один из способов познания мира.
Б. И научным знаниям, и знаниям, полученным в повседневной жизни, свойственна теоретическая обоснованность выводов.

1) верно только А;


2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

12. Верны ли следующие суждения о многообразии форм человеческого знания?
А. Функции художественного образа в искусстве подобны функциям понятия в науке.
Б. Художественные образы – это всего лишь результат вымысла, они не отражают действительность.

1) верно только А;


2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

13. Верны ли следующие суждения?
А. Наука и религия являются формами познания мира
Б. Религия и наука формируют два разных типа мировоззрения человечества.

1) верно только А;


2) верно только Б;
3) верно и А, и Б;
4) оба суждения неверны.

14. Верны ли следующие суждения?
А. Особенностью социального познания является влияние позиции исследователя на оценку фактов.
Б. Научное изучение общества требует объективного подхода к фактам.

1) верно только А;


2) верно только Б;
3) верно и А, и Б;
4) оба суждения неверны.

15. Верны ли следующие суждения о познании?
А. В структуру познания входят цель, средства, результат.
Б. Познание требует наличия объекта и субъекта познания.

1) верно только А;


2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

16. Верны ли следующие суждения?
А. Понятие, суждение, умозаключение создают чувственный образ предмета.
Б. Умозаключение – это логическая связь суждений.

1) верно только А;


2) верно только Б;
3) верно и А, и Б;
4) оба суждения неверны.

17. Верны ли следующие суждения о формах познания?
А. Результаты чувственного познания существуют в форме образов.
Б. Результаты рационального познания закрепляются в знаковых системах и в языке.

1) верно только А;


2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

Комментарий . Знание – результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира.

Многозначность термина «знание»:

Виды знаний:
1) житейское – строится на здравом смысле;
2) практическое – строится на действиях, овладении вещами, преобразовании мира;
3) художественное – строится на образе;
4) научное – строится на понятиях;
5) рациональное – отражение реальности в логических понятиях, строится на рациональном мышлении;
6) иррациональное – отражение реальности в эмоциях, страстях, переживаниях, интуиции, воле, аномальных и парадоксальных явлениях; не подчиняется законам логики и науки;
7) личностное (неявное) – зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности.

Формы знаний:
1) научное – объективное, системно организованное и обоснованное знание;
2) ненаучное – разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами;
3) донаучное – прототип, предпосылки научного знания;
4) паранаучное – несовместимое с имеющимся научным знанием;
5) лженаучное – сознательно использующее домыслы и предрассудки:
6) антинаучное – утопичное и сознательно искажающее представление о действительности.

Согласно большинству мыслителей, для того, чтобы нечто считалось знанием, это нечто должно удовлетворять трем критериям:


  • быть подтверждаемым;

  • быть истинным;

  • заслуживающим доверия.
Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире.

Чувственное познание – познание с помощью органов чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание).

Рациональное познание – познание посредством мышления.

Интуиция – способность непосредственного постижения истины в результате «озарения», «наития», «прозрения» без опоры на логические обоснования и доказательства.



Формы чувственного познания:

1) ощущение – это отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса;
2) восприятие – чувственный образ целостной картины предмета;
3) представление – образ объекта познания, запечатленный в памяти.

Формы рационального познания:

1) понятие – это мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, явления, процесса;
2) суждение – это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе;
3) умозаключение (вывод) – мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения. Типы умозаключения: индуктивное (от частного к общему); дедуктивное (от общего к частному); по аналогии.

Виды интуиции
: мистическая – связана с жизненными переживаниями, эмоциями; интеллектуальная – связана с умственной деятельностью.

Особенности чувственного познания: непосредственность; наглядность и предметность; воспроизведение внешних свойств и сторон.

Особенности рационального познания: опора на результаты чувственного познания; абстрактность и обобщенность; воспроизведение внутренних закономерных связей и отношений.

Ответы :


задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

ответ

2

1

3

2

2

2

3

4

2

3

1

1

3

3

3

2

3


Похожие публикации