Примерный анализ организации деятельности детей. Самостоятельная игровая деятельность детей Организация самостоятельной игровой деятельности в группе

Самостоятельная деятельность детей занимает большую часть бодрствования. Самостоятельные игры детей возникают по их собственной инициативе. Малышей не ограничивают ни в выборе игрового материала, ни во времени. Ребенок волен сам менять вид деятельности, место игры, ее цель.

В процессе самостоятельной деятельности у детей совершенствуется двигательная сфера, закрепляется положительный настрой, отмечаются дальнейшее развитие познавательных процессов, внимания, речи, памяти, мышления, воображения, первые ростки творчества.

Но все это возможно только при правильном руководстве со стороны взрослого, которому необходимо:

Знать возрастные и индивидуальные возможности детей;

Создавать условия для развития их самостоятельности, экспериментирования, творчества;

Организовывать малышей так, чтобы они были свободны в выборе вида деятельности;

Видеть каждого ребенка, понимать его состояние, вовремя приходить на помощь, уважать его интересы, удовлетворять притязания на признательность;

Уметь заинтересовать малышей, по-разному решать различные игровые задачи, участвовать в детских играх, примером, советом продлевать, расширять игру;

Предусматривать возможность возникновения отрицательных эмоций, вовремя предупреждать и гасить их;

Учить малышей правилам поведения в коллективе и формам взаимодействия со сверстниками;

Учить поддерживать чистоту и порядок в группе.

Самостоятельная деятельность детей обогащается при организации экскурсий по детскому саду (медицинский кабинет, кухня, прачечная, библиотека и др.) и на прогулке (на участок старших дошкольников), в ходе бесед с персоналом учреждения (охранником, шофером и т.д.), в ходе разных видов наблюдений за людьми, животными и птицами.


Родители также останавливают внимание ребенка на трудовых буднях семьи, привлекая к посильному участию в семейных делах (уборка квартиры, приготовление обеда, стирка, работа на даче и т.п.). Вместе с ребенком они наблюдают за жизнью улицы (машины, пешеходы, стройка), посещают общественные места (парикмахерская, магазин и др.). Взрослые рассказывают о работе людей разных профессий, отмечают особенности общения между людьми, выступающими в разных ролях (доктор - пациент, продавец - покупатель, шофер - пассажир). Они ходят с ребенком в цирк, зоопарк, в гости, ездят к морю, в деревню и т. п. Ив семье, и в дошкольном учреждении малышей учат стилю общения, нормам поведения.

Выделяются следующие виды самостоятельной деятельности детей второго - третьего года жизни:

Общие движения и мелкая моторика;

Общение и ориентировка в окружающем;

Наблюдения;

Предметно-игровая деятельность;

Сюжетная игра;

Рассматривание картин, книг и т.п.;

Конструирование;

Лепка, рисование;

Досуговая деятельность.

Для развития всех видов самостоятельной деятельности детей взрослый создает специальные условия: отводит постоянное место (уголок, зона), подбирает мебель, игровой материал, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей малышей (физкультурный, книжный уголок и т.п.).

При условии создания развивающей среды под руководством педагога все эти виды детской деятельности могут обогащаться и усложняться.

Развивающиая среда позволяет наиболее эффективно развивать индивидуальность ребенка с учетом его наклонностей, интересов, уровня развития.

Основные направления создания развивающей среды отражены в «Концепции построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в системе дошкольного образования» (1993). Концепция была разработана по заказу Министерства образования России коллективом авторов под руководством В. А. Петровского. В ней определены основные принципы построения развивающей среды в дошкольном учреждении.

Принцип дистанции-позиции ориентирует на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза» (Э. Эриксон), что способствует установлению оптимального доверительного контакта с каждым воспитанником. Взрослый должен видеть всех детей и каждого ребенка в отдельности.

В процессе делового сотрудничества взрослого и ребенка принцип дистанции - позиции видоизменяется, трансформируется.

При постоянном взаимодействии с детьми взрослый выступает в разных ролях.

Взрослый - организатор интересных дел. Он открывает малышу назначение той или иной игрушки, показывает, как с ней играть. Он подбирает материал для экспериментирования детей, создает необходимые условия.

Взрослый постоянно обучает малышей. Под его руководством в ходе режимных процессов (кормление, одевание и т.п.) они осваивают разнообразные действия; действуя с предметами-игрушками, овладевают орудийными и соотносящими действиями. В процессе сюжетных игр, игр-драматизаций дети овладевают игровыми действиями. Если же педагог торопится, обращается к сюжетным играм, не научив воспитанников результативным целесообразным действиям с предметами и игрушками, то он терпит поражение. Дети не могут развернуть игру, так как не владеют предметными действиями, ручными умениями, и поэтому разочаровываются, теряют интерес к игре, разбрасывают игрушки и уходят.

В процессе обучения взрослый постоянно находится рядом с малышами, вовремя приходит на помощь, поддерживает, учит доводить начатое до конца.

Взрослый выступает и в роли носителя новых идей. По ходу игры он побуждает ребенка к активным действиям, усложняет игру («А теперь попробуй прокатить машинку в узкие воротца!»), продлевает ее.

В совместной игре взрослый - внимательный и чуткий партнер. Он может взять на себя главную роль, а может выступить и во второстепенной, но в любом случае он должен продемонстрировать малышу свою заинтересованность, увлеченность игрой, заражая его своей энергией, эмоциональностью. Если взрослый чуть отвлечется, активность, интерес ребенка к игре угаснет.

Взрослый - ценитель успехов ребенка. Он не должен скупиться на щедрые похвалы, отмечая даже совсем незначительные успехи малыша. Воспитание любовью - эффективный метод воспитания детей. Положительная оценка взрослого очень значима для малыша, играет существенную роль в его дальнейшем развитии.

Постоянно взаимодействуя со взрослым, ребенок также занимает разные позиции.

Малыш - внимательный наблюдатель. Наблюдая за окружающим миром, он пытается самостоятельно разобраться в нем, внести что-то новое в свою игровую деятельность, обогащая собственный игровой и жизненный опыт.

Малыш - талантливый ученик. Он проявляет интерес к действиям взрослого, вслушивается в его объяснения, демонстрирует упорство, активность, желая научиться новому.

В совместных со взрослым действиях он может выступать в роли объекта действия, но это характерно лишь для первой стадии обучения. В дальнейшем он провозглашает: «Я сам!» - отводит руку взрослого, пытающегося помочь, может отвернуться от него, стремясь к самостоятельности. Ему импонирует позиция субъекта действия, нравится чувствовать себя на равных со взрослым, действовать, как он. Со временем ребенок начинает выступать в роли инициатора совместных со взрослым, а затем и со сверстниками дел.

Одновременно он стремится быть исполнителем собственного игрового замысла, выступать в неизменной роли экспериментатора и исследователя.

В какой бы роли ни выступал малыш, он неизменно обращается к взрослому как ценителю своих успехов. Положительная оценка вызывает у него ощущение важности собственных усилий, поддерживает желание совершенствовать свои умения. Кроме того, с помощью взрослого у ребенка формируется восприятие себя, представление о самом себе, самосознание.

Отношение ребенка к положительной оценке взрослого с возрастом изменяется. Ребенок первого года жизни, услышав восхищение взрослого, выражает удовольствие: «Я хороший!» Малыш второго года жизни решает: «Меня любят!» Ребенок третьего года жизни, оценив собственный результат действий, все же обращается к взрослому и бывает доволен, если оценка взрослого совпадает с его представлениями о своих умениях и достижениях. Он гордится собственным результатом.

Принцип возрастных различий предусматривает рациональную расстановку мебели и такой подбор игрового материала, который несет достаточный объем информации, адекватной уровню восприятия детей каждой возрастной группы и пригодной для их экспериментов.

Быстрый темп развития детей предусматривает подбор мебели по росту и ее правильную расстановку. Для детей в возрасте 1 года -1 года 6 месяцев мебель расставляют недалеко друг от друга, чтобы малыши, осваивающие ходьбу, могли, придерживаясь, передвигаться по всей игровой площади самостоятельно. Игрушки располагают по всей игровой комнате: на диванчике, у скамеечки, на ковре, чтобы малыши могли самостоятельно поменять позу, по своему усмотрению взять тот или иной игровой материал, играть, не мешая другим и не отвлекаясь. На стол-барьер прикрепляют съемные панели с разнообразными предметами (панели периодически меняют): широкой молнией, выключателями, стержнем с кольцами небольших серсо, наборами грибков, шаробросом, геометрической коробкой и т. п. Часть игровой комнаты должна быть свободна, там дети могут перемещаться с каталками, толкая их впереди себя, машинами, играть с мячами.

К моменту бодрствования детей в возрасте 1 года 6 месяцев - 2 лет оборудование игровой комнаты выглядит иначе. Игровой материал располагают выше - на открытых полках, сюжетные игрушки - у стола, кровати.

Игровой материал группируют по видам деятельности: горка используется и для развития движений детей первого - второго годов жизни, и для наблюдений за тем, что происходит в группе, за окном. Для наблюдения в группу периодически приносят клетку с птичкой или черепахой, цветущее растение и т. п. На уровне глаз ребенка располагают 1-2 картины, панно, макеты, сделанные руками взрослых, и т.п. Крупную мебель расставляют вдоль стен, предоставляя детям возможность свободно двигаться по всей игровой площади. По этому же принципу оборудуют игровое помещение для детей третьего года жизни с учетом их возрастных возможностей и интересов.

Принцип стабильности-динамичности выражается в закреплении материала в строго определенных местах. Это дает детям возможность свободно ориентироваться в пространстве, самостоятельно менять игровой материал. Малыши осваивают новый игровой материал, новые способы действий и постепенно вводят их в игру. По мере угасания интереса к какому-либо материалу часть его заменяют другим (через каждые 7-10 дней). Таким образом у детей поддерживается интерес к игрушкам. Подбирая игровой материал следует помнить, что его малое количество приводит к конфликтам между детьми, а обилие - к возбуждению и переутомлению.

Игровые уголки (зоны) могут объединяться, дополнять друг друга (строительный материал располагают рядом с гаражом и т. п.), а со временем их можно разъединять, переставлять, вызывая у малышей интерес ориентированно-познавательного плана. Главное требование, предъявляемое к игровому материалу, - его развивающий характер, побуждающий детей к самостоятельности, экспериментированию, к исследованиям, развитию воображения, творчества.

Принцип комплексирования и гибкого зонирования осуществляется при подборе игрового материала с учетом возрастных особенностей и уровня развития всех детей группы.

В каждой возрастной группе предусмотрены свои наборы игрового и природного материала, предметов бытового назначения, материалов для исследования, экспериментирования (с учетом не только возраста, но и уровня развития умений детей). В группах предусмотрены спортивный, книжный уголки, определены места для игр с куклами, игр, способствующих сенсорному развитию (в ящичках, коробочках располагают предметы, разные по цвету, величине, форме, текстуре и т.п.), уголок с дидактическими материалами (на ковре - строительный материал и гараж, на полках -коробочки с мелким конструктором), настольно-печатный материал (лото, домино, разрезные картинки и др). Недалеко от материалов для досуговой деятельности находится уголок изодеятельности.

Для досуговой деятельности детям предлагаются заводные игрушки, музыкальные инструменты (пианино, бубен, металлофон и т. п.), наборы бибабо, пальчиковые куклы, ширма. Весь этот материал дети используют под контролем взрослого.

В каждой возрастной группе игровой материал по каждому виду деятельности постепенно усложняется, увеличивается его количество с учетом успехов детей. Малышам нравятся альбомы-поделки воспитателей. Например, детям в возрасте от 1 года - 1 года 6 месяцев взрослый предлагает альбом «Мамы и детки» (животные и детеныши), детям в возрасте 1 года 6 месяцев -2 лет - альбомы «Овощи и фрукты», «Виды транспорта»; детям третьего года жизни - «Жизнь города», «На даче», «Времена года» и т. п.

В книжном уголке для детей младше 1 года 3 месяцев подбирают отдельные картины на картонной основе с яркими реалистичными изображениями знакомых животных, кукол в статичном положении, для детей в возрасте 1 года 6 месяцев - изображения кукол в действии. Детям в возрасте 1 года 6 месяцев -2 лет предлагают книжки, состоящие из 3-4 плотных страниц, сказки, фотоальбомы. Детям третьего года жизни в свободное пользование дают книжки знакомого содержания (сказки, стихотворения; дети любят «читать» их своим куклам). Малышам предлагают красочный иллюстративный материал, фотоальбомы из жизни группы и семьи (на даче, поездки к морю, в зоопарк и т.п.).

Принцип эмоциогенности среды обеспечивает комфорт и эмоциональное благополучие детей.

У детей повышается настроение, когда они после дневного сна видят в игровой комнате разноцветных, выполненных из гофрированной бумаги бабочек или птичек, которые сидят на подоконнике, шторе, столе. Они сразу же замечают сделанный руками взрослого макет, например, маленькую избушку, рядом с которой расположены лес и горка. В лесу- лыжники, на горке - маленькие куколки в пластилиновых санках. Несколько дней дети будут обсуждать увиденное, вспоминать свои походы в лес, катание на санках. Как только интерес к этой теме начнет угасать, следует поменять сюжет: около избушки поставить зайца, за елку спрятать волка. Дети сами заметят изменения в сюжете и вместе со взрослым начнут обсуждать, почему зайка стоит у избушки, кто его защитит от волка и т.п.

В зимнюю стужу можно сделать летний сюжет: у озера (круглое зеркало) под разноцветным зонтиком загорает кукла (черные очки, панамка); по озеру плывет пластилиновая уточка с утятами. В следующий раз у озера можно посадить рыбака с удочкой.

В непогоду, чтобы поддержать хорошее настроение малышей, можно устроить короткие перебежки, ловлю бабочек, которые садятся то на подоконник, то на горку, то на голову или плечо детям (бабочки прикреплены ниткой к пальцу воспитателя). С большим интересом дети включаются в подвижные игры с использованием различных атрибутов (веночки, ушки зайчиков, крылышки бабочек и т. п.).

В тихие вечерние часы по инициативе детей разворачивается разнообразная досуговая деятельность. Кто-то показывает из-за ширмы куклам фрагмент знакомой сказки, кто-то устраивает музыкальный вечер с пением песен и плясками и т.п.

Поведение детей в возрасте 1 года - 1 года 6 месяцев нередко характеризуется яркими вспышками отрицательных эмоций. Между детьми часто возникают конфликты из-за игрушек, несмотря на их достаточное количество. У них отсутствуют тормозные процессы.

Например. Малыш стремится удовлетворить возникшее желание завладеть игрушкой, а ждать он еще не может. Ребенок собирается отнять у товарища мишку, который привлек его внимание своими действиями (поет, пляшет). Попытки взрослого предотвратить конфликт, предложив ему взять аналогичную игрушку с полки, не увенчались успехом, так как мишка находится в статичном положении. Следует взять мишку и показать малышу, как он кувыркается, топает, то есть увлечь, заинтересовать его, и конфликт будет исчерпан.

Дети не имеют достаточного опыта по разрешению конфликтов.

Например. Девочка резко вырвала из рук стоящего рядом мальчика машину. Одной рукой она прижала машину к себе, а другой начала гладить по голове обиженного. При этом девочка смотрит на воспитателя, всем видом показывая, что поступает правильно. Воспитатель предложил ей вернуть игрушку, своим видом, голосом, порицаниями показывая отношение к происходящему. В то же время не стоит оставлять девочку в бездеятельном состоянии. Нужно помочь ей отыскать аналогичную игрушку или переключить ее внимание на другую игру.

Конфликтов станет намного меньше, если взрослый будет поддерживать у малышей бодрое, радостное настроение, следить за их поведением, предотвращая появления конфликтов. Как можно чаще следует организовывать игры-перебежки, петь детям песенки, рассказывать потешки, ловить с ними бабочек, птичек (из цветной бумаги на ниточке), стимулируя разнообразную двигательную активность, организовывать пальчиковые игры «Сорока-белобока», «Идет коза рогатая», «Пальчик-мальчик» и др.

Среди детей старше 1 года 6 месяцев находятся забияки, которые испытывают желание сломать постройки сверстников, толкнуть их, которые любят бесцельно бегать. Ограничивая непосед, не стоит усаживать их на стул: «Сядь, передохни и успокойся!» Ребенок найдет себе дело и под стулом, а вскоре и вовсе уйдет. Лучше предложить ему интересное дело вдали от всех, чтобы он не мешал другим. При этом следует иметь в виду, что возбудимые дети не могут долго сосредотачиваться на одной игре, быстро теряют интерес к игрушке. Таким детям можно предлагать варианты развития событий. («Побежал зайка, ударился о пенек и плачет. Что будем делать?» Можно пожалеть его и затем почитать ему книжку. Можно полечить и вместе попрыгать. Малыш решит сам, как поступить.)

Детям медлительным, робким необходима помощь в завершении игр. Делать это следует эмоционально: «Какая у тебя красивая кисонька! Давай повяжем ей бант и пойдем с ней в парк!» Можно предложить им рассказать, что Мурка делает дома, чем ее угощают. Пусть малыш покажет, как она прыгает, кувыркается и т. п.

Следует поддерживать самостоятельность детей, их возрастающее умение занимать себя.

Например. Мальчик стоит на горке. Возможно, он наблюдает за происходящим за окном или удивленно смотрит вниз, увидев в необычном ракурсе игровую комнату, взрослых и детей. Наблюдение - один из видов детской деятельности, и не стоит мешать малышу. Если же он равнодушно скользит взглядом, не останавливая взор ни на одном из объектов, можно прийти ему на помощь.

Работая с детьми третьего года жизни, нельзя забывать о том, что в этом возрасте они переживают сложный для себя период, именуемый кризисом трех лет. Поэтому как в детском саду, так и дома следует проявлять к детям щадящее, чуткое, доброжелательное отношение.

Особое внимание и доброжелательность нужно проявлять к новеньким, которые появляются в группе. Новенький ребенок быстрее войдет в коллектив сверстников, если вовлекать его в различные игры, в ходе которых он может познакомиться с детьми, запомнить их имена («Держи картинку, Таня! Передай ее Саше!»). Или можно предложить малышам поиграть в пирамидку.

Например. Воспитатель собирает за столом четверых детей и показывает им пирамидку, состоящую из 15 колец. Взрослый снимает первое кольцо, называет его цвет и передает пирамидку ребенку, сидящему слева: «Теперь Катюшка снимет и назовет цвет колечка!» Затем пирамидка переходит к следующему ребенку: «А теперь Костя!» И так далее. В конце игры перед каждым ребенком лежит по 3 колечка. Пирамидка двигается в обратную сторону. Теперь каждый находит у себя самое большое колечко, нанизывает его на стержень и передает товарищу, сидящему справа, называя его имя.

Принцип эстетической организации среды предполагает уют и комфорт в групповом помещении, наличие яркого, привлекательного игрового материала и пособий. Все это вызывает у детей устойчивый положительный настрой, интерес к происходящему, желание активно участвовать в жизни группы, самим поддерживать чистоту и порядок.


Принцип активности проявляется в поведении самих детей в разных видах деятельности (двигательной, речевой, познавательной, в общении со взрослым и сверстниками).

Взрослый подбирая игровой материал, постепенно усложняет его, тем самым поддерживая у детей активность, устойчивый интерес к игровым действиям. Так, первое самостоятельное знакомство детей с пирамидками начинается с пирамидок на липучках, затем на конусе, а далее дети осваивают пирамидку, состоящую из 3-8 колец, свободно ориентируясь в их цвете и величине. Сама игрушка способствует развитию их активности. Со временем дети начинают самостоятельно проявлять активность. Например, когда вдвоем с приятелем достают из волшебного сундучка связанные родителями крохотные варежки, подбирают к ним в пару пинетки такого же цвета, наряжают кукол в одежду одного цвета, обучаясь действовать с кнопками, молниями, пуговицами, развивая мелкую моторику рук.

Воспитатель должен знать уровень развития умений своих воспитанников, потенциальные возможности каждого из них. Незнание особенностей развития детей может привести к банальному натаскиванию и в корне заглушит их инициативу и самостоятельность. В то же время длительная задержка на предшествующем этапе развития игровой деятельности отрицательно скажется на активности, заинтересованности детей, на дальнейшем совершенствовании игровых действий, общем психическом развитии.

Не следует увлекать детей сюжетной игрой, не развив их ручную умелость в предметных действиях. В этом случае они не смогут ни одеть кукол, ни искупать их, что приведет к разочарованию, потере интереса к игре.

Детям присуща высокая двигательная активность, но они в основном выполняют одни и те же действия: ходьба, бег. В течение всего времени бодрствования происходит постоянная нагрузка на позвоночник, так как дети ходят или сидят. Работают одни и те же группы мышц, что приводит к физическому утомлению, отчего малыши нервничают, капризничают. Поэтому в игры с детьми нужно включать разные движения. Например, можно предложить малышам изобразить щенят, которые будут подпрыгивать, кувыркаться, пролезать под стулом, вилять хвостиком или скакать, как козлики или жеребята, издавая радостные звуки, характерные для каждого из них. Включение разных групп мышц предусматривается при проведении игр-развлечений «Солнечные зайчики», «Пускание мыльных пузырей», «Ловля птички», собирании раскатившихся в разные стороны мячиков, организации коротких игр-забав.

Например. Игра «Кошечки» (для детей в возрасте 1 года - 1 года 6 месяцев). Малыши изображают кошек. Воспитатель зовет их: «Кис! Кис! Кис!»,- медленно отступая вглубь комнаты. «Кошечки» ползут за ним (упражнение для разгрузки позвоночника), мяукают, «крутят хвостиками», перекатываются с боку на бок, подлезают под стул и т. п.

Игра «Мышки» (для детей старше 1 года 6 месяцев). Малыши изображают мышек. Они пищат, «машут хвостиками», подлезают под бревно (надувное), пробегают по узкому мостику (гимнастическая скамья) через речку и прячутся, кто куда: под стол, стул, за дверь и т. п.

Игра «Мишки» (для детей старше 1 года 6 месяцев). Малыши изображают медвежат. Они переваливаются через бревно, топают по узкому мостику и медленно, вперевалочку, ходят на четвереньках.

Игра «Мышки и мишки» (для детей старше 2 лет). Одна группа детей изображает мышек, другая - мишек.

«Мышки и мишки подружились и зовут друг друга в гости, - рассказывает взрослый и предлагает детям выполнить соответствующие движения. - Обрадовались мышки-малышки и тихо-тихо побежали в гости к мишкам. Они быстро перебрались через ручей по мостику, подлезли под бревно и прибежали к дому, а он закрыт. Стали мышки стучаться, заглядывать в окна, пытаться подлезть под дверь. Ничего не получается. А мишки спят себе в доме и ничего не слышат. Так и убежали мышки домой ни с чем.

Проснулись мишки и тоже начали собираться в гости к мышкам. Взяли гостинец - бочонок меда и потопали. Пока перелезли через бревно, чуть не утонули в речке. Устали, идут, переваливаются с боку на бок, кряхтят.

Услыхали мышки шум, гам, испугались и попрятались, кто куда: за диван, под стол и т. д. А мишки пришли, смотрят - нет мышек. Где они? Ходят по дому, заглядывают во все углы, никак не найдут мышек. Сели отдохнуть. Услыхали мышки, что стало тихо, выглянули и увидели друзей. Вылезли мышки. На радостях стали все угощаться медом и плясать».

Взрослый должен поддерживать активность детей. Если ребенок сосредоточенно играет самостоятельно, следует всячески оберегать его игру. Если же малыш скучает, взрослый садится рядом и заводит с ним разговор, исходя из его интересов и уровня развития, вызывая яркие воспоминания о недавних интересных событиях, что способствует последующей самостоятельной активности ребенка.

Особое внимание необходимо обращать на детей бесцельно бегающих по группе. Например, остановив малыша с машиной в руках, взрослый может сказать: «Помнишь, шофер привез нам на машине яблоки и молоко? Куклы тоже ждут угощения. На твоей машине можно привезти им и ягоды, и конфеты. Пойдем посмотрим, где они хранятся» Теперь активность ребенка будет направлена в русло интересных дел.

Активизируя игровую деятельность детей, необходимо учитывать характер их предыдущей или последующей деятельности. Перед гимнастикой или музыкальным занятием нецелесообразно стимулировать те игры, которые совпадают по характеру с предстоящим видом деятельности. Лучше предложить детям спокойные дидактические, строительные игры. После лепки, рисования можно устроить игры-перебежки и т.п. После прогулки и перед сном необходимо привлекать детей к спокойным играм: можно предложить уложить спать утенка, слоненка, почитать книжку, посмотреть в окно и т. п. Одни малыши могут, лежа на ковре, поиграть с машинкой, другие присесть на диванчик с журналом, третьи прилечь на кровать, укладывая дочку спать. В летнее время хорошо расстелить в кружевной тени деревьев легкое одеяльце и предложить малышам поиграть на нем.

В процессе бодрствования следует чередовать разные виды деятельности детей: игры с высокой двигательной активностью сменять спокойными играми. Например, малыш, активно участвовавший в перебежках, может спокойно разместиться на ковре, за столом или у окна с шаробросом или геометрической коробкой. Главное, чтобы ему было уютно, удобно, комфотно.

Познавательная и речевая активность детей развивается в процессе наблюдений. Взрослый вовлекает детей в обсуждение увиденного, учит высказывать собственное мнение, развивает устойчивость и длительность наблюдений. Например, наблюдая за листопадом за окном, с детьми второго года жизни можно вести конкретный разговор об увиденном, детей третьего года жизни можно настроить на воспоминания о недавних летних деньках.

Наблюдения за распустившимся на подоконнике цветком с младшими детьми строятся на уточнении, закреплении цвета, величины цветка, на наблюдении за тем, как взрослые ухаживают за растением. Детям третьего года жизни можно предложить попутно вспомнить, какие цветы они заметили при входе в помещение детского сада, какие цветущие растения есть у них дома (у бабушки в деревне), какие цветы они видели на юге и т. п.

У аквариума младшие дети наблюдают за тем, как рыбы поглощают корм, как взрослые ухаживают за ними. Старшие дети могут вспомнить, каких рыб они видели в зоомагазине, зоопарке, каких рыб ловили с папой в деревне и т. п.

Наблюдения за птичкой в клетке можно продолжить при выходе на зимнюю прогулку, сравнивая поведение птиц, вспоминая птиц из зоомагазина, зоопарка.

Взрослый не должен оставлять без внимания детей в книжном уголке. Здесь малыши рассматривают альбомы с фотографиями, «читают» кукле книги (например, рассказывают потешку по картинке), играют в лото, где один ребенок выполняет роль воспитателя (демонстрирует ролевое поведение). Взрослый может развернуть беседу по знакомой картинке, задать 2-3 вопроса по сюжету, похвалить детей, выполняющих роль воспитателя, подсказать, что еще можно «почитать» кукле и т.п. Активность детей повышается, когда они участвуют в интересных беседах со взрослым и сверстниками.

В вечернее время со старшими детьми можно развернуть беседу о том, кто где отдыхал летом. С этой целью родители заранее приносят фотографии детей на отдыхе, написав на оборотной стороне имена тех, кто изображен на фото, кличку собаки, козленка и т. п. По фотографии малыш вспомнит, что еще произошло в деревне, на море. Остальные дети тоже активно вступят в беседу. После все дружно начнут строить деревенский дом с сараем или дачу с гаражом, рядом по напоминанию воспитателя появится лес, в котором поселятся лесные жители. Дети начнут дружно обсуждать, где будет жить белка, а где кошка, где козленок, а где заяц и т. п.

С привлечением сюжетных картинок, фотографий оживленно проходят беседы о походах в цирк, театр, зоопарк и т. п.

Воспитатель следит за тем, чтобы у детей в течение всего времени пребывания в детском саду было стабильное ощущение комфорта и психологической защищенности, уверенности в хорошем отношении к себе со стороны взрослых.


Похожая информация.


Отчетная документация по учебной практике

Студента заочной формы обучения

Группы Доз-14-1

ФИО Кочуевой Елены Николаевны

База практики: филиал МБОУ «Кишкинская средняя школа» детский сад «Светлячок» Нижегородской обл., Большемурашкинского р-а с.Холязино, ул. Пакина. д.77

Руководитель практики: заведующий Т.А. Подоляк

ПОСЕЩЕНИЕ № 5, 6

ПОСЕЩЕНИЕ № 5

Тема 3. Особенности социально-коммуникативного развития детей раннего возраста.

Особенности социальных проявлений ребенка.

Организация игровой и самостоятельной деятельности детей

Задание 1Изучение мотивов взаимодействия ребенка со взрослыми (изучаются два ребенка)

Таблица 5. Выбор детьми интересного для них варианта взаимодействия со взрослым

№ варианта Экспериментальная ситуация Возраст детей
Второй год жизни Ч. Катя Третий год жизни С. Вита
Получение новых впечатлений Округлила глаза и открыла рот от удивления Улыбнулась, сказала «Ой!»
Ласка взрослого Никак не прореагировала. Но на кнопку «канала» нажала. Улыбнулась на улыбку взрослого, немного отстранилась при попытке ласки.
Совместные действия со взрослым Забрала мягкую игрушку, обратно не отдал. Контакта не получилось. С удовольствием играла с взрослым, мягкую игрушку передавала взрослому. С удовольствием «переключила программу»
Слушание сказки Слушала, немного отвлекаясь – руками ощупывая телевизор Слушала сказку спокойно и с интересом
Беседы на личные темы Беседы не получилось, на вопросы не реагировала. Поговорили про маму, папу и любимую куклу Барби. Была активна, отвечала на вопросы взрослого.

Изучение негативных личностных проявлений (Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А)

Проведение исследования. Проводится "фотографическая" запись всех негативных проявлений в поведении, речи, эмоциональной сфере детей 2-3 лет в течение трех дней.

Обработка данных. Анализ протоколов проводят по схеме:

1. Форма негативного проявления: каприз, упрямство, зависть, ложь, проступок и т.д.

Ч. Катя (2-й год): Форма негативного проявления : упряма, немного агрессивна по отношению к другим детям (дерется). : ложится (бросается) на пол, кидает (разбрасывает) игрушки, карандаши и т.п., плачет, хнычет.Динамика : негативное проявление мгновенное, быстро заканчивается. : переутомление, негативное поведение сверстника.

Вывод о причинах и особенностях негативных личностных проявлений Кати:

Нарушения Катибессознательны, т.к.она действует под влиянием ситуативных желаний. Такое поведение ее является возрастной особенностью, что свидетельствует онесформированности механизмов нравственного поведения, а является лишь внешним требованием. Ребенок, оказываясь под властью мгновенных желаний, прибегает к отрицательному поступку, не задумываясь о последствиях.

С. Вита (3-й год): Форма негативного проявления : девочка всегда позитивна, не капризна, но изредка проявляется ложь (спрятала чужую игрушку - проступок, случайно стукнула малыша 1,5 лет – не призналась). Содержание негативного проявления : речевая реакция - молчание, эмоциональная поведенческая реакция– обида, плач. Динамика : протекает длительно (до 5 мин).Причина, вызвавшая негативную реакцию : страх перед взрослым, боязнь наказания,

Вывод о причинах и особенностях негативных личностных проявлений Виты: Нарушение девочки сознательное.Это означает, что она понимает противоречие между своим поведением и социально одобренным образцом.Это может быть также следствием недостаточно развитой волевой сферы ребенка,

Таблица 6. Длительность игры с пирамидкой в естественных условиях

Вывод :

Коля – Проявление воли было, но незначительное.Сначала был активен, затем на второй минуте активность угасла и нуждался в руководстве игрой. Отвлекался один раз. Затем возобновил игру с помощью взрослого. Цель была не стойкая.

Кристина – целеустремленно занялась игрой, была активна, собирала пирамидку без помощи взрослого. Цель была сохранена в течении всей игры (8,5 мин.). Видно проявление воли – была видна настойчивость «Я сама» в достижении цели и отказывалась от помощи взрослого.

ПОСЕЩЕНИЕ №6

Организация предметно-игровой и самостоятельной деятельности детей

Таблица 7 . Изучение предметно-игровой деятельности детей

Фамилия, имя, возраст ребенка Действия ребенка Действия воспитателя
Функцио- нальные Орудийные Отобрази-тельная игра Показ способа действия Совет Совместные действия Внесение игрушек
Чукавина Катя 2-й год Пыталась кормить ложкой куклу - воспроизводит в игре действия с предметами; ранее разученные Стучала ложкой по столу - отображает в игре отдельные, часто наблюдаемые действия «Кукла Даша проголодалась!» Кормление куклы Организует действия и показывает технические приемы Поощряет малыша Помощь в держании ложки или куклы Внесение предметов посуды
Афанасьв Матвей 3-й год Кормил куклу ложкой из тарелки-Ребенок отражает из жизни окружающих взаимосвязь и последовательность действий (2-3). Мешал ложкой воображаемую кашу в тарелке «Кукла Даша проголодалась!» Кормление куклы кашей Дает ребенку смысл действий с предметом, его общественную функцию Поощрение или порицание малыша Показ, как правильно держать ложку- Внесение столовой посуды

Результаты:

О бщая продолжительность предметной и игровой деятельности Кати – 2,5 минуты, Матвея – 4 минуты.Характеристика игровых уголков и игрушек, с которыми действовали дети : Катя действовала на ковре около кукольной кроватки; Матвей играл за кукольным столом на «кухне».

Виды и количество орудийных действий : Катя – владела функциональными действиями - ложкой кормила куклу, Матвей- орудийные действия – мешал кашу ложкой; функциональные – кормил куклу ложкой.

Темы, сюжеты отобразительных игр детей : Катя – «Кукла Маша проголодалась и плачет.наверно, хочет кушать!»сюжет - немногочислен, однообразен, неустойчив. Матвей – «К нам в гости пришла кукла Маша!» - игра носит сюжетный характер.

Игры рядом и характер отношений детей друг к другу : Катя играла рядом с Матвеем, никак не реагировав на действия мальчика. Матвей же часто смотрел на девочку и показывал ей, как нужно кормить куклу.

Приемы руководства деятельностью детей : беседу-рассказ с использованием иллюстративного материала,показ игрового действия – кормления куклы, ребенка, подбор игрового материала (кукла, посуда)участие воспитателя в игре и поощрение

Организация самостоятельной деятельности детей

в условиях ДОУ с учётом ФГОС ДО

Савченко Любовь Александровна,

старший воспитатель МБДОУ д/с «Радость»,

г. Цимлянск

В ФГОС ДО самостоятельная деятельность детей выделена менее ярко, чем совместная деятельность взрослых и детей. Тем не менее, в целевых ориентирах самостоятельность, способность выбирать себе род занятий является первостепенным. Необходимость формирования и развития самостоятельности диктуется потребностями общества в людях нестандартных, умеющих мыслить творчески, совершать открытия на благо человечества. А решение этого вопроса находит свое отражение в процессе развития самостоятельности, который позволяет человеку ставить новые проблемы, находить новые решения.

В научной педагогической литературе существуют разные точки зрения на определение понятия «самостоятельность» :

  1. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и убеждений.
  2. Это общая характеристика регуляции (управление) личностью своей деятельности, отношений и поведения.
  3. Это постепенно развивающееся качество, высокая степень которого характеризуется стремлением к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, умением поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленный цели, а так же способствовать к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.

Научные исследования свидетельствуют о том, что в условиях оптимального воспитания и обучения дети могут достичь определенного уровня развития самостоятельности в разных видах деятельности: игровой, коммуникативной, двигательной, познавательно – исследовательской, продуктивной (рисование, лепка, художественный труд), трудовой, музыкально-художественной, чтении.

Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять её от воспитателя), обдумать путь к её достижению, осуществить свой замысел , оценить полученный результат с позиции цели.

Развитие самостоятельности – важный показатель готовности ребенка к школе, особенно, эмоционально-волевой. У ребенка формируется умение действовать произвольно, регулируя и подчиняя свое поведение достижению определенной цели, которую ставят перед ним взрослый, коллектив детей, а затем и он сам. К концу дошкольного возраста ребенок 6 -7 лет сам ставит перед собой цель, совершает определенные последовательные действия для ее достижения, доводит начатое дело до конца.

Таким образом, самостоятельная деятельность дошкольника – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий.

Итак: самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста:

1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).

Самостоятельность не означает полной свободы действия и поступков, она всегда заключена в рамки принятых в обществе норм, то есть на каждую потребность должно быть правило. Мы, взрослые, живем по правилам, для детей также существуют определенные правила (в детском саду одни, в школе – другие). Какие правила существуют в ваших группах? (то, что взял – клади на место; не кричать и не бегать в группе; не мешать другим; складывать аккуратно одежду в шкафчике, здороваться со всеми, кто приходит в группу и т.д.).

ФГОС ДО подразумевает создание условий для свободного выбора детьми деятельности, то в этом смысле трудно переоценить значение предметно-развивающей среды. Припомним, что же такое развивающая предметно-пространственная среда? Развивающая предметно-пространственная среда -это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребенка в детском саду, на состояние его физического и психического здоровья, на успешность его дальнейшего образования, а также на деятельность всех участников образовательного процесса в дошкольном учреждении. Согласно требованиям ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Схема развития любого вида деятельности в соответствии с концепцией Л.С.Выгодского такова: сначала она осуществляется совместной деятельностью с взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка. При этом особая роль отводится воспитателю. Воспитатель должен создать разнообразную игровую среду (речь идёт о развивающей предметно-пространственной среде в ДОУ), которая должна обеспечивать ребенку познавательную активность, должна соответствовать его интересам и иметь развивающий характер. Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности. Педагог может подключиться к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группу сверстников.

Предметно-развивающая среда должна организовываться таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Такая среда должна отвечать индивидуальным и возрастным особенностям детей, их ведущему виду деятельности – игре. При этом она должна способствовать развитию творческих способностей, будить фантазию, активность действий, учить общению, яркому выражению своих чувств.

Игра в детском саду должна организовываться , во-первых, как совместная игра воспитателя с детьми, где взрослый выступает как играющий партнёр и одновременно как носитель специфического «языка» игры. Естественное эмоциональное поведение воспитателя, принимающего любые детские замыслы, гарантирует свободу и непринуждённость, удовольствие ребёнка от игры, способствует возникновению у детей стремления самим овладеть игровыми способами. Во-вторых, на всех возрастных этапах игра должна сохраняться как свободная самостоятельная деятельность детей, где они используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом, где обеспечивается в известной мере независимый от взрослых мир детства.

Наряду с игрой немалое место в жизни ребёнка занимает свободная продуктивная деятельность детей (конструктивная, изобразительная и т.д.) Так же как и в игре, здесь обогащаются возможности развития ребёнка.

Чтобы организовать самостоятельную художественную деятельность у ребенка должен быть сформирован художественный опыт, который ребенок приобретает на занятиях. Планомерное обучение позволяет постепенно накапливать и увеличивать объем навыков, умений и уже по своей инициативе дети могут проявлять себя в различных видах художественной деятельности: музыкальной, художественно-речевой, изобразительной, театрально-игровой.

Математика для дошкольника должна быть веселой и занимательной. Чтобы самостоятельная познавательная математическая деятельность была эффективной необходимо:

— создать специальную предметно-развивающую среду;

— предложить детям в самостоятельной познавательно-игровой деятельности комплекс занимательного игрового математического материала;

— использовать специальные приемы руководства самостоятельной познавательно-игровой математической деятельностью.

Эффективность самостоятельной познавательной математической деятельности можно отследить по уровню детской самостоятельности; познавательной активность детей; уровню мотивации.

Таким образом, организации самостоятельной деятельности детей в ДОУ педагог должен отводить большое количество времени в течение дня, в специально представленное для этого время, где ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий. И если в совместной деятельности с детьми педагог является равным партнером, то в самостоятельной деятельности педагог только наблюдатель.

Список использованной литературы:

  1. Воспитываем дошкольников самостоятельными: Сборник статей – Российский гос. Пед. Университет им Герцина, СПб: Детство-ПРЕСС 2000, 192 с.
  2. Кононова И., Ежкова Н. Подготовка детей к самостоятельной деятельности. // Дошкольное воспитание, 1991 — № 6. – С. 11-14
  3. Кузнецова Н.П., Создаем развивающую среду шаг за шагом//Справочник старшего воспитателя № 8 2016г.
  4. Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности старшего дошкольного возраста [Текст]: методические рекомендации /под ред. О.В.Дыбиной/-М.: центр педагогического образования, 2008г.
  5. ФГОС ДО.

Необходимость формирования и развития самостоятельности диктуется потребностями общества в людях нестандартных, умеющих мыслить творчески, совершать открытия на благо человечества. А решение этого вопроса находит своё отражение в процессе развития самостоятельности, которая позволяет человеку ставить новые проблемы, находить новые решения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад по теме

«Организация самостоятельной деятельности детей в свете ФГОС ДО» (

В ФГОС ДО самостоятельная деятельность детей выделена менее ярко, чем совместная деятельность взрослых и детей. Тем не менее, в целевых ориентирах самостоятельность, способность выбирать себе род занятий является первостепенным. Необходимость формирования и развития самостоятельности диктуется потребностями общества в людях нестандартных, умеющих мыслить творчески, совершать открытия на благо человечества. А решение этого вопроса находит свое отражение в процессе развития самостоятельности, который позволяет человеку ставить новые проблемы, находить новые решения.

Стандарт гласит, что одним из условий социального развития детей является:

  • поддержка индивидуальности и инициативы детей через:

создание условий для свободного выбора детьми деятельности , участников совместной деятельности;

создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);

Развитие самостоятельности – важный показатель готовности ребенка к школе, особенно, эмоционально-волевой. У ребенка формируется умение действовать произвольно, регулируя и подчиняя свое поведение достижению определенной цели, которую ставят перед ним взрослый, коллектив детей, а затем и он сам. К концу дошкольного возраста ребенок 6 -7 лет сам ставит перед собой цель, совершает определенные последовательные действия для ее достижения, доводит начатое дело до конца.

Что же такое в общем « самостоятельность»?

1. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и убеждений.
2. Это общая характеристика регуляции (управление) личностью своей деятельности, отношений и поведения.
3. Это постепенно развивающееся качество, высокая степень которого характеризуется стремлением к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, умением поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленный цели, а так же способствовать к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.
Самостоятельность не означает полной свободы действия и поступков, она всегда заключена в рамки принятых в обществе норм, то есть на каждую потребность должно быть правило. Мы, взрослые, живем по правилам, для детей также существуют определенные правила (в детском саду одни, в школе – другие). Какие правила существуют в ваших группах? (то что взял – клади на место; не кричать и не бегать в группе; не мешать другим; складывать аккуратно одежду в шкафчике, здороваться со всеми, кто приходит в группу и т.д.)

А.А. Люблинская утверждает, что самостоятельность не возникает вдруг, она развивается с самого раннего детства на основе укрепляющихся простейших навыков и привычек. Научные исследования свидетельствуют о том, что в условиях оптимального воспитания и обучения дети могут достичь определенного уровня развития самостоятельности в разных видах деятельности: игровой, коммуникативной, двигательной, познавательно – исследовательской, продуктивной (рисование, лепка, художественный труд), трудовой, музыкальной. Таким образом, данные виды деятельности могут и должны стать самостоятельными.

Самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста:

1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).

Какое место в режиме дня занимает самостоятельная деятельность? (в утреннее время, между ООД и занятиями, на прогулке, после сна, в вечернее время).

Как вы думаете, что должно учитываться при организации самостоятельной деятельности детей?

Верно: возрастные особенности, индивидуальные особенности детей, блочное (комплексно-тематическое) планирование, предметно-развивающая среда группы.

Так как ФГОС ДО подразумевает создание условий для свободного выбора детьми деятельности, то в этом смысле трудно переоценить значение предметно-развивающей среды. Давайте еще раз скажем, что же такое развивающая предметно-пространственная среда? Развивающая предметно-пространственная среда -это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребенка в детском саду, на состояние его физического и психического здоровья, на успешность его дальнейшего образования, а также на деятельность всех участников образовательного процесса в дошкольном учреждении.(слайд)

Какой должна быть предметно-развивающая среда в соответствии с ФГОС ДО?

Траснформируемой, содержательно-насыщенной, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Если мы говорим о насыщенности среды, то предполагаем наличие в группе центров активности (игровой, познавательно-исследовательский, творческий, двигательный и т.д.)

Трнасформируемость среды предполагает возможность ее изменения в зависимости от интересов и желания детей.

Полифункциональность среды предполагает возможность разннобразного использования предметов, атрибутов, природного материала.

Вариативность среды предполагает наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и др)., обеспечивающих свободный выбор детей; сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих активность детей.

Доступность и безопасность - известные понятия для характеристики среды, не нуждающиеся в расшифровке.

Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду должна:

  • иметь привлекательный вид;
  • выступать в роли естественного фона жизни ребенка;
  • снимать утомляемость;
  • положительно влиять на эмоциональное состояние;
  • помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир;
  • давать возможность ребенку заниматься самостоятельной деятельностью.(слайд)

Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки», «площадки»), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы должны быть доступны детям.

Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс учетом индивидуальных особенностей детей.

Оснащение уголков должно меняться в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

В качестве центров развития могут выступать центры для:

  • для сюжетно-ролевых и режиссерских игр;
  • для познавательной активности;
  • для самостоятельной деятельности детей;
  • для двигательной активности;
  • для настольно-печатных и развивающих игр;
  • для экспериментирования и наблюдением за природными явлениями;
  • для отдыха (уединения, общения и пр.) (слайды)

Свободная деятельность детей в развивающих центрах помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога.

  • Центры могут быть разграничены (полки, напольное покрытие, коробки, мольберты, столы и возвышения можно использовать для разграничения пространства), но вместе с тем, 1/3 пространства группы свободна для организации игр и деятельности большого количества детей.
  • Мебель и оборудование расставлены таким образом, чтобы обеспечивать свободное и безопасное передвижение детей (не должно, быть, слишком, много, открытого, пространства, которое бы провоцировало детей бегать с опасностью для других детей).
  • «тихие» и «шумные» центры достаточно разнесены, чтобы дети не мешали друг другу (уровень шума влияет на желание передвигаться, уровень тревожности и творческие возможности детей); оформление «уголка уединения» необходимо для отдыха ребенку;
  • материалы, которые стимулируют познавательную и речевую деятельность, детей включены во все центры;
  • материалы, которые позволяют ребенку разворачивать самостоятельную деятельность представлены в достаточном количестве;
  • центры допускают как индивидуальные занятия детей, так и объединения детей в малые и большие группы;
  • центры предназначены как для самостоятельной, совместной деятельности детей и взрослых, так и для проведения некоторых видов занятий;
  • для чтения, прослушивания музыки, отдыха есть достаточно мягких «посадочных мест» (подушки, обтянутые пенопластовые матрацы, кресла, пуфики и пр.);
  • в помещении достаточно столов и стульев, чтобы все дети могли одновременно разместиться за ними (желательно, чтобы, столы были небольшие и стояли бы в разных местах группы);
  • помещение группы организовано так, чтобы воспитатели могли одновременно наблюдать за тем, что происходит в большинстве центров;
  • все материалы, а так же детские рисунки и поделки развешаны на уровне глаз ребенка;
  • у каждого ребенка есть индивидуальное место, куда он может положить свои вещи и предметы .

Учитывая, что ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, воспитатель должен создать разнообразную игровую среду, которая должна обеспечивать ребенку познавательную активность, должна соответствовать его интересам и иметь развивающий характер. При этом она должна способствовать развитию творческих способностей, будит фантазию, активность действий, учить общению, яркому выражению своих чувств .

Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности. Воспитатель может подключиться к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группу сверстников.
Игра в детском саду должна организовываться, во-первых, как совместная игра воспитателя с детьми, где взрослый выступает как играющий партнёр и одновременно как носитель специфического «языка» игры . Естественное эмоциональное поведение воспитателя, принимающего любые детские замыслы, гарантирует свободу и непринуждённость, удовольствие ребёнка от игры, способствует возникновению у детей стремления самим овладеть игровыми способами.

Во-вторых, на всех возрастных этапах игра должна сохраняться как свободная самостоятельная деятельность детей, где они используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом, где обеспечивается в известной мере независимый от взрослых мир детства
Наряду с игрой немалое место в жизни ребёнка занимает свободная продуктивная деятельность детей (конструктивная, изобразительная и т.д.) Так же как и в игре, здесь обогащаются возможности развития ребёнка.
Педагог может заранее спланировать самостоятельную деятельность детей с учетом актуальной на данный день (или неделю) темы, поставленных целей и задач образовательной работы в режиме дня, т.е должен быть реализован принцип комплексно – тематического построения образовательного процесса в ДОУ. Педагог «отталкивается» от этой темы при организации самостоятельной деятельности детей.

Таким образом, самостоятельная деятельность детей в ДОУ- это такая деятельность, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, по его заданию, в специально представленное для этого время, при этом ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Организация самостоятельной деятельности детей в свете ФГОС ДО» поо

Самостоятельная деятельность детей - одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста.

Развивающая предметно-пространственная среда- это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребенка в детском саду, на состояние его психического и физического здоровья, на успешность его дальнейшего образования, а также на деятельность всех участников образовательного процесса в дошкольном учреждении.

Требования к развивающей предметно-пространственной среде Содержательно –насыщенная Трансформируемая

Полифункциональная Вариативная Доступная Безопасная

Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду должна: Иметь привлекательный вид; Выступать в роли естественного фона в жизни ребенка; Снимать утомляемость; Положительно влиять на эмоциональное состояние; Помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир; Давать возможность ребенку заниматься самостоятельной деятельностью.

В качестве центров развития могут выступать центры для: Для сюжетно-ролевых и режиссерских игр (театрализованная деятельность, ряжение, освоение социальных ролей и профессий и т.д.)

Для познавательной активности (экспериментирование с различными материалами, развитие речи, элементарных математических представлений и др.) Для самостоятельной деятельности детей (конструирование из различных материалов, художественно-продуктивная деятельность, ознакомление с литературой, центр патриотического воспитания и др.)

Для двигательной активности (спортивные игры, соревнования)

Для настольно-печатных и развивающих игр (дидактические игры, настольные игры и др.) Для экспериментирования и наблюдения за природными явлениями (экспериментальные лаборатории, календарь природы, центры для организации различных проектов и др.)

Для отдыха (уединения, общения и др.)


Задание 1. Справка "Организация работы дошкольного учреждения"

Полное наименование учреждения, его тип: МАДОУ "Детский сад №233 - Школа рыцарей и принцесс"

Адрес учреждения: г. Пермь ул. Подлесная, 21/2

Учредитель и ведомственная принадлежность: Департамент образования администрации г. Перми.

Контингент детей в ДОУ: 102 ребенка.

Комплектование групп: 5 групп.

Состав работников ДОУ: 20 работников.

Образовательный уровень педагогического состава:

· Высшее - 77%;

· Средне специальное - 23%.

Квалификация педагогического состава:

· Не аттестованы - 22%.

Режим работы ДОУ: 8:00 - 20:00

Функции ДОУ: образование детей дошкольного возраста

Цель ДОУ: Быть Вдохновителями и Помощниками для наших детей, родителей и партнеров в самовыражении своих Талантов и Индивидуальностей.

Задачи ДОУ: Помочь ребятам разобраться во всех особенностях гендера ("социального пола"), научиться ценить и использовать разные черты характера (и в себе, и в других), организовать подходящие сюжетные игры и, конечно же, сохранять индивидуальный подход к каждому воспитаннику.

Услуги ДОУ:

1. Со-Творение Света;

2. Фуршет для рыцарей и принцесс;

3. Пирожки для рыцарей и принцесс;

4. "Жемчужины Белогорья";

5. Солнечный выходной;

6. Тьюторская программа "Особый ребенок";

7. Монтессори-школа для детей 1-3 лет.

Основная программная документация (перечень): "Из детства в отрочество".

Основная нормативная документация (перечень):

· Свидетельство об аккредитации с приложениями;

· Устав МАДОУ №233;

· Муниципальное задание;

· Свидетельство о гос. регистрации;

· Постановление об утверждении нового устава;

· План финансово хозяйственной деятельности - 2011-2013;

· Лицензия.

Название группы раннего возраста: группа "Солнечная", группа кратковременного пребывания.

Фамилия, имя, отчество воспитателей-наставников: Домнина Марина Николаевна.

Образование наставника: Высшее.

Стаж работы с детьми раннего возраста: 3 года

Количество детей в группе: 20

Возраст детей на момент поступления в ДОУ: от 1,5 лет до 2,5 лет.

Возраст детей на момент практики: от 2-3 лет.

Посещаемость группы в текущем году: 100%

Уровень заболеваемости в группе: 70%

Комплексная программа: "Из детства в отрочество" 2007 год.

Парциальные программы: "Здоровье" В.Г. Алямовской, Музыкальный руководитель использует программу "Малыш" В.А. Петровой.

Перечень ведущейся в группе педагогической документации: перспективный план работы, календарный план работы, адаптационные карты, утренний, вечерний фильтр, журнал прогулок, журнал наблюдений(за индивидуальной работой.

Задание 2. Организация самостоятельной деятельности детей

Часть 1. Анализ "Условия для организации самостоятельной деятельности детей в групповой комнате"

В группе представлены следующие игровые центры:

1. Столы и рядом с ними открытые полки с книгами - предназначены для спокойных настольно-дидактических игр. Это такие игры, которые способствуют умственному развитию детей и развитию мелкой моторики, как: выкладывание мозаики, пирамидки, матрешки, настольные игры. Например, настольная игра: "Каких деток потеряла мама?", "Поможем девочке стать опрятной". Для игры "Каких деток потеряла мама?" предлагаются большие картинки с изображением коровы, курицы, собаки и маленькие - с изображением телят, цыплят, щенят. и другие настольные игры: "Кому что нужно?". На больших картинках изображены люди знакомых детям профессий: дворник, почтальон, парикмахер, продавец, врач и др. К ним прилагаются маленькие картинки с изображением тех или иных характерных для каждого вида работы предметов, орудий труда. Надо определить, что для дворника нужна метла, лопата, для врача -- термометр, белый халат и т. д. В другой игре для девочки, у которой надет один ботинок, ищут второй; для непричесанной -- расческу и т. д.; складные кубики (из 4 частей) с изображением простых, отличающихся по форме и окраске предметов. Например, разные овощи и фрукты: апельсин, груша, морковь, свекла; домино с картинками.

2. Здесь же оформлен ИЗО-уголок, для развития изобразительных способностей, творчества, воображения детей, для организации совместной и самостоятельной деятельности детей. Он оснащен следующими пособиями и материалами:

Доска деревянная и к ней цветные мелки;

Карандаши восковые;

Цветные карандаши в баночках по цвету и бумага;

Дидактическое пособие "Посели в свой домик" - по цвету.

3. Уголок со строительным материалом, включающий разнообразные объёмные формы: кубы, цилиндры, бруски и т.д., пластмассовые конструкторы из разных строительных деталей.

4. Шкаф с открытыми полками, на которых представлены различные сюжетно-образные игрушки: куклы, мягкие игрушки, большие пластмассовые игрушки, изображающие животных, машины.

5. Игровая зона "машинный парк", которая представлена следующими игрушками: грузовые и легковые автомобили, подъемный кран, трактор, пожарную машину.

6. Игровая зона "дом", которая представлена "комнатой" - это кровать, стол, стул, гладильная доска, утюг, одеяло, кукла, шкаф с кукольной одеждой, телефон, часы и "кухней" - это плита, набор посуды, набор продуктов, стиральная машина.

7. Игровая зона "Магазин", панель с изображением овощей и фруктов, кассовый аппарат, сумки.

8. Игровая зона "Больница" - халат доктора, принадлежности для доктора.

9. Игровая зона "Парикмахерская" - зеркало, игрушечный фен, различные тюбики и другие принадлежности.

10. Спортивный уголок - набор мячей, обручи, игрушки-каталки, кегли. Крупногабаритные игрушки, такие как автомобили, лошадки-каталки, прыгалки.

11. Музыкальный уголок представлен следующими атрибутами: магнитофон с набором кассет детских песен, металлофоны, балалайки, бубны, нарисованная на картоне клавиатура, погремушки, гармошка.

12. Театральный уголок представлен выпиленными раскрашенными фигурками, которые изображают героев народных сказок: "Курочка Ряба", "Теремок", "Колобок", "Репка"; театральными костюмами: лётчика, моряка, или шапочками животных: барашек, зайчик и др.

Игровые центры в группе, на мой взгляд, расположены рационально. Например, книжный уголок и уголок с настольными играми находится рядом со столами и стульями, где дети могут сесть и позаниматься.

Строительный материал находится в зоне, где постелен ковёр и много места для построек, рядом находится машинный парк, где можно взять машину для перевозки груза или чтобы построить для неё гараж или дорогу, а также различные образные игрушки.

Зона "кухня" расположена рядом с зоной "комната" и "больница". Доступ детей к игровому оборудованию свободный.

Размещение материалов игровых центров на протяжении двух недель не менялись. Обеденные столы используются для временного размещения материалов уголка изобразительной деятельности.

Часть 2. Анализ "Условия для организации самостоятельной деятельности детей на групповом прогулочном участке и состав выносного материала"

На групповой площадке имеется:

Домик (3 окна; есть скамейка и стол);

Песочница (большая, вместительная, есть бордюр для того, чтобы дети сидели, либо делали "куличики");

Лавочка;

Большая веранда;

Качели-качалки.

Таблица "Условия для организации самостоятельной деятельности детей на прогулочном участке"

Вид деятельности

Наименование оборудования, выносного материала

Расположение, его целесообразность

Соответствие гигиеническим и эстетическим требованиям

Предметно-манипулятивная

Ведерки, совочки, формочки, грабли, венички, лейки,

Ведущая. Деятельность

В отдельной коробке, рядом с песочницей. Приобщение у труду.

соответствует

Физическое воспитание

Мячики разных размеров, машины-каталки, кегли.

Физическое развитие, умение ориентироваться в пространстве

соответствует

Процессуальная

Баночки, коробочки, флакончики, палочки, природный материал

Развитие символической функции мышления.

соответствует

Продуктивная

Мелки, пластилин, карандаши

Стремление к самовыражению

соответствует

Сюжетно-отобразительная

Коляски, куколки, техника, посуда, тележка, животные.

Для игровых действий

соответствует

Таким образом, предметно-пространственная среда соответствует возрасту детей. Дети спокойно находят необходимые для игр предметы, игрушки. Не мешая другим детям, что обеспечивает ровное, спокойное общение детей и взрослых. Возникающие конфликты между детьми, из-за игрушки, быстро "устраняются". Воспитатели учат детей делиться, не отнимать, договариваться. Все это делается в ровном, уравновешенном тоне. Тем самым, не подавляя психику ребенка и создавая комфортный климат в группе.

Для более развивающей среды в группе можно больше внести такие игрушки как: "шуршалочки", "вкладыши", "шнуровки", чтобы развивать мелкую моторику рук детей. Так же необходимы игры и игрушки для развития цвета и формы.



Похожие публикации