Применение договора между латвийской республикой и российской федерацией. Пенсионное обеспечение граждан из снг Начисление пенсии в рф бывшим гражданам снг

Следовательно, необходимо предоставлять трудовую книжку, оформленную в бывшей стране проживания.

  • Если человеку назначено пособие по страховым гарантиям в России, то на родине оно перестает выплачиваться. Данное условие распространяется на подданных таких стран:
  • Казахстана;
  • Украины;
  • Армении;
  • Беларуси;
  • Таджикистана;
  • Киргизии;
  • Туркмении;
  • Узбекистана.

Также льготные пенсионные условия имеются у граждан Грузии, Литвы, Молдовы. На этот счет существуют специальные международные соглашения. Важно: самостоятельно информировать пенсионные органы государства подданства не нужно. Это делается организованно, путем взаимодействия соответствующих структур указанных стран. Сложности в вопросах регистрации Зачастую иностранные подданные сталкиваются с определенными нюансами, вызывающими вопросы.

Получение пенсии при приобретении российского гражданства

Полезный совет! Подача заявления возможно не ранее, чем за месяц до наступления пенсионного возраста. Назначение пенсии в Пенсионном фонде Назначается выплата пенсии по месту фактического проживания пенсионера. Для этого все документы подаются в соответствующий территориальный пенсионный орган.


Инфо Возможен другой вариант – гражданин России, проработавший здесь всю жизнь, уехал жить в другую страну. Тогда если, между странами заключено подобное пенсионное соглашение, он будет получать ту же пенсию, на которую мог рассчитывать в РФ. Эти договора заключены с Испанией, Беларусью, Латвией и Болгарией.
Выплаты по принципу территориальности назначаются гражданам Казахстана, Украины, Армении, Туркмении, Румынии, Венгрии, Молдовы, Монголии, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана, Литвы, Грузии, Эстонии.

Как расчитывается пенсия украинцу принявшему гражданство рф

Пенсии » Военные » Вторая пенсия для военнослужащих после 60 лет Пенсионная реформа начала своё действие 01.01.15 с формирования страховой пенсии всех работающих граждан. Вторая пенсия для военнослужащих после 60 лет - является самой насущной проблемой, потому что от её решения зависит уровень жизни пенсионеров после ухода на заслуженный отдых. ОГЛАВЛЕНИЕ:

О военной пенсии Новый ФЗ о страховой части пенсии коснулся всех слоёв населения, включая военнослужащих.
Упоминание об этой категории граждан может вызвать недоумение.

Пенсия иностранным гражданам в россии

Соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников Соглашения. Так, для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу указанного Соглашения.В соответствии со ст. 7 Соглашения при переселении пенсионера в пределах государств-участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера. В соответствии со ст.

Пенсия иностранным гражданам

Добрый вечер! Я получила положительный результат по программе переселения, вписаны ребёнок и муж, с мужем я развожусь, он не едет. Будут ли у меня проблемы в получении РВП и гражданства или он должен написать отказ от программы переселения? и ещё вопрос со мной едет моя мама ей 79 лет, в программу я не смогла её вписать, на тот момент у неё не было свидетельства о рождении, сейчас мы восстановили, родилась, училась, закончила техникум и работала 5 лет в России, потом уехала в Узбекистан. Какие нам нужны документы, чтоб маме по ускоренной программе по приезду в Россию сделать гражданство, нужен ли аттестат школы и техникума и как ей пенсию будут начислять? Заранее спасибо.
Согласно п.

Пенсионное обеспечение граждан, прибывших из стран снг

Внимание

Пенсия иностранным гражданам в России Следовательно, подданные других держав должны иметь на руках два документа:

  1. бумагу о предоставлении вида на жительство из ФМС.
  2. СНИЛС;

На основании ФЗ № 166 Правительством РФ были внесены изменения в порядок назначения пенсионного содержания для подданных иных стран. В частности, такое право получили: Виды пенсионного содержания для иностранцев Памятка лицам из Украины Для это мы рекомендуем обратиться Вам к квалифицированным практикующим юристам по социальным вопросам:

  1. Для Москвы и Московской области телефон:

7 499 703 14 65 +7 812 309 54 03 +7 800 333 45 16 доб. 107 Заявки и звонки принимаются круглосуточно и без выходных дней. Спасибо, что посещаете наш ресурс «Пенсионный эксперт».

Вторая пенсия для военнослужащих пенсионеров после 60 лет

В ней должна быть представлена информация:

  • подтверждение об увольнении из структуры по выслуге лет;
  • указание периодов службы до увольнения;
  • справка, подтверждающая назначение военной пенсии с указанием даты;
  • для пенсионеров, которые работали на гражданских предприятиях до 01.01.02: необходимо предоставить документы о средней заработной плате за 60 месяцев подряд.

Новые правила начисления пенсионных выплат содержат законодательную базу об основных нормах накопления и получения пенсий. Но каждый человек – это отдельный индивидуальный случай, который требует детального рассмотрения при назначении второй пенсии. Для разрешения всех вопросов, касающихся новых правил расчёта уместно обращаться в пенсионный фонд.

Получение пенсии с видом на жительство в россии

В соответствии с Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 года № 62-ФЗ статус постоянно проживающего в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства определяется наличием у него вида на жительство. Таким образом, право на пенсию в РФ обретается после получения вида на жительство. Для информации сообщаем, что пенсионное обеспечение граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 года (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина) производится в порядке, предусмотренном указанным Соглашением.

Пенсия бывшим гражданам снг

Это означает, что переводить средства ПФР станет до даты окончания вида на жительство. Важно: если вид на жительство аннулируется, то выплаты страховых пособий прекращаются. Данное положение по закону длится 6 месяцев. В случае не оформления нового документа о праве проживать в России начисления прекращаются.

Важно

Таким образом, получателям необходимо своевременно обновлять документ. При задержке в его переоформления за период отсутствия подтвержденного права на регистрацию в РФ выплаты не производятся. Рекомендация: гражданам, решившим переселиться в Российскую Федерацию, стоит позаботиться о получении гражданства.


Переводы ПФР осуществляет в общем порядке.
Таким образом, главным условием получения выплаты является постоянное и официальное проживание в стране. Что называется официальным и постоянным проживанием? – По закону «О правовом положении иностранных граждан в РФ» доказательством ПМЖ человека является наличие у него вида на жительство с отметкой о регистрации по месту жительства. А перечень документов для назначения трудовой пенсии прописан в Законе «О трудовых пенсиях в РФ». Если гражданин переехал в Россию из стран бывшего СССР, то пенсия может быть назначена и без регистрации по месту жительства, главное – наличие регистрации по месту пребывания, но при снятии с регистрации по месту проживания в прошлой стране. На какую пенсию могут рассчитывать переселенцы? Как мы уже выяснили, переехавшие пенсионеры могут рассчитывать на пенсию в РФ, только если они получили вид на жительство или имеют российское гражданство.

Пенсионным законодательством РФ регулируются условия и правила назначения пенсии иностранным гражданам. Т.е. право на пенсию иностранные граждане имеют наравне с российскими гражданами (за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами). Но это относится только к иностранным гражданам, постоянно проживающим в РФ, и, как минимум, имеющим вид на жительство (т.е. в случае отсутствия вида на жительство право на пенсию у иностранного гражданина не возникает), В этом случае граждане имеют право на страховые, накопительные или государственные пенсии. Это предусмотрено п.1 с.3 Закона от 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», частью 3 ст. 4 Закона 400-ФЗ «О страховых пенсиях»; частью 2 ст.4 Закона 424-ФЗ «О накопительной пенсии».

Во всем остальном условия и порядок получения пенсии иностранными гражданами не отличаются от условий и порядка для граждан РФ.

Пенсии бывшим гражданам СССР

Бывшие граждане СССР имеют право на пенсионное обеспечение в РФ. Механизм пенсионного обеспечения бывших граждан СССР подробно описан в соответствующих международных договорах. Причем, это относится только к тем гражданам, которые прибыли в Российскую Федерацию из государства, которое являлось бывшей Союзной республикой. В качестве примера международного договора, регулирующего пенсионное обеспечение, можно назвать Соглашение от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» (далее – Соглашение СНГ ); полный текст Соглашения СНГ можно посмотреть (скачать) — . Данным соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины.

Претендент на установление пенсии представляет следующие документы (в зависимости от его правового статуса на территории РФ):

  • паспорт гражданина РФ с отметкой о регистрации по месту жительства, по месту пребывания или фактического проживания на территории РФ при условии снятия с регистрационного учета по прежнему месту жительства в другом государстве;
  • паспорт гражданина СССР с отметкой о регистрации по месту жительства на территории РФ не позднее чем по состоянию на 6 февраля 1992 г.;
  • вид на жительство для иностранного гражданина либо лица без гражданства.

Порядок и правила установления периодов работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, дающих право на страховую пенсию по старости, устанавливается соответствующими нормативными документами.

Для граждан, прибывших из государств — участников Соглашения СНГ предусмотрен учет трудового стажа, приобретенного на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом стаж работы после 1 января 2002 г. может быть учтен при подсчете страхового стажа, но только при условии уплаты страховых пенсионных в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Пенсионное обеспечение граждан, прибывших в РФ из Республики Литва, регулируется Соглашением между Правительством РФ и Правительством Литовской Республики от 29.06.1999 «О пенсионном обеспечении» полный текс Соглашения СНГ можно посмотреть (скачать) . Для этих граждан принимается во внимание их страховой стаж, учитываемый при назначении пенсий согласно законодательству РФ и Республики Литва, в том числе до вступления в силу указанного Соглашения (активная ссылка). Исчисление периодов работы за пределами территории РФ после 1 декабря 1991 г. производится на основании справки о страховом стаже, выдаваемой Отделом заграничных пенсий Управления фонда государственного социального страхования Литовской Республики.

Для граждан, прибывших из Республики Молдова и Республики Грузия, учитывается трудовой стаж, приобретенный ими в соответствии с законодательством РФ или указанных республик, а также трудовой стаж на территории бывшего СССР по 31 декабря 1990 г. Периоды работы на территории Молдовы и Грузии после 1 января 1991 г. включаются в страховой стаж на основании справок компетентных органов этих государств об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование. Этими компетентными органами являются Социальный фонд Республики Молдова и Единый государственный фонд социального обеспечения и медицинского страхования Республики Грузия.

Для граждан, прибывших из Азербайджана, страховой стаж определяется с учетом периодов работы в СССР до 1 января 1991 г., независимо от уплаты страховых взносов. Периоды работы после указанной даты включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд России.

Для граждан, прибывших, из государств — республик бывшего СССР, с которыми не заключены международные соглашения в области пенсионного обеспечения, при определении расчетного размера страховой пенсии во внимание принимаются сведения о заработной плате в рублях за периоды работы на территории этих государств до 1 декабря 1991 г.

В Россию каждый год приезжает все больше людей на постоянное место жительства, большинство из которых прибывают из стран СНГ. При выходе на пенсию кроме периода работы в России им может быть засчитан стаж работы и до приезда в Россию. Особые условия созданы для тех, кто приехал в Россию из Белоруссии – в некоторых случаях они получают пенсии сразу от двух стран.

Согласно российскому законодательству получать пенсию и некоторые другие социальные выплаты могут не только граждане Российской Федерации, но и граждане других стран .

Основное условие, которое нужно соблюдать для получения российской пенсии иностранцами – подтверждение факта постоянного проживания в России. Другими словами, иностранец может получать пенсию, имея вид на жительство в Российской Федерации.

Чтобы оформить страховую пенсию, иностранец должен соответствовать таким требованиям:

  • постоянно проживать в России на основании соответствующих документов (вида на жительство);
  • быть застрахованным в системе пенсионного страхования (это значит, что нужно получить СНИЛС – его выдают обладателям вида на жительство);
  • соответствовать требованиям Федерального закона 400-ФЗ «О страховых пенсиях» – то есть, иметь право на пенсию по критерию возраста, наличия стажа и пенсионных баллов.

Важно, что временно проживающий или пребывающий в России иностранец права на пенсию не получает . Другими словами, с разрешением на временное проживание (РВП) получить российскую пенсию нельзя.

Однако иметь статус застрахованного в системе обязательного пенсионного страхования России временно проживающие иностранцы могут при условии, что они официально работают в России.

Это нужно для того, чтобы иностранец в дальнейшем, если оформит вид на жительство или даже российское гражданство, имел право на страховую пенсию.

Стоит отметить, что если постоянно проживающий в России иностранец (то есть, имеющий вид на жительство) оформит пенсию, он будет ее получать даже, выезжая за пределы России. Но тут важно помнить, что при отсутствии в России определенный период времени вид на жительство может быть аннулирован.

Таким образом, граждане других стран, приехавшие в Россию на постоянное место жительства, при достижении пенсионного возраста получают право на пенсию . Однако исчисление ее размера зависит от того, гражданство какой страны есть у иностранца.

Наиболее лояльные условия для начисления пенсии есть у граждан Белоруссии, а также других стран СНГ (за исключением нескольких стран). Рассмотрим эти условия более подробно.

Учитывает ли Пенсионный фонд России стаж в странах СНГ

После распада СССР в 1991 году порядок начисления пенсий значительно усложнился. Каждая теперь уже независимая страна создала свое пенсионное законодательство.

Чтобы бывшие соотечественники могли без проблем перемещаться между странами и оформлять пенсию в стране проживания, 13 марта 1992 года было заключено Соглашение о гарантиях в области пенсионного обеспечения. Участниками Соглашения стали почти все страны бывшего СССР – за исключением Грузии, Азербайджана, Эстонии, Литвы и Латвии.

Читайте также:

Кредит на строительство в «Сбербанке»: условия, тарифы

Соглашение подписали Правительства Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины . При этом представитель Молдовы тоже подписал соглашение, но с оговоркой, что Соглашение регулируется двусторонними соглашениями.

Основная суть Соглашения – пенсию выплачивает та страна, в которой проживает пенсионер, вне зависимости от того, в какой стране он заработал стаж. Между странами при этом не проводятся взаимные расчеты.

Соглашение касается всех пенсионеров и видов пенсий, за исключением назначения пенсий военнослужащим стран-участников соглашения. То есть, получать можно пенсию того вида, который есть в стране проживания.

Общие правила назначения пенсий гражданам стран, которые подписали Соглашение, включают следующие:

  • пенсия оформляется по месту жительства;
  • для назначения пенсий учитывается трудовой стаж, в том числе льготный, заработанный в любой стране из подписавших Соглашение;
  • размер пенсий рассчитывается, исходя из заработка в периоды работы. Если работа приходится на период, когда в стране уже введена национальная валюта, сумма заработка пересчитывается по курсу на момент назначения пенсии.

    Эта норма фактически нивелирует заработанные пенсионные права граждан. В большинстве постсоветских стран с 1992 года (подписания Соглашения) были периоды с гиперинфляцией, так что к моменту оформления пенсии заработок сильно обесценился.

  • при переезде в другую страну пенсию человек оформляет уже по новому месту жительства;
  • справки, которые нужны для подтверждения стажа и зарплаты, принимаются без всяких процедур легализации.

Таким образом, при переезде в другую страну в пределах СНГ граждане имеют право оформлять пенсию в той стране, где они проживают фактически.

Что касается лет, за которые учитывается стаж иностранных граждан в России, выделим такие периоды:

  • по 1 декабря 1991 года – стаж засчитывается как советский согласно законодательству РФ;
  • с 1 декабря 1991 по 31 декабря 2001 года – стаж засчитывается с учетом Соглашения и других двусторонних договоров между странами;
  • с 1 января 2002 года – стаж засчитывается только при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд России.

С Молдовой у России действует новое соглашение – с 4 декабря 1995 года. С Грузией соглашение действует с 2002 года. Оба эти соглашения предполагают, что советский стаж учитывается по законам РФ, а стаж после 1991 года – по законам этих стран. Аналогичная ситуация действует и в отношении Литвы с 2001 года.

На практике это означает, что Пенсионный фонд России признает трудовой стаж в Молдове, Грузии и Литве с 1991 по 2001 годы только если есть подтверждение уплаты взносов в бюджеты этих стран.

Читайте также:

Обследование в частных клиниках по полису ОМС – миф или реальность?

С 1999 года действует соглашение России с Азербайджаном, с 2007 года – с Эстонией, а с 2011 года – с Латвией. Содержание соглашений отличаются в некоторых аспектах, но суть заключается в том, что Россия принимает стаж граждан этих стран как до 1991 года, так и после.

Особая ситуация – отношения между Белоруссией и Россией в сфере пенсионной системы. В отличие от других стран, для граждан РБ, проживающих в России, предлагается больше прав.

Назначение пенсий гражданам Белоруссии, проживающим в России

С 29 марта 2007 года вступил в силу Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения. Документ определяет порядок выплаты не только пенсий, но и множества других социальных выплат гражданам Белоруссии в России и наоборот.

Согласно Договору для граждан Белоруссии, проживающих в России, и наоборот, предоставляются на выбор 2 варианта начисления и выплаты пенсии:

  1. за стаж до 13 марта 1992 года пенсию платит страна, в которой живет пенсионер. За периоды после этой даты – та страна, в которой этот стаж заработан.

    Например, гражданин Белоруссии живет в России. У него есть стаж до 13.03.1992 года, а также 7 лет стажа в Белоруссии и 8 лет – в России. При выборе первого варианта: от России он будет получать часть пенсии за советский период (так как живет в России) и за 8 лет стажа в России. Белоруссия будет ему платить за 7 лет, которые он проработал там.

  2. пенсия назначается и выплачивается только по законодательству страны, где проживает пенсионер.

Выбрать вариант можно только один раз, пересмотреть свой выбор не получится. При этом, выбрав первый вариант, нельзя будет за один и тот же период получать пенсию от двух стран сразу.

Важно, что полную пенсию, рассчитанную согласно российскому законодательству, РФ будет платить гражданину Белоруссии только при наличии стажа на территории РФ не менее 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин.

Если такого стажа недостает, то рассчитанный размер пенсии делится на 240 или 300 месяцев соответственно и умножается на количество месяцев стажа в России. Другими словами, пенсия устанавливается пропорционально минимальному необходимому стажу.

Суммарная выплата не может быть меньше минимального размера пенсии. В России это прожиточный минимум пенсионера. Если пенсия (даже от двух стран сразу) будет суммарно меньше минимальной, пенсионеру доплатят до минимального или базового размера (доплатит та страна, где он живет).

На «горячую линию», (8 495.987 09 19), Главного управления Пенсионного фонда №5 , обслуживающего жителей, проживающих на территории САО г. Москвы и подмосковных городов Химки и Долгопрудный, в последнее время поступает много вопросов о праве на пенсию бывших граждан СНГ, живущих в России. На этот непростой вопрос отвечает начальник ГУ ПФР №5 Александр Акименко.


Он сообщил, что механизм пенсионного обеспечения граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств бывшего СССР, подробно прописан в соответствующих международных договорах:

Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (названным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины) http://www.pfrf.ru/files/id/pensioneram/iz_sssr/sng.doc ;

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10 февраля 1995 года http://www.pfrf.ru/files/id/pensioneram/iz_sssr/moldova.doc ;

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16 мая 1997 года http://www.pfrf.ru/files/id/pensioneram/iz_sssr/gruzia.doc ;

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Литовской Республики о пенсионном обеспечении от 29 июня 1999 года http://www.pfrf.ru/files/id/pensioneram/iz_sssr/litva.doc ;

Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года http://www.pfrf.ru/files/id/pensioneram/iz_sssr/belarus.doc ;

Договор между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 18 декабря 2007 года http://www.pfrf.ru/files/id/pensioneram/iz_sssr/latviya.doc ;

Договор между Российской Федерации и Эстонской Республикой в области пенсионного обеспечения от 14 июля 2011 года http://www.pfrf.ru/files/id/pensioneram/iz_sssr/dogrosest.pdf .


При этом он особо отметил, что для применения международных соглашений необходимым условием для назначения пенсии на территории РФ является постоянное проживание на территории России, которое подтверждается:

- паспортом гражданина РФ с отметкой о регистрации по месту жительства, видом на жительство для иностранного гражданина либо лица без гражданства, в том числе с отметкой о регистрации по месту жительства

- паспортом гражданина РФ с отметкой о регистрации по месту жительства; свидетельством о регистрации по месту пребывания;

Для применения международных договоров необходимым условием для назначения пенсии на территории России является законное проживание на территории России, которое подтверждается:

- видом на жительство для иностранного гражданина либо лица без гражданства, в том числе и с отметкой о регистрации по месту жительства

Александр Акименко, также разъяснил и какие периоды работы или иной деятельности, включаемые в страховой стаж, дают право на страховую пенсию по старости.

Страховой стаж засчитывается, прежде всего, гражданам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года , -говорит Александр Акименко.- Учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом стаж работы после 01.01.2002 года может быть включен в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Он также пояснил права граждан прибывшим из разных стран СНГ, при этом, трудовой стаж, заработанный в той или иной стране имеет свою специфику. Так, к примеру, гражданам, прибывшим из Республики Молдова и Республики Грузия , учитывается трудовой стаж, приобретенный в соответствии с законодательством РФ или Республик Молдова или Грузия, а также на территории бывшего СССР по 31 декабря 1990 года. Периоды работы на территории Республик Молдова и Грузия после 1 января 1991 года включаются в страховой стаж на основании справок компетентных органов названных государств об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование. Гражданам, прибывшим из Республики Литва , принимается во внимание страховой стаж, учитываемый при назначении пенсий согласно законодательству РФ и Республики Литва, в том числе и до вступления в силу настоящего соглашения между ними. Исчисление периодов работы за пределами территории Российской Федерации после 1 декабря 1991 года производится на основании справки о страховом стаже, выданной Отделом заграничных пенсий Управления фонда государственного социального страхования Литовской Республики.

Гражданам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с Российской Федерацией (Азербайджан), учитывается страховой стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 1 января 1991 года, независимо от уплаты страховых взносов. Периоды работы после указанной даты включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

При исчислении расчетного размера страховой пенсии гражданам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, с которыми не заключены международные соглашения в области пенсионного обеспечения, во внимание принимаются сведения о заработной плате в рублях за периоды работы на территории этих государств, предшествующие введению национальной валюты.

При назначении пенсии гражданам Российской Федерации и Республики Беларусь учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. Подсчет страхового (трудового) стажа для исчисления размера пенсии осуществляется согласно законодательству Договаривающейся Стороны, назначающей пенсию.

При назначении пенсии гражданам Российской Федерации и Эстонской Республики учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР. Каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства. Периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории бывшего СССР, кроме территорий бывших РСФСР и ЭССР, не учитываются при определении размера пенсии.

При назначении пенсии гражданам Российской Федерации и Латвийской Республики учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. Каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства.


Единственным актом, регулирующим порядок выплаты пенсий лицам, прибывшим на жительство в Россию из государств - бывших республик СССР, является указание Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 18.01.1996 N 1-1-У "О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик союза ССР".

Пенсионное обеспечение лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР, за исключением беженцев и вынужденных переселенцев, осуществляется по месту жительства на территории Российской Федерации.

В соответствии с п. 18 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713, по месту жительства на территории России делается отметка о регистрации в паспорте. В том случае, если регистрация производится по другим (кроме паспорта) документам, удостоверяющим личность, выдается свидетельство о регистрации по месту жительства.

После назначения пенсии в Российской Федерации о данном факте ставятся в известность органы, осуществлявшие пенсионное обеспечение лица по прежнему месту жительства.

Лицам, обращающимся за назначением пенсии и имеющим наряду с регистрацией по месту жительства в Российской Федерации прописку по месту жительства на территории другого государства, назначение пенсии может быть произведено независимо от факта выписки с места жительства на территории другого государства. Однако при этом истребуются сведения о прекращении выплаты пенсии по прежнему месту жительства или о том, что пенсия не назначалась.

Лицам, обратившимся за назначением пенсии на территории Российской Федерации, представившим все необходимые документы, за исключением документа о сроках прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, ее назначение производится с месяца регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации либо признания беженцем или вынужденным переселенцем.

Гарантии прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения установлены Соглашением государств от 13.03.1992. Пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Государства - участники Соглашения проводят политику гармонизации законодательства о пенсионном обеспечении.

Назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.

Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж.

В случае если в государствах - участниках Соглашения введена национальная валюта, размер заработка (дохода) определяется исходя из официально установленного курса к моменту назначения пенсии.

Необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР, или до 01.12.1991, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.

В тех случаях, когда лицо, прибывшее на жительство в Российскую Федерацию из государства - бывшей республики Союза ССР, претендует на назначение какого-либо вида пенсии в Российской Федерации, утверждая при этом, что пенсия по прежнему месту жительства ему не назначалась и у органа социальной защиты населения есть основания предполагать, что пенсия могла быть назначена, это обстоятельство должно подтверждаться документально.

В связи с этим из органа, осуществлявшего или осуществляющего пенсионное обеспечение в государстве, где ранее проживало лицо, истребуются сведения о том, что пенсия не назначалась. При их непоступлении до истечения трех месяцев со дня обращения за назначением пенсии производится назначение пенсии со сроков, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Если впоследствии поступают сведения, подтверждающие получение пенсии по прежнему месту жительства, рассматривается вопрос о прекращении выплаты назначенной в России пенсии (в случае, если пенсия по прежнему месту жительства выплачивается) или продолжении выплаты назначенной в Российской Федерации пенсии (если ее выплата по прежнему месту жительства прекращена).

Пример 10.1. За назначением социальной пенсии обратилась женщина 70 лет, переселившаяся в Россию из Узбекистана. По сообщению заявительницы, по прежнему месту жительства пенсия не назначалась.

Поскольку женщина давно достигла общеустановленного пенсионного возраста и можно предполагать, что ей в Узбекистане устанавливалась пенсия, производится запрос соответствующих сведений из компетентных органов Узбекистана. При поступлении необходимых сведений женщине назначается социальная пенсия, о чем органы социального обеспечения Узбекистана ставятся в известность.

Лицам, которым пенсия была назначена по законодательству Российской Федерации, впоследствии выехавшим на жительство на территорию какого-либо из государств - бывших республик Союза ССР и затем вновь возвратившимся в Россию, производится возобновление выплаты ранее назначенной пенсии.

Лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13.03.92, назначение пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца производится в порядке, предусмотренном п. 1 письма Минсоцзащиты Российской Федерации от 31.01.94 N 1-369-18.

Пример 10.2. Гражданин Н. прибыл на жительство в Россию из Таджикистана. Пенсия на территории Таджикистана выплачена 20.11.1993 по 31.03.1993. Гражданин Н. зарегистрирован по месту жительства на территории Российской Федерации. 21.11.1993 обратился за назначением пенсии.

Пенсия при изложенных обстоятельствах будет назначена с 01.05.1993.

Пример 10.3. Гражданин К. прибыл на жительство в Российскую Федерацию из Казахстана. Пенсия на территории Казахстана выплачена 10.10.1993 по 31.01.1994. Гражданин К. зарегистрирован по месту жительства на территории Российской Федерации. 15.10.1993 обратился за назначением пенсии.

Пенсия при изложенных обстоятельствах будет назначена с 01.02.1994.

Пример 10.4. Гражданин П. прибыл на жительство в Российскую Федерацию из Беларуси. Пенсия на территории Беларуси выплачена 20.07.1993 по 31.01.1993. Гражданин П. зарегистрирован по месту жительства на территории Российской Федерации. 21.11.1993 он обратился за назначением пенсии.

Пенсия при изложенных обстоятельствах будет назначена 01.02.1994.

В случае, когда курс валюты, действующий на территории какого-либо из государств - участников Соглашения от 13.03.92, Центральным банком РФ не установлен (например, переходных денежных единиц, а также национальной валюты Туркменистана - маната и др.), соответствующие суммы заработка, выплаченные, в частности, в манатах, исключаются из подсчета. Исчисление пенсии может быть произведено из заработка за периоды работы, предшествующие введению переходных денежных единиц (национальной валюты) либо за последующие периоды работы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пример 10.5 . Для назначения пенсии в Российской Федерации представляется заработок за 24 последних месяца работы (с 01.02.1993 по 31.01.1995) перед обращением за назначением пенсии. Работа протекала в Туркменистане. При этом заработок за период работы с 01.02.1993 по 30.10.1993 указан в рублях. За период с 01.11.1993 по 31.01.1995 - в манатах.

В этом случае при исчислении пенсии принимается во внимание, что национальная валюта Туркменистана - манат - введена на территории этого государства с 01.11.1993. Поскольку курс данной валюты к рублю Центральным банком РФ не установлен, соответствующие суммы заработка исключаются из подсчета. Исчисление пенсии может быть произведено при представлении дополнительных сведений о заработке за периоды работы, предшествующие введению данной национальной валюты.

При представлении лицами, переселившимися на жительство в Российскую Федерацию из государств - бывших республик Союза ССР, сведений о заработной плате в рублях, в том числе за периоды, когда на территории этих государств действовала национальная валюта, принимается во внимание дата введения национальной валюты. И уже с учетом этого рассматривается вопрос о возможности исчисления пенсии по представленным сведениям о заработке.

Пример 10.6. Для назначения пенсии представлена справка о заработке, выданная на территории Азербайджана, за 24 последних перед обращением за назначением пенсии месяца работы (с 01.02.1993 по 31.01.1995). Все суммы заработка указаны в рублях.

В этом случае принимается во внимание, что национальная валюта Азербайджана - манат - с 01.01.1994 являлась единственным платежным средством на территории этого государства. Следовательно, за период с 01.01.1994 по 31.01.1995 соответствующие суммы заработка должны указываться в манатах. Данное обстоятельство является основанием для исключения из подсчета сумм заработка за указанный период. Исчисление пенсии производится при представлении сведений о заработке за 24 месяца работы, предшествующих введению национальной валюты на территории Азербайджана.

В случае, если лицо, обращающееся за назначением пенсии, работало на территории государств - бывших республик Союза ССР в течение двух последних лет перед обращением за назначением пенсии в Российской Федерации, но соответствующие сведения о заработке не могут быть представлены, несмотря на предпринятые действия по их истребованию, в учитываемый период, по желанию этого лица, можно включать месяцы, сведения о заработке за которые отсутствуют, и исчисление пенсии производить из заработка за имеющиеся месяцы путем его деления на 24.

Если документы, подтверждающие заработок за любые 60 месяцев работы, также не могут быть представлены и к их получению принимались все необходимые меры, по желанию лица, обращающегося за пенсией, пенсия может быть исчислена путем деления заработка за имеющиеся месяцы на 60.

Сумма пенсии, подлежащая выплате, определяется без учета компенсационной выплаты и районного коэффициента. Без учета районного коэффициента определяются и полагающиеся надбавки к пенсии.

Документы о стаже работы и заработке, представляемые из государств - бывших республик Союза ССР, должны быть оформлены в соответствии с законодательством Российской Федерации. Изложенное означает, что данные документы, в частности, должны содержать все реквизиты, заполнение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации. Форма документов может быть произвольной.

Имеет некоторые особенности подтверждение трудового стажа в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из Республики Армения.

Трудовой стаж, установленный специальными комиссиями, созданными Правительством Республики Армения (государственным управлением по вопросам беженцев Республики Армения) или районными (городскими) Советами народных депутатов, принимается во внимание при назначении пенсии.

Документы, оформленные на иностранных языках, принимаются при назначении пенсии при условии их перевода на русский язык, если верность перевода (подлинность подписи переводчика) засвидетельствована нотариусами, занимающимися частной практикой, нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, а также консульскими учреждениями Российской Федерации.

По сообщению Министерства благосостояния Латвии, компетентные органы этого государства не представляют пенсионные дела лиц, выехавших с территории Латвии.

Вместо пенсионного дела представляется справка, содержащая информацию, необходимую для назначения пенсии в том государстве, где проживает пенсионер.



Похожие публикации